Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»



НазваниеРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Орска»


Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на метод. объединении с зам директора по УВР директор «МОАУ СОШ №6 г. Орска»

Руководитель методического ………………………………………… 2013 г. ……………………………. 2013 г.

объединения ………………….

……………………………………..


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

( УМК «Система Л,В, Занкова»;

Н.В. Нечаева.Учебник «Русский язык» Издательский дом «Фёдоров», 2011

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)


Разработчик программы

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Чурилина Светлана Владимировна

Педстаж 21 год


^ Пояснительная записка.


В основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса МОАУ «СОШ № 6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная Н.В. Нечаевой, которая обеспечена учебником «Русский язык» ( Н.В. Нечаева). Издательский дом «Фёдоров», 2011); методическими рекомендациями к курсу «Русский язык»-4 –е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.-120с. ( Нечаева Н.В.)

^ Цели курса:

  • Социокультурная цель предполагает формирование:

а) коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;

б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.

  • Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.


^ Задачи курса:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • Овладение обучающимися умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

  • Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


^ Общая характеристика учебного предмета


Обучение русскому языку состоит из двух преемственных курсов: «Обучение грамоте» и «Русский язык».

Предлагается непрерывный курс русского языка, построенный в соответствии с целями, которые определены выше. ^ В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей общеучебным умениям - чтению и письму. Далее, до конца начальной школы, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка в начальных классах.

Такое структурирование материала позволяет:

- устанавливать всевозможные связи между смыслом и языковой правильностью
его выражения;

  • раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям;

  • постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми оперирует ученик;

- соответственно, рассматривать одно и то же языковое явление с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность анализа.

Многоаспектность анализа языкового материала в свою очередь создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения (каждый ученик найдет свою нишу), а также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается «чувство языка», формируется прочность усвоения программного материала.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса русского языка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте.

В соответствии с Примерной основной образовательной программой по русскому (родному) языку и целями данного курса в программе раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Важно единство освоения всех линий: развития речи с изучением системы языка, освоением орфографической и пунктуационной грамотности. Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий, логика формирования которых по годам обучения представлена в нижеприведенной таблице.

Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку:

  • сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Раскроем коротко, как содержание каждого из разделов программы русского языка способствует достижению названных результатов.


  1. Развитие речи


В 1 классе, как и в период обучения грамоте, особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.

На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам.

В ФГОС особо подчеркивается значение формирования умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации. Первоначальный навык поиска информации связан со свободной ориентацией ребенка в учебнике, что стимулируется постоянными обращениями к прежде выполненным заданиям, к текстам, широко представленным словарным статьям, справочному материалу, который обогащается от класса к классу. К 4 классу в соответствии с программой ученики будут иметь представление о детских энциклопедиях по языкознанию и о разнообразии словарей по языку: толковый, орфографический, обратный, грамматический, школьный словообразовательный, морфемно-орфографичес-кий, этимологический, эпитетов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных слов, учебный словарь сочетаемости слов русского языка. Они будут осознавать структуру текста, научатся доказывать, задавать вопросы. Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности. Тем самым ведется системная работа по развитию информационной культуры младших школьников, которая поддерживается следующими позициями программы и соответствующими заданиями учебника: сжатие и расширение информации, нахождение в тексте явной и скрытой информации, анализ структуры текста, составление его плана, выявление главной мысли, нахождение дополнительной информации, работа со справочным материалом, а также составление собственных текстов с их последующим редактированием в случае необходимости.

К концу 4 класса младшие школьники:

  • приобретут опыт по поиску и фиксации необходимой информации;

  • начнут ориентироваться в источниках информации (в учебнике и учебных пособиях, в дополнительной литературе, Интернете, при общении с одноклассниками, учителем, взрослым);

  • приобретут умение работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модели слова), понимать, анализировать, преобразовывать и дополнять ее;

  • получат опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению (в т.ч. и в виде презентации).

Таким образом, работа с текстом открывает широкие возможности для личностного

развития школьника, формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Основной способ освоения устной и письменной речи - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

II. Система языка

Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами, которые раскрыты в программе каждого класса: фонетики, графики, орфоэпии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса. Практическая реализация этой части программы осуществляется при выполнении заданий, предложенных в учебниках, а также в результате собственной литературной деятельности школьников.

Назовем предметные действия, формирование которых предусмотрено программой данного раздела курса.

  1. Закрепление знания последовательности букв в русском алфавите, полученного в период обучения грамоте, которым ученики активно пользуются во всех учебниках русского языка при выполнении заданий на упорядочивание слов по алфавиту (как по первым буквам, так и по последним), при работе со справочниками, представленными в учебниках, а также при поиске информации в дополнительной справочной литературе.

  2. Формирование навыков правильного произношения звуков в слове и правильного выделения ударного звука; правильного образования форм слов (сапог, помидоров), употребления в речи неизменяемых слов (эскимо, пальто, метро).

  3. Получение опыта по выявлению в текстах слов с неясным для ученика значением, ознакомление на практическом уровне с лексическими группами слов: синонимами, антонимами, многозначными словами, фразеологизмами. Лексическая работа проводится систематически на протяжении всего начального обучения.

4.Дифференциация самостоятельных и служебных частей речи; определение граммати-

ческих признаков и роли в предложении имен существительных, имен прилагательных и глаголов (в рамках изученного); нахождение в тексте личных местоимений, наречий, чис-лительных, союзов и, а, но, частицы не при глаголах.

Морфология изучается в теснейшей связи с синтаксисом. Дети освоят роль существительного и глагола как главных членов предложения, познакомятся с ролью существительного - дополнением и обстоятельством, с ролью прилагательного - определением, ролью личного местоимения - подлежащим, ролью наречия - обстоятельством. Они подводятся к выводу, что связь слова с другими словами требует от них тех или иных грамматических форм.

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создает условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентированности ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие соответствующих возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.


III. Орфография, пунктуация

Логика работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности также строится на основе объективно существующих связей между разными разделами языка.

Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1 класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокорен-ные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в одноко-ренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Вводится орфограмма «проверяемая безударная гласная в корне» во 2 классе, после ознакомления детей с составом слова. Затем к способу проверки этой орфограммы ученики возвращаются при сравнении со способами проверки других корневых орфограмм: непроверяемые гласные (тема идет с 1 класса), оглушение звонких согласных и непроизносимые согласные. Тогда же (во 2 классе) ученики знакомятся с частями речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и их грамматическими признаками (род, число). Теперь дети готовы к орфографической теме 3 и 4 классов «Безударная гласная в окончаниях слов», правила проверки которой сравниваются с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные - согласные, ударные -безударные гласные), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3-4 классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными -о-, -а- и суффиксов -ик-, -ек.

Во всех случаях новое правило написания безударной гласной выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема «Правописание безударной гласной» рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова, со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой.

Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.

Исходя из вышеизложенного, законченная предметная линия «Русский язык» своими средствами создает условия для личностного развития школьников, формирования умения учиться, приобретения предметных умений, что поможет им получить социокультурный опыт и адаптироваться к следующему этапу обучения.


^ Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на русский язык отводится 5 часов в неделю, всего 55 часов.


^ Календарно – тематическое планирование уроков обучения грамоте.

5 часов в неделю // 55 часов



^ Календарные сроки

урока

Тема раздела

Планируемые результаты обучения

^ Виды деятельности

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

^ Речь устная и письменная (7 часов)




1

1–2. Ознакомление с учебником. Речевая ситуация. Средства речи: устной

и письменной.

Упр. 1–8


^ Развитие речи. Различать устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) формы речи; средства устной и письменной речи (в рамках изученного). Различать особенности общения в школе, на улице и дома; со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми2.

Участвовать в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций. Оценивать соответствие средств устного общения речевой ситуации. Пользоваться правилами речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией. Анализировать свой жизненный опыт общения, а также ситуации из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.


^ Фонетика, орфоэпия, графика. Различать звуки речи. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах. Выполнять звукобуквенный разбор слова по данному в учебнике образцу. Различать звуки и буквы.

Использовать небуквенные графические средства при списывании: пробел между словами, абзац, знаки препинания. Обращать внимание на орфоэпические нормы речи, чистоту произношения.


Лексика. Среди данных словосочетаний находить словосочетания с прямым и переносным значением заданного многозначного слова.


Синтаксис. Понимать роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи. Соотносить знак в конце предложения с интонацией его произношения.


Орфография и пунктуация. Раздельно писать слова при списывании. Употреблять прописную букву в начале предложения.

^ Иметь представление о понятии «орфограмма»,

о соотношении звука и буквы. Осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами. Находить опасные места при оформлении предложения.

Пользоваться справочником правописания.


^ Личностные УУД

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– знание основных моральных норм поведения в школьной жизни.

Регулятивные УУД

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

^ Познавательные УУД

– находить нужную информацию в учебнике русского языка и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– сравнивать, производить сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– подводить языковые факты под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки–буквы, звуки гласные–согласные, гласные ударные–безударные, слог, согласные мягкие– твердые, согласные звонкие–глухие, согласные шипящие.

^ Коммуникативные УУД

– участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой);

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости;

– адекватно реагировать на обращение учителя.


Упражнение в понимании и овладении устной речью: в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.


Накопление опыта уместного использования средств устного общения: мелодики речи, логического ударения, паузы, силы, тембра голоса, темпа речи, мимики, жестов, движений (терминологией пользуется учитель) в естественной ситуации общения на уроке, в школе, а также при инсценировании

заданной учителем ситуации. Например: «Расскажи, как надо переходить дорогу, используя только мимику, жесты, движения».

Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике: выбор поведения, речевых средств, адекватных роли.

Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста. Оценка и взаимооценка првильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста, внесение необходимых коррективов. Пользование в повседневной жизни нормами речевого этикета: словами приветствия, прощания, благодарности, обращения.

Совместная выработка правил участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения в понятной для партнера форме. Комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением. Выражение удовлетворения по поводу своих достижений и достижений одноклассников. Упражнение в понимании письменной речи и владении ею. Адекватное восприятие оценки своей речи и выполненной работы со стороны учителя. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника

Освоение правил работы с заданиями к упражнениям. Установление числа и последовательности звуков в слове. Определение характеристики гласных и согласных звуков. Анализ звукового состава слов.

Составление модели слова, подбор слова к заданной модели. Сравнение роли в речи звуков и букв. Упражнение в произнесении трудных в орфоэпическом отношении слов для учеников данного класса. Выделение в речи и демонстрация понимания смысла многозначных слов. Упражнение в их использовании. Различение предложения и слова по внешним признакам. На практическом уровне определение существенных признаков предложения: законченность мысли и особенности интонации конца.

Наблюдение зависимости цели произношения предложения, его интонации и знака в конце. Выделение (маркировка)в предложении «опасных мест» при его записи (написание с большой буквы первого слова, пробелы между словами, знаки препинания в середине и конце предложения). Анализ слов с точки зрения расхождения написания и произношения гласных и согласных звуков (букв). Группировка слов, в которых есть орфограммы и в которых их нет.

Нахождение и маркировка в словах орфограмм (знакомых и еще не изученных). Упражнение в написании слов с непроверяемыми орфограммами (в соответствии с этапом обучения).

Упражнение в ориентировании в орфографическом словаре и в словарных статьях, приведенных в учебнике.





2

Этикетные слова. Звуки–буквы. Опасные места при записи предложения. Оформление письменной речи.

Упр. 1–8





3

Понятие слабой и сильной позиции звука. Понятие «орфограмма». Работа с текстом определения орфограммы. Непроверяемые буквы гласных (словарные слова).

Упр. 9–12





4

Правописание сочетаний

жи, ши, ча, ща, чу, щу. Многозначные слова.

Прямое

и переносное значение слова. Упр. 13–20





5

Непроверяемые буквы гласных после жипящих. Многозначные слова.

Прямое

и переносное значение слова. Упр. 13–20





6

Текст-описание (загадка). Соотношение звука и буквы. Согласные

в слабой позиции. ^ Наблюдение над словами, обозначающими предметы, признаки, действия.

Художественный стиль.

Упр. 21–24





7

. Средства устной

и письменной речи. Звукобуквенный анализ.

^ Деление слов на слоги и для переноса. Алфавит. Имя собственное. Что ты знаешь и умеешь. Упр. 25–27


Звуки и буквы (17 часов)




8

^ Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог.1 Характеристика гласных звуков. Отличие слова от звука и слога. Деление слова на слоги.

^ Громкость звука и речевая ситуация.

Упр. 28–34


Осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове.

Устанавливать связь звуковой структуры слова и его значения. Дифференцировать звуки языка: гласные – согласные, уметь их характеризовать. Отличать понятия «звук», «буква».

Различать буквы по их графическим признакам. Осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных. Проводить звукобуквенный разбор предложенных учителем слов.

^ Уметь использовать громкость голоса в соответствии с речевой ситуацией. Осваивать правила оформления диалога.

Осваивать орфоэпические нормы произношения


^ Личностные УУД

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения.


^ Регулятивные УУД

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме

^ Познавательные УУД

– находить нужную информацию в учебнике русского языка и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– сравнивать, производить сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– подводить языковые факты под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки–буквы, звуки гласные–согласные, гласные ударные–безударные, слог, согласные мягкие–

твердые, согласные звонкие–глухие, согласные шипящие.

^ Коммуникативные УУД

– участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой);

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости;

– адекватно реагировать на обращение учителя.


Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности,

иметь представление о причинах успеха в учебе,

сохранять интерес к учебному материалу,

оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций,

проявлять знание основных моральных норм поведения, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников,

иметь представление о своей этнической принадлежности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.


Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, принеобходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.


Познавательные:

осуществлять поиск нужной инã формации в учебнике и учебных пособиях,

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом,

анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков,

осуществлять синтез (целое из частей),

проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям), устанавливать причинноследственные связи,

обобщать (выделять класс объí ектов по заданному признаку), ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач,

владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные:

принимать участие в работе парами и группами,

допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению,

использовать в общении правила вежливости,

формулироватьсобственное мнение и позицию,

строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы,

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Выявление персонажей диалога. Дифференциация гласных–согласных звуков.

Определение роли гласных звуков для образования слога.

Выполнение звукобуквенного разбора. Соотнесение количества звуков и количества букв.

Различение слова и слога. Деление слова на слоги.

Объяснение способа различения гласных и согласных звуков.

Моделирование звукового состава слова (с использованием фишек разного цвета). Анализ предложенной модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Соотнесение заданного слова с соответствующей ему моделью, выбор ее из ряда предложенных.

Литературное произношение (по орфоэпическим нормам) слов с начальной буквой Ч и звуком [ш] – что, потому что. Инсценирование: освоение громкости говорения в соответствии с речевой ситуацией





9

Сравнение деления слов

на слоги

и для переноса. Смыслоразличительная роль согласных звуков.

^ Слова с непроверяе

мыми гласными. Нормы ударения: орфоэпический словарь.

Упр. 35, 36, 37а), б)


Осознавать смыслоразличительную роль звуков языка. ^ Сравнивать деление слов на слоги и для переноса.

Уметь находить орфограммы.

Выполнять звукобуквенный разбор слов с Ь– показателем мягкости согласного. Ознакомиться с трудными случаями постановки ударения.

^ Уметь пользоваться справочной литературой (словарем в учебнике).

Проявлять умение участвовать в дискуссии


Восстановление слов, записанных только буквами согласных – осознание смыслоразличительной роли гласных и согласных звуков.

Звукобуквенный разбор, сопровождающийся самооценкой.

Упражнение в написании словарных слов с последующим самоконтролем по справочнику правописания.

Нахождение слабых позиций парных согласных в слове (орфограммы).

Выделение (маркировка) случаев расхождения произношения и написания гласных и согласных звуков.

Сравнение количества гласных и слогов в слове.

Рассуждение о необходимости переноса. Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге.

Упражнение в делении слов для переноса. Сравнение деления слова на слоги и для переноса.





10

Взаимосвязь переноса

и деления на слоги. ^ Работа

с текстом. Наблюдение роли местоимений в речи.

Значение слова; толковый словарь, правила пользования. Упр. 37 в), г), д), 38, 39


Выполнять предложенный звукобуквенный анализ слов. Находить случаи расхождения звука и буквы (орфограммы).

Уметь пользоваться справочной литературой, представленной в учебнике


Расширение понимания значения многоточия в тексте.

Установление зависимости названия предмета и словаåуказателя.

Совершенствование в списывании.

Групповая работа по определению критериев оценки письма, их учет при самоанализе и взаимопроверке списанного текста, а также написанного под диктовку или самостоятельно.

Выполнение звукобуквенного анализа слова. Упражнение в делении слов для переноса. Сравнение деления слов на слоги и для переноса.





11

11 (4). Звукобуквенный разбор слов. ^ Восстановление деформировано

го предложения.

Толкование значения слова. Культура речи. Упр. 40–43


Уметь проводить звукобуквенный анализ заданных слов, в том числе находить ударение и делить слова на слоги.

^ Восстанавливать деформированное предложение на основе установления связей между данными словами. Знать правила оформления предложений в устной и письменной речи


Демонстрация знания алфавита. Различение в слове звуков речи. Восстановление слов с пропущенными буквами.

Группировка звуков по их характеристике

Дополнение групп звуков в соответствии с их характеристикой.

Демонстрация умения называть ударный звук, ставить ударение в слове. Определение количества слогов в слове. Осознание существенного признака слога – наличие гласного.

Классификация слов по количеству слогов. Выполнение звукобуквенного и фонетического анализа слова.

Восстановление предложения из данных слов. Правильное оформление записанного предложения.

Толкование смысла слова.

Инсценирование.




12

^ Ударение. Перенос слов. Смыслоразлтельная роль ударения. Деление слова на слоги

и для переноса. Слоги ударные и безударные. Упр. 44–48


Осознавать смыслоразличительную роль ударения. Находить ударный/безударный слоги.

^ Осознавать случаи невозможности переноса односложных слов и ненужности указания в них ударения. Уметь узнавать однокоренные слова, находить в них корень как общую часть родственных слов.


^ Иметь опыт самостоятельного составления и оформления предложения


Анализ омонимов (омографов) с целью определения смыслоразличительной функции ударения.

Сравнение деления слов на слоги и для переноса.

Сравнение состава родственных слов, выделение их общей части – корня, нахождение орфограммы в корне.

Осознание нерационального использования знака ударения в односложных словах и невозможности их переноса.

Осознание значения учебного смысла слов, выделенных на с. 24 (сравнение деления слов для переноса и на слоги). Работа с текстом: нахождение заданного предложения по его общему смыслу.




13

^ Признаки ударения: подвижность и разноместность. Нормы правильного произношения

и ударения. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Понятие орфограммы. Упр. 49–53


Иметь представление о признаках ударения в русском языке (его разноместность и подвижность). Запоминать слова с трудными случаями произношения и постановки ударения. Демонстрировать умение правописания изученных словарных слов, знание алфавита, умение звукобуквенного разбора заданных слов. Осваивать умение адекватного понимания учебного задания


Литературное произношение (по орфоэпическим нормам) форм слова слог.

Анализ слов с целью определения признаков русского ударения: его подвижности и разноместности.

Работа с научным текстом об особенностях ударения в русском языке.

Запоминание правильного произношения слов с трудным ударением.

Демонстрация умения писать словарные слова в алфавитном порядке, делить их на слоги и находить ударение.

Применение орфографического чтения (проговаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании.





14

Трудные случаи постановки ударения. Перенос слов

с буквой Й в середине.

Сильная и слабая позиция гласных корня. Орфограмма как понятие.

Упр. 54–58


Осваивать средства устного общения при инсценировании, а также во время совместной работы с одноклассниками, учителем.

Осваивать правильное произношение слов с трудным ударением.

Знать изученные правила переноса, в том числе переноса слов с буквой Й.

^ Находить орфограмму корня в данных однокоренных словах.

Составлять предложения в соответствии с заданием и оформлять их на письме.


Участие в инсценировании речевой ситуации, выбор адекватных средств устного общения.

Освоение правил орфоэпии (литературного произношения), анализ слов с вариативным ударением.

Работа с рубрикой «Говори правильно». Маркировка орфограмм в корне. Упражнение в правильном произношении изученных слов.

Освоение работы со справочным материалом учебника, а также умения находить материал на страницах учебника и работать с ним. Самостоятельное составление предложений (устно) с заданными словами (по аналогии с упр. 56).





15

Обозначение

на письме мягких и твердых согласных звуков.

^ Перенос слов. Роль гласных в обозначении твердости

и мягкости согласных,

а также роль Ь. Парные согласные: твердые–мягкие; глухие–звонкие. Деление на слоги. Перенос слов. Упр. 59–64


^ Узнать способы обозначения на письме мягких и твердых согласных звуков, объяснять роль гласных в обозначении твердости и мягкости согласных, а также роль Ь. Объяснять смыслоразличительную роль гласных букв и Ь.

Уметь различать парные-непарные согласные по твердости–мягкости, по звонкости–глухости. Осуществлять звукобуквенный анализ слов. Познакомиться с правилом деления на слоги и для переноса слов с удвоенными согласными и с Ь, Ъ


Звукобуквенный анализ слов – отгадок шарады.

Исследование смыслоразличительной роли звуков речи, в том числе мягких и твердых согласных.

Вывод о значении дифференциации мягких–твердых согласных.

Наблюдение соотношения звука и соответствующей ему буквы.

Исследование зависимости выбора буквы гласного от твердости–мягкости предшествующего согласного звука.

Вывод о парных и непарных мягких–твердых согласных на основе фонетического анализа данных слов.

Нахождение букв, указывающих на мягкость и твердость предшествующего согласного.

Сравнение звучания и написания слов с конечными парными согласными.





16

Фонетическая роль двузвучных букв в слове. Мягкие–твердые согласные

и способы

их обозначения на письме. ^ Текст,

его признаки. Создание собственного текста

по заданной заключительной части.

Упр. 65–72


Уметь различать мягкие– твердые согласные и определять их показатели.

^ Уметь правильно выбирать буквы для обозначения двузвучных букв в соответствии с их фонетической ролью в слове.

Уметь находить в предлоõ женных словах орфограммы гласных и согласных.

Уметь пользоваться средствами устного общения в соответствии с предложенной речевой ситуацией. Восстанавливать предложенный деформированный текст. Познакомиться с основными структурными частями текста.

^ Осознавать (на непреднамеренном уровне) значение основных признаков текста. Уметь составлять текст по его заключительной части и анализировать его


Группировка слов с двузвучными буквами и буквой И по фонетической роли этих букв в слове.

Работа с обобщенными схемами, обозначающими фонетическую роль в слове двузвучных букв и буквы И.

Различение на письме букв, обозначающих один гласный звук и два звука.

Нахождение и маркировка в словах мягких–твердых согласных, а также орфограмм (изученных и неизученных). Инсценирование: освоение средств устного общения, составление реплики в соответствии с речевой ситуацией.

Осмысление признаков текста (целостности, структурности, связности и законченности)посредством восстановления деформированного текста.

Осмысление необходимости разных частей текста при составлении рассказа по его заключительной части.

Анализ составленных текстов на предмет соответствия поставленной задаче.

Работа по расширению словаря: времена года, дни недели





17

Использование Ь для обозначения мягкости согласного.

Роль йотированных гласных. Деление слов

с йотированными гласными,

с Ь на слоги

и для переноса. Определение лексического значения слова. Текст, признаки текста. Создание собственного текста по его началу.

Упр. 73–76


^ Осваивать особые случаи переноса слов.

Различать мягкие и твердые согласные, находить и маркировать обозначающие их мягкость гласные буквы и Ь. Соотносить количество звуков и количество букв в слове. Объяснять причину их расхождения.

Проводить звукобуквенный разбор слов.

^ Осваивать понятие «Орфограмма безударного гласного».

Сравнивать значение однокоренных слов.

Уметь определять форму числа у слов, обозначающих предмет.

Расширить активный словарь, в том числе и названиями месяцев.


Сравнение смысла однокоренных слов. Совместное обсуждение признаков родственных слов при их сравнении со словами, включающими омонимичный корень (водитель, водяной).

Ознакомление с названиями месяцев. Определение функции йотированных букв и Ь в указанных словах.

Соотнесение количества звуков и количества букв в слове.

Звукобуквенный разбор слов.

Соотнесение представленной фонетической ситуации с соответствующей схемой. Упражнение в постановке ударения, определении слабых и сильных позиций гласных звуков, в переносе слов.

Сравнение деления слов на слоги и для переноса при работе со словами, выделенными на с. 34.

Преобразование слов из формы единственного числа в форму множественного числа.





18

Правила переноса (обобå щение).

Чтение лингвисå тического текста (правило). ^ Научный стиль. Орфографический анализ слова. Слова с непровеå ряемыми орфоå граммами (слоå варные слова). Лексическая работа: слова

с прямым

и переносным значением; многозначность слова.

Имя собственное. Звукобуквенный анализ. Характеристика звуков.

Упр. 77–81


^ Знать правила переноса слов, соответствующие этапу обучения.

Учиться воспринимать лингвистический научный текст. Демонстрировать умение писать изученные словарные слова, проводить звукобуквенный анализ, делить слова для переноса.

Соотносить количество звуков и количество букв в слове, объяснять причину их расхождения.

Расширить опыт наблюдений случаев написания слов с большой буквы. Правильно оформлять схему предложения при его диктовке.

^ Уметь определять качество согласных звуков


Орфографическая работа со словарными словами, самопроверка.

Группировка слов по заданному основанию (по количеству слогов), сравнение с делением этих слов для переноса.

Звукобуквенный разбор слов.

Работа с научным текстом (правилом переноса), его анализ, внимание к тому, что правило всегда сопровождается примерами. Определение значения многозначного слова, переносного и прямого смысла.

Анализ назначения большой буквы в стихотворном тексте.

Записывание предложений схемами под диктовку.

Исследование фонетических особенностей согласных, обозначающих твердые–мягкие, звонкие–глухие, звуки парные и непарные. Соотнесение согласного звука и буквы, его обозначающего





19

^ Обозна¸ чение на письме звука [й’]. Перенос слов

с йотированными гласными и слов с буквой Й. Орфограмма. Алфавит. Работа

с лингвистичесõ ким текстом. Упр. 82–84


Демонстрировать знание алфавита. Выполнять задания на определение места заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы в алфавите по отношению к заданной букве.

Учиться объяснять особенности обозначения звука [й’] на письме.

Находить слова с орфограммой «Написание сочетания ча».

Уметь объяснить свои действия при переносе слов. Уметь выполнять звукобуквенный разбор, устанавливать различие между количеством звуков и букв, определять мягкие и твердые согласные и показатели мягкости и твердости согласных. Находить слабые позиции гласных (орфографическая зоркость).

^ Учиться комментировать свои действия


Чтение, восприятие и анализ научнопознавательного текста.

Демонстрация знания алфавита. Определение положения заданной буквы в алфавите: ближе к началу, в середине, ближе к концу.

Демонстрация знания названий соседних букв по отношению к заданной.

Применение знания алфавита при пользовании справочниками, словарями. Исследование способов обозначения на письме звука [й’].

Нахождение орфограммы в сильной позиции (чай, чайка).

Осознание своих действий при переносе слова.

Обозначение на письме звуков соответствующими буквами.

Упражнение в нахождении и маркировке мягких согласных





20

Слова с буквой Й

и звуком [й’]. Деление на слоги и для переноса. Правило как лингвистический текст. Правило

и исключение. ^ Алфавит. Словарные слова. Орфографичесå кий словарь. Лексическая работа: слово

и понятие, им обозначаемое; многозначность слова; лексическое значение слова. Единственное и множественное число. Упр. 85–88


^ Учиться читать и анализировать лингвистический текст.

Запоминать написание слов с непроверяемым написанием.

Уметь обозначать буквой звук [й’], переносить слова, правильно писать словарные слова, проверять написанное в словаре.

^ Знать алфавитный порядок букв.

Расширить представление о многозначных словах, о форме единственного и множественного числа


Чтение, восприятие и анализ научного текста – правила.

Расширение списка словарных слов.

Анализ заданного содержания упражнения, придумывание к нему задания. Взаимопроверка.

Работа по расширению активного словаря (названия месяцев), демонстрация знания алфавита и умения работать со справочным материалом учебника.

Нахождение слов со звуком [й’], упражнение в слогоделении и переносе слов.

Анализ лексического значения слов (многозначность), отгадывание слов по их значению.

Определение формы числа у слов, обозначающих предмет.

Упражнение в делении слов для переноса. Определение положения заданной буквы в алфавите: ближе к началу, в середине, ближе к концу.

Демонстрация знания названий соседних букв по отношению к заданной





21

^ Шипя¸ щие согласные звуки, их характеристика. Пра¸ вописание соче¸ таний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Орфограмма Орфографическое правило. Звукопись

как средство создания художественного образа.

Упр. 89–93


Уметь различать шипящие звуки.

Осознавать особенности работы гласных при чтении шипящих согласных. Дифференцировать звуки речи по их фонетическим особенностям. Демонстрировать орфографические умения и орфографическую зоркость. Понимать особенности текста «правило», составлять его в совместной деятельности на основе схемы. Уметь в совместной деятельности придумывать задание к данному содержанию.

^ Уметь воспринимать тексты художественного стиля и звукопись как средство создания художественного образа


Анализ особенностей звучания в тексте (звукописи) шипящих согласных.

Узнавание шипящих согласных, нахождение сочетаний согласных с гласными И, А, У.

Исследование особенностей произношения гласных и их правописания после шипящих согласных.

Характеристика звуков в слове, их соответåтвие буквам.

Выделение орфограммы «Правописание буквы гласного после шипящих», нахождение и маркировка других орфограмм. Самостоятельное придумывание задания, его формулирование. Взаимопроверка. Дифференциация гласных и согласных по их фонетическим признакам.

Совместное составление правила по представленной схеме. Упражнение в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Упражнение в выборе средств устного общения, соответствующих речевой ситуации, обогащение опыта работы в паре или группе. Расширение активного словаря





22

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Фонетическая работа. Инсценирование речевой ситуации.

Упр. 94–98


Расширить опыт по анализу слова с точки зрения фонетики, орфографии, лексики. Демонстрировать знание правила написания изучаемых сочетаний гласных с шипящими и правильное их написание.

Дифференцировать звуки речи.

Выполнять устный фонетический анализ слов.


Анализ фонетических особенностей всегда мягких шипящих.

Группировка слов с сочетаниями ча, чу и ща, щу.

Характеристика звуков в слове, их соответствие буквам.

Фонетический анализ слов (устно). Определение орфограммы, соотнесение ее с правилом.

Анализ различий в смысле родственных слов.

Упражнение в выборе гласной после шипящих на слух (в ходе диктанта).





23

^ Правопи¸ сание сочетаний чк, чн, нч, рщ, льщ. Моделирование правила.

Нормы произношения. Однокоренные слова

и лексическое значение. Текст, цель его создания. Упр. 99–104


^ Уметь формулировать в совместной деятельности правило, регулирующее написание сочетаний чк, чн, нч, рщ, льщ, на основе данной схемы.

Уметь применять сформулированное правило и нахоõ дить изучаемые сочетания согласных.

Уметь на основе звукового состава слов находить рифмующиеся слова, осуществлять звуковой анализ слов. Понимать смысл лингвистического текста, его назначение.

Уметь подбирать к данным словам однокоренные с заданными суффиксами (без введения понятия), сравнивать их лексическое значение.

Учиться устанавливать связи слов по вопросу. Участвовать в групповой форме работы в классе; иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости


Исследование написания изучаемых сочетаний согласных с Ч и Щ.

Формулирование правила на основе данной схемы.

Составляющие правила: правило, примеры, исключения (если есть).

Упражнение в правописании сочетаний чк, чн, нч, рщ, льщ.

Звукобуквенный анализ слов.

Нахождение и маркировка соответствующей орфограммы в тексте.

Анализ текста на предмет определения его цели.

Упражнение в правильном произношении слов.

Образование родственных слов. Сравнение родственных слов по их лексическому значению.

Установление связи слов при помощи данных вопросов.

Узнавание слов, обозначающих предмет, и слов, называющих действие предмета. Адекватный выбор средств устного общения при работе в группе





24

Обобщение орфографических знаний. Слово с точки зрения фонетики, орфоэпии (произношения), орфографии, лексики.

^ Слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Упр. 105–108


Приобрести орфографичекие умения, развить орфографическую зоркость. Осваивать научную речь (комментирование своих действий с использованием правил).

^ Устанавливать связи слов по вопросу.

Узнавать слова, обозначающие предмет и его признак. Разгадывать слова по его толкованию.

Выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слов, давать характеристику звукам речи.

Активно участвовать в работе парой, проявлять умение вежливого общения


Упражнение в определении орфограммы, ее соотнесении с правилом.

Соотнесение текста и рисунка. Установление связи слов с помощью вопроса. Узнавание слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих признак предмета. Угадывание слов по их толкованию, работа со справочником правописания. Маркировка орфограмм.

Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Моделирование слова по звуковому составу. Обобщение знаний по разделу «Звуки и буквы».

Сравнение фонетической системы русского языка с фонетической системой родного языка (в общем плане при возможности). Применение орфографического чтения (проговаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании





25

^ Контрольное списывание










Слово (23 часа)




26

Назывная функция слова. Ознакомление с понятиями лексическое и грамматическое значение слова

^ Фонетика, орфоэпия, графика.

Различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове, давать характеристику звукам гласным и согласным, делить слова на слоги, различать звуки и буквы, определять функцию ь, ъ, букв е, ё, ю, я, обозначать на письме звук [й’], выполнять звукобуквенный разãор слов по данному в учебнике образцу. Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, при списывании абзац и знаки препинания.

Называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок.

^ Уметь ранжировать слова в алфавитном порядке по первым буквам слов. Иметь представление о рациональном поиске слова в словаре. Осваивать произношение слов с соблюдением орфоэпических норм, пользоваться справочником произношения в учебнике. Расширять опыт пользования толковым, этимологическим, орфографическим, орфоэпическим словарями. Приобретать опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (smсообщения).


Лексика. Осознавать слово как единство звучания и значения. Осознавать назывную функцию слова, его отличия от предложения и текста. Иметь представление о лексическом и грамматическом значении слов

Понимать смысловые связи слов в предложении и тексте. Употреблять в соответтвии с ситуацией этикетные слова.

^ Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное их значение. Находить близкие и противоположные по значению слова среди данных слов.

Состав слова. Узнавать, родственные (однокоренные) слова. Находить у однокоренных слов корень. Различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и слова, близкие по значению (синонимы).

Морфология. Различать грамматические группы слов: самостоятельные (знаменательные), слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета, слова-указатели; служебные слова (без дифференциации). Различать слова в форме ед. и мн. числа, муж., жен. и ср. рода. Опознавать имена сущ. одушевленные и неодушевленные, собственные. Различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» Набирать опыт соотнесения имени существительного и слова-указателя на этот предмет. Устанавливать связи слов в предложении при помощи вопроса; по заданному вопросу устанавливать связи слов в предложении.

Синтаксис. Соотносить цель высказывания со знаком в конце предложения. Ориентироваться на знак в конце предложения при его чтении. Находить границы предложения. Писать предложения под диктовку, составлять их схемы, по схеме сосавлять предложение. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации. Сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.


^ Устная и письменная речь. Осваивать средства устного общения.

Участвовать в инсценировках, групповой и фронтальной работе, адекватно используя средства устного общения. Набирать опыт в составлении текстаíповествования по опорным словам, текста записки, почтовой открытки, в заí полнении адреса, а такí же текстаíописания. Иметь представление о структурных частях заí писки, открытки, письма, о полноте описания животного.


Орфография. Решать орфографические задачи, соответствующие этапу обучения. Находить сильные и слабые позиции букв гласных и согласных. Употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных.

Определять случаи расхождения написания и произношения. Применять орфографическое проговаривание как средств самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Пользоваться орфографическим справочником в учебнике как средством самоконтроля. Применять изученные правила правописания, правильно писать словарные слова, изученные к данному времени. Безошибочно списывать текст с учебника и с доски, писать тексты и предложения под диктовку.


Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности,

иметь представление о причинах успеха в учебе,

сохранять интерес к учебному материалу,

переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций,

проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.


Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников,

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.


Познавательные:

осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях,

использовать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме,

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из его частей, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям), устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,

обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи,

владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения,

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

принимать участие в работе парами и группами,

допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению,

использовать в общении правила вежливости,

принимать другое мнение и позицию,

формулировать собственное мнение и позицию,

строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы,

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Упражнение в фонетическом анализе слов. Соотношение звукового и буквенного состава (в словах типа крот, соль, ёлка). Характеристика гласных и согласных звуков. Определение наличия заданного звука в слове. Группировка слов в соответствии с заданным фонетическим критерием: по наличию гласных-согласных, тведыãмягких, звонких-глухих, шипящих, звуков парных-непарных по звонкости/ глухости, по мягкости/твердости. Установление соотношения количества звуков и букв в слоã вах. Сравнение слогоделения и деления слова для переноса. Упражнение в правильном назывании букв в алфавит ном порядке подряд и выборочными рядами: буквы, находящиеся в начале, в середине и в конце алфавита.

Упорядочивание слов по алфавиту по первым буквам слов. Наблюдение упорядочивания слов по алфавиту по вторым, третьим, четвертым буквам слов. Пользование словарями, справочниками с расположенным по алфавиту содержанием.

Сравнение орфоэпического и орфографического произношения слов.

Накопление опыта правильного произношения слов, указанных в учебнике в справочнике произношения.

Восприятие коррективов учителя произносительной стороны речи. Упражнение в осознании смысла пробелов между словами.

Осознание слова как понятия лексики и грамматики. Различение слова и обозначаемого им предмета. Осознание назывной функции слова, его отличия от предложения и текста. Адекватный выбор слов в соответствии с речевой ситуацией

Упражнение в согласовании слов по смыслу, в т.ч. понимание нелепицы. Объяснение значения слов с опорой на контекст. Расширение словаря этикетных слов, употребление их в речи. Нахождение в речи и самостоятельное употребление слов и словосочетаний с прямым и переносным значением, с близким и противоположным по смыслу значением. Группировка слов по тематическому признаку. Упражнение в правильном выборе слова. Расширение активного и пассивного словаря учащегося при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет)

Этимологический анализ данных мотивированных названий предметов с опорой на рисунок (подсолнух, снегирь и др

Анализ фамилий с точки зрения их происхождения. Сравнение однокоренных слов по смыслу, их употребление в речи. Наблюдение образования однокоренных слов при сравнении ряда родственных слов. Группировка слов по общему значению и как родственных. Различение слов по их грамматическому значению (слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета) и соответствующих вопросов. Определение грамматических признаков слов, обозначающих предметы (одуш./ неодуш., собст., род, число). Анализ речевых ситуаций с целью осознания необходимости введения понятия «имя собственное». Самостоятельное нахождение в предложении и словосочетании имен собственных. Классификация слов по грамматическому значению. Наблюдение грамматической связи слов в предложении (с помощью вопросов и без них).

Подбор слов, подходящих по смыслу и грамматическим признакам к заданным словам. Накопление опыта по осознанию связи: название предмета ã слово, указывающее на него. Накопление опыта по различению самостоятельных (знаменательных) слов, словãуказатеã лей и служебных слов. Наблюдение роли в предложении служебных слов (предлогов и союзов, без их называния). Сравнение грамматической системы русского языка с грамматической системой родного языка (в общем плане, при возможности).

Сравнение интонации предложений, различных по цели высказывания (сообщение, вопã рос, просьба, побуждение). Составление схем предложений и предложений по их схемам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Подбор слова, соответствующего по своей форме смыслу предложения. Наблюдение роли служебных слов (предлогов, союзов) в построении предложения и передаче смысла высказывания. Сравнение предложений по смыслу при замене слова на слово, близкое по смыслу. Сравнение результатов общения при изменении употребляемых речевых средств. Сравнительный анализ реагирования в похожих, но не одинаковых речевых ситуациях. Адекватное использование речевых средств при инсценировании предложенных в учебнике и придуманных речевых ситуаций. Анализ учебных ситуаций на предмет выбора адекватных средств реагирования. Расширение опыта монологической, диалогической, полилогической речи. Чтение текстов, просмотр эпизодов из фильмов, мультфильмов с целью

осознания значения правил вежливости, этикетных слов в жизни человека. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств в разных условиях устного общения в соответствии с совместно выработанными критериями.

Сравнение текстов по их функции: воздействие на чувства человека или передача знаний. Составление текстаãповествования по опорным словам, с последующим обсуждением вариантов работ. Анализ текста записки с точки зрения ее обязательных составных частей, составление собственной записки, с последующим анализом тона текста записки в зависимости от выбранных слов. Сравнение структурных частей записки и письма. Составление поздравительной открытки, заполнение адреса

Обсуждение особенностей структурных частей поздравительной открытки. Иметь представление о структурных частях записки, открытки, письма.

Составление описания животного в форме загадки. Самостоятельное составление описания животного с опорой на рисунок. Накопление опыта в анализе и составлении текста -описания. Сравнение полноты описания одного и того же объекта (необходимое и достаточное для узнавания объекта). Составление рассказа (текстаãповествования) по опорным словам. Накопление опыта правильного употреблния в речи форм слов, обознаã чающих предметы, действия предметов и признаки предмеã тов. Редактирование текста (устранение повторов слова с помощью словãуказателей и близких по смыслу слов). Наблюдение функций русского языка как средства межнациоã нального общения в России.

Анализ случаев употребления прописных букв. Объяснение случаев употребления заглавной буквы. Адекватный выбор строчной или заглавной буквы. Выделение слабых позиций гласных и согласных. Нахождение изученных орфограмм. Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. Упражнение в написании словарных слов. Комментирование написания слов.

Участие в парной, групповой или фронтальной работе, в том числе в обсуждении смысла заданий.





27

Сочетаемость слов по смыслу. Прямой и переносный смысл слов




28

Работа со словарями по выявлению лексического значения слов. Слова вежливого обращения




29

Сочетаемость слов по смыслу. Чередование согласных звуков и букв в корне слова





30

Наблюдение за изменением лексического значения однокоренных слов




31

Понятия «лексическое значение слова» и «родственные слова»




32

Грамматические группы слов




33

Названия одушевленных и неодушевленных предметов. Редактирование текста: устранение повторов слов




34

Знаменательные, служебные слова и слова-указатели




35

Установление связи слов с помощью вопросов. Стили речи (об одном и том же по-разному)




36

Проверочная работа




37

Имена собственные. Необходимость введения понятия «имена собственные». Правила вежливости




38

Большая буква в начале предложения. Большая буква при написании имен и фамилий. Значение некоторых фамилий




39

Написание прозвищ, географических названий, кличек животных




40

Омонимичные формы имен собственных и нарицательных. Правило правописания имен

собственных




41

Алфавит. Назначение алфавита. Упражнения на запоминание порядка букв в алфавите




42

Расположение слов в алфавитном порядке по 1-й, 2-й, 3-й букве. Написание записки




43

Практика использования изученных вариантов написания слов с большой буквы. Написание открытки




44

Закрепление пройденного. Тест




45

Работа над ошибками.




46

Лексическое значение слова




47

Лексическое значение слова




48

Контрольное списывание

^ Предложение и текст (3 часа)




49

Разведение понятий «слово», «предложение»; «предложение», «текст»


Синтаксис. Понимать различие между словом, предложением и текстом. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца.

^ Различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные. Правильно оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (.?!), слова пишутся раздельно. Наблюдение изменения смысла предложения при распространении другими словами.

Составление схем предложений под диктовку. ^ Развитие речи. Понимать различие между набором предложений и текстом.

Иметь представление о существенных признаках текста.

Составлять текст из наã бора предложений.

^ Наблюдать взаимосвязи между содержанием и формой речи в различных речевых ситуациях. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Использовать в общении собственный жизненный опыт, ситуации из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов.

Применять на практике умение звукобуквенного разбора слов с характеристикой гласных и согласных звуков; различать слова по их грамматическому значению; применять изученные правила правописания, в том числе написание словарных слов.

^ Приобретать опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (smsí сообщения).


Личностные:

проявлять положительное отншение к школе и учебной деяельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, соранять интерес к учебному материалу,

переживать этические чувства на основании анализа простых

ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев упешности учебной деятельности,

иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.


Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные:

осуществлять поиск нужной инã формации в учебнике и учебных пособиях, использовать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из его частей, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям), устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений

обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи,

владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения, проводитьаналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные:

принимать участие в работе парами и группами,

допускать существование различãных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости,

принимать другое мнение и позицию, формулировать собственí ное мнение и позицию, строить понятные для партнера выскаí зывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для реí шения коммуникативных задач.


Сравнение слова с предложением. Сравнение набора слов с предложением. Сравнение слова с предложением из одã ного слова.

Различение предложений по цели высказывания (повествовательные,вопросительные,

побудительные) и по интонации (восклицательные). Восстановление предложения из слов, данных в начальной форме.

Моделирование предложения (в том числе в ходе игры), распространение и сокращение предложения в соответствии с изменением модели. Сравнение составленного предложения с заданной моделью. Анализ правильности предложений, корректировка выполненной работы.

Составление предложений, разных по цели речи из данных слов с добавлением других слов.

Подборка пропущенных в предложении слов, ориентируясь на смысл высказывания. Составление предложения по его началу.

Чтение предложения и небольших текстов с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания.

Членение непунктированного текста на предложения. Упражнения в правильном оформлении предложений. Сравнение набора предложений с текстом. Составление текста из набора предложений. Наблюдение и установление смысловой связи между предложениями в тексте.

Анализ текста: осознание смысла прочитанного, определение главной мысли. На основе совместного анализа рассказа о тексте составление определения, что такое текст. (Текст ã это группа предложений, объединенных одной мыслью, которые стоят в определенном порядке. Обычно в тексте бывают вступление, основная часть и заключение). Практическое использование выводов при анализе текстов. Экспериментирование с частями текста: перестановка частей

текста или предложений внутри части текста с последующим обсуждением возможности или невозможности этих именений.

Составление текста с опорой на рисунок, пиктограмму, план. Сочинение вступления или заключения на основе анализа этих частей на материале нескольких сказок. Продолжение текста по его началу. Написание поздравительной открытки.

В ходе работы по осознанию существенных признаков предложения и текста обобщение материала по фонетике, орфоэпии, графике; лексике, морфологии, синтаксису и орфографии.





50

Классификация предложений по цели высказывания и интонации. Средства устной

и письменной речи




51

Различение предложений по цели высказывания и интонации. Признаки текста.




52

Признаки текста. Написание поздравительной открытки







^ Подведи итоги. (3 часа)




53

Контрольная работа













54

Работа над ошибками













55

Повторение и обобщение пройденного материала.











Материально- техническое обеспечение учебного предмет


Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012

Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 1, кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013

Электронное приложение «Проверь себя. 1 класс. Русский язык» издательский дом «Фёдоров», 2013



Похожие:

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon«Утверждаю» Согласовано: Рассмотрено
...
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено согласовано утверждаю
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие...
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconС. Гофицкое Петровского района Ставропольского края «Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по технологии для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная Н. А. Цирулик,...
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по обучению грамоте для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная И....
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждёнными...
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconСогласовано: Согласовано: Утверждаю: Председатель профсоюзной Начальник отдела Директор школы
Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников школы в повышении качества и добросовестного...
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» iconПриложение V рассмотрено Утверждаю
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа№7 имени В. Н. Пушкарева» мо «Островский район»
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю» icon«согласовано» Председатель Тюменской областной Думы «согласовано» Начальник угибдд умвд россии по Тюменской области «утверждаю»
«Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (в дальнейшем – Конкурса) являются департамент образования и науки Тюменской области,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты