Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области icon

Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области



НазваниеОтдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Отдел образования администрации

муниципального района «Новооскольский район»

Белгородской области


Личностно-ориентированное обучение на уроках православной культуры с применением информационных технологий для проявления познавательной активности учащихся


Автор опыта:

Ельчанинов Петр Михайлович

учитель Православной культуры

МОУ» Средней общеобразовательной школы №1

г. Нового Оскола


г. Новый Оскол


2007


Личностно-ориентированное обучение на уроках православной культуры с применением информационных технологий для проявления познавательной активности учащихся


Информация об опыте.



  1. ^ Тема опыта: Личностно-ориентированное обучение на уроках православной культуры на основе применения информационных технологий.




  1. ^ Условия возникновения, становления опыта. Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами, выдающимся значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии.

Преподавание предмета «Православная культура» в школах Белгородской области в целом, и в МОУ СОШ №1 г.Нового Оскола в частности, осуществлялось в соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования Российской Федерации «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.1993г., Методическими рекомендациями БРИПКППС «О преподавании религиоведческих дисциплин в 2003-2004 уч.г.».

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования.


^ 4. Актуальность опыта: В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности.

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований к содержанию образования. «Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру»1.

^ 5. Ведущая педагогическая идея опыта. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития: ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о наступлении информационной эры.

Православная культура - довольно новый предмет для современной школы, объектом его изучения является процесс развития культурного феномена – православной культуры. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Что бы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.


1.Рыжова, Т.В. Методичсекие рекомендации по организации учебного процесса личностно ориентированного обучения на основе применения учебно – методических комплексов «ПравославнаяКультура»/ В.Т.Рыжова.- У.: «ИНФОНД». – 2006. – с.64.


Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса с применением компьютерных технологий предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности.

Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик само реализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).

Для реализации индивидуализации обучения в соответствии с основным принципом личностно-ориентированной системы обучения в рамках классно – урочной системы необходимы качественно новое учебно – методическое обеспечение и новые методические технологии на основе применения информационных технологий. Личностно-ориентированного обучения на уроках православной культуры на основе применения информационных технологий представляет собой целенаправленное, организованное взаимодействие учителя с учащимися, основанное на: совершенствовании содержании обучения; применения наиболее целесообразных, в первую очередь информационных, технология обучения; совершенствование собственных методов обучения в связи с применением новых технологий.

^ 6. Длительность работы над опытом. Над проблемой личностно-ориентированного обучения на уроках православной культуры на основе применения информационных технологий, автор работает в течение 6 лет. Работая над проблемой, автором была разработана авторская программа по преподаванию предмета «Православная культура», рецензированная на кафедре религиоведения БелГУ и в научном методическом центре совершенствования учителей г. Белгород (Приложение 1).

Восприятие культурных явлений невозможно без эмоционально – оценочного отношения, увлеченности предметом, актуализированной потребности его изучения, поэтому изучение данного предмета может быть только личностно – ориентированным (индивидуализированным).

^ 7. Диапазон опыта. Личностно – ориентированное обучение эффективно содействует развитию и проявлению учащимися своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Методика личностно – ориентированного обучения охватывает широкий диапазон применения.

Наиболее эффективными способами личностно – ориентированного обучения является индивидуальная и групповая работа с учащимися. Индивидуальная работа включает в себя изучение учебных возможностей ученика с помощью предварительных самостоятельных работ, определения оптимальных заданий для каждого ученика и системы контроля его обучения и развития; своевременный перевод ученика на решение задач более высокого уровня, анализ и обобщение проделанной работы, коррекция и выводы.

При групповой форме урока класс разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя. Задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого ученика. Состав группы непостоянный, он подбирается таким образом, что бы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

При использовании информационных технологий на уроке необходимо, что бы программа была понятна как учителю, так и ученикам и управление программой должно быть максимально простым. При изучении нового материала предполагается использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео – аудио материалы). Использование информационных технологий предполагает применение теоретического, дидактического, информационные материалы

^ 8. Теоретические база опыта. В педагогической литературе приводится обстоятельная характеристика парадигмы личностно ориентированного образования, раскрывающая сущностные содержательные, технологические его характеристики. Это работы Якиманской И.С, Давыдов, В.В., Плигина, А.А. и др.

При организации процесса личностно-ориентированного обучения на уроках православной культуры на основе применения информационных технологий, на основе методических рекомендаций Т.В. Рыжовой, я уделяю особое внимание «обеспечению самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру»2.

Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры.

2.Рыжова, Т.В. Методичсекие рекомендации по организации учебного процесса личностно ориентированного обучения на основе применения учебно – методических комплексов «ПравославнаяКультура»/ В.Т.Рыжова.- У.: «ИНФОНД». – 2006. – с.35.

Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

При организации процесса личностно-ориентированного обучения на уроках православной культуры на основе применения информационных технологий особое внимание автором уделяется следующим фактором:


  • прочности усвоения знаний учащимися для чего дополнительно к систематически и последовательности изложения материала упор делается на построение эффективной организации закрепления и повторения знаний;

  • активизации мыслительных процессов учащихся по пониманию изучаемого материала. Так как понимание является активным процессом, то особое внимание при построении учебного процесса на основе применения информационных технологий делается на эффективность организации постоянной и объективной проверки его правильности.

  • широкому применению методам индивидуализации и дифференциации обучения в части передачи знаний учащимся через организацию самостоятельной подконтрольной учителю информационными ресурсами.


^ 9. Степень новизны. Отметим, что структура деятельности учащегося при различных методах организации обучения одинакова и включает в себя принятие учебно – продуктивной задачи, усвоение знаний и учебно – продуктивную практику.

Личностно – ориентированное обучение на основе применения компьютерных технологий позволяет реализовать систему полного усвоения знаний учащимися, организовать индивидуализированное обучение, ориентированное на достижение запланированных учебных результатов. Личностно – ориентированное обучение на основе применения компьютерных технологий позволяет без дополнительной нагрузки на учителя и учащихся значительно увеличить объем и уровень усвоения учащимися учебного материала, повысить уровень контроля знаний, умений и навыков учащихся.

При организации личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий существенно активизируется познавательная активность и роль учащегося. Учащийся имеет возможность, не обращаясь к учителю, получить требуемую учебную информацию, повторить материал при выполнении самостоятельной домашней работы в формах, наиболее соответствующих его внутреннему эмоциональному восприятию, в собственном темпе, избавляется от страха допустить ошибку, получает возможность к исследовательской деятельности и приобретает необходимые навыки самообучения.

Методическая ценность организации поведения уроков православной культуры с применением информационных технологий заключается не только в достижении наглядности при объяснении нового материала, появляется возможность совмещения на одном уроке наглядной первичной проверки изучаемого материала путем совместного выполнения учащимися тренировочных тесто, интерактивных упражнений, проецируемых на экран, с традиционными формами работы учащихся с материалами учебного пособия и устным опросом.

Задачей личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий заключается в формировании у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию, через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.


^ II. Технология опыта.


  1. Цель педагогической деятельности.


Педагогическая цель в личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий заключается «в организации процесса обучения, который позволит ученикам самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, повысить уровень обучения»3. Следовательно, целевыми ориентирами личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий являются следующими:

1. Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта.

2. Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных процессов и интересов.

3. Содействие ученику в формировании и развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

4.Развитие познавательной деятельности учащихся через уроки личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий.


3. Рыжова, Т.В. Методичсекие рекомендации по организации учебного процесса личностно ориентированного обучения на основе применения учебно – методических комплексов «Православная Культура»/ В.Т.Рыжова.- У.: «ИНФОНД». – 2006. – с.64.


5. Расширение кругозора учащихся по вопросам общечеловеческой морали, отечественной истории, мировой художественной культуры, русской литературы.

6.Разработка системы процесса личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий.

Урок по системе личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий должен быть системным, целостным, отвечать единой цели и логики в деятельности учителя и учащихся, подчинен общим целям и дидактическим задачам, которые определяют содержание учебного материала, а так же выборам средств и методам обучения.

Выше перечисленные требования определяют изменения в структуре личности, способствующие духовному, физическому росту и развитию, что способствует социальному становлению личности.


^ 2.Задачи, способствующие достижению цели. В качестве принципов построения урока на основе личностно – ориентированного обучения выступают основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

1. Принцип самоактуализации

2. Принцип индивидуализации

3. Принцип субъективности

4. Принцип выбора

5. Принцип творчества и успеха.


Задачи, способствующие достижению педагогической цели в личностно – ориентированном обучении заключаются в следующем:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.


^ 3.Средства для достижения цели. Кроме основополагающих принципов, необходимо отметить принципы подготовки и проведения уроков личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий. Результативность данного урока заключается в наличии трех составляющих: подготовительного этапа, самого урока, анализа.

1.Подготовительный этап предполагает кроме составления плана конспекта, изготовление наглядных пособий, участие самих учащихся. Класс, например, при групповой форме урока, разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач, которые выполняются до урока: подготовка сообщений, рефератов, изготовление дидактического материала по теме предстоящего урока.

Подготовка такого вида деятельности на уроке предполагает замысел, определение временных рамок: отдельный уро или серия; определение темы урока, выбор класса, учет возрастных особенностей, выбор форм учебной работы (индивидуальная, коллективная, фронтальная).

Организационный этап подготовки урока состоит из распределения обязанностей, подборку заданий, вопросов, упражнений, методов урока и средств обучения, разработки критериев оценки деятельности учащихся.

Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможно без знания теоретического материала, они должны отличаться уровнем сложности, иметь практическую значимость и межпредметное содержание. Так же необходимо, чтобы задания были связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при изучении умений и навыков. (Приложение 2)

2.Сам непосредственно урок является соединением трех основных компонентов. Первый из них выполняет роль формирования и развития мотивационной сферы учащегося, то есть ставятся проблемы, выясняется степень возможности их решения и достижения цели урока. Ставятся перед классом ситуации, которые позволяют решать познавательные, познавательные и развивающие задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется эффективно в том случае, если результативно проведен подготовительный этап, то есть качество выполнения учащимися предварительных заданий положительно или отрицательно влияет на их интерес в последующей работе на уроке.

Вторым основным компонентом урока заключается в сообщении нового материала, в формировании знаний учащихся в различных формах организации их мыслительной активности.

Третий момент урока является процесс формирования умений и навыков. (Приложение №3).

3.Третий основополагающий этап является аналитическим. В данный период целесообразно оценивать итоги обучения, воспитания, развития учащихся. Приоритетное значение оценочно – аналитического компонента урока заключается в обогащении субъективного опыта учащегося культурными образцами человеческого опыта; формированию учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; проявлении самостоятельности, инициативы, творческих способностей учащихся. Целесообразно анализировать и оценивать не только конечные результаты выполнения учеником учебного задания, но и сам работы над ним

Применение информационных технологий позволяют учителю организовывать объективный своевременный мониторинг самоконтроля и контроля знаний учащихся через выполнение ими компьютерного самоконтроля по каждой теме, которые «привязаны» к каждой теме. С помощью информационных технологий учителем идентифицируются допущенные ошибки всеми учащимися класса в целом, что помогает определить какие параграфы необходимо повторить, составить индивидуальное задание для повторения не выполненных вопросов для конкретного учащегося..

Организация педагогической проверки знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий облегчает труд учителя с помощью автоматической организации контроля знаний учащихся и обработки его результатов, так же автоматизирует процесс обработки информации, получаемой по результатам компьютерного контроля знаний учащихся и процесс формирования не его основе различных форм отчетности для учителя.


  1. ^ Организация учебно – воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачи.


Организация учебно – воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачи должны отвечать следующим требованиям: учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик.

В своей работе я применяю систему урока и задания, выполнение которых задействуют самые разнообразные психические процессы и состояния, делая их востребованными. Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, выполнение исследовательских заданий.

Создав задания целесообразно перейти к изменению характера объяснения нового материала, сделав его проблемным, стимулирующим учащихся к поиску. Изложение нового материала должно быть процессуальным, содержать возможные пути поиска истины, сопоставления теории и практики, демонстрирующим технику мышления, вызывающие у учащихся желание получить необходимые вопросы (Приложение 4)

Следующий необходимый этап личностно – ориентированного урока заключается в вовлечении учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов непосредственно на уроке и самостоятельное выполнение домашнего задания. При организации личностно – ориентированного обучения на основе применения информационных технологий существенно повышается познавательная деятельность и активность учащихся. При организации процесса усвоения знаний учащимися по данной системе упор делается на построение наиболее эффективной организации закрепления и повторения знаний, что достигается постоянной и объективной проверкой его правильности. Это происходит за счет условий обучения и обеспечения учащимися возможности самостоятельного компьютерного самоконтроля знаний после изучения каждого параграфа.

К основным блокам личностно – ориентированного обучения относятся учебные задачи, проблемные ситуации, учебно – познавательные ситуации, учебно – исследовательские задания интегративные задания и т.д.

Выполнение заданий происходит как решение с использованием самых разнообразных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения конкретизации, классификации, систематизации, аналогии, моделирования, абстрагирования, классификации, алгоритмизации, аналогии, моделирования, универсализации и др. Процесс познания происходит на основе и посредством активной субъективной позиции ученика.

Учебно – познавательная ситуация относится к одной из разновидностей учебных задач. Особенность ее направленности на освоение теоретических знаний, их получение, расширение, углубление, закрепление. Она создается в самом начале познания какой – либо темы, нового предмета и объекта. (приложение 5). В качестве методов постановки учебно-познавательной ситуации перед учащимися при организации личностно –ориентированного обучения на основе применения информационных технологий в связи с разнообразием форм подачи учебной содержательной информации целесообразно применять репродуктивный и творческий методы.

Репродуктивный метод применяется в форме сообщения темы и цели урока на фоне иллюстрации или демонстрации определенных видов информационного обеспечения дополнительного приложения к методическим рекомендациям. Например, при постановке учебно –познавательной задачи – необходимости изучения православной культуры русского народа как главного наследия нашего государства – учитель имеет возможность демонстрировать на экране «понятие культуры», «Архитектурные стили», «Искусство Древней Руси».(приложение 6) После этого, на основе визуального и эмоционального восприятия проблемы учащимися, учителю легче добиться внутреннего принятие поставленной цели, заинтересованности их в наиболее полном ее решении.

Творческий метод при работе учителя при организации личностно –ориентированного обучения на основе применения информационных технологий может быть реализован в форме предварительного выполнения на экране учащимися класса под руководством учителя тренировочных тестов по материалам параграфа «Иконопись Руси». (Приложение 7).Такая форма подачи нового материала не только реальна для выполнения, но и доказывает учащимся актуальность поставленной учебно – познавательной задачи.

Учебно – исследовательская ситуация как разновидность учебной задачи связана с самостоятельным поиском информации, с формированием нового содержания учебного материала. Особенность учебно – исследовательской задачи заключается в проведении самого исследования. В нее входит поиск материала, его анализ, поиск противоречия, выдвижение гипотезы, использование методов исследования для доказания гипотезы.

Методы и формы организации учебно –продуктивной практики учащихся при использовании информационных технологий позволяют решить следующие задачи личностно ориетированного обучения:

Усиления прочности усвоения знаний, их прочности сохранения, организации системы своевременной объективной проверки правильности понимания учащимися изучаемой темы;

Обеспечение основных компонентов индивидуализации обучения, организации различных форм тренинга, предоставление необходимых механизмов для реализации системы полного усвоения знаний учащимися.


^ Результативность опыта.

И.С. Якиманская отмечает, что «исходя из специфики личностно – ориентированной системы обучения, качество знаний учащихся зависит не только от организации урока, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса»4.

Результатами использования технологии личностно - ориентированного обучения на основе применения информационных технологий является реализация проблемного, динамического характера обучения, всестороннее стимулирование активности учащихся.

Все рассмотренные инновации методов и форм организации учебно продуктивной практики учащихся при использовании информационных технологий позволяют решить следующие задачи организации личностно - ориентированного обучения:

  • усилить прочности усвоения знаний

  • усиление прочности сохранения знаний

  • организацию системы своевременной объективной проверки правильности понимания учащимися изучаемого материала

  • обеспечение основных компонентов индивидуализации обучения, контроля и самоконтроля

  • организация различных форм тренинга учащихся по изучаемому материалу

  • обеспечение реализации форм обучения.



Таблица

показателей степени обученности и качества знаний за 2001 – 2006 год



показатели

Учебный год и класс

2001-2002

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

7

8

9

10

11

Степень обученности

54%

56%

57%

59%

62%

Качество знаний

67%

71%

72%

75%

78%



4. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. –М.: Просвещение 2000. – с135.


Библиографический список.


1. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. – 1999. – №3. – с.4-7.

2. Боуэн, М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – с.6-9.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения./ В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 234с.

4. Зеленцова А.В. Роль учителя в проектировании содержания личностно ориентированного образования // Просвещение – 1998. – №1. – с. 13-17.

5. Олейник М.А. Особенности личностно ориентированной ситуации в процессе преподавания предметов искусства //// Просвещение – 1998. – №1. – с. 23-28.

6. Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика/ А.А. Плигин. – М.: «КсП+». – 2003. – 367с.

7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология // Педагогика// Просвещение – 1994. – №5. – с. 7-9.

8. Сериков В.В. ориентация на личность как парадигма современного образования // Просвещение – 1998. – №1. – с.7-9.

9. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. –М.: Сентябрь, 1996. – 435с.

10. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. –М.: Просвещение 2000. – 435с.


Приложение №2

Задания личностно - ориентированного обучения на основе применения информационных технологий по предмету «Православная культура».


Прочти документ и ответь на вопросы


«В пределах республики запрещается издавать какие – либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедальной принадлежности граждан. Каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой…Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом

Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебным целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».


Вопросы и задания


  1. Сформулируйте принципы государственной политики Советского государства по отношению к православной церкви?

  2. Какова цель данного закона?

  3. Какие последствия действия данного обращения?



Прочти документ и ответь на вопросы:

«Послание пастырям и пасомым Христовой православной Церкви». Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия.


«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю….

Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов…. Православная Церковь всегда была разделяла судьбу своего народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами.


Приложение №2


Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам Победу».


Вопросы и задания.


  1. Какому историческому событию посвящено данное обращение?

  2. Кто является автором этого документа?

  3. Выскажите свое мнение о необходимости данного обращения.



Приложение №3


План конспект урока в системе личностно ориентированного обучения на основе применения информационных технологий на уроке «Православная культура» для учащихся 11 класса.


Тема: «Протестантизм в Советском Союзе. Распространение сект протестантского направления на территории современной России как угроза психическому здоровью нации и национальной безопасности страны»


Место проведения кабинет с компьютером, проектором и экраном.


^ План урока


Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Тип

информа

ционного

обеспечения

2мин

оргмомент

Сообщает тему урока

Слушают учителя




15 мин

Проверка

Выполненного

Домашнего

эадания

Демонстрирует на экране задания тестов и упражнений

Выполняют

Письменно

Задания,

Демонстрируемые на экране

1.тренировочные тесты

2.Тренировачные упражнения

25мин

Усвоение

Новых

знаний

Объясняет в формелекций новый материал, демонстрируя на экране информационные метериалы

Слушают объяснения учителя

1.Глосарий

2.Основная хрестоматия

3.Дополнительная

Хрестоматия

4.Специальная

хрестоматия

3мин

Домашнее задание

Комментирует заранее написанное на доске домашнее задание, используя в качестве наглядности учебное пособие

Записывают домашнее задание, слушают объяснение учителя




Приложение №3


Информационная технологическая карта


время

Этап урока

Содержание информации

Тип информационного

обеспечения

2мин

оргмомент







15 мин

Проверка домашнего задания

№№1,2,3,4,5,6,7,8,

Тренировочные тесты

25мин

Усвоение

Новых знаний

№№ 2,3,4,5

Тренировочные упражнения







Деятельность баптистов в советской России в 20 годы


Дополнительная

Хрестоматия


Пятидесятники

Адвентисты седьмого дня

Армия спасения


Глоссарий

Свидетели Иеговы

Основная хрестоматия

А. Фролов «Миссеонерская и противосектанская деятельности Русской Православной церкви»


Дополнительная

Хрестоматия


Олег Стиняев «Задачи внутренней миссии»


Специальная

хрестоматия

3мин

Инструктаж

о домашнем

задании

Домашнее задание






^ Приложение №4.


Развитие познавательных способностей через тренинговую работу на уроках «Православная культура».


Одним из видов развития познавательных способностей является тренинговая работа, которая направлена на развитие познавательных способностей учащихся, а именно речи, мышления, воображения, памяти, внимания, кроме того, исторической интуиции, эмпатии.

Данная методика помогает развитию различных специальных умений, таких как извлекать информацию из предметной и изобразительной наглядности; по отдельным деталям определить, какую информацию может нести предмет или изображение. Основные формы такой работы – разнообразные упражнения для группы учащихся, которые объединены в единый комплекс, направленный на выполнение реальных дидактических задач.

Тренинговая работа способна оказывать значительное воспитательное воздействие, потому что она осуществляется в коллективе, в особой эмоциональной атмосфере, а практические упражнения воспитывают у учащихся навыки общения, умения слушать, видеть, понимать другого ученика, готовность высказывать свое мнение.

Проведение тренинга требует создание специальной атмосферы, нетрадиционной обстановки.

Тренинг позволяет моделировать ситуацию исследовательского поиска, при работе с историческими или культурными источниками. Учащиеся на основе обнаружения отдельных подробностей извлекают информацию, которая позволяет расширить, детализировать и конкретизировать историческое или культурное представление школьника.

Можно привести несколько примеров тренинга. Один из них – эта работа с исторической наглядностью. Он направлен на формирование умения проводить анализ и извлекать информацию из учебных картин и иллюстрированных материалов.

Данный метод состоит из основополагающих моментов:

1. Восприятие исторического или культурного художественного полотна. Необходимо запомнить как можно больше деталей изображения. После того, как изображение закрывается, учащиеся должны перечислить то, что они смогли запомнить. После этого изображение снова открывается и выясняется, что было упущено.

2. Выполнение задание, нацеленное на внимательное ознакомление и изображением.

3. Анализ общего восприятия изображения по проблемным вопросам : что изображено, где происходит событие? Когда оно происходит?


Приложение №4.


4. Сообщение дополнительных сведений об изображении, которые привлекут к ней внимание.

5. Самооценка впечатления. Что заинтересовало в изображении? Что нового узнали? Что понравилось или не понравилось?.

Для большей результативности проведенного тренинга помогает использование информационных технологий, которые открывают широкие возможности для учителя в совершенствовании форм и методов демонстрации исторической или культурной наглядности (Приложение 1 – 3)


^ Приложение №5.


План конспект урока в системе личностно – ориентированного обучения для учащихся 11 классов.


Тема: Крещение Руси


Цели и задачи урока:


1.Дать представление о главном событии 9 века – крещении Руси, ее значение.


2.Рассмотреть отношения Русской Православной Церкви и государственной власти во времена правления Владимира Святого.


3.Совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами, понятиями, источниками.


Оборудование урока:

Информационное обеспечение

«Персоналии»

Дополнительная хрестоматия.


Ход урока.

1. ^ Вводная часть. Выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока.


Вопросы для вводной беседы и ответы.

- Назовите известные вам религии (христианство, иудаизм, ислам, буддизм, язычество)

- Какое значение имела религия в жизни славян? (религия играла главенствующую роль в жизни славян: плитическое, культурное, )

- Что такое язычество, какие языческие божества вы знаете из истории Древнего мира, из истории Древней Руси? (язычество – это религия, основанная на поклонении многим богам. Сварог – бог неба и небесного огня, Перун – бог молнии, войны, Даждьбог – бог Солнца и света, Ярило – бог воздушных светил, Велес – бог богатства).


После того как учащиеся сформулировали вывод, о том, что язычество является верой во многих богов, целесообразно проанализировать следующий фактический материал, с помощью информационных технологий (на экране появляется карта Древней Руси с соседними государствами и странами) :


^ Приложение №5.


- 496 год – Хлодвиг принимает христианство.

- 9 век – миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии

Принятие христианства племенами населявшими центральную и Южную Европу.

- 965 год – принятие христианства Польшей

- 993 год – Олаф Скутконнунг становится первым христианским правителем Швеции.

- 995-1000гг. – правление короля Норвегии Олафа Трюгвессона. Принятие христианства Норвегией.

- 998 – 1038гг – правление Стефана 1 – первого христианского короля в Венгрии.


Приведенный фактический материал говорит, о том что на момент принятия христианства на Руси, она соседствовала на юге и на западе с христианскими странами в том числе с Византией, Польшей. Только в самой Руси к северо-западу и северо-востоку оставались языческие племена.

В результате формируется учебная задача урока: Каковы причины выбора Византийского православия?


^ 2. Организация учебной деятельности.


Перед учащимися последовательно ставятся учебные вопросы, ответы на которые необходимо искать самостоятельно, используя информационные технологии.

-Какие существовали предпосылки для крещения Руси?


Работая с картой, учащиеся приходят к выводу, что интересы развивающихся государств (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии. Этого требовали и международные условия, т.к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству.


-Какие важнейшие последствия принятия Древней Русью православия?

Анализируя с исторической информацией, учащиеся констатируют, что важнейшие последствия принятия Древней Русью православия были следующие:

Политические :

А)Русь отвергнув язычество, становилось равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились

Б) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.

В) Династическое родство с византийскими императорами.


^ Приложение №5.


Культурные:

А)Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу.

Б) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры.

В)Введение кириллической азбуки и начало литературы.

Г)Возможность, в отличи от католицизма, введения проповеди на родном языке


^ 3.Этап контроля и коррекции знаний, полученных в ходе самостоятельной работы учащихся.

Учебно – дидактические возможности информационных технологий позволяют учителю организовать объективный своевременный мониторинг знаний через выполнение ими компьютерного самоконтроля. Контрольные тестовые наборы формируются из тренировочных тестов и заданий, которые учащиеся выполняют после изучения параграфа.

На основании полученных результатов выполнения контрольных заданий учитель может организовать постоянный мониторинг качества усвоения материала классом и каждым учащимся.


Приложение 6.


Тренировочные задания по теме «Иконопись Руси».


1. Что такое язычество. Какие язычеческие божества вы знаете из истории Древней Руси.


2.имя верховного бога у славян:

а)Перун

б)Сварог

г) Мокошь


3. Что такое икона? ( от греческого слова «эйкона» – изображение, образ). В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.


4. Что такое фреска? ( техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку делающую фреску долговечной.

5Определите связь понятий – их сходство, принадлежность к одному явлению. А так же различные и противоположные слова: ( Новгород, икона, фреска, идол, язычество, христианство, православие, католицизм, Киев, князь).


6. соотнесите определения и соответствующие им понятия и термины:


а) стеклообразное покрытие между металлическими ленточками

б)полукруглое завершение части стены здания

в) вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн

г) Верхняя галерея церкви

д) Выступ здания, перекрытый полукругом

е) мелкие шарики, нанизываемые на орнамент

ж)Ажурный узор из тонкой проволоки

з) Узор из смальты или цветных камней

и)Живопись на сырой штукатурке

к)Живописное произведение малых размеров

(апсида, закомара, зернь, миниатюра, мозаика, неф, скань,фреска, перегородчатая эмаль, хоры).


Приложение 6.


7. Кто является автором иконы «Троица»


а)Андрей Рублев,

б)Феофан грек

в) неизвестный автор


8) Расскажите, каким образом Владимирская икона Божьей Матери оказалась на Руси. Почему она считается чудотворной.


9)какие вы знаете чудотворные иконы пресвятой Богородицы?


10) К какому иконографическому типу относится Казанская икона божьей Матери?



Похожие:

Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconАвтор опыта: Величко Александр Анатольевич, учитель профессиональной подготовки моу «Ярская сош новооскольского района Белгородской области» г. Новый Оскол 2012 г. Содержание
Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район Белгородской области»
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconТема: «Формирование экологической культуры учащихся через уроки географии»
Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район»
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconФормирование социокультурной компетенции учащихся как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка и качества знаний
Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район»
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области icon«Роль сравнений в рассказах Чехова»
Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconО правотворческой инициативе граждан
Красногорский районный Совет депутатов, Главе муниципального образования "Красногорский район" (далее Главе района), главе Администрации...
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconОтдел образования администрации муниципального образования красногвардейский район оренбургской области прика з 30. 08. 2013 №01/09-239 с.
О реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»...
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconПостановление Администрации добринского муниципального района липецкой области 28. 10. 2009г р. п. Добринка №808 о внесении изменений и дополнений в Постановление администрации Добринского муниципального района
«Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области на 2009 год», утвержденной Постановлением администрации Липецкой...
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconПостановление От 12. 12. 2011 №2037 Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги
Главы Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области от 09. 11. 2006 №1094 «Об утверждении правил...
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconПлан воспитательной работы мку отдел образования администрации муниципального района альшеевский район на 2012-2013 учебный год
Формирование гражданина нового Башкортостана – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого,...
Отдел образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области iconПриказ №96 с. Александровка >23. 07. 2012 г
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования администрации Александровского района Оренбургской области»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты