Тема проектного задания icon

Тема проектного задания



НазваниеТема проектного задания
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ


КПК «Обучение биологии и географии в условиях ведения ФГОС второго поколения»


Тема проектного задания:

  1. Положение о проектной деятельности.

  2. Критерии оценки проектных заданий.



Группа разработчиков:

Артемчук Наталья Викторовна - МБОУ «Вырицкая СОШ №1»

Гулова Римма Владимировна – МБОУ «Гатчинская СОШ №4»

Гуськова Светлана Анатольевна – МБОУ «Гатчинская СОШ №9»

Кукина Галина Васильевна – МБОУ «Гатчинская гимназия им. Ушинского»

Петрухина Наталья Геннадьевна – МБОУ «Гатчинская СОШ №1»

Пусенкова Людмила Семеновна - МБОУ «Гатчинская СОШ №9»

Соколова Елена Викторовна – МБОУ «Гатчинская СОШ №7»

Филатова Светлана Алексеевна - МБОУ «Вырицкая СОШ №1»


г. Гатчина

2013 г.


Рассмотрено на Утверждаю

педагогическом совете Директор МБОУ

«____ СОШ №___»

___ _________2013г. __________ _______________

подпись расшифровка фамилии

_______ _____________2013г.


ПОЛОЖЕНИЕ

^ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Положение разработано на основе:

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального Государственного Стандарта второго поколения;

3. Образовательной программы школы;

4. Типового положения об образовательных учреждениях.


I. Общие положения

1.1. Метод проектов – один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.

1.2. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем.

1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

1.4. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления, формирование УУД.

1.5. Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов

(учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно её использовать);

- развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление);

- развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии, публично выступать);

- формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);

- развитие умения проводить рефлексию.


^ II. Организация и содержание проектной деятельности


2.1. Для осуществления научно-исследовательской, проектной деятельности в школе создается творческая группа инициативных учителей, заинтересованных повышением качества образования, развитием творческих способностей, самостоятельных исследовательских умений учащихся, повышением конкурентоспособности школы и её участников образовательного процесса.

2.2. Руководитель группы избирается голосованием на заседании творческой группы.

2.3. Творческая группа разрабатывает план научно-исследовательской и проектной деятельности в школе.

2.4. Творческая группа подчиняется руководителю школьного методического совета.

2.5. На руководителя проектной деятельности возлагаются следующие функциональные обязанности:

- формирование проектных групп на основе полученных от администрации списков обучающихся, являющихся разработчиками-исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли научных руководителей проектных групп, проведение необходимых консультаций с последними в ходе проектной деятельности, координация усилий всех членов проектной бригады;

- несение персональной ответственности за грамотное техническое решение, работоспособность представленного к защите проекта;

- обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста обучающихся в сфере избранной ими темы, подготовка обучающихся к участию в научно-практической конференции;

- своевременное занесение в журнал проведенных в соответствии с протарифицированной недельной нагрузкой консультационных часов.

2.6. Оплата за руководство проектной деятельностью учащихся оформляется дополнительным соглашением директора школы с руководителем проекта по факту защиты проектной работы учащимися. Сумма оплаты определяется по критериям:

-количество фактически реализованных проектных работ;

-возрастная группа учащихся, определяющая сложность работы;

- тип проекта по охвату участников (индивидуальный, групповой);

-результаты оценки работ экспертной комиссией;

-соответствие представленных материалов требованиям, предъявляемым к содержанию, оформлению проектных, исследовательских работ.

Финансовая единица измерения критериев устанавливается ежегодно.

2.7. Руководителем проекта является учитель, координирующий конкретный проект.

2.8. Темы проектов могут предлагаться как учителями, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с учителем.

2.9. Проект может быть групповым или индивидуальным, по результату проект может быть информационным и исследовательским, обзорным, продукционным.

2.10. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

2.11. Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки их сдачи.

2.12. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.

2.13. Этапы работы над проектом:

  • поиск темы, определение цели и задач проекта, типологии проекта, согласование с руководителем календарного плана работы над проектом, заявление темы, определение участников проекта;

  • работа над проектом, оформление отчета;

  • публичная защита проекта.

2.14.

Формы продуктов проектной деятельности
Перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:
- Портфолио;
-Выставка;
-Газета;
- Видеофильм,
- Праздник,
- Публикация,
- Костюм,
- Макет,
- Оформление кабинета,
- Справочник,
- Серия иллюстраций,
- Учебное пособие,
- Коллекция,
- Мультимедийный продукт,
-Статья.


III. Процедура и формы защиты проекта


3.1. По желанию участников проектной деятельности ее результаты могут

защищаться следующим образом:

  • в виде ответа на уроке;

  • в виде публичной защиты.

3.2. В процедуру защиты реферата входят:

  • выступление рецензента (до 5 минут),

  • выступление автора или авторов работы (до 15 минут),

  • ответы на вопросы присутствующих.

3.3. На ШКОЛЬНОЙ научно-практической конференции предоставляется возможность публичной презентации проекта. Научно-методический совет школы является ответственным за организацию конференции. Цель организации публичной презентации проектов:

  • предоставление учащимся возможности для публичного выступления с целью самовыражения;

  • повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;

  • обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;

  • обучение учащихся технологии проектной деятельности.


^ IV. Оценка проектной деятельности


4.1. Презентация проекта оценивается по технологии проектной деятельности (см. приложение 2).

4.2. Защита проекта оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта (см. приложение 3).

4.3. На каждый проект руководитель с учащимися оформляет методический паспорт (см. приложение 4).

4.4. Оценку проекта и оценивание УУД учащихся осуществляет экспертный совет.

4.5. Экспертный совет состоит из представителей учительского и ученического коллективов, который назначается приказом директора школы.

4.6. В состав экспертного совета могут входить рецензенты проекта, родители другие представители.


^ V. Награждение участников проектной деятельности


5.1. Каждый участник проектной деятельности, защитивший свой проект или его часть на научно-практической конференции, награждается дипломом или сертификатом ее участника.

5.2. Участники проектной деятельности, чьи проектные работы и публичная защита признаны экспертным советом лучшими, награждаются дипломами первой, второй и третьей степени.


Приложение 1


Технология подготовки проекта и проведения защиты проекта


^ Основные этапы совместной деятельности преподавателя и учащихся


1 этап. Выбор темы


Тема должна быть актуальна и интересна не только учащемуся, но и его одноклассникам, должна быть социально значима, особенно если это касается предметов гуманитарного цикла.

Успешность защиты проекта во многом зависит от грамотного выбора темы. Принимаются три типа проектов:

  1. Классификационный, позволяющий его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах науки и в различное время.

  2. Познавательный, позволяющий его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению проблем основного курса

  3. Исследовательский, где основным содержанием проекта является цепочка задач или проблем, решаемых автором самостоятельно.

^ Особенности каждого типа:

  • Классификационный - предполагает обоснование принципа выбора классификации, ее полноту и достаточно высокий уровень обобщения программного материала, наличие внутренней связи между внешне далекими понятиями.

  • Познавательный - подразумевает изучение его автором достаточно сложного теоретического материала, далеко выходящего за рамки программы. В итоге должны быть собраны воедино и доступно изложены основные положения изученного, приведены яркие примеры, иллюстрирующие характерные идеи и методы. Желательно, чтобы автор отметил возможность практического применения изложенных идей в областях далеких от данного предмета.

  • Исследовательский - требует от автора гораздо большего объема самостоятельной работы. Его основой является исследование свойств выбранного объекта исследования. Материал излагается в виде логически связанной цепочки решенных задач и рассмотренных проблем.

  • Отдельный интерес (независимо от типа) представляют проекты, иллюстрирующие различные межпредметные связи и творческие проекты.


2 этап. Выбор консультантов-руководителей.

Определение первичного списка изучаемой литературы

После того, как учащиеся определятся с темой проекта, им назначаются консультанты-руководители. Их задачей является составление списка литературы, которую учащиеся должны проработать и использовать при написании проекта. В процессе знакомства учащихся с литературой, консультанты помогают им составить план будущей работы, уточнить список включаемых в проект задач, проблем, актуальных вопросов и т.д.

Важен и правильный подбор консультантов-руководителей. Если выбран познавательный тип проекта, то консультант должен быть специалистом по данному вопросу. Работу классификационного типа обычно курирует основной преподаватель. Консультант исследовательского проекта исполняет роль научного руководителя, дает промежуточные задания, задает направление дальнейших исследований

К консультациям, помимо основного преподавателя, могут привлекаться и другие учителя, студенты, выпускники школы, родители-специалисты.


3 этап. Написание проекта, подбор и решение задач и проблем, обсуждение прикладной части проекта


Проект должен включать следующие разделы:

1. Введение, где показана значимость выбранной темы для ученика. Возможно описание предыстории, некоторых классических методов, которые встретятся в проекте.

2. Основная часть, где даются все используемые определения, рассматриваются проблемы и задачи и т.д.

3. Практическая часть, где показываются разнообразные применения теории и приводятся решенные задачи и исследования.

4. Заключение, где указывается место данной темы в курсе и возможные межпредметные связи.

5. ^ Оглавление и список использованной литературы.

В процессе написания проекта консультантами даются рекомендации по его оформлению, логической последовательности изложения рассматриваемых вопросов и проблем. Любой проект должен содержать задачи, решенные самим автором самостоятельно.


4 этап. Презентация проекта

Презентация проекта является открытым мероприятием, на нем присутствуют члены экспертной комиссии и все желающие: одноклассники, учителя школы и др.

В процессе защиты ученик(и) не воспроизводит полностью свою работу, а кратко излагает содержание проекта, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, акцентируя внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось решать самостоятельно.

Большое влияние на оценку оказывает заключительная часть защиты, где ученик отвечает на вопросы экзаменационной комиссии. Характер вопросов связан с типом проекта. Экзаменационная комиссия не ограничивается цифровой оценкой ученика, а подробно характеризует достоинство и недостатки, как проекта, так и его защиты.

Защита проекта одним учеником занимает до 10 минут.


5 этап. Оценивание формирования УУД


Совместную работу ученика, учителя и других участников процесса проектирования можно рассматривать как модель исследовательской деятельности в рамках школы.

Экспертные комиссии имеют возможность представить балльную систему оценивания формирования УУД по специальной шкале, разработанной по общей схеме проекта. Результаты заносятся в портфолио ученика и являются материалом для общей оценки уровня формирования УУД.

В процессе проектной деятельности ученик поднимается на качественно иной уровень образования, а сами проекты станут полезными методическими пособиями, которые учитель сможет использовать в дальнейшем и на уроке, и во внеурочной деятельности.

Приложение 2

Презентация проекта

Презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт, но и подготовлен отчет, который содержит описание работы над проектом, постановку цели, самооценку и рефлексию автора проекта. В рефлексии ребенок должен отразить информацию о достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе подготовки проекта.

Отчету придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет автора (самоопределение и самоконтроль).

Отчет может быть представлен в различных формах – отпечатанный текст, в виде презентации подготовленной в Power Point или устное сообщение, фотовыставка, показ модели и др..

Отчет поможет учащимся проанализировать свою работу, а также закрепить такие общеучебные умения и навыки как целеполагание, планирование, рефлексия и т.п.(ориентировочные УУД). Отчет должен отражать основные этапы проектной деятельности: выбор темы и ее значимость для автора проекта, планирование деятельности, описание этапов работы над проектом, самооценка и рефлексия.

К проекту должна прилагаться рецензия экспертной комиссии с оценкой предоставленного материала.


^ Содержание отчета крупного учебного (группового или индивидуального) проекта:


  • титульный лист (название проекта, автор, школа, класс, координатор проекта и консультанты, дата исполнения);

  • вступление (включает обоснование выбора темы, цель проекта и план работы);

  • основная часть содержит описание основных этапов создания проекта;

  • заключение (содержит основные выводы, самооценку и рефлексию);

  • библиография и источники информации;

  • приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограммы интервью, анкеты и т.п.).

Если отчет текстовый файл или файл презентации, то он должен быть представлен на дискете, на которой надписаны: имя автора, класс, название работы, имя файла.


Приложение 3

Оценка проекта


^ Критерии оценивания проектных заданий

Составлены на основе:

- Федерального закона РФ « Об образовании»

- Требований ФГОС второго поколения

- Образовательных программ


Критерии оценивания:


Оцените себя. А затем оцени товарищей по группе.

  • 2 – выше среднего

  • 1 – средний

  • 0 – ниже среднего.

Матрица оценивания проектов

Показатели проявления компетентности

(критерии оценивания)

Фамилии учащихся





Учебно-познавательные .

 Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

 Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

(максимальное значение – 16)

1

2

3

4

5

6






1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

 

 

 

 

 

 

2. Умение ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснять свою цель

 

 

 

 

 

 

3. Умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме

 

 

 

 

 

 

4.Умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы



















5. Умение выбирать условия проведения наблюдения или эксперимента, описывать результаты, формулировать выводы



















6. Владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, интернет.



















7. Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее



















8. Овладение навыками использования информационных устройств и применение их для решения учебных задач






















Регулятивные

проявляются в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Максимальное значение 2 балла





9.Умение организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 




Коммуникативные

проявляются в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

(максимальное значение –8)




10. Владение способами взаимодействия с окружающими людьми, выступать с устными сообщениями, уметь задавать вопросы, корректно вести учебный диалог

 

 

 

 

 

 

11. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью, а так же владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)

 

 

 

 

 

 

12. Владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умения искать и находить компромиссы

 

 

 

 

 

 

13. Умение выступать устно и письменно результатах своего исследования






















Личностные (максимальное значение - 4)




14. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

 

 

 

 

 

 

15 Развитие опыта оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;




















 ИТОГО:

3
















Максимально возможное количество баллов: 30

  • Оценка “удовлетворительно”: от 15 до 19 баллов (42%)

  • Оценка “хорошо”: от 20 до 26 баллов (65%)

  • Оценка “отлично”: от 27 до 30 баллов (90%)

Возможно штрафные баллов за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.


Приложение 4

^ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА


Адресация

  1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета (предметов).

  2. Тема проекта

  3. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

  4. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)

  5. Возраст учащихся.

  6. Время работы над проектом.

  7. Режим работы.


Обеспечение

  1. Материально – техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.

  2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, или информационные и материально-технические ресурсы).

  3. ЗУН и общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте.

  4. Мотивация к работе.


Предполагаемое формирование УУД:

    1. Личностные УУД:

а) жизненное, личностное и профессиональное определение- этап презентации проекта и рефлексии.

б) действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания на основе жизненно-смысловой ориентации учащихся

(готовности к жизненному и личному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях).


    1. ^ Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимися свой учебной деятельности

а) целеполагание как постановка учебной задачи (что уже известно, а что необходимо узнать),

б) планирование – определение последовательности промежуточных целей и задач с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий,

в) прогнозирование – предвосхищение результата, уровня усвоения, его временных характеристик,

г) контроль – проверка предположений и способа действий с эталоном (научным фактом) с целью обнаружения отклонений и коррекции действий,

в) волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к выбору и принятию решений и преодолению препятствий.

    1. ^ Познавательные УУД: по предметам.

Новое содержание по каждой теме.

Новые практические приемы.

Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Развитие навыков:

самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями;

самостоятельного принятия решений;


    1. Коммуникативные УУД.


коммуникативность:

      • в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;

      • мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании.

      • самоанализа и рефлексии.

      • Воспитание толерантности.

      • Расширение кругозора.



Похожие:

Тема проектного задания iconТема: «Треугольники» Составитель Исакова Ирина Сергеевна
Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания направлены на проверку понятия «треугольник», различных видов треугольников и умения...
Тема проектного задания iconФормирование в России системы проектного финансирования
Российской Федерации, Закон «О залоге», Федеральный закон «Об ипотеке», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный...
Тема проектного задания iconТема занятия: «Понятие о тексте»
На доске тема занятия закрыта карточками, на обратной стороне которых упражнения на повторение. Все задания перекликаются с лексической...
Тема проектного задания icon11 класс (задания с ответами) Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных
Задания для проведения муниципального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады по экологии
Тема проектного задания iconЛитература 9 класс
Задания выполняются в тетрадях, в любом порядке. Переписывать условия не нужно. Перед решением (ответом) необходимо четко указать...
Тема проектного задания iconЛитература 10 класс
Задания выполняются в тетрадях, в любом порядке. Переписывать условия не нужно. Перед решением (ответом) необходимо четко указать...
Тема проектного задания iconДиагностические задания по программе «от рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа
Примечания: на начало и на конец учебного года ребенок выполняет одни и те же задания
Тема проектного задания iconМетодика конструирования коз
Однако на практике учащимся зачастую предлагаются задания, которые проверяют только знания, задания, которые не учат наших детей...
Тема проектного задания iconТематика домашних контрольных заданий
Контрольные домашние задания выдаются студентам в виде электронныхфайлов, в которых сформулированы несколько заданий по каждой теме....
Тема проектного задания iconСистема разноуровневого контроля При изучении темы «причастие»
Разноуровневый контроль осуществляется при помощи балльной (рейтинговой) системы. В течение всего изучения темы учащиеся выполняют...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты