П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников icon

П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников



НазваниеП. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

А. Э. Рамазанова БУ СПО ХМАО-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Руководитель: Т. П. Демидова


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На современном этапе развития образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия учащихся с окружающими как важного фактора успешной социализации.

В отечественной педагогике и психологии уделяется пристальное внимание формированию навыков общения школьников со взрослыми и сверстниками в системе совместной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

1) необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования;

2) потребностью в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим миром;

3) изобилием практического материала с одной стороны и неразработанностью технологии его применения с другой.

Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических мероприятий по формированию социально-коммуникативных навыков у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников.

2. Изучить понимание младшими школьниками правил взаимодействия и мотивов, аргументирующих необходимость их выполнения.

3. Экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических мероприятий по формированию социально-коммуникативных навыков у младших школьников.

    1. Проанализировав научную литературу, мы выяснили, что формирование социально-коммуникативных навыков обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.

Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов. Формирование социально-коммуникативных навыков возможно при определенных условиях. Любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав, должен быть реальным, осуществимым, требует логического завершения.

Чтобы определиться с методом формирования социально-коммуникативных навыков, рассмотрим некоторые методы и формы формирования социально-коммуникативных навыков.

Методы и формы формирования социально-коммуникативных навыков

gif" align=left hspace=12>

Игра

Развлекательная деятельность

Деятельность по интересам

Досуговая деятельность

На основе выдвинутой гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Место проведения: МОСШ № 32 г. Нижневартовска.

Возраст участников: 9-10 лет

Группа: 3 «А» класс – экспериментальная -21учащийся

3 «В» класс – контрольная- 22учащихся

Количество детей: 43 человека (24 девочки и 19мальчиков)

Методы исследования: наблюдение, беседа, тесты.

Были выделены цели и задачи каждого этапа, определены критерии.

В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у младших школьников недостаточно сформированы понятия культуры общения, дети затрудняются оценивать поступки персонажей и анализировать их действия.

Дети с низким уровнем сформированности социально-коммуникативных навыков не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.

Учащиеся со средним уровнем социально-коммуникативных навыков имеют следующие особенности: не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Они не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети непостоянны, что отражается на культуре поведения.

Высокий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков имеет свои особенности: школьники активно стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность, быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации они предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.

Таким образом, проведенные диагностические мероприятия показали, что у большинства учащихся младших классов преобладает средний и низкий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков. Это обстоятельство позволило нам выбрать специальные формы и методы по формированию социально – коммуникативных навыков младших школьников и провести формирующий этап.

Контрольный этап показал, что в ходе формирующего эксперимента в контрольной группе увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень сформированности показателей социально-коммуникативных навыков. Учащихся, имеющих средний уровень, в контрольной и экспериментальной группе одинаковое количество, в то же время количество детей, имеющих низкий уровень, в экспериментальной группе стал меньше. Таким образом, если в работе с детьми младшего школьного возраста использовать комплекс занятий по формированию социально-коммуникативных навыков с применением поучительных бесед, игровых и проблемных ситуаций, анализировать такие понятия как вежливость, доброжелательность, уступчивость, уважение к окружающим, а также анализировать поступки и мысли, которые совершают сами школьники и их товарищи, то это будет способствовать формированию нравственных качеств детей, развитию социально-коммуникативных навыков.

Проведенное исследование подтвердило поставленную в исследовании гипотезу, согласно которой развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если учитель при взаимодействии с учениками будет опираться на возрастные особенности становления общения школьников, внедрит систему педагогических мероприятий по формированию социально-коммуникативных навыков, организует взаимодействие с родителями детей по формированию социально-коммуникативных навыков в семейном общении.



Похожие:

П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconФормирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через реализацию программы «мы вместе» Свистунова Т. Г
Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников icon«Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия»
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconПрограмма «Расти здоровым»!
Цель: формирование здорового образа жизни у младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни). Формирование...
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconН. Новгорода Формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка (пояснения к презентации)
Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на...
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconФормирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников
В статье предложена система работы, направленная на формирование у младших школьников навыка словообразовательного анализа, которая...
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconФормирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconГоу сипкро моу сш №21 Педагогический проект по курсам повышения квалификации по иоч, вб
«Формирование вычислительных навыков младших школьников в условиях развивающего обучения»
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconБаркова Галина Павловна Информационные технологии на урок
Формирование навыков самоконтроля младших школьников в процессе обучения решению задач
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconИстоки общения. Развитие коммуникативных навыков дошкольников с речевыми нарушениями в разных видах деятельности
Одним из важнейших направлений работы педагогов коррекционных групп для детей с недоразвитием речи является формирование коммуникативных...
П. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников iconМетодическое пособие Проект «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников»
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты