Рабочей программы учебной дисциплины icon

Рабочей программы учебной дисциплины



НазваниеРабочей программы учебной дисциплины
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество





АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины


Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубленное изучение философии и методологии науки, а также истории и методологии конкретной дисциплины, по которой специализируется аспирант, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Задачи курса:

дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

охарактеризовать основные исторические периоды развития науки, показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

выявить место науки в культуре и показать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки;

дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.


Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феномен науки в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной деятельности и как социальный институт. Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние избранной соискателем отрасли науки, представить эволюцию последней как элемент общего процесса научного освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи в той или иной конкретной области науки на современном уровне.

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.


В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

        • особенности развития науки как социокультурного феномена;

        • основные философско-методологические концепции развития науки;

        • различные стратегии и технологии организации научной деятельности;

        • историю и современное состояние избранной научной дисциплины;

        • современные философские дискуссии по проблемам науки;

        • понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки, сформировавшиеся в рамках современной философии науки.


Уметь:

        • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной научной дисциплины;

        • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессионального изучения;

        • использовать знания по истории и философии науки не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

Владеть:

        • современными методологическими концепциями в области философии науки;

        • методологическим инструментарием науки в целях четкого представления о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

        • знаниями об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

        • характеристикой основных исторических периодов развития науки, видеть современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

        • пониманием места науки в культуре и показывать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

        • обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _3___ зачётных единицы (108 часов).


Основные разделы учебной дисциплины:

^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ


Составители программы: Гамов В. И., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, культурологии и социально-гуманитарных наук

Рабинович О. И., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук

Н.В.Зеленко, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования


СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины


1. Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубленное изучение философии и методологии науки, а также истории и методологии конкретной дисциплины, по которой специализируется аспирант, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.


Задачи курса:

дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

охарактеризовать основные исторические периоды развития науки, показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

выявить место науки в культуре и показать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки;

дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феномен науки в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной деятельности и как социальный институт. Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние избранной соискателем отрасли науки, представить эволюцию последней как элемент общего процесса научного освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи в той или иной конкретной области науки на современном уровне.

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.


3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

        • особенности развития науки как социокультурного феномена;

        • основные философско-методологические концепции развития науки;

        • различные стратегии и технологии организации научной деятельности;

        • историю и современное состояние избранной научной дисциплины;

        • современные философские дискуссии по проблемам науки;

        • понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки, сформировавшиеся в рамках современной философии науки.


Уметь:

        • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной научной дисциплины;

        • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессионального изучения;

        • использовать знания по истории и философии науки не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

Владеть:

        • современными методологическими концепциями в области философии науки;

        • методологическим инструментарием науки в целях четкого представления о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

        • знаниями об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

        • характеристикой основных исторических периодов развития науки, видеть современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

        • пониманием места науки в культуре и показывать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

        • обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.


4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _3___ зачётных единицы (108 часов).



^ Форма обучения

Курс

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1

108

54

36

18




54

КЭ

Заочная

1

108

18

10

8




90

КЭ



5. Структура и содержание учебной дисциплины:

Очно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Общие проблемы истории и философии науки

38

12

6




20

КЭ

2.

Философия социально-гуманитарных наук

34

14

4




16

3.

История развития науки специализации

36

10

8




18

Реферат




ИТОГО

108

36

18




54





заочно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Общие проблемы истории и философии науки

36

4

4




30

КЭ

2.

Философия социально-гуманитарных наук

36

2

2




32

3.

История развития науки специализации

36

4

4




28

Реферат




ИТОГО

108

10

8




90






^ Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)

Очная/заочная форма обучения




п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа




^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

10/4

6/4




20/30




1

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

2/1

1/0




4/4







Введение. Значение истории и философии науки в научно-исследовательской деятельности соискателей и аспирантов.

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

1/0

1/0




2/4







Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение,













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

1/1

1/1




4/4







Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 4. Структура научного знания.

1/1

1/1




2/2







Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Структура эмпирического знания (эксперимент и наблюдение, эмпирический факт. Проблема теоретической и эмпирической составляющей факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развертывание теории как процесс решения задач. Основания науки: идеалы и нормы в их социокультурной размерности. Особенности философских оснований науки.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

1/0

1/0




2/4







Механизмы порождения научного знания. Воздействие эмпирических фактом на основание науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

2/1

1/1




2/4







Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания, философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

1/0

1/0




2/4







Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX века. Широкое распространение идей и методов синергетики. Укрепление парадигмы целостности. Применение идеи коэволюции. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Широкое применение философии и ее методов в естественных науках. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента. Широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление дуализма объекта и субъекта. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 8. Наука как социальный институт

1/0

1/0




2/4







Историческое развитие институ-циональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




^ РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

14/2

4/2




16/32







Тема 1. Общетеоретические подходы в социально-гуманитарных науках.

2/0







2/2







Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Социально-гуманитарные знания как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания.

1/1

0/1




1/2







Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

2/0

1/0




2/4







Аксиология - учение о ценностях. Ценности в качестве смысловых универсалий. Функции и роль ценностей в культуре и науке. Истина и ценности Ценностный подход в науке, его конструктивная и деструктивная роль. Воздействие идеологии на развитие и функционирование гуманитарных наук. Самодостаточная ценность истины в фундаментальных исследованиях и ее инструментальный характер - в прикладных. Факторы, стимулирующие и тормозящие поиск истины в гуманитарных науках. Проблема социальной ответственности ученого за последствия применений его открытий на практике.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 4. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

1/0







1/2







Философия жизни Ницше и Шопенгауэра. Воля к власти и воля к познанию. Философия жизни и жизненный мир человека у Дильтея. Философия жизни О. Шпенглера Модель общества Ю. Хабермаса. Нижний уровень — социокультурный «жизненный мир человека». Жизненный мир человека как господство коммуникативного типа поведения, нацеленного на достижение интерсубъективного понимания. Символические средств обмена: взаимопонимание и солидарность. Жизненный мир как возможность для творческой самореализации личности.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 5. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

1/0

1/0




2/2







Время как физическое измерение и как мера становления человеческого бытия. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Время и пространство в гуманитарном контексте. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Социально-философское осмысление времени и пространства.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 6. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

1/0







1/4







Понятие коммуникативности. Общение ученых как условие создание нового социально-гуманитарного знания. Социокультурная природа научного знания. Научные конвенции. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Понятие индоктринации.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 7. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

2/0

1/0




1/4







Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 8. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

1/0







2/4







Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Особенности интерпретации в социально-гуманитарном знании.

Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 9. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

1/0

1/0




1/2







Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 10. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

1/0

0/1




1/2







Классификация наук. Специфика общественных наук и наук о человеке. Понятия «гуманитарный» и «гуманистический». Цивилизационный подход Вебера к истории. Культурно-исторический анализ общества. Единство и различие социального, культурного и антропологического. Специфика методов социально-гуманитарных наук Отличие исторических и естественных наук по Виндельбанду и Риккерту. Ослабление критерия научности применительно к историческим наукам. Опасность исторического релятивизма. Программа создания науки культурологии Л.Уайта.



















Тема 11. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

1/0

1/0




2/4







Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания. Междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Понятие социальной трансформации.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




^ РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

10/4

8/4




18/28

реферат




Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире.

2/1

2/1




4/6

тест




Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья.

2/1

2/1




4/6

конспект первоисточников




Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.)

2/1

2/1




4/6

конспект первоисточников




Школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.).

2/1

2/1




4/6

конспект первоисточников




История профессионального образования в России

2/1

0




2/4

реферат




Итого:

36/10

18/8




54/90

канд.экз.


^ 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:


Литература к первому разделу:


Основная литература


  1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. М., 2004

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарноеявление. М., 1978.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М, 1990.

  5. Ильин В.В.Философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей. – М., 2003.

  6. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитиенаучных теорий. М., 1985.

  7. Кун Т. Структура научных революций. М, 2001.

  8. Кун Т. Структура научных революций. М.,2005.

  9. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М., 2004

  10. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

  11. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  12. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М., 2005

  13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2004

  14. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М, 1998.

  15. Огурцов А.Л. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

  16. Основы философии науки / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004

  17. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  18. Проблема знания в истории науки и культуры / под ред. Молодцовой Е.Н. СПб., 2001

  19. Романовская Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. М., 2001.

  20. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

  21. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004.

  22. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  23. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

  24. Философия науки / под ред. Лебедева С.А. М., 2004

  25. Философия для аспирантов / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2002


Дополнительная литература

  1. Гамов В.И., Похилько А.Д. Философия и методология педагогических исследований:, 2005.

  2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  4. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  5. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  6. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  8. Мамчур ЕЛ. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

  9. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М„ 1995.

  10. Наука в культуре. М, 1998.

  11. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  12. Принципы историофафии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М.,2001.

  13. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  14. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М, 1996.

  15. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М, 2000.

  16. Степин B.C., Горохов ВТ., Розов МЛ. Философия науки и техники. М, 1991.

  17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  18. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  19. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  20. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

  21. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001

  22. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  23. Новая технократическая волна на Западе. – М., Прогресс, 1986.

  24. Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. – М., 2002.

  25. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1996.

  26. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. – М., 1999

  27. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  28. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.


Литература ко второму разделу


Основная:

  1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. М., 2004

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарноеявление. М., 1978.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М, 1990.

  5. Ильин В.В.Философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей. – М., 2003.

  6. Кун Т. Структура научных революций. М, 2001.

  7. Кун Т. Структура научных революций. М.,2005.

  8. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М., 2004

  9. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

  10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М., 2005

  11. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2004

  12. Основы философии науки / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004

  13. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  14. Романовская Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. М., 2001.

  15. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

  16. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004.

  17. Философия науки / под ред. Лебедева С.А. М., 2004

  18. Философия для аспирантов / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2002

Дополнительная литература

  1. Гамов В.И., Похилько А.Д. Философия и методология педагогических исследований:, 2005.

  2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  5. Принципы историофафии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М.,2001.

  6. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  7. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М, 1996.

  8. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М, 2000.

  9. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  10. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  11. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  12. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

  13. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001

  14. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  15. Новая технократическая волна на Западе. – М., Прогресс, 1986.

  16. Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. – М., 2002.

  17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1996.

  18. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. – М., 1999

  19. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  20. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.



Интернет ресурсы:

http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/istoriya_i_filosofiya_nauki_uchebnoe_pos/

http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546900773&at=exc&n=0

http://rudocs.exdat.com/docs/index-90765.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-74552.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-27755.html

http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181468872-istoriya-i-filosofiya-nauki.html


Литература к третьему разделу


Основная литература:

  1. Батышев С. Я., Новиков А.М. История профессионального образования в России:, 2004 г. - 663 с.

  2. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на западе на пороге XXI века. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 208 с.

  3. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред.В.Г. Кинелева. – М.: НИИ ВО, 1995. – 352 с.

  4. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 480 с.

  5. История профессионального образования в России. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.

  6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.; Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.

  7. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Академия, 2000. - 436 с.

  8. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 576 стр.

  9. Ховов О.Б. Непрерывное образование за рубежом и в России. – М.: «Институт теории и истории педагогики» РАО, 2005. – 116 с.


Дополнительная литература:

Воспитание в первобытном обществе. Школа, воспитание и педагогическая мысль в древнем мире

1. Демокрит. Этика. Педагогика // Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. - М.: Огиз, 1937. - С.209-236.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. - М.: АПН РСФСР, 1963.-51 Ос.

3. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. - Пг.: Школа и жизнь, 1916. - 103с.

4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, Т.1, 1961. - 500с.

5. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. /Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1969. 572с.

6. Цветаев И.В. Из жизни высших школ Римской империи. 2 изд. - М.: Кушне-рев, 1902.-127 с.

7. Цицерон М.Т. Об обязанностях // Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. -М.: Наука, 1974. -С.58-158.


Воспитание и педагогическая мысль в эпоху средневековья

1. Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х книгах. Книги первая и вторая. - М.: Наука, 1979. Кн.1-2, - 703с.; кн. 3. - 535с.

2. Мор Томас Утопия / Пер. с лат. - М.: АН СССР, 1953. - 294 с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М.: Педагогика, 234с.

4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Худ. литература, 1961. - 726с.

5. Струминский В.Я. Педагогика Киевской Руси как предмет исторического изучения //Ученые записки НИИ школ Наркомпроса РСФСР. Т.3. Вып. 1, 1940. С.79119.

6. Сперанский К. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. - М., 1896.-454 с.

7. Суворов Н.С. Средневековые университеты. - М., 1898. - 245с.

8. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. - М.: Худ. литература, 1983. 239с.

Школа и педагогика в новое время

1. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). - СПб.: Изд. Богданова, 1912. - 346с.

2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.Педагогика, 1982. 287с.

3. Бине А. Современные идеи о детях. / Пер.с франц. - М.: Кушнерев, 1910. 216с.

4. Бэн А. Воспитание как предмет науки. / Пер. с англ. - СПб.: Риклер, 1879. 383с.

5. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1953. 412с.

6. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика. 1987.- 400с.

7. Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу). Изд.3. - М.: Земля и фабрика, 1923. - 59с.

8. Вильман О. Дидактика как теория образования. / Пер. с нем. Т. 1-2. -М.: Тихомиров, 1908. Т. 1. - 470с. - Т.2. 678с.

9. Винекен Г. Круг свободной немецкой общины. / Пер. с нем. - М.: Работник просвещения, 1922. - 52с.

10.Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии. О преподавании философии в гимназиях // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2-х т. - Т.1. - М.: Мысль, 1970. С 3957416,563-574.

11.Гельвеций К.А. О человеке // Сочинения: В 2-х т. - Т.2. - М.: Мысль, 1974. С.5-568.

12.Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. - Т.1. - М.: Учпедгиз, 1940.-290с.

13.Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-ой половины XIX в. - 2. изд. - М.: Учпедгиз, 1954. - 304с.

14.Герцен А.И. Огарев Н.П. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1990, 368с.

15.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк. - М.: Педагогика, 1972. - 319с. 16-Демолен Э. Новое воспитание. Школа де Рош. / Пер. с франц. - М.: Книжное дело, 1900.-231с.

17. Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» //Соч.: В 2-х т.-Т.2.-М.: Мысль, 1991.-С.342-506.

18.Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. 374с.

19. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986.-348с.

20. Дьюи Дж. Школа и общество. / Пер. с англ. - М.: Работник просвещения, 1925. 127с.

21.Дьюи Дж. Школа и ребенок. / Пер. с англ. - М.-Пг.: Госиздат, 1923. - 60с.

22.Дьюи Д. и Дьюи Э. Школа будущего. - М.: Гос изд-во РСФСР, Берлин, 1922.179с.

23.Дьюи Д. Демократия и образование. -М.: «Педагогика-Пресс», 2000. - 384с.

24.Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории: Религия в пределах только разума. Часть первая. IV; О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. - С.43-59, 110-124, 445-504.

25.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. 704с.

26.Каптерев П.Ф. Музыченко А.Ф. Современные педагогические течения. - М.:Польза, 1913.-220с.

27.Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. / Пер. с нем. - М.: Тихомиров, 1915. 322с.

28.Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. / Пер. с франц. - СПб.: Богданова, 1911. - 168с.

29.Ковалевский Е. Народное образование в Соединенных штатах Северной Америки.-Спб., 1895.-592 с.

30.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1982. -Т.1. - 656 с. - Т.2. - 576 с.

31.Компейре Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. /Пер. с франц. -М.: Сабашниковы, 1912. -448с.

32.Красновский А.А. Ян Амос Коменский. - М.: Учпедгиз, 1953. -324с.

33.Кривенко С.Н. Физический труд как необходимый элемент образования. 2 изд. СПб, 1887.-300с.

34.Лай В.А. Экспериментальная дидактика. / Пер. с нем. - СПб.: Сытин, 1914. 510с.

35. Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. - Пг.: Школа и жизнь, 1920. -158с.

36.Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1988. 398с.

37.Локк Д. О воспитании // Соч. - Т.3. - М.: Мысль, 1988. - С 407-608. 38-Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики. Изд. 2. / Пер. с нем. - М.: Мир, 1922. -237 с.

39.Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика. - В 2-х т. 1978.-Т.1.-544с.

40.Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка. / Пер. с итал. Изд.4. - М.: Задруга, 1920. - 211с. 41-Наторп П. Философия как основа педагогики. / Пер. с нем. - СПб.: Клочков, 1910.-1910с.

42.Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и идеи. 3 изд. - Пг.: Школа и жизнь, 1920. 163 с.

43.Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. Изд.3. -Пг.: 1917. - 284с.

44.Нечаев Н.Б. Горнозаводские школы Урала. - М.: Трудрезервиздат, 1956. -207с.

45.Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1959. 256с.

46.Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.-352с.

47. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР от древнейших времен до конца XVII в. - М.: Педагогика, 1989. - 479с.

48.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - 1-ая половина XIX в. - М.: Педагогика, 1973. - 605 с.

49.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-ая половина XIX в. - М.: Педагогика, 1976. - 600 с.

50.Парижская коммуна в борьбе за демократизацию школы. Составитель и автор статьи С.А. Фрумов. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 263с.

51.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. 367 с.

52.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. - В 2-х т. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 334 с. - Т.2. - 416с.

53. Педагогические идеи Великой французской революции. Речи и доклады. - М.: Работник просвещения, 1926. - 283 с.

5 4.Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р Оуэна. - М.: Учпедгиз, 1940. - 264с.

55.Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтоновскому плану. /Пер. с англ. 2 изд. - М.: Новая Москва, 1925. - 247 с.

56.Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. 496 с.

57.Ришар Г. Экспериментальная педагогика. /Пер. с франц. - М.: Сабашниковы, 1913.-266с. 5 8. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в конце XVIII -XIX в. -Т.1. -М.: тип. Александрова, 1912. -680 с. 5 9. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - 620 с.

60.Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1981. Т. 1.-656с.-Т.2.-336с.

61.Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. /Пер с англ. Изд.2. - СПб: Губинский, 1906. - 230 с.

62. Сперанский Н.В. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. - М.: Сабашниковы, 1910. - 239 с.

63.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989. - 542 с.

64.Юрндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. / Пер. с англ. Изд.3. - М.: Работник просвещения, 1930. - 240 с.

65.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с. - Т.2. - 440 с.

66.Фрумов С.А. Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850-1870. М.: АПН РСФСР, 1960. - 584с.

67.Фортунатов А.А. Теория трудовой школы в ее историческом развитии. От Томаса Мора до Карла Маркса. Часть 1. - М.: Мир, 1925. - 374с.

68. Фурье Ш. О воспитании при строе гармонии. / Пер. с франц. - М.: Учпедгиз,

1939.-144 с. 69.Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1983.-335 с.


Школа и педагогика в новейшее время

1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения:' в 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. -304 с. - Т.2. - 399с.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. /Общая ред. и вступл. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

3. Брунер Дж. Процесс обучения. / Пер. с англ. 0,К. Тихомирова/ Под ред. А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 84 с.

4. Гергет А., Готалов-Готлиб А. Современные педагогические течения. - Херсон:Госиздат Украины, 1925. - 250 с.

5. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263с.

6. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996. - 240 с.

7. Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы //Собр. соч.: В 6-ти т. - Т.4 - М.: Педагогика, 1984. - 242 с.

8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. 420с.

9. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. -223 с.

10. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. /Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991.-240 с.

11. Каунтс Л. Теория воспитания в Америке. / Пер. с англ. -М.-Л.: Учпедгиз.1931.-96с.

12.Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. / Пер. с англ. - М.: Работник просвещения, 1930. - 88 с.

13.Королев Ф.Ф. Очерки по истрии советской школы и педагогики. 1917-1920. М.:АПН РСФСР, 1958.-551с.

14.Королев Ф.Ф. Корнейчик Т.Д. Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931.-М.:АПН РСФСР, 1961.-508с.

15.Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1965.-695с.

16.Куписевич Ч. Основы общей дидактики. /Пер. с польского. - М.: Высшая

школа, 1986.-367 с. 17-Куразов И.Ф. Методология педагогики. - 2-е изд., перераб. - Л.: Гос. Изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1930. - 160 с.

18.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М: Педагогика, 1981. - 185с.

19.Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - В 2-х т. - М.: Педагогика, 1978. - Т. 1. -397 с. - Т.2. - 320 с.

20.Малькова З.А. Современная школа США. - М.: Педагогика, 1971, - 367с.

21.Манжос Б. Основы советской дидактики. - Ч. 1 .-Аналитика педагогического процесса. - М.: Работник просвещения, 1930. - 332 с.

22.Оконь В. Введение в общую дидактику. /Пер. с польского. - М.: Педагогика, 1990.-256с.

23.Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917-1940. - М.: Высшая школа, 1980. - 287с.

24.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961-1986. - М.: Педагогика, 1987. - 414с.

25.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.-95с.

26.Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения./Пер. с англ. Научн. ред., предисл. и коммент. Н.Ф. Талызиной. - М.: Педагогика, 1984.-471с.

27.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост.О.С. Богданова, В.3. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 355с. - Т.2. - 383с.-Т.З.639с.

28.Уошборн К. Новые школы Западной Европы. / Пер. с англ. - М.: Посредник, 1928.-85с.

29.Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.-192 с.


Работы общего характера. Учебные пособия

  1. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. - 366 с.

  2. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М.: Педагогика, 1985. 479 с.

  3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - 605 с.

  4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М.: Педагогика, 1987.-559с.

  5. Басова А.Г. Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: «Просвещение», 1984.7295с.

  6. Блонский П.П. Курс педагогики / введение в воспитание ребенка / Пособие для высших учебных заведений и учительских институтов. - М.: Задруга, 1916.-286 с.

  7. Блонский П.П. Основы педагогики. - М.: Работник просвещения, 1925. - 209 с.

  8. Блонский П.П. Педология. Учебник для высших педагогических учебных заведений. Допущен Наркомпросом РСФСР. - М.: Гос. учеб. педаг. изд., 1934. 344с.

  9. Выготский Л.С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка. /Собрание сочинений. - Т.5. - М.: «Педагогика», 1984. - С. 166-173.

  10. Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики. - М.: Учпедгиз, - 407 с.

  11. Дьячков А.И., Боброва А.Д. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. - М., 1964.

  12. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Академия, 2000. - 520с.

  13. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Академия, 2000. - 436 с.

  14. История педагогики и образования. - 2-е изд. / Под общ. ред. А.И.Пискунова. -М.: Сфера, 2001. - 512 с.

  15. История среднего профессионального образования в России - М.: Новь 2000. 703с.

  16. История физической культуры. - М.: «Физкультура и спорт», 1964. 384 с.

  17. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Изд.2. - Пг.: Земля. - 746 с.

  18. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. - СПб., 1900.-499 с.

  19. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / ч.1. Западная Европа. - М., 1996. - 179 с.

  20. Медынский Е.Н. История педагогики. Изд. 3. - Т. 1-2. - М.-Л.: Работник просвещения, 1930. - Т. 1. - 285 с. - Т.2. - 440 с.

  21. Медынский Е.Н. История педагогики. Учебник для пединститутов. - М.: Учпедгиз, 1947.-580.

  22. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. - 4.1-2. - 5-е изд. - СПб., 1904.-293 с., 402с.

  23. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. - 4.1.-2. - СПб.: Мартынов, 1892-1899. - 4.1. - 461 с. - 4.2. IV 605 с.

  24. Монро П. История педагогики. Изд. 4 / Пер. с англ. - 4 1.-2. - М.-Пг.: Гиз, 1923. - 4.1. - 286. с. - 4.2. - VI. - 342с.

  25. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с.

  26. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 368 с.

  27. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 1978. - 320 с.

  28. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977. - 382с.

  29. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.

  30. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов. - М., 1996.

  31. Пинкевич А.П. Педагогика. Учебное пособие. В 2-х т. Изд.5. - М.: Работник просвещения, 1930. - 257с.

  32. Пинкевич А.П. Педагогика. Учебное пособие. В 2-х т. Изд.5. - М.: Работник просвещения. - Т.1. - 1929. - Т.2. - 1929. - 261 с.

  33. Пинкевич. А.П. Краткий очерк истории педагогики. Изд. 2. - Харьков: Пролетарий, 193 0.-347с.

  34. Пистрак М.М. Педагогика. Учебник для пединститутов. - М.: Учпедгиз, 1934. 468с.

  35. Профессиональная педагогика/Под ред. С.Я. Батышева – М.: «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.

  36. Рубинштейн М.М. История педагогики в ее основных чертах. Изд.2.- Иркутск, 1922.-304с.

  37. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения. – Брянск, 2002.-188с.

  38. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) . – М.: «Академия», 2007. – 128с.

  39. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и автор вводных очерков А.И.Пискунов. Изд. 2. - М.: Просвещение, 1981. - 528с.

  40. Хрестоматия по истории педагогики. Сост. А.П. Пинкевич. - Т.3. - М.: Учпедгиз, 1934.-589 с.

  41. Хрестоматия по истории педагогики. Сост. Г.П. Вайсберг и др. - Т.2. -4.1.-М.: Учпедгиз, 1940. - 687с.

  42. Хрестоматия по истории педагогики. Составитель И.Ф. Свадковский. - Т.1. Изд.3. - М.: Учпедгиз, 1940. - 687 с.

  43. Хрестоматия по истории педагогики.Сост.Н.А. Желваков. - Т.4. Изд.2. - М.: Учпедгиз, 1938.-551с.

  44. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Феоктистова. - М.:«Просвещение», 1987. - 191 с.

  45. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. - Изд.2. - М.: Просвещение, 1986. - 432с.

  46. Циглер Т. История педагогики / Пер с нем. - Пг.-М.: Сотрудник, 1911. - VIII. 504 с.

  47. Шмидт К. История педагогики. Изд. 3./ Пер. с нем. - Т. 1-4. - М.: Солдатен-ков, 1877-1888. - Т.1. - 1877. - XVI - 500 с. - Т.2. - 1879. - XVI. 464 с. - Т.3. -1888.-XII.-760 с.-Т.4.-4.1.-1880.-XX.-596 с. 4.2.-1881-XII.-519с.

  48. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я. Батышева.-М., АПО, 1998 Жуков Г.Н. и др. Основы общей и профессиональной педагогики.—М.: Гардарики, 2005 – 382 с.

  49. Эрганова Н.Е, Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . –М.: «Академия», 2007. – 160с.



При подготовке рекомендуется также ознакомиться со статьями, опубликованными в последние годы в журналах: «Образование и саморазвитие», «Педагогика», «Народное образование», «Известия Российской Академии Образования», «Профессионал», «Профессиональное образование», «Специалист», «Среднее специальное образование», «Высшее образование в России», «Магистр», «Высшее образование в Европе» и др.


Интернет-ресурсы:

  1. Российская книжная палата http://www.bookchamber.ru

  2. Институт научной информации по общественным наукам РАН http://www.inion.ru

  3. Всероссийский институт научно-технической информации РАН http://www.viniti.ru

  4. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru

  5. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru

  6. Образовательный портал Microsoft Учебные материалы и тесты самооценки. http://www.microsoftvirtualacademy.com/home.

  7. Society (dmoz) http://dmoz.org/Society/

  8. Social Science (Yahoo) http://dir.yahoo.com/Social_Science/

  9. Гуманитарные науки (Яндекс)
    http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Science/Sciences/Humanities/


7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • Учебная база, методический кабинет, наличие научной, учебно-методической литературы по дисциплине.

  • Наличие компьютеров и программ компьютерного обеспечения.


Вопросы к экзамену:


Вопросы к первому разделу:

  1. Проблема возникновения науки, интернализм и экстернализм.

  2. Становление основных научно-исследовательских программ в античности.

  3. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

  4. Западная и восточная средневековая наука.

  5. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  6. Становление социальных и гуманитарных наук.

  7. Особенности научно-технической революции

  8. Синергетическое мировидение.

  9. Структура эмпирического знания

  10. Структура теоретического знания.

  11. Механизмы порождения научного знания.

  12. Проблемные ситуации в науке.

  13. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  14. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

  15. Предмет и задачи современной истории и философии науки.

  16. Основные эволюционные подходы к анализу науки.

  17. Основные типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

  18. Особенности научного познания. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  19. Значение философского анализа развития науки в определении смыслов мировоззренческих универсалий культуры.

  20. Глобальные революции и типы научной рациональности.


Вопросы ко второму разделу:


  1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

  2. Детерминированность социально-гуманитарных наук социокультурным контекстом.

  3. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки и проблемы.

  4. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  5. Функции и роль ценностей в культуре и науке

  6. Воздействие идеологии на развитие и функционирование гуманитарных наук.

  7. Этика современной науки (научный этoc).

  8. Специфика методов социально-гуманитарных наук.

  9. Объяснение и понимание в гуманитарных науках.

  10. Наука и гуманитаризация современного образования.

  11. Время как физическое измерение и как мера становления человеческого бытия.

  12. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.

  13. Социокультурная природа научного знания.

  14. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

  15. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.

  16. Социальная трансформация и ее значение для развития социально-философского знания.

  17. Истинность и рациональность в социально-гуманитарных науках.

  18. Объяснение, понимание. интерпретация в социально-гуманитарных науках.

  19. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

  20. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарных науках


Темы рефератов (к третьему разделу)


  1. Проблема человека и его воспитания в античной философии (Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель и софисты в Древней Греции; Сенека, Цицерон, Квинтилиан в Древнем Риме).

  2. Философы античности о роли труда в гармоничном развитии личности.

  3. Цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, ЭразМа Роттердамского, М. Монтеня и др.

  4. Профессия как ремесло и искусство. Прагматический характер профессионального образования в средние века.

  5. Проблемы обучения ремеслам, ознакомления с орудиями труда, технологиями производства в педагогической концепции Я.А. Коменского

  6. Идеи профессионального образования в социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

  7. К.Д. Ушинский как основоположник идей профессиональной педагогики в России

  8. Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк).

  9. Нетрадиционные подходы к организации обучения в начале 20 века (метод проектов, Виннетка-план, Говард-план, Дальтон-план, «центры интересов», Йена-план и др).

  10. Проекты реформы общеобразовательной и профессиональной школы в школы в трудах Н.П. Боголепова П.С. Ванновского, П.Н. Игнатьева.

  11. Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Н.П. Лепешинский и др.)

  12. Развитие школы и педагогики в России в 1918-1941 гг.

  13. Развитие идей профессиональной педагогики в начале 20-го века (А.К. Гастев, С.Е. Гайсинович, С.Я. Купидонов)

  14. Школа и педагогика за рубежом после второй мировой войны.

  15. Зарубежная школа и педагогика в новейшее время

  16. Профессиональное образование за рубежом (После второй мировой войны и по настоящее время)

  17. Идеологические и социально-экономические факторы развития профессионального образования в России во второй половине 20-го века .

  18. Теоретико-методологические основы развития профессионального образования.

  19. Система непрерывного профессионально образования.

  20. Тенденции и перспективы развития профессионального образования





Похожие:

Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины «Комплексная система защиты информации на предприятии»
Наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное) в соответствии с Учебным планом
Рабочей программы учебной дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет» аннотация рабочей программы учебной дисциплины «русская диалектология»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Рабочей программы учебной дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет» аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Литературная критика»
Целями освоения дисциплины (модуля) «История русской литературной критики» являются
Рабочей программы учебной дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет» аннотация рабочей программы учебной дисциплины «теория языка»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Рабочей программы учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины методология научно-педагогического исследования Уровень основной образовательной программы

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты