Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» icon

Рабочая программа дисциплины «Физическая культура»



НазваниеРабочая программа дисциплины «Физическая культура»
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный Федеральный Университет»

Химический факультет


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

«Физическая культура»


Направление подготовки

020300 – Химия, физика и механика материалов


Квалификация выпускника

бакалавр


Форма обучения

Очная


Ростов-на-Дону, 2011

  1. ^ Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры студента, как системного и интегративного качества личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста.

Первостепенной задачей формирования физической культуры студенческой молодёжи является освоение поколением будущих молодых специалистов основных ценностей физической культуры, обеспечивающее повышение уровня личностного здоровья, эффективное самосовершенствование и самовоспитание, достижение высокой умственной и физической работоспособности в процессе учёбы и будущей профессиональной деятельности.

В связи с чем, физкультурное образование в ЮФУ предусматривает решение следующих задач:

- включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по освоению ценностей физической культуры, её активного творческого использования во всестороннем развитии личности;

- содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья студентов, повышению ими уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

- овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающих философскую, социальную, естественно-научную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими, моторными и организационными основами физической культуры;

- формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержания высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

- формирование навыка самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта;

- овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физической культурой.


  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

«Физическая культура» в южном Федеральном университете представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Она входит в число обязательных дисциплин. Свои воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные функции «Физическая культура» осуществляет при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объёме часов (федеральный компонент, 2 кредитных единицы, 400 часов)


  1. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физическая культура».

В результате освоения дисциплины формируется следующая общекультурная компетенция (согласно ФГОС-3 по направлению 020300 – Химия, физика и механика материалов):

владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть:

- создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию;

- приобретение личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры;

- достижение достаточного уровня психофизической и профессиональной подготовленности;

- способность и готовность самостоятельно заботиться о здоровье на протяжении всей жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • понимать роль физической культуры и её ценностный потенциал в развитии и жизнеспособности человека, подготовке специалиста;

  • знать основы физической культуры, здорового образа и стиля жизни;

  • уметь использовать приобретённый опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

  • владеть системой практических умений и методических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование профессиональных психофизических способностей и качеств личности, самоопределение в физической культуре.




  1. ^ Структура и содержание дисциплины «Физическая культура».


Физкультурное воспитание в ЮФУ проводится на протяжении 1, 2 и 3 (3-его – в рамках дисциплины «Физическая культура», введён курс «Культура здоровья») курсов обучения в объеме 400 часов.

Осуществляется в следующих формах:

Учебные занятия:

- обязательные занятия (академические - теоретические, практические, контрольные), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме 4 часов в неделю и включаются в учебное расписание сверх установленного недельного объёма учебной нагрузки;

- элективные практические занятия (по выбору);

- индивидуальные и индивидуально-групповые практические занятия (консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий);

- самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя (индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникулярное время, в период производственной практики).

Вне учебные занятия:

-выполнение физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

- занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным интересам;

- самодеятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом;

-массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создают условия, обеспечивающие включение физической культуры в образ жизни студентов, формирование мотивационно-ценностного отношения к ней, использование научно-обоснованного объёма двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимого для нормального функционирования организма.

Методическое руководство и контроль за эффективностью освоения учебной программы посредством всех форм занятий физическими упражнениями возлагается на кафедру физического воспитания и образования.






п/п


Разделы

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

1. Теоретический раздел










-

-




2

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1

1

2

-

-

Собеседование

3

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

1

10

2

-

-

Собеседование

4

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

2

1

2

-

-

Собеседование

5

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

2

9

2

-

-

Собеседование

6

Тема 5. Социально-биологические основы физической культуры

3

1

2

-

-

Собеседование

7

Тема 6. Физическая культура в профессиональной деятельности.

3

10

2

-

-

Собеседование

8

Тема 7. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

4

1

2

-

-

Собеседование

9

Тема 8. Индивидуальный выбор систем физических упражнений. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями (2 часа).


4

9

2

-

-

Собеседование

10

  1. ^ Практический раздел







-

-

-




11

а). Методико-практичекий







-

-

-




12

Тема 1. Контроль изменений состояния организма в процессе занятий физическими упражнениями

1

1-2

-

2

-




13

Тема 2. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности

1

8-12

-

2

-




14

Тема 3. Методика составления и проведения гигиенического варианта утренних самостоятельных занятий

2

13,14,;1-5

-

2

-




15

Тема 4. Методика организации двигательного режима в период напряжённых умственных нагрузок

2

16,9-11,14

-

2

-




16

Тема 5. Методы самоконтроля и коррекции состояния здоровья и физического развития организма

3

1-2

-

2

-




17

Тема 6. Профилактика профессиональных заболеваний с использованием средств физической культуры и спорта

3

8-12

-

2

-




18

Тема 7. Методика развития отстающего (индивидуально определённого) физического качества

4

13,14,;1-5

-

2

-




19

Тема 8. Методика составления и проведения мини-программы восстановления работоспособности в режиме труда бакалавра и специалиста с учётом заданных условий и характера труда

4

16,9-11,14

-

2

-




20

б). Учебно-тренировочный

1; 2;3;4

2-9,11-18; 2-8, 10-17;2-9,11-18; 2-8, 10-17

-

204

-

Тестирование

21

  1. Контрольный




-

-

-

-

-

-

22

Текущий контроль

1; 2;(3;4)

9, 14-16; 3, 5, 7-8

-

8

5




23

Тестирования


1; 2;(3;4)

4-5; 12-13;4-5;12-13

-

10

5




24

Зачеты


1; 2;(3;4)

18; 16; 18;16

-

8

-

Зачет



Содержание разделов программы:

^ 1. Теоретический раздел

Первый год обучения.

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (2 часа). Краткое содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценностный потенциал физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физкультурного образования в ЮФУ: цель, задачи и формы организации занятий; содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях; зачётные требования и обязанности студента; консультативно-методические занятия, индивидуальные консультационные занятия, задания для самостоятельного выполнения; спортивные достижения и традиции ЮФУ, условия и возможности совершенствования спортивного мастерства.

^ Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (2 ч.). Краткое содержание. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Понятие «здоровье», его содержание и критерии; двигательная активность и здоровье (основные термины и значения); функциональные возможности проявления здоровья, самооценка; Воздействие природных и социально-экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека; средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности; физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки; двигательная функция и повышение устойчивости организма к различным условиям внешней среды.

^ Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2ч.). Краткое содержание. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие; взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни; личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни; структура жизнедеятельности студентов и её отражение в стиле жизни; здоровый образ и стиль жизни; содержательные особенности составляющих здорового образа и стиля жизни – критерии эффективности; физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни; организация самодеятельных занятий физическими упражнениями (системами физических упражнений) различной направленности в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности.

^ Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Краткое содержание. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента; динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы её определяющие; основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии; физиологические изменения, происходящие в организме молодого человека при умственной активности в ночное время; влияние здорового стиля жизни на повышение устойчивости организма к нервно-эмоциональному и умственному перенапряжению, психологическому стрессу; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики утомления, повышения умственной эффективности учебного труда.

Второй год обучения.

^ Тема 5. Социально-биологические основы физической культуры (2ч.). Краткое содержание. Наука биоритмология; ритмичность жизнедеятельности; биоритмологическое обоснование изменений физического и психического состояний студентов в период экзаменационной сессии студентов и способы их регулирующие; биологические ритмы и работоспособность студентов; весенний десинхроз и способы его смягчающие; рефлекторная природа двигательной деятельности; механизм совершенствования двигательной деятельности; выработка динамического стереотипа; безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы функционирования систем организма; режим дня – природой организованная и физиологически обоснованная смена процессов, обеспечивающаяся безусловно и условно-рефлекторными механизмами.

^ Тема 6. Физическая культура в профессиональной деятельности. Краткое содержание. Производственная физическая культура; классификация профессий; студенческая деятельность – эмоциональный, преимущественно умственный труд; особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов; профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры; дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности; влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве; роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

^ Тема 7. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом (2ч.).

Краткое содержание. Диагностика и самодиагностика состояния организма до и в процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом; врачебный и педагогический контроль; самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля; использование методов стандартов, антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности; коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Тема 8. Индивидуальный выбор систем физических упражнений. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями (2 часа).

  1. Практический раздел.

    1. Методико-практические занятия.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Каждая из предложенных тем раскрывается и осваивается на материале отдельных комплексов общеразвивающих упражнений или с использованием вида спорта. Методические умения приобретаются студентами на методико-практических занятиях, закрепляются на практикумах-консультациях и совершенствуются на последующих практических занятиях. Каждое практическое занятие, в определённой части, может носить методическую направленность.

При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей схемы:

- в соответствии с планируемой темой заблаговременно рекомендовать студентам ознакомиться с необходимой литературой и указаниями по её освоению;

- кратко объяснить смысл и значение метода, при необходимости показать и воспроизвести на студентах соответствующие приёмы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения результатов по изучаемой методике;

- дать время для подготовки оценочных комплексов с назначением консультаций;

- на контрольном занятии студенты, при взаимоконтроле, практически воспроизводят самостоятельно подготовленные тематические задания под наблюдением преподавателя;

- обсудить и проанализировать выполнение задания, выдать индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приёмов, способов.

Первый год обучения.

^ Тема 1. Контроль изменений состояния организма в процессе занятий физическими упражнениями (использование «бытовых» медицинских приборов; оценка некоторых показателей состояния здоровья методами номограмм, индексов, функциональных проб).

Формирование умений и навыков замеров и оценки частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной ёмкости лёгких, простейших антропометрических измерений, самостоятельного контрольного тестирования показателей физической подготовленности, функционального состояния и физического развития, ведение паспорта здоровья.

^ Тема 2. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности (ходьба, бег, плавание).

Базовые варианты программ занятий для студентов со слабым, средним и высоким уровнем физической подготовленности. Консультации по выбору индивидуальных оздоровительных или тренировочных программ с учётом тестирования и контрольных измерений, оценивающих уровень подготовленности студентов.

^ Тема 3. Методика составления и проведения гигиенического варианта утренних самостоятельных занятий: природное закаливание и оздоровление, коррекция осанки, зрения, проблемной зоны. Консультации по подбору упражнений для индивидуальных комплексов утренних самостоятельных занятий.

^ Тема 4. Методика организации двигательного режима в период напряжённых умственных нагрузок (экзаменационной сессии): комплексы упражнений «минуты бодрости», корригирующая гимнастика для глаз, варианты аутогенной тренировки, восстановительные процедуры – ванны, душ, баня, самомассаж.

По данной теме проводится серия контрольно-консультативных занятий перед каждой экзаменационной сессией.

Второй год обучения.

^ Тема 5. Методы самоконтроля и коррекции состояния здоровья и физического развития организма. Оценка осанки, телосложения, веса, функциональные пробы – сопоставление их с нормой, расчёт формул. Подбор индивидуальных комплексов для коррекции «проблемных зон».

^ Тема 6. Профилактика профессиональных заболеваний с использованием средств физической культуры и спорта. Организация активного досуга.

Тема 7. Методика развития отстающего (индивидуально определённого) физического качества.

Тема 8. Методика составления и проведения мини-программы восстановления работоспособности в режиме труда бакалавра и специалиста с учётом заданных условий и характера труда. Консультации по подбору и комплектации упражнений.



    1. ^ Учебно-тренировочные занятия.

Направленность учебно-тренировочных занятий связана с обеспечением необходимого минимума двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, развитием психофизических качеств.

Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются:

- отдельные виды лёгкой атлетики (бег 100м. – мужчины, женщины; бег 2000м. – женщины; бег 3000м. – мужчины);

- гимнастические упражнения (подтягивание на перекладине – мужчины, подтягивание в висе лёжа на низкой перекладине – женщины; из виса на перекладине поднимание ног до касания её – мужчины; из положения лёжа на спине, поднимание и опускание туловища с руками, закреплёнными в замок за головой - женщины; приседание на одной ноге, другая выпрямлена вперёд – мужчины, женщины);

- плавание;

- спортивные игры;

- кроссовый бег;

- упражнения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Средства ППФП, подобранные в соответствии с требованиями профессиограммы, включают специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы.

Подбор упражнений для практических занятий предусматривает:

- совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям;

- развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений и координации, ловкости, гибкости и ориентации в пространстве;

- использование упражнений из различных видов спорта, оздоровительных систем физических упражнений;

- приобретение навыков разработки и использования простейших оздоровительных, корригирующих, развивающих и восстанавливающих работоспособность технологий.

  1. ^ Контрольный раздел.

Контрольный раздел программы определяет объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности, который обеспечивается оперативной, текущей и итоговой дифференцированной информацией о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической, технико-тактической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

^ Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела учебной работы.

Текущий – позволяет оценить степень освоения вида учебной деятельности, темы, активности, отражающей уровень готовности в овладении ценностями физической культуры.

^ Итоговый контроль даёт возможность выявить уровень сформированности физической культуры личности студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических умений и практических навыков, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

Студенты специального учебного отделения, выполнившие рабочую программу, в каждом семестре получают зачёт по физической культуре.

Для контроля за состоянием здоровья студентов, эффективности их усилий, в начале учебного года (конец сентября - октябрь) и в конце каждого года обучения (конец апреля - май) проводится контрольное тестирование по единым тестам, показатели которых заносятся в «паспорт здоровья», являющийся документом, отражающим физическую и функциональную готовность специалиста к профессиональной деятельности.

Условием допуска к выполнению тестовых упражнений является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определённого минимума:

- регулярности посещения обязательных занятий;

- активности в процессе учебных занятий;

- текущей успеваемости, включающей технико-тактическую подготовку;

- выполнения обязательных и дополнительных тестов по общей физической подготовленности, разработанных кафедрой физического воспитания;

- овладения методическими умениями и навыками;

- по профессионально-прикладной физической подготовке с учётом квалификационных характеристик;

- по овладению жизненно необходимыми умениями и навыками.

  1. ^ Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями инструкции по технике безопасности, установками инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, базисной программой дисциплины «Физическая культура» Министерства образования РФ, академическая группа разделяется на подгруппы для проведения практических занятий по физической культуре с численным составом в основном учебном отделении 15-20 человек.

    соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки предусмотрено широкое использование в учебном процессе занятий на материале общеразвивающих упражнений и элементов видов спорта, занятий с использованием тренажёрных устройств и приспособлений, занятий с элементами спортивных игр, спортивно-игровых методов, гимнастических упражнений, занятий с элементами профессионально-прикладной физической культуры, занятий с применением легкоатлетических упражнений.

В зависимости от задач урока, места занятий, технической оснащённости направленность тренирующих воздействий может быть комплексной, скоростной, силовой, с преимущественным развитием общей или специальной выносливости.

Содержание, организационно-методические формы и конкретные средства каждого практического занятия определяются преподавателями учебных групп с учётом времени года, места занятий, имеющегося спортивного инвентаря и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения.

При проведении практических занятий необходимо осуществлять взаимосвязь в освоении знаний, накоплении арсенала двигательных умений и навыков с формированием у студентов устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, приобретением индивидуального и коллективного практического опыта этой деятельности, направленной на развитие познавательной активности.

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Студенты основного учебного отделения, выполнившие рабочую программу, на каждом семестре получают зачёт по физической культуре.

Для контроля за состоянием здоровья студентов, эффективности их усилий, в начале учебного года (конец сентября - октябрь) и в конце каждого года обучения (конец апрель - май) проводится контрольное тестирование по единым тестам, показатели которых заносятся в «паспорт здоровья», являющийся документом, отражающим физическую и функциональную готовность специалиста к профессиональной деятельности.

Обязательные тесты проводятся как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в ВУЗ и активность проведения студентом самостоятельных занятий в каникулярное время, и в конце – как определяющие сдвиг за прошедший учебный период, тем самым не могут оказать влияние на выставление зачёта в первом семестре.

Условием допуска к выполнению тестовых упражнений является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определённого минимума:

- регулярности посещения обязательных занятий;

- активности в процессе учебных занятий;

- текущей успеваемости, включающей технико-тактическую подготовку;

- выполнения обязательных и дополнительных тестов по общей физической подготовленности, разработанных кафедрой физического воспитания;

- овладения методическими умениями и навыками;

- по профессионально-прикладной физической подготовке с учётом квалификационных характеристик;

- по овладению жизненно необходимыми умениями и навыками (кроссовая подготовка и плавание являются обязательными).

Общая оценка за семестр определяется по формуле: сумма оценок, по всем разделам учебной деятельности, делённая на количество этих оценок. При получении результата не ниже «удовлетворительно» студенту ставится зачёт за семестр.




Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Средняя оценка в баллах

2

3

4


Обязательное контрольное тестирование включает в себя:


Характеристика

направленности

тестов

Женщины

Оценка

5 4 3 2 1

Мужчины

Оценка

5 4 3 2 1

1.Скоростно-силовая

подготовленность:

100 м (сек.)


15.7


16.0


17.0


17.9


18.7


13.2


13.8


14.0


14.3


14.6

2.Силовая подготовленность:

- поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз)



60



50



40



30



20
















- подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз)

















15


12


9


7


5

- приседание на каждой ноге (кол-во раз)


15


12


10


8


6


20


15


13


10


8

-из виса поднимание ног до касания перекладины носками (кол-во раз)

















12


10


7


5


3

3.^ Общая (мин., сек.)

выносливость:

- 2000 м



10,15



10,50



11,15



11,50



12,15

















- 3000 м


















12,00


12,35


13,10


13.50


14,00


Первый год обучения:

Задания для самостоятельного выполнения.

  1. Знакомство с популярной литературой по вопросам физической культуры.

  2. Освоение базового комплекса упражнений гигиенической гимнастики.

Самостоятельный подбор упражнений и демонстрация индивидуального комплекса с учётом методики составления.

  1. Составление и демонстрация варианта «физкультминутки» для профилактики

утомления, приёма коррекции зрения.

  1. Использование критерия оптимального пульса для определения интенсивности

самостоятельных тренировочных заданий.

Зачётные требования.

  1. Выполнение (в часах) установленной учебной нагрузки.

  2. Выполнение тестов по физической и специальной подготовке, материала текущей успеваемости.

  3. Учёт динамики физического состояния студента на основании показателей паспорта здоровья (анализ наблюдений).

  4. Демонстрация индивидуальных мини-программ гигиенической направленности.

  5. Демонстрация комплекса «минуты бодрости», для профилактики утомления зрения или части разминки.

6. Участие в основных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрой.

Второй год обучения:

Задания для самостоятельного выполнения.

  1. Освоение знаний и приобретение навыков использования средств аэробной направленности. Систематические занятия одним из видов физической активности, развивающих общую выносливость

  2. Овладение прикладными знаниями и навыками практического выполнения комплекса упражнений, корригирующего профессиональные заболевания.

  3. Освоение знаний в организации спортивных игр по свободному регламенту.

  4. Разработка и освоение комплекса упражнений физкультурной паузы.

  5. Самостоятельный подбор упражнений, методически правильная комплектация их и качественное выполнение мини-программы восстановления работоспособности в режиме труда бакалавра и специалиста.

Зачётные требования.

        1. Выполнение (в часах) установленной учебной нагрузки.

        2. Выполнение обязательных тестов по физической подготовке с занесением в паспорт здоровья (анализ динамики физического и функционального состояния, учёт наблюдений, оценка).

        3. Выполнение текущей успеваемости и тестов специальной физической подготовки.

        4. Демонстрация комплекса восстановления работоспособности для выполнения в режиме труда бакалавра.

        5. Демонстрация комплекса упражнений, направленного на развитие определённого физического качества (по заданию преподавателя).

        6. Участие в основных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрой.

Тестовые упражнения для оценки физической технико-тактической подготовленности (текущая успеваемость) студентов основного учебного отделения:

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тесты: женщины Оценка в баллах

5 4 3 2 1

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _

Кроссовый бег 3000 м (мин, сек) 19,00 20,15 21,00 22,00 22,30


Плавание 50 м (мин, сек) 54,0 1,08 1,14 1,24 б/вр.

или 100, м (мин. сек) 1,15 2,40 3,05 3,35 4,10


Прыжки в длину с места (см.) 190 180 168 160 150


Прыжки в длину 385 350 325 300 280

или в высоту с разбега (см.) 120 115 110 105 100


Подтягивание в висе лежа

(перекладина на высоте 90 см) 20 16 10 8 4


Приседание на одной ноге,

держась рукой о стену (кол-во 12 10 8 6 4

раз на каждой)


Количество подниманий и опусканий

туловища из положения лёжа с

согнутыми ногами за 1 мин. 50 45 30 25 20



_________________________________________________________________


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тесты: мужчины Оценка в баллах

5 4 3 2 1

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Кроссовый бег 5000м.(мин, сек) 21,30 22,30 23,30 24,50 25,40


Плавание 50м (мин. сек) 40,00 44,00 48,0 57,0 б/вр.

или 100м (мин, сек) 1,40 1,50 2,00 2,15 2,30


Прыжки в длину с места (см) 250 240 230 223 215


Прыжки в длину 480 460 435 410 390

или в высоту с разбега (см) 145 140 136 130 125


Сгибание и разгибание рук

в упоре на брусьях (кол-во раз) 15 12 9 7 5


Силовой переворот в упор на

перекладине (кол-во раз) 8 5 3 2 1


В висе поднимание ног до

касания перекладины (кол-во раз) 10 7 5 3 2

____________________________________________________________________________


  1. ^ Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Физическая культура».


а) основная литература:

  1. Анатомия и физиология человека: Большой атлас, перевод с испанского – Е.В.Андреева. – М.: «Омега», 2007. – 192с.

  2. Базисная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего пофессионального образования РФ. – М.: изд. официальное, 2000. – 35 с.

  3. Беляев В.С., Михеев А.И. Здоровье и личностные качества – конкурентоспособность специалиста в условиях рыночной экономики: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1995.

  4. Гулько Я.Н. Социально-биологические основы физической культуры. – М.:ФИС, 1994. – 87с.

  5. Думбай В.Н.Физиологические основы труда и спорта. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Ростов н/Д: изд-во ООО «ЦВВР», 2000. 128 с.

  6. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Сер. «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс,2002. – 384 с.

  7. Ильинич В.И., Виленский М.Я. Физическая культура для работников умственного труда. – М.: Знание, 1987. – 64с.

  8. Куколевский Г.М. Гигиена физкультурника. – М.: Медицина,1991.

  9. Приказ Минобразования РФ «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования « от 01.12.99 № 1025.
  10. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – 1997, №6. – С.10-15.


  11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: ФиС,2008. – 544 с., ил.

  12. Пашевский С.А., Старцева П.Д. Физическая культура и профессия. М.:ФИС, 1988. 117с.

  13. Шабельникова Г.С. «Количество здоровья» студента как фактор профессиональной успешности и карьерного роста в бизнессе//Северокавказский психологический вестник. Научно-практический журнал, № 5/2, 2007. - С. 115-124.


б) дополнительная литература:

  1. Агаджанян Н.А. Ритмы жизни и здоровье. – M.: Знание, 1975. –95 с. Айзенк Г.,

  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: ФиС, 2002. Изд. 2-е дополн. и перераб. – 64 с.
  3. ^

    Апанасенко Г.Л. Эволюционная биоэнергетика и здоровье человека. – СПб.: МГП «Петрополис», 1992. – 123 с.


  4. Аронов Д.И. Сердце под защитой. – М.: ФиС, 1985. – 112 с.
  5. ^

    Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и сов-ременность // Теория и практика физической культуры. -1995, №4.- 29с.


  6. Бондин В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека. – Ростов-н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1998. – 163 с.
  7. Васильева О.С., Правдина Л.Р., Литвиненко С.Н. Книга о новой физкультуре (оздоровительные возможности физической культуры). Ростов-на-Дону: Изд. ООО «ЦВВР», 2001 – 141с.


  8. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. М.: ФИС, 1993.

  9. Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. – М.: ФИС, 1983.

  10. Гогулан М. Попрощайся с болезнями. – Ростов-н/Д: Проф-Пресс, 1997.

  11. Гриненко М.Ф. Саноян Г.Г. Труд, здоровье, физическая культура. – М.: ФиС, 2004. – 288 с.

  12. Губарева Л.И. экологический стресс. – СПб.: Изд-во «Лань», Ставропольсервисшкола, 2001. – 448 с.

13. К.Купер. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: ФИС, 1999.
^

14. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. М.: Мысль,1989. – 270с.


15. Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела. (Биоэнергетика). - СПб.: Речь, 2000. -272 с. (Практическая психология).

15. Малахов Г.П. Биоритмология. т.3.– СПб.: АО Комплект, 1994.– 345с.

16. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура в условиях введения федерального компонента Государственного стандарта общего образования // www.ed.gov.rU/d/ob.edu/noc/rub/standart/mp/22doc
^

17. Мильнер Е.Г. Выбираю бег! – М.: ФИС, 1985. – 54с.


18. Николаев Ю.С., Нилов Е.И. Простые и полезные истины. – М.: ФиС, 1996. – 40с.

19. Никифоров Ю.Б. Учитесь наслаждаться движением. – М.: «Советский спорт», 1989. – 46 с.

20. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: «Советский спорт», 1989. – 46 с.

21. Образ жизни и здоровье студентов: Сборник научных трудов / Под ред. Д.И. Рыжакова. – 1990.

22. Педагогика физической культуры и спорта. Учебник для студентов ВУЗов./ Под ред. Неверковича С.Д. – М.: ИЦ «Академия», 2010. -336 с.

23. Петровский К.И. Ещё раз о питании, его теориях и рекомендациях. – журнал «Наука и жизнь» № 5-8, 1980.

23. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие/Под ред. проф. Г.С.Никифорова. – СПб: Речь, 2006. – 486с.

24. ППФП студентов. http; //www.mgn.ru

25. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: ФиС, 1997. – 128 с., ил.

26. Саноян Г.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся. – М.: ФиС, 1999. – 153с.

27. Шабельникова Г.С. Физическая культура: лекции по теоретическому разделу физкультурного образования.- Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005.

28. Шабельникова Г.С. В помощь студенту, разрабатывающему мини-программу для выполнения в свободное от учёбы время. Методические указания. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-ва, 2003. -49 с.

29. Шабельникова Г.С. В помощь студенту, разрабатывающему мини-программу для выполнения в режиме труда бакалавра и специалиста. Методические указания. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-ва, 2003. – 55 с

30. Шенкман С.Б. Физкультура и здоровье. – М.: ФиС, 1987. – 288с.

31. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение,1989.-136с.

в) программное обеспечение и интернет ресурсы: презентационное сопровождение лекций, докладов.


  1. ^ Материально-техническое обеспечение дисциплины «Физическая культура».


Спортивные площадки (открытые):

- баскетбольные – 1; - волейбольные – 1;

- общего назначения, в т.ч. мини-футбол – 2;

- стадион «Динамо» - аренда


^ Спортивные залы (сооружения):

- спортивный зал механико-математического ф-та;

- спортивный зал геолого-географического ф-та;

- тренажёрный зал перехода общежитий 5Аи 5Б

- спортивный зал психологического ф-та;

- плавательный бассейн «Волна» - аренда;

- плавательный бассейн «Училища Олимпийского резерва» - аренда;

- игровой зал «Восход» - аренда;

- тренажёрный зал «Восход» - аренда;

- лёгкоатлетический манеж ДГТУ – аренда;

- игровой зал «Темп» - аренда;

- игровой зал «Динамо» - аренда.


Лекционные занятия проводятся в аудиториях размером до 80 посадочных мест, предоставляемых для потока, факультетом.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 020300 – Химия, физика и механика материалов.



Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconЦель освоения дисциплины: Целью освоения дисциплины «Физическая культура»
Физическая культура является дисциплиной базовой части учебного цикла основной образовательной программы «Физическая культура» (Б-4)...
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconРабочая программа дисциплины «Физическая культура»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconРабочая программа секции «Гимнастика»
Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая...
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconАннотация дисциплины «физическая культура»
«физическая культура» по специальности «Педагогическое образование, профиль биология»
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconОбразовательная программа по специальности 050141 Физическая культура составлена на основании фгос спо по специальности по специальности 050141 Физическая культура
Опоп педагога по физической культуре и спорту имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общих...
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconАннотация дисциплины «физическая культура»
Цель дисциплины формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому...
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconАннотация дисциплины «физическая культура»
Цель дисциплины формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому...
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconСправочник для поступающих на факультет физической культуры тверского государственного университета
Направление подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconАннотация дисциплины «физическая культура» по специальности
Цель дисциплины формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому...
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» iconАннотация дисциплины «физическая культура» по специальности
Цель дисциплины формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты