Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс icon

Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс



НазваниеЛисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма курса

Лисун Н.М.

Актуальные вопросы органической химии

Пояснительная записка

Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «химия» в общем образовании школьников.

Программа курса включает ознакомление с основными положениями методологии органической химии, с ее наиболее интересными тенденциями, складывающимися в настоящее время. Программа составлена с учетом современных достижений теоретической органической химии. Из огромного материала отобраны вопросы, которые имеют наибольшее значение для понимания основных проблем органической химии и позволяют учащимся самостоятельно работать с учебными пособиями. Курс рассчитан на 17 часов.

^ Цель дисциплины – формирование знаний в области органической химии, касающихся познания живой материи, обеспечение выработки естественно-научного мировоззрения обучающихся.

^ Задачи дисциплины:

– систематизировать представления о строении молекул органических соединений,

– развить знания о законах протекания химических реакций и их механизмах,

- уметь осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников информации, использовать компьютерные программы для обработки и передачи информации и ее представления.

При разработке занятий курса эффективно использовать коллективные и индивидуальные форма организации занятий с использованием компьютерных технологий, что позволит осуществить дифференцированный подход к процессу обучения.


^ Содержание программы


Введение

Предмет органической химии. Разнообразие органических веществ и методы изучения их строения. Загрязнение среды и трансформация в природе.

^ Сравнительный анализ теорий строения органических соединений.

Теория А. М. Бутлерова. Основные положения теории химичес­кого строения органических веществ А. М. Бутлерова. Взаимные влияния атомов в мо­лекуле. Значение теории.

^ Электронная теория химической связи. Электровалентная и ковалентная связи и их характеристика.

Ковалентная связь, ее образование способами коллигации и координации. Семиполярная связь — комбинация ковалентной и ионной. Понятие о водородной связи. Роль водородной связи в структурировании биополимеров. Октетные формулы Льюиса. Понятие об эффективном и формальном зарядах атомов в молекуле. Характеристика ковалентной связи: энергия, длина, кратность, полярность, поляризуемость, направленность в пространст­ве. Понятие о валентности, ковалентности, координационном числе.

^ Теория направленных валентностей. Связь между электронной структурой элементов, их положени­ем в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, зарядом их ионов и числом ковалентных связей в молекулах или ионах.

^ Теория гибридизации. Три валентных состояния атома углеро­да, правила для определения гибридизации атомов в молекуле.

Тетраэдрическая гибридизация. 3-Гибридизация. Распределе­ние электронной плотности в гибридной орбитали. Электронное строение и углы между направлением валентностей в молекулах этана, пропана и других углеводородов. Тетраэдрическая гибриди­зация атомов азота, кислорода. Тригональная гибридизация (sр2-гибридизация). Модель сое­динений с двойной связью, схема σ- и π-связей, углы между на­правлением валентностей в молекулах этилена, пропилена, бута­диена. Тригональная гибридизация атомов кислорода, азота. Схема σ- и π-связей в молекулах уксусной кислоты и других соединений.

^ Диагональная гибридизация (sp-гибридизация). Модель соединений с тройной связью, схема σ- и π-связей в молекулах ацети­лена, аллена, оксида углерода (IV).

Энергия, длина и поляризуемость простой, двойной и тройной связи в этане, этилене и ацетилене. Зависимость значений электро­отрицательности и длины ковалентного радиуса от валентного состояния атома углерода. Расчет длин связей в различных сое­динениях с учетом ковалентного радиуса атома углерода. Энер­гия, длина и полярность связей С - Н в алканах, алкенах и алкинах.


^ Теория электронных смещений

Взаимное влияние атомов в молекуле: индукционные и мезомерные эффекты. Индуктивный эффект. Зависимость полярности σ-связей от электроотрицательности элементов. Таблица электроотрицатель­ности по Полингу. Два вида индуктивных эффектов: +I, —I. За­висимость значения I-эффекта от эффективной ЭО заместителей. Затухание индуктивного эффекта по цепи σ-связей. Влияние I-эф­фектов на физические и химические свойства.

^ Мезомерный эффект. Перераспределение электронной плотнос­ти в системе π-связей, стабилизация системы. Неполярный (М) и полярные (+М, —М) эффекты. Типы сопряжения: π,π; ,[π, р]; р, π; [р, р), σ, π.

Энергия мезомерии, влияние на устойчивость сис­темы. Влияние мезомерного эффекта на физико-химические свойства.

^ Изомерия. Структурная изомерия. Определение. Примеры (изомерия углеродного скелета, положения функциональной группы, таутомерия и др.).

Стереоизомерия: конфигурационная и конформационная.

Конфигурационная изомерия: оптическая и геометрическая.

^ Оптическая изомерия. Понятие о хиральности. Соединения с одним асимметрическим атомом углерода, энантиомеры (антиподы), рацематы. Проекционные формулы Фишера, знак вращения и конфи­гурация 2-бутанола. Правила для определения относительной конфи­гурации. Соединения с двумя различными и одинаковыми асимметрии­ческими центрами (антиподы, рацематы, диастереомеры, мезоформы).

^ Геометрическая изомерия (цис, транс или Z, Е) на примере 2-бутена. Физические и химические свойства оптических и геометрических изомеров.

Конформационая изомерия. Причина заторможенного вращения вокруг σ-связи. Конформация, конформер, конформационный изомер.


^ Классификация органических реакций. По направлению: присоединение (А), отщепление (Е), замещение (S), перегруппировка. По характеру реагирующих частиц: гомолитические (SR, АR) и гетеролитические (нуклеофильные SN,, AN и электрофильные SE,, AE). Понятие о субстрате и реагенте, радикальных, электро-фильных и нуклеофильных частицах. Поня­тие о моно-, би- и полимолекулярных реакциях.


.


Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации

Методы работы

Вид контроля за результа-тами образования

1.

Введение

Предмет органи-ческой химии. Разнообразие органических веществ и методы изучения их строения. Загрязнение среды и трансформация в природе.

1

Лекция

Объяснительно-иллюстративный




2.

^ Теория А. М. Бутлерова. Основные положения теории химичес­кого строения органических веществ А. М. Бутлерова. Взаимные влияния атомов в мо­лекуле. Значение теории.

1

Коллективная работа, взаимопроверка в группах


Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом, компьютер-ная презентация.

3.

^ Электронная теория химической связи. Электровалентная и ковалентная связи и их характеристика.

Ковалентная связь, ее образование способами коллигации и координации. Семиполярная связь — комбинация ковалентной и ионной. Понятие о водородной связи. Роль водородной связи в структурировании биополимеров. Октетные формулы Льюиса. Понятие об эффективном и формальном зарядах атомов в молекуле. Характеристика ковалентной связи: энергия, длина, кратность, полярность, поляризуемость, направленность в пространст­ве. Понятие о валентности, ковалентности, координационном числе.

1

Коллективная работа, взаимопроверка в группах


Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом, компьютер-ная презентация.

4.

^ Теория направленных валентностей. Связь между электронной структурой элементов, их положени­ем в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, зарядом их ионов и числом ковалентных связей в молекулах или ионах.

1

Коллективная работа, взаимопроверка в группах


Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом, компьютер-ная презентация.

5.

^ Теория гибридизации. Тетраэдрическая гибридизация. Тригональная гибридизация., Диагональная гибридизация, Энергия, длина и поляризуемость простой, двойной и тройной связи в этане, этилене и ацетилене.

1

Коллективная работа, взаимопроверка в группах


Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом, компьютер-ная презентация.

6.

^ Теория электрон-ных смещений

Взаимное влияние атомов в молекуле: индукционные и мезомерные эффекты.

2

Коллективная работа, взаимопроверка в группах


Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом, компьютер-ная презентация.

7.

Изомерия. Структурная изомерия. Стереоизомерия. Кон-фигурационная изо-мерия. Оптическая изомерия. Геомет-рическая изомерия.

Конформационая изомерия.

2

Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах, работа с компьютерная программой


Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом

8.

^ Классификация органических реакций. По направлению: присоединение (А), отщепление (Е), замещение (S), перегруппировка. По характеру реагирующих частиц: гомолитические (SR, АR) и гетеролитические (нуклеофильные SN,, AN и электрофильные SE,, AE). Понятие о субстрате и реагенте, радикальных, электро-фильных и нуклеофильных частицах. Поня­тие о моно-, би- и полимолекулярных реакциях.

8

Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах


Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом




Итого

17











^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:


  1. Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение органических веществ: Пособие для учащихся 10 кл. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.

  2. Васильева К.В., Буховец С.В., Журавлева Л.Е., Трошева М.П. Задачи и упражнения по органической химии. - М., 1982.

  3. Иванов В.Т., Горленко В.А., Гева O.K. Органическая химия. - М., 2003.

  4. Ким А.М. Органическая химия. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2002.

  5. Нифантьев Э. Е., Миллиареси Е. Е. Курс органической химии. - М: Прометей, 1993.

  6. Шабаров Ю. С. Органическая химия. - М.: Химия,2000.


Дополнительная литература:

  1. Белобродов В.Л., Зубарян С.Э., Лузин А.П., Тюкавкина Н.А. Органическая химия. - М.: Дрофа, 2003.

  2. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии. - М.,1999.

  3. Днепровский А. С., Темникова Т.И. Теоретические основы органической химии. - Л., 1979.

  4. Морисон Р., Бойд Р. Органическая химия. - М., Мир, 1974.

  5. Нейланд О. Я. Органическая химия. - М.: Высшая школа, 1990.

  6. Несмеянов А. К., Несмеянов Н. А. Начала органической химии. - М., Химия, 1974. - Т. 1-2.

  7. Перекалин В. В., Зонис С. А. Органическая химия. - М.: Просвещение, 1982.

  8. Робертс Дж., Касерио М. Основы органической химии. - М.: Мир, 1978. - Т. 1-2.

  9. Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. - М.: Химия, 1991.

  10. Терней А. Современная органическая химия. - М.: Мир, 1981. - Т. 1-2.

  11. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия.- М.: Дрофа,2005.



Похожие:

Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconЭлективный курс Химия элементов 9 класс Пояснительная записка. Данный элективный курс предназначается для учащихся 9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии
Способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс icon2 Пояснительная записка
Если ваша школа стала профильной и вы преподаете профильный предмет, этот элективный курс сможет по настоящему увлечь своим предметом,...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconТема: «решение задач по химии» Повышенного уровня сложности ( элективный курс) для обучающихся 9 класса 2009-2010г. Пояснительная записка школьный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
Школьный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для обучающихся 9 класса. Он рассчитан на 34 часа...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconЭлективный курс «решение задач по органической химии»
Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconПояснительная записка Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconПояснительная записка Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconПояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов
Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термины «химия и человек», «химия окружающей среды» вскользь...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconПояснительная записка элективный курс «Золотые руки работника: основы потребительской культуры»
Элективный курс «Золотые руки работника: основы потребительской культуры» представляется особенно актуальным, так как рассматривается...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconЭлективный курс по математике и 0,5 часа на факультатив по информатике
...
Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс iconЭлективный курс «Основы семейной экономики» Пояснительная записка Курс «Основы семейной экономики»
Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты