Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих icon

Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих



НазваниеПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и «Требований к уровню подготовки выпускников» образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.



Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у выпускников развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

^ Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

^ Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

^ Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


Требования к уровню подготовки выпускников

«Требования к уровню подготовки выпускников» образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку

содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности.

В соответствии с формой диагностирующих заданий вступительных испытаний экзаменуемому необходимо

знать/понимать:

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

«Фонетика. Орфоэпия»:

знать

  • что изучает фонетика, орфоэпия;

  • квалификацию звуков по ударности/ без.; зв/гл.; мяг./тв.; пар./неп. отличать сонорные, шипящие согласные;

понимать

  • как связаны произношение слова и его написание;

уметь

  • применять знания по фонетике в практике правописания.

«Морфемика (состав слова) и словообразование»:

знать

  • что изучает морфемика и словообразование;

  • систему словообразующих и формообразующих морфем;

  • основные способы образования слов;

понимать

  • как связано строение слова и его написание;

  • зависимость между морфологической принадлежностью слова и его

морфемным строением;

уметь

  • опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

«Лексикология и фразеология»:

знать

  • что изучает лексикология и фразеология;

понимать

  • чем отличаются свободные сочетания слов и фразеологические обороты;

уметь

  • соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение.

«Морфология»:

знать

  • что изучает морфология;

  • что такое грамматические признаки слова ( например, род, число, падеж и т. д.);

  • что такое грамматическое значение ( предмет, признак предмета, действие и т.д.);

  • принципы выделения частей речи;

  • основные морфологические нормы (например, образование различных форм имен существительных и т. д.);

понимать

  • в чем состоит грамматическое и лексическое значение слова;

  • что слова одной части речи объединены общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками; морфологическими и синтаксическими признаками;

  • как связаны морфологические признаки слова, его морфемное значение и написание;

уметь:

  • определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

«Синтаксис и пунктуация»:

знать

  • что изучает синтаксис и пунктуация;

  • основные признаки словосочетания и предложения;

  • признаки главных и второстепенных членов предложения;

  • основные пунктуационные нормы;

  • основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями и т.д.);

понимать

  • как связаны синтаксические признаки предложения, его смысл, интонация и пунктуационное оформление;

  • связь синтаксиса и морфологии;

уметь

  • применять знания по синтаксису в правописании и проведении

морфологического анализа в предложении;

  • проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

  • проводить пунктуационный разбор предложения;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных языковых норм русского литературного языка.

«Орфография»:

знать

  • что изучает орфография;

  • основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

(правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов);

понимать

  • что русская орфография представляет собой систему правил правописания;

  • суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);

  • связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом);

уметь

  • применять орфографические правила на письме;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания.


Содержание программы по русскому языку

Фонетика

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, ударение. Безударные гласные и их правописание.

Лексика

Понятие о лексике. Значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.

Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы). Неологизмы. Канцеляризмы. Понятие об устойчивых словосочетаниях.

Словообразование

Окончание и основа слова. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными о-а, е - и. Буквы "о" и "е" после шипящих в корнях, суффиксах и окончания. Правописание "при" и "пре".Сложные слова и их правописание.

^ Морфология и орфография

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Типы склонения. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание важных суффиксов.

^ Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая форма. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание важнейших суффиксов прилагательных.

^ Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые. Особенности склонения числительных. Правописание числительных.

Местоимение. Значение местоимения. Разряды местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. Первое и второе спряжения. Наклонения (изъявительное, условное, повелительное). Времена глаголов. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени).

^ Причастия и деепричастия. Правописание глагольных форм.

Наречие. Значение наречий. Правописание наречий.

Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов.

Союз. Понятие о союзе, его употребление в речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.

Понятие о частицах и их употребление в речи. Правописание частиц.

Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.

Синтаксис

Простое предложение. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, сказуемое простое и составное, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения.

^ Типы предложений по составу: личные, безличные, неопределенно-личные, назывные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами при обобщающих словах.

^ Обособленные второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них, их обособления.

^ Сложное предложение. Типы сложного предложения. Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания в них. Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Общее понятие об основных видах придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (соподчинение и последовательное подчинение придаточных предложений). Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Сложные предложения с сочинением и подчинением.

^ Прямая и косвенная речь. Знаки при прямой и косвенной речи.


Культура речи

Культура речи, её предмет и задачи.

Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи – нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические. Вариантность нормы. Информация о языковой норме в различных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

Текст

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.


Литература

  1. Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючкова , Л.А Чешко– М.: Просвещение, 2005.

  2. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы. - 2-изд. – М.: Вако,2007. -256 с.

  3. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы / Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. -240 с.

  4. Русский язык: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н. М. Шанского.- 6-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2007.- 288 с.

  5. Сенина Н. А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Ростов н/Д: Легион-М, 2010.-192 с

  6. Скавронская О.А., Дворникова Т.Н. Методические указания для подготовки к вступительным испытаниям по русскому языку (для абитуриентов) / О.А. Скавронская, Т.Н. Дворникова- Красноярск: типография КрасГМУ, 2009



Похожие:

Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих целей
Программы по русскому языку положены образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку, обязательное...
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconПрограмма по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования...
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconРабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования...
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconРабочая программа по Русскому языку для 3 класса Система развивающего обучения Л. В. Занкова, > Н. В. Нечаева Русский язык: Учебник для 3 класса
Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка, что, в свою очередь, возможно только при реализации...
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconАнализ контрольных работ по русскому языку в 10-х классах в рамках мониторинга в сентябре 2011г в Оу города прошли 3 к р. по русскому языку в рамках реализации
В сентябре 2011г в Оу города прошли 3 к р по русскому языку в рамках реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга...
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconРабочая программа по русскому языку для 3 класса (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова) Составила
«Русский язык» для 3 класса разработаны на основе примерной программы по русскому языку в рамках фгос, авторской программы Поляковой...
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconПрограмма по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. С. И. Львова Государственная программа
Программы начального общего образования (система Л. В. Занкова) по русскому языку 1-4 классы
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconПрограмма по русскому языку Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования...
Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку М. Т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих iconПрограмма элективного курса «Практикум по русскому языку» составлена на основе программы по русскому языку 10-11 класс Москва «Русское слово», 2005 год, под редакцией Н. Г. Гольцовой

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты