Где взять их? Все посвящены! icon

Где взять их? Все посвящены!



НазваниеГде взять их? Все посвящены!
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Главная тема поэмы «По праву памяти» — покаяние. Проблема памяти перерастает здесь в проблему ответственности перед будущими поколениями за нежелание разбираться в прошлом: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается всех нас, даже тех «непосвященных», кто не был свидетелем событий: А к слову — о посвященных:

Где взять их? Все посвящены!

Не по отметкам и рубцам,

Так мимоездом, мимоходом,

Не сам,

Так через тех, кто сам…

События тех лет имели такое огромное влияние на судьбу всего народа, что забвение их — самая страшная ошибка, которая может привести к трагическим последствиям. Тема преемственности, связи поколений находит очень сильное звучание в поэме. Она построена как взволнованный монолог, исповедь о том, что «душу жжет». Первая глава поэмы «Перед отлетом» — воспоминания автора о своей юности, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтобы за нас в огонь и в воду.

А если что — и жизнь отдать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе между строк возникает предзнаменование суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи.

Вторая часть поэмы называется «Сын за отца не отвечает». Само это название воспроизводит распространенный официальный штамп сталинского времени. Времени, когда детей принуждали отказываться от родителей; когда отец доносил на сына, а сын на отца, — времени всеобщего страха. Вопреки сталинской формуле (сын за отца не отвечает), в те годы уже появилось и другое выражение — «враг народа»:

Пять ровно слов… Но год от года

На нет сходили те слова,

И званье сын врага народа

Уже при них вошло в права.

Сам Твардовский вначале 30-х годов волей системы был поставлен в ту самую неразрешимую ситуацию, которую он описал во второй главе поэмы. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака»:

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Не понаслышке,

Не из книжки

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем теперь всю глубину трагического чувства, пережитого Твардовским. Это не вина в обычном смысле слова, а великая историческая трагедия обернулась личной бедой для него, как и для многих других людей его поколения. Боль Твардовского понятна: отец его был большой труженик (вспомним описание мозолистых рук отца в поэме), обладающий смекалкой и жизнестойкостью. Он был раскулачен не столько за свое крепкое хозяйство, нажитое нелегким трудом, сколько за экстравагантное поведение: носил шляпу, чуждался других крестьян, относясь к ним несколько высокомерно, был женат на дочери дворянина- однодворца (разорившегося). Пострадала при этом вся семья. Детям «врагов народа» приходилось нелегко:

И за одной чертой закона

Уже равняла всех судьба:

Сын кулака иль сын наркома,

Сын командарма иль попа…

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей.

И все, казалось, не хватало

Стране клейменных сыновей.

Вот почему Твардовский, долгое время вынужденный скрывать свое происхождение от окружающих, возмущен фразой Сталина:

Сын за отца не отвечает.

С тебя тот знак отныне снят

…Конец твоим лихим невзгодам,

Держись бодрей, не прячь лица.

Благодари отца народов,

Что он простил тебе отца

Родного…

Твардовский не хочет отрекаться от отца на самом деле, не хочет использовать дарование стать «непомнящим родства». Кроме того, высказывание Сталина было только красивым жестом, на деле ж ничего не изменилось, отношение к детям «врагов народа» в стране осталось прежним. Сталин хотел воспитать человека, для которого государство важнее семьи, идеалы социализма — личного счастья. Твардовский подчеркивает, что отказ от родства — самое подлое предательство:

Ясна задача, дело свято, —

С тем — к высшей цели — прямиком

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими,

Не отягчай, себя щадя.

Эпоха требовала подавления личного во имя государственного:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Искренне поверив в новые святыни, молодое поколение оказывалось под угрозой нравственного самоуничтожения:

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди верили в идею, были преданы идеалам социализма; с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, порождая сомнения: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества? Эти переживания близки автору, он сам из таких людей, искренне веривший в идеалы социализма и пострадавший при их воплощении в жизнь. Поэтому неоднозначно отношение поэта к «вождю народов». В последних поэмах Твардовского образ Сталина — один из центральных и самый изменчивый. То он — мудрый и надежный корм- чий «на многомощном корабле» (цикл 1951–1953 гг. «О Сталине»), то создатель грандиозной бюрократической машины, творец беззаконий и собственного культа, то, наконец, тиран, извративший социализм и посягнувший на саму природу человека. Эта эволюция связана не только с изменениями курса страны, позволившими говорить поэту правду о «великом кормчем», но и с эволюцией отношения Твардовского к Сталину, с личной судьбой поэта. Твардовский считает, что за нежеланием открывать правду о жестокостях сталинизма скрывается страх перед собственным народом, а ведь с народа спросят потомки, его будут судить судом поколений, судом истории:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Поэт уверен, что необходимо рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Тема покаяния — основная в поэме «По праву памяти». Каждый человек несет ответственность перед своим прошлым и прошлым своего народа. В поэме звучит мысль о врожденной связи со своей историей, о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей».



Похожие:

Где взять их? Все посвящены! iconЛ. д председателем Центральной районной г. Воронежа профсоюзной организации в трудовом Кодекс
В трудовом Кодексе РФ в главе 30 "Дисциплина труда" статьи 192,193,194 посвящены этой теме
Где взять их? Все посвящены! iconСправочник исследователя
Возможно, название стоило бы взять "Приборы из хозмага" по аналогии с известной книгой
Где взять их? Все посвящены! iconФормирование приемов самоконтроля у учащихся на уроках технологии
Изучению роли и влияния самоконтроля учащихся на учебную деятельность посвящены работы такие педагогов и психологов, как И. В. Тухман,...
Где взять их? Все посвящены! iconДаниил Александрович Гранин
Гранина — реализм и поэзия научно-технического творчества — здесь сказывается техническое образование Гранина, практически все его...
Где взять их? Все посвящены! iconПрограмма курса «Музыкальный грамотей» для кадетских классов
«Музыка и история». Первый и второй раздел курса включают в себя основные вопросы музыкального искусства, связанные с исполнительскими...
Где взять их? Все посвящены! iconФормирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте
Проблема формирования интереса младших школьников в процессе обучения возникла давно и является одной из самых глобальных психолого-педагогических...
Где взять их? Все посвящены! iconКлассный час в 8-9-х классы
Добрый день, ребята. Я очень рада встрече с вами и приглашаю вас занять места в кругу. Сегодня мы поговорим с вами о счастье. Эпиграфом...
Где взять их? Все посвящены! iconНиколай Михайлович и Тамара Александровна Черновы, потомственные лесничие, ответили на этот вопрос давно, посвятив себя лесу и выбрав профессию лесничего. С ними мне довелось встретиться и взять интервью
Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально… (Д. С. Лихачёв)
Где взять их? Все посвящены! iconМбоу сош №20 Выпуск №4 едакцией школьного кружка «Юный журналист»
Максим Орлов. Мы не могли не взять у него интервью по поводу предстоящих предметных олимпиад. Надеемся, что ответы Максима на наши...
Где взять их? Все посвящены! icon«считай, смекай, отгадывай»
Давайте начнем увле­кательное путешествие в мир математики. Не за­будьте с собой взять смекалку, сообразительность, они вам пригодятся....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты