Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В icon

Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В



НазваниеРабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа



Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

« ____ » 2012г. Директор ГБОУ ЦО №1455

Зам. директора по УВР __________ Кукуева З.А.

____________ Комиссарова И.Г. « ____ » 2012г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ и ОБЖ

в 1 классе «А»


на 2012 – 2013 учебный год


Учитель- Титова О.В.


Количество часов по учебному плану – 66 ч ( из них 15ч ОБЖ ) Количество часов в неделю - 2ч. Количество контрольных работ - 3 Количество самостоятельных работ


Москва-2012


Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А. Вахрушева,О.В. Бурского, А.С. Раутиана, «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100») и « Основы безопасности жизнедеятельности для младших школьников» под редакцией Л. П. Анастасовой.

Авторская программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, которая соответствует учебному плану образовательного учреждения

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
      Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.


^ Пояснительная записка.


Рабочая программа по окружающему миру и ОБЖ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А. Вахрушева,О.В. Бурского, А.С. Раутиана заключения РАО (№ 01*97*/5/7д от 06.08.2007), «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100»,ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейн. –Изд.2-е,испр. М.:Баласс, 2011.— 460с.)


Учебно-методический комплект представлен пособиями:

  • А.А. Вахрушев,О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир"Я и мир вокруг" Учебник в 2-х ч. 1 кл. – М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100» )

  • А.А. Вахрушев,О.В. Бурский, О.А.Родыгина. «Самостоятельные и итоговые работы» к учебнику "Я и мир вокруг",1 кл. – М.: Баласс, 2011.

  • Демидова А.А. Вахрушев,О.В. Бурский, О.А.Родыгина. «Рабочая тетрадь» к учебнику "Я и мир вокруг», 1 кл. – М.: Баласс, 2011.

  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • А так же учебные пособия, рабочие тетради (авторы Л. П. Анастасова и др.), методическое пособие (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова)

Предмет «Окружающий мир и ОБЖ» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира и ОБЖ в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

      В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
      • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
      • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
      • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
      

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе, рассчитан на 66 часов, включая 15 часов ОБЖ

(из расчета 2 часа в неделю.) Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану говорится: «Учебный предмет («Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается в1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа.
      
      Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
      Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
      Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
      Для первоклассников особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».
      Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.
      В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

      Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся 1 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
      Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
       На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра, фельдшер или врач), а также родителей учащихся (представителей МВД и МЧС России — спасателей, пожарных и др.).


^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.


^ Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

^ Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

^ Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

^ Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

^ Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

^ Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Виды и формы контроля.

  1. Текущий.

  • Устный опрос

  • Мини тест

  • Самостоятельная работа

  1. Итоговый

  • Итоговая контрольная работа


График проведения проверочных и контрольных работ

№ и виды работ

Включает материал следующих тем

страницы

Самостоятельная работа №1

Часть 1,темы 9-11

3-4

Самостоятельная работа №2

Часть 1,темы12-14

5-6

Самостоятельная работа №3

Часть 1,темы8,15

7-8

Итоговая работа №1

Часть 1,темы8-15

15-18

Самостоятельная работа № 4

Часть 2,темы16-19

9-10

Самостоятельная работа №5

Часть 2,темы 20,21

23-24

Самостоятельная работа №6

Часть 2,темы 22

25-26

Итоговая работа №2

Часть 2,темы16-22

13-14, 19-20

Самостоятельная работа № 7

Часть 2,темы 23-27

27-28

Самостоятельная работа №8

Часть 2,темы28-29

29-30

Самостоятельная работа №9

Часть 2,темы 30-31

31-32

Итоговая работа №3

Часть 2,темы 23-31

11-12,21-22



^ Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе


^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир и ОБЖ» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

^ Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

^ Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

^ Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.


Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

^ Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир и ОЮЖ» в 1-м классе является сформированность следующих умений.


1-я линия развития – уметь объяснять мир:

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.


2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

^ К концу 1 класса учащиеся должны знать общие понятия основ безопасности жизнедеятельности: общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
      основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
      основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
      общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
      источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
      опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
      наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
      правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
      правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
      влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
      чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
      правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
      опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.


^ Контроль УУД

Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.




Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2012/2013 учебный год
Ч. 1 «Обитатели Земли», ч. 2 «Мое Отечество» 3-й класс. (ч. 1 – 144 с., ил.; ч. 1 – 144 с., ил.)
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс Учитель начальных классов: Покшиванова Л. В
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2011/2012 учебный год
А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутина и др., рекомендованной Минобрнауки РФ сборник Программы начального общего образования....
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconРабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе основной образовательной программы моу сош с. Кириллово
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconПравила безопасного поведения 5 1 четверть 9 ч Где живет семья Ивановых
Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс фгос, 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconОбщая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconПрограмма по окружающему миру для 1 класса соответствует фгос ноо
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А. А. «Зеленый...
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconРабочая программа по математике в 1 классе умк «Гармония» на 2011-2012 учебный год Класс: 1 Учитель
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Надеждинское»
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconПояснительная записка к рабочей программе по информатике и икт в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы курса Информатика и икт для 5-7 классов Босовой Л. Л
Рабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В iconРабочая программа по алгебре в 11 классе на 2012-2013 учебный год Составитель: Тремаскина В. С. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кочетовская средняя общеобразовательная школа»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты