Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! icon

Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции!



НазваниеНекоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции!
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Выступление Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Толкачева К.Б. на Всероссийской научно-практической конференции «Федерализм как ресурс развития российской государственности 21 века». 
 31 октября 2008 года, г. Уфа, Дом Госсобрания, 10-00.

 Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России 

Уважаемые участники конференции!

 Хотел бы сразу выразить благодарность организаторам и участникам нашей конференции, тема которой для нашей многонациональной России всегда будет актуальной и животрепещущей.

Формирование Российского государства, его внутренняя территориальная и национальная организация исторически обусловлены и происходят под влиянием различных исторических, экономических, географических, конфессиональных, национальных и иных факторов, предопределяя основные параметры жизнедеятельности всего общества и актуальность темы сегодняшней конференции, нацеленной на анализ современных аспектов развития федерализма.

Российский федерализм – реальность не последних десятилетий. Россия веками складывалась как многонациональное государство. Элементы федерализма наблюдались и в царской России, когда отдельным её территориям предоставлялись особые суверенные права (Польша, Финляндия, Бухарский Эмират, Башкирия). В советский период была предпринята широкомасштабная попытка ее федеративного обустройства. Все эти исторические факторы играют значительную роль при совершенствовании современного федеративного российского государства.

Федерализм как общественно-политическая теория возник в далеком прошлом, на этапе зарождения  элементов федерации в государственном устройстве. Зрелые формы федеративных отношений стали формироваться в период новой и новейшей истории. Период правового формирования принципов федерализма насчитывает немногим более двух столетий. История, формы государственного устройства, мера выраженности в них процессов централизации и децентрализации государственной власти рассматриваются в теории федерализма, которая имеет исключительно большое значение для развития российской государственности.

Появление теории и практики федерализма, с одной стороны, было обусловлено естественным стремлением народов к организации единого сообщества, с другой, – политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности в решении некоторых вопросов, а также необходимостью изучения правовой наукой этих сложнейших политико-правовых явлений. Идеологи основ конституционно-правового федерализма видели в нем более демократическую форму государственного устройства, обеспечивающей поддержание мира между членами федерации и решение конфликтов между ними и центральной властью. В тоже время можно констатировать, что в рамках теории федерализма и в сфере практического воплощения его основных положений на практике государственного устройства нет единых концептуальных подходов.

В современном мире сложились и существуют две основные формы национально-государственного устройства: унитарная и федеративная. Современные унитарные государства в результате их развития в направлении децентрализации осуществления государственной власти, регулирования общественных процессов лишь формально остаются унитарными, близко примыкая по данному признаку к федеративным государствам. Конкретное федеративное государство также в зависимости от поставленных перед ним глобальных задач обеспечения общественного развития может развиваться в направлении усиления в нем процессов децентрализации государственного управления, а также их ослабления. В целом в нем параллельно существуют как процессы децентрализации, так и централизации осуществления государственного управления. Соответственно, существующие федеративные государства могут быть подразделены на две группы: 1) децентрализованные; 2) централизованные.

Можно ввести также и другие критерии типизации федеративных государств, но для нас интересна их классификация на основе использования административно-территориальных и национально-государственных принципов.

Федерации, основанные на первом виде принципов, оказались более прочными и устойчивыми, однако федерации, образованные на национально-территориальной основе, хотя и предопределяют сложный характер взаимоотношений федерального центра и субъектов, но выступают более оптимальными в обеспечении преемственности исторического развития, сохранности богатейшего национального  духовного опыта, самобытного фундамента нравственного  и общественно-политического бытия их народов.

В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и административно-территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Бельгия, Канада, Индия. При этом федеративное устройство достаточно эффективно используется для решения национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

Путь формирования федерализма в России был усложнен рядом исторически сложившихся препятствий:

- сложившаяся традиция административно-командного подхода к решению важнейших социально-экономических и иных проблем;

- качественные и количественные различия в уровнях социально-экономического развития регионов России;

- длительный кризис национальной экономики.

Эти особенности требовали отражения при формировании конституционных основ российского федерализма. К сожалению, они не были учтены во всем объеме на этапе принятия нынешней российской Конституции. По объективным причинам – в силу отсутствия необходимого опыта конституционно-правового регулирования федеративных отношений. Из причин субъективного свойства, я бы выделил желание определенных сил оставить себе резерв гибкости для воздействия на регионы. И в итоге нам не удается в полной мере преодолеть ложные представления о том, что именно неэквивалентные отношения с федеральным центром (например, в процессе межбюджетного регулирования) – главная причина того, что многие регионы не могут выйти из полосы спада производства, безработицы, низкого уровня жизни населения. Напомню: именно подобная убежденность большинства населения ряда союзных республик стимулировала разрушение Советского Союза. К сожалению, мы вновь стремимся наступить на те же грабли политической недальновидности. Видимо, правда, что история учит только тому, что она ничему не учит...

Пробуксовка развития федеративных отношений заставляет задуматься: не является ли явное и скрытое сопротивление этому процессу результатом того, что курс на федерализацию России был просто временным шагом в условиях активной децентрализации экономического, правового и политического пространства? Не следует ли рассматривать федеративную модель лишь в качестве меры, позволившей “выпустить политический пар” на наиболее сложном этапе российских реформ?

Если это так, то попытки реализовать на практике принципы федерализма противоестественны. Они лишь усиливают издержки формирования предпосылок долговременной экономической и политической стабилизации. Так не следует ли нам обратиться к традиционной для России унитарной модели национальной государственности? С предоставлением, например, регионам широкой автономии в решении собственных социально-экономических и этнокультурных проблем?

Вопрос не праздный. Сегодня явно снижается интерес к исследованию экономических, правовых и иных аспектов федерализма и их практической интерпретации в российских условиях. Имеющиеся же разработки все чаще оказываются невостребованными. Традиционные “клятвы верности” идеям федерализма продолжают звучать, но уже заметно, что они как системообразующий признак российских реформ ныне, мягко говоря, непопулярны. Принятые в последнее время законодательные акты отражают, скорее, не принципы федерализма, а модель “умеренно децентрализованного унитарного государства”.

Не будем рассуждать о том, плохо ли это или однозначно хорошо. Вопрос в том, что преобладающим становится именно этот вектор и в реформах, и (в еще большей мере) в политическом мышлении. Думается, однако, что играть “отходную” российскому федерализму рано. Отвергать ту или иную модель развития можно лишь исчерпав ее. Иной путь был бы очередной политической недальновидностью.

Сегодня практически все согласны, что действующая модель федеративных отношений нуждается в реформировании. И никакой драмы здесь нет. Условия переходного этапа себя в основном исчерпали и требуют замещения правовыми и экономическими институтами, определяющими развитие страны на долговременную перспективу.

Непродуктивным и неверным является лишь то, что идея совершенствования федеративных отношений на практике осуществляется упрощенными формами, методами и подходами. Чаще всего она сводится к очередному раунду перераспределения или уточнения управленческих полномочий, перераспределению доходных источников бюджетов разного уровня, совершенствованию процедур или просто формул финансового выравнивания. Слов нет: все эти проблемы существуют и их нужно оперативно решать. Но полагать, что этим исчерпывается круг задач (тем более стратегических!) реформирования модели федерализма, глубоко ошибочно.

Ресурсы российской модели федерализма видятся в осуществлении следующих подходов к развитию российской государственности в целом.

Стратегия реформирования федеративных отношений состоит в создании такого механизма, который даст возможность выровнять уровни социально-экономического развития регионов России. Реализовать эту цель предстоит в условиях, когда сложно осуществить единообразную федеральную, региональную экономическую политику для качественно разнородных субъектов Федерации. В начале 1990-х годов российский федерализм практически безальтернативно утверждался как политический императив, а сегодня отечественная модель федеративных отношений должна доказать свою состоятельность в контексте укрепления единого (рыночного) экономического пространства страны на основе гармонизации социально-экономических интересов Федерации и ее субъектов.

В сложившихся условиях необходимо более активно и вдумчиво использовать безусловно позитивный зарубежный опыт формирования федеративного государства в конкретных российских условиях. Если его рассматривать как возможность заимствования тех или иных элементов федеративных отношений, хорошо себя зарекомендовавших в зарубежных государствах, то, думается, это в значительной степени бесполезная трата сил и времени. Моделей федерализма, по меньшей мере, столько, сколько государств применило эту форму государственного устройства в конкретно-исторических условиях. Абстрактная модель без привязки к конкретным условиям и государству изначально является мертворожденной.

Значительно более перспективным является подход к федерализму как к способу (методу) решения тех или иных задач, возникающих перед государством, и соответственно требуется сформулировать круг политических, социальных, национальных, экономических и прочих вопросов, которые могли бы быть решены с его применением.

Далее, практически не получила должной оценки другая угроза федерализму России – наметившаяся склонность высшего руководства страны к замене плюралистических подходов в осуществлении государственной власти жесткой административной вертикалью. Оценить опасность так называемого “укрепления вертикали власти” весьма непросто, если при этом руководствоваться исключительно формальными признаками федеративного устройства. Определить степень подмены федеративных принципов управления унитарными можно только посредством выявления глубинной сущности федерализма, каковой является демократия. Демократия – это смысл и предназначение федерализма, являющегося “функцией” демократии, наиболее удобной, эффективной и доступной гарантией демократического развития.

Другая проблема в том, что такой огромной территорией, как Россия, нельзя управлять лишь из одного центра. Нужны мощные субъекты Федерации, наделенные конституционными правами. Это не означает, что деление на существующее количество субъектов окончательно. Жизнь сама подскажет целесообразность тех или иных изменений на административной карте. Но для стабилизации федеративного устройства России требуется, по всей видимости, установить мораторий на изменение статуса субъектов федерации, а также на территориальные изменения. Сильное, активно функционирующее государство   важнейшее условие продолжения преобразований. Без него не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие.

Прочное и могучее Российское государство – самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, обороноспособности страны, поддержания мира в мировом сообществе. Для укрепления российского федерализма необходимо вернуть государству, его органам доверие народа. Здесь особую актуальность приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государства – это его эффективное функционирование в интересах общества и личности, что обусловливает рост доверия населения к деятельности органов государственной власти, их легитимности в глазах многонационального народа Российской Федерации.

Проблемы совершенствования Российского государства как федеративного закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, то есть механизм, действовал четко, слаженно и эффективно. Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между собой, объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства. Ему должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства реализуют единую власть народа, опираясь на одни и те же принципы – демократизм, законность, разделение властей, субординация и координация, федерализм и профессионализм. Дисциплина цементирует весь государственный механизм, обеспечивает его целостность и эффективность.

В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству и его органам. Соблюдение норм Конституции, законодательства субъектов Российской Федерации, формирование стройной логически выверенных систем федерального и регионального законодательств является неотъемлемой составляющей становления федеративного государства, тесно связанного с его развитием как правового. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов государства.

Известно, что региональная политика федеративного государства строится на заинтересованности регионов в максимальной мобилизации и эффективном использовании ресурсов саморазвития. Этот важнейший принцип федерализма в России, к сожалению, не работает. Его подавляет действующая модель фискального федерализма и межбюджетных отношений. Экономический механизм федеративных отношений не используется как инструмент согласования усилий центра и регионов в обеспечении условий социально-экономического подъема. Но ведь ясно, что только при “комбинированном” развитии федеративных отношений и реформировании экономики наш федерализм будет экономически (следовательно, и политически) перспективным.

Другой не менее важной проблемой в дальнейшем развитии федеративных отношений является отсутствие внятной и ясной национальной политики. Между тем федеральный закон по национальной политике не первый год муссируется в стенах Государственной Думы без какого-либо результата. Хотя еще в 2006 году в этих стенах проводился «круглый стол» по этому законопроекту с участием Комитета Государственной Думы по делам национальностей, на котором все участники заседания высказывали пожелания скорейшего принятия закона.

Всем известно, что традиции – это живая среда человеческого бытия, в которой человек удовлетворяет свои духовные и материальные потребности. Поэтому уничтожение основных принципов духовного бытия, конкретных традиций народа или механизмов их передачи и есть процесс разрушения конкретного общества, его распада. Разрушение даже малой части структуры единой системы влечет ослабление ее целостности. Лишение этноса возможности изучения родного языка   это один из элементов принудительного разрушения духовности и менталитета народа, то есть размывания исторических корней, что неминуемо приведет к маргинализации социума. Традиции народа передаются от поколения к поколению именно при помощи родного языка, который не отторжим ни от культуры, ни от духа народа.

Однако в законодательной деятельности Центра мы наблюдаем, порой непонимание или нежелание понимать значимости для этносов изучения родного языка. К примеру, введение федеральных образовательных стандартов фактически лишило права национальные республики в рамках регионального компонента изучать в школах национальные языки. Хочу подчеркнуть, что, озвучивая выше сказанное, я ратую не только за культуру и традиции башкирского народа, но всех башкортостанцев, представляющих более ста наций и народностей.

Нам всем нужно помнить, что великая Россия как государство и как нация формировалась веками на базе многонационального сообщества людей в составе единого государства. Природа российского государства в современных условиях должна обогащаться накопленным бесценным историческим опытом. Для власти и общества в новых исторических условиях необходимо научиться разумно и эффективно управлять многонациональным потенциалом российского общества так, чтобы каждый человек независимо от национальной принадлежности, чувствовал себя защищенным и обеспеченным в своих правах.

В заключение отмечу, что для дальнейшего укрепления федерализма прежде всего необходима четкая и целенаправленная совместная работа Центра и его регионов по развитию федеративных отношений. Федерализм – это четкое разделение полномочий между различными уровнями власти, соблюдение баланса их интересов. Следует исходить из того, что у Центра и регионов общие задачи – обеспечить достойную жизнь россиян и процветание самой России. И главным лозунгом федерализма для нашей страны видится небезызвестный «сильные регионы – сильная Россия», сегодня он актуален как никогда. Субъекты Федерации для предотвращения негативных последствий наметившихся тенденций к централизации должны стать полноправными участниками федеративных отношений.

Федерализм – это территориальная форма демократии народов России и их судьбоносный выбор, проверенный всей историей развития общественных отношений.

Благодарю за внимание.



Похожие:

Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconГ. Санкт – Петербург Уважаемые участники и приглашенные научно – практической конференции!
России есть еще одна дата, которой посвящена тема нашей научно – практической конференции. В своем выступлении хочется вернуться...
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе международной научно-технической интернет-конференции «Информационные системы и технологии»
Целью конференции является обсуждение широкого круга актуальных проблем развития информационных технологий и систем, их влияния на...
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе II международной научно-технической интернет-конференции «Информационные системы и технологии»
Целью конференции является обсуждение широкого круга актуальных проблем развития информационных технологий и систем, их влияния на...
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУважаемые коллеги! 22 ноября 2012 г
Московского университета мвд россии в рамках VII московской научно-практической конференции «Студенческая наука» проводит круглый...
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУважаемые коллеги! В седьмой раз «Центр развития одаренности»
«Молодёжных предметных чемпионатах». В 2011/2012 учебном году мы планируем не только осуществить проведение двенадцати чемпионатов,...
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУважаемые коллеги! Кафедра социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
Международной научно-практической Интернет-конференции «Connect-Универсум 2012» (29-31 мая 2012 г.). Тема конференции: «Влияние новых...
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconВопросы для кандидатского минимума
Система экономического и бюджетного федерализма, его значение в современной России
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Бюджетная система рф» для специальности «Финансы и кредит». Для студентов очной формы обучения
Понятие финансово-бюджетного федерализма. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами. Принципы финансово-бюджетного...
Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУчастники городской научно-практической конференции обучающихся «Школьный университет-2011»

Некоторые размышления о ресурсах развития федерализма в России Уважаемые участники конференции! iconУважаемые участники конференции, члены Ученого совета! Я рад приветствовать вас и от всей души поздравляю с началом нового учебного года!
Я рад приветствовать вас и от всей души поздравляю с началом нового учебного года!
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты