«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» icon

«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании»



Название«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования».


2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании».
Подход к образованию включает в себя философию образования, образовательные технологии, психолого-педагогическую поддержку и описание образовательных прецедентов. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как «готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». До определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.
Педагогическая литература предлагает разные перечни компетенций в школьной образовательной практике. Мы изучили данные классификации, систематизировали весь материал, выделили ключевые компетенции, которые учитель формирует в начальной школе.
Это учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Каждая компетенция содержит набор метапредметных умений, их описание дано в Основной Образовательной Программе Прогимназии №1757, разработана Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Все эти компетенции формируются в комплексе, в разных предметных и «метапредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.
В качестве примера - набор умений учебно-познавательной компетенции.
Этап обучения Состав умений для формирования компетенции
Начальная школа Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.
Самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации.
Владеть различными способами контроля и оценки деятельности своей и одноклассников (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»).
Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»); находить ошибки в работе и уметь их исправлять.
Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с ними (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устно описывать объект наблюдения.
Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
Анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»).
Объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…).
Проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач.
Решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе, Дальтон – план, технология проблемного и проектного обучения.
Что такое метод проектов? Это такая система обучения, которая ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную техническую, или иную проблему.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций через развитие следующих умений.
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3 Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Организация деятельности реализуется в следующих этапах работы над проектом:
1. Совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявление желания участников в её исследовании. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают дети. Если вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. Главное, обеспечить заинтересованность детей над проектом – мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. (см. слайд «Звездочка обдумывания»)
2. Коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования – планирование. Дети отвечают на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Дети делятся на пары, группы, возможен коллективный проект, складывающийся из мини проектов. ( см слайд «Планирование работы ученика»)
3. Поиск информации, выделение подпроектов, формулировка их тем, установление логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
В психологии существует понятие «ситуация успеха», т.е. такая ситуация, в результате которой действия, совершаемые человеком, приносят ему чувство удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважение. Помним в связи с этим и о четырех факторах, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:
• Стремление к успеху. Его можно выразить фразой «Я очень хочу это сделать»;
• Надежда на успех: «Мне это по силам. Я справлюсь, я уверен в себе». Наличие веры в успех способствует более легкому включению школьников в познавательную деятельность;
• Вероятность достижения успеха: «Все зависит от меня»;
• Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижений: «Сегодня ты стал лучше, чем вчера».
4. Учитель организует реализацию замысла, консультирует, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество (см. слайд «Сотрудничество», «Работа в группе») . Результат работы над проектом - наличие значимого продукта (выхода проекта).
5. Презентация, защита и оценка проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта, саморефлексия, подведение итогов.
На этом этапе не следует переоценивать результат проекта и недооценивать его процесс (работу над проектом). Этот этап должен учить ребенка рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки), учить самооценке. В нашей школе оценивание происходит по трем принципам (по Г.А. Цукерман):
- самооценка ученика предшествует оценке учителя;
- ученики получают от учителя четкие критерии самооценки;
- содержательная оценка предельно дифференцирована.
Схема анализа проектной работы:
Критерии Задания Моя оценка Оценка учителя Причины трудностей


По каждому проекту оформляется проектная папка (портфолио) - дневник проектной деятельности. Она показывает ход работы над проектом. Здесь собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, инструкции, отчёты, оценка результатов.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
- чётко организовать работу каждого участника проектной группы;
- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
-судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села. Проекты: «Ступеньки здоровья или О здоровом образе жизни», 1 класс; «Азбука питания», 3 класс; «Объемная модель школы», 2 класс; «Экологический проект» , 4 класс; «Танцы народов мира»,1-4 класс.
(слайды 7-12)
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Проект «Волшебная сила движения», 4 класс; «Моя родословная», 2 класс; «Вот веселый огород, что в нем только не растет», 1 класс.
(слайды 13-15)
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Проекты: «Города – герои», 1-4 классы; «Средние века – время рыцарей и замков», 4 класс; «Словарь словарных слов», 2 класс; «Мы дети твои, Москва», 3 класс; «Лес – наш друг»; «Декоративно прикладное творчество», 3 класс;; «Мой добрый друг, родной язык»,4 класс; «Окно в Европу», 2-4 класс, проекты с использованием Перволого, ЛогоМиры.
(слайды 16-19)
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Проекты: «Русские народные сказки», 2 класс; «Мой Пушкин», 3 класс; Театральный фестиваль,1-4 класс; «Путь к победе»,1-4 класс; выпуск газет «На каких уроках мне не бывает скучно», «Если бы я стал учителем», « О моей мамочке», «Безопасный путь домой».
(слайды 20-28)
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Проекты: «Этикет в ролевых играх» 1-4 классы (подпроекты: «Ежели вы вежливы…», «Встречают по одежке…», «Мастер – класс школьных причесок», «Слово не воробей…», «День музея» «Когда я ем…», «День театра», «Мы в библиотеке», «Дорожный этикет», «Рыцарский турнир»); экономическая игра, 1-4 класс.
(слайды 29-30)
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Наступивший век можно называть по-разному: веком информационных технологий, веком экономической глобализации и т.д. Но какие бы названия ему не давали, одно остаётся неизменным – старшее поколение по-прежнему будет заниматься воспитанием подрастающего, стремясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь.






1.Создание фотографий героев мультфильма.
2.Работа с программой для создания видео.
3.Работа с программой для создания звука.
4.Создание титров в проекте.



Похожие:

«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconАнализ учебно-воспитательного процесса моу «сош №8» за 2010 2011 учебный год
В течение 2010-2011 учебного года педагогический коллектив школы успешно работал над единой методической темой: «Ключевые компетенции...
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconТема проектного задания
Метод проектов – один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые...
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconИ. О. учителя Предмет Базовое образование наименование вуза/ссуза, специальность по диплом
Компетентностно- ориентированный подход к образованию. Метод проектов. 19. 03-23. 03. 07
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconТематическое планирование 11 класса на 2009-2010 уч год
Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов...
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconТематическое планирование 10 «Б»класса на 2009-2010 уч год
Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов...
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» icon1. причины обращения к теме
...
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconПлан методической работы школы 2010-2011 учебный год
Тема : «Компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся основа совершенствования качества образования»
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconЖигулина Олеся Валерьевна, учитель русского языка и литературы Секция: «Компетентностный подход в деятельности учителя предметника (гуманитарный и эстетический цикл)»
Современного образования ведущим провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог,...
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconАнали з методической работы моу сош №289 за 2009 – 2010 учебный год в 2009-2010 учебном году школа работала по методической теме «Совершенствование инновационной деятельности как средства повышения качества образования для успешной социализации учащихся»
В 2009-2010 учебном году школа работала по методической теме «Совершенствование инновационной деятельности как средства повышения...
«Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» iconРазработка педагогического совета на тему: «Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты»
Тема: «Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты