Тема 2: Организация как объект менеджмента icon

Тема 2: Организация как объект менеджмента



НазваниеТема 2: Организация как объект менеджмента
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема 2: Организация как объект менеджмента


2.1 Определение понятия и классификация организаций

2.2 Внутренняя и внешняя среда организации

2.3 Модели организаций как объектов управления


2.1 Определение понятия и классификация организаций

Организация – совокупность людей (групп), объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение.

При рассмотрении организаций как объектов управления большую роль играют их назначение, размеры, строение и другие характеристики.

Главные параметры, с помощью которых может быть описана организация:

– целевое назначение;

– правовая и нормативная основа;

– ресурсы;

– процессы;

– структура;

– разделение труда и распределение ролей;

– внешняя среда;

– система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру.

Классификация организаций.

1. По формализации:

а) формальные организации (имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы);

б) неформальные организации (работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми).

2. ^ По формам собственности:

а) частные;

б) государственные;

в) муниципальные и т.д..

3. По отношению к прибыли:

а) коммерческие (основная цель – получение прибыли);

б) некоммерческие (не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям).

4. ^ По размерам:

а) крупные;

б) средние;

в) малые.

В качестве классификационных признаков чаще всего используют число занятых работников, объем продаж, балансовую стоимость активов.

5. ^ По участию в различных секторах производства

организации делят на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

– отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья (включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности);

– отрасли вторичного цикла, в который входят организации и п\п обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработки и т.д.);

– отрасли третичного цикла, в который входят организации и п\п услуги которых необходимы для нормальной трудоспособности отраслей первых двух секторов (банки, отраслевые компании, образовательные учреждения, турагенства, внешняя торговля и др.)

– к четвертому сектору относят все организации и институты, которые занимаются информационными технологиями.

2.2 Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда организации (рисунок 2.1) – это ее организационное строение и ситуационные факторы внутри нее (внутренние переменные).



Рисунок 2.1 – Внутренняя среда организации


К основным переменным внутренней среды организации относятся структура, цели, задачи, технология и люди.

Все организации (за исключением самых маленьких) разделены на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления.

^ Структура организации – логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации.

Задача – работа или часть ее, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период.

Конечный результат или желаемое состояние называется целью.

Все внутренние переменные взаимосвязаны и в своей совокупности рассматриваются как социо-технические подсистемы.

Внешняя среда организации (рисунок 2.2) – это силы, внешние по отношению к организации, которые воздействуют на ее результативность.


Рисунок 2.1 – Классификация внешней среды по ее свойствам и средам воздействия

^ Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.

Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации.

Факторы, оказывающие немедленное влияние или воздействие на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие – к среде косвенной.

Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, т.к. организация является открытой системой, зависящей от обмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.


2.3 Модели организаций как объектов управления

Выделяют четыре типа моделей организаций, которые отражают эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность организации, роль и доминирующие функции менеджмента, критерии эффективности.

^ 1. Модель механистической конструкции организации.

Сформировалась в конце прошлого века и получила широкое распространение в первой четверти ХХ века. Теоретическая база – положения школы научного менеджмента. Оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам. Исходят из того, что предприятие – это механизм, представляющих собой комбинацию основных производственных факторов. Его целью чаще всего является максимизация прибыли, рентабельности и т.д. Считается, что менеджмент должен быть ориентирован в первую очередь на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства.

^ Сильная сторона этой модели: позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства.

Слабая сторона этой модели: недостаточно учитывается роль и знание человеческого фактора в эффективной работе организации.

Таблица 2.1 – Характеристика внешней среды

Среда

Характеристика

Социальная

Рост населения, развитие культуры и образования определяют характер растущего потенциального рынка; изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ, изменение стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а все вместе – мотивация изменения производства благ и услуг

Правовая

Все бизнес организации работают в юридических рамках, нормы права регулируют поведение бизнес организаций и разрешают споры, конфликты между ними и общества в целом.

Государственная

Государство в экономике может играть различные роли:

– невмешательство в процессы экономики (свободный рынок);

– радикальное вмешательство в экономику;

– прагматическое вмешательство (т.е. согласование поли-тических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации рыночных сил (регулируемый рынок)).

Политическая

Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений; аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса.

Технологическая

Динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов в технологии. Силы конкуренций стимулируют процесс развития технологии.

Экономическая

Процесс производства продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста и т.д.

Ресурсная

Экономисты считают, что ресурсы, потребляемые человечеством, всегда ограничены. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах, не требующих глубокой переработки. В случае, если используются высокие технологии и ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то можно утверждать, что ресурсы на земле не ограничены. Проблемами производства является следующий аспект: научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые предопределяют длительность нахождения человека на Земле.

^ 2. Организация как коллектив, построенный на разделении труда.

Главное положение – важнейший фактор производительности на предприятии – человек, поэтому элементами модели являются: внимание к работающим, их мотивация, коммуникация, лояльность, участие в принятии решений.

Главная задача менеджера в этих условиях заключается в организации и управлении персоналом, что в конечном счете должно приводить к выполнению цели организации. При этом организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работающими, и координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач.

Управление означает личное и непосредственное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов. В качестве критерия успешности работы по данной модели принимается повышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов.

^ 3. Организация представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением.

Ее основу составляет общая теория систем. Главная идея – признание взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой.

Организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах:

– во внешней (из которой она получает все виды ресурсов);

– во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).

Главным направлением деятельности менеджера является стратегическое управление, т.к. поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по собственному усмотрению, не могут быть объектом точного прогнозирования и планирования.

Эффективность организации оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способность к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий и факторов.

^ 4. Организации как общественные, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границы.

Основа этой модели – теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Такой подход практически означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели организации лимитируется требованиями выполнять и другие цели на приемлемом уровне.

Главными функциями менеджмента становятся достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности сотрудников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп, вовлеченных в дела организации.

Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определение политической ориентации организации.


Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика моделей организации

Название модели

Тип модели

Теоретическая

база

Главный вид деятельности менеджера

Критерии эффективности

1

Закрытая система

Школа научного менеджмента

Оперативное управление

Отношение результатов к затратам

2

Закрытая система

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Организация и управление трудом

Экономическая эффективность с учетом факторов управления трудом

3

Открытая система

Общая теория систем

Стратегическое управление

Системная целесообразность

4

Открытая система

Теория баланса интересов заинтересованных групп

Обеспечение сотрудничества и переговорного процесса с партнерами

Социально-экономическая и политическая ориентация (баланс интересов)



Похожие:

Тема 2: Организация как объект менеджмента iconТема Организация как основа менеджмента
Организация — социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей...
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconОрганизация системы вознаграждения топ-менеджера корпорации
В международной практике одним из важнейших инструментов контроля совета директоров за деятельностью топ-менеджмента корпорации является...
Тема 2: Организация как объект менеджмента icon1. Понятие финансового менеджмента, его цели и задачи. Объект и субъект управления
Финансовый менеджмент – система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением...
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconТема №1: сущность и организация финансового менеджмента, место на предприятии
Финансовый менеджмент – это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на...
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconТема Основные научные школы, теории и концепции менеджмента
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconТема Характеристика и типы организаций Понятие организации
Понятие организации. Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятель­ность...
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Понятие менеджмента и его содержание. Менеджмент как вид дея­тельности и как система управления. Элементы системы менеджмента и их...
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconТема 16. Методы менеджмента понятие методов менеджмента (управления)
Понятие методов менеджмента (управления). Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на...
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconСифат тизими менеджменти система менеджмента качества к вопросу оценки надежности систем менеджмента с учетом влияния человеческого фактора Дурель А. В., Гуп «unicon. Uz»
В статье рассматриваются возможные подходы к оценке надежности различных систем менеджмента с учетом влияния человеческого фактора,...
Тема 2: Организация как объект менеджмента iconСборник стандартов система менеджмента качества общие требования к содержанию, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ
Ключевые слова: дипломная работа, курсовая работа, реферат, научная работа, магистерская диссертация, организация выполнения, организация...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты