Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования



НазваниеФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ


УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


УТВЕРЖДАЮ


Декан_____________ЦупакЕ.Б


"_____"__________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

«ФИЛОСОФИЯ»


Направление подготовки


020300 Химия, физика, механика материалов


Квалификация выпускника


Бакалавр


Форма обучения

очная


Ростов-на-Дону

2010

^ 1. Цели освоения дисциплины «Философия»

– формирование у студентов умений решения на теоретическом уровне мировоззренческих проблем;

- освоение вопросов, связанных с развитием сознания и самосознания;

- уяснение специфики познавательной деятельности; осмысление статуса науки в духовной культуре общества;

- формирование навыков творческого мышления,

- выяснение связи и взаимоотношений химии и философии; формирование понимания природы общества, причин его развития, структуры социального организма и взаимосвязей между его элементами, что способствует выработке самостоятельного взгляда на социальные явления современности.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Курс относится к базовой части цикла ГСЭ и предназначен для студентов второго года обучения (3 семестр). Он исчерпывает собой программу по философии для естественнонаучных факультетов, предусмотренную Госстандартом.

В данном курсе изучаются основные этапы формирования философской мысли, основные проблемы онтологии, гносеологии, методологии; с особенностями философского подхода к проблемам сущности человека и общества, со спецификой научного подхода к миру, с особенностями современного этапа научного познания.

Философия формирует культуру и навыки творческого мышления, необходимые для успешного продвижения в избранной профессиональной деятельности


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия».


В результате освоения дисциплины частично формируются компетенции (ОК-1, ОК-7, ОК-9, ОК-17; ПК-2, ПК-4).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    ^ Знать: основные проблемы и категории фундаментальной и социальной философии, их специфику и историю формирования;

    Уметь: анализировать, оценивать, сравнивать методы современного естественнонаучного и социально-гуманитарного познания; прослеживать генезис и приходить к самостоятельной формулировке современных проблем научного познания, моделировать способы их решения;

    Владеть: понятийным аппаратом классической и современной философии, навыками самостоятельного анализа методологических проблем познания природы, общества, научной деятельности, работы с информацией для решения профессиональных и социальных задач; навыками межличностных отношений.



  1. ^ Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов).

В том числе, лекции -34 часа, практические (семинарские) – 16 часов, самостоятельная работа – 58 часов, контрольное мероприятие – зачет.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля усп-ти (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




Л

с/з

срс







1

Предмет и место философии в культуре.

3

1-2

4

2

6

Тест, эссе, глоссарий, учебная рецензия




2

Античная философия

3

3-5

6

4

12

Тест, эссе, глоссарий, учебная рецензия




3

Философия Нового времени. Современная философия

3

6-9

4

2

10

Эссе, глоссарий, учебная рецензия




4

Бытие

3

10-11

2

2

6

Тест, эссе, глоссарий, учебная рецензия




5

Сознание

3

12-13

4

4

6

Глоссарий




6

Познание

3

114-15

4

2

6

Тест, эссе, глоссарий, учебная рецензия




7

Человек и

общество,

3

16

2




6

Эссе, глоссарий, учебная рецензия




8

Научное познание




17

4




6

Глоссарий




9

Итоговый тест
















Зачетный тест


































Всего часов







34

16

58

108


































  1. ^ Образовательные технологии


Проблемные лекции, семинары: работа в «малых группах», экспресс-опрос в виде краткого тестирования, работа с понятиями, творческие задания: оппонирование, рецензирование докладчикам, дискуссия по проблеме семинарского занятия, контролируемая самостоятельная работа.

Вариативная самостоятельная работа: составление детального глоссария по изучаемой теме, написания рефератов, эссе, подготовка парных докладов, если тема допускает противоположные трактовки (отчеты в виде эссе, тестов, глоссариев, учебных рецензий).


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.


^ Формы отчетности: контрольная работа в конце каждого модуля, собеседования по теме как индивидуальные, так и групповые, обсуждение рефератов, круглые столы (коллоквиумы), проверка знаний по тестам.

^ Система контроля включает вычисление индивидуального рейтинга и обоснование объективности оценки, рекомендации по самоконтролю (вопросы для самоконтроля), формы аттестации (тесты, вопросы для собеседования по самостоятельной работе, вопросы для зачета или экзамена).


Контрольные вопросы.


1. Философия, ее предмет и функции.

2. . Античная философия: софисты и Сократ.

3. Учение Платона о бытии, душе и познании.

4. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме.

5. Общая характеристика философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).

6. Сущность агностицизма и скептицизма.

7. Общая характеристика немецкой классической философии. Теория познания И. Канта.

8. Философская система и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

9.К. Маркс. Материалистическое понимание истории. Учение об общественно- экономической формации.

10. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и его исторические этапы.

11. Экзистенциализм. Проблема человека и его свободы в экзистенциализме

12.Общая характеристика русской философской мысли. Философия всеединства В.Соловьева.

13. Русский космизм.

14.Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

15.Категория материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

16. Формы существования материи: движение, пространство, время.

17. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

18. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

19. Происхождение и сущность сознания. Структура и функции сознания.

20. Язык и мышление. Сознание и самосознание.

21. Структура познавательного процесса.

22.Чувственное познание и его формы.

23. Рациональное познание и его формы.

24. Интуиция и ее место в процессе познания.

25. Учение об истине. Абсолютное и относительное в истине.

26. Научное и вненаучное знание. Критерии научного знания.

25.Специфика эмпирического исследования..

28.Специфика теоретического исследования.

29. Формы научного знания: проблема, гипотеза, теория. Функции научной теории.

30. Объяснение и понимание.

31. Аксиология – философское учение о ценностях. Многообразие ценностей.

32. Этика науки.

33 Человек как предмет философской антропологии.

34. Понятие личности. Личность и общество.

35. Понятие общества, основные сферы общественной жизни.

36. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

37..Научная, религиозная и философская картины мира.

38. Мораль и право. Моральный выбор и моральная ответственность.

39. Эстетические ценности и их роль в жизни человека.

40. Метод и методология. Классификация методов.


Вопросы для самоконтроля.

Историко-философское введение

  1. В чем специфика философии по сравнению с наукой и религией?

  2. Какова структура философского знания?

  3. Назовите основные функции философии.

  4. Родоначальником какой науки является Сократ?

5 В чем особенности апологетики, патристики и схоластики?

6 Почему эпоха Возрождения получила такое название?

  1. Что такое креационизм, провиденциализм, телеология?

  2. Почему Возрождение характеризуется терминами «антропоцентризм», «гуманизм», «пантеизм»?

  3. В чем специфика рационализма?

  4. В чем специфика эмпиризма?

  5. Что такое индукция и дедукция?

  6. Какие бывают «идолы» познания? Чему они мешают?

  7. Как Вы понимаете знаменитую формулу Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую»?

  8. Что такое дуализм?

  9. Поясните понятия гносеологической концепции И. Канта: априоризм, явление, вещь сама по себе, антиномии, рассудок, разум.

  10. Что означает «категорический императив», сформулированный И. Кантом? В чем его отличие от «гипотетического императива»?

  11. Поясните, как следует понимать тождество бытия и мышления, субъекта и объекта в философии Гегеля?

  12. Дайте определение иррационализма.

  13. Какие свойства приписывает А. Шопенгауэр воле?

  14. Что отрицает, а что утверждает Ф. Ницше? Какие высшие ценности провозглашает?

  15. Каковы взгляды З. Фрейда на роль иррациональных инстинктивных факторов в человеке? Каково назначение культуры, по З. Фрейду?

  16. Как марксистская философия объясняет развитие общества?

32. Каково соотношение общественного бытия и общественного сознания?

  1. В чем отличия западноевропейской и русской философии?

  2. В чем состоит философский синтез В.С. Соловьева.

  3. Особенности творчества Н.А. Бердяева, Н.А. Бердяев о судьбе России.


«Современная философия»

26. Назовите исторические этапы позитивизма, охарактеризуйте их.

27 В чем состоит принцип верификации?

28 Кто использует в философии науки понятие «парадигмы», дайте определение этого понятия?

29. Что означает у Сартра: существование предшествует сущности, тревога и ответственность, свобода и выбор?

30. Поясните понятие «пограничной ситуации».

31. Каково соотношение человека и истории в философии К. Ясперса?

32. Как изменялось соотношение философии и науки в истории?

33. В чем состоят философские проблемы химии?


«Бытие».

  1. Что изучает онтология?

  2. Что такое бытие?

  3. Какими характеристиками наделяет бытие Парменид?

  4. Как Парменид доказывает, что бытие есть, а небытия нет?

  5. 38Что такое сущностное определение материи?

39.В чем различие философского и естественнонаучного определения материи?

40. Какова структурная организация материи?

41. Какие бывают типы материальных систем?

42. Что такое движение?

43. Какие признаки лежат в основе выделения пяти основных форм движения материи?

44. Что такое время?

45. Что такое пространство?

Каковы основные характеристики пространства и времени?


«Сознание».

46. Что такое сознание?

47. Какие основные функции сознания?

48.Каковы элементы структуры сознания?

  1. Какие существуют традиции в рассмотрении природы сознания в истории философии?

  2. Что такое идеальное?

  3. Какие существуют концепции бессознательного?

  4. Как связано сознание и бессознательное?

  5. Какие существуют уровни и формы сознания?

  6. В чем специфика самосознания?



«Познание».

55.Что такое субъект и объект познания?

56.В чем отличие разума и рассудка?

57. Какие существуют виды знания?

58. В чем отличие чувственного и рационального в познании?

59. Почему истина понимается как процесс?

60. Каковы основные характеристики истины?

  1. Какие существуют критерии истинности?

  2. Как соотносятся вера и знание?

«Методология».

63. Как понимается методология?

64.Что такое метод?

65. В чем сходство и различие естественнонаучной, социально-гуманитарной и философской ориентации методологических подходов?

66. По каким основаниям возможна классификация методов?

67. Каким образом мы отличаем эмпирический уровень научного исследования от теоретического?

68.Как соотносятся эмпирический и теоретический с чувственным и рациональным?

69.В чем состоят особенности эксперимента?


Социальная философия

70.Что такое антропосоциогенез?

71. Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?

72. Что такое антропология?

73. Как различается понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?

74. В чем заключается роль личности в историческом процессе?

  1. В чем источник саморазвития общества?

  2. Что отличает общество как систему от других систем?

  3. Каковы структурные элементы общества как системы?

  4. Что такое социальная стратификация и социальная мобильность?

  5. Что такое гражданское общество? Каковы его основные функции?

  6. В чем состоит предмет философии истории?

81 .Какие существуют подходы к определению культуры?

82. Классифицируются глобальные проблемы современной цивилизации?

83. Есть ли пути выхода из глобальных проблем?


    Темы эссе.

1.«Что такое философия?».

2. Философия и химия.

3. Философия и естествознание.

    4. Естественнонаучные достижения философии античности

5.Предмет философии с точки зрения самих философов

6. Гипотезы возникновения философии

7. Постижение сущности христианского учения схоластикой.

8. Теодицея: разновидности и смысл.

9. Специфика средневековой онтологии и гносеологии.

10. Смысл человеческой жизни и смысл истории в средневековом мировоззрении

11.Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

12. Французские философы Просвещения.

13.«Коперниканский» переворот И. Канта

14. Гегель – вершина классической немецкой философии.

15. Ф. Ницше о гибели традиционных идеалов.

16. Ф. Ницше: жизнь как воля к власти.

17.. Бессознательное в творчестве З.Фрейда.

18. Коллективное бессознательное в учении К.Г.Юнга.

19. Философия жизни А.Бергсона.

20. Неопозитивизм о философии как анализе языка науки.

21. Природа научного познания в трудах Т. Куна и К. Поппера.

22. .Критика тоталитаризма К. Поппером.

23. Концепция развития науки И. Лакатоса.

24. Проблема человека в экзистенциализме.

25. Феноменология, основные черты.

26. Роль философии в научном исследовании у Ф. Бэкона и Р. Декарта

27. Ученые о роли философии в науке

28. Марксистская концепция будущего общества.

29. Философия творчества Н.А.Бердяева.

30 Философия русского космизма.

31. Социальное пространство и социальное время.

32. Пространство и время в культуре.

33. Подходы к соотношению мозга и сознания.

34. Многообразие форм познавательной деятельности.

35. Познание и творчество.

36. Детерминизм и индетерминизм.

37 Принцип системности

38. Роль синергетики в научном познании.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература

1. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Проф. А.Н. Ерыгина - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону, 2004, - 704 с.

2. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред.: докт. филос. н.

В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3. История философии: Учебник для вузов. / Отв. ред.: докт. филос. н. В.П. Кохановский, В. П. Яковлев. – Ростов - на - Д: Феникс, 2000.

4. Введение в философию: Учебн. пособие - В 2-х частях. – Часть 1, 2.- М., 1990, - 639 с.

5. Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. – Высш. шк., 1991.- 512 с.

7. Мир философии. В 2-х тт. М., 1990.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. Т. 1 - 4. - СПб: Петрополис, 1994 - 97.

9. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. – М., 1995.

10. Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Пер. с англ. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

11. Современная западная философия. Словарь-справочник. М.,1991.

12. Зеньковский В.В. История русской философии. - В 2-х томах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

13. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

14. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998.

15. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. Пособие. – М., 1996.

16. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999

17. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999.

18. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

19. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

20. Современная западная философия: Словарь. - М.: ТОН – Остожье, 2000.

21. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. - М.: Высш. Шк., 1996. – 400 с.

22. Хрестоматия по философии / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 576 с

23. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 608 с.

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие. - М., 1991.

2. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. - М.: Академический проект, 2003.

  1. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998.

  2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1994.

6. Ильин В.В.Философия. Уч-к для вузов. - М.: Академический проект, 1999.

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. - М.: Логос, 2002. – 339 с.

  2. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

  3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

  4. Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

  5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2000.

  6. Общество и природа. (Проблемы взаимодействия общества и природы). – М.: Изд-во МГУ 1981. – 144 с.

  7. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростов н/Д: М.: Феникс; Зевс, 1997. – 448 с.

  8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

  9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 337 с.

  10. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

  11. Философия в вопросах и ответах. - М.: Гардарики, 199.

  12. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

  13. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995.

  14. Философия. Учебный курс / под ред. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

  15. Философия: Университетский курс / Под ред. С.А. Лебедева - М.: Фаир-Пресс, 2003.

  16. Философия: учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

  17. Хесле В. Философия и экология. - М., 1994.

  18. Хрестоматия по философии / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002

Интернет ресурсы.

http://asper.wikia.com/wiki

http://nrc.edu.ru/est/r1/12.html

http://ariom.ru/wiki/JetosNauki

http://www.socjournal.ru/article/665

http://www.filosofium.ru/page.php?al=ethos

http://iph.ras.ru/page49257654.htm


Методические материалы размещены на сайте: http://metod.philos.rsu.ru


    ^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Стандартное



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки: «Химия, физика и механика материалов» (020300).


Авторы: канд. филос наук, доцент Водяникова И.Ф.,

канд. филос.наук, доцент Тихонова Е.Ф.

Рецензент: канд. филос.наук, доцент Кириллов А.А.


Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета философии и культурологии ЮФУ от 15 ноября 2010 года, протокол № 3.

Программа одобрена на заседании Ученого Совета химического факультета ЮФУ от __________________ протокол №_____



Похожие:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма «обученные наблюдатели»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon1. Участники проекта № Фамилия Имя Отчество
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
Подковальникова Анна Сергеевна, доцент кафедры литературы и мп, кандидат филологических наук
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины Развитие правоохранительной системы на современном этапе (нотариат) для специальности 030500. 68 -юриспруденция подготовки магистра
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
Программа утверждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи пи юфу (протокол №3 от «23» 11 2010 г.)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
На тему: Система автоматизированного разделения кода прикладных программ между клиентским и серверным компонентами
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты