Специфика курса «Окружающий мир» icon

Специфика курса «Окружающий мир»



НазваниеСпецифика курса «Окружающий мир»
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по окружающему миру для разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

^ Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

^ Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе

следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

^ Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

^ Место курса в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 64ч, 2, 3 и 4 классы — по 68ч. Результаты изучения курса:

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио-нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)

Человек и природа

  • Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

  • Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

  • Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.

  • Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

  • Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

  • Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

  • Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

  • Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

  • Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

  • Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

  • Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

  • Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

  • Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

  • Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

  • Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

  • Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

  • Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

  • Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

  • Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

  • Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

  • Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и

культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

  • Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о

вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

  • Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

  • Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

  • Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

  • Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

  • Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

  • Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

  • Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

  • Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государствен-ный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

  • Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

  • Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

  • Россия на карте, государственная граница России.

  • Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

  • Города России. Санкт- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

  • Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

  • Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

  • История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

  • Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

  • Ценность здоровья и здорового образа жизни.

  • Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

  • Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

  • Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

  • Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

  • Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

  • Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонацио-нального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятель-ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

^ В ходе изучения блока «Человек и природа» выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

^ Выпускник получит возможность научиться:

использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


В ходе изучения блока «Человек и общество» выпускник научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

^ Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

^ Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

^ Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

^ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

^ Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

^ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

^ Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Формировать умение работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

^ Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.

Учебно-методическое обеспечение

Программа: Автор: Плешаков А.А.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса

УЧЕБНИКИ

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 4 класс. В 2ч.- М.: Просвещение, 2011

^ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

ТЕСТЫ

  • Тихомирова Е.М. Окружающий мир: Тесты 1 класс. – М.: Просвещение.

  • Тихомирова Е.М. Окружающий мир: Тесты 2 класс. – М.: Просвещение.

  • Тихомирова Е.М. Окружающий мир: Тесты 3 класс. – М.: Просвещение.

  • Тихомирова Е.М. Окружающий мир: Тесты 4 класс. – М.: Просвещение.

^ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  • Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. - М.: Экзамен.

  • Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс. - М.: Экзамен.

  • Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс. - М.: Экзамен.

  • Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. - М.: Экзамен.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение

  • Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение

  • Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение

  • Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.

  • Кононова Г.В., Комнатные растения. С-П, Кристалл, 2002

  • Нуждина Т.Д., Чудо всюду мир животных и растений. Ярославль, Академия, 99

  • Чудакова Н.В., Я познаю мир. Животные. М., Астрель, 2001

  • Загадки и стихи о растениях и сезонах. Архангельск, 1994.

  • Чуб В.В., Цветы в вашем доме (азалия, камелия, глориоза) М., Эксмо – пресс, 2000

  • Чуб В.В., Цветы в вашем доме (акалифа, глоксиния, кринум) М., Эксмо – пресс, 2000

  • Блейз О .С., Луковичные растения. М., Олма – пресс, 2002.

  • Блейз О.С., Декоративно – лиственные комнатные растения М., Олма – пресс, 2002.

  • Блейз О.С., Неприхотливые растения в доме. М., Олма – пресс, 2002.

  • Блейз О.С., Красивоцветущие комнатные растения. М., Олма – пресс, 2002.

  • Клепинина З.А., Тесты 1 класс. М., Астрель, 2003

  • Алексеев, 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, Академия, 1998

  • Степура.А, Комнатные растения М., 2004.

  • Комнатные и садовые растения. М., 2004

  • Шалаева Г.П., Современная энциклопедия по природоведению. М., Олма – пресс, 2005

  • Чижевский А.Е., Экология. М, Астрель, 2004

  • Чаплина В., У нас дома кошка. М., Малыш, 1990.

  • Колбасенко, М.Н., Дидактические материалы по экологии Архангельск, 2003

  • Дьячкова Г.Т., Олимпиадные задания, 2-4 класс Волгоград, 2007

  • Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.

  • Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.

  • Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.

  • Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс.

  • Коллекция «Полезные ископаемые»

  • Коллекция «Шелк»

  • Коллекция семян

  • Гербарий

  • Береги живое (в лесу, на лугу)

  • Береги живое (в городе, водоеме)

  • Как растет живое

  • Деревья наших лесов

  • Природно–климатические зоны Земли

  • Животные, обитающие на территории нашей страны

  • Океаны и материки

  • Семья

  • Птицы, обитающие на территории нашей страны

  • Славянская семья: родство и занятия

  • Печатные пособия



I четверть (18 часов)




Тема урока

Решаемые проблемы (цель)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

УУД

Понятия Содер-жание

Приме-чание

1

Задавайте вопросы!

Цель: формирование представлений об изу-чаемом предмете; зна-комство с героями учеб-ника Муравьем Вопро-сиком и Мудрой Чере-пахой; развивать инте-рес к окружающему миру


Научатся: задавать вопросы об окружающем мире. Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Познавательные: об-щеучебные -осознанное и произвольное речевое высказыва-ние в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации (из рас-сказа учителя, родителей, из собственного жизненного опы-та, из фильмов). Коммуникативные: ставить вопросы, ис-пользуя слова- помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю. Личностные: Мотивация учебной деятельности

Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-оп-

ределитель


С.3-8,

р.т.с. 3

^ Раздел 1 «Что и кто?» (19 часов)

2

р/к

Что такое Родина?


Цель: формирование пред ставлений о малой родине, о России о ее природе, го-родах, наро-де, о своем се-ле как части большой стра-ны; знакомство с государс-твенной сим-воликой, кар-той страны

^ Знания: познакомятся с объектами живой и неживой природы. Уме-ния: научатся разделять объекты жи-вой и неживой приро-ды и изде-лия. Навыки: правила по-ведения в окружающем мире

Регулятивные: уметь действовать по плану: алгоритм опре-деления признаков разных объектов (при--родные и изделия). Познавательные: распознавать объекты, выделяя сущест-венные признаки. Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудни-честву Личностные: Начальные на-выки адапта-ции в дина-мично изменяющемся мире

Малая Родина

С. 10-11, р.т.с. 4

ИКТ


3

р/к

Что мы знаем о народах России?

Цель: формирование представлений о народах населяющих нашу страну


Научатся: определять, какие наро-ды населяют нашу страну; расска-зывать об их национальных празд-никах. ^ Получат возможность на-учиться: рассматривать иллюстра-ции учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представи-телей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять уста-новленные правила в планировании способа решения: соста-вление и выполнение режима дня школьника, перечень пра-вил безопасного поведения. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: Мотивация учебной деятельности

Религия, национальные праздники


С.12-13

р.т.с.5-6

ИКТ

4

р/к

Что мы знаем о Москве?

Проект

«Моя малая Родина»

Цель: формирование пред ставления о Москве как столице России, речевой компетенции учащихся; расширение кругозора; вос питание гордости и любви к столице Российского го-сударства, формирование представлений о проект-ной деятельности, о досто-примечательностях своей малой родины


Научатся: узнавать достопримеча-тельности столицы. Получат воз-можность научиться: рассматри-вать иллюстрации учебника, извле-кать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотогра-фиям о жизни москвичей своих сверстников, использовать различ-ные материалы и средства художе-ственной выразительности для пе-редачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллек-тивные результаты-

Регулятивные: составлять план и последовательность дейст-вий при разборе конкретных правил дорожного движения; адекватно использовать речь для регуляции своих действий, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы. Познавательные: осознан-ное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины - Москве; ориентироваться в разнооб-разии способов решения задач, осуществление поиска сущест-венной информации. Коммуникативные: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику Личностные:. Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе

Столица, дос-топримечаель-ности Город-герой,


С. 14-15,

р.т.с.7-9

5

р/к

Что у нас над головой?

Цель: формирование представлений о дневном и ночном небе; элемен-тарные сведения о солнце и облаках, луне и звездах


Научатся: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказы-вать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; нахо-дить на ночном небе ковш Боль-шой Медведицы. Получат возмо-жность научиться: понимать учеб ную задачу урока и стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: -осознанное и произвольное рече-вое выска-зывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце; осуще-ствление поиска существенной информации. Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращать-ся за помощью к учителю и одно-классникам Личностные: принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

Созвездие,

светило


С. 18-19

р.т.с.10 ИКТ

6

р/к

Что у нас под ногами?

Цель: формирование представлений о природ-ных объектах, о форме, размерах, цвете предме-тов; знакомство с часто встречающимися кам-нями (гранитом, кремни-ем, известняком)


Научатся: группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять об-разцы камней по фотографиям и рисункам атласа- определителя; различать гранит, кремний, извест-няк. Получат возможность на-учиться: понимать учебную зада-чу урока и стремиться ее выпол-нять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

Регулятивные: самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных оши-бок. Познавательные: общеучебные- осознанное и произ-вольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки; логические - осуществление поиска существенной информации. Коммуни-кативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлек-сировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия

Личностные: Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Территория, окрестность


С.20-21,

р.т.с.10-11

коллекция камней

7

Что общего у разных растений?

Цель: формирование представлений о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семе-нами); знакомство с разно-образием плодов и семян, соцветий растений; разви-тие первоначальных уме-ний практического иссле-дования природных объек-тов

Научатся: находить у растений их части, показывать и называть их. Получат возможность научить-ся: понимать учебную задачу уро-ка и стремиться ее выполнять; ра-ботать в паре, используя представ-ленную информацию для получе-ния новых знаний; различать цвет-ки и соцветия; осуществлять самопроверку

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную зада-чу, применять установленные правила в планировании спосо-ба решения жизненных ситуаций (ранее рассмотренных на предыдущих уроках). Познавательные: осознанное и произ-вольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение; осуществление поиска существенной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, по-ведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопо-мощь Личностные: Самооценка на основе критериев успеш-ности учебной деятельности

Части

растений


С.22-23,

р.т.с. 12-13

гербарий

ИКТ

8

р/к

Что растет на подокон-нике?

Цель: формирование
представлений о жизни
комнатных растений


Научатся: наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. ^ Получат возможность научиться: определять комнатные растения с помощью атласа- опре-делителя; понимать учебную зада-чу урока и стремиться ее выпол-нять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в поз-навательную. Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнат-ных растениях; логические- осуществление поиска существен-ной информации (из собственного жизненного опыта). Ком-муникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования Личностные: Формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир; при-нятие освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Комнатные растения,
уход,

почва,
горшок,
поддон


С.24-25,

р.т.с.13-14

9

р/к

Что растет на клумбе?

Цель: формирование представлений о распрост-ранённых декоративных растениях клумбы


Научатся: наблюдать за растения-ми клумбы и дачного участка и уз-навать их по рисункам, определять растения цветника с помощью ат-ласа-определителя. Получат воз-можность научиться: узнавать по фотографиям растения цветника, пони-мать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Поз-навательные: общеучебные- осознанное и произвольное ре-чевое высказывание в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы; логические- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта). Коммуникативные: ра-ботать в группах, ставить вопросы участникам группы

Личностные: Формирование целостного, социально ориен-тированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов ученой деятельности и личностного смысла учения

Клумба, цветник


С.26-27,

р.т.с.15-16

ИКТ

10

р/к

Что это за листья?

Цель: формирование
представлений о строении листьев и их видов

Научатся: наблюдать изменения окраски листьев на деревьях, срав-нивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям. По-лучат возможность научиться: описывать внешний вид листьев; узнавать листья букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и ее выполнять; работать в паре, ис-пользуя представленную инфор-мацию для получения новых знан

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с за-данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, ка-кие изменения с листья-ми деревьев происходят в зависимос-ти от времени года; логические- осуществление поиска сущес-твенной информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию принятие и ос-воение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Личностные: Формирование целостного, социально ориенти-рованного взгляда на мир;

Листовая

пластина, черешок


С.28-29,

р.т.с.16-18,

аппликация из листьев.

11

р/к

Что такое хвоинки?

Цель: формирование представлений о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга


Научатся: различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну. ^ Получат возможность на-учиться: описывать дерево по пла-ну; определять деревья с помощью атласа - определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, ис-пользуя представленную информа-цию для получения новых знаний

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных; логические - осуществление поиска су-щественной информации Коммуникативные: ставить воп-росы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать, собственное мнение и позицию. Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обу-чающегося, развитие мотивов учебной деятельности и лич-ностного смысла учения

Хвоя


С.30-31,

р.т.с.19-21

поделка из шишек,

гербарий

12

р/к

Кто такие насекомые?

Цель: формирование представлений об отли--чительных особеннос-тях строения насекомых


Научатся: сравнивать части тела различных насекомых, узнавать на-секомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приво-дить примеры насеко-мых. Получат воз-можность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выпол-нять; работать в паре, ис-пользуя представленную информа-цию для получения новых знаний

Регулятивн ые: формулировать и удерживать учебную зада-чу. Познавательные: общеучебные -осознанное и произволь-ное речевое высказывание в устной форме о различных насе-комых; логические - осуществление поиска существенной информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познава-тельных задач. Личностные: Формирование целостного социально -ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Насекомые


С.32-33,

р.т.с.22-23

ИКТ

13

р/к

Кто такие рыбы?

Цель: формирование представлений о строе-нии и отличительных признаках рыб


Научатся: моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа- определителя. Получат воз можность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, ис-пользуя представленную информа-цию для получения новых знаний

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную зада-чу. Познавательные: общеучебные- осознанное и произволь-ное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах; логические - осуществление поиска существенной ин-формации. Коммуникативные использовать речь для регу-ляции своего действия, ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. Личностные: формиро-вание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; раз-витие мотивов учебной деятельности и личностного
смысла учения

Водные животные, речные и

морские

рыбы,

среда

обитания

С.34-35,

р.т.с.24

ИКТ

14

р/к

Кто такие птицы?

Цель: формирование
представлений о жизни
птиц в природе


Научатся: узнавать птиц на рисун-ке; оп-ределять их с помощью атла-са-определи-теля, описывать птицу по плану. ^ Получат возможность научиться: исследо-вать строение пера птицы; понимать учеб-ную за-дачу урока и стремиться ее выпол--нять; работать в паре, используя представ-ленную информацию для получения новых знаний

Регулятивные: применять установленные правила в планиро-вании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. Познавательные: –осознанное и про-извольное рече-вое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных при-знаках; осуществле-ние поиска сущест-венной инфор-мации Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения Личнос-тные: формирование целостного, социально ориентирован-но-го взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; раз-витие мотивов учебной дея-тельности и личност-ного смысла учения

Воздушное пространство, части тела птицы, пере-
лётные птицы,
нелетающие
птицы


С.39-37,

р.т.с. 25-26

ИКТ

15

р/к

Кто такие звери?



Цель: формирование представлений об отличительных признаках зверей


Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помо-щью атласа-определителя.Получат возможность научиться: устанав-ливать связь между строением тела зверя и его образом жизни пони-мать учебную задачу урока и стре-миться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с за-данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. Познавательные: общеучеб-ные- осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме о различных видах зверей; логические – осуществ-ление поиска существенной информации Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями Личност-ные: Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально - нравст-венная отзывчивость. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам приро-доохранного поведения, устойчивое следование в по-ведении социальным нормам

Животные. Жи-

лища животных, детёныши жи-

вотных, части тела животных,
среда обитания


С.38-39,

р.т.с.27-28

ИКТ

16

Что такое зоопарк?

Цель: формирование представлений зоопарке, условиях содержания зве-рей, правилах поведения в зоопарке.


Научатся: узнавать зверей на ри-сунке; определять зверей с помо-щью атласа-определителя. ^ Полу-чат возможность научиться: ус-танавливать связь между содержа-нием зверя и его образом жизни, пони-мать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с за-данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о раз-личных видах зверей; осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: ставить вопросы, обращать-ся за помощью, аргументировать свою позицию и координи-ровать её с позициями Личностные: Мотивация учебной де-ятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелатель-ность и эмоционально - нравственная отзывчивость. Экологи-ческая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам приро-доохранного поведения, устойчивое следование в по-ведении социальным нормам




С. 40-41, ИКТ

17

Что окружает нас дома?

Цель: формирование представлений о предме-тах домашнего обихода, группирование предме-тов по их назначению; знакомство с компьюте-ром, его назначением и составными частями, правила безопасного обращения с компьюте-ром


Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с по-мощью атласа-определителя. По-лучат возможность научиться: устанавливать связь между строе-нием тела зверя и его образом жиз-ни; понимать учебную задачу уро-ка и стремиться ее выполнять; ра-ботать в паре, используя представ-ленную информацию для получе-ния новых знаний

Регулятивиые: преобразовывать практическую задачу в поз-навательную. Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о пред-метах быта, компьютере; логические - осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: аргументи-ровать свою позицию и координировать её с позициями пар-тнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: Формирование це-лостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Мебель, бытовая техника,
одежда, посуда,
электричество,
водопровод, га-

зо провод,
безопасное поведение

С.42-43,

р.т.с.29-30,

П/Р

18

Что умеет компьютер?

^ Цель: формирование представлений о компью-тере, его основных свой-ствах и функциях, их наз-начение. Выполнять по просьбе учителя элемен-тарные операции на ком-пьютере

Научатся: определять составные части компьютера; характеризо-вать назначение частей компьюте-ра; сравнивать стационарный ком-пьютер и ноутбук; Получат воз-можность научиться: моделиро-вать устройство компьютера; соб-людать правила безопасного обра-щения с компьютером;

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в поз-навательную. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о компьютере; осущес-твление поиска существенной информации. Коммуникатив-ные: работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о воз-можностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни. Личностные: Формирование целостного, со-циально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

Компьютер, его части, ноутбук.

С.44-45,

р.т.с.31




Похожие:

Специфика курса «Окружающий мир» iconОбщая характеристика курса. Специфика курса «Окружающий мир»

Специфика курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Специфика курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2010г.) и авторской программы курса «Окружающий мир» Н. Я....
Специфика курса «Окружающий мир» iconЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений
Специфика курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка Специфика предмета «Окружающий мир»
России в условиях культурного и конфессионального многооб­разия российского общества
Специфика курса «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Специфика курса «Окружающий мир» iconКалендарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир и обж» в 1 «А» классе
Календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир и обж» в 1 «А» классе. Учитель- титова О. В
Специфика курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка в основу курса положена программа факультатива «Лес и человек»
Учеб пособие для студ сред пед учеб. Заведений. –М.: «Академия» 2007. При разработке таких тем, как «Лес многоэтажный дом», «Лес...
Специфика курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы Поглазова О. Т. «Окружающий мир»...
Специфика курса «Окружающий мир» iconПрограмма элективного курса по литературе «Анализ лирического произведения»
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты