Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года icon

Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года



НазваниеСправка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года
Дата17.10.2016
Размер
ТипПротокол



ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет»

Факультет начального образования


СПРАВКА



о результатах самообследования

кафедры педагогики и психологии начального обучения

по состоянию на 1 октября 2008 года


Утверждена на заседании кафедры 20.10.2008.

Протокол № 2


Заведующий кафедрой ___________________

/ Л.А. Корожнева /


Петрозаводск

2008


СОДЕРЖАНИЕ


Преамбула……………………………………………………………………..3

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельностью и система управления…………………………………..4


2. Структура подготовки специалистов…………………………………...6

3. Содержание подготовки выпускников………………………………….6

3.1. Структура и содержание образовательных программ…………………..6

3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса……...6

3.3. Организация учебного процесса………………………………………...11

3.4. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе.16

^ 4. Качество знаний…………………………………………………………..19

4.1. Требования при приеме………………………………………………….19

4.2. Уровень подготовки специалистов……………………………………..20

4.3. Итоговая аттестация выпускников……………………………………...22

4.4. Система управления качеством высшего образования вуза и его эффективность……………………………………………………………...24

^ 5. Воспитательная работа…………………………………………………..24

6. Условия реализации образовательных программ……………………26

6.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса……………………26

6.2. Научно-исследовательская работа………………………………………27

6.3. Материально-техническая база………………………………………….32

6.4. Международная деятельность кафедры ПиПНО………………………33

^ 7. Информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации………………………………………………….33


Справка по результатам самообследования кафедры П и ПНО по состоянию на 30 июня 2008 г.


Преамбула

Кафедра ПиПНО образована на факультете в мае 1986 года. На кафедре работали такие известные в Республике Карелия преподаватели, как кандидаты педагогических наук И.С. Иванов и Н.П. Терентьева, старшие преподаватели Л.И. Шитикова и В.А. Георгиевский.

Старейшими работниками кафедры являются старшие преподаватели Ветеран труда СССР В.А. Ковалева, Ветеран труда России В.П. Керц.

Преподаватели кафедры неоднократно награждались Почетными грамотами Министерства образования России и республики Карелия, администрации г. Петрозаводска, Знаком «Отличник народного образования», благодарностями министерства труда и социального развития, ГОУ ВПО «КГПУ» и др.

Годовая нагрузка преподавателей – 8102, в том числе 3973 аудиторных. Доля этой нагрузки в общей доле факультетской нагрузки – 23,18%.

Основные направления научно-педагогических исследований преподавателей кафедры ПиПНО:

  • Ефлова З.Б. «Сельская малокомплектная школа»;

  • Керц В.П. «Психологическая диагностика»;

  • Комарова И.В. «Самостоятельная познавательная деятельность учащихся»;

  • Корожнева Л.А. «Интегрированное обучение в начальной школе»;

  • Раевская О.С. «Формирование компетентности учителей начальных классов средствами электронного обучения».

  • Сафарова С.В. «Психология переживания и сопереживания»;

  • Сорокина А.В. «Психосоматическое здоровье учителя и ученика»;

  • Столяров Г.Г. «Диалог в образовательном процессе»;

  • Токунов А.И. «Музыкальное воспитание студентов педагогических вузов»;

В настоящее время на кафедре старшие преподаватели О.С.Раевская, С.В. Сафарова и А.И. Токунов работают над кандидатской диссертацией. Научные руководители: А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена (О.С.Раевская); Ханну Сойни, доктор психологических наук, Пентти Хаккарайнен, доктор психологических наук (С.В.Сафарова); Н.М Конжиев., доктор педагогических наук, профессор (А.И.Токунов). Доцент кафедры Г.Г. Столяров получает второе высшее образование в Санкт-Петербурге в Восточно-Европейском институте психоанализа (психология, клиническая психология, психоанализ).

Л.А. Корожнева является ученым секретарем объединенного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ГОУ ВПО «КГПУ» по специальностям 13.00.01 – педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

При проведении самообследования кафедры учтены пожелания и замечания предыдущей аттестации (Приложение 1).

Для экспертизы представлены:

- справка по самообследованию кафедры;

- нормативно-правовая документация кафедры;

- учебные планы и программы по основной специальности (учитель начальных классов), дополнительной специальности (социальный педагог), дополнительным специализациям (коррекционно-педагогическая деятельность учителя, педагогическая психология);

- учебно-методическое и информационное обеспечение;

- материалы о кадровом и материально-техническом обеспечении;

- материалы о научно-исследовательской деятельности кафедры.

^

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления


Кафедра педагогики и психологии начального обучения получила свое название в мае 1986 года. Кафедра осуществляет свою деятельность на основе устава ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет», утвержденного в новой редакции в 2002 году.

Кафедра относится к факультету начального образования, преподаватели ведут психолого-педагогические дисциплины, относящиеся к общепрофессиональному циклу; 1 дисциплину из цикла предметной подготовки – теорию и методику музыкального воспитания; 11 курсов по выбору и 2 факультатива.

Кафедра обслуживает две специальности (основная – «учитель начальных классов»; дополнительная – «социальный педагог») и 6 специализаций, две из которых организованы при кафедре («коррекционно-педагогическая деятельность учителя», «педагогическая психология»).

Все специальности имеют лицензии.

Порядок организации управления кафедрой определяется нормативной основой, регулируемой Уставом КГПУ, приказами и распоряжениями ректората и деканата. Через каждые 5 лет на кафедре организуются выборы заведующего кафедрой.

Каждый последний понедельник календарного месяца на кафедре проходят заседания, в которых принимают участие все члены кафедры. Круг решаемых вопросов на этих заседаниях определяется годовым планом, который утверждается в конце предыдущего учебного года, а также текущими проблемами, требующими решения.

Годовое планирование работы кафедры осуществляется в соответствии с планом работы факультета, Программой развития факультета начального образования на период 2008-2012, Программой развития КГПУ на период 2008-2012, кафедральными традициями. Каждое заседание протоколируется (см. «Протоколы заседания кафедры» с 2003 по 2008 годы). Анализ протоколов заседаний кафедры за отчетный период позволяет сделать вывод о том, что наряду с традиционными темами (обсуждение рабочих программ дисциплин, подготовка к экзаменам и их результаты, организация и итоги педагогической практики и т.п.) на заседаниях рассматриваются вопросы, имеющие отношение к задачам обновления содержания и форм подготовки специалистов в педагогическом вузе. Например, инновационные формы организации обучения в вузе и педагогические технологии, используемы в обраховательном процессе, переход на новые стандарты, Болонский процесс, информатизация образования и др.

Порядок выполнения решений заседаний кафедры определяется коллегиально, исполнение решений контролируется заведующим. Сроки выполнения решений кафедры определяются масштабами поставленных задач.

При кафедре действуют методические комиссии (по педагогике, психологии, социальной педагогике, коррекционной педагогике). Все преподаватели кафедры участвуют в работе межкафедрального методического семинара факультета начального образования. За отчетный период в рамках семинара рассмотрено 13 тем, из которых девять тем разрабатывались с участием преподавателей кафедры ПиПНО. Преподаватели, выбранные на кафедре, участвуют в работе Совета ФНО.

Кафедра поддерживает связи с другими кафедрами факультета начального образования; с кафедрами общей педагогики; дошкольной и социальной педагогики и психологии; зоологии и экологии КГПУ; с предметно-цикловыми комиссиями педагогического колледжа №1 г. Петрозаводска; общеобразовательными и социальными учреждениями г. Петрозаводска; учреждениями дополнительного образования; межшкольными методическими центрами.

За отчетный период кафедрой заведовала И.В. Комарова, имеющая степень кандидата педагогических наук и научное звание доцента. С 26 июня 2008 года заведующей кафедрой стала Л.А. Корожнева, кандидат педагогических наук, доцент. И.В. Комарова и Л.А. Корожнева являются выпускниками педагогического факультета (теперь факультет начального образования) КГПУ, имеют опыт работы в качестве учителей начальных классов.

Квалификация всех преподавателей кафедры ПиПНО соответствует государственным требованиям.

Управление кафедрой соответствуют требованиям устава ГОУ ВПО «КГПУ», нормативной документации.


^ 2 . Структура подготовки специалистов.

Кафедра обслуживает две специальности (основная – «учитель начальных классов»; дополнительная – «социальный педагог») и 6 специализаций, две из которых организованы при кафедре («коррекционно-педагогическая деятельность учителя», «педагогическая психология»).


^ 3. Содержание подготовки выпускников

3.1. Структура и содержание образовательных программ.

  1. Учебные программы дисциплин кафедры соответствуют требованиям к содержанию подготовки выпускников, определенным Государственным образовательным стандартом по специальности 031200.00 - Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью первого и второго поколения; Государственным образовательным стандартом по дополнительной специальности 031300 - Социальная педагогика первого и второго поколения.

На заседаниях кафедры рассматриваются вопросы совершенствования и внесения изменений в рабочие программы и их соответствия государственному стандарту и нормативным положениям.

2. Учебные планы соответствуют Государственному образовательному стандарту по специальности 031200.00 - Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью первого и второго поколения; Государственному образовательному стандарту по дополнительной специальности 031300 - Социальная педагогика первого и второго поколения. В учебные планы включены дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины по выбору и факультативные дисциплины.

^ 3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса на кафедре соответствует критериям достаточности, доступности и своевременности источников учебной информации.

За аттестуемый период преподавателями кафедры подготовлена 1 монография, 10 учебно-методических материалов и 1 цифровой образовательный ресурс (контрольно-измерительные материалы по дисциплинам «Педагогика» и «Психология»).

Учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями кафедры ПиПНО:


2003 год

  1. Ефлова З.Б., Столяров Г.Г. Обучение математике учащихся начальных классов сельских школ с позиций личностно-ориентированного подхода: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2003. (Соав. В.М. Туркина, Е.С.Казько, С.И.Смирнова, В.Б.Поленичко).

  2. Комарова И.В., Корожнева Л.А. Уроки толерантности в школе / под ред. О.М. Звягиной, Г.В. Степановой. – Петрозаводск: КФРО, 2003.

  3. Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика: монография. - СПб.: КАРО, 2003.

2004 год

4. Комарова И.В. Теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2004.

5. Столяров Г.Г. Управление педагогическими системами: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2004.

2005 год

6. Керц В.П. Диагностика психического развития младшего школьника: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2005.

2006 год

7. Комарова И.В., Корожнева Л.А. Педагогика толерантности и гражданское образование: программа «Вы - народ»: методические рекомендации к спецкурсам – Петрозаводск: НФ «Новое образование», 2006.

8. Комарова И.В. Социальная педагогика. Введение в социальную педагогику: Часть 1: программа и методические рекомендации для студентов факультета начального образования по специальности 031300 – Петрозаводск: КГПУ, 2006.

2007 год

9. Ефлова З.Б., Столяров Г.Г. Обучение математике учащихся начальных классов сельских школ с позиций личностно-ориентированного подхода: учебно-методическое пособие, испр. и доп. – Петрозаводск: КГПУ, 2007. – 170с. (Соав. В.М. Туркина, Е.С.Казько, С.И.Смирнова, В.Б.Поленичко).

10. Столяров Г.Г. Диалог в образовании младших школьников: учебно-методическое пособие. - Петрозаводск: КГПУ, 2007.

2008 год

11. Ефлова З.Б., Комарова И.В., Корожнева Л.А., Раевская О.С., Сафарова С.В., Столяров Г.Г, Токунов А.И. Начальное образование: опыт, тенденции, перспективы: сборник материалов к спецкурсам: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2008.

12. Контрольно-измерительные материалы. Педагогика и психология. 3-5 курсы ФНО КГПУ, тестовые задания. – Петрозаводск: Центр информационных технологий КГПУ, 2008. -1СD-ROM.

Тестовые задания контрольно-измерительных материалов составлены по типу «выборочный тест». Студенты должны из нескольких ответов выбрать правильный ответ. Другие характеристики:

  • По цели применения – выявление остаточных знаний по основным психолого-педагогическим дисциплинам.

  • По форме проведения – индивидуальные.

Содержание контрольно-измерительных материалов одинаково для всех студентов, выполнение индивидуальное (каждый студент работает в собственном темпе).

  • По содержанию – тест успеваемости, т.е. совокупность знаний, ориентированных на измерение степени усвоения определенных аспектов содержания педагогического образования.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) утверждены на заседании кафедры и оценены как контрольная работа средней сложности.

КИМ до 2007/2008 учебного года оформлялись на бумажном носителе, что создавало трудности при дальнейшей обработке (нужно было ответы переводить в баллы, затем их суммировать и трансформировать в итоговую (традиционную) отметку).

В 2007/2008 учебном году на основе указанного контрольного теста разработан ЦОР, который позволил оптимизировать процесс тестирования студентов и получить количественные результаты в виде протокола. Студенты после прохождения теста на мониторе компьютера сразу могут увидеть свою отметку (по пятибалльной системе) и количество допущенных ошибок.

Каталогизация ЦОР «Контрольно-измерительные материалы по педагогике и психологии» для специальности «Педагогика и методика начального обучения»:

  1. Тип: ЦОР с текстовой информацией.

  2. Уровень (ступень) образования: высшее профессиональное.

  3. Тип и форма образовательного процесса: аудиторные.

  4. Целевая аудитория: студенты факультета начального образования.

  5. Предметные образовательные области: педагогика и психология.

  6. Часть учебного плана: 5 курс 10 семестр (по стандарту первого поколения); 3 курс 6 семестр (стандарт второго поколения) после изучения всех психолого-педагогических дисциплин.

  7. Уровень изучения дисциплины: базовый профессиональный.

  8. Фамилии авторов: Комарова И.В., к.п.н., доцент, зав. кафедрой ПиПНО, руководитель проекта; Корожнева Л.А., к.п.н., доцент; Столяров Г.Г., к.п.н., доцент; Керц В.П., старший преподаватель; Сорокина А.В., старший преподаватель; Григорьев Л.Л., программист ЦИТ КГПУ.

  9. Форма представления ресурса: локальный на СD.

  10. Выполняемая функция: ЦОР контроля (оценка достигнутого уровня обучения).

  11. Методическое назначения: контролирующий.

  12. Форма представления информации: тестовый документ.

  13. Метаданные: контрольно-измерительные материалы. Педагогика и психология. 3-5 курсы ФНО КГПУ, тестовые задания. – Петрозаводск: Центр информационных технологий КГПУ, 2008. -1СD-ROM).

ЦОР апробирован в апреле 2008 года на 5 курсе ФНО КГПУ после изучения всех дисциплин блоков «Педагогика» и «Психология». Тестирование осуществлялось в специализированном компьютерном классе КГПУ (каб .217).

Таблица 1


^ Результаты срезовой контрольной работы (КИМ) по основным дисциплинам (педагогика и психология) кафедры ПиПНО


№п/п

Дисциплины

Курс

Группа

Кол-во студентов

Тестированные

Результаты


абс.

%

абс.

%

отлично

хорошо

Удовлетв.

Неудовлет

абс.

%

абс

%

абс

%

абс.

%

1.

2.

Педагогика

Психология

5

251

22

100

22

100

6

27

15

68

1

5

-

-

252

26

100

20

77

4

20

16

80

-

-

-

-

253

25

100

24

96

-

-

23

96

1

4

-

-

Итого:

73

100

66

90

10

14

54

74

2

3

-

-


Качественный анализ полученных результатов показал, что в целом студенты овладели базовым уровнем знаний по педагогике и психологии.

^ Результаты по дисциплине «Педагогика». Все студенты (за исключением 1 человека) правильно определяют понятие «личность», которое является одним из ведущих не только в педагогике, но и в психологии. Требования личностного подхода к воспитанию младшего школьника безошибочно указали 84% студентов.

Студенты ориентируются в проблеме умственного развития младших школьников.

Больше всего ошибок студенты сделали в заданиях о методах воспитания: 30% не определили группу методов, имеющую название «Методы организации деятельности и формирование опыта поведения»; 42% перепутали понятия «метод» и «прием» воспитания.

Однако, учитывая, что раздел педагогики «Теория и методика воспитания младших школьников» студенты изучали на 1 курсе в 2003/2004 учебном году, а тестирование проводилось в 2007/2008 учебном году, можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне знаний студентов по этому направлению.

Модуль «Теория обучения» включает 10 заданий. Все студенты безошибочно определили понятие «содержание образования», урок как форму организации обучения, преобладающий тип урока в начальной школе, основной документ, в котором представлено содержание школьного образования (1 ошибка на курс).

В целом студенты успешно выполнили задания данного модуля. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об определениях сущности процесса обучения и метода обучения на основе источника усвоения знаний (17,8% студентов допустили ошибки).

Каждый 14-ый студент допустил ошибку в определении дидактики (6,8%); каждый 9-ый студент в выделении критерия, по которому определяется тип и структура урока (11 %); каждый 7-ой студент в нахождении общепризнанного принципа обучения (13,7%).

Лучше всех задания данного модуля выполнили студенты 251 группы (всего 5 ошибок на всю группы).

Модуль «Управление образовательными системами» включал 8 заданий. Анализ тестирования выявил: не справились с заданием (5-6 ошибок) – 2 человека; выполнили 50% заданий (4) – 24 человека; выполнили 63% заданий (5) – 21 человек; выполнили 75 % заданий (6) – 9 человек; выполнили 88-100% заданий (7-8) – 9 человек.

Наиболее трудными оказались вопросы, связанные с определением сущности профессиональной карьеры, компонентов школы как педагогической системы, специфики школы как развивающейся системы.

^ Результаты по дисциплине «Психология». Модуль «Общая психология» включал 5 вопросов. Студенты, изучавшие общую психологию на 1 курсе, явно «позабыли» свойства восприятия (осмысленность, обобщенность, целостность), т.к. отнесли эти свойства к мышлению (14 ошибок из 73). Видами воображения вместо (пассивное – активное) посчитали эмоциональное и образное – 16 человек. Неправильно определили мыслительную операцию всего 3 человека. Ошиблись в определении «креативность» 4 человека. Забыли, что обозначают индивидуально-типологические особенности личности – 16 человек.

Результаты выполнения заданий модуля «Экспериментальная психология»: все студенты вспомнили, что именно В.Вунд создал первую психологическую лабораторию. Неправильно определили генетический метод – 8 человек. Неправильно указали недостатки лонгитюдного метода – 14 человек. 11 человек допустили ошибки, определяя особенности наблюдения и эксперимента.

Половина студентов курса не знают что такое валидность, надежность и точность психоаналитического исследования. Данный вопрос вызвал наибольшие трудности.

Модуль «Социальная психология» включал 5 вопросов. Студенты изучали курс по социальной психологии на 3 курсе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы определения взаимоотношений и конфликта.

Не все студенты верно ответили на вопросы о структуре общения.

Модуль «Психодиагностика» включал 5 вопросов. Студенты изучали курс психодиагностики на 3 и 4 курсах. Наибольшее затруднение вызвали вопросы определения метода интроспекции и применения рисуночных тестов.

Результаты тестирования студентов ФНО по психолого-педагогическим дисциплинам обсуждены на заседании кафедры (протокол №8), а также учтены предложения студентов по работе с ЦОР, определены основные направления работы кафедры по совершенствованию ЦОР «контрольно-измерительные материалы по педагогике и психологии».

Силами преподавателей собрана коллекция видеоматериалов, аудиоматериалов. Коллекция включает видеофильмы по психологии, педагогике и социальной педагогике: «Загадки человеческого тела», документальный фильм о жизни и творчестве Л.С. Выготского, документальный фильм о детях «маугли», «Психологические находки М. Монтессори», «Семейные расстановки Хеллингера» (тренинг), «Развивающее обучение по системе В.В.Давыдова» в 2-х частях, урок «Мальчик и девочка» для 2 кл., игра «Как стать миллионером» для 3-го класса, «КТД», «Этическая беседа» во 2 классе, «Выпускной бал» для детского сада, «Коррекционная педагогика», театрализованный урок чтения по сказке «Снегурочка», «Концерт А.И. Токунова 12 мая 2007г. в Национальной библиотеке РК», видеозаписи уроков, видеозаписи передач о детях-инвалидах, о детях-сиротах и аудиозаписи (250 дисков композиторов мира).

Кафедра ПиПНО оснащена 3 компьютерами, из них 1 для организации самостоятельной работы студентов. Для подготовки учебных материалов и документации на кафедре есть 3 принтера, 1 ксерокс, 1 сканер. Виды ТСО на кафедре: видеокамера, фотоаппарат, диктофон, графопроектор, телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, степень новизны ТСО – высокая.

Для прохождения педагогической практики по основной и дополнительной специальности и специализации, студенты имеют соответствующие базы практик: общеобразовательные и социальные учреждения.


^ 3.3. Организация учебного процесса

Анализ содержания подготовки выпускников свидетельствует о том, что учебный процесс организован в соответствии с учебным планом. Процесс обучения осуществляется в соответствии с графиком-календарем ФНО. Общий объем учебной работы студентов, включая самостоятельную работу, не превышает нормативов. На кафедре есть графики консультаций студентов преподавателями.

На кафедре разработаны методические рекомендации по написанию и защите курсовых и дипломных работ по педагогике, психологии, социальной педагогике; есть тематика курсовых и дипломных работ, разработанная преподавателями кафедры.

Тематика курсовых и дипломных работ ежегодно обсуждается на заседаниях кафедры и специальных семинарах, постоянно обновляется.

При определении тем курсовых и дипломных работ учитываются требования к подготовке обучающихся, изложенные в программных государственных и региональных документах, образовательные потребности студентов, а также научные направления деятельности руководителей и запросы учителей начальных школ.

В процессе обучения студентов ФНО преподаватели кафедры ПиПНО реализуют педагогические технологии, ориентированные на профессиональное и личностное развитие будущих учителей, формируют у них навыки и умения творческого постижения и осмысления нового знания.

Среди новых форм и методов обучения – активные методы обучения, интегрированные занятия по педагогике и психологии, (дидактика и возрастная и педагогическая психология), в процессе подготовки будущих коррекционных педагогов (диагностика, предупреждение неуспеваемости, взаимодействие с семьей), проводимые Л.А.Корожневой и С.В.Сафаровой. Использование видеометода (телевизор, проектор, компьютер) на лекционных и практических занятиях для активизации познавательной деятельности студентов.

При изучении различных психолого-педагогических дисциплин применяются следующие формы и методы активизации учебной деятельности студентов: конференции, круглые столы, педагогические мастерские, экскурсии, дидактические игры, защиты рефератов, проектов, творческие работы, кейс-анализы, деловые игры, тренинги, микроисследования, деловые игры; проводятся пробные уроки и воспитательные мероприятия с последующим анализом видеозаписей и др.

Самостоятельная работа студентов организуется при помощи специально разработанной системы заданий для СРС. Самостоятельная работа студентов организована по всем дисциплинам кафедры, разработаны задания для СРС, есть методические рекомендации для студентов и преподавателей.

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется по графику, который определяется в начале каждого семестра по всем предметам кафедры. Применяются два типа контроля: текущий (контрольная работа, тест, проверка письменных работ и т.д.) и итоговый (зачет, экзамен, защита проекта, портфолио и т.д.). Предпринимаются попытки разработать балльно-рейтинговую систему оценки усвоения студентами дисциплин. Два раза в учебном году проводится межсессионная аттестация студентов по всем психолого-педагогическим дисциплинам и самостоятельной работе. Результаты аттестации обсуждаются на кафедре, принимаются меры по устранению недостатков.

Научно-исследовательская работа студентов занимает в учебном процессе значительное место. Виды научно-исследовательской работы студентов: проект, реферат, курсовая работа, дипломная работа, статья и др. При кафедре действуют проблемные группы студентов, исследующих разные аспекты психолого-педагогической теории и практики, руководят которыми преподаватели кафедры.

В учебном процессе используется компьютерная техника и видеотехника. Все преподаватели кафедры владеют компьютером, обучались на курсах «Intel – Обучение для будущего».

Организация педагогической практики соответствует приказу № 1154 МО РФ от 25.03.03. «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и «Программе педагогической практики студентов факультета начального образования КГПУ». В помощь студентам на кафедре разработаны методические рекомендации «Организация педагогической практики студентов факультета начального образования», которые постоянно обновляются.

Инструктаж к прохождению педагогической практики осуществляется преподавателями-методистами кафедры ПиПНО во время установочной конференции и в ходе групповых и индивидуальных консультаций студентов. Студенты получают необходимую информацию о сроках, цели и задачах, содержании педпрактики, формах и сроках отчетности. Итоги педагогической практики подводятся на заключительных тематических конференциях на факультете и круглых столах, проводимых в базовых учреждениях. Студенты готовят творческие отчеты, участвуют в работе «круглых столов» с учителями и завучами школ, пишут отзывы об итогах педагогической практики, готовят постеры и презентации в программе PowerPoint.

Педагогическая практика строится по принципу постепенного вхождения студентов в выполнение профессиональных педагогических задач. Она начинается на 2 курсе с решения отдельных педагогических задач и заканчивается на 5 курсе выполнением всего круга должностных обязанностей учителя начальных классов.

Содержание педагогической практики на 2 курсе включает в себя проведение коллективного творческого дела и организацию игр на переменах, составление психологической характеристики младшего школьника, знакомство с учебным планом начальной школы и комплектом учебников, по которым учатся школьники. Задачи педпрактики: овладение содержанием, формами и методами воспитательной работы (организация деятельности детей на переменах, проведение игр), участие в подготовке и проведении воспитательных дел; задание по психологии (изучение отдельных учащихся и составление характеристики младшего школьника); задания по дидактике (наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроках, знакомство с учебным планом начальной школы и комплектом учебников, по которым учатся школьники); овладение формами и методами проведения уроков музыки.

^ Количественные результаты практики на 2 курсе:

«отлично» - 73 % студентов

«хорошо» - 20 % студентов

«удовлетворительно» - 4%

«не аттестована» – одна студентка Ганева Н.


Содержание педагогической практики на 3 курсе состоит из психолого-педагогического изучения и определения характеристики детского коллектива.

Содержание педагогической практики на 4 курсе состоит в педагогическом проектировании и проведении праздника в начальной школе. Задачи практики: овладение формами и методами организации воспитательной работы (проведение праздника); проведение уроков, 2 дней самостоятельной работы; овладение формами и методами проведения уроков музыки; овладение приемами проверки и оценки учебной работы школьников; овладение формами и методами работы со слабоуспевающими учащимися, задание по психологии (характеристика коллектива).

Также на 4 курсе проходит практика по дополнительной специальности «социальная педагогика» и специализации «коррекционно-педагогическая деятельность»: студенты знакомятся с особенностями деятельности социального педагога или с особенностями коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов.

^ Количественные результаты практики студентов 4 курса:

«отлично» - 58 % студентов

«хорошо» - 38 % студентов

«удовлетворительно» - 4%

Содержание педагогической практики на 5 курсе включает в себя изучение проблемы готовности ребенка к школе и его адаптации к школьным условиям, знакомятся с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе и особенностями работы учителя с первоклассниками и их родителями в первую неделю учебного года. Студенты выполняют серию психологических заданий, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.

Во время стажерской практики (10 семестр) студенты выполняют функции классного руководителя и оформляют документацию.

^ Количественные результаты педагогической практики на 5 курсе:

«отлично» - 50 % студентов

«хорошо» - 42 % студентов

«удовлетворительно» - 4%

«не аттестована» – одна студентка Пилипкова П.В.


Кафедра ПиПНО отвечает за методическое направление педагогической практики – проведение музыкального занятия в начальной школе. Оно выполняется по специальному графику на 2-4 курсах.

Студенты 2-4 курсов на основе изученного курса «Теория и методика музыкального воспитания» самостоятельно разрабатывают конспект урока по музыке. Они готовят музыкальные материалы, ТСО, наглядные пособия по общеобразовательному предмету «Музыка», проводят беседы и уроки с младшими школьниками. Практикуются в подготовке и проведении интегрированных уроков музыки.

Для студентов ФНО, обучающихся по заочной форме, все виды педагогической практики адаптированы к их условиям обучения. Планируется организация практики студентов заочного отделения в системе «Виртуальная педпрактика».

Студенты готовятся ко всем видам практики, они изучают соответствующие курсы по педагогике, психологии и методике преподавания разных уроков. В ходе факультативов и спецкурсов студентами изучаются различные аспекты практической деятельности учителя, которые они могут применять на практике.

Для каждого вида практики определяются соответствующие учреждения. Для осуществления руководства педпрактикой студентов утверждаются методисты из числа кандидатов наук, доцентов, старших преподавателей, организуются консультации методистов.

Результаты, проблемы и перспективы педагогической практики студентов ФНО регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры ПиПНО и на Совете ФНО.

При изучении дисциплин кафедры ПиПНО используются следующие основные формы учебных занятий: лекции, практические занятия, практикумы, коллоквиумы, курсы по выбору и факультативы.

В процессе обучения при чтении лекций по педагогике кафедра привлекает преподавателей из других вузов (г. Шауляй – проф. В.Ламанаускас; г. Сыктывкар – канд. пед. наук, Т.А.Ткачук; г. Псков - канд. пед. наук, А.А.Домбек и канд. пед. наук, О.В.Хальзова и др.), учителей начальных классов и специалистов в области образования из г. Петрозаводска (О.М.Парамонова, учитель начальных классов школы № 48 и методист по начальному образованию Центра развития образования; И.А.Булаева, учитель начальных классов и заместитель директора по воспитательной работе школы № 5; Л.И.Чехонина, социальный педагог и психолог школы № 27; С.В.Червова, ведущий специалист городского управления образования).


^ 3.4. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Изучение дисциплин кафедры ПиПНО основано на практико- ориентированном междисциплинарном подходе к изучаемым наукам.

Преподаватели кафедры ПиПНО постоянно работают над совершенствованием методов и форм обучения, используемых в образовательном процессе КГПУ.

Учитывая изменение требований к процессу профессиональной подготовки специалистов в области образования, активное внедрение ИКТ-технологий и новых образовательных технологий, за отчетный период сложилась следующая картина системы повышения квалификации преподавателей и старшего лаборанта кафедры ПиПНО (курсы повышения квалификации):

2003 год.

- Программа «Новые государственные образовательные стандарты в реализации концепции модернизации российского образования» АПКРО (г. Москва) – Г.Г.Столяров

2004 год.

- Программа «Intel-Обучение для будущего» (КГПУ) –В.П. Керц, И.В. Комарова, Л.А. Корожнева, Г.Г. Столяров, А.И. Токунов, О.С. Раевская.

2005 год.

- Программа «Современные педагогические технологии». РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) - Г.Г.Столяров, А.И. Токунов.

- Стажировка на факультете начального образования РГПУ им. А.И. Герцена по программе «Совершенствование методов преподавания психологических курсов» (Санкт-Петербург) – А.В. Сорокина.

-Программа факультета специального образования университета г. Умео «Открыть будущее для детей группы риска» (Швеция) - И.В. Комарова, Л.А. Корожнева.

2006 год.

- Программа «Дидактика высшей школы. Современные образовательные технологии». РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) - В.П. Керц, И.В. Комарова, Л.А. Корожнева.

- Программа «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) – О.С. Раевская.

- Стажировка по программе «Педагогика и психология начального обучения». РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) - И.В. Комарова, С.В. Сафарова.

- Программа «Исследовательская деятельность школьников на основе ИКТ в реализации национально-регионального компонента базисного учебного плана» (КГПУ) – И.В. Комарова

2007 год.

- Программа «Организация практических занятий с использованием ИКТ» (КГПУ) – О.С. Раевская

- Программа «Управление образовательным процессом в вузе. Технология комплексной оценки деятельности вуза» (КГПУ) – И.В. Комарова

- Программа международного проекта на базе Петрозаводского государственного университета и университета г. Хельсинки «Социальная защита детства в РФ и Финляндии» - И.В. Комарова, Л.А. Корожнева, С.В. Сафарова, А.В. Сорокина.

2008 год.

- Программа для заведующих кафедрами педагогики «Оценка качества освоения педагогических дисциплин в контексте аттестации вуза». РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) – Л.А. Корожнева.

- Программа «Семейное консультирование». Психологическая студия (Санкт-Петербург) - С.В. Сафарова, А.В. Сорокина.

- Семинар «Программное обеспечение работы психолога. КГПУ- З.Б.Ефлова, С.В. Сафарова.

Г.Г. Столяров получает второе высшее образование в Санкт-Петербурге в Восточно-Европейском институте психоанализа (психология, клиническая психология, психоанализ).

В 2006 году О.С. Раевская и А.И. Токунов стали аспирантами кафедры педагогики КГПУ. У них сданы все кандидатские экзамены, А.И. Токунов в 2008/09 учебном году планирует завершить работу над кандидатской диссертацией на тему: «Педагогические условия музыкального воспитания студентов в педагогических университетах».

С.В. Сафарова с 2008 года учится в докторантуре университета г. Оулу (Финляндия).

Одной из форм повышения квалификации преподавателей в области использования инновационных методов является обмен опытом на методических объединениях кафедры и межкафедральных семинарах (действуют с 2004/05 уч.г.).

Программа межкафедральных методических семинаров ФНО:

2004 -2005 г.г.

1. Статистическая обработка результатов исследования (Н.В.Юдин).

2. Критерии оценки достоверности результатов исследования (Л.А. Корожнева).

3. Отражение в языке межпредметных связей (В.Л. Кошкаров).

2005 – 20006 г.г.

1. Инновации в вузовском образовании (С.И. Смирнова, А.И. Токунов, Т.Ю. Конкина).

2. Проблемы многоуровневой подготовки студентов (В.Ю. Штыкарева)

3. Мозговой штурм «Перспективы развития ФНО» (Э.Ш. Сафаров).

2006 – 2007 г.г.

1. Круглый стол с завучами и учителями начальных классов по теме «УМК для начальной школы» (все кафедры).

2. Психология урока (С.В. Сафарова).

3. Мотивация и учебный процесс в вузе (А.Грецов).

4. ЦОРы в работе преподавателя вуза.

2007 – 2008 г.г.

1. Образование за рубежом (Л.А. Корожнева, А.В. Сорокина, Е.С. Казько, С.И. Смирнова).

2. Создание УМК по предметам.

3. «Теория и практика развития современной сельской школы. ФНО в проблемном поле сельской школы» (^ З.Б. Ефлова, С. И. Смирнова, Е.С. Казько, Н.А. Титова, Г.Г. Столяров).

Следует отметить, что из 13 тем, рассматриваемых в рамках межкафедрального методического семинара ФНО девять тем раскрыты преподавателями кафедры ПиПНО.

Преподаватели кафедры ПиПНО Комарова И.В., Корожнева Л.А., Сорокина А.В., Сафарова С.В. также познакомились с инновационными методами обучения студентов в ходе участия в зарубежных проектах с университетами г. Умео (Швеция), г. Хельсинки (Финляндия).

Преподаватели кафедра ПиПНО Комарова И.В., Корожнева Л.А. в 2007/08 учебном году провели циклы занятий, реализующих обучение преподавателей КГПУ на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, поддержанных Министерством образования и науки РФ.

И.В. Комарова в 2007/08 уч.г. разработала учебный план и содержание курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Интеграция Интернет-ресурсов в учебный процесс педагогического вуза», утвержденные Министерством образования и науки РФ.

И.В. Комарова совместно с сотрудниками ЦНИТО КГПУ при поддержке республиканского межшкольного методического центра участвовала в проведении курсов повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений, сотрудников учреждений дополнительного образования Калевальского, Кемского, Беломорского, Пудожского, Пряжинского, Лахденпохского, Прионежского, Сортавальского и Олонецкого по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ».

Основными принципами интерактивного обучения студентов факультета начального образования, на которые ориентируются преподаватели кафедры ПиПНО, являются следующие: диалогическое взаимодействие, работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения.

Формы и методы интерактивного обучения, организуемого преподавателями кафедры ПиПНО: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных социальных и педагогических ситуаций), приемы технологии развития критическогомышления (синквейн, INSERT, кластер и др.), практические, групповые и индивидуальные упражнения, моделирование профессиональных ситуаций, проектирование различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; педагогические мастерские, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и Интернет-технологии (тематический список сайтов, мультимедийный альбом, вебквест и др.) и др.

Используются также новые подходы к проведению лекций и семинарских занятий (лекция вдвоем; лекция-пресс-конференция, бинарный семинар, скайп-семинар и др.); к контролю знаний студентов (компьютерное тестирование знаний по педагогике и психологии); к проведению консультирования студентов по различным вопросам (электронная почта).

Практикуется использование технологий группового проектирования, когда студенты в течение определенного времени разрабатывают и защищают проект, что способствует развитию умений работать в команде.

Организована работа с информационными технологиями, используются элементы электронного обучения, используются ресурсы Интернета в аудиторное и внеаудиторное учебное время, работа в режиме он-лайн и др.


^ 4. Качество знаний

4.1. Требования при приеме

Кафедра принимает участие в профориентационной работе ФНО. Г.Г. Столяровым разработан буклет о факультете начального образования, есть информация о деятельности кафедры на сайте КГПУ (http://www.kspu.karelia.ru/structur/kafedry/kafpedpsih/). Преподаватели кафедры принимают участие в профориентационной работе в составе агитационных бригад ФНО и встреч с работниками образования Республики Карелия, проведения мероприятий для школьников города и республики.

^ 4.2. Уровень подготовки специалистов

На кафедре по всем дисциплинам разработаны требования для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля качества образования. По всем дисциплинам имеются экзаменационные билеты, которые постоянно корректируются и утверждаются на заседаниях кафедры. По все дисциплинам разработана тематика и содержание курсовых работ, проектов, а также портфолио.

Контроль качества образования осуществляется посредством анализа выполнения студентами контрольных работ, тестов, контрольных срезовых работ по психолого-педагогическим дисциплинам, а с 2007 года контроль качества образования проводится на основе Интернет-тестирования.

В 2007/08 учебном году (декабрь 2007 г.) 24 студента 252 группы принимали участие в Интернет-тестировании по дисциплине «Педагогика» (цикл дисциплин ОПД). Количество заданий в АПИМ – 20, количество ДЕ в АПИМ – 5. Время, отведенное для выполнения заданий АПИМ – 45 минут.

Экзамен показал, что 70% студентов освоили дидактические единицы. На основании Интернет-тестирования по педагогике сделан вывод о том, что уровень подготовки студентов 252 группы в полном объеме соответствуют требованиям ГОС.

В 2007/08 учебном году (май 2008 г.) 5 студентов 232 группы принимали участие в Интернет-тестировании по дисциплине «Психология» (цикл дисциплин ОПД). Количество заданий в АПИМ – 24, количество ДЕ в АПИМ – 5. Время, отведенное для выполнения заданий АПИМ – 45 минут.

Установили, что 64 % студентов освоили дидактические единицы по дисциплине «Психология» (100% студентов освоили ДЕ «Общая психология», 80% студентов освоили ДЕ «История психологии», 20% студентов освоили ДЕ «Возрастная психология», 100% студентов освоили ДЕ «Педагогическая психология», 80% студентов освоили ДЕ «Экспериментальная психология».

В связи с ошибками в завершении теста результаты других студентов 232 группы не включены в рейтинг-листы.

В апреле 2008 года студенты ФНО впервые приняли участие в срезовой контрольной работе по дисциплинам психолого-педагогического блока (КИМ), разработанной коллективом преподавателей кафедры ПиПНО и оформленной Центром информационных технологий КГПУ в виде программного продукта. Результаты выполнения кафедрального теста представлены выше в разделе «3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса».

Качество знаний студентов традиционно оценивается по результатам итоговых квалификационных экзаменов. Государственная итоговая аттестация на факультете начального образования проходит в форме государственных экзаменов и защиты дипломных работ.

Итоговые данные приводятся в таблице.

^ Результаты государственных экзаменов по предметам психолого-педагогического цикла с 2004 по 2008 г.г.

Таблица 2

Результаты междисциплинарного экзамена за 5 лет

Год

Кол-во сдававших

(чел.)

Результаты экзаменов (в процентах)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетв.»

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

2004

49

72

22

25

49

40

27

35

2005

70

66

33

23

40

47

27

30

2006

64

5

39

-

41

60

20

40

2007

73

88

42

21

50

48

8

24

2008

72

72

24

25

49

45

26

28



Таблица 3

Результаты экзамена по социальной педагогике за 5 лет


Год

Кол-во сдававших

(чел.)

Результаты экзаменов (в процентах)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетв.»

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

2004

12

-

33

-

42

-

25

-

2005

21

14

52

64

33

36

15

-

2006

7

11

43

18

57

72

-

10

2007

12

27

67

37

33

33

-

30

2008

7

22

100

33

-

38

-

29


Таблица 4

Результаты защит дипломных работ за 5 лет


Год

Кол-во сдававших

(чел.)

Результаты экзаменов (в процентах)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетв.»

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

2004

43

72

63

64

26

33

11

3

2005

71

65

59

54

38

37

3

9

2006

70

13

66

31

27

46

7

23

2007

72

84

57

50

41

47

2

3

2008

69

69

58

58

42

30

-

10


Результаты дипломных исследований обсуждаются во время предварительных защит на заседаниях кафедры и методических объединений, на научно-практических конференциях. Л.А. Корожнева в 2006/07 уч.г. являлась научным руководителем дипломной работы Е.Н. Лутохиной, материалы которой были представлены на Всероссийский конкурс студенческих работ, посвященных 50-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Научный руководитель и студентка получили дипломы участников.

Результаты научно-педагогических и методических исследований отдельных студентов опубликованы в сборниках материалов конференций.

Как видно из таблиц 1-3, в среднем 80% студентов очного отделения и 70,8% студентов заочного отделения сдавали междисциплинарный государственный экзамен на «хорошо» и «отлично». В среднем 88,5% студентов очного отделения и 78,3 студентов заочного отделения сдавали экзамен по социальной педагогике на «хорошо» и «отлично». В среднем 94,9% студентов очного и 92,8% студентов заочного отделения защитили дипломные работы на «отлично» и «хорошо».

^ 4.3. Итоговая аттестация выпускников

Кафедра является выпускающей кафедрой по специальностям «учитель начальных классов» и «социальная педагогика», поэтому преподаватели принимают активное участие в подготовке к итоговой государственной аттестации выпускников.

Кафедра совместно с другими кафедрами ФНО принимает участие в разработке вопросов междисциплинарного экзамена (педагогика, психология и методика преподавания русского языка и математики). Билет междисциплинарного экзамена включает в себя 2 вопроса и одно практическое задание. Первые вопросы билета представляют собой основные темы различных разделов учебных дисциплин «Психология», «Педагогика» и «Педагогика начального образования». Из 20 вопросов: 5 вопросов – по психологии, 8 – по теории воспитания, 3 – по разделу «Управление образовательными системами», 3 – по философии и истории образования, 1 вопрос – по предмету «Личностно-ориентированное обучение в сельском образовательном учреждении».

Вторые вопросы являются комплексными, объединяющими теорию и методику начального обучения. Основу данных вопросов составляли знания базовых тем раздела «Теория обучения» в их взаимосвязи с методиками изучения математики, русского языка, чтения и окружающего мира в начальных классах. Студентам необходимо продемонстрировать понимание теоретических основ начального обучения для их реализации в разных методиках.

Раскрывая содержание вопросов билетов, студенты демонстрируют знания основных понятий, теорий и концепций психологии и педагогики. Студенты проявляют умения анализировать собственный педагогический опыт, приобретенный во время педагогической практики, с позиции рассматриваемого теоретического вопроса. Данный экзамен позволяет выявить уровень аналитических умений студентов, их способность устанавливать межпредметные связи.

Преподаватели кафедры ПиПНО оказывают студентам необходимую консультативную и методическую помощь, читают обзорные лекции. Члены кафедры входят в состав комплексной государственной аттестационной комиссии ФНО. Итоги госэкзаменов и защит дипломных работ обсуждаются на кафедре ежегодно.

Государственный экзамен по социальной педагогике проводится в форме защиты проекта. Содержание проекта отражает многолетнюю работу студента по выбранной на 1 курсе социально-педагогической проблеме.

Проект по социальной педагогике выполняется в течение всех лет обучения дополнительной специальности «Социальная педагогика» и отражает содержание основных дисциплин учебного плана по данной специальности. Темы для проекта должны соотноситься с категориями детей, находящимися в трудной жизненной ситуации, представленными в Федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г.

Темы студенты выбирают самостоятельно на 1 курсе.

Проект выполняется по следующему плану:

  1. Актуальность темы, статистические данные, основные понятия.

  2. История проблемы.

  3. Законодательная база (международный, федеральный и региональный уровни).

  4. Описание конкретной трудной жизненной ситуации по теме.

  5. Анализ трудной жизненной ситуации (объективные и субъективные факторы).

  6. Технология работы по решению трудной жизненной ситуации (этапы).

  7. Зарубежный опыт.

  8. Литература (основная и дополнительная).

  9. Приложения.

Из таблицы 2 видно, что студенты факультета начального образования достаточно хорошо осваивают дидактические единицы по специальности «Социальная педагогика», показывают высокие результаты во время государственной аттестации выпускников.

Также председатели ГАК неоднократно отмечали удачное решение кафедрой вопроса проведения государственного экзамена по социальной педагогике – представление и защита результатов проектной деятельности. Благодаря этому решается комплекс задач в профессиональной подготовке специалиста: способствовать интеграционным процессам (преодолению разрозненности учебных дисциплин, теории и практики), реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, формировании профессионально значимых личностных качествах специалиста (активную жизненную позицию, рефлексию, эмпатию и др.)


^ 4.4. Система управления качеством высшего образования на кафедре и его эффективность.

На кафедре есть все необходимые для управления качеством высшего образования документы российского, регионального, вузовского и факультетского уровней. Документация собственно кафедры состоит из протоколов заседаний кафедры, отчетов по научной работе, программы педагогической практики, ежегодных отчетов по итогам учебного года, учебных планов, рабочих программ и др.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в обсуждении программных документов КГПУ на собраниях трудового коллектива, вносят свои предложения по обсуждаемым вопросам.


Таблица 5


^ Количественный состав кафедры ПиПНО

Кафедра

ПиПНО


Всего

Доктора наук

Кандидаты наук

Без степени

Лаборант

9 чел.

-

4 чел.

(44%)

4 чел.

(44%)

1

(12%)


В настоящий момент С.В. Сафарова, А.И.Токунов, О.С. Раевская работают над кандидатскими диссертациями по педагогике и психологии; А.В. Сорокина определяется с темой кандидатской диссертации по психологии.


Таблица 6


^ Возрастной состав кафедры

Кафедра

ПиПНО

Всего преподавателей

До 30 лет

31-40

41-50

51-60

Старше 60

9

1

(12 %)

-


5

(55%)

3

(33%)

-



^ 5. Воспитательная работа

При организации воспитательной работы кафедра руководствуется «Концепцией воспитательной деятельности: развитие творческих способностей личности студента (будущего специалиста) в культурно-образовательном пространстве вуза», разработанной в КГПУ.

Воспитательная работа осуществляется через взаимодействие преподавателей кафедры и студентов ФНО. Воспитательная работа осуществляется преподавателями кафедры в процессе учебных занятий и во внеучебное время. Например, в 2008 году преподавателями И.В. Комаровой и А.И.Токуновым на первом курсе ФНО организована и проведена литературно-музыкальная композиция «Пушкин и музыка», в которой принимали участие учащиеся общеобразовательных школ. Преподаватели организуют для студентов экскурсии в краеведческий музей, музей изобразительных искусств Республики Карелия, во Дворец творчества для детей и юношества и др.

Группа студентов 2 курса под руководством А.В.Сорокиной подготовили и провели новогодний праздник для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (декабрь 2007 года). С.В.Сафарова и А.В.Сорокина как специалисты по социальным проблемам принимали участие в обсуждении художественных фильмов, просмотренных вместе со студентами во время Недели кино на базе общежития.

В течение нескольких лет Г.Г. Столяров организует выезды студентов в сельские школы.

А.И. Токунов и В.П. Керц сопровождали студентов во время поездок по России.

В 2006-2008 г.г. И.В. Комаровой проведены игры «геокешинг» для студентов разных курсов ФНО очного и заочного отделений.

Для студентов организован факультатив по психологии, который помогает решать студентам психологические проблемы. Традиционным является факультатив по музыке, на котором студенты могут развивать свои музыкальные способности (Кирилкин А.С.). Преподаватели проводят для студентов психологические тренинги (З.Б. Ефлова, С.В. Сафарова, А.В. Сорокина).

Г.Г. Столяров с 2004 года является ответственным за профориентационную работу на ФНО.

Большинство преподавателей кафедры являются кураторами студенческих групп, регулярно проводят кураторские часы. На 1 курсе большое внимание уделяется адаптации студентов к условиям обучения в вузе, формированию коллектива студенческих групп. На 3 курсе, когда в группе происходит объединение студентов ФНО и из Петрозаводского педагогического колледжа (программа «Контакт»), кураторы проводят работу по сплочению групп. В течение всех лет обучения кураторы осуществляют контроль над успеваемостью студентов, помогают им в решении трудных жизненных ситуаций.

Основные мероприятия кураторов: индивидуальная работа со студентами, проведение дней самоуправления на факультете, беседы, проведение праздников (дни рождения, новогодний капустник и др.) и т.д.

Ежегодно преподаватели кафедры готовят и проводят в разных формах факультетскую психолого-педагогическую олимпиаду, в которой принимают участие команды студентов с каждого курса. Программа олимпиады и форма ее проведения ежегодно обновляется. Команда студентов факультета, подготовленная преподавателями, регулярно принимает участие в университетском психолого-педагогическом фестивале. В апреле 2008 года заняли 2 место среди всех факультетов университета.

Преподаватели кафедры принимают участие во всех факультетских и общеуниверситетских мероприятиях воспитательного характера: «Вечер встречи с выпускниками», «День учителя», «Посвящение в студенты», «Последний звонок», «Вручение дипломов выпускникам» и др. А.И. Токунов аккомпанирует на всех проводимых в КГПУ мероприятиях.


^ 6. Условия реализации образовательных программ

6.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Список всех членов кафедры.

1. Корожнева Людмила Александровна, к.п.н., доцент, в 1981 окончила педагогический факультет КГПИ, в 1987 г. закончила очную аспирантуру при кафедре общей педагогики в ЛГПИ им. Герцена (Санкт-Петербург) и защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Формирование опорных знаний как условие успешности учебной деятельности младших школьников».

2.^ Комарова Ирина Васильевна, к.п.н., доцент, в 1989 окончила педагогический факультет КГПИ, в 1998 г. закончила заочную аспирантуру в КГПУ и защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся».

3.^ Керц Валентина Павловна, старший преподаватель, в 1970 окончила педагогический факультет КГПИ, в 1977 г. закончила очную аспирантуру при кафедре общей психологии в ЛГПИ им. Герцена (Санкт-Петербург).

4.^ Ефлова Зинаида Борисовна, к.п.н., доцент, в 1979 году окончила историко-педагогический факультет Костромского государственного института им. Н.А. Некрасова, в 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Ориентация студентов педагогического колледжа на педагогическую деятельность в сельских образовательных учреждениях».


5.^ Сафарова Светлана Владимировна, старший преподаватель, в 1989 году закончила естественно-географический факультет КГПИ по специальности «учитель биологии и химии», в 2000 году Санкт-Петербургскую Академию психологии предпринимательства и менеджмента по специальности «практический психолог». Работала учителем биологии и психологом в школе №35 г. Петрозаводска, психологом экспертной диагностики и психологом-консультантом в Городском психолого-медико-педагогическом центре. Преподавателем КГПУ работает с 2006 года.

6. ^ Сорокина Анастасия Валерьевна, старший преподаватель, в 2000 году закончила психологический факультет КГПУ по специальности «психология». В 2001 году работала психологом в Реабилитационном центре для людей с химической зависимостью. С 2002 г. по 2004 г. работала медицинским психологом в Республиканском Наркологическом Диспансере. Преподавателем КГПУ работает с 2005 года.

7.^ Столяров Геннадий Геннадьевич, к.п.н., доцент, в 1986 г. закончил биологический факультет Уссурийского государственного педагогического института, в 1993 г. закончил очную аспирантуру при кафедре общей педагогики РГПУ им. Герцена и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Подготовка студентов к педагогическому диалогу».

8.^ Токунов Алексей Игоревич, старший преподаватель, в 1993 году закончил государственную консерваторию в г. Петрозаводске. С 1993 по 1996гг. проходил стажировку на курсах высшего исполнительского мастерства. Является лауреатом музыкальных конкурсов Северо-Западной Зоны. С 1996г. работает в КГПУ.

9. ^ Раевская Ольга Сергеевна, старший лаборант кафедры, по совместительству старший преподаватель, в 1991 году окончила физико-математический факультет КГПИ по специальности «учитель математики и физики», обучается в заочной аспирантуре при кафедре педагогики КГПУ.


^ 6.2. Научно-исследовательская работа.

Порядок организации и проведения научной работы на кафедре регламентируется документами КГПУ (перспективный и годовой планы научно-исследовательской работы в КГПУ, план НИР кафедры, Положение о выпускных квалификационных работах КГПУ, годовые отчеты НИР преподавателей и кафедры и др.). Каждый преподаватель кафедры планирует на год план своей НИР, о выполнении которого докладывает на декабрьском заседании кафедры.


Таблица 7

Количество публикаций по кафедре за последние 5 лет.


^ Научные публикации




Монографии

Научные статьи

^ Тезисы и доклады на конференции

Всего


В т.ч. электронные версии с гос. Регистрац.

Всего

^ В т.ч. в централь-ной печати

В т.ч. в междуна-родных изданиях

Всего

В т.ч. на внешних конференциях

В т.ч. на международных

2003

1




13

1

3

8

7

4

2004







21

-

6

27

18

15

2005







21

7

1

21

9

10

2006







18

1

5

9

6

5

2007







15

1

1

15

6

2

Итого

1

-

88

10

16

70

46

36



Таблица 8


^ Перечень научных статей в центральной печати за 5 лет

Год

Авторы

Наименование статьи

Название журнала

Выходные данные статьи

2003

Ефлова З.Б.

Инновация колледжа: республиканский сетевой педагогический лицей

Среднее профессиональное образование

2003. – №3. – С. 31-33

2003

Ефлова З.Б.

Образовательная идея колледжа: развитие ориентации студентов на педагогическую деятельность в сельской школе

Среднее профессиональное образование

2003. – №3. – С. 28-29.

2005

Комарова И.В.

Исследовательский проект как один из вариантов самостоятельной работы младших школьников

Система дошкольного и начального образования: пути развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 5-6 апреля 2005г.

СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. – 2005. – С. 151-154.

2005



Комарова И.В.

К вопросу о полоролевых стереотипах в процессе социализации и воспитания младших школьников

Философия и практика ненасилия: сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXVI Всероссийской научно-практической конференции

/ Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. – СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2005. – С. 342-344.

2005

Л.А.Корожне-ва, И.В.Комарова

Использование интервью как качественного метода исследования в педагогике

Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: материалы региональной научной конференции «Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры» 22 апреля 2005 г

/Под ред. Козловой А.Г. и др. .-Вып.2.-СПб. –ООО Нестор, 2005.- С.239-244.


2005

Л.А.Корожне-ва

Системный подход к интеграции знаний в обучении

Естественнонаучное образование: методология, теория и методика: сб. материалов 5 межд. Методологического семинара, 22-24 ноября 2005 г.

Вып.4. Часть 1.-СПб.: Изд-во «еса»,2005.- С.50-56.


2006

З.Б.Ефлова

Подготовка педагогов для сельских школ

Справочник руководителя сельской школы

2006.- № 10.- С.16-27.

2007

Л.А.Корожне-ва

О направлениях научных исследований по педагогике в Карельском педуниверситете

Alma mater. Вестник высшей школы.

2007.- №7.-С.35, 41



Таблица 9


^ Перечень научных статей в международных изданиях за 5 лет

Год

Авторы

Наименование статьи

Название журнала

Выходные данные статьи

2003

Г.Г.Столяров.

Dialogue in the primary school education

Mathematics and Science Education in the North-East of Europe: History, Traditions, and Contemporary Issues: Proceeding of the Sixth Inter-Karelian Conference Sortavala, Russia, 11-14 September 2003.


KSPU, University of Joensuu.- P. -298-302.

2003

Л.А.Корожнева

The results of integrated teaching of natural sciences in primary schools

Mathematics and Science Education in the North-East of Europe: History, Traditions, and Contemporary Issues: Proceeding of the Sixth Inter-Karelian Conference Sortavala, Russia, 11-14 September 2003.

KSPU, University of Joensuu.- P. 294-298.

2003

И.В.Комарова

Л.А.Корожнева

Students’ motives for choosing the Profession of a “Social Worker for School”

Social work in Karelia..


Umea university, 2003.- P. 29-41.

2004

Л.А.Корожнева

Региональный компонент в изучении естествознания в начальной школе Республики Карелия

Natural Science Education: Procceds of the 10 national Scientific-Practical Conference “Natural Science Education”.

Siaulia university.-2004.- P. 207-221.

2004

Л.А.Корожнева

Отношение учащихся начальной школы Литвы и Карелии к предмету естествознания: сравнительный анализ

Natural Science Education.


2004.- № 11.- С.20-27.

2005

Л.А.Корожнева

Teaching Training in Lithuania, Latvia and Russia: Theoretical and Practical Aspects

Changing Education in a Changing Society.


Spring University.- 2005.- P.152-158.

2006

З.Б.Ефлова

Meeting the Other – perceptions of children with disabilities

Открыть будущее для детей группы риска

под ред. И.Экман и Ч.Хэгг.- Умео: Умео университет, 2006.- С.103-112.

2005

Л.А.Корожнева

Влияние трансформационных процессов на систему подготовки учителей

Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика: сб. материалов межд. Научно-практической конференции.

Минск, 2005.- С.9-13

2006

Л.А.Корожнева

Реализация межпредметных связей при изучении естествознания в начальной школе

Natural Science Education at a general school: Proccedings of the Twelfth National Scientificl Conference “Natural Science Education”.

Siaulia university.- 2006.- P. 152-158

2006

И.В.Комарова

Л.А.Корожнева

Опыт обучения студентов методам ведения консультационной беседы в Карельском государственном педагогическом университете

Открыть будущее для детей группы риска

под ред. И.Экман и Ч.Хэгг.- Умео: Умео университет, 2006.- С.49-63

2007

Л.А.Корожнева

Дидактическая игра при изучении естествознания в начальной школе

Natural Science Education at a general school: Proccedings of the Thirteenth National Scientificl Conference “Natural Science Education”.

Siaulia university.- 2007.- P. 166-171.


Таблица 10


^ Научные конференции и семинары на базе кафедры за 5 лет

Год

Категория (ранг)

и название конференции (семинара )

^ Число докладов

всего

в том числе из других вузов

2004

«Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования», научно-практическая конференция, посвященная 180-летию К.Д. Ушинского

23

2

2005

«От идеи – к технологии (из опыта работы начальной школы)», научно-практическая конференция

45

13

2006

«Подготовка студентов к работе по гражданскому образованию в начальной школе», международная научно-практическая конференция

12

9

2007

«Марафон идей: От радости познания к радости творчества», семинар в средней школе п.Новая Вилга

6

-

2007

«От идеи – к технологии: исследовательская деятельность младших школьников», научно-практическая конференция

66

19

ИТОГО:




152

43



Таблица 11


^ Студенческие олимпиады на базе кафедры за 5 лет

Год

Категория (ранг)

и название

олимпиады

Число участников




всего

в том числе из других вузов

2003-2004 уч.год

«Творчество в жизни педагога» -психолого-педагогическая олимпиада на ФНО

24




2004-2005 уч.год

«Устами школьника…» -психолого-педагогическая олимпиада на ФНО

22




2005-2006 уч.год

Олимпиада по педагогике и психологии на ФНО

23




2006-2007 уч.год

Олимпиада по педагогике и психологии на ФНО

24




2007-2008 уч.год

Олимпиада по педагогике и психологии на ФНО

20






В 2007 году были опубликованы статьи студентов в сборнике материалов научно-практической конференции «От идеи – к технологии: исследовательская деятельность младших школьников», которая проводились на факультете.

Основные виды научно-исследовательской работы студентов, организуемые преподавателями кафедры: доклад на конференцию, квалификационная (дипломная) работа, курсовая работа, исследовательский проект, участие в конкурсе студенческих работ, статья и др.

Преподаватели кафедры являлись участниками различных проектов. Тема исследования «Интегрированное обучение в начальной школе» (Л.А.Корожнева совместно с Э.Л.Мельник) была включена в план важнейших исследований Северо-западного отделения РАО на 2003-2006 годы в рамках программы «Научно-методическое обеспечение развития культурно-образовательного пространства Северо-Запада России» (руководитель проекта - Г.А.Бордовский, ректор РГПУ им.А.И.Герцена).

Результат участия в данном проекте опубликование монографии «Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика» в Санкт-Петербурге, издательство «КАРО», 5000 экз., 10 п.л.

Пособие раскрывает теорию и практику интегрированного обучения в начальной школе. Системный подход к организации обучения младших школьников обеспечивает полное и целостное понимание как самого процесса обучения, так и видения окружающей действительности во всем многообразии и сложности процессов и явлений. Разработанная авторами методика интегрированного урока позволяет учителю творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником и создателем современного образования, направленного на формирование нового мышления младших школьников. Пособие адресовано преподавателям, методистам, аспирантам, студентам. В первую очередь – учителям начальных классов, тем из них, кто находится в начале профессионального пути, а также опытным педагогам.

Внедрение интегрированного обучения осуществлялось в Республике Карелия: в образовательных учреждениях N2, N8, N13, N20, национальной финно-угорской школе им. Э. Ленротта г. Петрозаводска; в Кондопожском и Суоярвском районах. В работе принимали участие учителя начальных классов: Л. Боченкова, А. Власова, Н.В. Дорохова, Л.Л. Кузнецова, Е.А. Святкова, Т. Филиппова, И. Фролова и учащиеся 2-3 классов (207 человек).

Преподаватели кафедры ПиПНО участвовали в рецензировании дипломных работ студентов разных факультетов КГПУ, писали отзывы об авторефератах кандидатских и докторских диссертаций, оппонировали диссертации.

Л.А. Корожнева – член редакционной коллегии международного журнала «Natural Science Education. Естественнонаучное образование» (Литва).

Л.А. Корожнева – ученый секретарь объединенного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (60 заседаний совета).


^ 6.3. Материально-техническая база.

Таблица 12

Материально-техническое обеспечение кафедры П и ПНО



Наименование

Кол-во

Год

1.

Принтер Epson Stylus Photo 925

1

1994

2.

ПК Ceieron 333А

1

1999

3.

Принтер Canon i560

1

2002

4.

Системный блок HELios +монитор 17”

1

2004

5.

Принтер (лазерный) черно-белый МВ 4016

1

2004

6.

Сканер hp 2300c

1

2002

7.

Видеомагнитофон

1

2002

8.

Проектор 3M 2660

1

2002

9.

Видеокамера Samsung VP-D73

1

2002

10.

Видеокамера Samsung VP-L630

1

2002

11.

^ СБ Р IV 3000/1024Gb/DVD+RW

1

2007

12.

Монитор 17” Acer AL1716As 17” LCD

1

2007

13.

Ксерокс Canon FC 336

1

2005

14.

Фотоаппарат Canon PowerShot S21S

1

2006

15.

Диктофон Panasonic RR-US360

1

2006

16.

Видеокамера JVC

1

2005

17.

DVD-плеер BBK DV110SI

1

2008


^ 6.4. Международная деятельность кафедры ПиПНО.

  1. Участие в программах реализации гражданского образования школьников и студентов «Вы – народ» под руководством Ч.Хеберле (США) (2005 г., 2006 г.). – И.В.Комарова, Л.А.Корожнева.

  2. Международный проект с факультетом социальной работы университета г.Умео (Швеция) при поддержке международной организации SIDA (2003г.). По итогам проекта опубликован сборник статей на английском языке в Швеции. – И.В.Комарова, Л.А.Корожнева.

  3. Международный проект «Открыть будущее для детей группы риска». с факультетом специального образования университета г.Умео (Швеция) при поддержке международной организации SIDA (2004г., 2005 г.). По итогам проекта опубликован сборник статей на русском и ангдийском языках в Швеции.- З.Б.Ефлова, И.В.Комарова, Л.А.Корожнева.

  4. Международный проект «Социальная защита детства в России и Финляндии» (Петрозаводский государственный университет, КГПУ и университет г. Хельсинки) (2007г.). - И.В.Комарова, Л.А.Корожнева, С.В.Сафарова, А.В.Сорокина.

  5. Участие в проведении сравнительных международных исследований по проблемам естественнонаучного образования в начальной школе и мотивов учения студентов в педагогических вузах совместно с преподавателями университета г.Шауляй (Литва). Результаты исследований отражены в статьях и опубликованы в зарубежных изданиях.


^ 7. Информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации.

1. В предыдущую аттестацию было предложено расширить круг используемых в учебном процессе активных форм работы со студентами.

В образовательном процессе используются активные формы работы со студентами, которые описаны выше в разделе «3.3. Организация учебного процесса».

2. С 2003 по 2008 годы опубликовано 11 учебно-методических пособий и методических рекомендации для студентов. Разработаны системы заданий для самостоятельной работы по дисциплинам кафедры. Создаются УМК дисциплин.

3. Значительно улучшена материально-техническая база кафедры.


Зав. кафедрой ПиПНО Л.А.Корожнева.





Похожие:

Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconСправка о результатах самообследования кафедры емд и мп по состоянию на 01. 09. 2008 года
Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям и направлениям
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconСправка о результатах самообследования кафедры русского языка по состоянию на. 06. 2008 года
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconПетрозаводский государственный университет отчет о результатах самообследования по состоянию на 01. 06. 2008 года
Обеспеченность источниками учебно-методической информации по дисциплинам учебного плана
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconМоисеева А. Н., к п. н., доцент кафедры педагогики и психологии Муратова А. А., к п. н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, заместитель директора
...
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconДифференциальная акмеология и формирование творческого мышления педагога
Автор: к псх н., доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Т. Б. Венцова, к псх н., ассистент кафедры педагогики...
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconКонфликтология и конфликтная компетентность педагога
Автор: к псх н., доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Пошехонова Ю. В., к псх н., ст преподаватель кафедры...
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconПедагогическая психология
Автор: к псх н., доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Т. Б. Венцова, к псх н., доцент кафедры педагогики...
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconПсихология мотивации и обучения взрослых
Автор: к псх н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Огородова Т. В
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconПсихология обучения взрослых
Автор: к псх н., доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Ю. В. Пошехонова
Справка о результатах самообследования кафедры педагогики и психологии начального обучения по состоянию на 1 октября 2008 года iconПротокол №2 П. А. Шарунова комитета от «30» октября 2008 г. Бойко О. В. «31» октября 2008 «30» октября 2008 г
Настоящее положение определяет порядок формирования системы оплаты труда работников школы, реализующих программы дошкольного, начального...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты