Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) icon

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо)



НазваниеПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо)
Дата17.10.2016
Размер
ТипОсновная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе

дисциплины

(в соответствии с требованиями ФГОС ВПО)


Армавир, 2013


I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) - совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

^ Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) - система учебно-методических документов, сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования в части: набора профилей; компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников.

^ Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) - комплексный проект образовательного процесса в вузе, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки.

^ Учебный план (УП) – документ, устанавливающий график учебного процесса по неделям на весь период обучения, перечень учебных дисциплин и их распределение по курсам, семестрам, общую трудоемкость дисциплин, объем аудиторных и самостоятельных занятий, формы и сроки организации практик, каникул, текущей и итоговой государственной аттестации.

^ Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных образовательных программ, согласно учебному плану.

^ Рабочая программа дисциплины (РПД) – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки и учитывающая специфику профиля ООП. Проектирование рабочей программы дисциплины осуществляется с учетом общекультурных и профессиональных компетенций соответствующих требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки и специальных компетенций, определенных разработчиками ООП по конкретному профилю.

^ Направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

Профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание.

Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

В качестве модулей на практике обычно рассматривают:

– разделы учебной дисциплины;

– совокупность учебных дисциплин родственного содержания (содержательное единство);

– совокупность учебных дисциплин, изучаемых одновременно, параллельно (в триместре, семестре и т.п.) (временное единство).

^ Самостоятельная работа студентов (СРС) – часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки выпускников.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы.

Результаты обучения - сформированные компетенции.


^ II. Общие положения

2.1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» (далее Академия), оснащения образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки выпускников.

2.2. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки учебно-методических комплексов дисциплин (далее УМКД) ООП ВПО высшего профессионального образования – программы подготовки бакалавра (магистра), реализуемых на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в Академии.

УМКД является частью ООП направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса в Академии.

Обеспеченность образовательного процесса УМКД характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации вуза.

2.3. УМКД разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании», инструктивных писем МОиН РФ, Федеральных гГосударственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, Приказа Минобрнауки от 06.05.2005, № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2006 02-55-77 ин/ак, Устава АГПА и других нормативных документов.

2.4. Создание УМКД нацелено на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по направлению (программе) ВПО и предназначено для:

– планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса;

– организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;

– оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине.

2.5. УМКД составляется на все учебные дисциплины федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплины по выбору согласно ФГОС ВПО и учебному плану реализуемых направлений (программ) подготовки в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО.

2.6. Положение об УМКД регламентирует его структуру, содержание и порядок разработки в Академии.

2.7. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности Академии и соблюдаются всеми кафедрами.

2.8. Ответственность за организацию работ по созданию УМКД несет заведующий кафедрой. Ответственным за наполнение комплекса является преподаватель кафедры, осуществляющий подготовку по данной дисциплине. Руководитель ООП ВПО обязан контролировать состав всех УМКД по соответствующему направлению подготовки бакалавриата (программе магистратуры).


^ III. Состав учебно-методического комплекса дисциплины

3.1. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – структурированный системный комплекс нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися содержания дисциплины, и позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. УМКД предназначен как преподавателям, так и обучающимся. Он позволяет и тем, и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования и направлен на:

  • развитие у обучающихся общекультурных, профессиональных компетентностей необходимых для успешной профессиональной деятельности;

  • развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач;

  • формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.

3.2. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМКД, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных технологий, методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки для его использования на практике.

3.3. В целом в состав УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО должны быть включены следующие элементы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Утвержденные рабочие программы дисциплины по всем реализуемым формам обучения, составленные с учетом содержания ПрООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки.

  3. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (текущих и промежуточных).

  4. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе.

3.4. Дополнительно по решению кафедры или желанию разработчика могут быть включены различные информационные ресурсы: тексты лекций, информационно-справочные и другие материалы, учебно-методические пособия и другие издания учебного назначения.


^ IV. Порядок разработки учебно-методического комплекса дисциплины

4.1. УМКД разрабатывается преподавателем или коллективом преподавателей кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по направлению (программе) подготовки. Кафедра-разработчик является ответственной за качественную подготовку УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению (программе) подготовки, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, включая обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в состав УМКД, должны отражать современный уровень развития науки и образовательной практики.

Все материалы УМКД должны быть определены и скомпонованы до начала семестра, в котором данная дисциплина будет преподаваться.

УМКД должны размещаться на кафедрах в печатном и электронном видах и быть представлены в локальной сети Академии.

4.2. При разработке материалов УМКД кафедра несет ответственность за:

– своевременность подготовки учебного материала в соответствии с нормативными требованиями;

– организацию методической подготовки преподавателей кафедры, участвующих в учебном процессе по видам занятий.

4.3. Кафедра-разработчик в установленные сроки:

– рассматривает и утверждает материалы, входящие в УМКД (рабочие программы дисциплин, оценочные средства по дисциплине и пр.);

– включает в план изданий кафедры учебные материалы и методические пособия, подготовленные авторами УМКД и прошедшие апробацию в учебном процессе;

4.4. Содержание УМКД ежегодно пересматривается и обновляется за счет включения новых материалов, более полно отражающих современное состояние научно-теоретических и методических основ преподавания дисциплины.


^ V. Организация контроля содержания и качества

разработки учебно-методического комплекса дисциплины

5.1. Контроль содержания и качества разработки УМКД возлагается на кафедру-разработчика, учебно-методическую комиссию кафедры, деканат, руководителя ООП, отдел контроля качества подготовки специалистов, учебно-методический отдел.

5.2. Кафедра-разработчик осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД. С этой целью на кафедре:

а) на этапе подготовки УМКД:

–определяются сроки и ответственные за подготовку учебно-методических материалов комплекса;

– рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые составителями УМКД;

- обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной научной, учебной и учебно-методической литературы для библиотеки АГПА;

  • оценивается готовность УМКД к использованию его в учебном процессе и принимаются оперативные меры по устранению несоответствий с учебным планом.

Заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует работу по подготовке всей необходимой документации УМКД и ее хранение на кафедре.

Рабочая программа дисциплины рассматривается на заседании кафедры-разработчика УМКД и утверждается протоколом заседания кафедры.

УМКД утверждается первым проректором по представлению заведующего кафедрой;

б) при использовании УМКД в учебном процессе:

Заведующий кафедрой или уполномоченное им лицо проводит контрольные посещения занятий для определения степени соответствия излагаемого материала программе, уровню освоения учебного материала обучающимися. Результаты контрольных посещений занятий обсуждаются на заседаниях кафедры. По итогам обсуждения даются необходимые рекомендации, которые заносятся в протокол заседания кафедры.

в) на этапе корректировки материалов УМКД:

– заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует периодический контроль соответствия материалов УМКД современному уровню развития науки, методики и технологии организации учебного процесса. При необходимости в материалы УМКД вносятся изменения и дополнения.

5.3. Учебно-методический отдел и отдел контроля качества подготовки специалистов осуществляют:

– контроль содержания и качества подготовки рабочих программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов профессиональных образовательных программ;

– контроль результатов использования УМКД в учебном процессе путем оценки степени готовности материалов УМКД, соответствия содержания учебного материала утвержденной программе;

– контроль содержания и качества подготовки документации УМКД.

Приложение А

Структура УМКД

Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие разделы и элементы.

Организационно-программный раздел состоит из элементов:

  • пояснительная записка;

  • цели освоения учебной дисциплины;

  • место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО;

  • дидактический минимум содержания дисциплины;

  • требования к результатам освоения содержания дисциплины;

  • рабочая программа дисциплины по очной форме обучения;

  • рабочая программа дисциплины по заочной форме обучения;

  • список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной);

  • материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля.

Учебно-методический раздел включает:

  • методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе;

  • методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

  • дополнительные материалы.


УМКД представляет собой совокупность следующих элементов:

^ 1. Титульная страница с указанием:

- названия дисциплины,

- обозначение направления подготовки (программы) студентов,

- авторство составления программы (Приложение Б)

^ 2. Обоснование (лист согласования) УМКД:

  • УМКД разработан в соответствии с требованиями ___________ и предназначен для студентов, обучающихся по направлению (программе) ___ (с указанием шифра и названия профиля, программы магистратуры).

  • Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры ___________.

  • Составитель: ______________

  • Рецензенты: ____________________________ (Приложение Б)

^ 3. Представление содержания УМКД (с указанием страниц нахождения материалов) Приводится список документов и материалов, входящих в УМКД. В электронном варианте УМКД этот список должен иметь гиперссылки на соответствующие файлы электронных материалов.


^ 4. Организационно-программный раздел

4.1. Пояснительная записка, включающая представление:

  • краткой характеристики предмета изучения;

  • цели и задач дисциплины применительно к конкретному направлению (вклад в развитие общей и профессиональной грамотности, эрудированности и компетентности; развитие личностных, в том числе профессионально значимых качеств, свойств, способностей; система формируемых профессионально значимых знаний, умений и навыков);

  • места и роли данного учебного курса в общей системе профессионального становления бакалавра (магистра); взаимосвязи с предшествующими и последующими дисциплинами, роли в системе профессиональной подготовки специалистов;

  • требований к уровню освоения дисциплины (характер знаний и умений, которые должны быть сформированы в результате изучения курса, требования к формируемым и осуществляемым компетенциям (в соответствии с ФГОС ВПО)

  • обоснования составления программы и характер требований, предъявляемых к содержанию курса («Содержание курса определено требованиями…» «Учебный курс предусматривает…»)

  • уточнения основы составления программы («Данная учебная программа составлена на основе…») (Например, «...программы, представленной УМО по направлению...», «... программы, разработанной другим автором...» и пр.)


^ 4.2. Цели освоения учебной дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины должны быть соотнесены с общими целями и задачами ООП ВПО по направлению, в том числе с имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания.

Задачи изучения дисциплины должны охватывать теоретический, познавательный и практический компоненты деятельности подготавливаемого бакалавра (магистра).


^ 4.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Указывается структурный элемент ООП ВПО (учебный цикл, раздел, факультатив), к которому относится данная дисциплина (модуль).

Для дисциплин, относящихся к учебному циклу, указывается, к какой части цикла принадлежит данная дисциплина:

  • к базовой части;

  • к вариативной части;

  • к дисциплинам по выбору вариативной части.

Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП ВПО (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и опыту деятельности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.


^ 4.4. Дидактический минимум содержания дисциплины

Описываются основные дидактические единицы, освоение которых необходимо для достижений целей и задач изучения дисциплины.


^ 4.5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Указываются элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых полностью или частично данной дисциплиной, и их коды в соответствии с ФГОС ВПО.

Приводится перечень результатов образования, формируемых дисциплиной, с указанием уровня их освоения (знать, уметь, владеть, приобрести опыт деятельности).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: _____________________________________________________

Уметь: _____________________________________________________

Владеть: ___________________________________________________


4.6. Утвержденные рабочие программы дисциплины по различным формам получения образования, составленные с учетом содержания ПрООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки.

^ Рабочая программа дисциплины (РПД) является базовым методическим документом, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учитывающим специфику обучения студентов по избранному направлению подготовки (бакалавриат/ магистратура).

РПД определяет виды и трудоемкость учебной работы, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, перечень применяемых образовательных технологий, систему оценочных средств.

Работы, связанные с разработкой рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, включаются в расчет нагрузки по второй половине дня.


^ 4.7. Список рекомендуемой литературы

В данном разделе приводятся списки основной и дополнительной учебной, нормативной монографической, методической литературы, необходимой для изучения курса. Если перечень рекомендуемых источников является достаточно обширным, целесообразно их группировать по темам или разделам.

Основная литература

Указывается основной базовый учебник по данной дисциплине. Базовый учебник должен быть в библиотеке Академии в количестве не менее 0,25 экземпляра на 1 студента. Если дисциплина состоит из разделов, каждому из которых соответствует отдельный учебник, то приводится базовый комплект учебников. В обязательном порядке должны быть указаны учебники и учебные пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или соответствующего учебно-методического объединения (УМО). Список основной литературы должен включать издания, изданные не позднее 5 лет до момента утверждения УМКД.

Дополнительная литература

Список дополнительной литературы может включать следующие типы изданий: учебники; учебные пособия; справочно- библиографическую литературу; научную литературу; информационные базы данных (по профилю образовательных программ) и пр.


Периодические издания

Список может включать перечень необходимых журналов по профилю дисциплины, имеющихся в библиотеке.

Интернет-ресурсы

Приводятся допустимые ссылки на интернет-ресурсы.


^ 4.8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения мероприятий промежуточного контроля

4.8.1. Формы и содержание оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Для проверки освоения дисциплины разрабатываются оценочные средства. Оценочные средства могут проверять степень сформированности каждой компетенции (её элементов), а также носить комплексный характер, определяющий степень сформированности нескольких компетенций (комплексное задание, творческий проект).

В связи с введением рейтинговой системы оценки знаний необходимо представление контрольных точек текущей аттестации по дисциплине в форме рубежного контроля с указанием веса (в долях единицы) каждой контрольной точки.

Для аттестации студентов в форме экзамена приводится полный перечень вопросов и заданий для подготовки к промежуточной аттестации.

Если по дисциплине планируется проведение контрольных работ, то необходимо представить их тематику и (или) примерные задания к ним.

Дается перечень квалификационных заданий и тестов, используемых для контроля текущих и остаточных знаний студентов по дисциплине.


4.8.2. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине


^ 5. Учебно-методический раздел

5.1. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе

Методические рекомендации преподавателю и методические указания студенту являются важным критерием при проведении экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО при аттестации и аккредитации Академии. Следует включить методические указания по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методические материалы к используемым в образовательном процессе техническим средствам и информационно-коммуникационным технологиям.

^ 5.1.1.Методические рекомендации для преподавателя

«…Методические рекомендации для преподавателя могут оформляться в виде приложения к рабочей программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно» (Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 г. №02-55-77 ин/ак).

В разделе приводятся подробные рекомендации по проведению разных видов занятий по дисциплине, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

^ 5.1.2. Методические указания для студентов должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д.

По желанию автора(ов) методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов могут быть объединены с методическими рекомендациями по СРС. В этом случае заголовок методических указаний должен быть сформулирован как: «Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины».

Содержание методических должно включать в себя:

  • описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»;

  • рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса дисциплины;

  • рекомендации по работе с литературой;

  • разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий и т.д.


^ 5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Данный раздел содержит методические рекомендации по организации и анализу результатов СРС по дисциплине, а также представление времени, отводимого на выполнение каждого задания.

Обязательными разделами методических рекомендаций являются:

а) план-график выполнения СРС по дисциплине (рекомендуется оформлять в виде таблицы, которая содержит в себе название контрольной точки, срок ее сдачи (примерное распределение по неделям учебного семестра), сроки проверки контрольных работ).

б) характеристика и описание заданий на СРС как описание целей выполнения задания студентом, в соответствии с которыми ставятся задачи, которые предстоит ему решить. Должны быть указаны правила выбора варианта, структура работы, требования к представлению и оформлению результатов (если нет методических инструкций и других руководств для выполнения), этапы выполнения.


Приложение Б

Образец оформления учебно-методического комплекса дисциплины


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

_____________________________________________

(название факультета)

_____________________________________________

(название кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

^ ФГБОУ ВПО «АГПА»

_____________ И.В. Ткаченко

«__»_________________20___г.


Учебно-методический комплекс

по дисциплине «_________» «______________________________________»

(шифр по РУП) (наименование дисциплины по РУП)

^ Направление подготовки __________________________________________

(указывается код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки ( или магистерская программа)

__________________________________________________________________

(указывается наименование профиля подготовки или

наименование магистерской программы)


Составитель (и): _________________________

Ф.И.О.


Армавир, 20__

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «________» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению (профилю), (программе) ________ «__________».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры _____________ «___» от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Автор (составитель): _______________________________


Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании кафедры ______________________________

(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой ______________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.


-----------------------------------------------------------------------------------------


Приложение В

Требования к рабочей программе дисциплины (РПД)


^ 1. Общие требования к построению рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины должна:

- оптимально распределять учебное время по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения;

- планировать самостоятельную работу студентов с учетом их бюджета времени, определять средства полноценного обеспечения самостоятельной работы;

- определять контрольные средства оценивания текущей и промежуточной аттестации студентов.


^ 2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. РПД разрабатывается для каждой дисциплины базового (рабочего) учебного плана всех реализуемых в Академии основных образовательных программ по каждой реализуемой форме обучения.

2.2. РПД разрабатывается на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению, базового (рабочего) учебного плана направления, ПрООП, примерной рабочей программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ или рекомендованной учебно-методическим объединением, за которыми закреплены соответствующие направления или дисциплины.

2.3. Ответственность за разработку РПД несет кафедра, за которой закреплена данная дисциплина. Ответственным за качество разработки и наличие рабочих программ является заведующий кафедрой.

2.4. Непосредственным исполнителем разработки (переработки) РПД является ведущий преподаватель, назначенный на текущий учебный год в соответствии со своей учебной нагрузкой. Если кафедра обеспечивает преподавание одной и той же дисциплины с одинаковым набором целей и формируемых компетенций на нескольких направлениях подготовки, исполнителями разработки может быть назначен коллектив авторов, обеспечивающих преподавание такой дисциплины.

2.5. При разработке РПД должны быть учтены:

  • требования компетентностной модели выпускника АГПА;

  • требования организаций – потенциальных потребителей выпускников (работодатели);

  • содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

  • последовательность в реализации внутри- и междисциплинарных связей, согласование содержания с другими дисциплинами учебного плана по направлению, ликвидацию дублирования материала;

  • результаты достижений науки, техники, культуры и производства, других сфер, связанных с соответствующей учебной дисциплиной;

  • принцип модульности как способ структурирования содержания образования и конкретной учебной информации;

  • рациональность в распределении учебного времени по темам курса и видам учебной работы в зависимости от формы получения образования;

  • требования ФГОС ВПО к использованию в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой;

  • системность в оценочных средствах контроля освоения учебного курса и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов;

  • материальные и информационные возможности академии.

2.6. При разработке структурных элементов рабочей программы необходимо обратить внимание на следующее:

а) Если какой либо структурный элемент рабочей программы не предусмотрен рабочим учебным планом или не используется в учебном процессе, его следует оставить с сохранением сквозной нумерации.

Например:

^ 6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

б) Если дисциплина читается в нескольких семестрах, то в таблице «Объем часов по дисциплине» количество часов аудиторных занятий и самостоятельной работы должно быть распределено по семестрам.


^ 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РПД

3.1. При подготовке текста необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту.

Текст программы рекомендуется печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее – 20 мм; - правое –10 мм; - левое и нижнее – не менее 20 мм.

Вносить в текст программы отдельные слова, формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, символы рукописным способом не допускается.

Правый край текста должен быть ровным.

Опечатки, описки, графические неточности, помарки, повреждения листов программы не допускаются.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен от 1,25см.

3.2. Страницы текста программы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу, включая и приложения. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу.

Точка в конце номера страницы не ставится.

Номер страницы входит в текстовое поле и располагается на расстоянии 5 мм от нижней строки.

3.3. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы "1" не проставляется.

На второй (оборотной) странице титульного листа номер страницы также не проставляется.

3.4. Рекомендуется набор текста выполнять в текстовых редакторах Microsoft Word или Open Office Writer.

Тип шрифта: Times New Roman Cyr.

Шрифт основного текста – обычный, размер 12 пт.

Шрифт заголовка структурной единицы "Раздел" – полужирный, размер 14 пт.

Шрифт заголовка структурной единицы "Подраздел" – полужирный, размер 12 пт.

Межсимвольный интервал - обычный.

Междустрочный интервал - одинарный.


^ 4. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РПД

4.1. РПД проходит проверку на соответствие требованиям ФГОС ВПО, рекомендациям ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки, ООП ВПО по ФГОС, базовому (рабочему) учебному плану и данному положению.

При составлении программы по дисциплине необходимо обращаться к документации, регламентирующей учебный процесс в АГПА (рабочие учебные планы, ФГОС ВПО).

4.2.РПД утверждается на заседании кафедры, реализующей дисциплину.


^ 5. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К РПД

5.1. Все дополнения и изменения могут быть внесены не позднее, чем за 2 недели до начала учебного процесса. Контроль за своевременным внесением дополнений и изменений в РПД осуществляет заведующий обеспечивающей кафедрой.

5.2. Основанием для внесения дополнений и изменений являются:

  • предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине или по дисциплинам, на которые опирается данная дисциплина по результатам работ в семестре;

  • решение заседания кафедры по результатам итогов взаимопосещений лекций и практических занятий.

5.3. Список основной и дополнительной литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в университете новой литературы.

5.4. Полное обновление рабочих программ производится:

- при утверждении новых ФГОС ВПО по направлению;

- при утверждении нового учебного плана по направлению;

- в случае существенных изменений, вносимых в рабочую программу.


^ 6. ХРАНЕНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Утвержденный экземпляр РПД с оригиналом листа согласования и ее электронная версия хранятся на кафедре, разработавшей программу.

6.2. Электронный вариант РПД предоставляется в электронную библиотеку АГПА при условии соблюдения информационной безопасности.


^ 7. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Титульный лист (Приложение Г)

  • наименование учредителя: Министерство образования и науки Российской Федерации;

  • наименование вуза: ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»;

  • наименование учебного подразделения;

  • наименование кафедры;

  • код дисциплины, наименование дисциплины (модуля);

  • наименование направления подготовки с указанием кода по рабочему учебному плану;

  • профиль подготовки;

  • квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр);

  • форма обучения (очная, заочная);

  • город разработки, год разработки.

^ 7.2. Лист согласования рабочей программы дисциплины (Приложение Г)

  • фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, ученое звание составителя РПД;

  • виза заведующего кафедрой (обеспечивающей);

  • виза председателя УМК учебного подразделения.


^ 7.3. Основная часть рабочей программы по дисциплине включает:

7.3.1. Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП

Таблица 1

Выписка из учебного плана

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час.

Практич.

занятия, час.

Лаб. раб., час.

СРС,

час

Форма

аттестаци

зач. ед.

час


























^ 7.3.2. Структура учебной дисциплины

Раздел оформляется в виде таблиц:

1) таблица разделов (модулей) дисциплины с указанием по каждому разделу формы рубежного контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ), написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), тестирование (Т) и т.д.

Таблица 2.

Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Форма рубежного контроля











2) распределение трудоемкости (в часах) по видам учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, консультации, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов).

Таблица 3.

Тематический план по дисциплине



п/п

Разделы курса, темы занятий

Всего часов

Всего аудит часов

Из них

СРС

лекц.

практ

лаб.



Тема 1.






















Всего часов:




















Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ зачетных единиц, ___ часов.


^ 7.3.3. Виды занятий и их содержание:

Планы и содержание лекционных занятий

Примерная тематика семинаров

Примерная тематика лабораторных занятий


Для каждой лекции, практического занятия и лабораторной работы приводятся номер, тема, перечень рассматриваемых вопросов, объем в часах и ссылки на рекомендуемую литературу.

^ Примерная структура занятия:

Практическое занятие №1.

Тема: …...........................................................

Основные понятия: ………………………………….………..

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. .....................................................

  2. .....................................................
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: …..........

Литература для подготовки к занятию:

Основная: ….........................................

Дополнительная: …...................................

Задания для СРС…………………………………………….


Примечание 1:

1. Практические (семинарские) занятия составляют важную часть профессиональной подготовки студентов. Основная цель проведения практических (семинарских) занятий - формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем приобретения практических навыков.

2. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине наряду с рабочей программой и графиком учебного процесса относятся к методическим документам, определяющим уровень организации и качества образовательного процесса.

3. Содержание практических (семинарских) занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделах «Перечень тем практических (семинарских) занятий».

4. Важнейшей составляющей любой формы практических занятий являются упражнения (задания). Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.

5. Практические (семинарские) занятия выполняют следующие задачи:

  • стимулируют регулярное изучение рекомендуемой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закрепляют знания, полученные в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы над литературой;

  • расширяют объём профессионально значимых знаний, умений, навыков;

  • позволяют проверить правильность ранее полученных знаний;

  • прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления;

  • способствуют свободному оперированию терминологией;

  • предоставляют преподавателю возможность систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов.

6. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине должны быть ориентированы на современные условия хозяйствования, действующие нормативные документы, передовые технологии, на последние достижения науки, техники и практики, на современные представления о тех или иных явлениях, изучаемой действительности.


Примечание 2:

1. Лабораторные работы составляют важную часть профессиональной подготовки студентов. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

2. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), лабораторные работы отнесены к основным видам учебных занятий.

3. Выполнение студентами лабораторных работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;

  • формирование необходимых профессиональных умений и навыков;

4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и их объемы, определяются рабочими учебными планами.

5. Методические указания по проведению лабораторных работ разрабатываются на срок действия рабочей учебной программы и включают:

    • заглавие, в котором указывается вид работы (лабораторная), ее порядковый номер, объем в часах и наименование;

    • цель работы;

    • предмет и содержание работы;

    • оборудование, технические средства, инструмент;

    • порядок (последовательность) выполнения работы;

    • правила техники безопасности и охраны труда по данной работе (по необходимости);

    • общие правила к оформлению работы;

    • контрольные вопросы;

    • задания;

    • список литературы (по необходимости).

6. Содержание лабораторных работ фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Перечень тем лабораторных работ».

7. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, аппаратурой и пр., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

8. Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов.

9. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

10. Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.


7.3.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Содержание СРС

Таблица 4

Содержание СРС

Тема (раздел)

Содержание заданий, выносимых на СРС

Количество часов, отводимых на выполнение заданий

Сроки проверки результатов СРС

Примечание

















Таблица 5

Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной СРС по каждому заданию

(в соответствии с СТП 12 005 – 2004 Самостоятельная работа студентов)

Вид самостоятельной работы

Единица измерения

Норма времени, час

1 Выполнение:





– курсового проекта (работы)

1 проект

50-80

1 работа

20-40

расчетно–графических (расчетных) заданий

1 задание

3-12

2 Решение отдельных задач

1 задача

0,3-0,5

3 Проработка:





конспекта лекций

1 час

0,5-1,0

- учебников, учебных пособий, обязательной литературы





материал излагается в лекциях:

1 п. л.

0,9-1,0

материал не излагается на лекциях

1 п. л.

1,5-2,0

специальной методической литературы:

1 п. л.

15-20

4 Изучение первоисточников по дисциплинам цикла ГСЭ:





- с составлением плана

1 п. л.

0,9-1,0

- с составлением конспекта

1 п. л.

1,5-2,0

5 Написание реферата

1 реферат

15-20

6 Составление обзора литературы

обзор, 15-20с.

15-20

7 Подготовка:





- к практическим (семинарским) занятиям:

1 занятие

2-2,5

-к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета

4-х час. работа

1-2

- к коллоквиуму

1 коллоквиум

5

- к контрольной работе

1 работа

2-3

8 Перевод текста с иностранного языка

1000 знаков

0,5-1,0




  • требования к представлению и оформлению результатов СРС включают требования к предоставлению и оформлению результатов СРС: правила оформления и порядок защиты;

  • оценка выполнения СРС включает разъяснения для студентов о системе оценивания его самостоятельной работы. В данном разделе рекомендуется приводить:

  1. структуру рейтинга по отдельным видам учебной деятельности;

  2. шкалу распределения баллов для определения оценки по отдельным видам СРС (например, для курсового проектирования, контрольных работ и т.д.);

  3. шкалу распределения баллов для определения итоговой оценки.

Например, критериями для оценки контрольной работы могут служить:

  1. точность ответа на поставленный вопрос;

  2. формулировка целей и задач работы;

  3. раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  4. четкость структуры работы;

  5. самостоятельность, логичность изложения;

  6. наличие выводов, сделанных самостоятельно;


^ 7.3.5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

7.3.5.1. Организация текущего контроля. В разделе определяются контрольные «точки» дисциплины по каждому разделу (теме) дисциплины, они могут включать в себя как обязательно проводимые, так и точки самопроверки обучающихся. Раскрывается кто (преподаватель, проводящий лекционные или практические (семинарские, лабораторные) занятия), когда (во время занятий или внеурочное время), как проводит текущий контроль. В разделе должна быть указана система оценивания (балльная, балльно-рейтинговая, иная) результатов текущего контроля. В том случае, если преподаватель использует балльную или балльно-рейтинговую систему оценки освоения дисциплины, необходимо указать, какое количество баллов может получить обучающийся как за время освоения дисциплины в целом, так и по каждой контрольной «точке». Должны быть приведены вопросы для блиц-опросов, задания эссе и контрольных работ, учебных проектов, составлены базы тестовых заданий и т.п.

^ 7.3.9.2. Промежуточная аттестация по дисциплине. Необходимо указать в какой форме проводится промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине. Она может иметь вид отдельной процедуры (зачёта или экзамена), либо оценка по дисциплине может быть проставлена преподавателем по материалам текущего контроля. В том случае, если преподаватель проводит промежуточную аттестацию в виде экзамена, в данном разделе учебной программы должен быть приведён перечень вопросов по всем материалам дисциплины.

Также указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.


^ А.Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля по дисциплине

Указываются формы текущего, рубежного и итогового контроля, сроки контроля, темы и разделы, по которым проводится контроль.

Б.Примерная тематика рефератов

1.

2.

В. Требования к зачёту

1.

2.

Г.Вопросы к экзамену

1.

2.


^ 7.3.10. Технологическая карта дисциплины. Технологическая карта используется при организации учебного процесса на основе рейтинговой системы. По одной дисциплине может быть разработано несколько технологических карт:

- технологическая карта изучения дисциплины

- технологическая карта внеаудиторной работы

- технологическая карта учебно-проектной деятельности

В данном подразделе также перечисляют технические средстве обучения (ТСО), наглядный материал, лабораторное оборудование и т.д., используемое в учебном процессе, с указанием темы лекции или практического занятия, на котором оно используется.


^ Варианты представления технологических карт дисциплины

Вариант 1

Технологическая карта изучения дисциплины

2 семестр (лекции – 36 часов; семинары – 72 часов)

ТЕМА

СЕМИНАР

БАЛЛЫ

I. ----

(семинары – __ часов)

1. ___

(семинар 1-2)


0-2

Домашнее задание

0-2

2. ___.

(семинар 5-6)

Контроль текущий (15-20 мин): самостоятельная работа письменно, компьютерный тест, устный опрос


0-2

0-4


Домашнее задание

0-2

Контроль рубежный: домашняя контрольная работа, компьютерное тестирование, коллоквиум

0-8

Отсутствие пропущенных занятий

2




^ Дополнительные баллы

28




ИТОГО за 2 семестр

___


^ Перечень дополнительных видов работы студента

Участие в исследовательской деятельности (доклад на научной конференции): 0-10;

Подготовка доклада или реферата (не более одного за семестр): 0-4.

Создание электронного учебника (macromedia flash, web-сайт или др.) по одной из изученных тем: 0-10

Участие в работе форума на сайте: 0-4


Вариант 2

Наименование дисциплины / курса

Уровень / ступень образования

Статус дисциплины в РУП

Количество зачетных единиц / кредитов

«_________»

Бакалавриат

B




^ Смежные дисциплины по учебному плану

______________________

Содержание оценки деятельности студента

Тема (задание) текущей аттестационной работы

Виды проверочн работ

Аудиторная или внеаудиторная

Минимал количество баллов

Максимал количество баллов

_______

Контрольная работа

аудиторная

0

20

_______

Контрольная работа

аудиторная

0

20

_______.

Ответ-рассуждение

внеаудиторная

0

2

______

Краткий конспект

внеаудиторная

0

2


^ Дополнительные формы работы

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды проверочных работ

Аудиторная или внеаудиторная

Минимал. количество баллов

Максимал. количество баллов

Реферат и устная его защита:

^ Примерные темы рефератов:

1.___.

Защита реферата.

аудиторная

0

4

Оценка работы на аудиторных занятиях.




аудиторная

0

6

^ Итого максимум:

10

Итого по дисциплине:

0

100


^ Тематическое планирование.

Факультет ______

Курс: ___

Семестр: ___



занятий

Тема, задания

Баллы

^ Лекционные занятия




Работа на занятиях

10




Контрольная работа по разделу I. ___

15




Обобщающая контрольная работа по курсу.

15

^ Практические занятия

Раздел I. ___

1

тема I. ___




2

тема II. _______




Раздел II. ___

3

тема 3. ____




4,5

Тема 4. ____







___

____.

5

5

Контрольная работа по темам

15




^ Дополнительные формы работы







Реферат

10




Итого:

100

Приложение Г

Макет оформления рабочей программы дисциплины

подготовки бакалавриата


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

__________________________________________________________________

(наименование учебного подразделения)

______________________________________________________________

(наименование кафедры)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

__________________________________________________________________

(код дисциплины, наименование дисциплины)


Направление подготовки ________________________________________

Профиль подготовки ____________________________________________

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения ________________________________________________

(очная, заочная)


Армавир – 20___ г.

^ Лист согласования


Составитель (и): _______________________________________

(фамилия, имя отчество, должность,

ученая степень, ученое звание)


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры ________________________________________

(наименование обеспечивающей кафедры)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой ________________/ ________________________

(подпись) Ф.И.О.


------------------------------------------------------------------------------------------


Приложение Д

Макет оформления рабочей программы дисциплины

подготовки магистратуры


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

__________________________________________________________________

(наименование учебного подразделения)

_______________________________________________________________

(наименование кафедры)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

_________________________________________________________________

(код дисциплины, наименование дисциплины


Направление подготовки ________________________________________

Программа магистратуры ________________________________________

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения ________________________________________________

(очная, заочная)


Армавир – 20___ г.

^ Лист согласования


Составитель (и): _______________________________________

(фамилия, имя отчество, должность,

ученая степень, ученое звание)


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры _____________________________________________

(наименование обеспечивающей кафедры)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.


-----------------------------------------------------------------------------------------------


Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с руководителем программы ____________________________________________________

(наименование программы)

«____»_________________ 20___ г.


Руководитель программы __________________/ ________________________

(подпись) Ф.И.О.

-----------------------------------------------------------------------------------------------


Приложение Е


^ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


  1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. на 17 июля 2009 г.); от 13.01.1996 №12-ФЗ (с доп. и изм.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ (с доп.и изм.) (в ред. на 02 августа 2009 г.);

  2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, изм. от 10.02.2009 № 18-ФЗ;

  3. Устав АГПА

  4. Порядок использования дистанционных образовательных технологий: приложение к приказу Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137. Зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2005 г. рег., № 6862;

  5. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: письмо Минобразования России от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15;

  6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки бакалавров и магистров по соответствующему направлению, утвержденные Минобразованием России;

  7. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования РФ от 19.05.2000 г. №14-52-357нн/13;

  8. Примерные основные образовательные программы (ПрООП ВПО) по направлениям подготовки/специальностям (носят рекомендательный характер);

  9. Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО Методические рекомендации для руководителей и актива УМО вузов – М.: 2009;

  10. Нормативно-методические документы Минобрнауки РФ;

  11. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак) (о содержании учебно-методического комплекса).

  12. Рабочие учебные планы по соответствующим направлениям подготовки, утвержденные ректором АГПА.

  13. Примерное положение о кафедре АГПА.

  14. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004;

  15. ГОСТ Р 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002;





Похожие:

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины система качества
Настоящее Положение не может быть частично или полностью воспроизведено, тиражировано и распространено в качестве официального издания...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (фгос впо) совокупность требований обязательных...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconОсновная образовательная программа моу кротковской сош в соответствии с требованиями фгос
Основная образовательная программа моу кротковской сош в соответствии с требованиями фгос содержит следующие разделы
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconПоложение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности
Настоящее Положение разработано для муниципального до­школьного образовательного учреждения детский сад «Колобок» (да­лее — Учреждение)...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconОтчет учебно-методической работы филиала за 2011-2012 год
Учебно-методическая работа кафедр организована в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства Просвещения пмр...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) icon«Оснащение общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями фгос ноо и ооо»

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconПоложение об охране труда в мкдоу црр – д/с «Золотой петушок»
Настоящее Положение об охране труда (далее "Положение") разработано в соответствии с требованиями действующего законодательства о...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1-4 классов (авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина)
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М....
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1-4 классов (авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина)
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М....
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо) iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1-4 классов (авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина)
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты