Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» icon

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения»



НазваниеРазвитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Кочеткова Елена Николаевна – учитель начальных классов МБОУ "СОШ№3" г. Гусь- Хрустальный

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

через факультативный курс «Речь и культура общения»

Стандарты второго поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Основная цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой и коммуникативной компетенции, устойчивого высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Главное направление – владение знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

С целью развития коммуникативной компетенции младших школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу, факультативному курсу «Речь и культура общения».

Центральное место в учебной деятельности моих учеников занимают анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно-следственных связей. Дидактический процесс строю, опираясь на положения: ученики являются добытчиками знаний, процесс учения становится поисковым, важным звеном процесса обучения становится выбор, а не образец учителя, опора идёт на два основных принципа обучения: доступность, как меру трудности и наглядность, как дидактическую поддержку. В основе творческого поиска лежит равенство всех учеников, не принудительное привлечение к деятельности, возможность ошибки, за которую не будут ругать, речевое развитие. Ведущим средством общения становится диалог.

В УМК под редакцией Разумовской М.М., по которой я работаю, усилена речевая направленность. Это позволяет мне не только работать над формированием речевой компетенции учащихся, но и стимулировать творческую деятельность, мотивацию к учению. Работу по развитию творческих способностей учащихся я начинаю уже в период обучения грамоте. Интересные и весёлые занятия - это коллективные и индивидуальные сочинения скороговорок, считалок, загадок, стихотворчество, которые рождают творческую смелость, веру в свои силы. Для этого провожу следующие игры:

- игра «Буриме», во время которой дети на заданную рифму придумывают двустишие;

- игра «Слоговой аукцион», когда слоги-слияния дополняются до целого слова;

- игра «Продолжи известные строки».

В уроки литературного чтения включаю минутки поэзии. Для них дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию. Ребятам нравится такой вид работы, как коллективное или индивидуальное продолжение того или иного рассказа, составление рассказа-ответа на вопрос. Развитие происходит и при работе со словами, содержащими непроверяемые орфограммы. Один из приёмов – составление словариков, в которых слова записывают группами, объединённых одной орфограммой. После объяснения значения слов, их написания, учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом. Развитию коммуникативной компетенции помогают: речевые праздники, составление сказок по опорным словам, драматизация сказок, игры (двигательные, словесные, игры-шутки, забавы), развивающие задания, упражнения, написание сочинений-миниатюр по опорным словам. Очень хорошая работа, направленная на развитие творческих способностей детей, написание сочинений – миниатюр. Предварительно повторяем, что такое текст, какие бывают тексты, уделив особое внимание тексту – описанию. Значительная часть работы посвящена развитию словаря младших школьников, знакомству со сравнениями, словами с переносным значением, олицетворением. Далее работаем с текстами – образцами: восстановление деформированного текста, работа над заголовком, составление плана к тексту, наблюдение над языковыми средствами в готовом тексте, определение жанра текста – образца. Далее дети по опорным словам составляют свои сочинения – миниатюры. Сочинения – миниатюры у детей отличаются разнообразием прилагательных, сравнений, внимательным отношением к слову, выразительностью. Эти работы невелики по объёму и не вызывают у детей страха перед невозможностью справиться с заданием из-за дефицита времени. Развитие творческих способностей происходит и на занятиях факультативного курса «Речь и культура общения». На этих занятиях ученики овладевают важными для жизни коммуникативными умениями, которые играют большую роль в развитии креативных способностей, так как общение – творческий процесс. На этих занятиях ученики учатся общаться, создавая самые различные речевые произведения. Ребёнок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. Задача факультатива помочь детям осмыслить речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться. Дети знакомятся с понятиями: что такое речь, текст, какие бывают разновидности текстов, как они строятся. Идёт формирование культуры речи, развивается речевое творчество: сочинение чистоговорок, сказок, стихотворений, считалок, написание сочинений – миниатюр. (http://gusschool3.ucoz.ru/load/iz_opyta_raboty/nachalnaja_shkola/kochetkova_e_n_razvitie_rechevoj_dejatelnosti_mladshikh_shkolnikov_v_uchebnom_processe/16-1-0-11)

В итоге мы должны сформировать личность ребёнка, которая в общественной жизни способна правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на чувства и мысли окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других людей. Дети моего класса стали успешнее учиться, у них обогатилась речь, лучше стали писать сочинения, используя эпитеты, олицетворения, сравнения. Развитие творческих способностей учащихся способствует эффективному развитию Новой школы.



Похожие:

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconМетодическое пособие Проект «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников»
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconОписание опыта работы Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы
Ученые, психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфический человеческой деятельности,...
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconАнализ работы мо учителей начальных классов мбоу сош №11 в 2011/2012 учебном год
Основная научно-методическая тема, над которой работал коллектив учителей начальных классов «Развитие ведущих учебных умений, как...
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconСентябрь образовательная область : коммуникация раздел программы «Детство» «Развиваем речь и коммуникативные способности» «Речевое развитие»
«Речевое развитие» (связная речь, словарь, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте)
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconТема: «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов»
Цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителей начальных классов через передачу игровых технологий...
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconПлан работы мо гуманитарного цикла ( иностранные языки) 2011-2012 уч год
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через деятельностный подход в обучении иностранному языку
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconУчитель года России 2009 «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь»
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка через связную речь»
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconТема выступления: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Всё быстро меняется....
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconФормирование и развитие ведущих компетенций учащихся в процессе работы со словарями самофеева е. Г
Введение. Проблемы формирования и развития коммуникативной компетенции в современной школе
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения» iconПрограмма элективного курса для 10-11 классов
Развитие и совершенствование навыков делового общения реализуется через выполнение двух основных коммуникативных целей: получение...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты