Психология воздействия в организации icon

Психология воздействия в организации



НазваниеПсихология воздействия в организации
О.Н.Саковская
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Наименование дисциплины: Психология воздействия в организации

Направление подготовки: 030300 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: ст.преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии О.Н.Саковская.


1. Целями освоения дисциплины «Психология воздействия в организации» являются:

- формирование знаний, умений и навыков необходимых для практической работы психолога консультанта;

- формирование представления об этических основах работы психолога – консультанта в организации.

Данная цель конкретизируется в задачах курса:

Сформировать знания, умения и навыки необходимые для практической работы психолога – консультанта:

  1. знания об этапах, методах, приемах и техниках консультирования, общей модели консультирования, консультативных подходах;




  1. умение устанавливать контакт и достигать взаимопонимания с клиентом, выделять его проблему, анализировать формы консультирования с позиций их соответствия проблемам и задачам клиента, ослеживать динамику изменений, происходящих с клиентом;




  1. умение применять базовые навыки консультирования: по сбору информации;



2. Дисциплина «Психология воздействия в организации» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (курс по выбору) (Б3.ДВ5). Логически и содежательно-методически курс связан с такими дисциплинами, как «Психология личности», «Консультационная психология», «Организационная психология», «Психология управления», «Методика преподавания психологии». В результате освоения этих дисциплин студент должен обладать рядом «входных» знаний, умений и владений, в частности: знать разные подходы к исследованию личности, психологических теориях личности, образовательных технологиях, использующихся в работе со взрослыми людьми. Студент должен владеть навыками организации групповой работы, самостоятельной работы с литературой и ее конспектирования, ведения научной дискуссии, проведения анализа деятельности с выделением ее отдельных составляющих.

Изучение курса дает основание для понимания психологических основ воздействия в практике психологической работы в организации. В курсе также рассматриваются вопросы формирования базовых навыков консультирования.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

общие основы консультирования, как формы психологической помощи; направления психологического консультирования и методологические основы, круг решаемых проблем и формы работы.


Уметь:

устанавливать первоначальный контакт с клиентом и структурировать взаимоотношения, выделять цели консультирования, определять и согласовывать желаемое направления действий, искать альтернативные решения, прорабатывать различные варианты решения проблемы; исследовать личностную динамику клиента.


Владеть:

технологией построения консультативного процесса, базовыми техниками и методами консультирования, методами организационного консультирования



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Понятие организационного консультирования. Виды организационного консультирования. Экспертное консультирование и его основные формы. Процессное консультирование и его специфика. История вопроса: зарождение консалтинга в американской и европейской психологии. Отечественные школы организационного консультирования. (А.И. Пригожин, Ю.Д. Красковский). Роль и функции психолога в организации как внутреннего консультанта. Этические стандарты и правовые нормы организационного консультирования.

2

Организация как система, характеристики организации как системы: целостность, иерархичность, адаптивность, взаимосвязь с окружающей средой, множественность описаний. Управленческие критерии эффективности организации: устойчивость, эффективность руководства, мотивированность персонала, зрелость организационной культуры. Признаки психологической зрелости культуры организации.

3

Организационная диагностика. Современные подходы к функциональной и комплексной диагностики организации. Методы диагностики организационной культуры. Опросные методы: методика конкурирующих ценностей Камерона и Куина, опросник «Измерения культуры». Проективные методы диагностики организации: метод незаконченных предложений, рисуночные методы. Метод РСА (аудит организационной культуры) и его основные этапы. Диагностика мотивации персонала, управленческих характеристик руководителя. Сравнительная эффективность различных методов организационной диагностики.

Факторы организационных конфликтов. Понятие и основные признаки конфликта. Уровни конфликта и их специфика в условиях организации (внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой, внутриорганизационных и межорганизационный конфликты). Конкуренция как частный случай межорганизационного конфликта. Специфика восприятия конкурентов в организациях с различными типами организационной культуры и стилем руководства. Специфика конфликтного взаимодействия участников организационных конфликтов. Посредничество, переговоры и другие методы разрешения конфликтов.


4

Методы организационного консультирования. Этапы консультирования: вхождение в организацию, организационная диагностика, планирование и реализация изменений. Специфика воздействия консультанта на каждом из этапов. Понятие и функции «психологического контракта», роль «картографирования отношений» для создания доверия к консультанту. Формы коллективной работы при планировании организационных инноваций метод мозгового штурма и его вариации (метод деБоно), метод конференции идей. Основные парадигмы консультирования. Тэвистокский подход. Базовые концептуальные единицы психодинамического направления: тревога обучения и тревога выживания, границы, зависимость, защитные механизмы. Методические особенности консультирования в рамках психодинамического направления. Гештальт подход в организационном консультировании. Терапевтическое присутствие. Цикл контакта.

5

Обработка методов и этапов консультирования. Практическая отработка навыков установления контакта. Отработка методов мозгового штурма. (Классический метод и метод ДеБоно). Применение различных методов организационной диагностики. Диагностика структуры и системы коммуникаций в организации. Разбор отдельных случаев из консультативной практики. Ознакомление с техниками нейролингвистического программирования и их применимостью в условиях организации. Промежуточная аттестация студентов по материалу курса.

6

Динамика организации. Этапы и кризисы организационного развития. Этап 1. «Фирма-семья». Общая характеристика этапа. Возможности и ограничения управления на данном этапе. Этап 2 «Рост и развитие». Общая характеристика этапа. Задачи управления и потенциальные угрозы стабильности организации. Этап 3. «Стабилизация». Общая характеристика этапа. Роль руководителя в поддержании организационной структуры и структуры коммуникаций. Этап 4 «Распространение/стагнация». Общая характеристика этапа. Значение стратегического управления для эффективности развития компании на данном этапе. Понятие корпорации. Стадии развития группы в организации. Этапы формирования, противостояния, выработки норм и активной деятельности. Эффективность совместной деятельности членов группы на каждом из этапов. Психологическое сопровождение групповой динамики. Стадии развития личности в организации. Социализация и индивидуализация. Специфика организационной адаптации на каждом этапе. Кризисы карьеры. Понятие кризиса карьеры. Общая характеристика основных кризисов: кризиса «шока реальности», «середины карьеры» и «предпенсионного». Профилактика и психологическое сопровождения кризисов карьеры.

7

..Разработка и внедрение изменений в организации. Организационные изменения, их роль и специфика на каждом этапе консультирования. Планирование организационных изменений. Проектные методы и методы групповой дискуссии. Критерии оценки программы преобразований. Психологическая поддержка персонала на различных стадиях организационных изменений. Понятие сопротивления персонала. Личностные и структурные факторы возникновения сопротивления. Специфика сопротивления на различных этапах консультирования. Скрытое и явное сопротивления. Формы скрытого сопротивления. Стратегии преодоления сопротивления персонала организационным изменениям (Коттер, Кьели, Эллис). Специфика психологических защит руководителей стабильных и нестабильных организаций.

8

Оценка и критерии эффективности консультирования. Долгосрочные и краткосрочные эффекты организационных изменений. Зависимость от консультанта – механизмы формирования и стратегии профилактики. Методы комплексной оценки эффективности консультирования на различных уровнях организационной иерархии. Субъективные и объективные критерии эффективности консалтинга. Контакт консультатна с клиентом после завершения консультирования и критерии его целесообразности. Создание имиджа консультанта и его позиционирование на рынке консалтинговых услуг. Общая характеристика состояния регионального рынка консалтинговых услуг.



6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:


1.Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие - изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-283с

2.Серафимович, И. В. Кризисы профессионального становления специалистов : метод. указания / И. В. Серафимович ; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль.: ЯрГУ, 2009.-58с.

3.Клюева, Н. В. Организационное консультирование : учеб. пособие для вузов / Н. В. Клюева ; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль.: ЯрГУ, 2008.-136с

4.Саковская О.Н.Основы психологического консультирования/О.Н.Саковская; Яросл.гос.ун-т.-Научн.-метод.совет ун-таЯрославль.:ЯрГУ,2010.- 51с


б) дополнительная литература:


  1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1999. 296 с.

  2. Гайнутдинов Р.М., Карпов А.В. Специфика организационной культуры в практике отечественного менеджмента// Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Теория. Т.1.Ярославль, 2000.

  3. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности “Организационная психология”. М.: Флинта: МПСИ, 2000 .- 648с.

  4. Иванов М., Шустерман Д. «Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса.» Альпина Паблишер, 2003. 413с.

  5. Карпов А.В. Организационная психология кризисного периода // Прикладная психология. 1999. -№3., с 1-23.

  6. Карпов А.В. Организационная психология кризисного развития // Общая и прикладная психология. Ярославль, 2001. С. 124-147.

  7. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психологические особенности руководителей девиантных организаций. //Научный поиск. Ярославль, ЯрГУ. 2002.

  8. Скитяева И.М., Карпов А.В. Основы организационного консультирования. Тексты лекций. Ярославль. Аверс Пресс, 2003.

  9. Карпов А.В., Скитяева И.М., Волкова Н.В., Ямщиков А.И. Организационная культура: понятие и реальность. Ярославль. Аверс Пресс. 2002. - 143с.

  10. Карпов А.В., Скитяева И.М., Юркова М.В. Особенности адаптации российских организаций в условиях системного кризиса. Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика. Т2. Ярославль ЯрГУ. 2002.

  11. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М.2000. - 386с.

  12. Крылова.Г.С. Неврозы в практике гастроэнтеролога. Вестник Психоневрологического института В.М. Бехтерева. Санкт-Петербург 1999.

  13. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2000. - 264 с.

  14. Невис Э. Организационное консультирование. СПб. 2001.- 218с.

  15. Организационная структура и организационная культура // В кн. С.В. Шекня. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 1997. С. 17-25.

  16. Празднова В.А Патопсихологические особенности при формировании невротических расстройств у лиц, занявшихся предпринимательской деятельностью. Челябинск. 2002. 28с.

  17. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, СПб., 2001.- 430с.

  18. Решетова Т.В. Стресс – менеджмент. метод. руков. СПб МАПО, кафедра семейной медицины. 2002 - 56с.

  19. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992. - 240 с.

  20. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Питер.2000г.-412с.

  21. Юркова М.В., Карпов А.В., Скитяева И.М. Алекситимия как фактор профессиональной дезадаптации руководителей девиантных организаций.//Научный поиск. Ярославль, ЯрГУ, 2002.

  22. Argyris C. @ Schon D. (1996) Organizational Learning II: Theory, Method and Practice. Reading, MA: Addison-Westley.

  23. Bion, W.R. Experiences in Groups. London: Tavistock Publications. 1961.

  24. Block P.R,. Flawless Consulting, Jossey-Bass/Pfeiffer, San Francisco. 1981.

  25. Cilliers F., Koortzen P. The Psychodynamic View on Organizational Behavior. SIOP. 2001.- 9pp.

  26. Ellis J. and Kiely J.A.  The promise of action inquiry in tackling organisational problems in real time. New York Publishers. 2001.

  27. Lawley J. Metaphors of organization. // Effective consulting. Vol. 1, No. 4, September 2001.

  28. Kanter J.P. Leading Change: Why Transformation Efforts Fail//Harvard Business Review, 1995, Vol. 73, № 2.

  29. Kotter R.M., Stein B.A., Jick T.D. The Challenge of Organizational Change. New York et al., 1992.





Похожие:

Психология воздействия в организации iconПротокол №2 от 06 декабря 2012 г. Положение о применении системы мер дисциплинарного воздействия
Органы саморегулируемой организации, уполномоченные на применение мер дисциплинарного воздействия 6
Психология воздействия в организации iconРаспределение часов курса по темам и видам работ
История психодиагностики как научной дисциплины, источники психодиагностики (индивидуальная психология, экспериментальная психология,...
Психология воздействия в организации iconНазвание темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология...
Психология воздействия в организации iconПрофилирующие компетенции ооп направления подготовки 030300. 62 Психология профиль Практическая психология

Психология воздействия в организации iconОбщая психология (введение)
Курс «общая психология», его задачи. Предмет психологии. Общая характеристика психики. Место психического во взаимодействии человека...
Психология воздействия в организации iconТема Предмет, задачи, методы педагогической психологии > Педагогическая психология возникла
Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как
Психология воздействия в организации iconВсо «Психология образовательного пространства»
В соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады в 2011...
Психология воздействия в организации iconКруглый стол с международным участием «Психология здоровья: новое научное направление»
Тема первого заседания: «Психология здоровья: современное состояние и перспективы развития»
Психология воздействия в организации iconТема: Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания, предмет, задачи и структура План
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979
Психология воздействия в организации iconШифр специальности: 19. 00. 04 Медицинская психология Формула специальности: Содержанием специальности 19. 00. 04 – «Медицинская психология»
Вкб и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; качество жизни, связанное со здоровьем
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты