Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира icon

Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира



НазваниеНаука и искусство Древней Греции и Древнего Мира
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат





Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира


Тема: Наука и искусство Древней Греции и Древнего мира. Содержание|Введение. |2 ||Древняя Греция и ее культура. |3 ||Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого |10 ||искусства. | ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории.Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древнейЭллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации некажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческаяцивилизация - не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась,некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю ужетысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чудегреческой цивилизации вызвана, скорее всего ее необычайно быстрымрасцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьеготысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, котораяпозволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Созданиегреческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" - VII - Vвв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства- первая в истории демократии. В науке, философии, литературе иизобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточныхцивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было эточудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождениегреческой цивилизации, но указать исторические причины появления"греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцветгреческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизнинескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков.Древняя Греция и ее культура. Уже в V в. до н.э. появились первые попытки объяснения "греческогочуда". Прародителем многих достижений греческой культуры был объявленЕгипет. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайновысоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Сократ утверждал, чтоПифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту странуродиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалесбыл финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов,заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, атакже знания по геометрии и астрономии. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера,Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителейгреческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своейсобственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других странДревнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаяхобнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока.Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны былиобъяснять происхождение того или иного явления греческой культурызаимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этомуспособствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древнихобществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекамбыло присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовыщедро отдавать другим народам свои собственные достижения. Современная наука дает и другие объяснения происхождениядревнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину "греческого чуда" всвойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности.Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народамидревности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева"Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н.э.". Им приведеныконкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историкиприходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искатьне в расовой предыстории Греции, а в конкретной историческойдействительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческаяцивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культурабазировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапыразвития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда несуществует. В центре его книги, люди, создавшие греческую цивилизацию исозданные ею. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизацииявляется человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду егопользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир,и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлениигреческой цивилизации являются отражением один другого - это зеркала,поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом". Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитиюевропейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное исовершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцыгреческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике,науке и праве. Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм.Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственногоустройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободыгражданина, было право частной собственности на средства производства(прежде всего, на главное из них - землю), с возможностью продажи ее илипередачи по наследству, право свободного распоряжения произведеннымитоварами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять наформирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольныезаконы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти вруках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классическойантичной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств(а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именноэтого государства и только в пределах своего государства. Все прочие личносвободные жители этого государства - иммигранты и женщины - гражданскимиправами не обладали и частной собственностью владеть не могли. Не говоряуже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категориюлюдей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами. Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации сталаантичная скульптура. С началом классической эпохи, характеризующейсямассовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов,скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Онаперестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемостипривилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношенийполноправных граждан полиса. Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественнымипроцессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причинеотсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были домабожеств, покровителей городов, - храмы. По мере роста благосостояния иразвития демократии другой важнейший центр полиса - агора, площадь, гдесобирался народ для решения, как политических, так и экономических проблем(в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями,предназначенными для различных общественных нужд - разного родаправительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета- булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектурасделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так иих отдельных деталей. Несмотря на монументальный характер греческойобщественной архитектуры классического времени, чувство пропорции непозволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижениячувств свободного гражданина свободного государства, в отличие отархитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени,где индивидуалистическии-монополистические тенденции поощрялигипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (Сэллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царейи виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе сростом благосостояния общей массы населения демократических полисов такжеблагоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновьпостроенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческойфилософии архитектуры, наиболее выдающимся представителем, которой былГипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возниклакак цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой,несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешнейполитики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римскаялитература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительнойстепени будут определять развитие европейской и мировой литературы. Вархаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, ставшихпредметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и вгуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже несоздается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда -аристократическая община - уступает свои позиции демократии.Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении иосознании чувств и переживаний в другом роде литературы - в лирике. Именнов эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм -Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпохуведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектурыкаждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл,Эврипид, комедии - Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всехграждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогдааристократического искусства - ораторского, для проявления которого былодостаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, нанародных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства иодновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме нихможно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало вантичности никогда, хотя с падением греческой демократии и римскойреспублики оно, скорее, превратилось в красноречие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновениялитературы, описывающей государства в процессе развития, то естьисториографии, наиболее выдающимися представителями начального этапакоторой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъектаи объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиесявместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытаетсяосмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от другихсфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития вримской культуре. В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже вклассическое время имевшая большие достижения, - математика, геометрия,астрономия, медицина, продолжением которых и являются современныесоответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника.Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками,поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабскийтруд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника.Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженерыи техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил,расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличилиих количество. Технические новинки кроме военной области использовались вподъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включаякаменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве(трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха.Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинаютприменяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяныемельницы. К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась системаобразования - общее образование или энциклопедическое образование,энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, нихристианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем(гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование).Классические языки - древнегреческий и латынь - в форме так называемойинтернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и,являясь международным языком науки и культуры.Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства. Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамкахрабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонентаимеют в виду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считаютзавершением художественного творчества античного общества. Правомерноутверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских,все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшеесяходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразиемрелигиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишьв ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность инеповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, чтоистория римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложностьего проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладалисимволика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступилиу римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространстваи формы – не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния,подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, заторимлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительноточной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а такжерельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастер вотличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве,больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальномуизображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую исвязывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начиналарассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познаватькоторые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельностимироздания. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческимрельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства силлюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись,слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном,так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их пониманиевзаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные,концентрические в своей сущности формы классического Парфенона неисключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшимАкрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевымиразмахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любилипсевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Еслидревнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре вАфинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, какфорумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах. Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческихатлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрироваливнимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубокопротиворечива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная,вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношениеримлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а неконцентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римскоеискусство качественно новый этап эстетического освоения человекомреальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам,вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимаетсясейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества.Осознававшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередкозаставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные,чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов.Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко искульптурные произведения значительно превосходили размерамидревнегреческие. Конец римского искусства формально и условно может быть определенпадением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства -весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в Iтысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и грековспособствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусствооказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII по VI в.в. до н.э., Римбыл небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских игреческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскимиименами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийскаяволчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнегоРима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшойколичественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать,будет возрастать. Все художественное творчество Европы от средневековья до наших днейнесет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание кнему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многоепоколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя спецификаримского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казалисьлишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХвека отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. Вобращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видетьсоциально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские(Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однакосильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов,живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавшихбогатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусствомзаинтересовались ученые других европейских стран. Это было времяинтенсивного сбора художественного материала, период "антикварный",сменивший гуманистический, ренессансный.Революция XVIII в. во Франциипробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству.Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию.И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступилпредставителем просветительской философии своего времени, создателемистории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусствукак к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримскимискусством начали заниматься уже не частные лица, а государственныеучреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывалиськрупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды одревнеримских произведениях искусства. Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримскогоискусства были сделаны в конце XIX в.Ф. Викгофом и А. Риглем. Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя"Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различныеточки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.Заключение. Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается всвоем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов,обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком,как членом общества. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная(греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденногочеловеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием раннейцивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировойкультуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедеврыживописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развитиякультуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но исоциально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли одобре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появилась, и стали развиватьсякатегории научного мышления. Велик вклад античности в развитие астрономии,теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыгралистоль важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Вцелом же культура античности явилась основой для дальнейшего развитиямировой культуры.Литература.1. Арнольдов А.И. Введение в культуру. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 19932. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, "Феникс", 19943. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на- Дону, "Феникс",19974. Куманецкий К.. История культуры Древней Греции и Рима. – М., "Высшая школа",19905. Любимов Л. Искусство Древнего Мира. – М., "Просвещение",1971



Похожие:

Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconКультура Древней Месопотамии Эгейская культура Античная культура Древней Греции Искусство Древней Греции. От мифа к реальности литература

Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconИз перечисленного назовите этапы развития художественной культуры Древней Греции
Архитектурная система, разработанная в Древней Греции и построенная на сочетание несущих и несомых частей, носит название…
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconОбразование Афинского государства Реформы Солона
Средиземноморья во II-I тыс до н э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной...
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconТема «Держава Александра Македонского»
Пелопоннесских войн с усилением Македонии; дать характеристику жизни и деятельности Александра Македонского; описать завоевательные...
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconТема: «День Знаний в 1 классе»
Цели: познакомить детей с учителем, одноклассниками, правилами поведения в школе; с историей школы в Древней Греции и России
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconСистема модулей учебного курса лекций «История языкознания»
Языкознание в Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель, учение стоиков, александрийские грамматисты)
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconЦели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный...
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconТема: "Решение задач по развитию речи детей в музыкальной деятельности"
Музыкотерапия это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали...
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconПутешествие на «машине времени» в Древнюю Грецию. Вид проекта
Невозможно говорить о культуре вообще, не зная основных элементов античной культуры. Участвуя в проекте, дети не только знакомятся...
Наука и искусство Древней Греции и Древнего Мира iconАнтичная историография
Цель преподавания данной дисциплины заключается в усвоении магистрантами знаний по эволюции восприятия прошлого в обществах древней...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты