Рабочая программа дисциплины icon

Рабочая программа дисциплины



НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ


____________ С. С. Аванесов


" " февраля 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

Социолингвистика


Направление подготовки

040100 Социология


Профиль подготовки

Общий


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Томск 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социолингвистика» являются:

  • формирование прочного и устойчивого интереса к языковым процессам в обществе, демонстрация возможности использования социолингвистического знания в других проблемных областях теории коммуникации.

  • развитие у студента мотива к дальнейшему теоретическому и практическому творческому развитию теории и практики коммуникации в свете передовых наработок мировой и отечественной социальной лингвистики.



^ 2.Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Учебная дисциплина «Социолингвистика» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 Социология в Томском государственном университете в седьмом семестре четвертого курса бакалавриата. «Социолингвистика» является одной из дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла Б.3.

Для успешного освоения дисциплины «Социолингвистика» студенты должны владеть обществоведческими знаниями в объеме средней школы, а также усвоить содержание курсов «Основы социологии», «История социологии». Дисциплина «Социолингвистика» содержательно дополняет дисциплины «Социальная антропология» и «Социология массовых коммуникаций», способствует формированию навыков научно-исследовательской работы.


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины «Социолингвистика».

В ходе изучения данной учебной дисциплины у студентов формируются элементы общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

  • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

  • умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

  • умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

  • способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

В результате освоения дисциплины «Социолингвистика» обучающийся должен демонстрировать знания о широком спектре современной микросоциолингвистической и макросоциолингвистической проблематики: социальных аспектах изучения языка, проблемах языковых изменений, социологии речевой деятельности, теории речевых актов, проблемах многоязычия, анализе социальных форм языка, процессах языковой интерференции, основных принципах языкового планирования, языковой политики и методиках социолингвистических исследований.


^ 4. Структура и содержание научной дисциплины «Социолингвистика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них 54 часа аудиторные, зачет.






п/п


Раздел дисциплины

Семестр

^ Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

Семинар

СРС

1

Предмет социолингвистики и ее основные проблемы

7

1-2

4

4

9

Контрольная работа на 1 неделе, тестирование на 2 неделе

2

Социальная природа языка и проблема языковых изменений

7

3-5

4

6

6

Работа в малых группах и создание презентации на тему «Социальные аспекты языковых изменений»

3

Социологические аспекты речевого поведения

7

6-8

4

4

6

Контрольная работа на 6 неделе. Тестирование на 7 неделе. Рефлексивное эссе на 8 неделе на тему: «Язык и пол»

4

Языковое конструирование социальной реальности

7

9-10

2

4

6

Работа в группах и дебаты «Социолингвистические проблемы коммуникации»

5

Многоязычие как основная проблема макросоциолингвистики

7

11-13

2

6

6

Подготовка и сдача кейса по теме «Социальные последствия двуязычия»

6

Социальная дифференциация языка.

7

14

2

2

6

Тестирование

7

Проблема языковых контактов

7

15-17

2

6

6

Контрольная работа




Итого

2

18

22

32




Зачет


Зачет по курсу выставляется на основе успешного написания всех контрольных работ и тестов, сдачи кейса и при условии посещения не менее 90% аудиторных занятий.


^ 5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусматривают использование таких технологий как технология кейсов, дебатов, работа в группах и групповые дискуссии.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к семинарским занятиям, тестированиям, контрольным работам и пр.

^ 7. Контрольные вопросы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Какие существуют трудности в изучении речи у социолингвистов?

  2. Какие важнейшие методологические принципы социолингвистики выделяет Лабов?

  3. Чем объясняется «парадокса наблюдателя» в социолингвистике?

  4. Почему в социолингвистике так важен метод скрытого несистематического наблюдения?

  5. В чем суть метода «подобранных масок» и в чем состоит его эффективность?

  6. Каковы особенности социолингвистического анкетирования и интервьюирования?

  7. Что такое «языковая интерференция»?

  8. В чем суть «языковой лояльности» как социолингвистического явления?

  9. В чем различие между контактным и смешанным языком?

  10. Что такое «язык-источник» и «язык-субстрат»?

  11. Проведите сравнение между видами контактных языков: пиджином, расширенным пиджином и креольскими языками?

  12. Какие требуются необходимые условия для образования пиджина?

  13. В чем состоят основные задачи языкового планирования?

  14. Как различаются понятия «государственный язык» и «официальный язык».

  15. Какие государственные документы, направленные на развитие и защиту русского языка вам известны?


^ 8. Тематика курсовых, реферативных и самостоятельных работ:


1. Актуальные задачи современной российской социолингвистики.

2. Проблема социальной дифференциации языка в современном российском обществе.

3. «Язык города» - актуальная тема социолингвистики.

4. Язык коллективного разума. Интернет с точки зрения социолингвиста.

5. Языковая личность и социальные роли говорящих.

6. Современный молодежный жаргон.

7. Речь и речевое поведение мужчин и женщин.

8. Анализ дискурса в интеракциональной социолингвистике.

9. Социальный аспект владения языком.

10. «Состояние языка» в России.


^ 9. Примерный перечень вопросов к зачету


1. Предмет социолингвистики и ее основные проблемы.

2. Социальная природа языка (Ф. де Соссюр, А. Мейе).

3. Социальные условия языковых изменений.

4. Отражение динамики социальных процессов в языковых структурах.

5. Речевое поведение в индивидуальном и социальном планах.

6. Речь как основная характеристика социального статуса человека.

7. Роль речевых навыков в процессе социализации.

8. Гендерные особенности речевого поведения.

9. Социолингвистические проблемы речевой коммуникации.

10. Теория речевых актов и проблема конструирования социальной реальности.

11. Многоязычие как проблема макросоциолингвистики. Социальные последствия билингвизма.

12. Проблема социальной дифференциации языка. Литературный язык (кодифицированный литературный язык и разговорная речь).

13. Нелитературные формы существования языка. Просторечие как социальная форма языка. Социальные диалекты. Сленг.

14. Проблема взаимоотношения различных языковых подсистем: литературного языка, просторечия и жаргонов.

15. Проблема языковых контактов.

16. Понятие «контактного языка». Виды контактных языков (пиджин, расширенный пиджин, креольские языки).

17. Процессы пиджинизации и креолизации.

18. Основные принципы языкового планирования.

  1. Языковая политика и языковое строительство в России.

  2. Принципы и методы социолингвистических исследований.


^ 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социолингвистика»


а) основная литература:

  1. Бычков В.В. Социолингвистика как философская наука – М., 2001

  2. Гулыга А.В. Принципы эстетики. - М.,1987.

  3. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962.

  4. Найман Е. А. Социолингвистика / Е. А. Найман. – Томск: Том. ун-т, 2004. – 220 с.

  5. Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.,1981.


б) дополнительная литература:

1. Ахунзянов Э.М. О разграничении интерференции и трансференции в условиях языковых контактов // Вопросы языкознания. - 1978. - № 5.

2. Баскаков А.Н. Социально-демографические и социолингвистические факторы языковых ситуаций в национальных регионах России // Родной язык. - М.,1994. - №1.

3. Беликов В.И. Русские пиджины // Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. – СПб., 1997.

4. Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. - Киев, 1979.

5. Возникновение и функционирование контактных языков. - М., 1987.

6. Зима П. Стратификация и различные типы языковых контактов. - М., 1967.

7. Дьячков М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонациональных) государствах. - М., 1996.

8. Ильяшенко Т.П. Языковые контакты. - М., 1970.

9. Михальченко В.Ю. Языковая политика и языковые конфликты: Российская федерация. // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 18. - Социология и политология. - М., 1999. - № 4.

10. Пиголкин А.С. Законодательство о языках Российской Федерации: опыт, проблема развития // Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. – М., 1992.

11. Розенцвейг В. Языковые контакты. - М., 1972.

12. Социолингвистика вчера и сегодня: сб. науч. тр. / редкол.: Трошина Н.Н. (отв. ред.) и др.– изд. 2-е., доп. – М.: РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания, 2008.

13. Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. - М., 1996.

14. Трушкова Ю.В. Проблемы описания современной социолингвистической терминологии (термин “государственный язык”) // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. - М., 1994.

15. Трушкова Ю.В. Термины для обозначения национальных (государственных) официальных языков в Российской Федерации // Социальная лингвистика в Российской Федерации (1992-1998). - М., 1998.

16. Туманян Э.Г. Законы о языках и возможность их реализации // Язык в контексте общественного развития. - М., 1994.

17. Туманян Э.Г. Понятие «языковая норма» с позиций социальной лингвистики // Проблемы языковой жизни РФ и зарубежных стран. - М., 1994.

18. Хауген Э. Языковой контакт // Новое в лингвистики (Языковые контакты). - Вып.6. - 1972.

19. Челышев Е.П. Русский язык обретает государственную поддержку // Вестник РАН. - 1997. - № 7.

20. Шмелев Ю.А. Содержание термина «языковая ситуация» и связанных с ним социолингвистических понятий // Родной язык. - М., 1994. - № 1.

21. Щерба Л.В. О понятии смешения языков // Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике: В 2 т. - Л., 1958. - Т. 1.

22. Щипицына, Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. – М.: КРАСАНД, 2010. – 296 с.

23. Языковая норма. Типология нормализационных процессов. - М., 1996.

24. Якубинский Л.П. Ф. де Соссюр о невозможности языковой политики // Якубинский Л.П.. Избранные работы. Язык и его функционирование. - М., 1986.

25. Fishman J. Language loyalty in the United States. - The Hague, Mouton, 1966.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Электронная библиотека http:// www.philosophy.ru

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

4. Электронная библиотека http://anthropology.ru


^ 8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».


Автор: Найман Евгений Артурович, д. ф. н., профессор кафедры истории философии и логики

Рецензент: Аванесов Сергей Сергеевич, д. филос., наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.





Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий и система платежей»
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Страховое право»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины система национальных счетов
Целями освоения дисциплины в соответствии с ооп направления «Экономика» являются подготовка выпускников к
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система компьютерной математики matlab (скм matlab)
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «скм matlab» аспирантам очной и заочной форм обучения по специальности...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам очной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам заочной полной ( ускоренной)...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области акмеологии. Владение теорией и практикой...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Информатика
Целями освоения дисциплины «Информатика» развитие профессионального кругозора будущих специалистов, формирование профессионального...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты