Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления icon

Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления



НазваниеТема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления
Дата17.10.2016
Размер
ТипАнализ

Тема 1. Сущность и содержание менеджмента

Понятие управления. В науке управления фундаментальным поня­тием является понятие "управление". Не давая его строгого формального определения, следует отметить, что управление можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле управление — это процесс воздей­ствия субъекта управления на объект управления, зас­тавляющий объект совершать определенные действия, направленные на достижение целей субъекта. В некото­рых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.

В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но и подготовку к нему, кон­троль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов (рис. 1.1.). В этом случае уп­равление является непрерывным процессом, который начинается с момента установления связей между субъектом и объектом и заканчивается только с пре­кращением взаимодействия между ними.



Подготовка

Воздействие

Контроль

Анализ




Рис. 1.1. Процесс управления

Управление и менеджмент: сходства и различия. Для определения сходства и различия между русским словом "управление" и английским "management" сле­дует рассмотреть английские эквиваленты, обозначаю­щие управление в системах различного класса.

1. Для обозначения управления в технических сис­темах в английском языке используется слово "control" (или "drive"— при управлении автомобилем).

2. Для обозначения управления в организациях (на предприятиях, в фирмах) в английском языке исполь­зуется слово "management".

3. Если речь идет об управлении государством или регионом, то в английском языке используется слово "government".

4. Если англичане говорят о процессе управления человека самим собой, то они используют слово "govern".

Таким образом, слова "управление" и заимствован­ное из английского языка "менеджмент" являются си­нонимами, если речь идет об управлении организаци­ей. Именно в таком значении эти слова будут употреб­ляться в дальнейшем. При этом под организацией (пред­приятием, фирмой, учреждением и т. д.) понимается объединение двух человек или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достиже­ния определенной цели.

^ Понятие "менеджмент", как правило, применяется только в управление социально-экономическими процессами на уровне организации, которая действует в рыночных условиях.

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превраще­ния неорганизованных элементов в эффективную и производи­тельную силу.

Еще одно английское слово "administration", пере­водимое как "управление", употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов организа­ции правилах поведения и взаимодействия при вы­полнении ими своей работы, без учета индивидуально­сти сотрудников. Т.е. администрирование предполагает отношение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к элементу трудовых ресурсов (людей), необходи­мых для достижения поставленных перед организаци­ей целей. Менеджмент же, напротив, предполагает учет индивидуальных особенностей сотрудников.

Термин "менеджмент" предполагает три аспекта:

  1. "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект).

Этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности, ме­неджеров и органы управления. С другой стороны, таким образом определя­ют, кто управляет, в частности, лиц и других сотрудников, связанных с решениями.

  1. "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект).

Этот аспект характеризует, во-первых, деятельность и формирование менед­жеров и органов управления. Здесь можно рассматривать как возможные функции управления, так и специальные характеристики деятельности менед­жеров (стили управления). С другой стороны, характеризуются отношения воздействия менеджера на управляемых (эффективность управления).

3. "Чем" осуществляется управление? (инструментальный аспект).

Этот аспект относится к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач (инструменты управления).

Вследствие этого существует такое трактование понятия менеджмент:

  • Менеджмент как функция, вид самостоятельной профессиональной деятельности.

  • Менеджмент как интеграционный процесс, позволяющий формировать организации и управлять ими.

  • Менеджмент как специфический орган или аппарат управления современными организациями.

  • Менеджмент как определённая категория людей, социальных слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

  • Менеджмент как специфическая область знаний (как самостоятельная наука и искусство).

^ Предмет науки менеджмента. Наука менеджмента изучает:

1) законы, принципы и методы построения и функ­ционирования организации;

2) законы и принципы, лежащие в основе деятель­ности руководящих работников при управлении орга­низацией;

3) деятельность руководящих работников по управ­лению организацией;

4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен отвечать руководитель;

5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:

1) по сферам деятельности общества и отдельно­го человека отношения подразделяются на экономи­ческие, политические, социальные, духовные, интел­лектуальные;

2) по характеру отношения подразделяются на меж­личностные, между личностью и коллективом, между коллективами;

3) по отношению к организации отношения подраз­деляются на внешние и внутренние;

4) по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;

5) по типу возникающих связей отношения подраз­деляются на линейные, функциональные и личные.

^ Методы науки менеджмента. В науке менеджмен­та, как и в любой другой науке, можно выделить теоре­тическую и практическую (или прикладную) части.

Общим методом менеджмента, как науки, является диалектический подход, который предоставляет возможность правильно решать вопрос усовершенствования форм и методов управления производством, коммерческой деятельность в условиях переменчивых экономических ситуаций, предусматривает изучение отдельных аспектов, элементов и связей системы управления, Это осуществляется при помощи методов наблюдения, моделирования, анализа, синтеза и обобщения, индукции и дедукции и др.

К наиболее распространенным методам научных исследований в современном менеджменте принадлежат переход от изучения конкретных фактов и цифр к обобщению и выявлению наиболее существенных причинно-следственных связей внутри самой системы управления, а также между этой системой и социально-экономическими процессами, которые находятся под влиянием ее, оценка формы таких связей, классификации факторов, которые стимулируют или, наоборот тормозят влияние на развитие их, которое соответственно отражается на конечных результатах.

^ Цели, задачи, объект и особенности современного менеджмента. Цели менеджмента - это те результаты деятельности, которых стремится достичь организация в будущем.

Цели менеджмента должны отвечать, с одной стороны - объективным законам, иначе они не будут реальными, с другой - цели являются продуктом сознательности, устанавливаются людьми и отображают их интересы.

К числу общих требований, которые выдвигаются к целям менеджмента, относятся:

  • реальность целей и их вразумительность:

  • четкая формулировка целей;

  • отображение общности интересов общества, коллектива и индивидов;

  • связанные с системой стимулирования.

Цели менеджмента в организации определяет ее руководство. В определении целей менеджмента следует придерживаться общего правила, согласно которому индивидуальные цели определяют цели высшего уровня. Цели менеджмента должны отображать общность интересов общества, коллектива организации и индивида.

Для достижения главной цели менеджмента необходимо реализовать несколько конкретных целей низшего уровня, которые выступают как средство достижения целей высшего уровня. Для формирования и анализа целей применяют разнообразные методы: экспертных оценок, математического моделирования и др. Так, например, один из методов упорядочения и представление целей добыл название "дерево целей". "Дерево целей" - это структурируемая, построена по иерархическому принципу (распределенная за уровнями, ранжирована) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель ("вершина дерева"), подчиненные ей подцели первого, второго и следующего уровня ("ветвь дерева").

К числу задач, которые решаются в менеджменте организации на современном этапе можно отнести:

  • определение конкретных целей развития организации,

  • проявления приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

  • разработка стратегии развития организации:

  • разработка системы мероприятий для разрешения начерченных проблем на различные часовые периоды;

  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

  • обеспечение автоматизации производства, торговля и переход к использованию работников, которые имеют высокую квалификацию;

  • стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и внедрения прогрессивной формы ее оплаты;

  • установление контроля за выполнением поставленных задач, и др.

^ Объектом менеджмента являются организации и отдельные сотрудники.

Особенностью современного менеджмента является то, что одной из главных его функций становится предпринимательская деятельность. Предпринимательство превращается в ядро менеджмента. В современных условиях успешная деятельность невозможна, если в организации не внедряются инновации. Современная организация должна ориентироваться на постоянные изменения, совершенствования организационного и технологического процесса в зависимости от состояния, которое состоит на рынке. К особенностям современного менеджмента следует отнести и то, что он должен делать способность и возможности работника продуктивными. Одной из предпосылок успешного решения этой задачи является отчуждение работника от средств производства, воспитание у него чувства хозяина.

К числу особенностей современного менеджмента следует отнести и те, что сегодня происходит интернационализация, коллективное осмысление новых реальностей, рожденных международным разделением труда, неуклонный рост конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, создаем международных систем информации, других структур с интеграционными свойствами.



Похожие:

Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления iconТема 16. Методы менеджмента понятие методов менеджмента (управления)
Понятие методов менеджмента (управления). Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на...
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Понятие менеджмента и его содержание. Менеджмент как вид дея­тельности и как система управления. Элементы системы менеджмента и их...
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления icon1. содержание тем программы тема Сущность и содержание менеджмента Различные подходы к определению понятия «менеджмент»
Программа вступительного междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по программе «Управленческий консалтинг»
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления iconСодержание Введение Глава 1 Сущность инновационной деятельности Понятие инноваций и их роль для организации Виды инноваций Система инновационного менеджмента
Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation»...
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления iconТема 1: Необходимость и сущность финансового менеджмента
Финансовый менеджмент занимается поиском эффективного управления потоками финансовых ресурсов
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления icon1. Сущность и функции стратегического менеджмента > 1 Сущность стратегического менеджмента
Стратегический план Санкт-Петербурга по формированию благоприятного хозяйственного климата
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления iconТема Содержание понятия «менеджмент» 1 > Понятие менеджмента 1 > Функции менеджмента 3
Термин «менеджмент» (англ management) по отношению к русскому слову «управление» является более узким понятием. Управлять можно не...
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления iconТема Организационные отношения в системе менеджмента Понятие организационной структуры
Она характеризуется распределени­ем целей и задач управления между подразделениями и работ­никами организации. По сути, структура...
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления iconСодержание введение Общая структура управления персоналом
Управление персоналом понятие комплексное, охватываю­щее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и...
Тема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления icon1. Общее понятие об учёте. Хозяйственный учет
Тема сущность учёта и его роль в системе управления. Предмет и метод бухгалтерского учёта
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты