Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» icon

Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь»



НазваниеУчитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Учитель года России - 2009


«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь»


Казанцева Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 162»


Содержание:

  1. Актуальность………………………………………………………..3

  2. Теоретическое обоснование………………………………………..4

  3. Система опыта……………………………………………………….6

  4. Результативность опыта …………………………………………..10

  5. Библиографический список………………………………………..12

  6. Рецензия на опыт работы………………………………………….13

  7. Приложение к опыту……………………………………………….14



«Культура речи – это «одежда мысли»,

по которой обычно сразу и, как правило,

безошибочно определяют уровень

образованности человека»

М.Р.Львов

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, граждан­ской ответственности и правового самосознания, духовности и куль­туры, инициативности, толерантности, способности к успешной со­циализации в обществе. В Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования 2004 года предусмотрено формирование у детей начальной школы стремление к постоянному самообразованию, а так же впервые предусмотрели формирование первоначальных умений передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование интернета. Но это не возможно без сформированного умения учиться и навыка работы с информацией.

Сегодня обществу нужны инициативные специалисты, способные самостоятельно совершенствовать свою личность и деятельность, способные адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, готовые к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности, умеющих рассуждать и отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, готовые решать коммуникативные задачи, владеть устным и письменным общением. Следовательно, необходим человек мобильный, интеллектуально развитый.

Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет опти­мально развивать каждого ребенка на основе педагогической под­держки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов развития общества. Введение Единого государственного экзамена по русскому языку является новшеством для нашего региона. С помощью этого экзамена проверяется не только орфографические и пунктуационные знания, но и речевое развитие учащихся. Выполняя третий тип тестовых заданий – это сочинение рассуждение (рецензия, эссе), учащимся дается возможность самостоятельно составить текст, по которому можно судить об уровне его речевого развития, о его общей культуре, о том, сформировался ли он как личность, имеет ли личностную позицию и умеет ли ее выразить. Но к заключительному этапу обучения – экзамену – следует готовиться заранее. Поэтому целесообразнее начинать работу по развитию связной грамотной речи с первого класса и продолжать до одиннадцатого.

Педагоги отмечают, что увеличилось количество детей младших классов, не умеющих выразить свою мысль, высказать свою точку зрения. Общеизвестно, связная устная речь имеет огромное значение так же, как и письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Условием успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная.

^ 2.Теоретическое обоснование.

Под связной речью понимается сложный объект, состоящий из предложений, связанных между собой по смыслу, лексически, грамматически и формально в особые группы. Основу связности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Говоря о коммуникативной преемственности, психологи и педагоги указывают на то, что в процесс обучения необходимо активизировать речемыслительную деятельность учащихся. «Говорящий должен думать, а не просто помнить и вспомнить слова», - указывал Н.И.Жинкин в своей книге «Речь как проводник информации».

Развитие связной речи представляет собой сложный многоплановый процесс. Во всех исследованиях речевого развития, особенно последних 20 лет (А.А. Ле­онтьев, И.А.Зимняя) достаточно убедительно звучит мысль о том, что важ­но не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а на­сколько действенным это высказывание является для собеседника и на­сколько отвечает целям вербального поведения ребенка, т.е. подготавлива­ется мысль о включенности речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности.

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» подходит к проблеме развития речи, опираясь на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволяет освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Причиной, побудившей нас заняться изучением, развития связной речи стала проведенная в начале первого класса традиционная диагностика уровня сформированности коммуникативных умений (А.Афанасьева) школьников. Эти умения были сформированы у 65% учащихся. При проведении педагогической диагностики были получены следующие результаты, в которых было вы­явлено, что 58% (14 человек) не владеют навыками речевого этикета. Только 44% (11человек) смогли написать письма, 28% (7 человек) умеют пользоваться словарями, 24 %(6 человек) могут вступать в дискуссию и 40% (10 человек) умеют и могут высказать свою точку зрения по поставленной проблеме на уроке. (Приложение №1, № 1.1). Результаты диагностики показали что, в свете новой парадигмы образования и возможностей УМК «Перспективная начальная школа» необходимо уделить особое внимание лингвистическому развитию и коммуникативной компетентности учащихся.

Эта проблема в научной литературе рассмотрена следующими авторами: Л.С. Выгодским, Л.А. Петровской, А.Н. Леонтьевым, В.К.Дьяченко, М.С.Соловейчик, И.А.Зимней, Т.А.Ладыженской, К.Д.Ушинским, Л.М. Лосевой, В.И.Капинос, Кан-Калик В.И.

В учебно-методическом комплекте, построенном на основе концепции «Перспективная начальная школа», уроки развития речи со второго класса проводятся отдельные уроки один раз в неделю, что помогает учителю и учащимся систематизировать работу по формированию связной речи, достичь более высокого уровня в развитии учащихся. В то время как в программе «Школа Росси» уроки развития речи предусматриваются два - четыре раза в четверть в формах изложения и сочинения. На таких уроках формируется в основном письменная речь с элементами устной (пересказывание текста изложения), а устная формируется на уроках литературного чтения в виде пересказов и рассказывания. Это не дает целостности формирования навыка связной речи.

На примере УМК «Перспективная начальная школа» проанализируем технологии, методы, формы, приёмы, которые позволяют нам работать над развитием речи младших школьников и как они способствуют раз­витию функциональной грамотности учащихся.

Наиболее эффективными в рамках данного учебно-методического комплекта мы считаем использование следующих технологий: коммуникативного обучения (Е.Пассова, В.Бим), проблемного обучения (М.И.Махмутов), диалоговой, дидактической игры (К.Д.Ушинский, П.П.Блонский), проектной (А.Полат); форм организации познавательной деятельности считаем работу в парах и групповую.

При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; резко возрастает сплочённость класса, ответственность.

Дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других.

Общение и совместная деятельность в группах укрепляют в младших школьниках чувство самостоятельности, независимости, равноправия, учат их принимать во внимание точку зрения сверстника, координировать его действия со своими действиями и находить общий язык с партнёрами по общению.

^ 3.Система опыта

Начиная с первого класса, дети осваивают этику общения в различных жизненных ситуациях и учатся применять свои знания на практике, анализируя высказывания одноклассников, отстаивая свою точку зрения в споре. Но если в первом классе их высказывания ограничиваются лишь односложными ответами и простыми предложениями, то во втором и третьем классах их объем значительно возрастает за счёт применения предложений сложных структур и постоянного увеличения словарного запаса. Для этого они обращаются к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, а также к Интернету, что является необходимым условием развития речевых умений и применения их на практике.

Первое знакомство с особенностями устной речи происходит в период обучения грамоте, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

В первом классе на уроках русского языка ученики знакомятся с «Азбукой вежливости», в которой рассматривается несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, и др.), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми. (Приложение №3)

Дальнейшая работа по развитию речи происходит на уроках русского языка во 2 классе. На этих уроках учащиеся знакомятся с построением текста, выделяют в тексте смысловые части. Оформляют записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Знакомятся с текстом-описанием и текстом-повествованием. Определяют тему и основную мысль (основное переживание) в тексте. Составляют план текста. Знакомятся с изложением как жанром письменной речи, использованием плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определяют тему и основную мысль живописного произведения. Учатся сравнительному анализу разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительному анализу разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Второклассники учатся сравнивать научно-популярные и художественные тексты (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуаций речи (в беседе со школьниками или с взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. В первом классе дети заполняли пропуски в шаблонах письма, а во втором писали самостоятельно. (Приложение №4)

К концу второго класса учащиеся должны уметь:

-определять тему текста и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

- членить текст на абзацы, оформляя его членение на письме;

- грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и др.)

Главная задача развития речи курса второго класса связана с формированием умений устного и письменного высказывания в рамках тех жанров, которые определены программой:

а) устное и письменное изложение короткого текста; работа над изложением предполагает формирование ряда умений: отличать текст от совокупности предложений; определять тему и основную мысль (основное переживание), выраженную в тексте; понимать связь название текста с его темой или с основной идеей; давать название тексту по одному или двум основаниям; понимать смысловое членение текста на части.

Помимо решения этих задач работа с текстом предполагает формирование умения различать художественный и научный тексты по назначению: сообщить какие-то сведения или поделиться впечатлениями и переживаниями; различать текст-описание и текст-повествование по назначению (помогает детям помочь представить что-то или кого-то или изложить последовательность событий.)

б) употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме; формирование умения писать письмо и открытку является необходимой частью решения задачи обеспечения содержательной переписки школьников с учеными клуба по окружающему миру и клуба по литературному чтению и русскому языку (каждые каникулы школьники получают задания, требующие ответа в жанре письма).

в) устные ответы на вопросы по произведению живописи; умение рассматривать произведение живописи (формирование которого начинается в первом классе в рамках уроков литературного чтения) на уроках русского языка мотивировано решением задач развития речи, поставленных программами изучения русского языка и литературного чтения. Поэтому – помимо общей дидактической задачи формировать наблюдательность, выделять детали и определять главное – картинная галерея на уроках русского языка служит изобразительным материалом для того, чтобы школьники умели сравнивать содержание и название живописного произведения, учился определять, связано ли название с темой или с основным переживанием автора этого произведения; обнаружить сходство примеров, которыми пользуются поэты и художники; сходство мира ценностей авторов литературных и живописных произведений.

Работая над картиной или иллюстрацией, мы придерживаемся, следующего плана.

План:

1. Рассматривание картины.

Дети внимательно всматриваются в картину, стараются ее почувствовать и понять. Возможно использование фонограммы, которая помогает воспроизведению картины более эмоционально, дает толчок мыслям, чувствам, воображению.

2. Беседа по содержанию картины.

В беседе мы говорим о чувствах, которые вызвала картина; настроении; о предметах, которые ярко запечатлены на картине; о природе; цвете.

3. Детальное рассматривание картины.

Такое рассматривание картины позволяет учащимся по иному осмысливать ее содержание, развивает мышление, речь, чувства, эмоции.

4. Подведение итогов.

На данном этапе дети говорят о том, что их больше всего впечатлило.

В результате такой работы учащиеся через чувства и переживания, вызванные картиной, приобретают личностный опыт и основу самосознания, пытаются понять внутренний мир человека, приобретают способность сопереживать.

При рассмотрении персонажей на картине или иллюстрации учащимся предлагается воспользоваться следующей памяткой:

1.Кто изображен?

2.Что он делает?

3.Как он это делает, с каким настроением?

4.О чем он думает?

5.Какое у него лицо (морда)?

6.Какое у него настроение, какой характер?

7.Во что он одет, какого цвета одежда?

8.Где находится персонаж (ближе всего к тебе, в центре, на заднем плане)?

9.Какие краски использовал художник?

10.Твое отношение к персонажу, к картине.

Этот план и памятка помогают более внимательно и правильно понять и почувствовать, что хотел передать нам художник. Урок развития речи в 3 классе по теме работа по картине «Портрет Мики Морозова» Валентина Серова. (Приложение № 7).

Существуют и другие условия создания коммуникативных ситуаций, а именно, организация работы с разными источниками информации: словаря­ми и справочниками.

Для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для задач развития речи в УМК «Перспективная начальная школа» предусмот­рены учебные словари: Толковый, словарь устойчивых выражений, орфо­графический (словарь «Пиши правильно»), Обратный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно»), этимологический (словарь происхожде­ния слов). На протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе ставится за­дача — привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами - синонимами и словами - антонимами, явлением многозначности, дать понятие «новых» и «устаревших» слов. В этом помогут словари русского языка, входящие в УМК.

В течение учебного года задания выполняемые учениками на каждом структурном этапе урока постепенно усложняются. Усложнение заданий со­провождается увеличением доли участия детей в организации учебного про­цесса. Если брать за основу способа деятельности аспект познания (по клас­сификации М. Поташника), то данный УМК даёт возможность активно при­менять в работе со словарями частично поисковый метод. В традиционном обучении превалирует репродуктивный метод («Делай как Я»). В УМК «Перспективная начальная школа» само содержание программ и учебных заданий нацеливает учащихся на самостоятельные умозаключения, выводы, поиск решений. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу и оценивать её результат.

Первый урок русского языка во 2 классе называется «Главное сокро­вище библиотеки Анишит Йокоповны». (Приложение №5) Это урок знакомства со словаря­ми. Авторы предопределяют отношение к словарям в самом названии те­мы. Даются задания: открой страницу «Содержание», найди раздел «Сло­вари». Посмотри, какие словари здесь есть. Как они называются? Какие названия тебе непонятны? В ходе выполнения заданий дети знакомятся со словарями и их условными обозначениями, получают представление о значимости словарей в их жизни: «Если вы полюбите все эти словари, ваша жизнь изменится» - пообещала Анишит Йокоповна.

—Мы станем грамотными? - спросила Маша.

—Нам будет интересно! - решил Миша.

Ученики обсуждают варианты ответов двух главных героев учебника, делают свои выводы.

В работе со словарями даётся развёрнутая формулировка заданий вместе с указанием организационных форм их выполнения (в группе, па­ре). Это позволяет школьникам длительное время заниматься самостоя­тельно. Например: 2класс стр. 19 упр. 15

- Открой Обратный словарь на букву -Ы. Найди в списке слова, у ко­торых основа оканчивается на букву Ц, а окончание - Ы. Спиши в тетрадь. Окончания подчеркни. С тремя из них придумай и запиши словосочетания: слово-название предмета + слово-название признака. Твой сосед по парте пусть придумает словосочетания с другими тремя словами.

По ходу выполнения этих заданий, дети в результате самостоятельных умозаключений делают вывод о правописании гласной после -Ц.

Учитывая логопедические проблемы у учащихся, разный уровень ов­ладения русским языком, в УМК «Перспективная начальная школа» разра­ботаны специальные линии орфоэпической работы и работы с обратным словарём. Так, в учебнике русского языка (2005г.) З класс стр. 12-13 рас­сматриваются существительные с подвижным ударением. Предлагается в словаре «Произноси правильно» найти примеры таких существительных, а на стр.17 к аналогичному заданию предлагается устно составить с ними словосочетания и предложения.

При помощи Обратного словаря дети с 3 класса самостоятельно дела­ют работу над ошибками, пользуясь инструкцией на обороте обложки учебника. Например, работая над орфограммой «Парный по звонко­сти/глухости согласный на конце слова», предлагается задание:

—Открой словарь на буквы -Б и -П; или -В и ~Ф; или -Г и -К; или -Д и -Т; или - Ж и - Ш; или -3 и -С.

—Выпиши несколько слов. Запиши с ними словосочетания. В скобках пиши проверочные слова.

Уже со 2 класса дети работают с орфографическим и этимологиче­ским словарями (Словари «Пиши правильно» и происхождения слов). Так в учебнике русского языка (2005г.) 2класса стр.144 упр. 108 есть задание: -посмотри, как пишется слово со звёздочкой в словаре «Пиши правильно». Найди это же слово в Словаре происхождения слов. Какие из слов - дальних родственников слова ОГ*РОД могут помочь в написании пропущен­ной буквы?

Выполняя такие задания, дети расширяют свой словарный запас, у них формируется грамматическая зоркость. Они овладевают первоначаль­ными умениями поиска необходимой информации в словарях. Предусмот­рена система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками. Каждый из них имеет специфичные для своей образовательной области словари. Это даёт каждому школьнику возможность приобрести в процессе учёбы навык работы с представленными словарями. (Приложение № 6)

Рабо­тая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у детей форми­руется понимание, а не заучивание, того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чём их грамматический и коммуникативный смысл.

4.Результативность.

Об эффективности работы по формированию коммуникативно компетентности можно судить по следующим проведенным диагностикам. Если в начале первого класса коммуникативные умения были сформированы у 65% учащихся, то в начале 2-ого класса данные показатели возросли до 80%. Дети перестали испытывать тревожность в учебной деятельности, уменьшилось количество детей с низкой мотивацией, так же увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. На конец второй четверти по результатам педагогической диагностики можно видеть значительный скачок в развитии учащихся если на начало первого класса 58% (14 человек) владели нормами речевого этикета, то во втором классе увеличилось до 78% (19человек). В первом классе написать письмо могли только 44% (11человек), то во втором все учащиеся справились с этой задачей. В начале обучения только 28% (7человек) могли находить нужную информацию в словарях, осознанно работать со словарной статьей, пользоваться различными словарями. Во втором классе этот показатель увеличился до 84% (21 человек) дети осознанно, быстро и точно находят нужную информацию в словарях. Остальные 16% (4 человека) испытывают затруднения при работе со словарями. Умение вести дискуссию возросло до 40% (10 человек), остальным учащимся еще сложно спорить, обсуждать какой-нибудь вопрос на уроке и во внеурочной деятельности. Но умение высказать свою точку зрения по какой-нибудь проблеме могут 68 % (17 человек). (Приложение №2 ,№ 2.1 № 2.2).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» способствует формированию устной и письменной речи - основы одной из главных ключевых компетентностей - коммуникативной. Использование ситуаций живого общения на уроках развивают не только речь, но и формируют функциональную грамотность учащихся.у учащихся формируются умение пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике, что соответствует одному из важнейших требований современного европейского и российского образования. Вместе с тем педагогическое наблюдение выявило проблему - не все учащиеся в рамках предмета овладели речевой коммуникацией, что связано с особенностями темперамента и разными учебными возможностями детей. Поэтому работа в данном, направлении будет продолжена далее.

В перспективе вижу распространение своего опыта через публикации в журнале «Начальная школа». Обобщение (выступление) в рамках семинаров УМК «Перспектива».


Литература

1.Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов – н/д: Феникс,2003.

2.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М.,2000.

3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1968.

4.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Н.Н. Развитие речи: теория и практика обучения, 2-е издание. – М., Линка – Пресс, 1994.

5.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М., 1975.

6. Лосева Л.М. как строить текст. – М., 1980.

7.Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978.

8.Чуракова Р.Г.Программы четырехлетней начальной школы. – М., Академкнига, 2004.



Похожие:

Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconПронькиной Светланы Александровны Проблема: Формирование информационной компетентности младших школьников на урок
Проблема: Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках русского языка
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconМетодическое пособие Проект «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников»
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconФормирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка
Каждая из ключевых компетенций основывается на определенных видах деятельности и выступает в качестве ведущей в отдельных учебных...
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconФормирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения Трунова Лариса Васильевна, учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения...
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconТема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара
Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Нарьян-Мара
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconФормирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму

Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconН. Новгорода Формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка (пояснения к презентации)
Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на...
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconФормирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка Маркитанова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы филиал мбоу «Стрелецкая сош»
Маркитанова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы филиал мбоу «Стрелецкая сош» в с. Авдеевка Тамбовского района
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconКонкурс «Учитель года-2012»
Формирование читательской и речевой компетентностей на уроках русского языка и литературы
Учитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь» iconФормирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты