Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» icon

Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России»



НазваниеЭлективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России»
Власова О.Ю
Дата17.10.2016
Размер
ТипЭлективный курс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2 г. Сургута

тема «Духовно-нравственное воспитание подростков»


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий


«История кадетства в России»

Разработала учитель истории и обществознания

Власова О.Ю., категория высшая


г.Сургут, 2012 год


В новом Федеральном государственном стандарте образования подчеркивается значимость разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

В ней говорится о том, что «Программа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России…»

«Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;…»

В этой связи учителя истории, обществознания не могут остаться в стороне от реализации этих благородных целей, так как именно история, обществознание дают нам возможность воспитывать патриотизм, гражданственность, нравственность в подрастающем поколении на примерах исторического прошлого нашей Родины, на примерах гуманизма, мужества, верности долгу, которых так много в нашей богатой событиями истории.

^ Поэтому, я как учитель истории, считаю необходимым и целесообразным и предложить в качестве элемента реализации ФГОС элективный курс «История кадетства в России».

Содержание элективного курса "История кадетства в России»" ориентировано на патриотическое воспитание учащихся. Элективный курс рассчитан на 18 учебных часов , 1 час в неделю в течение одного полугодия. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый элективный курс хорошо сочетается с курсом по Отечественной истории. Именно в этом возрасте формируются условия для достаточно осознанного, личностного восприятия данного материала , что способствует формированию интереса к Отечественной истории, через знакомство с системой военного образования в России, его традициями и готовностью защищать Родину как подобает настоящему воину.

Программа разработана на основе рекомендаций ФГОС в образовательной области «история». Методологической основой являются;

- методические рекомендации по составлению элективного курса по истории кадетства М.А. Алборовой.

-концепция государственного образовательного стандарта для кадетских корпусов РФ,

- образовательная программа кадетского корпуса г. Урай , ХМАО-Югра


История кадетства в России имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявившего желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще, были заложены основы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, интереса к Отечественной истории, высоких нравственных качеств личности.

^ Цель курса:

Расширение и углубление знаний по истории Отечества; характеристика деятельности кадетских корпусов в разные периоды истории нашей страны, формирование представления о кадетских корпусах, где воспитывают инициативного , самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.

^ Задачи курса:

- ознакомление с историей развития кадетства как особой образовательной среды в России;

- освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, включая методы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;

- создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции

Реализация данной программы предусматривает применение учителем следующих форм работы: лекции, семинары, круглые столы, написание рефератов, научно исследовательских проектов, использование ИКТ в проектной деятельности, участие в научно-практических конференциях.

^ Содержание курса

Элективный курс « История кадетского движения в России» делится на 9 разделов:

1.История формирования и развития военно-учебных заведений в России.

2.Воспитание в кадетских корпусах.

3.Образование в кадетских корпусах дореволюционного периода

4.Кадетская форма: история и современность.

5.Быт и нравы в кадетских корпусах дореволюционного периода.

6.Известные кадеты России.

7.Военно-учебные заведения советского периода: суворовские и нахимовские училища.

8.Современные кадетские корпуса в России и за рубежом

9.Кадетское движение в ХМАО-Югра на современном этапе


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Содержание элективного курса предполагает деятельностный подход к обучению как ведущий метод педагогической деятельности и предполагает формирование у учащихся, посещающих данный элективный курс следующих ключевых компетенций:

-исследовательские компетенции, которые формируют умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

-социально-личностные компетенции, формирующие умения критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; пони­мать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

-коммуникативные компетенции, способствующие формированию умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

-организаторская деятельность и сотрудничество означают формирование способностей организовывать личную работу; при­нимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддержи­вать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

В процессе ознакомления с историей кадетства в России у учащихся формируются и обще учебных умения и способы деятельности, предусмотренные стандартом среднего общего образования.


Знать:

- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;

- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;

- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.

- основные принципы формирования патриотизма и гражданственности кадет на примерах героизма русского офицерства на поле боя .

Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

- критически анализировать источники исторической информации;

- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.


^ Тематическое планирование элективного курса



Кол-во часов

Тема

Содержание

Формы работы

Ключевые компетенции

 1

3

История формирования кадетства. Происхождение слова «кадет»,становление и развитие военно-учебных заведений в царской России.

-История происхождения слова «кадет», появление кадет на российской земле.

Деятельность Петра 1 по созданию военных школ и кадетских корпусов при Анне Иоанновне;

- кадетские корпуса 1 пол. XIX в.

- кадетские корпуса во 2 половине XIX в.

Лекция с элементами

беседы

Коммуникативные, социально-личностные


 2

2

Воспитание в кадетских корпусах дореволюционной России.

Воспитательные системы кадетских корпусов;


- значение личности офицера-воспитателя,


- система поощрения и наказания кадет.

Проблемная беседа,

«круглый стол» по

обсуждению достоинств

и недостатков кадетского

воспитания

Исследовательские, социально-личностные компетенции,организаторская деятельность и сотрудничество

Исследовательские, социально-личностные компетенции,

организаторская деятельность и сотрудничество



 3

2



Образование в кадетских корпусах дореволюционного периода


Кадетская форма: история и современность

Образовательные программы сухопутных и морских кадетских корпусов


Первые образцы сухопутных и морских кадет, дальнейшая унификация кадетской формы. Знаки отличия

Практическая работа.

Сравнительный анализ

образовательных

программ


Просмотр презентации

по тематике занятия

с комментариями учителя.

Семинар по теме.





Исследовательские,социально-личностные, коммуникативные.



 4

2

Быт и нравы в кадетских корпусах царской России.

- Отношения внутри кадетского коллектива


- Отношения с воспитателями.


Лекция с просмотром

видеофильма;

Практическая работа.

по теме «Быт и нравы

воспитанников

кадетских корпусов

царской России»

Исследовательские,социально-личностные, коммуникативные



 5

2

Известные кадеты.

Исторические судьбы выпускников кадетских образовательных учреждений (по выбору учащихся)

Выступление с

рефератами.

Подготовка

презентаций по теме.

Исследовательские, социально-личностные компетенции



 6

2

Военно-учебные заведения советского периода

Суворовские и нахимовское военные училища

Лекция с

элементами беседы.

Социально-личностные



 7

3

Современные кадетские корпуса в России и

за рубежом

Кадетские корпуса современной России, история их образования, результаты деятельности. Кадеты за рубежом их образовательный статус.

Просмотр

видеофильма.

Семинар по теме.

Обсуждение

в группах

Исследовательские, социально-личностные компетенции



 8

2

Кадетское движение в ХМАО-Югра на современном этапе.

История возрождения кадетских традиций в Югре

 Экскурсия в лицей

милиции

им. генерала-майора

Хисматуллина,

встреча с

воспитанниками

8-9 классов.


Социально-личностные, коммуникативные



Список литературы для учащихся:

1. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.

2.Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.-№3,2001.

3. Йордан Б. «Памятки» объединения кадет российских зарубежных кадетских корпусов// Преподавание истории в школе. №3, 2004 .

4. Казакова Е.В. Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. - № 1, 2001

5 .Коновалов А. Кадетская столица// Костер. -№ 8, 2005.

6.Коновалов А. Есть такая профессия – защищать свою Родину// Костер. - № 10, 2002.

7.Марголин Д. Программы и правила для поступления в кадетские корпуса. – 2-е изд. – Москва: 2001 .

8. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной

деятельности в корпусах. – СПб, 2008.


Список литературы для учителя

Концепция образовательного стандарта кадетских корпусов в современной России М.,2009.

2. Буравченков А.А. Офицерский корпус русской армии накануне Октябрьской революции. М., 1985.

3. Василенко И.Д. Суворовцы (Очерк о работе суворовского военного училища в Новочеркасске). Ростиздат, 1945.

4. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.

5. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. Исторический очерк. М., 1993.


6.Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2000г.

7. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий в России. М., 1978.

8. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.

9. Леман А.И. Очерки кадетской жизни. СПб., 2007.

10. Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале XX веков. Псков, 1999.

11. Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб, 2007.



Похожие:

Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Основная цель курса
Мхк, авторы: Н. И. Киященко, Л. А. Рапацкой, Н. М. Сокольниковой, Е. Н. Шапинской «мхк. 9 класс. Эстетика жизни. 9 – 11 класс. Программа...
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconПояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов
Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термины «химия и человек», «химия окружающей среды» вскользь...
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconЭлективный курс Химия элементов 9 класс Пояснительная записка. Данный элективный курс предназначается для учащихся 9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии
Способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconЭлективный курс для обучающихся 10 класса Автор-составитель: Яковенко Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса старших классов филологического профиля, а также для обучающихся классов...
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008 г. 271 с. Дополнительная литература
Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика, 5 – 11 кл. – 4-е изд., стереотип....
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconУчебная практика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 8-11 классов и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconЭлективный курс по английскому языку «Английская литература»
Данный элективный курс «Английская литература» имеет образовательную и воспитательную направленность и, наряду с расширением языкового...
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconЭлективный курс для учащихся 10-х классов (34 часа)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 города Королева Московской области
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconЭлективный курс по английскому языку для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Вместе с этим курс «Grammar in Use» нацелен на воспитание положительного, толерантного отношения к британской культуре и призван...
Элективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России» iconПлан мероприятий оаоу дод оцртдю на 2013-2014 учебный год прикоснись к науке III областной фестиваль компьютерного творчества «Компьютерные каникулы»
Информационные материалы для руководителей образовательных учреждений, методистов, творческих педагогов, учащихся общеобразовательных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты