Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки icon

Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки



НазваниеВнеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки
Дата17.10.2016
Размер
ТипВнеклассное мероприятие

МОУ Александроневская СОШ Убинского района

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ






учитель начальных классов

Швидкая Ирина Александровна

Новосибирская область

Убинский район

с.Александро-Невское


Швидкая Ирина Александровна, учитель начальных классов, I категория,

МОУ «Александроневская СОШ» Убинского района

Интеллектуально-познавательное внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению


Тема: По страницам старославянской азбуки.

Задачи:


  • Познакомить с первыми учителями славян – Кириллом и Мефодием;

  • Познакомить с историей создания старославянской азбуки;

  • Показать особенности начертания букв «кириллицы», сравнить с современным алфавитом;

  • Воспитывать бережное отношение к слову, к языку;

  • Развивать интеллектуальные знания учащихся.

Оборудование:

  • Репродукция иконы «Св. Кирилл и Мефодий».

  • Репродукция памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию.

  • Кириллица, современный алфавит, греческий алфавит.

  • Пословицы об азбуке.

  • Магнитофон.

  • Диск с колокольным звоном.

  • Слайд-программа «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – содатели славянской азбуки».

  • Заготовки букв, карточки со слогами.

  • Для игр детский мяч, шляпа, чугунок

  • Выставка книг: азбука, букварь, книги на церковнославянском языке

«Псалтырь», «Библия», «Деяния и послания Святых Апостолов с апокалипсисом», «Священное Евангелие», «Священные писания», «Новый Завет», «Повесть временных лет»,


^ ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

Показ учебника «Азбука» Горецкого

Учитель:

- Ребята, кто мне скажет, что это за учебник? («Азбука»)

-Поднимите руку те, кто занимался по этому учебнику.

-Чему учит эта книга?

Показ страницы, на которой изображен памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию.

-Ребята, ответьте мне на вопрос Что это за памятник? Кто на нём изображен?

- С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удается передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились читать и писать.

- Как вы думаете, а умели ли наши предки читать и писать?

Послушайте стихотворение Н.Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей»:

В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки

В как Веди, Г- Глаголь

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины назывался перочинным

Очиняли им перо, если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки на церковном языке.


-Но задумывались ли вы, кто открыл славянам это богатство, с помощью которого мы читаем, пишем, понимаем друг друга, откуда взялись наши буквы, когда появились буквы, ведь раньше их не было?


  • Сегодня, ребята, мы расскажем вам о том, как появилась наша, славянская азбука.

Но сначала давайте сравним алфавит и азбуку. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

ответы детей

- Слова алфавит и азбука обозначают одно и тоже: совокупность букв, расположенных в установленном порядке. Но происхождение их разное. «Азбука»-славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки «азъ» и «буки».

На доске: АЗБУКА = АЗЪ + БУКИ

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита.

На доске: АЛФАВИТ = АЛЬФА + ВИТА


-«Аз, буки, веди…» - на протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство русского человека с книгой. И тысяча лет тому назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кириллицей, стала основой письменности, ( донесшей до славянских народов Слово Христово.)


В церковнославянской (старославянской) азбуке 40 букв, и каждая имеет свое название, в отличие от букв русского алфавита. Три буквы вышли из употребления очень рано : -юс большой, -юс большой йотированный, - юс малый йотированный.


  • Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

  • Сейчас ребята вам расскажут о создателях старославянской азбуки.



Выступление учащихся :

Было это в 9 веке, т.е. более 11 веков назад. Жил в одном городе богатый вельможа, военачальник по имени Лев. Он был грек, а жена его Мария была славянкой. У них было семеро сыновей, которых они воспитали в любви к Богу и благочестии. Самого старшего звали Мефодий, а младшего – Константин. Когда Константину было 7 лет, он видел сон, в котором словно наяву, он увидел, будто местный воевода собрал на бал самых красивых и знатных девиц и предложил Константину выбрать себе невесту. Из всех красавиц лишь одна привлекла его внимание и стала его избранницей, имя её было София. Он обручился с неё и был ей верен до конца дней.


Когда Константин рассказал о видении родителям, они сказали сыну, что назначено ему Богом, служить Софии Премудрости Божией и нести слово Божие людям. Родители поспешили исполнить волю Господа и подыскали Константину хороших учителей. Своим прилежанием в учёбе, упорством, стремлением к знаниям Константин поражал своих учителей.

Прилежно изучая книги, Константин видел, насколько ещё незначительны его познания, т.е. ему требовались ещё более лучшие учителя.


Он усердно просил Бога послать ему лучших учителей и, прошение его исполнилось. В это время в Греческой земле умер император, и стал царствовать сын его Михаил с матерью своей благочестивой царицей Феодорой. Но Михаил был ещё малолетним, и ему в воспитатели были назначены три вельможи. Один из них был хорошо знаком с родителями Константина, и, зная об успехах и прилежании Константина, послал за ним, чтобы он учился наукам вместе с юным императором Михаилом.

(Своим усердием и достойной жизнью Константин будет оказывать хорошее влияние на будущего царя). Недаром говорится: «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

Константин с радостью отправился в путь, благодаря Бога за помощь. Своим умом и прилежанием он приводил в изумление своих учителей, за что его впоследствии прозвали Константин - философ, мудрец.

Его старший брат Мефодий, следуя отцу, стал военачальником. Он был столь талантлив как организатор, что ему было поручено правление одним из славянских княжеств. Перед ним открывалась высокая военная карьера. Но Мефодий от воеводства отказался и ушёл на святую гору Олимп, в монастырь, чтобы служить Богу.

Принимает постриг, т.е. становится монахом и святой Константин. (Словарь: Монахи - это люди, которые уходят в монастыри от обычной жизни, там они молятся за мир).

Однажды к императору Михаилу, с которым учился Константин, пришли послы от одного славянского племени. Народ этого племени желал принять святое крещение и просил прислать к ним священника. Константин имел священнический сан, хорошо говорил на славянском языке, его и направили.

Константин съездил, рассказал им о Слове Божьем, о правилах жизни, которые надо соблюдать христианам, научил нескольким молитвам, крестил их.

- А что нам дальше делать? – спросили новые христиане.

- Возлюбить друг друга, просвещать свой разум и очищать душу, - говорил Константин, и уже понимал, что слова его пропадут без пользы.

- Скажите, ребята, при помощи чего человек может просветить свой разум? (При помощи Священных книг).

- Но у славян не было ни одной Священной книги, потому что в то время Библия существовала только на латинском, греческом и еврейском языке.

Славяне имели красивый язык, но они не имели возможности красоту славянского слова выразить письменно, т. к. их письменность была очень примитивная; и тем более она не могла передать всего величия Божественного творения.

- Как вы думаете, легко ли создать письменность?

Придумать новую азбуку трудно, но можно. Ещё труднее познать законы, по которым язык живёт.

Познать законы славянского языка мог только образованнейший человек. Таким и был Константин, недаром его прозвали Константин - Философ, Мудрец.

И тогда император Михаил вызвал братьев Мефодия и Константина (в монашестве Кирилла) и поручил им перевести Священные книги на славянский язык.

Без знания законов языка книги написать невозможно, но самое главное невозможно перевести Священное Писание – Библию.

-Ребята, кто может объяснить, что такое «Священное Писание» ?

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Князь Владимир» и узнаем правильный ответ на этот вопрос.

Просмотр отрывка из мультфильма (3-4 минуты).

Но Константин знал, что делать. Он затворился в своей келье (Словарь: келья – комната монаха в монастыре), наложил на себя сорокадневный пост (Словарь: пост – очень строгие ограничения в еде, пища только растительная и в очень малых количествах) и неустанно молился.

- Как вы думаете, о чём он просил Бога?

Он просил Бога открыть ему буквы, которыми можно будет выразить всю красоту славянского языка для прославления величия Божия. Давайте вместе с автором стихотворения попробуем представить то, как Кирилл создавал славянскую азбуку.


Чтение стихотворения на фоне колокольного звона.

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит,

И, казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

И Господь исполнил прошение. Святой Кирилл при помощи Божией изобрёл славянскую азбуку. (Словарь: Святые – это люди, угодившие Богу.)

Вскоре он начал перевод Священных Книг с греческого на славянский язык. В трудах ему помогали ученики и брат Мефодий. Так Слово Божие пришло к славянским народам.


Незадолго до своей кончины Святой Константин был посвящён в высший монашеский чин с именем Кирилл. Потому и славянская азбука называется азбука Кирилла и Мефодия.


^ IV. Знакомство со старославянской азбукой.


В старославянской азбуке каждая буква имеет своё имя. Открывает старославянскую азбуку буква АЗЪ, которая обозначает звук «А». АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - Я есть Бог.

Имя второй буквы «БУКИ», она обозначает звуки «Б» и «БЬ». Буки – это и есть буквы. Слово буквы произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для своих письмен.

^ Сложите 1-ю и 2-ю букву (АЗЪ + БУКИ). Что получилось? Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.


Работа с азбукой.

- Ребята, внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? (В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском).

- Назовите эти буквы. (Они отмечены Звездочкой)


- На какие современные буквы похожи старославянские буквы?


МЫСЛЕТЕ

- Какое название у этой буквы в старославянской азбуке?

- Какое слово спряталось в названии этой буквы? (МЫСЛЬ).

- Кого изобразил художник в этой букве? (ДВУХ РЫБАКОВ).

- Что они несут? (БОГАТЫЙ УЛОВ РЫБЫ).

Это напоминание о тех простых рыбаках, которые слушали Слово Божие, последовали за Иисусом Христом и стали его учениками.

БУКИ

- Назовите букву.

- Что изобразил художник в этой букве? ( ТРАВЫ, ДЕРЕВЬЯ, ЧЕЛОВЕКА).

- Какая связь между изображёнными предметами?

- Кто создал весь видимый мир и человека? (ТВОРЕЦ).

РЦЫ

- Назовите букву

- Рцы – говори.

- Кто изображён на букве? (ЧЕЛОВЕК).

- Что он делает? (ТРУБИТ В РОГ.)

- В правой руке у него жезл с трилистником на конце (Словарь: трилистник – древний символ мудрости и просвещения).

* Что возвещает этот человек? (ПРЕМУДРОЕ СЛОВО БОЖИЕ).

* Кто же дал буквам такие имена? ( КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ).


^ V. Работа в группах

- Отгадайте какое слово зашифровано / 1-2кл./

1. твердо, рцы, ук, добро.

2. слово, како, аз, земля, како, аз.

  1. я, земля, еры, како.

  2. малете, аз, малете, он, червь, како, аз.

  3. рцы, он, добро, иже, наш, аз.

Ответы: труд, сказка, язык, мамочка,родина.

- А ребята постарше – сами попробуют написать пословицу на старославянском языке. (Пословицу дети выбирают по желанию, из списка на доске). Для ребят 3-4 кл.

-Со старославянской грамматикой вы хорошо справились. А как вы думаете, как стали появляться первые книги? Конечно, писались они подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.

- Что видите на плакате? (БУКВИЦЫ 12 ВЕКА)

- Прекрасные и затейливые буквы, которые вы видите на рисунках и в книге (показ и рассматривание букв в книге), взяты из рукописных книг Древней Руси. Большие изукрашенные начальные буквы текста называются буквицами.


***

Каждая из этих буквиц неповторима, как неповторима была и каждая книга в ту пору: ведь печатные книги появились в мире лишь 500 лет назад, а эти буквицы гораздо старше.

ВЫСТАВКА КНИГ НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ. Рассматривание книг,

Сравнение страниц, написанных на современном и старославянском языках.


- А следующее задание будет творческое. Нарисуйте красивую букву.

  • 1 команда - нарисовать буквицу Ж в виде зверя.

  • 2 команда - нарисовать буквицу У в виде птицы.

  • 3 команда - нарисовать буквицу К в виде человека.

Хорошая у вас фантазия. Помните ли вы, что эта красивая буква дала название “красная строка”. Затем, после того, как книга написана, ее украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу. Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас

****

^ VI. Работа с иллюстрацией «Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию – учителям словенским».

- Как думаете, кого изобразил скульптор?

- За что мы чтим Кирилла и Мефодия?

- Почему же Кирилла и Мефодия называют равноапостольными? (Словарь: Апостол - каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения. Равноапостольные – значит приравненный к апостолам)

- Когда отмечают день славянской письменности и культуры?

- Важным событиям посвящают стихи, песни.


****

Прочитаем, что написали летописцы о том, что у славян появилась своя письменность.

«То было чудное мгновенье» глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые», - записано в летописи времён


****

В церкви в честь святых исполняется – тропарь. (Словарь: Тропарь – это стих, в котором рассказывается о празднике или о Святом.)


****

Есть много словесных игр, в которые можно играть не только на уроках, но и на перемене, и сидя дома или во дворе с друзьями. В таких играх есть место и знаниям, и догадкам, что так необходимо для нашего интеллектуального развития.

^ ИГРЫ СО СЛОВАМИ:

1. АНАГРАММЫ (кто знает, что это такое?) - это слова полученные перестановкой букв в исходном слове. Переставьте буквы в словах «сани», «лапша». (анис, шпала). Поиграем в анаграммы. Я даю вам слова, а вы должны переставить буквы, чтобы получились новые слова; вторая анаграмма из этого слова даёт дополнительное очко: актёр, колесо, крона, налим, колос, чурка, насос, карп, ракета, …

2. Профессор, учёный – педагог С.А.Шмаков предлагает АНАГРАММЫ-ЗАГАДКИ.

* Лежу я на земле, прибитая к железу, но буквы переставь в кастрюлю я полезу. (шпала-лапша).

* Географию со мной изучают в школе дети, дай порядок букв иной – и найдёшь меня в буфете на тарелочке с едой. (атлас – салат).

*Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, но буквы переставь мои – и целый лес со мною свалишь. (липа – пила)

3. МЕТАГРАММЫ - это слова, различающиеся одной буквой (звуком)

* Когда я с «Т», на мне плывут, когда я с «Д» меня сорвут. (плот – плод).

* С «К» я в школе на стене, горы реки есть на мне, с «П» - от вас не утаю- тоже в школе я стою. (карты – парты).

* Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь – поставь меня в вазу... Но с буквою «К» в огород я пойду, и если капусту на грядке найду,- капусте достанется сразу. (роза – коза).

4. ЛОГОГРИФЫ. Загадки, в которых задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

* Пойди–ка в сад и погляди: я там цвету, благоухая. Но «Г» приставим впереди, и в небе я загромыхаю. (роза-гроза)

* Мы всех – и взрослых, и детей в часы досуга развлекаем, но если к нам прибавить «Т» мы всех ужасно напугаем. (игры – тигры)

* Мы резким голосом кричим и ковыляем так комично, но вставь нам «Л» - и зазвучим тогда довольно мелодично. (гуси – гусли).

^ ИГРА «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»

Варианты игры очень разные:

* Каждая команда получает по -- карточек с буквами (по количеству игроков). Игроки должны, держа перед собой карточки, построиться так, чтобы буквы читались в алфавитном порядке.

  • Построить игрушки в алфавитном порядке: «Мы весёлые зверята. Любим весело играть. Помогите нам ребята по порядку нас собрать. Чтоб продолжилась игра в алфавитном порядке нас построить пора».

  • Построй сказочных героев в алфавитном порядке. (Рисунки сказочных героев: Емеля, Айболит, Красная Шапочка, Карлсон, Буратино…)

^ ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА»

У меня в руках волшебная шляпа. В ней лежит множество букв. Вы достаёте любые, например, 7 букв и составляете слово, применив наибольшее количество букв. Каждый раз вытащенные буквы возвращаются в шляпу.

^ ИГРА «АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС»

Я даю вам время, например 5 мин. Вы должны найти и описать предметы, находящиеся в классе, в алфавитном порядке. Главное отыскать предметы на все буквы алфавита. Чей список длиннее, тот и победит.

^ ИГРА «КУЗОВОК» (ЧУГУНОК)

(Из народных игр, записанных В.И.Далем.) Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу: «Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на «ок», обмолвишься отдашь залог.» Дети по очереди говорят слова. (Я положу в кузовок - грибок, платок, клубок, сучок, коробок, башмачок, сапожок, венок, моток, воротничок, мешок, листок, сахарок, лепесток, колобок, замок…) и кладут в корзину бумажку с записью этого слова. Если ребёнок ошибается, то отдаёт «залог», т. е. выполняет задание ребят, например: рассказать стихотворение, спеть песенку, отгадать загадку…

^ ИГРА «БРОСАЕМСЯ СЛОВАМИ».

Есть очень интересная и весёлая игра. Давайте сядем в кружок . Мы будем бросать игрушку (мяч). Я произношу какой–нибудь слог и бросаю мяч, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов. –Са…, -рай, -жа, -ранча , -лат… Отвечавший называет свой начальный слог . Повторяться нельзя . В этой игре важен темп: тот, кто задумается более, чем на 3 секунды, выбывает из игры.

Игр ещё очень много и все они очень весёлые. Мы рады, что вы посетили сегодня нас, поиграли вместе с нами , узнали что-то новое об азбуке. Но наше путешествие по славянской азбуке подходит к концу. Спасибо всем, за дружную работу на уроке и тем ребятам, кто помогал в подготовке и принимал участие в проведении мероприятия. Успехов ВСЕМ в усвоении родного языка

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Л.В.Долгушина Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Сборник учебно-методических материалов к Дню славянской письменности и культуры для общеобразовательных школ. – Новосибирск 2004.

2.О.Г.Щеглова Церковнославянский язык и церковнославянская азбука. Сборник учебно-методических материалов к Дню славянской письменности и культуры для общеобразовательных школ. – Новосибирск 2004.

3.Классные часы: 3 класс. / Авт.-сост. Н.Н.Дробинина.- М.: ВАКО, 2008.

4.Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. / Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин.- М.: АСТ: Астрель,2006.

5.В.В.Петухова Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки. МОУ ’’Поросинская СОШ’’ Томского района.



Похожие:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «Мой друг родной язык!» Цели: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку
Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, экран мультимедио
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «Пионеры космоса. Слова-неологизмы»
Муниципальное образовательное учреждение моу зсош №6 Заинского муниципального района
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconВнеклассное мероприятие «День славянской письменности»
Цель: Формирование интереса к прошлому славян, привитие любви к слову, к русскому языку, расширение знаний о русском языке, развитие...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconВнеклассное мероприятие по русскому языку 4класс Занимательная грамматика
Цель: закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность детей, развивать коммуникативное общение, любознательность,...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconВнеклассное мероприятие по русскому языку н: «Мат- не наш формат»
Ведущий -1: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» И. С....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconРусскийязы к пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих целей
Программы по русскому языку положены образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку, обязательное...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconКнига для учащихся начальных классов. Новосибирск, 1995
Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры квн призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconВнеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6-8 классов. Тема внеклассного мероприятия «Ещё раз о фразеологизмах»
«Ещё раз о фразеологизмах». У вас впереди нелегкая задача – продемонстрировать знание фразеологизмов, умение применять их в речи....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки iconПрограмма по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты