Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» icon

Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор»



НазваниеПрограмма в области музыкального искусства «музыкальный фольклор»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»



Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ



ПРОЕКТ


примерной программы по учебному предмету
ПО.02.УП.02.НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ


ТВОРЧЕСТВО


Москва 2012

Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
    учреждения на реализацию учебного предмета;


  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;


^ II. Содержание учебного предмета

  • Этапы обучения;

  • Учебно-тематический план;




  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок




  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

^ V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


^ VI. Материально-технические условия реализации программы

VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы

  • Список рекомендуемой методической литературы;

  • Список рекомендуемой учебной литературы;

  • Дополнительные дидактические материалы.

^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе


Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор».

Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является одним
из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы
«Музыкальный фольклор». Содержание предмета «Народное музыкальное
творчество» непосредственно связано с содержанием таких учебных
предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная
литература», что дает возможность обучающимся воспринимать явления
традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний,
умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу,
художественно-образное мышление, творческую фантазию.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлена на:

воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение
народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению
и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику
народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание
фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира
и Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;

осуществление самостоятельного контроля над своей учебной
деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду,
формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися
в учебном процессе.

Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе
искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения
фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной
художественной культуры.

2. Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся

Срок реализации учебного предмета «Народное музыкальное
творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Народное

музыкальное творчество»:



^ Срок обучения

4 года
(1-4 классы)


Максимальная учебная нагрузка

262 часа

Количество

часов на аудиторные занятия

131 час

Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу


131 час


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» проводится в
форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 1 -4 классов занятия по предмету «Народное музыкальное
творчество» предусмотрены один раз в неделю по 1 часу.

5. Цель учебного предмета

Целью предмета является развитие музыкально-творческих
способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений
и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и
оценивать произведения народного музыкального творчества.

Задачами предмета являются:

- освоение различных жанров народного устного и музыкального
творчества, формирование круга представлений о народных традициях и
устоях;

- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;

- обучение разнообразным видам художественной деятельности как
воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному,
литературному, танцевальному, театральному;

- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;

6. Обоснование структуры учебного предмета «Народное
музыкальное творчество»


Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала);

- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
    целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
    последующая организация целого);

  • прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных
    исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего
    уровня развития обучающегося;

  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
    особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Этапы обучения




Этапы обучения

Возраст
детей

Срок
реализации

Задачи

Подготовительный
(1-й класс)

6-9 лет

1 год

«Вхождение» в народное
искусство. Знакомство с
материнским фольклором,
народным календарём,
обрядами и обычаями.

Начальный
(2-й класс)

7-10 лет

1 год

Развитие полученных в 1-м
классе умений, навыков и
знаний. Интенсивное
освоение фольклорных
традиций. Знакомство с
календарными жанрами,
хороводными, шуточными и
плясовыми песнями.

Основной
(3-4 классы)

8-12 лет

2 года

Формирование устойчивого
интереса к народному творчеству. Комплексное
освоение традиционной
музыкальной культуры.
Знакомство с календарными
и семейно-бытовыми
обрядами и приуроченными
к ним песнями. Знакомство
со всеми жанровыми
группами песенного и

инструментального фольклора.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных
занятий и самостоятельной работы обучающегося.













Всего:

32













9.

Фольклорные традиции своего региона.

1




Всего:

33

Третий год обучения

№ п/п

Тема

Количество
часов

1.

Народный календарь - осень. Темы: приметные
деньки. Семён - летопродавец, осенины, новолетие;
вторые осенины, «бабье лето», Рождество Богородицы;
Покров.

4

2.

Быт и уклад. Темы: свадебная игра. Сватовство,
девичник, приданое, приезд свадебного поезда, выкуп,
венчание, традиции свадебного пира.

4

3

Музыкально-фольклорные игры.

4

4.

Жанры народной музыки. Темы: былины и
скоморошины; искусство скоморохов.

4

5.

Народный календарь - зима. Темы: зимний
солнцеворот, Рождество Христово, вертеп.
Фольклорная композиция «Вертеп».

4

6

Жанры народной музыки. Темы: колядки,
Христославия, подблюдные песни, зимние хороводы.
Русские народные духовые и струнные инструменты.

4

7.

Быт и уклад. Темы: Традиции Великого поста.
Духовные стихи, Постовые (говейные) хороводы.
Приготовление к Пасхе.

4

8.

Народный календарь - весенне-летний цикл.
Темы: Приметные деньки - Герасим-грачевник, Сорок
мучеников Севастийских, Средокрестье, Благовещение,
Вербное Воскресение.

4




9.

Фольклорные традиции своего региона.

1




Всего:

33

Четвертый год обучения

№ п/п

Тема

Всего часов

1

Народный календарь - осенние традиции и
обряды. Темы: обряд «Похороны мух», Воздвиженье,
третья встреча осени, окончание уборки урожая,
капустники. Фольклорная композиция «Капустник».

4

2

Быт и уклад. Жилище и утварь Темы:
Региональные различия русской деревенской
архитектуры; орудия труда земледельца, народные
промыслы, русская игрушка (тряпичная, соломенная,
деревянная и глиняная).

4

3

Музыкально-фольклорные игры.

4

4

Жанры народной музыки. Темы: лирическая
протяжная песня, шуточные и плясовые песни, русская
частушка. Народные инструменты - гармони.

4

5

Народный календарь - зима. Традиции святых и
страшных вечеров. Святочные посиделки, целовальные
игры. Фольклорная композиция «Раз в крещенский
вечерок».

4

6

Семейные праздники и обряды. Темы: родины,
крестины, именины, свадьба, проводы в рекруты,
похоронный и поминальные обряды.

4

7

Быт и уклад. Народный костюм. Региональные
особенности народного костюма

2

8

Народный календарь - весенне-летний цикл.

4







Темы: первый выгон скота - Егорьев день (Георгий
Победоносец), Троицкая неделя, Иван Купала.




9

Фольклорные традиции своего региона.

3




Всего:

33


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ


Результатом освоения программы «Народное музыкальное творчество»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков:

- знание жанров отечественного народного устного и музыкального
творчества, обрядов и народных праздников;

  • знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;

  • знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

  • знания музыкальной терминологии;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный
фольклор;

- владение навыками записи музыкального фольклора;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.


^ III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК


1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов
контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных
особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной
аттестации).

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические
праздники, классные вечера и др.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в целях определения
достижений учащихся на определенном этапе обучения.

Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по
предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение
устанавливает самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может
быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других
творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное
музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме
творческого показа, его можно приравнивать к зачету или контрольному
уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ,
письменная работа, творческие просмотры.

График текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация
проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному
материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная
аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно
календарно-тематическому плану.

Содержание аттестации

- приметы народного календаря,

-народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла,

-семейно-бытовые обычаи и обряды,

-жанры устного и музыкально-поэтического творчества,

-классификация народных музыкальных инструментов,

-быт и уклад жизни русского народа.

2. Критерии оценки

  1. («удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено
    несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный.

  2. («хорошо») - ответ полный, но допущены неточности. Ответ
    заинтересованный и эмоциональный.

  3. («отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и
    точно поданный материал.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.

^ V. Методическое обеспечение учебного процесса

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе,
обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную
работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога
относительно способов самостоятельной работы обучающихся.

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное
музыкальное творчество»:

- рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского
фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);

- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;

- практическое освоение различных жанров устного, песенного,
инструментального и хореографического фольклора;

  • постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану;

  • музыкально-фольклорные игры;

  • посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;

  • посещение фольклорных праздников.

Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество»
должны быть построены на сочетании различных видов деятельности,
включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр,

пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов
деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту
восприятия материала.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровня подготовки.

Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны
с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и
периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью
передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен.
Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же
обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал,
количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может
работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает
в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в
полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить
традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать
методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством
фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного
фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный
материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.


^ VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Материально-технические условия реализации программы «Народное
музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения
обучающимися результатов, установленных федеральными
государственными требованиями.

Минимально необходимый для реализации программы учебного
предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных
кабинетов и материально-технического обеспечения включает:

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с
роялем/фортепиано;

учебные парты/столы;

звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт
дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный
компьютер);

библиотеку, помещения для работы со специализированными
материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый
видеозал/класс).

Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.


^ VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой методической литературы
Андреева М., Шукшина 3. Первые шаги в музыке. - М.,1993
Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре.

Вып. 1-10. - М., 1991-1994

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.

- М., 1986

Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной
культуре. - М., 1992

Картавцева М. Школа русского фольклора. - М., 1994

Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы).
«Мнемозина», 2002

Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику.
«Мнемозина», 2002

Некрылова А. Круглый год. - М., 1991

Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999
^ Список рекомендуемой учебной литературы

Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и
Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники
фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука»,

2005

Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991
Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953
Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М., 1996
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М.,

1996

Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987
Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. -

М., 1985

Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских
фольклорных ансамблей. - СПб, 1996

Костюмы Курской губернии. Курск, 2008
Науменко Г. Фольклорная азбука. - М., 1996

Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра
Планетариум. М., 1994

Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр,
песен и праздников. - М., Школьная Пресса, 2001

Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. - М., 1992


Дополнительные дидактические материалы
Видео- и аудиоматериалы:

  • аудио записи этнографических исполнителей и коллективов;

  • телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»;

  • телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта»;

  • экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов
    и исполнителей.



Похожие:

Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconПрограмма курса «Музыкальный грамотей» для кадетских классов
«Музыка и история». Первый и второй раздел курса включают в себя основные вопросы музыкального искусства, связанные с исполнительскими...
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconПояснительная записка в первом полугодии 7 класса мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ»
За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом...
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconМузыкальный калейдоскоп. Проект по внедрению регионального содержания в образовательную практику педагогов музыки «Музыкальный калейдоскоп»
Его межведомственный характер /совместное творчество учителей профессионального и массового музыкального образования
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconПояснительная записка в программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки.
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconПрограмма в области изобразительного искусства «декоративно-прикладное творчество»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconПрограмма в области изобразительного искусства «живопись»
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной...
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconОбразовательный стандарт основного общего образования по искусству
Специфика музыкального языка. Мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура. Роль выразительных средств в создании и исполнении музыкального...
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconПрограмма п о дисциплине «Литература и фольклор изучаемого региона» Для специальности: «Культурология»
Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconРабочая программа по литературному краеведению «Фольклор и литература Зауралья»
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Программа в области музыкального искусства «музыкальный фольклор» iconПрограмма в области изобразительного искусства «живопись»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «живопись»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты