\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины icon

" " 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины



Название" " 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОТДЕЛЕНИЕ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» ИППК ЮФУ


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа

учебной дисциплины

«Социология»


Направление подготовки

«032000 – Зарубежное Регионоведение

«Евразийские исследования»


Квалификация (степень)

выпускника – Бакалавр


Форма обучения – очная.


Ростов-на-Дону

2011

1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Социология» являются:

1) формирование профессиональной культуры студентов-регионоведов;

2) овладение современными профессиональными знаниями в области «Социологии» и способами их инструментального использования в образовательной и профессиональной деятельности;

3) овладение современными методами социологического анализа и способами их инструментального использования в профессиональной деятельности:

4) овладение современными социологическими методами и способами их инструментального использования в профессиональной деятельности.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

«Социология» как учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу (вариативная часть) ООП.

В рамках этого цикла «Социология» логически и содержательно-методически взаимосвязана с таким учебными дисциплинами, как «Введение в регионоведение», «Политология», «История России», «Экономическая теория», «Культурология», «Этнология», «Эмпирическая социология», «Психология и педагогика», «Региональные системы», «Региональная идеология», «Региональные исследования: методика и методология», «Геополитика и геоэкономика», а также производственной практикой в органах государственного и муниципального управления.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, следующие:

1) знать основные регионологические, социологические, государственно-правоведческие, исторические, экономические и культурологические теории;

2) уметь использовать регионологические, социологические, государственно-правоведческие, исторические, экономические и культурологические теории в образовательной и профессиональной деятельности;

3) владеть методологией научного изучения и сравнительного анализасоциальных, правовых, исторических, культурных и экономических систем, структур, институтов и процессов.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

3.1. Общекультурные компетенции:

  • владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета;

  • свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию;

  • обладать навыками рефлексии;

  • владеть основами методологии научного исследования;

  • уметь применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач;

  • владеть базовыми методами и технологиями управления информацией;

  • уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию;

  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

  • творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем.

3.2. Профессиональные компетенции:

1. Знать:

– цели, задачи и предмет «Социологии» как учебной дисциплины и ее роль в профессиональной подготовке студентов-регионоведов;

– основные этапы становление социологической науки;

– основные социологические парадигмы;

– социально-исторические типы организации социальной жизни;

– теории социального действия;

– теории социальных изменений;

– типы социальных взаимодействий;

– теории и основания социальной стратификации;

– основные признаки и разновидности социальных групп;

– основные признаки и функции социальных институтов;

– социологические концепции личности;

– социологические концепции культуры;

– типы социокультурной регуляции;

– теории девиантного поведения;

– теории институциональных изменений;

– теории социального обмена;

– теории модернизации;

– количественные социологические методы;

– качественные социологические методы;

– особенности гражданского общества в России;

– особенности российского общества;

– особенности функционирования социальных институтов в российском обществе;

– основные положения и предметную область социологии молодежи;

– основные положения и предметную область социологии общественного мнения;

– основные положения и предметную область социологии управления;

– основные положения и предметную область социологии международных отношений.

– особенности международных отношений в современном мире;

– основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации.

2. Уметь:

– объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса;

– самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям общественных событий в странах евразийского региона в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах;

– использовать теории социологии и знания об особенностях общества в России и странах евразийского региона в профессиональной деятельности;

– анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств региона;

– выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации;

– выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации.

3. Владеть:

– понятийно-терминологическим аппаратом социологической науки, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по странам евразийского региона;

– методологией научного изучения и сравнительного анализа социальных процессов и институтов;

­– методологией научного изучения и сравнительного анализа процессов институционализация в России и странах евразийского региона;

– основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), быть готовым принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации.


^ 4. Структура и содержание дисциплины «Социология».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач. ед. (кредита)



^ Модули

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы и трудоемкость (в часах)

^ Формы

текущего

контроля

успеваемости (по неделям семестра)


Лекционные

занятия

Семинарские

занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение в изучение учебной дисциплины «Социология».

2

1-4

4

8

4

Тесты рубежного контроля

2.

История социологии, основные социологические парадигмы

2

5-8

4

8

12

Тесты рубежного контроля

3.

Общие социологические теории и категории.

2

9-14

6

12

24

Тесты рубежного контроля

4.

Методы социологических исследований.

2

15-18

4

8

14

Тесты рубежного контроля

5.

Всего:

2

18

18

36

54




6.

Форма аттестации.

2




Экзамен


^ 5. Образовательные технологии.

Учебный процесс строится на принципах познавательно-развивающей парадигмы образования в рамках активных и интерактивных форм проведения занятий с широким использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий: проблемная, интерактивная и контекстная лекции, дискуссия, дебаты, кейс-технология, деловая и ролевая игры, решение логических задач, выполнение познавательных заданий, работа над проектами, проблемно-концептуальный доклад, аргументированное эссе; Интернет, презентации, компьютерное тестирование.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.1 Основным оценочным средством контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины являются тесты рубежного контроля.


^ МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ».


1. Целью изучения учебной дисциплины «Социология» является:

1. Формирование профессиональных компетенций студентов-регионоведов, связанных с формированием целостного представления о социальной реальности на основе достижений современной социологической науки.

2. Знание Истории социологической науки студентами-регионоведами.

3. Владением понятийным аппаратом социологической науки студентами-регионоведами.

^ 2. Предметом «Социологии» как учебной дисциплины являются:

1. Методы социологических исследований.

2. Общество, социальные процессы, институты, индивид, культура (теоретические аспекты и социальные реалии России и стран евразийского региона).

3. Этносы и этническая картина России и стран евразийского региона).

^ 3. Изучение учебной дисциплины «Социология» в процессе профессиональной подготовки студентов-регионоведов позволяет:

1. Научиться самостоятельно с научной точки зрения интерпретировать социальные процессы и события.

2. Стать профессиональным интервьюером и модератором.

3. Стать социальным работником.

^ 4. Алгоритм решение логических задач на доказательство состоит в следующем:

1. Дать определение того, что надо доказать; выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; найти согласно этим направлениям конкретные аргумента доказательства.

2. Дать системный анализ предмета доказательства; определить основные индикаторы доказательства; подтвердить эти индикаторы конкретным материалом.

3. Найти конкретные аргументы доказательства; дать определение того, что надо доказать; подтвердить конкретными аргументами доказательства то, что надо доказать.

^ 5. Алгоритм решение логических задач на сравнение состоит в следующем:

1. Дать определение того, что сравнивается; выделить, исходя из определения, параметры сравнения; по этим параметрам найти конкретный материал для сравнения; установить общее и различия между тем, что сравнивается.

2. Дать системный анализ предметов сравнения; найти конкретный материал для сравнения; выделить параметры сравнения; установить общее и различия между тем, что сравнивается.

3. Дать определение того, что сравнивается; найти конкретный материал для сравнения; выделить параметры сравнения; установить общее и различия между тем, что сравнивается.

^ 6. Подготовка учебного доклада включает в себя:

1. Составление плана доклада; поиск источников информации; логический анализ источников информации; систематизация информации; концептуализация знаний.

2. Поиск источников информации; чтение источников информации; составление плана доклада; мобилизация информации; систематизация знаний.

3. Поиск источников информации; логический анализ источников информации; систематизация информации; концептуализация знаний; составление плана доклада.

^ 7. Выполнение заданий для самостоятельной работы предполагает:

1. Самостоятельность, творчество, соблюдение сроков и методических указаний.

2. Самостоятельность, креативность, соблюдение сроков и методических указаний.

3. Самостоятельность, репродуктивность, соблюдение сроков и методических указаний.


^ МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ


    1. Отметьте ученого, который считается основателем науки «Социология»:

    1. М. Вебер.

    2. О. Конт.

    3. Г. Спенсер.

    ^ 2. Отметьте ученого, который разработал теорию Материалистического понимания истории?

    1. П. Сорокин.

    2. Н. Макиавелли.

    3. К. Маркс.

    ^ 3. Какой ученый ввел в социологию понятие «социального факта»?

    1. М. Вебер.

    2. Э. Дюркгейм.

    3. Т. Парсонс.

    4. Отметьте тип понимания, которое НЕ выделял М. Вебер в своей теории понимающей социологии:

    1. Наблюдение.

    2. Причинное объяснение.

    3. Эксперимент.

    ^ 5. Какой из этих ученых разработал теорию «структурации»?

    1. Э. Гидденс.

    2. Н. Луман.

    3. Т. Парсонс.

6. С чем Г. Спенсер в своих трудах сравнивал общество?

1. С механизмом.

2. С организмом.

3. Со стаей животных.

    ^ 7. Какие способы достижения социального порядка выделял Т. Парсонс в своих теориях?

    1. Социальный контроль.

    2. Структурация.

    3. Социализация.

    8. Как изначально социологию называл О. Конт?

    1. Социальная биология.

    2. Социальная физика.

    3. Понимающая социология.


^ МОДУЛЬ 3. ОБЩИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КАТЕГОРИИ.



    1. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется:

    1. Обучение.

    2. Воспитание.

    3. Социализация.

    ^ 2. Что такое девиантное поведение?

    1. Отклонение от групповой нормы.

    2. Преступное поведение.

    3. Подчинение общим правилам.

    3. В чем состоит главная характеристика социальных норм?

    1. Релятивность.

    2. Устойчивость.

    3. Непостоянство.

    ^ 4. Назовите наиболее закрытую из перечисленных социальных систем:

    1. Касты.

    2. Рабство.

    3. Классы.

    5. Выберите основные характеристики малых социальных групп.

    1. Значительная дистанция между членами.

    2. Непосредственные устойчивые контакты между членами.

    3. Члены группы могут быть незнакомы друг с другом.

^ 6. Выберите признаки горизонтальной социальной мобильности.

    1. Перемещение индивида из одной социальной группы в другую, без изменения социального статуса.

    2. Перемещение индивида из одной социальной группы в другую, с изменением социального статуса.

    3. Перемещение индивида из одной социальной группы в другую, с изменением его социальныхценностей.

^ 7. В чем состоит главная характеристика первичных социальных групп?

    1. Тесная эмоциональная связь.

    2. Наличие лидера.

    3. Распределение статусов и ролей.

^ 8. Совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей - это:

    1. Социальный институт.

    2. Социальная группа.

    3. Социальная общность.



^ МОДУЛЬ 4. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.


1. Советская школа прикладной социологии зародилась:

    1. В 80-е гг.

    2. В 30-е гг.

    3. В 60-е гг.

^ 2. Конкретные социологические исследования - это:

    1. Способ решения назревших социальных проблем.

    2. Средство получения информации.

    3. Непосредственная часть Всероссийской переписи населения.

^ 3. Как называется человек, участвующий в социологическом исследовании, как носитель информации?

    1. Респондент.

    2. Интервьюер.

    3. Социолог.

^ 4. Выборка - это:

    1. Метод отбора микромодели генеральной совокупности.

    2. Выявление всех носителей социологической информации.

    3. Качественный метод сбора социологической информации.

^ 5. Назовите самый распространенный метод сбора социологической информации

    1. Эксперимент.

    2. Опрос.

    3. Наблюдение.

^ 6. Анкетный опрос применяется для:

    1. Сбора информации о конкретных индивидах.

    2. Сбора информации о массовых социальных явлениях.

    3. Сбора информации о климатических условиях.

^ 7. Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?

    1. Репрезентативность.

    2. Валидность.

    3. Моделирование.

^ 8. Если в анкете предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:

    1. Открытым.

    2. Закрытым.

    3. Веерным.


6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

Сериков А.В., Барков Ф.А. Социология: Учебно-методический комплекс учебной дисциплины. Ростов н/Д, 2008 (электронный ресурс).

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Политология»

а) основная литература:

Волков Ю.Г., Лубский А.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М., 2010;

Волков Ю.Г. Социология. Учебник. М., 2010.

б) дополнительная литература:

Эфендиев А.Г. Общая социология. Учебник. М., 2005.

– Гидденс Э. Социология. Учебник. М., 2005.

Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. М., 2001.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

– Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки: Социология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

– Электронная библиотека социологического факультета МГУ // http://lib.socio.msu.ru/l/library.

– Электронная библиотека Института социологии Российской академии наук // http://www.isras.ru/Library.html


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

    – интерактивный комплект (интерактивная доска и проектор);

– ноутбук;

– компьютер.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки

«032000 – Зарубежное Регионоведение

«Евразийские исследования»


Автор:

Сериков Антон Владимирович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ.

Рецензенты:

– Волков Юрий Григорьевич, доктор философских наук, профессор;

– Денисова Галина Сергеевна, доктор социологических наук, профессор.


Программа одобрена на заседании Ученого совета ИППК ЮФУ

от 12.01.2011., протокол № 1.



Похожие:

\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система компьютерной математики matlab (скм matlab)
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «скм matlab» аспирантам очной и заочной форм обучения по специальности...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам очной формы обучения...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам заочной полной ( ускоренной)...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
\" \" 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий и система платежей»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты