Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» icon

Паспорт программы программа «Школа деятельной личности»



НазваниеПаспорт программы программа «Школа деятельной личности»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПаспорт программы





ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Программа «Школа деятельной личности» определяет концепцию системного развития школы и основные направления деятельности по её реализации

Программа разработана на следующих научно-методических основаниях:

- системное развитие школы. (В.С. Лазарев);

- система развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

- поэтапное формирование умственных действий (Гальперин);

- теория возрастной периодизации (Д.Б.Эльконин).

Программа разработана педагогическим коллективом СОШ № 66 в составе:

зам. директора по УМР Немцевой О.Б.,

зам. директора по УВР Озарничук М.В.,

зам. директора по СМОР Штукатуровой Е.В.,

зам. директора по УВР Предвечной Ж.В.

учителя начальной школы, Яланской Т.Г.

учителя математики, Поповой Л.Э.

под руководством директора школы Федорец Л.Б..

Программа подготовлена при консультативной поддержке специалистов центра ККЦНО.

Предлагаемый срок реализации программы с 2006 по 2016 год (10 лет).

Работа над программой началась в 2005 году и продолжается в данный период.

Программа обсуждалась на педагогическом совете СОШ № 66 в августе 2006 года.


^ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.

Школа №66 была открыта в 1911 году как средняя общеобразовательная школа. 2005-2006 учебном году мы отметили нашей школе 95-летний юбилей.

В 2003-2004 учебном году МОУ СОШ № 66 прошла аттестацию.

В школе обучается 956 человек (дети 24 национальностей обучаются в ней).

Школа работает в 2 смены (в 1-ой смене: 570 человек; во 2-й смене: 386 человек).

В школе насчитывается 35 классов-комплектов. Из них:

общеобразовательных - 31 класс (сотрудничающие с ККЦНО – 4 класса (2а, 3б, 45, 7в)).

коррекционных - 4 класса (5г, 6г, 8г, 9а)

В 2006-2007 уч.году в школе открылся казачий класс (1 класс)


^ Программно-методическое обеспечение начальной школы и среднего звена:

- Бунеева-Петерсона (Школа 2100)

- Виноградова (Школа 21 века)

- Традиционная программа в общеобразовательных классах;

- Классы повышенного содержания образования, в которых научно-методическое обеспечение осуществляет ККЦНО (2а, 3б, 5а, 7в);


С 2003-2004 учебного года наша школа работает в экспериментальном режиме по введению предпрофильного и профильного обучения. Были открыты:

в 2004-2005 уч. году – гуманитарный класс

в 2005 – 2006 уч. году – социально-гуманитарный класс.

Учебный план для общеобразовательных классов создан на основе федерального базисного учебного плана, а в учебном плане профильных классов перераспределены часы между базовыми общеобразовательными и профильными общеобразовательными предметами, а также введены элективные курсы:

* Информационные технологии

* Практикум по орфографии и пунктуации

* Практическая стилистика русского языка

* Основы православной культуры

* Зарубежная литература

* Деловой русский язык

* Социология

* Экономика

* Техника перевода

* Исследовательская и экспериментальная деятельность.

Введение в образовательный процесс этих классов данных элективных курсов дало возможность:

- развивать содержания одного из базовых учебных предметов, что позволило поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

-дополнить изучение профильного учебного предмета;

- удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В 2007-2008 учебном году школа заключила договор о сотрудничестве с Торговым институтом, что позволит осуществлять преподавание элективных курсов на более профессиональном уровне.

Школа укомплектована кадрами полностью.

Общее число педагогов - 59 чел.

Высшей категории - 47 чел.

I категории - 5 чел.

II категории - 7 чел.

В школе существует система по повышению квалификации педагогов. Ежегодно проходят курсы повышения пед. мастерства до 20 человек.

В школе работают учителя, имеющие почётные звания:

1. Заслуженный учитель РФ – 1 человек

2. Заслуженный учитель Кубани - 1 человек;

3. Отличник народного просвещения – 6 человек

4. Почётная грамота МО РФ - 2 человека

5. Кандидат педагогических наук - 1 человек

5. Ветеран труда - 5 человек

В школе имеется:

- большой и малый спортивные залы – по 1

- актовый зал - 1

- столовая на 250 мест - 1

- количество классных комнат (включая кабинеты и лаборантские) – 45

- кабинет информатики - 1

- стоматологический кабинет – 1

- медицинский кабинет - 1

- кабинет психолога - 1

- кабинет логопеда -1

- кабинет корригирующей гимнастики –1

- 4 кабинета-музея:

Истории школы -1

Истории посёлка Калинино - 1

Пушкинский музей – 1

Музей кубанской литературы - 1

- библиотека (с 21042 книгами, в том числе 6285 учебников).

В школе работают 8 кружков и 5 спортивных секций

На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: для старшеклассников – ученический совет, для среднего звена – ДЮО «Родник», а для младших школьников – «Родничок».

Основные направления воспитательной работы: нравственно-этическое, патриотическое, краеведение.

На протяжении многих лет школа стремится работать без второгодников. Их число с каждым годом становится меньше (в этом учебном году 1 учащийся был оставлен на повторное обучение).

Количество отличников составляет 4 % от общего числа учащихся, а число учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» стабильно сохраняется на уровне 25 %.

Качество знаний, показываемых выпускниками на экзаменах, в том числе в форме ЕГЭ, составляет от 30 до 37 % .

82 % выпускников после 11 класса продолжают обучение в высших учебных заведениях.

За последние пять лет 22 выпускника школы получили золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении».

Качество образования учащихся позволяет в течение многих лет иметь призёров окружных, городских, краевых олимпиад. А последние два года ученица нашей школы является участницей и Всероссийской олимпиады по русскому языку. (В 2005-2006 уч.году она заняла II место на Всероссийской олимпиаде по русскому языку в г. Воронеже).

На базе школы проходят семинары окружного, городского и краевого уровней, на которых наши учителя делятся опытом работы.

В 2006 году учитель нашей школы, Тананко Надежда Викторовна, заняла I место на краевом конкурсе «Учитель года Кубани» в номинации «Основы православной культуры».


^ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.

В предыдущие годы с точки зрения традиционных целей образования школа достигла определённых результатов по обучению и воспитанию учащихся. Но современное общество предъявляет к выпускнику совершенно новые требования, поэтому и школа должна ставить перед собой иные цели.

Цели общего образования на современном этапе определяются образовательными стандартами и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Они указывают на необходимость

ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и создание полноценных условий для развития личности учащихся как активных и творческих субъектов своей жизнедеятельности.

Покидая школу, юноша или девушка должны будут начать строить новую жизнедеятельность и нужно, чтобы они были способны делать это осмысленно, оказываясь в ситуации самоопределения относительно своего будущего, им предстоит решить трудную задачупостроить реалистичный жизненный план на перспективу, соответствующий их интересам и возможностям, а также условиям социальной действительности. Чтобы найти своё место в современном обществе, от юношей и девушек требуется быть не просто активными, а вести поиск с пониманием себя, окружающего мира, принимать решения, опираясь не только на интуицию, чувства или знаменитый «авось», а логически взвешивая «за» и «против», уметь вступать в эффективные коммуникации с другими людьми. Задача осложняется ещё и тем, что делать выбор своего пути в условиях быстро изменяющейся действительности, нужно ориентируясь не столько на сегодняшний день, сколько на завтрашний, а для этого нужно предвидеть потребности и возможности в социально-экономической ситуации будущего.

Таким образом, чтобы удовлетворять запросам времени, образовательная модель нашей школы должна существенно измениться.

Этот вопрос для обсуждения был вынесен на педсовет, в результате которого было принято решение о смене целевых установок и разработке новых целей школы. Было решено, что школа достигнет требуемых результатов (целей), если у её выпускников:

-сформирована картина мира (физического, органического, социального, духовного), в котором им предстоит действовать;

- сформирована система ценностных ориентиров, в центре которой находятся ценности личностного саморазвития и самореализации;

- сформирован образ себя (образ Я);

- построен реалистичный жизненный план на перспективу и произошло обоснованное самоопределение в отношении различных сфер и видов деятельности;

- сформированы обобщённые ориентировочные основы реализации основных функций субъекта деятельности: постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, соорганизации, контроля и оценки (измерения), коммуникации, рефлексии, выработки решений проблем.

- сформирована учебная деятельность (потребность и умение самостоятельно учиться).

Оценивая условия и возможности школы, были также определены и приоритетные направления развития учащихся как субъектов жизнедеятельности:

1) формирование у выпускников школы качеств, необходимых им как субъектам саморазвития, включая:

*Ценностное отношение к своему развитию.

*Осознанность своих ценностных ориентаций и предпочтений.

*Адекватность оценки своих способностей в различных сферах.

*Осознание своих недостатков.

* Конкретность и обоснованность планов своего развития.


2) развитие у выпускников школы качества субъекта учебной деятельности включая:

*Интерес к освоению нового.

*Понимание необходимости учения на протяжении всей жизни.

*Умение выявлять проблемы своего образования.

*Умение формулировать образовательные цели.

*Умение планировать решение учебных задач любого уровня

сложности.

*Владение способами выполнения всех типов учебных действий.

*Умение работать с учебной и научной литературой.

*Опыт разработки и реализации планов саморазвития.


3) формирование у выпускников школы качеств, необходимых им как субъектам общения, включая:

*Понимание ценности владения культурой общения.

*Умение слушать.

*Умение кратко и ясно излагать свою мысль.

*Умение аргументировать свою позицию.

*Умение выбирать и реализовывать стиль общения адекватный

Ситуации.

*Умение выступать перед аудиторией.

*Терпимость к иным взглядам и суждениям.

*Умение эффективно разрешать конфликтные ситуации.

4) развитие у выпускников школы качеств субъекта исследовательской деятельности, включая:

*Интерес к познанию мира.

*Понимания различия между научными и эмпирическими

знаниями.

*Умение планировать решение исследовательских задач.

*Умение формулировать гипотезы.

*Владение наиболее простыми способами сбора исходных данных.

*Владение способами анализа данных экспериментов.

*Умение анализировать связи между явлениями.

*Умение оценивать исследовательские проекты.

*Опыт разработки и реализации исследовательских проектов.

5) формирование у выпускников школы качеств, необходимых им как субъектам управления, включая:

*Понимание ценности владения культурными способами

выработки решений.

*Понимание связи между организованностью групповой работы и

её эффективностью.

*Умение формулировать и анализировать проблемы.

*Умение искать решения проблем.

*Умение оценивать решения и делать обоснованный выбор.

*Владение способами разработки несложных деловых проектов.

*Умение оценивать качество деловых проектов.

*Опыт разработки деловых проектов.

*Опыт организации выполнения деловых проектов.

Данные направления развития являются одновременно и приоритетными и проблемными. Проблемными потому, что на сегодняшний момент

1. 85% выпускников нашей школы не могут осознать свои недостатки и адекватно оценить свои способности в различных сферах.

2. 71% выпускников не может конкретно и обоснованно строить планы своего развития.

3. У 75% выпускников низкий уровень интереса к освоению нового и низкий уровень понимания необходимости учения на протяжении всей жизни, у 11% - средний уровень и у 14% выпускников данное качество представлено на высоком уровне.

4. 87% выпускников не умеют выявлять проблемы своего образования и формулировать образовательные цели, а у 13% выпускников это умение развито на среднем уровне.

5. У 80 % выпускников нет опыта разработки и реализации планов саморазвития.

6. 52% выпускников школы имеют низкий уровень понимания ценности владения культурой общения, 26% - имеют средний уровень, а 22% - высокий уровень.

7. 78% выпускников не умеют слушать, кратко и ясно излагать свою мысль и аргументировать свою позицию.

8. 83% выпускников нетерпимы к иным взглядам и суждениям.

9. 91% выпускников имеют низкий уровень умения эффективно решать конфликтные ситуации, а оставшиеся 9% - средний;

10. У 68% выпускников низкий уровень интереса к познанию мира и только лишь у 7% - высокий;

11. 93% выпускников имеют низкий уровень умения формулировать гипотезы, планировать и решать исследовательские задачи, 7% - средний;

12. 80 % выпускников не имеют опыта разработки и реализации исследовательских проектов.

13. У 58% выпускников низкий уровень умения формулировать и анализировать проблемы, искать их решения, у 27% - средний уровень, а 15% показали высокий уровень сформированности данного качества;

14. 63% выпускников показали низкий уровень умения оценивать решения и делать обоснованный выбор, 24% - средний и 13% - высокий уровень.

15. 80% выпускников не владеют способами разработки несложных деловых проектов.


Проанализировав причины несоответствия желаемого результата и действительного, можно сделать вывод, что они носят универсальный и комплексный характер. Школа не может достигнуть желаемых результатов образования, поскольку:

1) Содержание учебных программ не позволяет формировать данные качества субъекта (оно остаётся традиционным); часто позволяют решать проблему содержание отдельных УМК по отдельным курсам.

2) В большей степени используются традиционные методы обучения, а инновационные технологии используются учителем фрагментарно и не в системе. Учащиеся не включены ни в исследовательскую ни в проектировочную деятельность, где бы могли развиваться данные умения.

3)Традиционные способы контроля не позволяют определить уровень сформированности качеств субъекта учебной, исследовательской деятельности.


Далее рабочими группами были выявлены факторы, которые порождают недостатки учебно-воспитательного процесса:

1) большинство педагогов имеют авторитарный стиль преподавания;

2) не готовы (мотивационно, теоретически, технологически) к реализации обозначенных целей;

3) существующая материально-техническая база (компьютерное оснащение, библиотечный фонд, специализированные кабинеты химии, биологии, физики) является недостаточной ( 93 ученика на 1 компьютер, кабинеты оборудованы менее 75%)


^ Профиль состояния педагогической системы школы.


Подсистема и компоненты

образовательной системы

Изменения

не требуются

Требуются

небольшие

изменения

Требуются

умеренные

изменения

Требуются

большие

изменения

Требуются очень

большие

изменения

^ 1.НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1.1. Учебные планы


1.2. Учебные программы


1.3.Методы обучения и воспитания


1.4. Организация учебно-воспитательного процесса


1.5. Кадровый потенциал


1.6. Материально-техническое обеспечение


1.7. Контроль и оценка результатов


1.8. Мотивационная среда


В целом


^ 2.ОСНОВНАЯ ШКОЛА

2.1. Учебные планы


2.2. Учебные программы


2.3.Методы обучения и воспитания


2.4. Организация учебно-воспитательного процесса


2.5. Кадровый потенциал


2.6.Материально-техническое обеспечение


2.7. Контроль и оценка результатов


2.8. Мотивационная среда


В целом


^ 3. ПОЛНАЯ ШКОЛА


3.1. Учебные планы


3.2. Учебные программы


3.3.Методы обучения и воспитания


3.4. Организация учебно-воспитательного процесса


3.5. Кадровый потенциал


3.6. Материально-техническое обеспечение


3.7. Контроль и оценка результатов


3.8. Мотивационная среда


В целом






*


*



*


*


*


*


*


*


*


*





*


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*





*


*


*



^ II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖЕЛАЕМОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

На основе проблемно-ориентированного анализа педагогической системы было выявлено, что в целом в школе должны произойти изменения, для того, чтобы школа выполнила своё предназначение (миссию) - создание условий для полноценного развития ребёнка на каждом возрастном этапе через предоставление ему возможности проявить себя в различных видах деятельности.

Мы предполагаем, что такие условия можно создать, реализовав концепцию новой модели общего образования «Школа деятельной личности», разработанную доктором психологических наук, членом-корреспондентом Российской академии наук, Лазаревым Валерием Семёновичем. Основная суть данной концепции заключена в разработке и создании условий для формирования учащихся как субъектов собственной жизнедеятельности, и в перспективе – перехода от «человека знающего к человеку деятельному».

Настоящая концепция новой школы исходит из понимания личности разработанного В.В.Давыдовым. В его теории различаются понятия «индивид», «субъект» и «личность». Индивидуальность есть у каждого человека. Каждый человек являет себя как субъект своего поведения. Но не каждый человек является субъектом деятельности и не каждый человек обладает личностью. Свойством быть личностью обладает только тот, кто способен проявлять свою индивидуальность, реализуя себя как субъект деятельности. Именно деятельности, а не поведения или действий. Главные ценности личности – саморазвитие и развитие мира. Они определяют отношение человека к действительности, его дела и поступки.

Способность быть личностью развивается на протяжении всей жизни человека. В этом процессе он создаёт и обогащает свою картину мира, свою структуру ценностей, самоопределяется в мире и строит свой жизненный путь. Он реализует различные виды деятельности, вступая в различные формы кооперации с другими людьми, а также различные недеятельностные, например, клубные формы жизни. Осуществляя их, он способен удерживать свои действия и поступки под контролем принятых ценностей, планов, правил, норм, позитивно разрешая деструктивные внутренние и внешние конфликты. В каждый возрастной период у человека как развивающейся личности формируются определённые новообразования. Главное новообразование подросткового и юношеского периода развития – практическое сознание.

Содержание образования сегодня достаточно жёстко задано, и школа имеет небольшие степени свободы в его формировании. Однако возможности всё-таки есть.

С целью создания условия для развития практического интеллекта учащихся в «Школе деятельной личности» будет реализоваться интегрированная программа, включающая спецкурсы:

- «Учись учиться»;

- «Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности»;

- «Учимся решать проблемы»

- «Прикладная математика» (в его рамках будут изучаться элементы теории вероятностей, теории принятия решений, теории игр, теории измерений);

- «Деловое проектирование»;

- «Развитие коммуникативных навыков учащихся»

- «Культура делового общения».

«Ораторское искусство»

- «Психология конкурентноспособной личности»

Развитие познавательных способностей будет осуществляться в основном за счёт изменения состава учебных задач и технологий изучения традиционных предметов.

Умения решать познавательные задачи и осуществлять познавательные действия у учащихся не формируются потому, что традиционный способ обучения ориентирует их на усвоение готовых знаний. Если мы хотим, чтобы у учащихся формировались умения выполнять какие-либо интеллектуальные действия, нужно сделать так, чтобы они, во-первых, эти действия совершали, во-вторых, анализировали способы их выполнения. Сегодня учащиеся осваивают знания по предметам, но не изучают и не осваивают способы познавательной деятельности (постановки познавательных задач, выдвижения и верификации гипотез, построения экспериментов, анализа и обобщения первичных данных и др.)

В «Школе деятельной личности» изучение традиционных предметов будет строиться по принципу проблемного обучения. При таком способе обучения учащиеся будут решать различные познавательные задачи, работая индивидуально и в группах. Они будут разрабатывать исследовательские проекты и оценивать их. Значительно большее место, чем в традиционной школе, будут занимать активные формы обучения. (Разработка учащимися проектов практикуется во многих школах. Но это мало продуктивная работа, так как их не учат разрабатывать проекты, и поэтому соответствующие умения не развиваются).

Таким образом, при сохранении предметного деления, диктуемого действующими учебными планами, в «Школе деятельной личности» в рамках изучаемых предметов, а также во внеклассной работе будут разрабатываться и реализоваться исследовательские, деловые, художественные и иные проекты. В процессе их разработки, обсуждения и реализации будет происходить освоение нового знания о способах исследовательской и проектной деятельности.

Это требует серьёзной подготовки педагогических кадров, организации и проведения курсовой переподготовки, использование её различных форм.


При этом в течение уже нескольких десятилетий признаётся несоответствие достигаемых результатов обучения и воспитания ожиданиям общества и современным реалиям. Социальный запрос формулируется на уровне востребуемых качеств выпускника (мобильность, ответственность, умение решать проблемы, действовать в нестандартной ситуации, коммуникабельность в многокультурном пространстве и т. д.), а результаты образования предъявляются на уровне количественных показателей отметок. Главная проблема, на наш взгляд – не только в несоответствии содержания целей и результатов качества образования, но и в системе оценивания и контроля.

Поэтому мы видим цель Программы развития не только в реализации идей концепции «Школа деятельной личности», но и в создании новой системы оценивания и контроля (обратной связи) за ходом реализации приоритетных направлений развития учащихся как субъектов определённых видов деятельности.

Недостаточно технологичным является современное содержание образования. Учебные программы насыщены объёмами знаний, предметных умений и мало внимания уделяют формированию способов мышления, метазнания, развитию мыслительной деятельности. Необходимо насыщение традиционного содержания деятельностным компонентом, чтобы создать методическую базу для работы учителя.

Формированию социально востребованного образования и культурной компетентности личности, прежде всего способствуют дисциплины социально-гуманитарного цикла, нацеленные в том числе на подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в области социально-гуманитарных наук. Однако большинство программ, играя огромную роль в формировании научного мировоззрения, картины мира, не обеспечивают в полной мере преобразования знаний в социальные умения.

^ В связи с этим появилась необходимость внедрения новых технологий в образовательный процесс на каждой ступени обучения учащихся:

* Технологии проектной деятельности

* Технологии исследовательского обучения

* Технологии проблемного обучения

* Технологии развития критического мышления

* информационно-коммуникационных технологий

Наиболее приоритетными для нашего образовательного учреждения являются технологии проектировочной и исследовательской деятельности. Несмотря на ряд принципиальных отличий, они имеют много общего и часто взаимосвязаны, а самое главное – предполагают в качестве субъекта деятельную личность. Повышенный уровень содержания образования, реализуемый в школе, создаёт условия и обуславливает приоритетность проектно-исследовательской деятельности учащихся и учителя.

В школе деятельной личности учащиеся не только совершают проектировочные и исследовательские действия, но и анализируют способы данных видов деятельности. В этом принципиальное отличие нашего (В.С.Лазарева) подхода к проектированию и исследованию. Рефлексировать, проблематизировать, анализировать и проектировать – должны стать основными действиями учителя и учащегося школы.


В проектируемой педагогической системе школы предполагается три ступени обучения. На каждой ступени обучения должны быть созданы необходимые условия для реализации целей школы.

На начальной ступени обучения (подготовительный+1-4 классы) должны быть созданы условия для:

- формирования положительной мотивации к учению;

- формирования у младших школьников умения учиться (т.е. определять границу своего «знания-незнания» и уметь делать содержательный запрос к различным источникам знаний (взрослым, сверстникам, информационным источникам и др.);

- формирования устойчивого интереса к новому знанию и высокий уровень учебной мотивации;

- развития способности к рефлексии, планированию, анализу;

- овладения способами учебного сотрудничества;

- начала формирования коммуникативных навыков.

Для этого необходимо предусмотреть введение в учебный план некоторых спецкурсов: «Учись учиться», «Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности», «Основы проектирования», введение изучение иностранного языка со 2-го класса, основ информатики с 3-го класса. Применение технологии «Портфолио» для индивидуального подхода к каждому ученику в условиях обычного класса.

При создании данных условий мы сможем говорить о формировании качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.


Вторая ступень общего образования (основное общее образование)-

5-9 классы.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка, поэтому мы должны создать условия, при которых учащиеся смогут:

- повысить мотивацию обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей;

- реализовать свои замыслы (проектные формы учебной и внеучебной деятельности);

- приобрести опыт общения со сверстниками в процессе общественно-значимых видов деятельности;

- двигаться в познании окружающего мира, имея возможности выхода на собственную индивидуальную образовательную траекторию.

Для этого необходимо будет произвести корректировку учебных программ и учебных планов, введя необходимые спецкурсы: «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе», «Психология обучения речевому мастерству», «Я в профессии», «Познай себя»; предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.

Более широкое применение технологии «Портфолио» для индивидуального подхода к каждому ученику.


Среднее (полное) общее образование - 10-11 классы.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подверглась самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации, поэтому в старшей школе должны быть созданы условия:

- для развития специальных и практических способностей учащихся;

- для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников, что предполагает высокий уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности;

- при которых учащиеся смогут составить индивидуальную образовательную траекторию на последние два года обучения.

Наиболее эффективными средствами работы со старшеклассниками являются проектирование, планирование, программирование. Старший этап обучения должен стать этапом глубокой дифференциации, при этом образовательный процесс может строиться по основным линиям, присущим всей проектируемой педагогической системе в целом, не меняя формы и способа образования:
* «знаниевая» линия имеет три составляющие: освоение общеобразовательного минимума; обобщение и систематизация знаний, носящих фундаментальный, мировоззренческий характер; учебные предметы на выбор (реализация индивидуальной образовательной программы);

*линия «проектно-исследовательской» деятельности и социальной практики через организацию и проведение внеучебных, социально-ориентированных видов деятельности, социальных образовательных проектов;

* «коммуникативная» линия через организацию партнёрского взаимодействия в многокультурном пространстве и участие в Интернет-проектах на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, в основной и средней школе учебная деятельность должна осуществляться в форме проектирования, исследования и управления. Только в результате реализации данных видов деятельности формируется практическое мышление учащегося.

Основным направлением организации воспитательной работы в школе является формирование активной гражданской позиции, повышение самооценки старшеклассников.


Исходя из этого, можно сформулировать основные направления изменения при проектировании желаемой педагогической системы школы.

  1. Обогащение содержания образования деятельным подходом к обучению.

  2. Формирование структурных компонентов учебной деятельности младших школьников.

  3. Разработка и внедрение новых курсов («Психология конкурентноспособной личности» (10-11 кл.), «Я в профессии» (9 кл.), «Познай себя» (8-9 кл.), «Учись учиться» (3-5кл.), «Культура делового общения» (10-11кл.), «Развитие коммуникативных навыков», «Введение в исследовательскую деятельность учащихся» (3-9 кл.), «Введение в проектную деятельность» (6-8 кл.), «Психология обучения речевому мастерству»)

  4. Освоение различных вариантов деятельностного подхода к обучению (технологии развития критического мышления, технология развивающего обучения, проблемное обучение, исследовательские модели обучения, информационно-поисковые, деловые игры, деловые проекты, портфолио, дебаты) педагогами начальной, основной и старшей школы.

  5. Разработка и внедрение альтернативных форм образовательной деятельности (работа в проектной группе, интеллектуальный марафон, научные общества учащихся (НОУ), учебно-исследовательские мастерские).

  6. Отработка формирования поля выбора и самоопределения в образовательной системе школы на старшем этапе обучения. (воспитательная система Шемшуриной, использование различных форм социальной практики, участие в тренинговых группах, участие во Всероссийской акции «Я-гражданин»).

  7. Внесение изменений в организацию образовательного процесса (проектная неделя, предметные декады, корректировка и внедрение новой формы тематического планирования, научно-практические конференции).

  8. Формирование новой модели психологической службы школы, ориентированную на психологическое сопровождение и диагностику процесса формирования деятельных качеств личности учащегося.

  9. Создание модели воспитательной системы школы, основанной на........

  10. Расширение взаимодействия школы с учебными заведениями города с целью совершенствования возможностей саморазвития и самоопределения учащихся (вузы, сузы, техникумы, колледжи и др.)

  11. Разработка и коррекция модели развития профессиональной компетентности учителя как средство реализации модели выпускника.

  12. Введение новых форм контроля и оценки.



Стратегический план изменений, реализуемых на первом этапе программы (2006-2010 гг.).


Направления и

задачи изменений

Ожидаемые

результаты

сроки

Ответственные

начало

окончание

1.Развитие системы начального

образования

1.1.Обновление содержания начального образования:

1.1.1.Освоение программы спецкурса «Учись учиться» учащимися начальной школы


1.1.2. Введение раннего изучение иностранного языка.


1.1.3. Введение в учебный план 4 класса спецкурса «Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности».

1.1.4. Введение в учебный план начальной школы (со 2-го класса) основ ИВТ


1.2. Обновление технологий начального образования:

1.2.1. Распространение имеющегося опыта группы учителей начальной школы на весь коллектив, работающий в 1-4 классах (опыт диагностики уровня сформированности учебной

деятельности).

1.2.2. Разработка и проведение уроков по формированию действий постановки учебной задачи, выделению способа деятельности, рефлексии (самоконтроль и самооценка), способов работы в группе.


1.2.3. Анализ имеющихся УМК с выделением тем для введения исследовательских задач, а также проекты уроков по решению исследовательских задач


1.3.Совершенствование методов контроля и оценки результатов начального


1.3.1. Использование технологии «Портфолио».


1.3.2. Участие в интеллектуальном марафоне. Защита проектов, портфолио


1.4. Повышение кадрового потенциала начальной школы.


1.4.1. Участие педагогов начальной школы в теоретических и практических семинарах по освоению новых пед.технологий.


14.2. Обучение информационным технологиям


1.5. Совершенствование мотивационной среды.


1.5.1. Разработать систему контроля.


1.5.2. Разработать систему поощрения



Учащиеся начальной школы смогут определять границу своего «знания-незнания», уметь делать содержательный запрос к различным источникам знаний


Развитие лингвистической компетенции


Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности


Развитие

Развитие информационно-технической компетенции


Методическая подготовка

всех учителей начальной

школы позволит работать в

деятельностном режиме.


Развитие у учащихся начальной школы основ проектного мышления, коммуникативных навыков и способов учебного сотрудничества.


Овладение учителями начальной школы методикой введения и решения исследовательских задач.


Применение индивидуального подхода к каждому учащемуся в условиях общеобразовательного класса.


Развитие способности к рефлексии, планированию, анализу.


Осознание ценности саморазвития, повышение своего образовательного уровня.


Осознание ценности саморазвития, повышение своего образовательного уровня.


Система контроля должна обеспечивать объективную оценку достигаемых результатов.


Система вознаграждения должна соответствовать результатам и распределяться справедливо.



09.09


09.07.


09.07


09.06


01.07


09.07.


09.07


09.07.


09.07.


09.06.


09.06


09.07.


01.07



05.10.


05.08


09.010


05.09


05.09


05.08


05.08


05.09


05.10


01.08


09.08




Предвечная Ж.В.


Федорец Л.Б.

Предвечная Ж.В.


Яланская Т.Г.


Предвечная Ж.В.


Предвечная Ж.В.


Иванова В.И.

Яланская Т.Г.


Иванова В.И.

Яланская Т.Г.


Иванова В.И.

Яланская Т.Г.


Иванова В.И.

Яланская Т.Г.


Все учителя начальной школы, среднего и старшего звена


Все учителя начальной школы, среднего и старшего звена


Грушко О.А.

Предвечная Ж.В.


Грушко О.А.

Предвечная Ж.В.

2.Развитие системы основного образовании:

2.1.Обновление содержания основного образования.

2.1.1.Введение спецкурса «Учимся решать проблемы» в 5-ом классе.


2.1.2. Введение спецкурса «Развитие коммуникативных навыков» в 7-ом классе,

«Культура делового общения» в 8-ом классе, «Ораторское искусство» в 9-ом классе.


2.1.3. Анализ имеющихся УМК по основным предметам с выделением модулей, предусматривающих освоение учащимися способов разработки и реализации исследовательских проектов.


2.1.4.Разработка программ элективных курсов в предпрофильных 9-х классах.


2.1.5. Введение в учебный план 9-х классов элективного курса «Познай себя», «Я в профессии».


2.2.Обновление технологии основного образования.

2.2.1. Внедрение новой пед.технологии «Дебаты».


2.2.2. Разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.


2.2.3. Более широкое использование проектной и исследовательской деятельности в учебной и внеклассной работе


2.3.Совершенствование методов контроля и оценки результатов основного образования.

2.3.1. Разработать внутришкольную систему диагностики, уделяя особое внимание изучению следующих вопросов:

- качество усвоения знаний;

- качество овладения основными интеллектуальными, предметными, общеучебными умениями;

- способность учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач.


2.3.2. Использование технологии «Портфолио».


2.3.3. Участие в интеллектуальном марафоне. Защита проектов, портфолио.


2.4.Повышение кадрового потенциала основной и полной школы


2.4.1. Участие педагогов среднего и старшего звена в теоретических и практических семинарах по освоению новых пед.технологий.


2.4.2. Обучение информационным технологиям.


2.4.3. Заключение договоров о сотрудничестве с вузами, техникумами, колледжами города.


2.5. Улучшение материально-технической базы основной и полной школы.


2.5.1. Развитие кабинетов, оснащённых за счёт Приоритетного национального проекта.


2.5.2. Оснащение кабинетов аудио- видеоаппаратурой.


2.5.3.Оснащение кабинетов компьютерной техникой.


2.5.4. Более широкий доступ в Интернет.


2.6.Совершенствование мотивационной среды основной и полной школы.


2.6.1. Разработать систему контроля.


2.6.2. Разработать систему поощрения





Развитие умения формулировать и анализировать проблемы, а также искать решения проблем.


Развитие коммуникативных навыков учащихся, а также понимание ими ценности владения культурой общения за счёт освоения названных программ.


Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу.


Реализация деятельностного подхода в обучении, понимание проблем своего образования и формулирование образовательных целей


Адекватно оценить свои способности в различных сферах, осознать свои недостатки.


Совершенствование коммуникативной компетенции как учителей, так и учащихся (9-й класс).


Развитие исследовательских способностей, умение прогнозировать и делать выводы.


Развитие умения формулировать и анализировать проблемы, искать решения проблем, умения анализировать связи между явлениями


Проведение диагностики.


Применение индивидуального подхода к каждому учащемуся в условиях общеобразовательного класса, умение проявить творческие способности


Развитие способности к рефлексии, планированию, анализу.


Осознание ценности саморазвития, повышение своего образовательного уровня.


Осознание ценности саморазвития, повышение своего образовательного уровня, использование полученных знаний в работе.


Позволит поднять имидж школы.


Представить учебный материал образно, наглядно.


Интенсивное применение информационных технологий на уроках.


Интенсивное применение информационных технологий на уроках.


Система контроля должна обеспечивать объективную оценку достигаемых результатов.


Система вознаграждения должна соответствовать результатам и распределяться справедливо.



09.09.


09.09.

09.07.

09.08.


01.07.


09.06.


09.06.


09.06.


09.07


09.07


05.07.


09.07.


01.07


09.06.


09.06.


09.06


09.07.


09.06.


09.07


09.07


09.07


09.070


09.07





05.10


05.10

05.08

05.09


01.09


05.07


05.09


05.08


05.09


05.09


09.10


05.08


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09





Косиди Т.Г.


Штукатурова Е.В.


Попова Л.Э.

Юрова Т.В.

Штукатурова Е.В.


Учителя, работающие в 9-х классах.


Косиди Т.Г.


Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Озарничук М.В.

Юрова Т.В.

Попова Л.Э.


Косиди Т.Г.

Немцева О.Б.


Учителя-предметники.


Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Грушко О.А.


Грушко О.А.


Грушко О.А.


Грушко О.А.


Грушко О.А..


Грушко О.А..


Грушко О.А.



3. Развитие системы полного образования.

3.1.Обновление содержания полного образования

3.1.1.Открытие профильных классов (социально-гуманитарного направления)


3.1.2. Введение в учебный план элективного курса «Экономика».


3.1.3. Внедрение спецкурса «Психология конкурентноспособной личности»


3.1.4. Введение спецкурса «Исследовательская и экспериментальная деятельность» в 11 классе.


3.2.Обновление технологий полного образования:


3.2.1. Более широкое использование технологии «Портфолио»


3.2.2. Широкое использование проектной и исследовательской деятельности в учебной и внеклассной работе


3.2.2. Реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.


3.3.Совершенствование методов контроля и оценки результатов полного образования:


3.3.1. Разработка диагностических материалов по результативности проведения курсов, их взаимосвязи с предметными курсами.


3.3.2. Учредить в школе «Неделю науки»




Формирование активной гражданской позиции, развитие умения оценивать решения и делать обоснованный вывод.


Развитие специальных и практических способностей старшеклассников.


Формирование качеств конкурентноспособной личности.


Совершенствование навыков исследовательской и экспериментальной деятельности.


Развитие у старшеклассников способности к рефлексии, планированию, анализу.


Умение формулировать и анализировать проблемы, искать решения проблем, умение анализировать связи между явлениями.


Систематизация исследовательских способностей, умения прогнозировать и делать выводы.


В результате проведённой диагностики определить эффективность введённых спецкурсов.


Повышение учебной мотивации учащихся. Развитие коммуникативной компетенции учащихся





01.07


09.07.


09.07.


09.08


09.07


09.07


09.07


01.09


09.07



05.09


05.09


05.08


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09


05.09





Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Немцева О.Б.


Учителя-предметники


Учителя-предметники


Немцева О.Б.

Косиди Т.Г.


Немцева О.Б.


4. Развитие системы внеклассной и внешкольной работы.

4.1. Обновление содержания внеклассной и внешкольной работы:


4.1.1. Работа по плану ДЮО «Родник».

Развитие школьного самоуправления.


4.1.2. Проведение деловых игр для старшеклассников «Проектируем будущее – проектируем успех»,

«Управление государством».


4.1.3. Введение уроков этики по программе Шемшуриной.


4.1.4.Проведение психологических тренинговых занятий для учащихся




Формирование активной гражданской позиции учащихся.


Развитие умения прогнозировать своё будущее, умения формулировать и анализировать проблемы

Развитие этической грамотности


Повышение самооценки учащихся, знание своих индивидуальных особенностей



09.06


09.07


09.06


09.06





05.09


05.09


05.09


05.09



Зам. директора по ВР


Зам. директора по ВР


Зам. директора по ВР


Суханова Т.В.

Косиди Т.Г.





На основании этого мы можем сформулировать

^ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ


За счёт изменений в педагогической системе школы обеспечить её способность на более высоком, чем в настоящее время, уровне сформировать устойчивый интерес к новым знаниям, познанию мира, повысить мотивацию к обучению, понимание ценности владения культурой общения, а также достигать новых результатов благодаря развитию у учащихся школы проектного мышления, исследовательских способностей и переходу на новую систему оценивания.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В результате реализации программы развития должны быть сформированы сле­дующие качества:

1. У выпускников начальной школы ( 2010 г.)- качества субъекта учебной дея­тельности ( умение ставить учебные цели и задачи, выбирать оптимальные пути и средства достижения этих целей, планировать последовательность своих действий, контролировать себя по ходу учебной деятельности, оценивать результаты своей работы).

2. У выпускников основной школы (2010 г.) - качества субъекта управленческой (проектировочной) деятельности - на первоначальном уровне ( умение формулировать и анализировать проблемы, умение искать решение проблем, умение оценивать решения и делать обоснованный выбор, владение способами разработки несложных проектов, уме­ние работать с группой, умение работать с информацией).

3. У выпускников старшей школы - на более высоком уровне должны быть сфор­мированы вышеназванные качества, а также - на первоначальном уровне - качества субъ­екта исследовательской деятельности ( интерес к познанию мира, понимание различия между научными и эмпирическими знаниями, умение формулировать гипотезы, умение планировать решение исследовательских задач, владение наиболее простыми способами сбора исходных данных, умение планировать эксперименты, умение анализировать связи между явлениями, опыт разработки и реализации исследовательских проектов и учебно-исследовательских работ).

Цель будет достигнута, если вышеназванные качества буду сформированы на вы­соком и среднем уровне у 70% выпускников.

^ Социокулътурная компетентность выпускника школы включает кроме на­званных, следующие составляющие:

• Качества субъекта общения (умение слушать, кратко и ясно излагать свою мысль, аргументировать свою позицию, выступать перед аудиторией, терпи­мость к иным взглядам и суждениям), толерантность

• Умение общаться в многокультурном пространстве (владение двумя иностран­ными языками: английским и немецким на уровне сформированных компетентностей, предусмотренных программами, владение информационными тех­нологиями ( 70% - на высоком и среднем уровне ( «хорошо» и «отлично»).

• Психологическая мобильность и социальная адекватность

( сформированное умение и готовность учиться всю жизнь, адекватная самооценка, сформирован­ный образ «Я - реальное» и «Я - идеальное», осознанность своих ценностных и профессиональных ориентации и предпочтений, самостоятельное и обоснован­ное профессиональное самоопределение)

4. Педагогический коллектив (70% учителей) должны овладеть проектно-исследовательской технологией как основной образовательной технологией в школе

5. В школе должна быть создана положительная мотивационная среда для реа­лизации цели школы, сформирована единая ценностная культура (принятие педаго­гических ценностей, выработанных коллективом и зафиксированных в миссии школы).

6. При наличии дополнительного финансирования будет реализована исследова­тельская цель: разработаны методические и дидактические основы школы деятельной личности (обобщены и описаны технологии, созданы методические разработки и пакет диагностик, определены шкалы измерения уровней сформированности качеств деятельной личности (для этого необходимо привлечение дополнительных научных и финансовых ресурсов)


^ КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ.

Поэтапный контроль - планируется по годам (по мере разработки годовых планов).

I этап – 2006-2010 гг.


Объект контроля

Вид

контроля

Методы диагностики

и контроля

сроки

1.Процесс и результат

Работы по разработке

Исследовательских задач

Текущий


Рубежный

Анализ и коррекция рабочих материалов, собеседования с учителями-разработчиками и методистами ККЦНО.


Экспертиза материалов специалистами

01.2006 – 05.2007.


05.-08.

2010

2. Методическая подготовка учителей начальной школы (владение технологией формирования учебной деятельности)

Рубежный

Посещение уроков, анализ представленного банка методических материалов

09.2006-

05.2008

3. Апробация новых курсов

Текущий


Рубежный

Посещение занятий, их совместный анализ, анкетирование учащихся, родителей, учителей, работающих в данных классах.


Диагностика уровня сформированности качеств, обозначенных в программах

09.2007-

05.2010.


05.2010

4. Мотивационная готовность к освоению новшеств и степень освоения педагогами технологии деятельностного подхода

Текущий


Рубежный

Посещение уроков, заседаний МО. Анализ методических материалов МО по итогам года, анализ нового тематического планирования на 2007-2008 учебный год.


Диагностика мотивационной среды (Методы: наблюдения, собеседования, вопросник В.С.Лазарева, методики Н.Немовой)

09.2006-

09.2007.


05.2007-

01.2020


Итоговая диагностика результативности программы.


Разработка оценочной шкалы уровня сформированности каждого качества моде­ли выпускника и описания признаков, позволяющих относить оцениваемый объект к тому или иному уровню - это одна из исследовательских целей программы.

1. Для оценки уровня сформированности учебной деятельности младших школь­ников разработана диагностика в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, а также – психологическая диагностика сформированности понятийного мышления, мысли­тельных операций (планирование, анализ, рефлексия) и мотивации (методики известны и используются в психолого-педагогической практике)

2. Для учащихся основной и средней школы на данном этапе могут быть исполь­зованы следующие группы методов для определения результативности реализации про­граммы.

1) Методы, диагностирующие развитие мышления, особенно, на уровне умения решать проблемы: формулирование вопросов, выявление и разрешение противоречий,

решение проблемных ситуаций; сравнение и сопоставление; установление соответствия; анализ информации; установление причинно-следственных связей; поиск и выбор необхо­димой информации ( инструмент: карта наблюдения и анализа урока).

2) Методы, диагностирующие готовность к обобщению и конструированию но­вых знаний: сочинения, портфолио, проекты, эксперименты, исследования.

3) Методы, диагностирующие способность учащихся самостоятельно планиро­вать и осуществлять деятельность: задания, предполагающие выбор способа деятельно­сти; формы представления результатов работы; разработка индивидуального образова­тельного маршрута.

Одна из основных задач дидактической диагностики - определение соотношения между репродуктивным, частично-поисковым и проектно-исследовательским компонен­тами в деятельности учащихся.

4) Основой для оценивания уровня сформированности проектной деятельности учащихся может быть методика, разработанная Г.Б.Голуб и О.В.Чупраковой «Портфолио в системе педагогической диагностики» (ж. «Школьные технологии» 2005, № 1,2)

Опосредованные критерии:

• Рост количества участников научно-практических конференций окружного, городского и краевого уровня.

• Рост количества реализованных общешкольных проектов по инициативе учащихся.

• Расширение участников Интернет-проектов.

• Рост количества прибывающих учащихся, успевающих на «4» и «5» как результат формирования благоприятного имиджа школы.

• Снижение уровня текучести педагогических кадров

• Рост количества специалистов вузов - работников по совместитель­ству или привлекаемых для определенных видов работ.



Похожие:

Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы
Паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования)
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconПаспорт программы развития моу «Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска на 2011 – 2015 годы. Наименование Программы
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №61» г....
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconПаспорт Программы развития школы
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа ключевых...
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconПаспорт Программы развития школы
Программы развития мбоу «Усть-Янская средняя общеобразовательная школа имени Семена Васильевича Горохова»
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconПаспорт программы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» icon1. Паспорт программы развития Наименование Программы
Программа является организационно-правовой основой функционирования, развития и стабилизации школы
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconОбразовательные программы для начальной школы
Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Наша школа предлагает...
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconПрограмма воспитания успешной личности Актуальность программы «Новая школа должна соответствовать целям опережающего развития»
Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений...
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconГосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №596 с углубленным изучением французского языка Приморского района Санкт-Петербурга паспорт программы развития
Тема: Интерактивный подход как фактор формирования допрофесиональной компетентности выпускника современной школы
Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Паспорт программы

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты