Выпускная квалификационная работа icon

Выпускная квалификационная работа



НазваниеВыпускная квалификационная работа
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


на первую категорию


ТЕМА: Профессиональное самоопределение школьников 10-11 классов на уроках технологии


Выполнил:

Байкин Александр Иванович, учитель 1 категории,

МОУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.»


Руководитель: Андреева Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры специальной психологии ОГПУ


Оренбург 2011г.


Содержание


Введение 3

Глава 1. Сущность профессионального самоопределения школьника... 7

1.1. Профессиональное самоопределение личности, как целостный
непрерывный процесс 7


1.2. Профессиональные интересы, склонности и способности 16

1.3.Понятие о профессии, ее формула. Классификация профессий23

Глава 2. Разработка тематического планирования по программе профессионального самоопределения учащихся 10-11 классов……….. 28

^ 2.1. Методы профессиональной диагностики школьников на
уроках технологии 28


2.2. Реализация разработанного тематического планирования по программе профессионального самоопределения школьников 10-11 классов на базе МОУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.»………………………………………………………………………….. 33

Заключение 45

Список литературы 48

Приложение 50


Введение

Содержание образовательной области «Технология», как составной части общего образования, вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору профессии, дальнейшего пути получения профессионального образования. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, физико-математическим и естественными компонентами образования, оно обеспечивает всестороннее развитие личности.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в настоящее время старшая ступень школы строится на основе профильной дифференциации, реализации принципа вариативности содержания с учетом рынков образования и труда. Обучение осуществляется с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся, а также особенностей производственно-экономического окружения и региональных социо-культурных условий.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р.), где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся...»

Важность подготовки к ответственному выбору профиля в условиях вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени определяет серьезное значение предпрофильной и профильной подготовки девятиклассников и профильного обучения в 10-11 классах, где старшеклассники должны сделать первый в жизни выбор сферы деятельности как профильной, так и профессиональной. Помочь им, оказать педагогическую поддержку призван, прежде всего, учитель. Именно поэтому современной школе необходим инициативный, творческий педагог, способный к самостоятельному ценностно-смысловому самоопределению в преобразующейся реальности, готовый вести экспериментальную работу, умеющий использовать новейшие достижения науки и практики.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Сегодня важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы играют элективные курсы (курсы по выбору). В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы -обязательны для старшеклассников.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Актуальность исследования. В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор? Определить в начале пути однажды, а может быть, и на всю жизнь? При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо, так как духовное богатство, сущность личности, мера сознательности каждого

лучше всего проявляется в его трудовых свершениях. Ведь труд помогает человеку раскрыть свою личность, развернуть свои способности.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Помочь подрастающему поколению профессионально самоопределиться в большом многообразии профессий - одна из основных задач современного общества. Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.

В зарубежной и советско-российской психологии многие психологи уделяют этой проблеме особое внимание. Это Н.Ф. Гейжан, Е.А.Климов, А.В. Петровский, А.А. Крылов, И.А. Дубровина, М.К. Акимова и другие, которые независимо друг от друга пришли к выводу о том, что работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна активизироваться в подростковом возрасте.

Так как многие молодые люди в этом возрасте намеренно отказываются от реализации своих творческих задатков, которая не обещает быстрых и очевидных утилитарных выгод общественного признания. Опасаясь не достичь впечатляющих высот на поприще, к которому «лежит душа», молодой человек порой сознательно, порой безотчетно заглушает эти душевные стремления и избирает более надежный путь, не сулящий внутреннего удовлетворения, зато гарантирующий материальное благополучие.

Сегодня, наша молодежь свой профессиональный выбор делает не по велению сердца или призванию, а именно по престижности профессий. Тяга к престижным специальностям объясняется банальным расчетом обеспечить себя надежным куском сдобного хлеба, часто даже вопреки подлинным склонностям человека. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся, их интересов, склонностей к выбранной профессии - одна из главных задач общеобразовательной школы.

Практика показывает, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие подростка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору школьниками профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая и практическая значимость проблемы правильного выбора профессии школьниками определило тему нашего исследования.

^ Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: профессиональное самоопределение на уроках технологии.

^ Цель исследования: разработать тематическое планирование по программе профессионального самоопределения выпускников, эффективность профессионального самоопределения зависит от правильно выбранных форм и методов ее организации

^ Задачи исследования:

  1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Изучить особенности личности школьников.

Составить тематическое планирование по программе профессионального самоопределения школьников и апробировать в учебном процессе.


Глава I. Сущность профессионального самоопределения школьника


^ 1.1. Профессиональное самоопределение личности, как целостный непрерывный процесс


Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемой благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение охватывает весь жизненный и трудовой путь человека и поэтому может рассматриваться как важная составная часть жизненного самоопределения, т.е. занятия определенного места в социальной структуре общества, вхождения в ту или другую социальную группу, выбора определенного образа жизни и, конечно, выбора сферы трудовой деятельности и конкретной профессии. В этом смысле профессиональное самоопределение находится в одном ряду с социальным, нравственным, семейным и т.п. видами самоопределения.

Теоретические основы профессионального самоопределения рассматриваются во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность через внутренние условия ее деятельности, самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, профессиональным становлением личности, активной позицией человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств и др.

Профессиональное самоопределение - многоаспектный процесс. К его рассмотрению и реализации применяются, прежде всего, следующие подходы:

  • социологический - профессиональное самоопределение рассматривается как серия задач, которые ставит общество перед личностью;

  • социально-психологический - профессиональное самоопределение

рассматривается как процесс поэтапного принятия решений личностью, посредством чего можно согласовать собственные предпочтения личности и потребности общества;

  • дифференциально-психологический - профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Условно выделяются следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения молодежи:

  1. Дошкольный - у детей появляется положительное отношение к людям
    труда и их занятиям, то есть отношение к профессиональному миру, начинается формирование у ребенка первоначальных трудовых умений в доступных ему видах деятельности.


  2. Начальные классы (пропедевтический) - у младших школьников
    пробуждается добросовестное отношение к труду, возникает понимание его роли в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т.п.; всему этому способствует участие детей в различных видах познавательной,
    игровой, трудовой, общественно полезной деятельности.

  3. Первая ступень основной школы (V-VII классы) - у подростков возникают профессиональные намерения, они начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; все это происходит в процессе различных видов практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая деятельность.

  4. Вторая ступень основной школы (VIII-IX классы) - развитие у школьников профессионального самосознания, у них появляется личностный смысл выбора профессии, они соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности; на этом этапе школьники вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в изучении научных основ выбора профессии, в овладении методиками диагностики и самодиагностики.

  1. Учеба в среднем общеобразовательном учебном заведении (школе, гимназии, лицее) - осуществляется профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных учебных предметов, уделяется внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; школьникам оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

  2. Овладение профессией - обучение в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях; на этом этапе завершается подготовка профессионала.

  3. ^ Профессиональная деятельность - повышение квалификации, а также переориентация на другую профессиональную деятельность.

Профессиональное самоопределение личности - целостный непрерывный процесс.

Профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированное готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения, как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы.

^ Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  1. как серию задач, которые ставит общество перед личностью -социологический подход;

  2. как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе - социально-психологический подход;

  3. как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность - дифференциально-психологический подход.

С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Первый этап - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру (людям труда, их занятиям), вырабатываются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.

Второй этап - пропедевтический - I-III (IV) классы. В этот период у младших школьников важно вызвать добросовестное отношение к труду, сделать так, чтобы они осознали его роль в жизни человека и общества, развить интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения. Это пора определения нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Третий этап - поисково-зондирующий - IV (V) - VII классы - это этап формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Четвертый этап - VIII-IX классы - период развития профессионального самосознания - сформированное у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями.

Пятый этап - охватывает учащихся X-XI классов - период уточнения социально-профессионального статуса. Со школьниками этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности.

Субъектами шестого этапа становятся учащиеся профессиональной школы и студенты высших учебных заведений. В этот период они включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовятся к ней, приобретая опыт жизнедеятельности в трудовом коллективе.

Седьмой этап - развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификацию, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

Процесс профессионального самоопределения предполагает и переориентацию (в случае необходимости) на другую профессиональную деятельности с учетом предшествующего профессионально-социального опыта и индивидуальных возможностей личности.


Формирование профессионального самоопределения


Формирование профессионального самоопределения школьника осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности - профессиональной ориентации, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся в системе профессиональной ориентации являются:

Профессиональная информация и просвещение - информирование учащихся о кадровом запросе рынка труда, о требованиях профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особенностях выбора профессии.

Развитие интересов, склонностей и способностей в деятельности, приближенной к профессиональной. Это моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и творческом.

Профессиональная консультация - оказание индивидуальной помощи учащимся в выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах, возможностях трудоустройства и обучения по выбираемой профессии, специальности.

Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

Профессиональная адаптация – процесс включения, вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информационные методы: лекция, беседа, экскурсия, работа с профессиоведческой, научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.

Для развития интересов, склонностей и способностей используются профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практические работы; творческие задания.

В процессе профконсультирования используются групповые и индивидуальные формы работы, профориентационные игры, ситуации, тренинг. В ходе профессиональной консультации необходимо осуществлять целостный подход и исследовать все сферы личности; мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, характерологическую, интеллектуальную и коммуникативную.

Для профессионального отбора характерны специальные методы диагностики, направленные на выявление профессионально важных качеств, определения профессиональной пригодности. Как правило, отбор осуществляется в специальных лабораторных условиях.

В ходе социально-профессиональной адаптации используются ритуальные методы (посвящение в профессию, вручение трудовой путевки), наставничество, шефство, моральные и материальные стимулы, различные формы повышения квалификации и др.

Основанием для выбора методов может служить схема построения личного профессионального плана - (модифицированный вариант схемы ЛПП Е.А. Климова), построенная на основе ориентировочной модели деятельности.

Схема построения личного профессионального плана включает следующие этапы:

  • общая ориентировка в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющее каждому рассчитывать на профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;

  • осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что можно считать исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества;

  • выделение дальней профессиональной цели (мечты) и соотнесение ее с другими важными жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми);

  • выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем – конкретной специальности и конкретных трудовых постов);

  • познание выделенных целей (конкретных профессий, специальностей и трудовых постов, а также соответствующих им учебных заведений);

  • общая ориентировка в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных профессиях);

  • представления о внешних препятствиях на пути к выделенным целям позволяющее более реалистично оценивать перспективу их достижения;

  • знание путей преодоления этих препятствий;

  • знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках (образ реального «Я»);

  • знание путей преодоления внутренних препятствий и подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также общее представление о возможностях и перспективах своего развития (образ идеального «Я» и пути стремления к нему);

  • выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения;

  • первоначальная практическая реализация намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекция, что вызвано изменениями, происходящими в обществе и производстве, а также изменениями, происходящими в самом человеке.

Системообразующим средством формирования профессионального самоопределения является специальный интегративный учебный курс для учащихся VIII - XI классов «Твоя профессиональная карьера». Он способствует актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда; развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.

Профессиональное самоопределение личности осуществляется в процессе преподавания основ наук, экономической, технологической и профессиональной подготовки. Перспективны профили дифференцированного обучения в специализированных классах и школах гуманитарного, физико-математического, химико-биологического, технического, сельскохозяйственного, экономического и т.п. профилей в учебных цехах, филиалах училищ, лицеях, колледжах, мастерских народных умельцев, а также индивидуальное ученичество ремеслу по прикладным художественным видам труда. Не менее значимы учебно-производственные комплексы различного профиля, школьные заводы, кооперативы, творческие объединения и др.

Технология (ранее трудовое обучение) как обязательный учебный предмет должна способствовать полноценному владению взаимосвязанными способами познания и преобразования окружающего мира, воспитанию и развитию личности школьников.

Начальное профессиональное обучение призвано решать двуединую задачу: обеспечение профессиональных проб для самоопределения в мире профессий; осуществление подготовки к работе по определенной специальности для обеспечения социальной защиты выпускников школ.

Экономическое образование предполагает создание предметной базы для приобретения необходимых знаний, навыков и умений, организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений.


^ 1.2. Профессиональные интересы, склонности и способности


Во многих школах разрабатываются положение о кабинете профориентации, и такие кабинеты постепенно создаются, в учебные программы вводится курс «Основы производства. Выбор профессии», в котором предусмотрено ознакомление с некоторыми психологическими понятиями, касающимися выбора жизненного пути, проводятся соответствующие консультации. В некоторых регионах страны создаются городские центры профконсультации и районные консультационные пункты. Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профориентации существуют и чисто психологические задачи, которые должен решать специалист.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно - потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинается уже в младших классах. Вся работа, направленная на оптимизацию обучения и воспитания, в конечном итоге способствует активизации профессионального самоопределения школьников.

Формирование профессиональных намерений школьников происходит в несколько этапов. Для проведения практической профконсультационной работы важно выделение хотя бы двух из них.

Первый этап - это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, известных внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т.д.). Другая черта этого этапа - неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностям его развития, к тому же связанное с недоумением сопоставить его условиями и требованиями профессиональной деятельности. Школьник, находящийся на этапе первичного выбора, обычно неустойчив по своим профессиональным намерениям, что вполне естественно. Первичный выбор характерен для учащихся младшего возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки, хотя изменившаяся ситуация социального развития требует уже от современного старшеклассника конкретного решения о выборе своего жизненного пути.

Наступает время взросления, и этап первичного выбора сменяется этапом профессионального самоопределения. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Именно в этот период ученик должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной цели для себя профессии, оценить с этих позиций школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с будущей профессией.

У всех ли учащихся 9-11 классов происходит переход от этапа первичного выбора к этапу профессионального самоопределения? Разумеется, нет. Процесс этот проходит у школьников неравномерно, и одна из важнейших задач педагогов и психологов - обеспечить его нормальное протекание у старшеклассников

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях - это интерес к новому, в других к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интересы - это побуждение познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Интерес заставляет действовать в определенном направлении, выступая мотивом деятельности.

^ Профессиональный интерес - эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Склонность - это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к объекту. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение каких-либо вещей, предметов. Когда есть склонность, то предполагается и интерес. Как правило, область интересов и склонностей совпадают. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как решиться выбрать профессию, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности. Интересы и склонности являются сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии. Успешность деятельности зависит от многих факторов, и, прежде всего - от способностей человека.

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Но, в то же время, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам и умениям, которые выработаны у человека. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это - способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей.

Успешность выполнения любой деятельности, определяются не

какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность [сх.1]


Способности




Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности. В деятельности по любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая ее эффективность и успешность.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей являются талант и гениальность.

Задатки проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также активной творческой деятельности.

Академик Е.А. Климов таким образом группирует эти специальные способности (табл.1).


Таблица 1 Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А.Климову)

Литературные

Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образцы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка

Технические

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность



А как же быть, если у человека нет всех способностей необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: либо изменить сам выбор, либо искать способы компенсации недостающих или слабо выраженных способностей. Компенсация слабо выраженных способностей - явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно хочет добиться высокого мастерства в деле.

Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому ученику развивать умственные способности и прежде всего ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, вдумчивость, гибкость и критичность ума. Следует стремиться развивать и волевые качества: решительность, настойчивость, дисциплинированность, уверенность в себе, в своих силах, самообладание, выдержку. Совокупность этих качеств обеспечивает способность к труду. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии можно представить в виде схемы 2.





Способности

Схема 2 Выбор профессии


Итак, к избираемой профессии нужно готовиться, формулируя и развивая в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности.

^ 1.3. Понятие о профессии, ее формула. Классификация профессий

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда.

Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разносторонними продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы, купцы. Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией. Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».

Профессия объединяет в группу родственных специальностей. Например, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учитель математики, учитель химии и т. д.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей.

Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики. Профессии располагаются по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искусство и др. Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна доя человека, выбирающего профессию, поскольку не в полной мере учитывает требования профессии к личности.

В самом деле, когда человек работает его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. В любом труде есть орудия. И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов. Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производства, являются гностическими (познавательными). Профессии этого класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий.

"Человек - техника" (Ч-Т). К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных транспортных средств: инженер-механик, инженер-электрик, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, профессии по производству и обработки металлов, их механической сборке и монтажу, также профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: заготовщик верха обуви, огранщик алмазов, ткач, столяр и т.д., по переработке сельскохозяйственных продуктов: пекарь, кондитер, инженер- технолог по переработке пищевых продуктов и др., по добыче и переработке горных пород: шахтер, дизелист буровой установки и т.д.

"Человек-человек" (Ч-Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовой, торговое, медицинское обслуживание, руководством людей. Учитель, врач, следователь, журналист, продавец, экскурсовод и др.

"Человек - природа" (Ч-П). Когда мы связываем деятельность человека с природой имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий этого типа: микробиолог, рыбовод, эколог, цветовод, агроном, ветврач и т.д.

"Человек - знаковая система" (Ч-З). Здесь объектом труда выступает различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.д. Профессии: чертежник, стенографист, машинистка, корректор и т.п.

"Человек - художественный образ" (4-Х). Это литературная, изобразительная, художественная, актерская деятельность человека. К ней относятся: писатель, актер, художник, музыкант, антиквар, модельер.

Не все профессии можно отнести к чисто гностическим. Отдельные профессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искусства: строители, станочники, операторы, скульпторы, художники и др.

К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, конструктор, модельер, программист, писатель, ученый.

Отделы профессий выделяются на основании использования различных орудий труда. Это профессии:

  • ручного труда (хирург, столяр, резчик по камню);

  • машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза...);

  • с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, оператор прокатных линий...);

  • с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер...).

Специалисты разных профессий работают не в одинаковых условиях. Так, например, шахтер - работает под землей, летчик - в небе, хлебороб - на земле, ткачиха - в цехе и т.д. И чем разнообразнее мир профессий, тем разнообразнее и

условия труда. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы:

труд в условиях обычного (бытового) климата (секретарь - машинист, бухгалтер, экономист);

  • труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами температуры и влажности (агроном, лесник, геолог...);

  • труд в необычных условиях (актер, водолаз, каскадер, космонавт...);

  • труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психологическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценность (учитель, врач, директор, актер, юрист...).

Для более четкого и наглядного представления классификацию профессий можно изобразить схематически, т.е. представить в виде четырех ярусов в нисходящем порядке соответственно: по предмету труда - типы (П -"человек - природа", Т - "человек - техника", Ч -"человек-человек", X - "человек -художественный образ", 3 - "человек -знаковая система"); по целям труда - классы (Г - гностический, П - преобразующий, И -изыскательский); по орудиям труда - отделы (Р - ручные, М - машинно-ручные, А - автоматические, Ф - функциональные); по условиям труда - группы (Б -бытового климата, О - на открытом воздухе, Н - необычные условия, М - моральная ответственность).

Опробуем эту формулу на примере: профессия "токарь". По предмету труда -это профессия относится к типу "человек - техника", по цели труда к классу -преобразующей профессий, по орудиям труда - к отделу профессий, где используют машины, по условиям труда - к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии: ТПМБ.


Глава 2. Разработка тематического планирования по программе профессионального самоопределения учащихся 10-11 классов

^ 2.1. Методы профессионального самоопределения школьников на уроках технологии

Профессиональная диагностика - это изучение личности школьника в целях профориентации. Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы не только школьного психолога, но и любого учителя, а особенно учителя технологии. В содержание этой деятельности входит:

  • выявление социальных установок и помощь в их формировании;

  • определение мотивации выбора и ее структуры;

  • формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • определений выраженности и структуры способностей;

  • определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонности, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т. п.);

  • осуществление профподбора, при необходимости первичного профотбора;

  • определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;

  • участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии».

Вся работа по подготовке и проведению профориентационной работы должна начинаться с планирования деятельности учителей и психологов. Планирование должно опираться на профессиональную диагностику, которая позволит выявить мотивацию, склонности и способности учащихся при выборе профессии.

Существует очень много диагностик, анкет, которые помогают педагогам, психологам определить мотивацию учащихся в выборе профессии.

Профессиональное самоопределение лучше всего начинать с профориентационной беседы. Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Зачем я? Кем я могу быть? Кем я хочу быть? Кем мне надо быть? Как осуществить намеченные планы?

Схема индивидуальной беседы со школьниками.

I._Профессиональные намерения учащегося.

1. Что собирается делать после окончания школы:

а) учиться в ВУЗе, техникуме записать полное название учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).

  1. Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

  2. Знает ли о требованиях избираемой профессии к человеку?

  3. Что советуют делать родители после окончания школы? Согласен ли учащийся с их мнением?

II. Интересы.

  1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?

  2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?

  3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

III. Склонности..

  1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

  2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?

  3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?

  4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей, к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

IV. Способности.

  1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

  2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

  3. Как развивать способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

  4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

  5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

  6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

После индивидуальной беседы уместно провести анкетирование учащихся, с помощью которой учитель сможет выяснить профессиональные намерения учащихся. Анкета - это метод сбора статического материала, путем прямого опроса испытуемых (приложение А).

Следующим этапом планирования работы выступает диагностирование. Ярким примером профессионального диагностирования является дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (Приложение Б)

После выяснения учителем интересов и склонностей к тем или иным типам профессии, он разрабатывает тематический план по программе профессионального самоопределения школьников на весь год. Здесь учитываются внеклассные мероприятия, классные и родительские собрания, экскурсии и т.д. Тематический план можно оформить в виде таблицы:

^ Таблица 2 Тематический план профессионального самоопределения школьников

п\п

Наименование мероприятия

Цели и задачи

Методы

Сроки проведения

















Далее учитель в течение года работает в соответствии с составленным тематическим планом, анализирует свою работу, для того, чтобы планируя работу на следующий год внести коррекции, добавить или заменить мероприятия для более эффективной профориентационной работы.

Таким образом, всю профориентационную работу, проведенную в течение учебного года, можно отразить в приведенной ниже схеме 3:




2.2. Реализация разработанного тематического планирования по программе профессионального самоопределения школьников 10-11 классов на базе МОУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.»

На основании вышеизложенного в 2009-2010 учебном году была проведена опытно-экспериментальная работа по профессиональному самоопределению старшеклассников, а именно 15 школьников 11 «Б» класса Муниципальное образовательное учреждение «Черноотрожская средняя общеобразовательная школа имени Черномырдина Виктора Степановича» Саракташского района Оренбургской области.

Опытно-экспериментальная работа по профессиональному самоопределению старшеклассников за 2009-2010 учебный год.

Опытно-экспериментальная работа по профессиональному самоопределению старшеклассников началась с констатирующего этапа эксперимента.

Задачами констатирующего этапа эксперимента были:

  1. Изучение особенностей личности школьников.

  2. Определение интересов и склонностей школьников к тому или иному типу профессий.

  3. Определение факторов, влияющих на выбор профессии.
    Для решения поставленных задач мы использовали:


  • анкету для старшеклассников;

  • Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова (Прижение Б).

Для определения профессиональных намерений учащихся мы использовали анкетирование (Приложение А). Учащимся предлагалось ответить на ряд вопросов: об отношении к учебе, определенному («любимому») предмету, к профессии, о дальнейшей учебе.

Затем мы провели ДДО Е.А.Климова и сравнили результаты анкетирования с обработанными результатами ДДО. Сравнительный анализ анкетирования и ДДО показал, что в большинстве случаев выбор профессии школьниками не соответствует их склонностям (табл.3).

^ Таблица 3 Сравнительный анализ анкетирования (входной)

Ф.И.О.

Анкета

ДДО

Соответствие

Б. Оля

врач

Ч-П

-

Г. Виталий

Инженер-механик

Ч-Т

+

Г. Таня

педагог

Ч-Ч

+

И. Сергей

Программист

Ч-Т

-

К. Иван

Инженер-электрик

Ч-Х




К. Анна

Психолог

Ч-П

-

К. Елена

Финансист

Ч-З

+

П. Дмитрий

Программист

Ч-Ч

-

П. Елена

Бухгалтер

Ч-Ч

-

С. Александр

Адвокат

Ч-Ч

+

С. Юрий

Программист

Ч-П

-

Т. Денис

Программист

Ч-З

+

Т. Оля

Воспитатель

Ч-П

-

Ш. Дарья

Учитель

Ч-Х

-

Ш. Иван

Инженер-электрик

Ч-З




Ч-П - человек –природа

Ч-Т – человек - техника

Ч-Ч - человек - человек

Ч-З - человек - знаковая система

Ч - человек - художественный образ

« - » - не соответствие интересов и склонностей

« + » - соответствие интересов и склонностей.

Были выявлены склонности, и интересы школьников на начало и конец учебного года, результаты обработаны и представлены в сводных гистограммах.

- не соответствие

- соответствие
6 7%




Рисунок 1 Диаграмма склонностей


Таким образом, после обработки полученных результатов, соответствий интересов с их склонностями (способностями) оказалось всего 5. Следовательно, остальные 10 человек или еще не определились в своем решении, или они действительно хотят получить именно эту профессию вопреки своим способностям (рис.1). И наша задача свести к минимуму не соответствия между интересами школьников и их склонностями.

^ Мы переходим к следующему этапу - формирующий эксперимент.

Цель:

  • направить выбор профессионального самоопределения школьника по его склонностям, отраженном в той или иной профессии;

  • оказать помощь школьнику сделать правильный выбор профессии, опираясь на данные диагностики, личные убеждения и мнение родителей;

  • разработать тематическое планирование по программе профориентационной работы с учащимися на 2009-10 учебный год, на основании полученных данных при диагностике. Формирующий эксперимент включил в себя профориентационную работу, которая велась с учащимися, родителями, учителями на протяжении всего учебного года по разработанной плану (Приложение В).

Из учебного плана видно, что на начальном этапе этого эксперимента проводилась профессиональная консультация, как с группами, так и индивидуально. По результатам профессиональной диагностики, школьникам давались практические советы, в какой профессиональной сфере им лучше всего себя реализовать.

^ Проводились классные часы, родительские собрания на тему профориентации.

В течение года мы наблюдали за школьниками, приглядывались к ним, выясняли, не появились ли у них новые интересы, желания, склонности, каковы индивидуальные возможности каждого.

Развитию интересов и склонностей школьников, в конечном счете, их правильной направленности содействует в школе и внеклассная работа. В школе хорошо отлажена система кружковой работы. В школе работают 16 кружков. Помимо кружков, проводятся внеклассные мероприятия (например «Угадай профессию» и т. п.)

^ Огромную помощь по внеклассной работе осуществляет Дом культуры, где также очень много различных кружков и спортивных секций, в которых задействованы наши ученики.

В течение года мы просвещали учеников в профессиональном отношении, точнее занимались профессиональным просвещением. Оно включает в себя профориентацию и пропаганду, и предусматривает сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, требований к данным профессиям, их преимуществах и недостатках. Сюда же входят сведения об учебных заведениях региона, страны и мира, о правила приема в учебные заведения, сроках обучения. Информацию мы получали в ходе переписки с учебными заведениями нашего региона. Ребятам предлагалась информация о спросе профессий на рынке труда. Профориентация и профпропаганда проводилась в основном в форме бесед школьного психолога, учителей технологии и классных руководителей с учениками.

В апреле 2010 года мы провели завершающий контрольный эксперимент. Откуда получили следующие результаты:


Таблица 4 Сравнительный анализ анкетирования (завершающий)

Ф.И.О.

Анкета

ДДО

Соответствие

Б. Оля

Экономист

Ч-П

-

Г. Виталий

Инженер-механик

Ч-Т

+

Г. Таня

Педагог

Ч-Ч

+

И. Сергей

Программист

Ч-Т

-

К. Иван

^ Инженер- электрик

Ч-Т

+

К. Анна

Бухгалтер

Ч-П

-

К. Елена

Финансист

Ч-З

+

П. Дмитрий

Программист

Ч-З

+

П. Елена

Программист

Ч-З

+

С. Александр

Адвокат

Ч-Ч

+

С. Юрий

Программист

Ч-З

+

Т. Денис

Программист

Ч-З

+

Т. Оля

Бухгалтер

Ч-З

+

Ш. Дарья

Учитель

Ч-Ч

+

Ш. Иван

^ Инженер- электрик

Ч-З

-



- не соответствие

- соответствие
6 7%




Рисунок 1 Диаграмма склонностей

- не соответствие


- соответствие

Рисунок 2 Диаграмма склонностей


Результаты нашего эксперимента стали значительно выше (рис. 2). А учащаяся П. Елена к концу года окончательно определилась в выборе профессии. Теперь она точно знает, что будет педагогом, а не бухгалтером, как хотела в начале года. Но чтобы П. Лена все-таки не совсем коренным образом изменила своему первоначальному выбору, ей было предложено стать учителем математики, ведь эта профессия также связана с вычислениями, она осталась очень довольна, что смогла воссоединить свои интересы и способности.

После проведенной работы всего педагогического коллектива в течение всего учебного года (2009-2010 уч. г.) профессиональное самоопределение учащихся 11 «Б» класса Черноотрожской СОШ стабилизировалось, а именно, как видно из приведенных результатов эксперимента, в конце года наибольшее соответствие интересов учащихся с их склонностями. Таким образом, всю профориентационную работу, проведенную в течение учебного года, можно отразить в приведенной ниже схеме 3.



Схема 3. Структура профориентационной работы

В октябре 2010 года с помощью родителей, классного руководителя и учителей наших выпускников, мы собрали сведения о том, кудуа же все-таки они поступили и оправдаются ли наши достижения профориентационной работы. Обработав собранную информацию, мы получили следующее:

Таблица 5 ^ Сведения о выпускниках

Ф.И.О.

Анкета

ДДО

Место учебы, специальность

Б. Оля

Экономист

Ч-П

Менеджер, ЗО Московская фин.-юр.академия г. Орск

Г. Виталий

Инженер-механик

Ч-Т

Специалист по налогооблажению, ЮРГУ г.Челябинск

Г. Таня

Педагог

Ч-Ч

Юрист, ЗО Московская фин.-юр.академия г.Орск

И. Сергей

Программист

Ч-Т

Экономист, филиал ЮРГУ г.Надым

К. Иван

^ Инженер- электрик

Ч-Т

Служба в рядах РА

К. Анна

Бухгалтер

Ч-П

Бухгалтер, ОГУ

К. Елена

Финансист

Ч-З

Экономист, Сельхозакадемия, г. Оренбург

П.Дмитрий

Программист

Ч-З

Инженер (программное обеспечение), Горный университет, г.Магнитогорск

П. Елена

Программист

Ч-З

Оператор ЭВМ, ПУ п. Саракташ

С. Александр

Адвокат

Ч-Ч

Таможенник, Сельхозакадемия, г. Оренбург

С. Юрий

Программист

Ч-З

Служба в РА

Т. Денис

Программист

Ч-З

Оператор ЭВМ, ПУ п. Саракташ

Т. Оля

Бухгалтер

Ч-З

Оператор ЭВМ, ПУ п. Саракташ

Ш. Дарья

Учитель

Ч-Ч

Юрист, Самарский ж\д институт г.Орск

Ш. Иван

^ Инженер- электрик

Ч-З

Инженер-электрик, Сельхоз академия г.Орск

Из таблицы видно, что практически все ребята не только поступили туда, куда они хотели, а если поступили и не на запланированную специальность, то выбрали профессию исходя из своих склонностей по ДДО. Они оправдали надежды своих родителей, учителей. А мы в свою очередь спокойны за выбор подростков, потому что выбор профессии это очень важная ступень в жизни каждого человека.

Опытно-экспериментальная работа по профессиональному самоопределению старшеклассников за 2010-2011 учебный год.

Анализ результатов профориентационной работы за 2009-10 учебный год позволил скорректировать тематический план по программе профориентационной работы на 2010 - 11 учебный год (приложение Г).

В опытно-экспериментальной работе по профессиональному самоопределению в 2010-2011 учебном году принимали участие 20 учеников 11 «А» класса Черноотрожской СОШ Саракташского района Оренбургской области.

Практическая работа по профессиональному самоопределению старшеклассников в была спланирована практически как и в предыдущем году, за исключением констатирующего этапа и некоторых изменений мероприятий в планировании.

Далее экспериментальная работа была немного изменена на начальном этапе следующим образом. После анкетирования и проведения диагностики, старшеклассникам предлагалось ответить на конкретный вопрос в тетради для психологических диагностик: «Напишите: куда и на какую специальность Вы будете поступать после окончания школы и почему?» Далее были обработаны результаты диагностики, которые представлены ниже (табл.6).


Таблица 6 ^ Сведения о школьниках поступающих в ВУЗы

Ф.И.О.

Результаты опроса

ДДО

Соответ

А. Дилара

Учитель истории, собственное желание

Ч-Ч

+

Б. Луиза

Модельер-конструктор, собственное желание

Ч-Т

+

Б. Алена

Бухгалтер, г.Орск, ОГТИ, собственное желание

Ч-З

+

В. Ольга

Переводчик, связь с общественностью, г. Санкт -Петербург, институт им. Бонч-Бруевича

Ч-Ч

+

До. Наталья

^ Актер театра и кино, г.Екатеринбург, собств. желание

Ч-Х

+

К. Дарья

Психолог, собственное желание

Ч-З

-

К. Екатерина

^ Экономист, г.Оренбург

Ч-Ч

-

Ш. Екатерина

Учитель начальных классов, г.Орск, ОГТИ, собственное

желание

Ч-Ч

+

К. Полина

^ Юрист, г.Орск, Московский институт экономики и права, собственное убеждение

Ч-Ч

+

Л. Татьяна

Юрист, г.Орск, Московский институт экономики и права, собственное желание

Ч-Ч

+

М. Илья

Юрист, г.Оренбург, совет родителей

Ч-Ч

+

М. Анастасия

^ Учитель русского языка и литературы, г.Орск ОГТИ, собственное желание

Ч-Ч

+

П. Евгения

Милиционер, следователь, юрист, г.Орск, собственное желание

Ч-Ч

+

С. Динара

Экономист, г.Оренбург, ОГУ

Ч-П

-

Т. Евгений

^ Инженер (добыча природного газа и нефти), Горно-нефтеной университет г.Уфа, семейные традиции

Ч-Т

+

Т. Дмитрий

«Обработка и управление информации», г.Санкт-Петербург, совет родителей

Ч-З

-

Т. Павел

^ Радиомеханик, собственное желание

Ч-Т

+

Т. Петр

Инженер - техник ПЭВМ, собственное желание

Ч-З

-

Ф. Анастасия

«Таможенное дело», г.Оренбург ОГУ, собств. желание

Ч-З

-

Ш. Виталий

«Энергообеспечение промышленных установок», г.Екатеринбург, собственное желание

Ч-З

-



Из приведенных данных в таблице 6 мы видим, что несовпадения интересов и склонностей у учащихся есть. Но попытка их устранения будет проходить посредством нового эксперимента.

Прочитав ответы на наш вопрос о поступлении и профессии, выбранными учащимися, мы увидели, что это не только их желание. У одних ребят на профессиональный выбор оказывают большое давление их родители, у других имеются финансовые затруднения, у третьих наследственность и единичный случай - мечта с детства. Вот поэтому, наша работа в течение всего учебного года была направлена не на сведения к минимуму несоответствий интересов и склонностей к минимуму, а, учитывая все аспекты: интересы учащихся, их родителей, и их возможности помочь сделать правильный, удовлетворяющий всех и все профессиональный выбор.

На протяжении всего учебного года проводилась интенсивная работа по этому направлению, как и в предыдущем, применялись различные формы внеклассной деятельности. Но в этом году особый упор мы сделали на выяснение причин выбора профессии, на индивидуальную работу с родителями, учениками, для того, чтобы стабилизировать ситуацию, например, со стороны родителей, которые упорно стоят на своем выборе профессии для своего ребенка попреки его интересам и склонностям. И в конце года мы не стали проводить повторную диагностику на выявление интересов и склонностей, а задали тот вопрос, который мы задавали в начале года. И пришли к следующему, что почти все ребята, сделали свой выбор, опираясь на результаты ДЦО, наши предложения и уверенно обосновывая свой профессиональный выбор.

Так, например, учащийся М. Илья, обладающий замечательной физической формой, после очередной победы на районной олимпиаде по физической культуре среди школьников, на которой он занял в 2009-2010

учебном году 3 место, а в апреле 2010 года 1 место, решил направить свои способности на благо общества и поступил в высшую школу милиции, тем более что по результатам ДДО - это для него вполне подходит.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранные формы и методы планирования для профориентационной программы в МОУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.» доказали свою эффективность в правильном выборе профессии учащимися 11 классов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение большого объема литературы по проблеме курсовой работы, позволило нам понять, что современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность с подросткового возраста отводить проблеме профессионального самоопределения учащихся очень важную роль.

Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают последнюю как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, ясно, что профессиональная ориентация - это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней. Именно это мы и взяли за основу нашего исследования.

Задачи нашего исследования были решены следующим образом: были изучены особенности личности каждого учащегося, была проведена экспериментальная работа по профессиональному самоопределению учащихся.

^ На основе проведенного исследования мы сделали некоторые выводы.

Проблема профессионального самоопределения учащихся становится все более актуальной. Так как неправильно выбранная профессия учащимся изначально, может сломить его как не раскрывшую своих способностей, и не реализовавшую их, личность. Поэтому планирование по программе профессионального самоопределения учащихся должна учитывать, в первую очередь, индивидуально-личностные качества учащегося, его возраст, его убеждения и мнение его родителей. В связи с этим, в ходе двухгодичного исследования, мы провели работу с учащимися 11 «Б» класса в составе 15 человек в 2009-2010

учебном году и с 20 учащимися 11 «А» класса в 2010-2011 учебном году с применением вышеуказанных требований.

Для решения поставленных задач мы использовали:

- Анкету для старшеклассников (Приложение А);

- ^ Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова (Приложение Б).

Для определения профессиональных намерений учащихся мы использовали анкетирование.

Так в 2009-2010 учебном году учащимся предлагалось ответить на ряд вопросов: об отношении к учебе, определенному («любимому») предмету, к профессии, о дальнейшей учебе.

Затем мы провели ДДО Е.А.Климова и сравнили результаты анкетирования с обработанными результатами ДДО. Сравнительный анализ анкетирования и ДДО показал, что в большинстве случаев выбор профессии учащимися не соответствует их склонностям.

Таким образом, после обработки полученных результатов, соответствий интересов с их склонностями (способностями) оказалось всего 5. Следовательно, остальные 10 человек или еще не определились в своем решении, или они действительно хотят получить именно эту профессию вопреки своим способностям. И наша задача свести к минимуму не соответствия между интересами учащихся и их склонностями, помочь учащимся сделать правильный выбор на основании разработанного плана по программе профориентационной работы.

В течение года мы наблюдали за школьниками, приглядывались к ним, выясняли, не появились ли у них новые интересы, желания, склонности, каковы индивидуальные возможности каждого.

Проводились классные часы, родительские собрания на тему профориентации. Организовывались экскурсии на предприятия, встречи со специалистами разных профессий. Проводились внеклассные мероприятия, учащиеся активно посещали кружки по интересам и т.д.

После проведенной работы всего педагогического коллектива в течение всего учебного года (2009-2010 уч.г.) профессиональное самоопределение учащихся 11 «Б» класса Черноотрожской СОШ стабилизировалось, а именно, результаты нашего эксперимента стали значительно выше. Если в начале года количество соответствий интересов и склонностей учащихся было 33% (5 учащихся), то к концу года оно возросло до 73% (11 человек).

В октябре 2010 года с помощью родителей, классного руководителя и учителей наших выпускников, мы собрали сведения о том, куда же все - таки они поступили и оправдаются ли наши достижения в профориентационной работы. Результаты увенчались успехом. Больше половины учащихся поступили в намеченные ими изначально высшие учебные заведения, и что особенно радует, их интересы и склонности совпадают с их профессиональным выбором.

Итак, исходя из полученных данных, можно сделать основной вывод нашей экспериментальной работы, что разработанный тематический план по программе профориентационной работы в Черноотрожской СОШ Саракташского района Оренбургской области является эффективным средством профессионального самоопределения старшеклассников.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова М.К., Дубровина И.В., Борисова Е.М. и др. «Рабочая книга психолога». Под ред. Дубровиной И.В. М.: Просвещение, 1991

  2. Гейжан Н.Ф. «Ориентация и оформление кабинетов профессиональной ориентации» Ташкент, 1981

  3. Грамши А.Г. «Формирование человека: Пер.с ит./Под ред. К.И. Салимовой; сост. К.И. Салимова. М: Педагогика, 1983.224с.

4. Климов Е.А. «Как выбирать профессию»; Просвещение, 1990

  1. Неймарк М.С. «Некоторые проблемы личности школьника», М: Знание», 1975

  2. Немов Р.С. «Психология»; М., 2003

^ 7.Прощицкая Е.Н. «Выбирайте профессию», М.: Просвещение, 1991 8.Петровский А.В. «Популярные беседы о психологии», М: «Педагогика», 1976

9.Подласый И.П. «Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов», М: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004

  1. Под ред. Крылова А.А. «Психология» Учебник, М: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001

  2. Под ред. Матюшкина A.M. «Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. Проблемы психологии личности» М: «Школа-Пресс», 1992

  3. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2120 «Общетехн. дисциплины и труд»/А.Д.Сазонов, В.Д. Симоненко, B.C. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д.Сазонова. М.: Просвещение, 1988.-223с.

13. И.Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов.М.: Просвещение, 1982.-192 с.

^ 14. Саюшев В. «Мир профессий. Человек - природа», М.: «Молодая гвардия», 1985


  1. Скоркина Н.М. «Методические разработки родительских собраний 5-11 классы», г.Волгоград, 2002

  2. «Справочная книга школьного психолога» 2-е изд-е, дораб. М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996

17. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б., Ретивых М.В., Волохова Е.Д.
«Профессиональное самоопределение школьников»: Учебное пособие
Брянск: Изд-во БГПИ, 2005


  1. Технология, под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана. Графф, 2001

  2. «Учебно - методический кабинет профессиональной ориентации» М: «Просвещение», 1986

  3. Чистякова С.Н., Климов Е.А. «Основы производства. Выбор профессии», М.: «Просвещение», 1988

  4. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С.Я. Батышева. М., АПО. 1999-440с, ил. Т.2-М-П-1999.



Похожие:

Выпускная квалификационная работа icon«южный федеральный университет» выпускная квалификационная работа специалиста (дипломная работа) на тему: «президент российской федерации»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Выпускная квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа
Групповое упражнение как сфера применения педагогических технологий
Выпускная квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа на высшую категорию Тема
Творческая активность старшеклассников как педагогическая проблема… 7 2 Проблема развития творческих способностей учащихся
Выпускная квалификационная работа iconПереподотовки работников образования выпускная квалификационная работа
«Личностно- ориентированное обучение как средство формирования критического мышления учащихся 8 классов при изучение темы «Решение...
Выпускная квалификационная работа iconВыпускная квалификационная работа на высшую категорию руководителя оу тема: управление процессом организации исследовательской деятельности участников образовательного процесса гимназии
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Выпускная квалификационная работа iconВыпускная Квалификационная
Наконец, лучше была организована работа с разнообразным компьютерным оборудованием, что также определило популярность системы. Последующие...
Выпускная квалификационная работа iconФормирование орфографической зоркости у младших школьников удк 372. 31 Ббк74. 200. 5 Выпускная квалификационная работа
Теоретические аспекты формирования орфографической зоркости у младших школьников
Выпускная квалификационная работа iconТребования к выполнению Выпускной квалификационной работы на кафедре государственной службы и кадровой политики рагс
Выпускная квалификационная работа студента кафедры государственной службы и кадровой политики результат освоения учебной программы...
Выпускная квалификационная работа iconПрограмма государственного экзамена, порядок приема) Выпускная квалификационная работа (тематика, требования к выпускной работе, оформление квалификационной работы магистра, процедура защиты)
Государственный экзамен (перечень, программа государственного экзамена, порядок приема)
Выпускная квалификационная работа iconПрограмма элективного курса по математике в рамках предпрофильной подготовки «решение текстовых задач» Выпускная квалификационная работа Работу
Этому способствуют многие темы по предмету, но особое место среди них занимает тема «Решение текстовых задач». Текстовые задачи включены...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты