Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год icon

Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год



НазваниеАнализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год
Дата17.10.2016
Размер
ТипАнализ

Анализ работы

Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год.


В течение 2011-2012 учебного года работа методического объединения учителей-дефектологов строилась в соответствии с планом методической работы школы.

Тема деятельности МО учителей-дефектологов на данный учебный год является «Формирование коррекционно-образовательной среды, способствующей формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации учащихся и воспитанников».

Цель: формирование коммуникативно-речевой компетенции у учащихся и воспитанников на индивидуальных и фронтальных занятиях. В соответствии с целью были поставлены и решались в течение года следующие

Задачи:


1. Продолжать повышать уровень профессионального мастерства учителей-

дефектологов через использование прогрессивных технологий, обмен опытом,

семинары-практикумы, открытые занятия и изучение новинок литературы.


2. Создавать условия для повышения учебной и речевой мотивации учащихся и

воспитанников через индивидуализацию обучения и привлечение психолога школы.


3. Оптимизировать использование компьютерных технологий с целью повышения

качества образования и интереса учащихся к занятиям.


4. Совершенствовать работу над навыками орфоэпии и ритмико-интонационной стороной

речи, с целью повышения внятности речи учащихся и воспитанников.


  1. Продолжать работу по активизации совместной деятельности всех участников педагогического процесса (учителей – дефектологов, учителей, воспитателей, психологов, родителей) в развитии слухового восприятия и формировании навыка самоконтроля за произношением.



Всеми учителями-дефектологами МО в течение учебного года была проведена работа, которая помогла добиться положительных результатов в решении данных задач.

В состав МО входит 9 человек. Все педагоги с высшим образованием (2 педагога – Трусова В.А., Ожгибесова Е.И. получили специальное образование в текущем учебном году). Из них: 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию (Рычкова И.Е.), 5 педагогов – I квалификационную категорию (Артемова Л.Л., Школьная Г.В., Белокопытова Л.В., Старикова Н.В., Шитик О.Н.).

В этом учебном году было проведено 5 заседаний МО (1 заседание было проведено совместно со всеми МО школы). На заседаниях МО учителей-дефектологов рассматривались следующие вопросы:

  • Основные направления работы МО на 2011 – 2012 учебный год.

  • Использование прогрессивных образовательных технологий в формировании образовательной, воспитательной и коррекционной среды.

  • Создание условий для повышения учебной и речевой мотивации учащихся и воспитанников (с приглашением психолога Аринчохиной О.В.)

  • Формирование самоконтроля произношения у младших дошкольников с нарушенным слухом.

  • Знакомство с новинками специальной литературы.

  • Использование АВК верботонального метода.

  • Формирование ритмико-интонационной стороны речи у дошкольников с нарушением слуха.

  • Методика работы над словесным и логическим ударением с глухими школьниками.

  • Работа над формированием навыков орфоэпии, как средство повышения внятности речи.

  • Результаты взаимоконтроля по использованию компьютерных технологий с целью повышения качества образования и интереса учащихся к занятиям.

  • Подготовка и анализ речевого праздника.

  • Анализ работы МО за текущий учебный год.

  • Результаты использования метода проекта в коррекционной работе.



Тематика заседаний МО определена задачами методической работы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы учителей, актуальность рассматриваемых вопросов.

Одной из основной задач, стоявших перед сурдопедагогами была задача «Оптимизировать использование компьютерных технологий с целью повышения качества образования и интереса учащихся к занятиям».

Работа в данном направлении становится все более совершенной и разнообразной. У всех сурдопедагогов есть свои наработки занятий с использованием компьютерных презентаций. И если ранее часто наблюдалась серьезная ошибка при проведении занятий – несоблюдение требований СанПин, то в текущем учебном году все грамотно дозировали работу с ПК.

Использование компьютерных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Все чаще на занятиях дети в работе с компьютером становятся не пассивными зрителями, как было раньше, а активными участниками процесса. Это просмотрелось на открытых занятиях у Школьной Г.В., Трусовой В.А., Ожгибесовой Е.И. Дети самостоятельно на слайдах обозначали знаки орфоэпии, логическое ударение, паузы, составляли предложения из деформированного текста, вставляли пропущенные буквы и т.д.

На своих занятиях дефектологи успешно используют такие программы, как «Доктор Хиггинс», «Видимая речь», «Учимся с Ушариком», «Учимся говорить правильно» и др.

Разнообразие форм и видов работы с детьми по РСВ достигалось через обучение восприятию речи с электронных носителей. На занятиях Ожгибесовой Е.И., Школьной Г.В., Рычковой И.Е., Трусовой В.А., Шитик О.Н. учащиеся воспринимали на слух пословицы и поговорки, стихи из программы «Профессор Хиггинс», прочитанные диктором. На занятии Школьной Г.В. ученица воспринимала речевые звучания с игрушки. На занятии Рычковой И.Е. дошкольник различал на слух маленькие стихотворные тексты. На занятии Шитик О.Н. ученик успешно воспринимал речь с телефона. На занятии Стариковой Н.В ученица различала неречевые звучания. Белокопытова Л.В. предлагала дошкольникам задания по определению наличия и темпа звучания музыки. Данные виды работы не только повышают интерес учащихся, но и расширяет их слуховые, а значит и коммуникативные возможности.

Необходимо отметить, что в текущем учебном году активно ведется работа с аппаратом «Верботон» (педагоги Школьная Г.В. и Рычкова И.Е.). Рычкова И.Е. посетила московский обучающий семинар «Практическое применение верботонального метода в реабилитации и обучении детей». Применение данного аппарата было показано педагогами на открытых занятиях.

Еще одна важная задача стояла перед нами в текущем году - «Совершенствовать работу над навыками орфоэпии и ритмико-интонационной стороной речи с целью повышения внятности речи». Работая над решением поставленной задачи, педагоги активно включали в свои занятия упражнения и задания по закреплению навыков орфоэпии. Подобная работа регулярно велась и ранее, но в этом году мы начали использовать задания в виде тестов. С целью подведения итогов работы в данном направлении заместителем директора Пузаткиной Н.В. было проведено контрольное тестирование учащихся всех возрастных категорий, результаты которого показали, что работа в данном направлении ведется систематически.


Работая над решением задачи «Продолжать работу по активизации совместной деятельности всех участников педагогического процесса в развитии слухового восприятия и формировании навыков самоконтроля» нами запланированы и проведены следующие мероприятия:

- Консультации для воспитателей дошкольных групп (Артемова Л.Л., Рычкова И.Е.);

- Выступление на заседании «Университета для родителей» (Артемова Л.Л., Шитик О.Н. мастер-класс «Учимся общению с ребенком», Школьная Г.В «Роль родителей в реабилитации после КИ»);

- Ознакомление учителей и воспитателей с результатами проверки произношения в начале учебного года. Затем в начале каждой четверти в классных речевых уголках менялась информация о контрольных звуках каждого ученика.

- Практикум для учителей начальной школы и воспитателей ГПД, на котором учителя и воспитатели сами рассказывали о работе по развитию слуха и способах контроля за произношением на уроках и во внеурочное время. Педагогом Ожгибесовой Е.И. была подготовлена памятка для учителей и воспитателей «Работа над дежурным звуком».

- проведение уроков с приглашением родителей и педагогов класса;

- посещение уроков и внеклассных мероприятий с целью контроля за автоматизацией речевых навыков у детей на общеобразовательных уроках и во внеурочное время;

- регулярная смена информации о состоянии речи, изучаемых правилах орфоэпии в речевых уголках классов;

- составление графика работы с дежурными звуками;

- в этом году впервые при проведении контрольных работ по РС в качестве ассистентов приглашались учителя и воспитатели классов. Мы считаем, что это один из путей совместного решения коррекционной задачи, т.к. во время проведения контрольных работ учащиеся показывают свои максимальные возможности

- каждый сурдопедагог принял участие в подготовке нашего стенда, информация в котором менялась ежемесячно. Мы старались освещать в нем самые разнообразные вопросы, которые были интересны и полезны и детям и коллегам.


Задача «Повышение уровня профессионального мастерства учителей-дефектологов» решалась не только через взаимопосещения, открытые уроки, изучение новинок специальной литературы, но и через активное участие в мероприятиях различного уровня.

Педагоги Старикова Н.В., Артемова Л.Л., Школьная Г.В. обобщили свой опыт на уровне школы по темам, по которым проводили исследования в течение нескольких лет.

Старикова Н.В. – «Формирование самоконтроля над фрикативными звуками, как средство повышения внятности речи».

Артемова Л.Л. – «Влияние речевой ритмики на совершенствование произносительных навыков младших неслышащих дошкольников»

Школьная Г.В. – «Использование игровых приемов на индивидуальных занятиях как средство развития слухового восприятия».

Они познакомили коллег с результатами своей работы, предоставили презентации, ознакомили с выполненными пособиями.

Еще одним важным мероприятием явилось участие этих педагогов в общешкольном конкурсе «Фестиваль педагогических идей «Симфония урока» в номинации «Учение с увлечением».

Дефектологи Пузаткина Н.В., Старикова Н.В., Трусова В.А., Школьная Г.В., Рычкова И.Е., Ожгибесова Е.И. подготовили своих учащихся к участию в Первой Международной предметной интернет-олимпиаде «Родник знаний – 2012» среди школ I, II вида. Результаты участия наших детей были достаточно высоки: 3 уч-ся заняли I место, 2 уч-ся – II место, 5 уч-ся – III место.

Дефектологи Шитик О.Н. и Белокопытова Л.В. подготовили учеников 4А и 2Б классов к Региональной Олимпиаде по слухоречевому развитию «Не буду молчать» для коррекционных школ I вида, проводимую в Екатеринбурге в октябре 2011 года, на которой Камзаракова Л. Заняла 1 место, а Кузнецов М. – 2 место.

В следующем учебном году мы планируем провести внутришкольную Олимпиаду по РС и ФП.

Дефектологи Трусова В.А., Старикова Н. В., Школьная Г.В. и Ожгибесова Е.И. со своими учениками участвовали в конкурсе творческих проектов «Доступная среда». Конкурс для детей и подростков с нарушенным слухом организован ООО « Исток Аудио Трейдинг», г.Москва. По итогам этого конкурса учащиеся 7Б Кл. (педагог Трусова В.А.) награждены Дипломом II степени и памятными подарками, а главный приз – индукционная петля для актового зала адресован школе.

Педагоги Школьная Г.В., Белокопытова Л.В., Старикова Н.В. прошли краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Реабилитация после КИ».

Педагоги Белокопытова Л.В., Артемова Л.Л., Рычкова И.Е. делились опытом коррекционной работы со студентами 4 курса Сургутского Государственного педагогического университета в рамках педагогической практики. Работа дефектологов отмечена благодарственными письмами ректора университета.

Практически все педагоги распространяли в текущем году свой опыт в различных печатных изданиях разного уровня:

- Во всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные проблемы образования периода детства», приняли участие Школьная Г.В. («Особенности игровой деятельности глухих дошкольников»), Трусова В.А. («Работа над логическим ударением с глухими и слабослышащими школьниками»), Ожгибесова Е.И. («Обучение учащихся с проблемами слуха нормам русской орфоэпии»), Белокопытова Л.В. («Формирование произносительных навыков и коррекция произношения на индивидуальных занятиях детей дошкольного возраста на основе игровых упражнений и программы «Видимая речь»);

- В работе международного семинара-тренинга «Урок в начальной школе XXI века» - Рычкова И.Е.

- Педагоги Рычкова И.Е., Трусова В.А., Ожгибесова Е.И. создали в социальной сети работников образования свои персональные сайты и опубликовали свои разработки.

- На сайте всероссийского Интернет-педсовета опубликованы работы Стариковой Н.В., Белокопытовой Л.В., Школьной Г.В., Рычковой И.Е., Ожгибесовой Е.И.,

Следует отметить, что группой учителей-дефектологов (Ожгибесовой Е.И., Школьной Г.В., Стариковой Н.В., Шитик О.Н.) под руководством заместителя директора по УВР Пузаткиной Н.В. в текущем учебном году подготовлена Программа по РСВ для 7-11 классов. В мае получена внешняя рецензия. Это значительно облегчит работу коллег, т.к программы по данному предмету для этой возрастной категории в настоящее время не имеется.

Задача повышения уровня профессионального мастерства через использование прогрессивных технологий реализована участием дефектологов в работе общешкольного проекта «Россия – наш общий дом». Участие в работе проекта позволило вовлечь учащихся, воспитанников и их родителей в поисковую, исследовательскую деятельность, выявить творческие возможности детей, добавить новизну в коррекционную работу. В рамках работы над проектом дефектологи в течение года включили в планирование тексты соответствующей тематики, а также запланировали и провели следующие мероприятия:

- Школьная Г.В.: подготовила информацию для речевого уголка («Азербайджанская кухня», «Притчи народов Азербайджана», «Традиции Азербайджана», «Праздник граната», «Башкирские народные праздники», «Национальные костюмы Башкирии», «Танцы башкирского народа», «Страна Казахстан», «Культура и быт народов ханты»;

- Старикова Н.В.: включила в работу по РС тексты на тему «Россия – многонациональная страна», подготовила презентацию «Россия – наш общий дом»;

- Белокопытова Л.В.: совместно детьми и их родителями подготовила рефераты;

- Артемова Л.Л.: подготовила альбом «Русская кухня», «Татарская кухня», консультацию «Россия – наш общий дом», подготовила материал в речевой уголок «Кыргызстан»;

- Шитик О.Н.: совместно с детьми и родителями подготовили мини-доклады на тему «Герб Татарстана», «Люди разных национальностей», «Блюда татарской кухни», «Костюмы народов России», кроссворд на данную тему;

- Трусова В.А., Ожгибесова Е.И., Рычкова И.Е.: провели внеклассные мероприятия с учащимися по защите проектов, на которых учащиеся представляли презентации по теме. Защита проектов в 6Б, 4Г, 5А, 7Б заканчивались чаепитием и дегустацией национальных блюд;

- Ожгибесова Е.И.: руководила выполнением коллективной работы – книги «Блюда разных национальностей»; включила тексты «Научись ремеслу», Валерий Меладзе», диалог «Россия», альбом «Грузинский народ»;

- Рычкова И.Е. – подготовлена презентация для дошкольников, проведено родительское собрание совместно с воспитателями дошкольной группы V г.об., на котором родители с детьми защищали подготовленные книжки-самоделки о национальной принадлежности семьи и семейных традициях, играли в национальные игры;

- Рычкова И.Е., Ожгибесова Е.И.: включены в работу по РС тексты «Россия – наш общий дом», «Рождество на Украине».

Считаем, что работа над проектом способствовала активизации участия родителей в образовательном процессе. Особенно активно участвовали в совместной деятельности родители: Аминовой И., Троицкой К., Мироновой Л., Кайпбекова А., Прокопец К., Филимонова С., Хафизова Р., Григорьевой В., Гришкиной Т., Родыгина Д., Камзараковой Л., Люциус В., Тагирова М., Олейниколвоой С., Нажмутдинова И., Лаптева И., Артамоновой В., Кузнецова М., Проваренко М., Косинцевой Н., Косюк Н., Гафиятуллиной К., хамдамовой Р., Павенской А., Брюховецкого К., Каратеева К., Жидкова С.


Следует отметить, что работа над проектом выявила трудности в пользовании учащимися и детьми программой Power Point. что значительно затрудняет работу с презентациями учащихся и их родителей. Современная организация учебного процесса диктует свободное владение программой подготовки презентаций, слайдов и работы с ними. Поэтому считаем целесообразным провести обучающие занятия с детьми и родителями, на которых они познакомятся с данной программой.

Финальным этапом работы над проектом явился речевой праздник, проведенный в мае. Впервые в этом году речевой праздник был объединен с празднованием Дня школы и прошел на высоком художественном, организационном и эмоциональном уровне и получил высокую оценку коллег и родителей уч-ся и воспитанников. Каждый учащийся школы смог реализовать на празднике свои речевые и творческие возможности. В празднике, наряду со школьниками, принимали участие и воспитанники дошкольного отделения.


Мероприятия подобного рода проводятся обязательно в школах для детей с нарушениями слуха и готовиться к ним принято всем коллективом. В этом и в нашем коллективе заметно изменение отношения к этому празднику, как к общешкольному мероприятию, а не мероприятию сурдопедагогов. В подготовке и проведении данного мероприятия приняли участие все педагоги школы. Коллектив дефектологов выражает огромную благодарность учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным работникам за помощь в подготовке и проведении праздника.

Сценарий и видеоотчет этого праздника в настоящее время готовится к сдаче в методическую копилку школы.


Выводы:


Все задачи, поставленные перед МО учителей-дефектологов и реализованные через консультации, открытые уроки, речевой праздник, мастер-классы, обобщение опытом, отчетами по самообразованию, изучение новинок методической литературы, оформление речевых уголков и стенда, изучение нормативных документов, считаем в основном выполненными.

Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.

Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов.

По-прежнему эффективно внедряют дефектологи в учебный процесс компьютерную поддержку.

Положительные отклики коллег получили педагоги, показавшие открытые уроки.
Работу МО учителей-дефектологов можно считать удовлетворительной.

Считаем целесообразным продолжать работу по активизации совместной деятельности всех участников педпроцесса в формировании самостоятельной речи детей и выработке самоконтроля.

Продолжать внедрять передовые технологии (в т.ч. компьютерные технологии, метод проекта, регулярное проведение групповых занятий, обучение восприятия с электронных носителей и РСВ без ИСА) в коррекционный процесс с целью повышения качества образования и интереса учащихся к занятиям.

Цель работы следующего учебного года мы определили «Формирование среды, способствующей учебной и речевой мотивации через формирование у учащихся коммуникативных навыков и навыков самоконтроля за произношением.



Похожие:

Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2010-2011 учебный год
В течение 2010-2011 учебного года работа методического объединения учителей- дефектологов строилась в соответствии с планом методической...
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей-дефектологов на 2011-2012 учебный год
Формирование коммуникативно-речевой компетенции у учащихся и воспитанников на индивидуальных и фронтальных занятиях
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconПлан заседаний мо № п/п Тема заседания Сроки Кто готовит вопрос Заседание №1 Анализ итогов работы за 2011/2012 учебный год и утверждение плана мо на 2012/2013 учебный год
План работы методического объединения учителей изо,черчения,обж,информатики,технологии на 2012 – 2013 учебный год
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год icon2011 – 12 год. Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы «Вдохновение» при моу уршельская сош за 2010 -11 учебный...
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей- логопедов, учителей- дефектологов и психологов специальной (коррекционной) образовательной школы- интерната VI вида №44 на 2012-2013 учебный год
Методическая тема М/О: «Особенности обучения, воспитания и коррекции детей с дцп»
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconМбоу уршельская сош гусь-Хрустального района Владимирской области Никандрова Н. Г. 2012 – 13 год. Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы «Вдохновение»
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы «Вдохновение» при мбоу уршельская сош за 2011 -12 учебный...
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы учителей начальной школы моу сош №22 за 2011 2012 учебный год
В 2011 – 2012 учебном году в состав методического объединения учителей начальных классов моу сош №22 входит 10 педагогов
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы методического объединения начальной школы за 2011-2012 учебный год
Методическая тема объединения учителей начальных классов: Создание психологического климата по формированию положительных мотивов...
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconОтчет руководителя мо о работе за 2011-2012 учебный год
Анализ работы методического объединения классных руководителей за 2011 – 2012 учебный год
Анализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей-дефектологов на 2012-2013 учебный год
Формирование среды, способствующей учебной и речевой мотивации через развитие у учащихся и воспитанников коммуникативных навыков...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты