Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины icon

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины



НазваниеПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины
Дата17.10.2016
Размер
ТипОсновная образовательная программа


ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе дисциплины

(в соответствии с требованиями ФГОС ВПО)


I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) - совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) - система учебно-методических документов, сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования в части: набора профилей; компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников.

^ Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) - комплексный проект образовательного процесса в вузе, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки;

^ Учебный план (УП) – документ, устанавливающий график учебного процесса по неделям на весь период обучения, перечень учебных дисциплин и их распределение по курсам, семестрам, общую трудоемкость дисциплин, объем аудиторных и самостоятельных занятий, формы и сроки организации практик, каникул, текущей и итоговой государственной аттестации.

^ Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных образовательных программ, согласно учебному плану.

^ Рабочая программа дисциплины (РПД) – это программа освоения учебного материала, соответствующая требования ФГОС ВПО по направлению подготовки и учитывающая специфику профиля основной образовательной программы (ООП). Проектирование рабочей программы дисциплины осуществляется с учетом общекультурных и профессиональных компетенций соответствующих требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки и специальных компетенций, определенных разработчиками ООП по конкретному профилю.

^ Направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

Профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание.

Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

В качестве модулей на практике обычно рассматривают:

– разделы учебной дисциплины;

– совокупность учебных дисциплин родственного содержания (содержательное единство);

– совокупность учебных дисциплин, изучаемых одновременно, параллельно (в триместре, семестре и т.п.) (временное единство).

^ Самостоятельная работа студентов (СРС) – часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки выпускников.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы.

Результаты обучения - сформированные компетенции.


^ II. Общие положения

2.1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» (далее Академия), оснащению образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки выпускников.

2.2. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки учебно-методических комплексов дисциплин (далее УМКД) основной образовательной программы высшего профессионального образования – программы подготовки бакалавра и программы подготовки магистра (в дальнейшем – ООП), реализуемых на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в Академии.

Учебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы (ООП) направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса в Армавирской государственной педагогической академии.

Данное Положение регулирует процесс подготовки учебно-методического оснащения дисциплин, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в их преподавании, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студентов.

Обеспеченность образовательного процесса УМК характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации вуза.

2.3. Учебно-методический комплекс дисциплины разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании», инструктивных писем МОиН РФ, Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ПриказаМинобрнауки от 06.05.2005, № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2006 02-55-77 ин/ак, Устава АГПА и других нормативных документов.

2.4. Создание УМКД нацелено на выполнение требований Государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по направлению (программе) ВПО и предназначено для:

– планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса;

– организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;

– оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине.

2.5. УМКД составляется на все учебные дисциплины федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплины по выбору согласно ФГОС ВПО и ГОС ВПО и учебному плану реализуемых направлений (программ) подготовки в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО.

2.6. Положение об УМКД регламентирует его структуру, содержание и порядок разработки в Академии.

2.7. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности Академии и соблюдаются всеми кафедрами.

2.8. Ответственность за организацию работ по созданию УМКД несет заведующий кафедрой. Ответственным за наполнение комплекса является преподаватель кафедры, осуществляющий подготовку по данной дисциплине. Руководитель ООП ВПО обязан контролировать состав всех УМК по соответствующему направлению подготовки бакалавриата (программе магистратуры).


^ III. Состав учебно-методического комплекса дисциплины

3.1. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – структурированный системный комплекс нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися содержания дисциплины, и позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. УМКД предназначен как преподавателям, так и обучающимся. Он позволяет и тем, и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования.

  • развитие у обучающихся общекультурных, профессиональных компетентностей необходимых для успешной профессиональной деятельности;

  • на развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач;

  • на формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.

3.2. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМКД, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки для его использования на практике.

3.3. В состав УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО включены следующие элементы:

  1. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс.

  2. Утвержденная рабочая программа дисциплины, составленная с учетом содержания ПрООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки.

  3. Материалы по используемым инновационным методам обучения.

Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности выпускников.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся. В рамках учебных курсов рекомендуется предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40% от всего объема аудиторных занятий (указывается в ФГОС ВПО по направлению подготовки).

В табличной форме приводится по семестрам перечень интерактивных образовательных технологий по видам аудиторных занятий и их объем в часах.

Таблица 1.Интерактивные образовательные технологии

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов




Л







ПР







ЛР







Итого:




  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (промежуточных и итоговых).

  2. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе.

  3. Информационные ресурсы (тексты лекций; информационно-справочные и другие материалы; учебно-методические пособия и другие издания учебного назначения).

7. Дополнительные учебные материалы к УМКД разрабатываются и включаются в состав УМКД по усмотрению кафедры и/или преподавателем(ями) кафедры, отвечающей за преподаваемую дисциплину в целях комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В состав дополнительных учебных материалов могут быть включены следующие виды разработок: учебное пособие; учебно-методическое пособие; конспекты (тексты) лекций; краткий терминологический словарь (глоссарий); сборники задач, заданий и упражнений, ситуаций, практикумы; альбомы (сборники) структурных и логических схем, таблиц; методические рекомендации по контрольным и курсовым работам, по практикам; хрестоматии; сборники нормативных актов и т.п.


^ IU. Порядок разработки учебно-методического комплекса дисциплины

4.1. Учебно-методический комплекс дисциплины разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по направлению (программе) подготовки. Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению (программе) подготовки, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, включая обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в состав УМКД, должны отражать современный уровень развития науки и образовательной практики.

Все материалы УМК дисциплины должны быть сформированы до начала семестра, в котором данная дисциплина будет преподаваться.

УМКД должны размещаться на кафедрах в печатном и электронном видах. Все УМКД должны быть представлены в локальной сети Академии.

4.2. При разработке материалов УМКД кафедра несет ответственность за:

– своевременность обеспечения дисциплины необходимой учебной литературой в соответствии с нормативными требованиями;

– своевременность подготовки дидактического материала для студентов;

– организацию методической подготовки преподавателей кафедры, участвующих в учебном процессе по видам занятий.

4.3. Кафедра-разработчик УМКД в установленные сроки:

– рассматривает и утверждает документацию УМКД;

– включает в план изданий кафедры учебные материалы и методические пособия, подготовленные авторами УМКД и прошедшие апробацию в учебном процессе;

4.4. Состав УМКД ежегодно пересматривается и обновляется за счет включения в него новых материалов, более полно отражающих современное состояние научно-теоретических и методических основ преподавания дисциплины.

4.5. При применении инновационных подходов к обучению дисциплине (набору дисциплин) необходимо в УМКД документально отразить используемые инновационные учебно-методические материалы.


U. Организация контроля содержания и качества разработки

учебно-методического комплекса дисциплины

5.1. Контроль содержания и качества разработки УМКД возлагается на кафедру-разработчика, учебно-методическую комиссию, деканат, руководителя ООП и Учебно-методический отдел.

5.2. Кафедра-разработчик УМКД осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД. С этой целью на кафедре:

а) на этапе подготовки УМКД:

–определяются сроки и ответственные за подготовку учебно-методических материалов комплекса;

– рабочая программа дисциплины рассматривается на заседании кафедры-разработчика УМКД и утверждается протоколом заседания кафедры;

– кафедра рассматривает учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМКД;

- УМКД утверждается заведующим кафедрой, УМС факультета, проректором по учебной работе;

– кафедра обеспечивает своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки АГПА;

– кафедра регулярно оценивает готовность УМКД к использованию его в учебном процессе и принимает оперативные меры по устранению несоответствий с учебным планом;

б) при использовании УМКД в учебном процессе:

– заведующий кафедрой или уполномоченное им лицо проводит контрольные посещения занятий для оценки соответствия излагаемого материала программе, уровню освоения учебного материала студентами. Результаты контрольных посещений занятий обсуждаются на заседаниях кафедры. По итогам обсуждения даются необходимые рекомендации, которые заносятся в протокол заседания кафедры;

в) на этапе подготовки документации УМКД:

– заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует работу по подготовке всей необходимой документации УМКД и ее хранение на кафедре;

г) на этапе корректировки материалов УМКД:

– заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует периодический контроль соответствия материалов УМКД современному уровню развития науки, методики и технологии организации учебного процесса. При необходимости в материалы УМКД вносятся изменения и дополнения.

5.3. Учебно-методический отдел осуществляет:

– контроль содержания и качества подготовки рабочих программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов профессиональных образовательных программ;

– контроль результатов использования УМКД в учебном процессе путем оценки степени готовности материалов УМКД, соответствия содержания учебного материала утвержденной программе;

– контроль содержания и качества подготовки документации УМКД.

Приложение А

Структура УМК

Учебно-методический комплекс дисциплины включает элементы:

^ 1. Титульная страница с указанием:

- название дисциплины,

- обозначение направления подготовки (программы) студентов,

- авторство составления программы (Приложение Б)

^ 2. Обоснование (лист согласования) УМКД

  • УМКД разработан в соответствии с требованиями ____________ и предназначен для студентов, обучающихся по направлению (программе) ___________ (с указанием шифра и названия профиля, программы магистратуры).

  • Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры ___________.

  • Составитель: ______________

  • Рецензенты: ______________________________________ (Приложение Б)

^ 3. Представление содержания УМКД (с указанием страниц нахождения материалов) Приводится список документов и материалов, входящих в УМКД, с указанием страниц. В электронном варианте УМКД этот список должен иметь гиперссылки на соответствующие файлы электронных материалов.

4. Введение (Пояснительная записка), включающее представление:

  • краткой характеристики предмета изучения;

  • цели и задач дисциплины применительно к конкретному направлению (вклад в развитие общей и профессиональной грамотности, эрудированности и компетентности; развитие личностных, в том числе профессионально значимых качеств, свойств, способностей; система формируемых профессионально значимых знаний, умений и навыков);

  • места и роли данного учебного курса в общей системе профессионального становления бакалавра; взаимосвязи с предшествующими и последующими дисциплинами, роли в системе профессиональной подготовки специалистов;

  • требований к уровню освоения дисциплины (характер знаний и умений, которые должны быть сформированы в результате изучения курса, требования к формируемым и осуществляемым компетенциям (в соответствии с ФГОС ВПО)

  • обоснования составления программы и характер требований, предъявляемых к содержанию курса (Содержание курса определено требованиями… Учебный курс предусматривает…)

  • уточнения основы составления программы (Данная учебная программа составлена на основе…) (имеющейся программы, представленной УМО по направлению, имеющейся программы, разработанной другим автором и пр.)


^ 5. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины

Распределение часов в тематическом плане по реализуемым формам обучения производится в соответствии с учебным планом.

Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр, курс

изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежуточного контроля

Всего

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий
































В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

Таблица 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ОК-1







ОК-2







ПК - профессиональные компетенции профиля




ПК–1







ПК-2







ПСК - профессионально-специализированные

компетенции в рамках профиля














^ 6. Список рекомендуемой литературы (основной, дополнительной)

В данном разделе приводятся списки основной и дополнительной учебной, нормативной монографической, методической литературы, необходимой для изучения курса.

Если перечень рекомендуемых источников является достаточно обширным, целесообразно их группировать по темам или разделам.

Основная литература

Указывается основной базовый учебник по данной дисциплине. Базовый учебник должен быть в библиотеке Академии в количестве не менее 0,25 экземпляра на 1 студента. Если дисциплина состоит из разделов, каждому из которых соответствует отдельный учебник, то приводится базовый комплект учебников. В обязательном порядке должны быть указаны учебники и учебные пособия, имеющие гриф Минобразования РФ или соответствующего учебно-методического объединения (УМО). Список основной литературы должен включать не менее 10 источников, за исключением курсов по выбору.

Дополнительная литература

Список дополнительной литературы может включать следующие типы изданий: учебники; учебные пособия; справочно-библиографическую литературу; научную литературу; информационные базы данных (по профилю образовательных программ) и пр.

Периодические издания

Список должен включать перечень необходимых журналов по профилю дисциплины, имеющихся в библиотеке.

Интернет-ресурсы

Приводятся допустимые ссылки на интернет-ресурсы.

Как правило, перечень основной и дополнительной литературы должны составлять издания последних пяти лет выпуска.


^ 7. Утвержденная рабочая программа дисциплины, составленная с учетом содержания ПрООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины (РПД) является базовым методическим документом, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учитывающим специфику обучения студентов по избранному направлению подготовки (бакалавриат/ магистратура).

РПД определяет состав компетенций, трудоемкость по видам учебной работы, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, перечень применяемых образовательных технологий, систему оценочных средств.

Работы, связанные с разработкой рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, включаются в расчет нагрузки по второй половине дня.


^ 8. Материалы по используемым инновационным методам обучения.


9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (промежуточных и итоговых).

^ 9.1. Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине

Для каждого контролируемого результата освоения содержания дисциплины разрабатывается оценочное средство.

Оценочное средство может иметь комплексный характер, направленный на определение степени сформированности нескольких компетенций (их элементов) (комплексное задание, курсовой проект, курсовая работа).

В связи с введением модульно-рейтинговой системы оценки знаний необходимо представление контрольных точек текущей аттестации по дисциплине (контрольный опрос, контрольная работа, коллоквиум, написание реферата и т.п.) и видов итоговой оценки (зачет, экзамен) с указанием веса (в долях единицы) каждой контрольной точки.

Для аттестации студентов приводится полный перечень вопросов и заданий для подготовки к промежуточной аттестации, зачету или экзамену.

Также необходимо представить тематику контрольных работ по дисциплине и методические указания для их выполнения.

Дается перечень квалификационных заданий и тестов, используемых для контроля текущих, итоговых и остаточных знаний студентов по дисциплине. Содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине раскрывается в комплекте контролирующих материалов, предназначенных для проверки соответствия уровня подготовки по дисциплине требованиям ФГОС ВПО.

Тестовые задания по дисциплине могут быть выполнены в двух вариантах:

  • компьютерное тестирование;

  • подготовка тестов на бумажных носителях.

В зависимости от содержания и трудоемкости тесты могут использоваться как различные виды контроля знаний студентов.

Контролирующие материалы по дисциплине содержат:

  • тесты текущего контроля знаний по дисциплине;

  • тесты итогового контроля знаний по дисциплине;

  • тесты контроля остаточных знаний по дисциплине.

    • Тесты текущего контроля знаний по дисциплине по дисциплинам учебного плана предназначены для оценки хода усвоения студентами учебно–программного материала в межсессионный период в соответствии с учебно–методической картой дисциплины. Трудоемкость теста в зависимости от вида задания (контрольная работа, контрольный опрос, коллоквиум и др.) может меняться от 20 минут до двух часов. Тесты составляются в произвольной форме.

    • Тесты итогового контроля знаний по дисциплине предназначены для оценки соответствия подготовки студентов квалификационным требованиям по конкретным дисциплинам учебного плана. Используют для итоговой оценки знаний студентов при самообследовании направления, а также на зачетах и экзаменах по дисциплинам учебного плана направления в форме устного, письменного или компьютерного тестирования. Тесты должны содержать вопросы и (или) задачи по всем разделам рабочей программы дисциплины. Трудоемкость тестовых заданий должна составлять не более двух часов. При выполнении теста разрешается использование информационно–справочной литературы по списку, утвержденному заведующим кафедрой, ответственной за преподавание учебной дисциплины.

    • Тесты контроля остаточных знаний по дисциплине предназначены для оценки уровня знаний основополагающих и проблемных положений учебных дисциплин. Тесты используются при самообследовании, государственной аттестации и аккредитации направления; они могут быть применены для входного контроля знаний студентов по дисциплинам, опирающимся на знания предшествующих дисциплин, в форме устного, письменного или компьютерного контрольного опроса (тестирования). Тесты должны содержать не менее 3 обобщенных или проблемных вопроса по дисциплине. Трудоемкость теста должна составлять не более двух часов. При выполнении теста не разрешается использование какой–либо литературы.

9.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, ВКР, магистерских диссертаций по дисциплине


^ 10. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе.

Методические рекомендации преподавателю и методические указания студенту являются важным критерием при проведении экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО при аттестации и аккредитации Академии. Следует включить методические указания по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методические материалы к используемым в образовательном процессе техническим средствам и информационно-коммуникационным технологиям.

^ 10.1.Методические рекомендации для преподавателя.

«…Методические рекомендации для преподавателя могут оформляться в виде приложения к рабочей программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно» (Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак).

В разделе приводятся подробные рекомендации по проведению разных видов занятий по дисциплине, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

^ 10.2. Методические указания для студентов должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д.

По желанию автора(ов) методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов могут быть объединены с методическими рекомендациями по СРС. В этом случае заголовок методических указаний должен быть сформулирован как: "Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины".

Содержание методических рекомендаций может включать:

  • цели и задачи изучения дисциплины;

  • структура курса и конкретизированы отдельные модули, составляющие курс

  • советы по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины;

  • описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»;

  • рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;

  • рекомендации по работе с литературой;

  • советы по подготовке к экзамену (зачету);

  • разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий и т.д.

  • список рекомендуемой литературы.


^ 11. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.

Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование;

  • приборы и оборудование учебного назначения;

  • пакет прикладных обучающих программ;

  • видео - аудиовизуальные средства обучения;

  • электронная библиотека курса;

  • ссылки на интернет-ресурсы и др.

Общим требованием к учебно-методическому и информационному обеспечению является их доступность студентам (наличие в библиотеке учебного подразделения, Академии и т.д. в достаточном количестве).


12. Приложения и дополнительные материалы.

^ 12.1. Глоссарий (основные понятия дисциплины)

В данном разделе приводятся основные понятия, рассматриваемые в ходе изучения дисциплины и часто встречающиеся в УМКД.

^ В глоссарии обязательно должны быть обозначены следующие понятия:

Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.).

Умениеэто владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык - составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

Результаты обучения – освоенные компетенции (знания по конкретным дисциплинам, и умение применять их в профессиональной деятельности и повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении).

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – документ, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации образовательного процесса и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои профессиональные функции.

Основная образовательная программа (ООП) – комплект нормативных документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Остальные термины в глоссарий добавляются по усмотрению разработчика УМКД.

Приложение Б.

Образец оформления учебно-методического комплекса дисциплины


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

_____________________________________________

(название факультета)

_____________________________________________

(название кафедры)


^ Учебно-методический комплекс

по дисциплине «_________» «___________________________________»

(шифр) (наименование дисциплины)

Направление подготовки _________________________________________________

(указывается код и наименование направления подготовки)


Профиль подготовки (магистерская программа)

_______________________________________________________________________

(указывается наименование профиля подготовки, наименование магистерской программы)


Составитель: _________________________

Ф.И.О.


Утверждено на заседании кафедры

______________________________

Протокол №___от

Зав. кафедрой__________________


Армавир, 2011


Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «________» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению (профилю), (программе) __________ «__________».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры________________ «___» от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Автор (составитель): _______________________________


Рецензенты: ______________________________________


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры ___________________________

(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Председатель УМК __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с

руководителем программы ____________________________________________________

(наименование программы)

«____»_________________ 20___ г.


Руководитель программы __________________/ _______________________________

(подпись) Ф.И.О.

Приложение Б.

Требования к рабочей программе дисциплины (РПД)


^ 1. Общие требования к построению рабочей программы

дисциплины

1.1. Рабочая программа дисциплины должна определять роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности бакалавра (магистранта); основные перспективные направления развития изучаемой науки, объем и содержание компетенций (умений и навыков, опыта деятельности), которыми должны овладеть студенты, и инструментария по оценке достижения поставленных целей обучения. Особое внимание следует уделять созданию условий для использования студентами рабочих программ дисциплин на самостоятельных учебных занятиях.

1.2. Содержание и реализация рабочей программы дисциплины должны удовлетворять следующим требованиям:

- четкое определение места и роли данной дисциплины в формировании компетенций или их элементов, указанных в разделе 3 ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки (программе магистратуры);

- установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения данной дисциплины; своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер деятельности человека, связанных с данной учебной дисциплиной;

- последовательная реализация внутри- и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана направления (программы) подготовки;

- оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных проблем;

- улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы с учебной литературой;

- активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов;

- учет региональных особенностей рынка труда.

Особый акцент следует сделать на применение в курсе современных информационных технологий.


^ 2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. РПД разрабатывается для каждой дисциплины базового (рабочего) учебного плана всех реализуемых в Академии основных образовательных программ.

2.2. РПД разрабатывается на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению, базового (рабочего) учебного плана направления, ПрООП, примерной рабочей программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ или рекомендованной Учебно-методическим объединением, за которыми закреплены соответствующие направления или дисциплины.

2.3. Ответственность за разработку РПД несет кафедра, за которой закреплена данная дисциплина. Ответственным за качество разработки и наличие рабочих программ является заведующий кафедрой.

2.4. Непосредственным исполнителем разработки (переработки) рабочей программы является ведущий лектор, назначенный на текущий учебный год в соответствии со своей учебной нагрузкой.

2.5. При разработке рабочей программы дисциплины должны быть учтены:

  • требования компетентностной модели выпускника АГПА;

  • требования организаций – потенциальных потребителей выпускников (работодатели);

  • содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

  • последовательность в реализации внутри- и междисциплинарных связей, согласование содержания с другими дисциплинами учебного плана по направлению, ликвидацию дублирования материала;

  • результаты достижений науки, техники, культуры и производства, других сфер, связанных с соответствующей учебной дисциплиной;

  • принцип модульности как способ структурирования содержания образования и конкретной учебной информации;

  • рациональность в распределении учебного времени по темам курса и видам учебной работы в зависимости от формы получения образования;

  • требования ФГОС ВПО к использованию в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой;

  • системность в оценочных средствах контроля освоения учебного курса и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов;

  • материальные и информационные возможности академии.

2.6. При разработке структурных элементов рабочей программы необходимо обратить внимание на следующее:

- Если какой либо структурный элемент рабочей программы не предусмотрен рабочим учебным планом или не используется в учебном процессе, его следует оставить с сохранением сквозной нумерации.

Например:

^ 6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

9.4. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Не используется.

- Если дисциплина читается в нескольких семестрах, то в таблице «Объем часов по дисциплине» количество часов аудиторных занятий и самостоятельной работы должно быть распределено по семестрам.


^ 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РПД

3.1. При подготовке текста программы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту.

Текст программы рекомендуется печатать, соблюдая следующие размеры полей:

- верхнее – 20 мм; - правое – 10 мм; - левое и нижнее – не менее 20 мм.

Вносить в текст программы отдельные слова, формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, символы рукописным способом не допускается.

Правый край текста должен быть ровным.

Опечатки, описки, графические неточности, помарки, повреждения листов программы не допускаются.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен от 1,25см.

3.2. Страницы текста программы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу, включая и приложения. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу.

Точка в конце номера страницы не ставится.

Номер страницы входит в текстовое поле и располагается на расстоянии 5 мм от нижней строки.

3.3. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы "1" не проставляется.

На второй (оборотной) странице титульного листа номер страницы также не проставляется.

3.4.Набор текста должен быть произведен в текстовом редакторе Word for Windows.

Тип шрифта: Times New Roman Cyr.

Шрифт основного текста – обычный, размер 12 пт.

Шрифт заголовка структурной единицы "Раздел" – полужирный, размер 14 пт.

Шрифт заголовка структурной единицы "Подраздел" – полужирный, размер 12 пт.

Межсимвольный интервал - обычный.

Междустрочный интервал - одинарный.


^ 4. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РПД

4.1. РПД проходит проверку на соответствие требованиям ФГОС ВПО, рекомендациям ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки, ООП ВПО по ФГОС, базовому (рабочему) учебному плану и данному положению.

При составлении программы по дисциплине необходимо обращаться к документации, регламентирующей учебный процесс в АГПА («Положение по организации учебного процесса», Учебные планы, ФГОС ВПО).

4.2.РПД утверждается:

- на заседании кафедры, реализующей дисциплину.

- на заседании УМК учебного подразделения

- на заседании УМС факультета


^ 5. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К РПД

5.1. Все дополнения и изменения могут быть внесены не позднее, чем за 2 недели до начала учебного процесса. Контроль за своевременным внесением дополнений и изменений в РПД осуществляет заведующий обеспечивающей кафедрой.

5.2. Основанием для внесения дополнений и изменений являются:

  • предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине или по дисциплинам, на которые опирается данная дисциплина по результатам работ в семестре;

  • решение заседания кафедры по результатам итогов взаимопосещений лекций и практических занятий.

5.3. Список основной и дополнительной литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в университете новой литературы.

5.4. Полное обновление рабочих программ производится:

- при утверждении новых ФГОС ВПО по направлению;

- при утверждении нового учебного плана по направлению;

- в случае существенных изменений, вносимых в рабочую программу.


^ 6. ХРАНЕНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Утвержденный экземпляр РПД с оригиналом листа согласования и ее электронная версия хранятся на кафедре, разработавшей программу.

6.2. Электронный вариант РПД предоставляется в электронную библиотеку АГПА при условии соблюдения информационной безопасности.


^ 7. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Титульный лист (Приложение В)

  • наименование учредителя: Министерство образования и науки Российской Федерации;

  • наименование вуза: ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»;

  • наименование учебного подразделения;

  • наименование кафедры;

  • код дисциплины, наименование дисциплины (модуля);

  • наименование направления подготовки с указанием кода по базовому учебному (рабочему) плану;

  • профиль подготовки;

  • квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр);

  • форма обучения (очная, заочная);

  • город разработки, год разработки.

^ 7.2.Лист согласования рабочей программы дисциплины (Приложение В)

  • фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, ученое звание составителя РПД;

  • виза заведующего кафедрой (обеспечивающей);

  • виза председателя УМК учебного подразделения;

  • виза председателя УМС факультета.

^ 7.3 . Основная часть рабочей программы по дисциплине включает:

7.3.1. Цели освоения учебной дисциплины (модуля).

Цели и задачи изучения дисциплины должны быть соотнесены с общими целями и задачами ООП ВПО по направлению, в том числе с имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания.

Задачи изучения дисциплины должны охватывать теоретический, познавательный и практический компоненты деятельности подготавливаемого бакалавра (магистра).

^ 7.3.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВПО

Указывается структурный элемент ООП ВПО (учебный цикл, раздел, факультатив), к которому относится данная дисциплина (модуль).

Для дисциплин, относящихся к учебному циклу, указывается, к какой части цикла принадлежит данная дисциплина:

  • к базовой части;

  • к вариативной части;

  • к дисциплинам по выбору вариативной части.

Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП ВПО (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и опыту деятельности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.


^ 7.3.3.Место дисциплины (модуля) в структуре ООП

Таблица 1. Выписка из учебного плана

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции час.

Практич.

занят час.

Лаб.раб час.

СРС

час.

Форма

аттестации

зач. ед.

час





























Таблица 2. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

Код дисциплины (модуля)

Место дисциплины

Название дисциплины (модуля)

Дидактический минимум содержания дисциплины

(модуля)

Содержательно-логические связи

Коды формируемых компетенций


Коды учебных дисциплин (модулей), практик

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля)

для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает опорой

Б.1.10

Региональная наука

Предмет науки. и т.д.

Б.1.5 (Наука)

Б.1.7 (Практика)

Б.3.20 (Региональные инновационные системы)

Б.3.21 (Практика образования)

ОК-10, ПК-17


^ 7.3.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Указываются элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых полностью или частично данной дисциплиной, и их коды в соответствии с ФГОС ВПО.

Приводится перечень результатов образования, формируемых дисциплиной, с указанием уровня их освоения (знать, уметь, владеть, приобрести опыт деятельности).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: ____________________________________________________________________

Уметь: ____________________________________________________________________

Владеть: __________________________________________________________________


^ 7.3.5. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)

Раздел оформляется в виде таблиц и приводится описание:

1) содержания дисциплины, структурированное по разделам, с указанием по каждому разделу формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ), написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д. Видами итогового контроля могут быть: зачет, экзамен, дифференцированный зачет.

Таблица 1. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля













2) распределение трудоемкости (в часах) по видам учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, консультации, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа, практики, курсовые работы).

Таблица 2. Тематический план по дисциплине.

№ п/п

Разделы курса, темы занятий

Всего часов

Всего аудит часов

Из них

СРС

Лекц.

Практ

Лаб.



Тема 1.






















Всего часов:



















Общая трудоемкость дисциплины составляет ______ зачетных единиц, _____ часов.



  • Содержание учебного курса представляется соответственно разделам и темам, обозначенным в учебно-тематическом плане курса.

  • Содержание каждой темы в полной мере должно отражать материал, выносимый как на аудиторную работу (лекции, семинары, практические занятия и др.), так и рассчитанный на самостоятельное овладение студентами. При этом разделы темы или в целом темы, предназначенные для самостоятельного изучения, должны быть расписаны особенно подробно.

  • В содержании тем обязательно должны найти отражение компетенции, формируемые в итоге изучения данной дисциплины.

  • В конце каждой темы, если автор программы сочтет это целесообразным, можно выделить основные понятия данной темы, задания для самостоятельной работы студентов и ссылки на список литературы.


Раздел 1: (Название раздела дисциплины)

Тема 1.1 (Название темы)

Раскрывается содержание темы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.1

Основная литература: приводится список рекомендованной литературы.

Дополнительная литература: приводится список рекомендованной литературы.

Тема 1.2


Раскрывается содержание темы.

^ Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.2

Основная литература: приводится список рекомендованной литературы.

Дополнительная литература: приводится список рекомендованной литературы.

И т.д.


^ 7.3.6. Образовательные технологии

Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В рамках курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.


^ 7.3.7. Виды занятий и их содержание:

Планы и содержание лекционных занятий

Примерная тематика семинаров

Примерная тематика лабораторных занятий

Для каждой лекции, практического занятия и лабораторной работы приводятся номер, тема, перечень рассматриваемых вопросов, объем в часах и ссылки на рекомендуемую литературу.

^ Примерная структура занятия:

Практическое занятие №1.

Тема: …...........................................................

Основные понятия: ………………………………………………………….………..

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. ..........................................................................

  2. .........................................................................
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: …..........

Литература для подготовки к занятию:

Основная: …..........................................................

Дополнительная: …..............................................

Задания для СРС……………………………………………………………………….


Примечание 1:

1. Практические (семинарские) занятия составляют важную часть профессиональной подготовки студентов. Основная цель проведения практических (семинарских) занятий - формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем приобретения практических навыков.

2. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине наряду с рабочей программой и графиком учебного процесса относятся к методическим документам, определяющим уровень организации и качества образовательного процесса.

3. Содержание практических (семинарских) занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделах «Перечень тем практических (семинарских) занятий».

4. Важнейшей составляющей любой формы практических занятий являются упражнения (задания). Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.

5. Практические (семинарские) занятия выполняют следующие задачи:

  • стимулируют регулярное изучение рекомендуемой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

  • закрепляют знания, полученные в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы над литературой;

  • расширяют объём профессионально значимых знаний, умений, навыков;

  • позволяют проверить правильность ранее полученных знаний;

  • прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления;

  • способствуют свободному оперированию терминологией;

  • предоставляют преподавателю возможность систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов.

6. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине должны быть ориентированы на современные условия хозяйствования, действующие нормативные документы, передовые технологии, на последние достижения науки, техники и практики, на современные представления о тех или иных явлениях, изучаемой действительности.


Примечание 2.

Требования к содержанию, выполнению и оформлению лабораторных работ по учебным дисциплинам направления (программы) регламентируются СТП 12 700–07 Лабораторные работы. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению

1. Лабораторные работы составляют важную часть профессиональной подготовки студентов. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

2. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), лабораторные работы отнесены к основным видам учебных занятий.

3. Выполнение студентами лабораторных работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;

  • формирование необходимых профессиональных умений и навыков;

4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и их объемы, определяются рабочими учебными планами.

5. Методические указания по проведению лабораторных работ разрабатываются на срок действия рабочей учебной программы и включают:

    • заглавие, в котором указывается вид работы (лабораторная), ее порядковый номер, объем в часах и наименование;

    • цель работы;

    • предмет и содержание работы;

    • оборудование, технические средства, инструмент;

    • порядок (последовательность) выполнения работы;

    • правила техники безопасности и охраны труда по данной работе (по необходимости);

    • общие правила к оформлению работы;

    • контрольные вопросы;

    • задания;

    • список литературы (по необходимости).

6. Содержание лабораторных работ фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Перечень тем лабораторных работ».

7. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, аппаратурой и пр., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

8. Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов.

9. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

10. Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.


7.3.8. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Содержание СРС

Данный раздел содержит методические рекомендации по организации и анализу результатов СРС по дисциплине, а также представление времени, отводимого на выполнение каждого задания.

Обязательными разделами методических рекомендаций являются:

  • план-график выполнения СРС по дисциплине;

План-график рекомендуется оформлять в виде таблицы, которая содержит в себе название контрольной точки и срок ее сдачи. Для удобства сроки сдачи рекомендуется обозначать номерами неделей учебного семестра. Также следует указывать сроки проверки контрольных работ.

  • характеристика и описание заданий на СРС;

Данный элемент должен содержать описание целей выполнения задания студентом, в соответствии с которыми ставятся задачи, которые предстоит ему решить. Должны быть указаны правила выбора варианта, структура работы, требования к представлению и оформлению результатов (если нет методических инструкций и других руководств для выполнения), этапы выполнения.

Таблица 1. Содержание СРС

Тема (раздел)

Содержание заданий, выносимых на СРС

Количество часов, отводимых на выполнение заданий

Сроки проверки результатов СРС

Примечание

















Таблица 2. Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной СРС по каждому заданию;

Вид самостоятельной работы

Единица измерения

Норма времени, час

1 Выполнение:

 

 

– курсового проекта (работы)

1 проект

50-80

1 работа

20-40

– расчетно–графических (расчетных) заданий

1 задание

3-12

2 Решение отдельных задач

1 задача

0,3-0,5

3 Проработка:

 

 

– конспекта лекций

1 час

0,5-1,0

- учебников, учебных пособий, обязательной литературы

 

 

материал излагается в лекциях:

1 п. л.

0,9-1,0

материал не излагается на лекциях

1 п. л.

1,5-2,0

специальной методической литературы:

1 п. л.

15-20

4 Изучение первоисточников по дисциплинам цикла ГСЭ:

 

 

- с составлением плана

1 п. л.

0,9-1,0

- с составлением конспекта

1 п. л.

1,5-2,0

5 Написание реферата

1 реферат

15-20

6 Составление обзора литературы

обзор, 15-20с.

15-20

7 Подготовка:

 

 

- к практическим (семинарским) занятиям:

1 занятие

2-2,5

-к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета

4-х час. работа

1-2

- к коллоквиуму

1 коллоквиум

5

- к контрольной работе

1 работа

2-3

8 Перевод текста с иностранного языка

1000 знаков

0,5-1,0




  • требования к представлению и оформлению результатов СРС;

В данном разделе должны быть сформулированы требования к предоставлению и оформлению результатов СРС: правила оформления и порядок защиты;

  • оценка выполнения СРС.

содержатся разъяснения для студентов о системе оценивания его самостоятельной работы. В данном разделе рекомендуется приводить:

  1. структуру рейтинга по отдельным видам учебной деятельности;

  2. шкалу распределения баллов для определения оценки по отдельным видам СРС (например, для курсового проектирования, контрольных работ и т.д.);

  3. шкалу распределения баллов для определения итоговой оценки.

Например, критериями для оценки контрольной работы могут служить:

  1. точность ответа на поставленный вопрос;

  2. формулировка целей и задач работы;

  3. раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  4. четкость структуры работы;

  5. самостоятельность, логичность изложения;

  6. наличие выводов, сделанных самостоятельно;

Нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы определяются согласно СТП 12 005 – 2004 Самостоятельная работа студентов.


^ 7.3.9.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

7.3.9.1. Организация текущего контроля. В разделе определяются контрольные «точки» дисциплины по каждому разделу (теме) дисциплины, они могут включать в себя как обязательно проводимые, так и точки самопроверки обучающихся. Раскрывается кто (преподаватель, проводящий лекционные или практические (семинарские, лабораторные) занятия), когда (во время занятий или внеурочное время), как проводит текущий контроль. В разделе должна быть указана система оценивания (балльная, балльно-рейтинговая, иная) результатов текущего контроля. В том случае, если преподаватель использует балльную или балльно-рейтинговую систему оценки освоения дисциплины, необходимо указать, какое количество баллов может получить обучающийся как за время освоения дисциплины в целом, так и по каждой контрольной «точке». Должны быть приведены вопросы для блиц-опросов, задания эссе и контрольных работ, учебных проектов, составлены базы тестовых заданий и т.п.

^ 7.3.9.2. Промежуточная аттестация по дисциплине. Необходимо указать в какой форме проводится промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине. Она может иметь вид отдельной процедуры (зачёта или экзамена), либо оценка по дисциплине может быть проставлена преподавателем по материалам текущего контроля. В том случае, если преподаватель проводит промежуточную аттестацию в виде зачёта или экзамена, в данном разделе учебной программы должен быть приведён перечень вопросов по всем материалам дисциплины.

Также указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.


^ А.Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля по дисциплине

Указываются формы текущего, рубежного и итогового контроля, сроки контроля, темы и разделы, по которым проводится контроль.

Б.Примерная тематика рефератов

1.

2.

В.Задания и требования к зачёту

1.

2.

Г.Вопросы для подготовки к экзамену

1.

2.


^ 7.3.10.Технологическая карта дисциплины. Технологическая карта используется при организации учебного процесса на основе модульно-рейтинговой системы. По одной дисциплине может быть разработано несколько технологических карт:

- технологическая карта изучения дисциплины

- технологическая карта внеаудиторной работы

- технологическая карта учебно-проектной деятельности

В данном подразделе перечисляют технические средстве обучения (ТСО), наглядный материал, лабораторное оборудование и т.д., используемое в учебном процессе, с указанием темы лекции или практического занятия, на котором оно используется.


Приложение В.

Макет оформления рабочей программы дисциплины подготовки бакалавриата


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

____________________________________________________________________________

(наименование учебного подразделения)

____________________________________________________________________________

(наименование кафедры)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

____________________________________________________________________________

(код дисциплины (модуля), наименование дисциплины (модуля))


Направление подготовки ________________________________________


Профиль подготовки ____________________________________________


Квалификация (степень) выпускника ______________________________

(бакалавр)

Форма обучения ________________________________________________

(очная, заочная)


Армавир – 20___ г.

^ Лист согласования


Составитель (и): _______________________________________

(фамилия, имя отчество, должность,

ученая степень, ученое звание)


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры _____________________________________________

(наименование обеспечивающей кафедры)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании Учебно-методической комиссии __________________________________

(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Председатель УМК __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Приложение Г.

Макет оформления рабочей программы дисциплины подготовки магистратуры


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

____________________________________________________________________________

(наименование учебного подразделения)

____________________________________________________________________________

(наименование кафедры)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

____________________________________________________________________________

(код дисциплины (модуля), наименование дисциплины (модуля))


Направление подготовки ________________________________________


Программа магистратуры ________________________________________


Квалификация (степень) выпускника ______________________________

(магистр)

Форма обучения ________________________________________________

(очная, заочная)


Армавир – 20___ г.

^ Лист согласования


Составитель (и): _______________________________________

(фамилия, имя отчество, должность,

ученая степень, ученое звание)


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры _____________________________________________

(наименование обеспечивающей кафедры)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании Учебно-методической комиссии __________________________________

(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Председатель УМК __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с

руководителем программы ____________________________________________________

(наименование программы)

«____»_________________ 20___ г.


Руководитель программы __________________/ _______________________________

(подпись) Ф.И.О.


^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины __________________ являются _______________

(Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями программы магистратуры).


^ 2.Место дисциплины в структуре магистерской программы __________________________________________________________________________

(Указывается цикл (раздел) программы магистратуры, к которому относится данная дисциплина. Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями программы магистратуры (дисциплинами, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин. Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее).


^ 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению ___________:

а) общекультурных (ОК): ______________________________________________

_______________________________________________________________________

(Указываются элементы ОК компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС ВПО)

б) профессиональных (ПК): ______________________________________________

______________________________________________________________________

(Указываются элементы ПК компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС ВПО)


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: ________________________________________________________________

  • Уметь:________________________________________________________________

  • Владеть_______________________________________________________________

(или один пункт «Демонстрировать способность и готовность: _____________»)


4. Структура и содержание дисциплины _________________________________

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц, _____ часов.





п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

1

























2


























В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа).


^ 5. Образовательные технологии__________________________________________

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ___% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики программы магистратуры). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более ___% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).


^ 6. Содержание форм, методов, средств организации образовательного процесса:

6.1.Темы(содержание) лекционных занятий

6.2.Темы(содержание) практических занятий с представлением плана занятий, непосредственно выполняемых практических заданий, представление содержания проектной деятельности, методических рекомендаций по подготовке и проведению, списка необходимой литературы

6.3.Темы(содержание) самостоятельной работы студентов


7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

______________________________________________________

(Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины).


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:_____________________________________________

б) дополнительная литература: _______________________________________

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: ______________________


^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

_______________________________________________________________________

(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины).

^ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. на 17 июля 2009 г.); от 13.01.1996 №12-ФЗ (с доп. и изм.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ (с доп.и изм.) (в ред. на 02 августа 2009 г.);

  2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, изм. от 10.02.2009 № 18-ФЗ;

  3. Устав АГПА

  4. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по соответствующей специальности (второго поколения), утвержденные Минобразованием России (с учетом изменений, внесенных письмом Минобразования России от 08 октября 2002 г. № 14-55-840ин/15, приказом Минобрнауки России от 12 января 2005 г. № 4 (п.2 и п.3);

  5. Порядок использования дистанционных образовательных технологий: приложение к приказу Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137. Зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2005 г. рег., № 6862;

  6. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: письмо Минобразования России от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15;

  7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки бакалавров и магистров по соответствующему направлению, утвержденные Минобразованием России;

  8. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования РФ от 19.05.2000 г. №14-52-357нн/13;

  9. Примерные основные образовательные программы (ПрООП ВПО) по направлениям подготовки/специальностям (носят рекомендательный характер);

  10. Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО Методические рекомендации для руководителей и актива УМО вузов – М.: 2009;

  11. Нормативно-методические документы Минобрнауки РФ;

  12. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак) (о содержании учебно-методического комплекса).

  13. Рабочие учебные планы по соответствующим направлениям подготовки, утвержденные ректором АГПА.

  14. Примерное положение о кафедре АГПА (утверждено на УС АГПА от ___________ протокол № ___).

  15. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004;

  16. ГОСТ Р 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002;


Если документ заменен (изменен), то при пользовании положения следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Контроль за изменениями в нормативной документации по методическому обеспечению учебного процесса и доведение соответствующей информации до кафедр университета возлагается на начальника учебно-методического отдела.




Похожие:

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины система качества
Настоящее Положение не может быть частично или полностью воспроизведено, тиражировано и распространено в качестве официального издания...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины (в соответствии с требованиями фгос впо)
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (фгос впо) совокупность требований обязательных...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconМетодическая работа гоау школы- интерната №12 г. Свободный за 2012-2013 учебный год
В гоау школе- интернате №12 создана система методической работы, которая регулируются локальными актами: Положениями о педагогическом...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconПоложение о рейтинговой системе оценки знаний обучающихся по дисциплинам, профессиональным модулям
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся по дисциплине, профессиональному модулю (далее – рейтинговая система) представляет...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconМетодические рекомендации для учителя Е. В. Бунеева 2006г Балас 2 6
Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечению по предмету русский язык, литература
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconИнструкция Общие требования к учебно-методическим комплексам дисциплин
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины (умкд)
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»
Рубцовск 2011При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconСоставитель: преподаватель хореографических
Положение о городском методическом объединении преподавателей хореографических дисциплин учреждений дополнительного образования
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconУчебно-познавательной и коммуникативной компетенций для преодоления школьной неуспешности
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В...
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины iconСборник задач по курсу Основы программирования Ч1 Учебно-методическое пособие. Армавир, 2004г
О методическом обеспечении организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов первого курса института прикладной информатики,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты