Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере icon

Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере



НазваниеПрограмма психологического кружка в детском оздоровительном лагере
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма





Кавизина Кдани Никитична,

методист психологической службы МДЦ «Артек»





ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ


В рамках программы смены в каждом детском лагере МДЦ «Артек» проводятся кружки детского творчества. Наряду с ними проводится и психологический кружок, целью которого является формирование деятельностной позиции детей относительно своего будущего, жизненной и профессиональной ориентации, личностной позиции, создание условий для формирования потребности в самопознании, саморазвитии и самообразовании, расширение кругозора в области психологических знаний.

Психологический кружок состоит из трех занятий, на каждое из которых отводится 2 часа. Возраст участников – 13–16 лет. Обычно это дети, которые записались в кружок по собственному желанию и проявляют интерес к психологии, активно настроены на работу, однако надо быть готовым и к тому, что среди часто оказываются дети, которые по тем или иным причинам не смогли стать участниками других кружков. Поэтому важной становится позиция ведущего, которому необходимо задать позитивный тон, настроить детей на эффективную и конструктивную деятельности на протяжении всех занятий. Стоит отметить, что важным является, прежде всего, эмоциональный опыт, который получают дети в ходе занятий, ведь «…отношения, построенные на взаимопомощи, взаимоуважении, взаимопонимании служат ориентиром в человеческих отношениях, выступают критерием оценки и самооценки, тем самым «навигатором жизни», который дети сохраняют после Артека…» [3]. Исходя из этого при разработке программы кружка, была сделана попытка максимального учета, интеграции интересов и потребностей детей, возможности развития их личности, ожидаемых результатов в ходе реализации педагогической программы лагеря и МДЦ «Артек» в целом.


Занятие 1.

Есть негласное правило: как пройдет первое занятие, такой и будет групповая работы в дальнейшем. Поэтому очень важно на первом занятии обговорить все организационные моменты с участниками, задать ритм для работы и, конечно же, создать благоприятную психологическую атмосферу. Это актуально еще и потому, что, чаще всего, перовое занятие кружка совпадает с организационным периодом смены, когда дети только начинают адаптироваться к новому социокультурному пространству, своему отряду, педагогам-организаторам, только начинают познавать «Артек». Так как участники кружка являются представителями разных отрядов, поэтому всегда есть дети, которые стесняются, проявляют тревожность, волнуются, напряжены. Исходя из этого, целью первого занятия является создание благоприятной психологической атмосферы для работы в группе, выявление особенностей каждого участника, диагностика эмоционального состояния детей, актуальных потребностей, ценностей, жизненной позиции и т.п.


^ Упражнение «Человек к человеку»

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта между детьми.

Ход упражнения. Детям необходимо поздороваться с участниками. Для этого ведущим называются разные части тела, которыми необходимо поздороваться, например: «рука к руке», «рука к носу», «плечо к плечу» и т.д. Главное в упражнении постараться максимально почувствовать настроение детей, дать возможность снять напряжение, которое обычно возникает при первой встрече участников. Логическим завершением упражнения является просьба поздороваться: «человек к человеку». Можно задать условие, что здороваться нельзя дважды с одним и тем же участником. Это позволит создать ситуацию, при которой участникам придется взаимодействовать с разными детьми, главное – ведущему заранее, исходя из количества участников, подготовить варианты приветствий.

После этого упражнения, когда установлен контакт участников между собой, снято эмоциональное напряжение, стоит обязательно поговорить с детьми о том, чему они могут научиться на кружке, что могут узнать. Это особенно актуально и важно, потому что большинство детей в лагере являются участниками кружков прикладного творчества и после занятий в отряд будут приносить свои творческие работы, участники же психологического кружка будут уносить с собой интеллектуальный, эмоциональный багаж, который позволит им расширить знания о самих себе, определиться в потребностях, интересах, целях и т.д. Важно сделать акцент на том, что хотели бы дети сами получить от занятий. Для них значимо, что не только они, но и вы будете с ними вместе расти личностно, развиваться, обмениваться опытом. Так как нет возможности принимать правила работы в группе, сделайте отдельный акцент на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимной поддержке между участниками кружка, безоценочном отношении друг к другу, конфиденциальности. Только после этого следует переходить к более тесному знакомству детей между собой.


^ Упражнение «Знакомство по кругу»

Цель: знакомство детей между собой, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

Необходимый материал: мягкая игрушка.

Ход упражнения. Ведущий предлагает детям, у кого оказывается в руках мягкая игрушка, назвать имя (каким хотел бы, чтобы его называли в группе) и рассказать о себе. Следует сказать о том, что дети уже имеют опыт знакомства подобным образом, поэтому им нужно выбрать самые значимые и самые интересные факты о себе, чтобы представиться как можно полнее и содержательнее. Лучше всего, если знакомство начнет взрослый, который задаст схему представления и основной тон, сможет заинтересовать своей личностью детей.


^ Упражнение «Как и у меня»

Цель: расширение знаний о других детях, снятие напряжения, поиск общих интересов, точек соприкосновения между участниками кружка.

^ Необходимый материал: листы формата А-4 (или уже заготовленные бланки), ручки.

Ход упражнения. Детям предлагается на листе бумаги написать фразу «Человек, у которого такие, как и у меня…», затем в столбик выписывается следующее:

  1. Рост.

  2. Цвет глаз.

  3. Цвет волос.

  4. Знак зодиака.

  5. Любимое блюдо.

  6. Любимый напиток.

  7. Любимое животное.

  8. Черта характера, которой горжусь.

  9. Черта характера, которой стесняюсь.

  10. Способ реагирования на опасность.

  11. Хобби, увлечение.

Детей следует попросить подумать и для начала самим ответить на предложенные вопросы. Когда все с этой частью задания справились, то предлагается, гуляя по пространству психологического кабинета, найти людей, с которыми совпадают перечисленные позиции (например, одинаковый цвет волос, любимое блюдо, черта гордости и т.д.) и попросить их поставить напротив одинаковой позиции подпись. По одной и той же позиции можно получить несколько подписей.

Не все дети сразу начинают проявлять активность, поэтому можно сказать о том, что если сидеть на своем месте без действия, то можно остаться с пустым листом. Упражнение позволяет снять страх при общении представителей младших отрядов со старшими и наоборот, увидеть тех, кто стесняется проявлять активность и т.п.

Анализ упражнения можно построить вокруг того, по какому пункту получено больше всего подписей, а какой пункт остался незаполненным. Обязательно каждый ребенок должен высказаться, что, с одной стороны, - позволит преодолеть страх говорить в новой группе, а с другой, - (если возникает такая необходимость) откорректировать складывающиеся в группе отношения, сделать акцент на правилах работы кружка.


^ Упражнение «Футболка»

Цель: знакомство детей между собой, диагностика актуального эмоционального состояния детей, их потребностей, жизненной позиции, отношения к окружающим людям, обществу.

^ Необходимый материал: вырезанные из бумаги А4 макеты футболки, цветные фломастеры, карандаши.

Ход упражнения. Детям раздаются макеты футболок, цветные карандаши, фломастеры и просят представить, что у них есть возможность создать именно «свою» футболку, которая бы максимально возможно их характеризовала. Детям следует не только выбрать цвет, рисунок, но можно придумать любую надпись. Главное, чтобы дети могли проявить свою фантазию.

После того, как все выполнили задание, каждому ребенку дается возможность представить свою футболку, рассказать, почему она имеет именно такой вид.

По завершении упражнения попросите детей на обратной стороне (или на свободном месте, если футболка сделана двусторонней) написать ответы на два вопроса:

  1. С чем я сам себя ассоциирую?

  2. Каким бы я хотел видеть следующее занятие кружка: что узнать, о чем поговорить, что решить и т.д.?


Рефлексия занятия. Детям предлагается выразить одним словом, ассоциацией свое актуальное состояние «здесь и теперь».

Занятие 2.

Профессиональное становление личности занимает большой промежуток жизненного пути. И особенно актуальным в старших классах становится вопрос профессионального самоопределения, когда появляется необходимость определиться с вузом, в котором планируется получение профессионального образования, учебными дисциплинами, по которым необходимо пройти независимое тестирование и т.д. [2; 4]. Представления о своем будущем, профессиональные мечты являются в некоторой степени точками отсчета на пути профессиональной самореализации, поэтому целью данного занятия является профессиональная ориентация детей, формирование деятельностной позиции относительно своего будущего, социальной активности, профессионального выбора.


^ Упражнение «Поздороваться, как…»

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта между детьми.

Ход упражнения. Детям предлагается найти себе пару и встать по кругу, образовав «карусель». Затем необходимо поздороваться в паре, как японцам (сложив руки вместе и глубоко поклонившись), как африканцам (потершись трижды носами) и как европейцам (пожав крепко друг другу руки). После этого представители внешнего круга делают шаг вправо, перейдя к следующему участнику. Поздороваться необходимо со всеми детьми, а вернувшись в свою первоначальную пару – трижды обняться.


^ Упражнение «Ассоциация + профессия»

Цель: выявление эмоционального отношения детей к определенным профессиям, по возможности корректировка этого отношения, развитие мышления.

^ Ход упражнения. Объявляется название игры и выбирается участник, которому предстоит угадывать по ассоциациям загаданную группой профессию. Задача участника определить профессию по вопросам следующего характера: «С каким запахом ассоциируется эта профессия?», «С какой мебелью ассоциируется эта профессия?», «С каким цветом ассоциируется эта профессия?» и т.д. Вопросы необходимо задавать конкретному участнику группы, обращаясь к нему по имени. При этом вопросов может быть сколько угодно со стороны того, кто угадывает, а вот попыток дать правильный ответ – только три.

Упражнение позволяет выявить эмоциональное отношение детей к разным профессиям, а также дает важную информацию о профессиональных предпочтениях детей.

Большинство детей на первом занятии высказывает желание поработать с психологическими тестами, которые позволят расширить их знания о самих себе. Так как занятие посвящено вопросам профессионального будущего, то в рамках данной темы очень эффективным и уместным является проведение психологической диагностики с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО).

Анализ результатов диагностики проводится сразу совместно с детьми, однако перед этим их просят на листочке написать профессию, с которой они на данный момент планируют связать свое будущее. Для того чтобы не допустить ошибок в рассуждениях и понимании результатов диагностики детьми, им по очереди предлагается дать ответы на следующие вопросы:

  1. Кем хочу быть? (называют профессию, которую они написали на листочке).

  2. По каким шкалам набрано максимальное и минимальное количество баллов?


^ Упражнение «Какая профессия меня ждет»

Цель: получение обратной ассоциативной связи от группы, расширение спектра возможных профессиональных предпочтений, помощь в профессиональном самоопределении.

^ Ход упражнения. Из числа детей выбирается тот, кто готов и не боится получить обратную связь от группы. Этот ребенок занимает либо место в центре круга, либо может при желании оставаться на своем месте. Задача детей представить ситуацию, что они встретились с этим ребенком через 10 лет и им необходимо описать его как представителя конкретной профессии (направление деятельности, занимаемая должность, профессиональные качества и т.д.)

Ребенок внимательно слушает, но не высказывается до тех пор, пока не закончат говорить все участники в кругу, а затем ему предлагаются ответить на следующие вопросы:

  1. Какая профессия из названых ближе всего, больше всего нравится?

  2. Какой из названных профессий не хотелось бы заниматься ни при каком условии? Почему?

Обычно это упражнение очень нравится детям и практически все участники с удовольствием хотят оказаться на центральном месте в кругу. Здесь важно настроить группу на серьезную работу, задать благоприятную атмосферу, чтобы не обидеть участника в центре, чтобы мысли участников в группе были обдуманными и не поверхностными.


^ Упражнение «Подарок другу справа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, усталости.

Ход упражнения. Участникам предлагается внимательно посмотреть на того, кто стоит справа (или слева) от них, внимательно подумать, чего им не хватает в данный момент, что бы они хотели получить в подарок. Затем необходимо представить, что сейчас у всех есть уникальная возможность сделать этот подарок. Для этого необходимо протянуть правую руку (представив, что в ней находится подарок) и сказать: «Таня, я дарю тебе…». Участник справа говорит «спасибо», берет левой рукой участника слева и делает свой подарок следующему участнику справа от себя. В результате после подарка последнего участника все дети должны держаться за руки, образовав «связанный» круг. После этого ведущему целесообразно провести рефлексию, подвести итог занятия, сделав свой подарок группе.


Занятие 3.

Групповая тренинговая работа позволяет найти ответы на многие вопросы личностного самопознания и саморазвития, ведь душевные проблемы, сложности взаимодействия и понимания всегда интересовали человека. В подростковом возрасте особенно актуальными становятся вопросы философского характера: «Кто я?», «Зачем пришел в этот мир?», «Чем я могу быть полезным другим?», «Что во мне хорошего?» и т.д. Это те вопросы, на которые каждый человек стремится найти именно свои ответы, получив свой собственный жизненный опыт. Групповая психологическая работа позволяет подростку приобрести личностный опыт, дать направление в личностном саморазвитии и самосовершенствовании, стать немного мудрее и т.д. [1; 6; 7]. Исходя из этого, целью третьего занятия является создание условий для формирования потребности в самопознании, саморазвитии и самообразовании, расширение кругозора в области психологических знаний.


^ Упражнение «Как здороваются инопланетяне»

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта между детьми.

Ход упражнения. Детям предлагается пофантазировать и представить, как могли бы здороваться инопланетяне. Затем им предлагается по кругу представить свой вариант, который все остальные участники должны синхронно повторить.


^ Упражнение «Хвастовство»

Цель: создание условий для формирования навыков самораскрытия, позитивного отношения к себе.

Ход упражнения. Участники получают задание найти в себе те качества, умения, способности, сильные стороны своей личности, которыми они могут похвастаться перед группой. Для подготовки дается 1,5–2 минуты, затем по кругу, начиная с самого смелого ребенка, участники называют по одному своему качеству-гордости. Важно пройти не один, а несколько кругов, не торопить участников, дать им возможность подумать. Обычно детям легко удается пройти первый и второй круги, третий требует более глубоко заглянуть в себя, задуматься над тем, какие они. Есть дети, которым сложно назвать именно положительные свои качества и стороны личности, поэтому необходимо их поддержать, помогать найти ответ на свой вопрос.

По окончании упражнения участников просят порассуждать о том, насколько сложно было найти в себе именно положительные стороны и качества, почему.

Большинство детей выражает желание поработать не с традиционными психодиагностическими тестами, так как не у всех хватает терпения и усидчивости отвечать на вопросы и сразу же обрабатывать результаты, а с методами, которые позволяют проявить фантазию, творческое мышление. Эту задачу эффективно решают медитации-визуализации, выбор которых достаточно велик, процедура проведения проста и получаемые данные интересны.


^ Медитация-визуализация «Мудрец из храма»

Методика позволяет получить доступ к ресурсам собственного подсознания, используя архитепические образы [1].

^ Ход упражнения. «Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава поднимается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы, не торопясь, идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы поднимаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, который так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата, запомните ее...

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что он встретился с вами...

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...» [1].

Далее предложите детям по кругу, начиная с самого смелого участника, рассказать, что сказал им мудрец, какую дату они увидели и т.д. Часто дети начинают задавать вопросы, что значит увиденное ими, как это объяснить, но следует постараться воздержаться от ответов и оценок, дав участникам возможность самим поразмышлять о той информации, которую дало им подсознание.


^ Упражнение «Чемодан пожеланий»

Цель: получение обратной связи от группы, создание позитивного эмоционального фона в группе, подведение итога работы кружка.

^ Необходимый материал: листы формата А-4 на каждого участника, ручки.

Ход упражнения. Детям раздается по чистому листу А-4, вверху они указывают свое имя – это их «чемодан» с пожеланиями от участников, который они унесут с собой после кружка. Подписанный лист передается человеку справа (или слева), который в самом низу листа пишет свое пожелание автору, загибает лист (чтобы не было видно написанное) и передает по кругу следующему участнику. Когда «чемодан» возвращается к хозяину, он может его раскрыть, прочитать и, если возникнут вопросы, задать группе.

Упражнение оставляет у детей позитивное впечатление. Однако важно настроить детей на серьезную работу, чтобы ни в коем случае написанное пожелание не обидело кого-либо из участников.


^ Рефлексия занятия. Детям предлагается выразить одним словом, ассоциацией свое актуальное состояние «здесь и теперь», а также постараться определить, что они в себе открыли, узнали нового в ходе работы на психологическом кружке.


Программа психологического кружка носит гибкий характер: порядок упражнений может варьироваться в зависимости от динамики работы группы, контингента детей, уровня их интеллектуального развития. Нужно быть готовым к тому, что группа может не справиться с какими-то упражнениями, не будет проявлять интереса или участники будут быстро утомляться, поэтому ведущему следует иметь в запасе несколько несложных упражнений, которые позволят избежать заминок, неловкости, напряжения в работе кружка. Главное – не забывать, что в групповой психологической работе важным является, прежде всего, эмоциональный опыт, который запоминается, «отпечатывается», дает толчок на пути к важному и значимому, ведь «…у каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами – все решает детство» (Ж.П. Сартр).


Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.

  3. Концепція зміни «Навігатор життя» МДЦ «Артек». 2 зміна 2010 р. Розробники Муклінов А.А., Іванова Л.А.

  4. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.

  5. Шепелева Н.Л. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2008 – 160 с.

  6. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 5-е изд., стереотип. – М., «Когито-Центр»; Московский психолого-социальный институт, 2007. – 251 с.

  7. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. Учебное пособие /Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 128 с.



Похожие:

Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
«В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к...
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconОтчет о выборах президента в детском школьном оздоровительном лагере «Радуга»
Моу «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconАнкета Школьная перепись
В связи с предстоящей переписью населения в 2010 году, была проведена деловая игра «Детская перепись» в летнем оздоровительном пришкольном...
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconПрограмма кружка «обжейка»
Цель кружка – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта...
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconДополнительная программа кружка юид «Сигнал» Составитель
Программа кружка «Сигнал» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации...
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconПрограмма: «Программа воспитания и обучения в детском саду»
Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconЛитература : Л. С. Метлина «Математика в детском саду»; «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Показать отношения между числами 5 и 6, раскрыть значение способа практического сопоставления множеств 1: 1 (способ приложения) для...
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconСистема работы педагога-психолога в доу
Основной целью моей работы как педагога- психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей....
Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconПрограмма внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «познавайка»

Программа психологического кружка в детском оздоровительном лагере iconПрограмма кружка декоративно-прикладного творчества "Казачий сувенир"
Программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ и посещающих...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты