Рабочая программа дисциплины icon

Рабочая программа дисциплины



НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Томский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета информатики

Сущенко С.П.

" " декабря 2010 г.


Рабочая программа дисциплины


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Направление подготовки


230700 Прикладная информатика


Квалификация выпускника


Бакалавр


Форма обучения


Очная


Томск

2010

1. Цели освоения дисциплины


Курс «Отечественная история» предназначен для студентов Томского государственного университета, обучающихся на факультетах естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля.

Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России; определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.

^ Задачи курса:

– раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России;

– определить факторы самобытности российской истории;

– проследить роль России во всемирной истории;

– выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории;

– рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции её социально-экономического развития.


^ 2. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП) бакалавриата

Отечественная история занимает важное место в системе гуманитарных и социальных наук. Она входит в базовую часть дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»), тесно связана с философией, культурологией и т.п. Изучается в первом семестре (всего 108 часов, 3 кредитных единицы), форма аттестации – экзамен.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Отечественная история.

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

  1. общекультурные компетенции:

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11).

    ^ 2) профессиональные компетенции:

- способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).

^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    - базовые термины и понятия исторической науки;

    - основные закономерности и этапы исторического развития общества, место и роль России в истории человечества и на современном этапе.

    Уметь:

- ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны;

- анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию.

    Владеть:

    навыками работы с основной учебной и справочной литературой по Отечественной истории и наиболее значимыми группами опубликованных исторических источников.



^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 кредитных единицы, 108 часов.







п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)



^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

СРС

1

Введение в курс «Отечественная история»

1

1

2

-

3

Аналитическое заключение

2

Древнерусское государство (IX – XI вв.)

1

2

2

-

3




3

Политическая раздробленность на Руси. Русь, Золотая Орда и Запад: проблемы взаимоотношений XIII – XV вв.


1

3

2

-

3




4

Формирование единого Российского государства XV – XVII вв. Становление абсолютизма.

1

4, 5

4

-

3

Контрольное тестирование по темам 2, 3 и 4

5

Начало модернизации России в XVIII в. Реформы Петра I. Дворцовые перевороты. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.

1

6, 7

4

-

3




6

Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в начале XIX в.


1

8, 9

4

-

3




7

Реформы и контрреформы XIX в. и их последствия


1

10, 11

4

-

3

Письменная контрольная работа по темам 5, 6 и 7

8

Культура, общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в.


1

12

2

-

3




9

Общественно-политическое и экономическое развитие России в начале XX в.

1

13

2

-

3

Эссе по темам 8 и 9

10

Первая российская революция

(1905 – 1907 гг.) и политические партии в начале XX в. Начало российского парламентаризма.


1

9

-

2

3




11

Россия в период Думской монархии. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Россия в Первой мировой войне.

1

14

2

-

3




12

Россия в 1917 г.

1

10

-

2

3

Контрольное тестирование по темам 10, 11 и 12

13

Россия в годы Гражданской войны

и интервенции


1

15

2

-

3




14

Советское государство и общество

в 1920-е – 1930-е гг.


1

16

2

-

3

Письменная контрольная работа по темам 13 и 14

15

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

1

11

-

2

3




16

Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953)

1

12

-

2

3




17

Советский Союз в период «оттепели» 1953 – 1964 гг.

1

13

-

2

3

Коллоквиум по темам 15, 16 и 17

18

Советское общество в условиях кризиса партийно-государственного социализма 1965 – 1985 гг.

1

14

-

2

3




19

Советский Союз в период «перестройки» 1985 – 1991 гг.

1

15

-

2

3




20

Экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг. Россия на современном этапе

(2000-е гг.)

1

16

-

2

3

Защита аналитических рефератов по темам 18, 19 и 20

Итого

32

16

60

^ Форма промежуточной аттестации – экзамен



Содержание разделов

Тема I. Введение в курс «Отечественная история»

История как бытие прошлого и ее роль в жизни общества. Самопознание общества, его историческая память. Начало истории. Инвариантность и альтернативность в историческом процессе. Методология – способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Методы изучения истории. Концепции исторического развития: мифологический подход; христианская концепция; марксистское материалистическое понимание истории; теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории. Понятие цивилизации, ее критерии. Дискуссии о цивилизационном развитии общества (проблемы исторической закономерности, детерминизма, исторического прогресса, роли личности в истории; теории «локальных цивилизаций», техногенных, антропогенных цивилизаций, информационного общества и др.). Соотношение понятий «общество», «формация», «цивилизация», «культура».

^ Тема II. Древнерусское государство IX – XII вв.

Этнокультурные истоки древнерусской цивилизации (славянский, балтийский, финно-угорский и тюркский субэтнические компоненты). Византийско-древнерусские связи. Природно-климатический и геополитический факторы самобытности древнерусской цивилизации. Основные предпосылки и этапы становления государственности. Особенности социально-экономического развития и политического строя Киевской Руси. Принятие христианства как выбор цивилизационной альтернативы. Сравнительный анализ мировых религиозных систем: иудаизм, ислам, христианство. Предпосылки и последствия христианизации Древней Руси. Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации.

^ Тема III. Политическая раздробленность на Руси. Русь, Золотая Орда и Запад: проблемы взаимоотношений XIII – XV вв.

Экономические, социальные и политические факторы феодальной раздробленности. Формирование регионально-цивилизационной специфики русских земель: Южная Русь, Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество.

Цивилизационная альтернатива развития Руси в ХIII в. «Вызов» Востока и «вызов» Запада. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимодействия. Дискуссии о роли монгольского фактора в русской истории.

^ Тема IV. Формирование единого Российского государства XV – XVII вв. Становление абсолютизма.

Причины возвышения Москвы. Создание Московского государства. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства. Деспотический характер власти московских князей. Реформы Ивана IV Грозного и «Избранной Рады». Политика опричнины и её последствия. Роль Земских Соборов. Формирование сословной системы организации общества. Кризис Московского государства. Причины и последствия Смутного времени. Воцарение династии Романовых. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Окончательное закрепощение крестьянства. Соборное Уложение 1649 г. Специфика социально-политических конфликтов в России в ХVII в. Церковная реформа.

^ Тема V. Начало модернизации России в XVIII в. Реформы Петра I. Дворцовые перевороты. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.

Задачи внутренней и внешней политики. Реформы Петра I: сущность, методы и последствия. Особенности петровской модернизации. Причины дворцовых переворотов. Екатерина II: личность и политика. «Просвещённый абсолютизм» в России и его специфика. Духовный переворот в России в ХVIII в. Русское просветительство и его роль в пробуждении гражданского сознания. Внешнеполитические цели России.

^ Тема VI. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в начале XIX в.

Российская империя к началу XIX столетия: территория и население. Социально-экономическое развитие страны. Сельское хозяйство: новые явления и пережитки. Промышленность. Начало промышленного переворота. Рост частного предпринимательства. Техническая революция на транспорте: железнодорожное строительство, паровое судоходство. Проблема «кризиса феодально-крепостнической системы».

^ Тема VII. Реформы и контрреформы XIX в. и их последствия

Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ: замыслы и реальность. Реакционный курс Николая I. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии.

«Великие реформы» 60 – 70-х гг. XIX в. Развитие капитализма. Формирование буржуазии и пролетариата. Новые тенденции в экономике (появление монополий, зарождение финансового капитала и т.д.). Итоги социально-экономического развития страны к концу столетия. Общее и особенное в становлении индустриального общества в России. Поворот к консерватизму. «Контрреформы» Александра III. Внешняя политика России.

^ Тема VIII. Культура, общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в.

Начало общественно-политического движения. Декабристы. Русское национальное самосознание в 30 – 50-е годы XIX в. Западничество и славянофильство. Общественная мысль и общественное движение в пореформенный период: консервативное, либеральное и революционное направления.

Русская культура XIX в. и её вклад в мировую культуру. Образование. Создание Томского императорского университета. Наука и техника. Литература. Искусство.

^ Тема IX. Общественно-политическое и экономическое развитие России в начале XX в.

Глобализация общественных процессов. Проблемы экономического роста и модернизации. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российская империя к началу столетия: территория и население. Социально-экономическое развитие страны. Российское общество и самодержавие. Нарастание социальных и экономических противоречий в условиях модернизации России и переход общества в оппозицию к самодержавию. Формирование политических партий в России: их классификация, программы, тактика.

^ Тема X. Первая российская революция (1905 – 1907 гг.). Начало российского парламентаризма.

Революция 1905 – 1907 гг. как поиск путей общественного развития. Стратегия и тактика основных политических сил в революции. Причины, основные этапы, характер революции. Государственные думы и первый опыт российского парламентаризма.

^ Тема XI. Россия в период Думской монархии. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Россия в Первой мировой войне.

Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политическая борьба в Государственной думе и её влияние на общество. Реформы П.А. Столыпина: цели, ход и результаты. Россия в условиях Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, характер, основные этапы. Война и российская общественность. Назревание общенационального кризиса. Итоги войны.

^ Тема XII. Россия в 1917 г.

Февральская революция 1917 г. Двоевластие: Советы, Временное правительство. Альтернативы общественного развития России в 1917 г. Обострение политической ситуации в стране. Большевизация Советов.

Октябрьская революция. II съезд Советов. Формирование советской политической системы. Экономическая и социальная политика большевистского правительства. Брестский мир.

^ Тема XIII. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы, противоборствующие силы, итоги и последствия войны. Политика «военного коммунизма».

^ Тема XIV. Советское государство и общество в 1920– 1930-е гг.

Экономический, социальный и политический кризис в стране. Переход к нэпу. Многоукладность экономики. Итоги и противоречия нэпа. Образование СССР и государственно-национальное строительство. Политическая борьба в руководстве страны.

Принципы внешней политики Советской России. Генуэзская конференция. Международное признание СССР. Курс советского правительства на развитие связей с внешним миром, его специфика.

Социалистическая реконструкция народного хозяйства. Первые довоенные пятилетки. Деревня накануне «великого перелома». Чрезвычайные меры 1928 – 1929 гг. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства. Раскулачивание. Формирование ГУЛАГа и его роль в социально-экономической жизни советского общества. Итоги и последствия форсированного экономического развития. Формирование советской тоталитарной системы. Сущность сталинизма. Конституция СССР 1936 г.

^ Тема XV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

Изменения в международной ситуации в 1930-е гг. Мюнхенский сговор и позиция СССР. Англо-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германские договоры 1939 г. и пакт Молотова-Риббентропа. Начало Второй мировой войны. Поход Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

Договоры СССР с прибалтийскими странами. Советско-финляндская война. Военный и экономический потенциал СССР накануне Великой Отечественной войны. Подготовка Германии к войне против СССР.

Начальный этап Великой Отечественной войны. Перестройка экономики страны на военный лад. Битва за Москву. Союзнические отношения и создание антигитлеровской коалиции. Военные действия весной-летом 1942 г.

Коренной перелом (ноябрь 1942 – декабрь 1943 гг.). Разгром немцев под Сталинградом. Советский тыл. Курская битва. Тегеранская конференция.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Помощь СССР по ленд-лизу. Крымская конференция. Заключительные операции Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Потсдамская конференция. Разгром Квантунской армии. Источники и цена победы. Дискуссии о причинах и характере Второй мировой и Великой Отечественной войн.

^ Тема XVI. Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)

Геополитические последствия Второй мировой войны. «Холодная война». Складывание биполярного конфронтационного мира. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Участие СССР в корейской войне. СССР и страны народной демократии. Образование мировой социалистической системы.

Послевоенная пятилетка. Итоги промышленного развития. Деревня в послевоенные годы. Идеология и духовная жизнь советского общества.

^ Тема XVII. Советский Союз в период «оттепели» 1953 – 1964 гг.

Поиск путей дальнейшего развития страны. XX съезд КПСС. Попытки реформирования политической системы. Политика в области сельского хозяйства, социальные программы и их реализация. Духовная жизнь общества. «Оттепель» и её влияние на развитие культуры. Отставка Н.С. Хрущёва.

^ Тема XVIII. Советское общество в условиях кризиса партийно-государственного социализма 1965 – 1985 гг.

Л.И. Брежнев. Усиление партийно-государственной номенклатуры. Экономические реформы 1960-х гг. и их результаты. Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной и идеологической сфере. Ю.В. Андропов. Подавление инакомыслия. Диссидентство и правозащитное движение. Основные направления внешней политики СССР.

^ Тема XIX. Советский Союз в период «перестройки» 1985 – 1991 гг.

Начало «перестройки». М.С. Горбачев. XIX Всесоюзная конференция КПСС о демократизации советского общества и реформе политической системы. Раскрепощение духовной жизни. Гласность. Народные движения и общественные формирования. Самоорганизация политических сил. Возрождение многопартийности.

Кризис аппаратного реформирования страны. Нарастание социальной напряжённости в обществе. Радикализация демократических процессов. Обострение межнациональных отношений, усиление центробежных тенденций в многонациональном государстве.

Радикальные преобразования в Восточной Европе на рубеже 1980 – 1990-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и её провал. Судьба КПСС. Процесс суверенизации. Распад СССР. Образование СНГ.

^ Тема XX. Экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг. Россия на современном этапе (2000-е гг.)

Попытки реформирования политической системы России в советский период (1990 – 1993 гг.). Принятие Декларации о государственном суверенитете России. Президентские выборы 1991 г. Общественно-политические движения, партии, союзы и блоки. Радикальные экономические реформы. Либерализация цен. Свобода торговли. Приватизация. Конфронтация законодательной и исполнительной власти. Политический кризис осенью 1993 г. Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Выборы в Государственную Думу. Особенности экономического развития страны во второй половине 1990-х гг. Межнациональные отношения, война в Чечне. Становление новой российской государственности (1993 – 2000-е гг.). Институт Президента России. Федеральное Собрание – парламент России.

Основные направления социально-экономического развития страны в 2000-е гг. Приоритетные национальные программы. Мировой финансово-экономический кризис и поиск путей выхода из него. Внешняя политика России в 2000-е гг. Концепция многополярного мира. Россия и Запад. Отношения со странами СНГ.


^ 5. Образовательные технологии

Изучение дисциплины «Отечественная история» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары), так и интерактивных (подготовка и защита проектов, презентаций и т.п.) образовательных технологий. Программа самостоятельной работы студентов предусматривает изучение дополнительной литературы по дисциплине, подготовку проектов, презентаций для семинарских занятий, аналитических рефератов, эссе.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В ходе изучения дисциплины используются следующие оценочные средства текущего контроля успеваемости: тестирование, коллоквиумы, письменные контрольные работы, защита рефератов и написание эссе.

^ Темы рефератов и эссе (примерные):

Принятие христианства на Руси как выбор цивилизационной альтернативы.

Русь, Золотая Орда и Запад: проблемы взаимоотношений XIII – XV вв.

Русь и Золотая Орда: проблемы взаимодействия. Дискуссии о роли монголь­ского фактора в русской истории.

Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства.

Кризис Московского государства. Причины и последствия Смутного времени.

Начало освоения Сибири.

«Бунташный век». Специфика социально-политических конфликтов в России в ХVII в.

Социально-экономическое и правовое положение основных сословий России (дворянство, крестьянство, горожане, духовенство, казачество).

Общественно-политическая жизнь России во второй половине XIX в.

Политические партии России накануне и в ходе революции: программы, стратегия, тактика.

Антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне.

Истоки и сущность «холодной войны».

Социально-экономические реформы Н.С. Хрущева.

Советский Союз в период «оттепели» 1953 – 1964 гг.

Диссидентство и правозащитное движение в СССР.

«Перестройка»: сущность, основные этапы, последствия.

^

Контрольные вопросы к экзамену (примерные)


  1. Предмет и методы исторической науки. Основные концепции развития мировой истории.

  2. Восточные славяне накануне образования государства.

  3. Образование Древнерусского государства. Государственный и общественный строй Киевской Руси.

  4. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

  5. Причины и сущность политической раздробленности на Руси. Русские княжества в XII – XIII вв.

  6. Монгольское нашествие и установление господства Орды на Руси. Русь и Запад в XIII – XIV вв.

  7. Образование единого Российского государства: предпосылки, основные этапы и особенности.

  8. Реформы Ивана IV и «Избранной Рады». Опричнина Ивана IV Грозного.

  9. «Смутное время» русской истории на рубеже XVI – XVII вв.

  10. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Социальная борьба в XVII в. Церковный раскол.

  11. Предпосылки модернизации. Государственные и военные реформы Петра I.

  12. Преобразования Петра I в области промышленности, торговли, образования и культуры. Значение и цена реформ.

  13. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

  14. Екатерина II. «Просвещённый абсолютизм» в России.

  15. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

  16. Государственно-политические преобразования Александра I. Движение декабристов.

  17. Внутренняя и внешняя политика России в правление Николая I.

  18. Отмена крепостного права в России и его историческое значение. Другие буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в., их значение и последствия.

  19. «Патриархальное правление» Александра III.

  20. Общественно-политическая жизнь и направления в русской общественно-политической мысли второй половины XIX в.: консерватизм, либерализм, народничество и марксизм.

  21. Особенности социально – экономического и политического развития России на рубеже XIX – XX вв.

  22. Первая Российская революция 1905 – 1907 гг.: причины, основные события, результаты.

  23. Политические партии России в начале XX в.: программы, стратегия и тактика.

  24. Государственный строй Российской империи в 1906 – 1917 гг.: монарх, Госсовет, Госдума.

  25. Реформы П.А. Столыпина: цели, мероприятия, результаты.

  26. Россия в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг.

  27. Февральская революция 1917 г. в России. Падение монархии.

  28. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г.

  29. Октябрьская революция 1917 г. Установление Советской власти.

  30. Причины, характер, особенности и последствия Гражданской войны и интервенции в России.

  31. Политика «военного коммунизма» в годы Гражданской войны.

  32. Образование СССР.

  33. НЭП: советский метод восстановления народного хозяйства.

  34. Сталинская форсированная индустриализация: методы, средства, источники. Раскулачивание и массовая коллективизация: методы, средства, итоги.

  35. Политический режим в 1930-е гг. Сущность сталинизма. Массовые политические репрессии.

  36. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги. Причины и начало Второй мировой войны.

  37. Основные этапы Великой Отечественной войны. Народ, армия и власть в годы войны. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  38. Проблемы перехода страны к мирному развитию (1945 – 1950 гг.). Политическое развитие страны в 1945 – 1953 гг.

  39. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны. «Холодная война». Образование мировой социалистический системы.

  40. Начало десталинизации в СССР. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны.

  41. Социально-экономические реформы Н.С. Хрущёва (1953 – 1964 гг.).

  42. Основные тенденции развития советского общества в 1965 – 1985 гг. Кризис советской партийно-государственной системы.

  43. Особенности социально-экономического развития страны в 1960 – 1980 гг.

  44. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР. Межнациональные отношения в СССР в период «перестройки» 1985 – 1991 гг. Распад СССР. Образование СНГ.

  45. Государственно-политическое и экономическое развитие России в 1990-е гг.

  46. Россия на современном этапе 2000-е годы.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


Собрания законодательных актов, сборники документов и материалов, хрестоматии:

Государство Российское: Власть и общество. С древнейших времен до наших дней [Текст]: сб. документов. – М.: МГУ, 1996.

Декреты Советской власти [Текст]: в 15 т. – М., 1957 – 1989.

Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст] – М.: Юридическая литература, 1994 (см. изд. 2009 г.).

Конституции республик в составе Российской Федерации [Текст]: сб. документов. – Вып. 1 – 2. - М., 1995 – 1996.

Российское законодательство Х – ХХ веков [Текст]: в 9 т. – М.: Юридическая литература, 1984 – 1989.

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1991 – 1994 [Текст].

Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 – 2004 [Текст] (продолжающееся издание).

Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. [Текст] – М.: Зерцало, 1997.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 г.) [Текст] – М.: ИКД «Зерцало», 2003.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие [Текст] / В.А Георгиев, А.С. Орлов [и др.] – М.: Проспект, 2001.

Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. [Текст] – М.: Просвещение, 1990.

Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие [Текст] / сост. Ю.П. Титов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 – 2004. В 2-х ч. [Текст] / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005.

Фортунатов, В.В. Отечественная история в схемах и комментариях: учебное пособие [Текст] / В.В. Фортунатов, С.Ф. Снегирев, А.Г. Фирсов. – СПб.: Питер, 2006.


Учебники и учебные пособия:

Архипова, Т.Г. Современная организация государственных учреждений России: учебник [Текст] / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. – М.: РГГУ, 2006.

Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: курс лекций [Текст] / А.С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Барсенков, А.С. История России. 1938 – 2002 гг.: учебное пособие [Текст] / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Барсенков, А.С. История России. 1917 – 2004 [Текст] / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2005.

Бесов, А.Г. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.Г. Бесов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

Боффа, Дж. История Советского Союза [Текст]: в 2 т. / Дж. Боффа. – М.: Международные отношения, 1994.

Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964 – 1994 гг. [Текст] / Дж. Боффа. – М.: Международные отношения, 1996.

Верт, Н. История Советского государства. 1900 – 1991 гг. [Текст] / Н. Верт. – М.: ИНФРА. М.: Изд-во «Весь мир», 2002.

Горский, А.А. Москва и Орда [Текст] / А.А. Горский. – М.: Наука, 2003.

Гумилёв, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2002.

Гумилёв, Л.Н. От Руси к России [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: АСТ:АСТ Москва, 2008.

Деревянко, А.П. История России: учебник [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А Шабельникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

Зуев, М.Н. История России: учебник для вузов [Текст] / М.Н. Зуев. – М.: Приор, 2003.

Ионов, И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия [Текст] / И.Н. Ионов. – М.: Наука, 2007.

История России: IХ – ХХI вв. От Рюрика до Путина: учебное пособие [Текст] – М.: ИКЦ «МарТ», 2007.

Историография истории России до 1917 г.: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст]: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2003.

История государственного управления России: учебник [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

История политических партий России: учебник [Текст] – М.: Высшая школа, 1994.

Исаев, И.А История государства и права России: учебник [Текст] / И.А. Исаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

История России в новейшее время (1945 – 2001): учебник для вузов [Текст] – М.: ООО «Агентство КРПА «Олимп»: «Издательство АСТ», 2001.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник [Текст]: в 2 т. / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2008 – 2009.

История России с древнейших времен до конца ХХ в.: учебное пособие для студентов вузов [Текст] – М.: Дрофа, 2002.

История России ХХ – начала ХХI вв. [Текст] / под ред. А.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006.

История России (IХ – начало ХХI вв.): учебник [Текст] / под ред. А.Ю. Дворниченко и В.С. Изморика. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005.

Кириллов, В.В. История России: учебное пособие [Текст] / В.В. Кириллов. – М.: Высшее образование, 2008.

Ключевский, В.О. Курс русской истории: сочинение в 9-ти томах [Текст] / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1987 – 1990.

Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]: в 2 кн. / А.Г. Кузьмин. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

Новейшая история Отечества. ХХ век: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2-х т. [Текст] / А.Ф. Киселев [и др.] – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Озерский, В.В. Правители России. От Рюрика до Медведева. История в портретах [Текст] / В.В. Озерский. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Омельченко, Н.А. История государственного управления в России: учебник [Текст] / Н.А. Омельченко. – М: Проспект, 2005.

Орлов, А.С. История России в схемах: учебное пособие [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев [и др.] – М.: Проспект, 2009.

Орлов, А.С. Основы курса истории России: учебное пособие [Текст] / А.Ю. Полунов, Ю.А. Терещенко / под ред. А.С. Орлова. – М.: Простор, 2005.

Отечественная история. Часть 1 (IX – XIX вв.): Учеб. пособие [Текст] / Г.Н. Алишина, В.В. Миркин, Е.А. Казакова и др. – Томск: Томский гос. университет, 2010. – 228 с.

Парламентаризм в России: исторический опыт и перспективы: курс лекций [Текст] – Томск: dart, 2007.

Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории: сочинение в 2-х т. [Текст] / С.Ф. Платонов. - СПб: Стройлеспечать, 1993.

Политические партии России: история и современность [Текст] – М.: РОССПЭН, 2000.

Россия в мировой истории: учебник для вузов [Текст] / под ред. В.С. Порохни. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Логос, 2003.

Россия в начале ХХ века [Текст] – М.: Новый хронограф, 2002.

Семенникова, Л.И. Отечественная история: учебник для студентов вузов неисторических специальностей [Текст] / Л.И. Семенникова. – 9-е изд. – М.: КДУ, 2008.

Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации: учебник для вузов по курсу «Отечественная история» [Текст] / Л.И. Семенникова. – 6-е изд., перераб. – М.: КДУ, 2003.


Согрин, В. Политическая история современной России [Текст] / В. Согрин. – М.: Прогресс-Академия, 2001.

Троицкий, Н.А. Россия в ХIХ в.: курс лекций [Текст] / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.

Федоров, В.А. История России. 1861 – 1917: учебник для вузов [Текст] / В.А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003.

Филиппов, А.В. Новейшая история России. 1945 – 2006 гг. [Текст] / А.В. Филиппов. – М.: Просвещение, 2007.

Фортунатов, В.В. Новейшая история России в лицах. 1917 – 2008 [Текст] / В.В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2009.

Шумилов, М.И. История России: конец ХIХ – начало ХХI века: учебное пособие [Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.


Интернет-ресурсы:

http://www.lib.tsu.ru

http://www.rsl.ru

http://www.elibrary.ru

http://www.hist.msu.ru

http://hronos.km.ru

http://www.historia.ru

http://www.hist.ru



    ^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

    Аудиторный фонд, мультимедийное оборудование, фонды и ресурсы научной библиотеки ТГУ.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Прикладная информатика».

Автор: канд. ист. наук, доцент кафедры истории и документоведения В.А. Морев.

Рецензент: доктор ист. наук, профессор кафедры истории и документоведения А.С. Шевляков.

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Учёный совет)

от ___________ года, протокол № ___________.



Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий и система платежей»
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Страховое право»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины система национальных счетов
Целями освоения дисциплины в соответствии с ооп направления «Экономика» являются подготовка выпускников к
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам очной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам заочной полной ( ускоренной)...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа по учебной дисциплине Система компьютерной математики matlab (скм matlab)
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «скм matlab» аспирантам очной и заочной форм обучения по специальности...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области акмеологии. Владение теорией и практикой...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Основы менеджмента
Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Основы социологии», «Методология и методы социологических...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты