Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста icon

Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста



НазваниеОсобенности самоидентификации детей младшего школьного возраста
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста

Дорошенко Аня, 4 курс, ОЗО

Детство - страна удивительная. Как пишет В. В Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. В словаре по возрастной психологии младший школьный возраст определяется как период жизни ребёнка от 6-7 лет до 10, когда он проходит обучение в начальных классах современной школы. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей деятельности у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. .[4;168]

Рассматриваемую в нашей статье тему - «Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста» мы считаем достаточно интересной и актуальной на сегодняшний день. Это связано с тем, что формирование представлений о себе как о человеке определенного пола, о специфических особенностях мальчиков и девочек и связанных с ними ориентирах, мотивах, потребностях, формах поведения, характере очень важно как для самих детей, так и общества в целом.

Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его стара­ния замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя, как свой­ственно мужчинам.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женст­венной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобща­ется к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам [2;195].

По мнению Мухиной В.С., особое, подспудное воздействие на половую идентификацию ре­бенка младшего школьного возраста начинает оказывать языковое пространство родного языка, в котором содержится бесконечное чис­ло значений и смыслов, определяющее формирование психологиче­ских установок на половую идентификацию. Помимо знаково-символической среды русского языка ребенок может получать образцы мужественности и женственности в культуре графических, живописных и скульптурных образов [2;202].

Итак, мы кратко рассмотрели особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста. Теперь проведем сравнительный анализ этих особенностей у мальчиков и девочек, используя методический инструментарий, в качестве которого выступает «Методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация)» Суть методики заключается в процедуре предпочтения и упорядочения невербального стимульного материала. Всего в эксперименте приняло участие 10 человек - 5 мальчиков и 5 девочек. При проведении исследования нами были использованы два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоял из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости. Исследование проводилось в два этапа. Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравнивались представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Ребенка просили показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным, и самым непривлекательным. В итоге мы получили следующие результаты: Первый выбор каждого ребенка был осуществлен адекватно и соответствовал полу и статусу испытуемого. 9 детей из 10 правильно выстроили возрастную последовательность. Лишь один ученик допустил ошибку, тем самым поставив образ мужчины перед юношей. Три ученика наиболее привлекательным для себя избрали образ юноши, 1- образ школьника, 1- образ младенца. Три учащихся непривлекательными для себя посчитали образ старика, остальные выбрали образ школьника и образ младенца. У 3 из 5 девочек в качестве привлекательного образа был выбран образ девушки, у остальных образ женщины и образ старухи, а в качестве непривлекательного у 3 –младенец, у 1 – старуха и 1 – девушка. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что практически все из испытуемых правильно идентифицировали себя, имеют четкие представления о типичных чертах, соответствующих определенным фазам жизни. Большинство учащихся в качестве привлекательного возраста выбрали юношеский, может быть эти дети в глубине души мечтают скорее повзрослеть, быть похожими на своих старших сестер и братьев.

В заключение статьи хочется сказать и о том, что наши дети - это наше будущее, это наша жизнь в которую мы верим и будем верить всегда. От того, насколько мы будем искренни с ними, насколько мы будем откровенны, зависит их правильное представление о себе самом, об окружающих, о людях противоположного пола. Не будем забывать и о личном примере, давая детям возможность перенимать от нас лучшие манеры.


Библиография

1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология 1999

3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.

4. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.



Похожие:

Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconI. Теоретические аспекты изучения проблемы общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconКонкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований фгос второго поколения
Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconМетодическая тема : «Работа с лексическим материалом в начальной школе»
В данном случае мы рассматриваем начальную школу. При работе с детьми младшего школьного возраста мы должны учитывать основные психологические...
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconПроектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
«развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconТема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»

Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconИсследовательская работа на тему: «Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль за из выполнением»
«Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль...
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconКоррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста
Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconАвтор опыта: Рочева Людмила Александровна, воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Заполярного района»
Тема опыта: «Использование метода проектирования для развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности...
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconМетодическая работа
«Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки»
Особенности самоидентификации детей младшего школьного возраста iconТема: "Особенности формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста. "

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты