Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ icon

Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ



НазваниеОсновы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Основы компьютерных сетей

Рекомендации по проведению лабораторных работ

Введение


Курс «Основы компьютерных сетей» знакомит учащихся с основными принципами построения и использования компьютерных сетей. При изучении этого курса учащиеся узнают, что такое сети, для чего они создаются и как работают приложения в сетях Майкрософт и в Интернете, познакомятся с такими понятиями, как топология сети, сетевая архитектура, стек протоколов, сетевая операционная система и сетевое приложение, научатся строить надежную сетевую кабельную инфраструктуру, объединять компьютеры в сеть с помощью различных устройств связи, настраивать протокол TCP/IP, управлять IP-маршрутизацией и налаживать работу сетевых операционных систем.

Данное пособие поможет вам в проведении лабораторных работ, в ходе которых учащиеся на практике знакомятся со всем тем, что они осваивают на теоретических занятиях.

Исходные знания, умения и навыки


Чтобы успешно выполнить упражнения, предлагаемые в данном пособии, учащиеся должны:

  • иметь представление об устройстве компьютера (процессор, память, накопители и т. д.);

  • уметь работать в среде ОС Windows, запускать различные программы (в том числе с использованием командной строки) и работать с ними;

  • перед выполнением каждой лабораторной работы хорошо усвоить материалы соответствующей главы учебного пособия.

Необходимое техническое оснащение


Для проведения занятий нужны компьютеры, удовлетворяющие минимальным требованиям для установки операционных систем Windows 2000 Professional / Server, Windows XP Professional или Windows Server 2003. Компьютеры должны иметь как минимум один сетевой адаптер (PCI-совместимый стандарта 10/100/1000 Мб/с Ethernet). Для выполнения некоторых лабораторных работ потребуется дополнительный сетевой адаптер.

Кроме компьютеров, потребуется следующее сетевое обеспечение и оборудование:

  • отрезок коаксиального кабеля RG-58 длиной не менее 1 м;

  • набор BNC-коннекторов (как минимум два обычных, два T-коннектора и два терминатора);

  • клещи для заделки BNC-коннекторов;

  • два или более PCI-совместимых сетевых адаптера с BNC портами;

  • гибридный 10-мегабитный концентратор с несколькими портами 10Base-T и одним портом 10Base-2;

Примечание. Перечисленное выше оборудование является устаревшим. Оно используется здесь, чтобы продемонстрировать совместимость с новыми технологиями. Если вы не сможете найти оборудование 10Base-2, пропустите те задания в лабораторных работах, где оно используется.



  • несколько отрезков кабеля типа «витая пара» категории 5;

  • несколько коннекторов RJ-45;

  • клещи для заделки коннекторов RJ-45;

  • тестер для проверки качества заделки коннекторов;

  • два или более 10/100-мегабитных концентратора или 10/100/1000-мегабитных коммутатора (можно использовать небольшие устройства с 5–8 портами).

Желательно также иметь в наличии один или несколько сетевых адаптеров Wi-Fi, предназначенных для установки в разъем PCI или (что удобнее) в порт USB, и беспроводную точку доступа Wi Fi, подключаемую к сети Ethernet.

На компьютеры учащихся следует установить операционную систему Windows 2000 Professional или Windows XP Professional (лучше всего — Windows XP, поскольку описанные в данном пособии лабораторные работы рассчитаны на применение именно этой ОС) и скопировать установочные файлы ОС из папки \I386 дистрибутивного компакт-диска на жесткий диск каждого компьютера (например, в папку C:\I386) — эти файлы потребуются при выполнении некоторых заданий.

Перед проведением лабораторных работ нужно присвоить каждому компьютеру уникальное сетевое имя (например, Comp1, Comp2 и т. д.), создать на компьютерах учетные записи пользователей, входящие в локальную группу «Администраторы» (например, User1, User2 и т. д.), и установить пароли для этих записей (чтобы избежать возможных проблем, установите для всех учетных записей одинаковые пароли, например, P@ssw0rd).


Рекомендации по проведению лабораторных работ


Курс «Основы компьютерных сетей» предусматривает выполнение 11 лабораторных работ, включающих в себя по 2–4 задания. Ниже приведены рекомендации по их проведению и выполнению, содержащие следующие разделы:

  • цели — обсуждение задач, которые ставятся перед учащимися в лабораторной работе;

  • оборудование — указание оборудования, которое потребуется для выполнения данной лабораторной работы, и прочего материального обеспечения, которое должен подготовить преподаватель перед выполнением задания учащимися;

  • примерное время — оценка продолжительности выполнения учащимися всех запланированных в лабораторной работе заданий;

  • пошаговые инструкции — ссылки на файлы, в которых приведены пошаговые инструкции, необходимые учащимся для выполнения лабораторной работы. Эти инструкции желательно распечатать и перед началом практических занятий раздать учащимся;

  • результаты — перечислены ожидаемые достижения учащихся после успешного завершения лабораторной работы.

Лабораторная работа 1.
Работа с ресурсами в сети

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • настроить компьютеры с ОС Windows XP Professional для работы в одноранговой сети;

  • предоставить папку на своем компьютере в совместный доступ;

  • используя сеть, подключиться к общей папке, настроенной на чужом компьютере, и поработать с файлами, созданными другими учащимися.


Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;

  • одинаково настроить протокол TCP/IP на всех компьютерах, например, оставить параметры, установленные по умолчанию (в этом случае IP-адрес из диапазона 169.254.0.0 / 16 будет назначен компьютеру с помощью механизма APIPA, если в школьной сети отсутствует сервер DHCP, или будет получен от сервера DHCP — если сервер доступен и имеет настроенную для выдачи клиентам область IP адресов);

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);

  • определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, будут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы.

Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 1 — один учебный час.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению заданий лабораторной работы 1 содержатся в файле Lab1.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 1\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 1 учащиеся должны уметь:

  • настраивать компьютер с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional для работы в одноранговой сети;

  • предоставлять папки на своем компьютере в совместный доступ;

  • подключаться к другим компьютерам одноранговой сети и работать с их общими файлами и папками.

В итоге учащиеся должны понять, что объединение компьютеров в сеть обеспечивает возможности работы с ресурсами, принципиально недоступные при автономной работе.

Лабораторная работа 2.
Анализ сетевых кадров

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • установить на свои компьютеры программу для захвата и просмотра сетевых кадров;

  • просмотреть и проанализировать сетевые пакеты, захваченные при обращении к веб-узлу.

Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному на каждый компьютер).


Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);

  • скопировать на компьютеры учащихся папку Дополнительное ПО\Программа захвата сетевых пакетов с компакт-диска преподавателя, в которой находится дистрибутив программы захвата и просмотра сетевых пакетов, а также необходимые для выполнения заданий файлы захваченных сетевых кадров.

Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 2 — один учебный час.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению заданий лабораторной работы 2 содержатся в файле Lab2.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 2\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 2 учащиеся должны уметь:

  • устанавливать на компьютере с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional программу — анализатор сетевых кадров;

  • проводить краткий анализ кадров, захваченных при передаче по сети.

В итоге учащиеся на примере анализа пакетов стека TCP/IP должны убедиться, что взаимодействие компьютеров в сети подчиняется правилам, определяемым целым набором протоколов, и увидеть, как данные протоколов верхних уровней вкладываются (инкапсулируются) в пакеты протоколов более низкого уровня.

Лабораторная работа 3.
Анализ топологий «шина» и «звезда»

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • определить, насколько использование физической топологии «шина» экономичнее по расходам на кабель и сетевое оборудование;

  • установить на свои компьютеры сетевые адаптеры Ethernet стандарта 10Base-2 и объединить компьютеры в сеть с помощью коаксиального кабеля, а затем разорвать соединение с одним из компьютеров, чтобы увидеть, как это повлияет на работу сети c топологией «шина»;

  • объединить компьютеры в сеть с помощью концентратора или коммутатора и, смоделировав проблему с отключением одного из компьютеров, посмотреть, как это повлияет на работу сети с топологией «звезда».

Оборудование


Для проведения лабораторной работы вам понадобятся:

  • компьютеры с комбинированным сетевым адаптером Ethernet стандартов 10Base-2/10Base-T и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • один или несколько отрезков коаксиального кабеля RG-58 длиной не менее 1–2 м с заделанными обычными BNC-коннекторами;

  • T-коннекторы (по одному на каждое сетевое устройство стандарта 10Base-2) и два терминатора;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);

  • определить, какая группа учащихся будет нарушать работу сети, а какие группы — проверять последствия этого нарушения, и сообщить об этом учащимся.

Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 3 — один учебный час.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению заданий лабораторной работы 3 содержатся в файле Lab3.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 3\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 3 учащиеся должны уметь:

  • перечислять преимущества и недостатки сетей, использующих топологии «шина» и «звезда»;

  • строить небольшую сеть, использующую топологию «шина» или «звезда».

В итоге учащиеся должны увидеть, как в экономичных с точки зрения расходов на оборудование сетях с топологией «шина» нарушение соединения с сетью одного-единственного компьютера приводит к выходу из строя всей сети, и как применение топологии «звезда» устраняет эту проблему.

Лабораторная работа 4.
Сетевые кабели и коннекторы

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • рассмотреть различия таких типов сетевых кабелей, как «тонкий» коаксиальный и «витая пара», и освоить способы заделки используемых для них коннекторов BNC и RJ-45;

  • изготовить несколько прямых и перекрестных кабелей на основе «витой пары» и использовать их для соединения компьютеров, концентраторов или коммутаторов.

Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютеры с комбинированным сетевым адаптером Ethernet стандартов 10Base-2/10Base-T и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • несколько отрезков коаксиального кабеля типа RG-58;

  • набор BNC-коннекторов (незаделанные обычные BNC-коннекторы, T-коннекторы и два терминатора);

  • клещи для заделки BNC-коннекторов;

  • несколько отрезков кабеля типа «витая пара» категории 5 или выше;

  • коннекторы RJ-45;

  • клещи для заделки коннекторов RJ-45;

  • тестер для проверки качества заделки коннекторов BNC и RJ-45;

  • два (или более) концентратора или коммутатора Ethernet.



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);

  • установить порядок использования клещей, используемых для заделки коннекторов, и тестера и сообщить об этом учащимся;

  • определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом при попарном соединении компьютеров с помощью перекрестного кабеля «витая пара» (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, могут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы.

Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 4 — один учебный час.
Пошаговые инструкции

Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 4 содержатся в файле Lab4.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 4\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 4 учащиеся должны уметь:

  • различать такие сетевые кабели, как коаксиальный и «витая пара», заделывать коннекторы, используемые для этих типов кабелей, и проверять качество заделки коннекторов;

  • использовать прямые и перекрестные кабели типа «витая пара» для непосредственного соединения компьютеров, а также для объединения таких устройств как концентраторы и коммутаторы.

В итоге учащиеся должны научиться заделывать коннекторы и применять кабели, наиболее часто используемые при построении локальных сетей.

Лабораторная работа 5.
Построение сложной гибридной сети

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • создать сегменты сети на базе топологий «шина» и «звезда» и объединить их, а затем подключить получившуюся сеть к сегменту, построенному на базе коммутатора Fast- или Gigabit Ethernet;

  • подключить к объединенной сети беспроводную точку доступа, использующую стандарт Wi-Fi, настроить на компьютере с беспроводным адаптером взаимодействие с точкой доступа и проверить работоспособность всей полученной сети.


Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютеры с комбинированным сетевым адаптером Ethernet стандартов 10Base-2/10Base-T и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • компьютеры с беспроводными сетевыми адаптерами стандарта 802.11b или 802.11g и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • один или несколько отрезков коаксиального кабеля RG-58 с заделанными обычными BNC-коннекторами;

  • T-коннекторы (по одному на каждое сетевое устройство стандарта 10Base-2) и два терминатора;

  • гибридный концентратор 10Base-2/10Base-T с портами BNC и RJ-45;

  • один концентратор или коммутатор Ethernet;

  • набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер и сетевое устройство);

  • подключаемая к сети Ethernet беспроводная точка доступа, работающая по стандарту 802.11b или 802.11g.



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);

  • определить, какая из групп учащихся будет создавать сегмент сети на базе коаксиального кабеля, какая — объединять компьютеры с помощью гибридного концентратора 10Base-2/10Base-T, какая — с помощью коммутатора Fast или Gigabit Ethernet и, наконец, какая из групп будет настраивать взаимодействие в беспроводной сети, и сообщить об этом учащимся.


Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 5 — один учебный час.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 5 содержатся в файле Lab5.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 5\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 5 учащиеся должны уметь:

  • строить отдельные участки сети, в которых будут использоваться различные стандарты Ethernet (10Base-2, 10Base-T, Fast- или Gigabit Ethernet), а затем соединять эти участки в единую сеть;

  • подключать к сети Ethernet беспроводную точку доступа, работающую по одному из стандартов Wi-Fi, и проверять работоспособность объединенной сети.

В итоге учащиеся должны убедиться в высокой совместимости разных стандартов Ethernet и увидеть, как с помощью шлюзов обеспечивается подключение к сети Ethernet устройств, использующих другие сетевые архитектуры.

Лабораторная работа 6.
Настройка устройств связи

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • установить или просмотреть свойства уже установленного драйвера в ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional и определить такие важные параметры, как MAC-адрес адаптера и номер версии драйвера;

  • настроить компьютер с двумя сетевыми адаптерами и установленной ОС Windows XP Professional для работы в качестве моста и маршрутизатора и отметить различия в функциональности этих двух сетевых устройств (следует обратить внимание, что ОС Windows 2000 Professional не подходит для настройки компьютера в качестве моста);

  • просмотреть свойства компьютера с ОС Windows Server 2003, настроенного в качестве маршрутизатора, чтобы увидеть, какие дополнительные возможности предоставляет эта серверная операционная система.

Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютер с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);

  • компьютеры с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • компьютеры с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows XP Professional (количество таких компьютеров должно быть в два раза меньше, чем компьютеров с одним адаптером);

  • набор перекрестных кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одной паре кабелей на каждые три компьютера — здесь можно использовать кабели, изготовленные учащимися при выполнении лабораторной работы 4).



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • разбить компьютеры на «тройки» таким образом, чтобы в каждой из них оказалось по одному компьютеру с двумя сетевыми адаптерами;

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);

  • определить, какие из учащихся будут выполнять настройку компьютеров для работы в качестве моста и маршрутизатора, и сообщить им об этом.


Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 6 — полтора учебных часа.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 6 содержатся в файле Lab6.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 6\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 6 учащиеся должны уметь:

  • устанавливать драйвер сетевого адаптера и определять параметры адаптера и драйвера;

  • настраивать компьютер с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows XP Professional для работы в качестве моста и маршрутизатора;

  • определять, какие дополнительные возможности при работе в качестве маршрутизатора предоставляет ОС Windows Server 2003.

В итоге учащиеся должны научиться устанавливать драйверы и просматривать свойства сетевых адаптеров, а также усвоить различия в функциональности моста и маршрутизатора.

Лабораторная работа 7.
Использование протокола NWLink

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • установить на компьютер с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional протокол NWLink (IPX/SPX/NetBIOS-совместимый транспортный протокол) и проверить его работоспособность;

  • захватить и проанализировать сетевые пакеты, передающиеся по сети при работе по протоколу NWLink, и убедиться, что при взаимодействии компьютеров действительно используется протокол NWLink.


Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).



Перед проведением лабораторной работы необходимо объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает.

Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 7 — один учебный час.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 7 содержатся в файле Lab7.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 7\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 7 учащиеся должны уметь:

  • устанавливать в ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional набор протоколов, отличающийся от стека TCP/IP (например, протокол NWLink — IPX/SPX/NetBIOS-совместимый транспортный протокол);

  • проводить краткий анализ кадров протокола NWLink, захваченных при передаче по сети.

В итоге учащиеся должны понять, что стек TCP/IP является не единственным возможным набором протоколов, обеспечивающим взаимодействие компьютеров в сети.

Лабораторная работа 8.
Настройка IP-адресации и машрутизации

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • проанализировать правильность масок подсетей, IP-адресов узлов, сетей, широковещания;

  • вручную настроить протокол TCP/IP и проверить его работоспособность с помощью различных утилит, входящих в состав ОС Windows 200 Professional или Windows XP Professional;

  • настроить маршрутизацию в сложной сети, состоящей их трех сегментов, объединенных двумя маршрутизаторами.


Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • на первом уроке:

  • компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);

  • компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер);



  • на втором уроке:

  • компьютеры с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • компьютеры с двумя сетевыми адаптерами и с установленной ОС Windows XP Professional (на два таких компьютера должно приходиться по три компьютера с одним сетевым адаптером);

  • сетевое оборудование Ethernet (по одному концентратору или коммутатору на каждые пять компьютеров);

  • набор прямых и перекрестных кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по два перекрестных и три обычных кабеля на каждые пять компьютеров).



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • на первом уроке:

  • настроить на компьютере с ОС Windows Server 2003 сервер DHCP и создать диапазон IP адресов для выдачи их клиентам (для этого можно воспользоваться процедурой установки, приведенной в разделе 5.3.3 «Служба DHCP» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети», расположенного в одноименной папке на компакт-диске преподавателя;

  • объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;



  • на втором уроке:

  • разбить компьютеры на «пятерки» таким образом, чтобы в каждой из них оказалось по два компьютера с двумя сетевыми адаптерами;

  • выделить для каждой такой группы концентратор или коммутатор Ethernet;

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия оборудования (количество учащихся в группе будет определяться доступным аппаратным обеспечением);

  • определить, какие из учащихся будут выполнять работу по настройке компьютеров для работы в качестве маршрутизатора, и сообщить им об этом.

Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 8 — два учебных часа.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 8 содержатся в файле Lab8.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 8\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 8 учащиеся должны уметь:

  • определять правильность масок подсетей, IP-адресов узлов, сетей, широковещания;

  • настраивать различные параметры протокола IP в ОС Windows 200 Professional или Windows XP Professional и проверять работоспособность стека TCP/IP с помощью различных утилит, входящих в состав этих ОС;

  • настраивать маршрутизацию в сложной сети, состоящей из трех подсетей, объединенных двумя маршрутизаторами.

В итоге учащиеся должны усвоить, что без правильной настройки параметров протокола TCP/IP взаимодействие в сети невозможно, а также убедиться, что управление маршрутизацией в сложной сети является достаточно трудоемкой задачей.

Лабораторная работа 9.
Работа в сетях Майкрософт

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • проанализировать проблемы взаимодействия в сети Майкрософт, с которыми сталкиваются пользователи, применяющие модель рабочей группы;

  • включить свои компьютеры с ОС Windows 200 Professional или Windows XP Professional в домен на базе ОС Windows Server 2003 и проверить возможности работы с ресурсами, расположенными на контроллере домена;

  • настроить на своих компьютерах общие папки и принтеры и протестировать возможности работы с общими ресурсами в домене.

Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);

  • компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;

  • поскольку в задании 2 данной лабораторной работы потребуется домен, возможны два варианта проведения лабораторной работы:

    • если домен в вашей школе уже развернут, то следует получить у администратора школьного домена полномочия управления учетными записями компьютеров и обратить внимание, что учебный класс должен иметь подключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны быть согласованы с сетевым администратором, а DNS-сервер(ы) и контроллер(ы) домена — доступны по сети;

    • если домен в школе еще не создан, то следует развернуть домен на компьютере преподавателя (для этого можно воспользоваться процедурой установки домена, приведенной в разделе 5.2.1 «Установка DNS и службы каталогов Active Directory» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети», расположенного в одноименной папке на компакт-диске преподавателя);

  • создать в домене набор учетных записей пользователей по числу учащихся (например, Pupil1, Pupil2 и т. д.) — процедуры создания и управления учетными записями пользователей подробно описаны в разделе 5.3.2 «Администрирование Active Directory» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети» (совет: если вы преподаете курс в нескольких классах, то, возможно, имеет смысл включить в имя учетной записи указание номера класса, например, 10A-Student1, 10A-Student2 и т. д.);

  • сообщить учащимся, какие локальные и доменные учетные записи они должны использовать для входа в компьютеры.


Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 9 — полтора учебных часа.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 9 содержатся в файле Lab9.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 9\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 9 учащиеся должны уметь:

  • различать такие модели сетевого взаимодействия, используемые в сетях Майкрософт, как рабочая группа и домен;

  • включать компьютеры в домен и работать с ресурсами домена;

  • настраивать свои папки и принтеры как общие ресурсы в домене.

В итоге учащиеся должны увидеть, какие проблемы возникают при сетевом взаимодействии в рабочей группе (одноранговой сети) и как эти проблемы решаются в домене (клиент-серверной сети).

Лабораторная работа 10.
Подключение к Интернету и система WWW

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • настроить модемное подключение к Интернету и предоставить его в общий доступ для других компьютеров сети;

  • исследовать механизмы разрешения имен в IP адреса с помощью файла hosts и DNS-сервера;

  • установить на своих компьютерах веб-сервер, создать простейшую веб-страницу и обратиться к ней с помощью браузера Internet Explorer.

Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);

  • компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;

  • поскольку в задании 2 данной лабораторной работы вам потребуется DNS-сервер, возможны два варианта проведения лабораторной работы:

    • если сервер DNS в вашей школе уже развернут, то следует выяснить у администратора школьной сети его IP адрес и обратить внимание, что в этом случае учебный класс должен иметь подключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны соответствовать используемым в школе, а школьный DNS-сервер — быть доступным;

    • если сервер DNS в школе еще не развернут, то следует установить его на компьютере преподавателя (для этого можно воспользоваться процедурой установки домена, приведенной в разделе 5.2.1 «Установка DNS и службы каталогов Active Directory» курса «Системный администратор школьной компьютерной сети», расположенного в одноименной папке на компакт-диске преподавателя);

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия компьютеров;

  • определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, будут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы;

  • сообщить учащимся, какие локальные учетные записи они должны использовать для входа в компьютеры.

Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 10 — полтора учебных часа.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 10 содержатся в файле Lab10.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 10\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 10 учащиеся должны уметь:

  • устанавливать модем, настраивать модемное подключение к поставщику услуг Интернета и предоставлять его в общий доступ;

  • использовать на клиентских компьютерах с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional такие методы разрешения имен в IP адреса как файл hosts и сервер DNS;

  • устанавливать на компьютерах с ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional персональный веб-сервер, создавать простейшие веб-страницы и работать с ними с помощью браузера Internet Explorer.

В итоге учащиеся должны получить навыки, необходимые для подключения к Интернету, настройки системы разрешения имен и работы с веб-ресурсами во «Всемирной паутине».

Лабораторная работа 11.
Обмен сообщениями в Интернете

Цели


В этой лабораторной работе учащиеся должны:

  • настроить учетную запись электронной почты в программе Outlook Express и обменяться электронными письмами друг с другом;

  • установить на своих компьютерах программу MSN Messenger (или воспользоваться по умолчанию установленной на компьютерах с ОС Windows XP Professional программой Windows Messenger) и, если класс подключен к Интернету, настроить учетные записи в системе передачи мгновенных сообщений.

Оборудование


Для проведения лабораторной работы понадобятся:

  • компьютер с одним сетевым адаптером и с установленной ОС Windows Server 2003 (это может быть компьютер преподавателя);

  • компьютеры с сетевым адаптером Ethernet и с установленной ОС Windows 2000 Professional или Windows XP Professional;

  • сетевое оборудование Ethernet (концентратор или коммутатор) и набор кабелей «витая пара» с коннекторами RJ-45 (по одному кабелю на каждый компьютер).



Перед проведением лабораторной работы необходимо:

  • объединить все компьютеры в сеть и убедиться, что сеть работает;

  • поскольку в задании 1 данной лабораторной работы вам потребуется сервер электронной почты, возможны два варианта проведения лабораторной работы:

    • если почтовый сервер в вашей школе уже развернут, то следует по предварительной договоренности создать необходимые учетные записи электронной почты для учащихся, а также выяснить у администратора школьной сети имя сервера или его IP адрес. Кроме того, нужно обратить внимание, что в этом случае учебный класс должен иметь подключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны соответствовать используемым в школе, а школьные DNS-сервер и почтовый сервер — быть доступными по сети;

    • если почтовый сервер в школе еще не развернут, то следует установить его на компьютере преподавателя (для этого можно воспользоваться процедурой установки, приведенной в приложении 2 к методическому пособию для учителя, прилагаемому к данному курсу);

  • разделить класс на группы в зависимости от наличия компьютеров;

  • определить, какие группы учащихся будут взаимодействовать друг с другом по электронной почте (например, учащиеся, работающие на компьютере Comp1, будут сотрудничать с учащимися на компьютере Comp2, и т. д.), и сообщить учащимся о правилах совместной работы;

  • сообщить учащимся, какие локальные учетные записи они должны использовать для входа в компьютеры.


Примерное время


Продолжительность выполнения лабораторной работы 11 — один учебный час.

Пошаговые инструкции


Инструкции по выполнению упражнений лабораторной работы 11 содержатся в файле Lab11.doc, находящемся в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль 11\Лабораторная работа на компакт-диске преподавателя.

Результаты


После выполнения лабораторной работы 11 учащиеся должны уметь:

  • настраивать учетную запись электронной почты, отправлять и принимать электронные письма;

  • настраивать программу Windows Messenger (или устанавливать и настраивать программу MSN Messenger), предназначенную для передачи мгновенных сообщений с помощью бесплатной службы .NET Messenger Service, и обмениваться электронными сообщениями в реальном времени.

В итоге учащиеся должны освоить процедуры настройки учетных записей электронной почты и системы передачи мгновенных сообщений и научиться работать с такими программами, как Outlook Express и Windows Messenger (или MSN Messenger).



Похожие:

Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconПлановых контрольных работ -, зачетов 6, лабораторных работ, практических работ Планирование составлено на основе примерной программы по иностранным языкам для общеобразовательных школ.
Плановых контрольных работ -, зачетов 6, лабораторных работ, практических работ
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconПлановых контрольных работ -, зачетов 4, лабораторных работ, практических работ Планирование составлено на основе примерной программы по иностранным языкам для общеобразовательных школ.
Плановых контрольных работ -, зачетов 4, лабораторных работ, практических работ
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconПлановых контрольных работ -, зачетов 4, лабораторных работ, практических работ Планирование составлено на основе примерной программы по иностранным языкам для общеобразовательных школ.
Плановых контрольных работ -, зачетов 4, лабораторных работ, практических работ
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconПлановых контрольных работ -, зачетов 5, лабораторных работ, практических работ Планирование составлено на основе примерной программы по иностранным языкам для общеобразовательных школ.
Плановых контрольных работ -, зачетов 5, лабораторных работ, практических работ
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconТехническое задание определяет требования, предъявляемые к проведению работ по проведению землеустроительных работ в границах Республики Татарстан по объектам ОАО «сзмн»
Заказчик: Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (оао «сзмн»)
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconНазвание модуля (тема урока): Глобальная сеть Интернет
Интегрирующая дидактическая цель: ознакомить с назначениями, классификацией, топологией компьютерных сетей; ознакомить учащихся с...
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconТеория систем и системный анализ
Автор: к физ мат н., ст преподаватель, кафедры компьютерных сетей Коновалов Е. В
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconКонкурс на формирование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия: (05. 04. 2011)
Субд, навыки работы с sql, знание основ построения и администрирования компьютерных сетей
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconКалендарно-тематическое планирование уроков информатики в 9 классе
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных...
Основы компьютерных сетей Рекомендации по проведению лабораторных работ iconРекомендации к критериям оценки по курсу орксэ рекомендации по оценке знаний обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты