Компетентностный подход в образовании icon

Компетентностный подход в образовании



НазваниеКомпетентностный подход в образовании
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Компетентностный подход в образовании

В настоящее время отмечается тенденция введения компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования, обосновывается и уточняется номенклатурный перечень, разрабатывается описание содержательных характеристик результирующих единиц содержания образования (компетентности, компетенции, ключевые квалификации).

Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико - прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.

Компетентность- характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем.

Компетентность- это проявленная компетенция человека, его состоявшееся личностное качество (характеристика). Компетентность включает в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности.

Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что прослеживаются условия происхождения данного знания. Обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

^ Иерархия компетенций:

Ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования;

Общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

При изучении общеобразовательных, общественных и специальных дисциплин необходимо формировать ключевые компетенции обучающихся.

К ключевым компетенциям относятся:

Ценностно- смысловая компетенция

-формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;

-владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

-осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно- познавательная компетенция:

-ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

-ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

-выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий

-имеет опыт освоения научной картины мира;

Социокультурная компетенция

-владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

-определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени;

-иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе;

- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

-владеть элементами художественно- творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.

Коммуникативная компетенция

-уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

-уметь представлять свою группу, учреждения, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеет разными видами речевой деятельности( монолог, диалог, чтение, письмо) лингвистической и языковой компетенциям;

-владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

- иметь позитивные навыки общения, а поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных гркпп.

Информационная компетенция

-владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;

--самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

-ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию;

- владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, копир, модем;

-применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.

Здоровьесберегающая компетенция

-иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде ( лесу, поле, на водоеме, )

-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, снегом, при сильном ветре, во время грозы;

- иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

-знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи;

-владеть опытами психологической грамотности,

-иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга;

-уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.

Овладение ключевыми компетенциями обучающимися возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования:

1.Чёткое формирование образовательных задач

2.Определение оптимального содержания урока

3.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

4.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

5.Реализация на уроке всех дидактических принципов.

^ 2. Психологические требования:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

2. Особенности самоорганизации преподавателя

3. Организация познавательной деятельности.

4. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.

5. Организованность учащихся

6. Учет возрастных особенностей

^ 3. Требования к технике проведения урока:

1. Урок должен быть эмоциональный

2.Темы и ритм урока должен быть оптимальным

3.Полный контакт преподавателя и учащегося

4.Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда

5. Смена видов деятельности

6. Обеспечение активного учения каждого учащегося

( Невозможно говорить об овладении учащимися ключевых компетенций если не соблюдать гигиену кабинета и учреждения

^ 4. Требования к гигиене урока:

1. Температурный режим

2.Проветривание

3. Освещение

4. Предупреждение утомления

5. Чередование видов деятельности

6.Физкультминутка

7. Правильная рабочая поза учащихся

8. Соответствие роста мебели


Формируются компетентности, если:

-обучение носит деятельностный характер

-идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей деятельности;

- если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

- применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих учащихся;

- усиление практической направленности образования через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии.

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить, а для этого он должен обладать педагогической компетентностью, т.е. быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком.



Похожие:

Компетентностный подход в образовании icon«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании»
Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании»
Компетентностный подход в образовании iconРазработка педагогического совета на тему: «Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты»
Тема: «Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты»
Компетентностный подход в образовании iconЖигулина Олеся Валерьевна, учитель русского языка и литературы Секция: «Компетентностный подход в деятельности учителя предметника (гуманитарный и эстетический цикл)»
Современного образования ведущим провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог,...
Компетентностный подход в образовании icon1. Состав педагогических кадров, реализующих компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход в образовании iconПлан работы по месяцам. Месяц Содержание
Методическая тема: Компетентностный подход в образовании как способ повышения качества обучения
Компетентностный подход в образовании iconУчитель английского языка Ткаченко Ирина Владимировна
Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь...
Компетентностный подход в образовании icon«Компетентностный подход обучения студентов специальности «Физическая культура» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Направление конференции: «Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании»
Компетентностный подход в образовании iconЗадание 2: Дайте ответы на вопросы
Ия в целях общения с учётом различных ситуаций общения. Компетентностный подход получил оригинальную отечественную трактовку в работах...
Компетентностный подход в образовании iconРоль компетентностного подхода в гуманитарном образовании экономистов
Происходит расширение границ применимости знаний, умений и навыков. Компетентностный подход не огранивается передачей знаний, он...
Компетентностный подход в образовании iconКомпетентностный подход в преподавании педагогики
А этого можно добиться, если рассматривать свою педагогическую деятельность с учётом конечного результата, т е конкурентоспособности...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты