Формирование лексических навыков иноязычной речи icon

Формирование лексических навыков иноязычной речи



НазваниеФормирование лексических навыков иноязычной речи
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Формирование лексических навыков иноязычной речи


Жинкин Н.И

  • «Слова – это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности … Если имя непонятно для слушающего, оно пусто – такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если имеет имя».



Можно ли что-либо сказать о вещи, если не знаешь ее имени?

  • Можно ли что-либо сказать о вещи, если не знаешь ее имени?



Особенно наглядно эта зависимость проявляется при обучении ИЯ

  • Существует высокая степень корреляции между владением словом и возможностью понять его при чтении и аудировании и выразить мысль при говорении.



Основные вопросы ЛЕКЦИИ

  • Как научить словам так, чтобы они запомнились и не исчезли бесследно через месяц?

  • Как систематизировать бескрайний объем слов, идиом и т.д.?



Как организовать ознакомление с новой лексикой и ее тренировку, не забывая уже изученные лексические единицы?

  • Как организовать ознакомление с новой лексикой и ее тренировку, не забывая уже изученные лексические единицы?



В чем состоит сущность лексического навыка и как определить содержание обучения лексике?

  • В чем состоит сущность лексического навыка и как определить содержание обучения лексике?

  • Что такое активный, пассивный и потенциальный словарь?



Знать слово – это:

  • Знать его формы (звуковую, и графическую).

  • Знать значения (to look for- to look after- to look at …)



Знать особенности употребления слов (т.е. коннотация слов, определенные ассоциации, например слова: famous, notorious),

  • Знать особенности употребления слов (т.е. коннотация слов, определенные ассоциации, например слова: famous, notorious),



а также управление в предложении (to like употребляется с инфинитивом и герундием, to enjoy – только с герундием; to listen- почти никогда не употребляется без предлога to, существительные decision, conclusion, требуют употребления разных глаголов).

  • а также управление в предложении (to like употребляется с инфинитивом и герундием, to enjoy – только с герундием; to listen- почти никогда не употребляется без предлога to, существительные decision, conclusion, требуют употребления разных глаголов).


jpg" alt="">

Составьте наиболее частотные словосочетания со следующими словами:

  • Составьте наиболее частотные словосочетания со следующими словами:

  • to make

  • to do

  • to put

  • to cut

  • to reach



Чему должен научить учитель своих учеников, работая над новыми словами?

  • Чему должен научить учитель своих учеников, работая над новыми словами?



Основные компоненты содержания обучения лексике:

  • Лингвистический

  • Методологический.

  • Психологический.



Лингвистический компонент:

  • Отбор лексики с учетом:

  • возраста обучаемых,

  • уровня владения ИЯ,

  • речевых ситуаций,

  • особенностей межкультурного плана



Отбор лексики определяется не только уровнем владения ИЯ, но и возрастными особенностями обучаемых, и соответственно теми речевыми ситуациями, которые определяют их общение по той или иной теме на любом языке, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ПЛАНА

  • Отбор лексики определяется не только уровнем владения ИЯ, но и возрастными особенностями обучаемых, и соответственно теми речевыми ситуациями, которые определяют их общение по той или иной теме на любом языке, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ПЛАНА



hang gliding - дельпланеризм

  • hang gliding - дельпланеризм

  • Whitewater rafting – спуск на плотах по горным рекам

  • Mountain climbing – горные восхождения



Методологический компонент:

  • Необходимые разъяснения, памятки по использованию словарей

  • Способы реорганизации и систематизации изученной лексики



  • Сегодня важнее заменить колонку транскрипции на колонку с синонимами, антонимами, словосочетаниями, т.к. во-первых, транскрипцию надо уметь читать; во-вторых, именно употребление слов представляет как наибольший интерес, так и наибольшую сложность для учащихся.



Попробуйте подобрать определения к слову ИДЕЯ, или глаголы к слову ФИЛЬМ, или существительные к слову ДЕРЕВЯННЫЕ.

  • Попробуйте подобрать определения к слову ИДЕЯ, или глаголы к слову ФИЛЬМ, или существительные к слову ДЕРЕВЯННЫЕ.



Психологический компонент

  • Лексический навык – это способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от речевой задачи и включать его в речевую цепь.



  • Слова существуют в нашей памти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений на уровне лексической единицы –

  • ^ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ И СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ



синтагматические связи – уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединения слов с словосочетания и предложения (например, стакан – молоко).

  • синтагматические связи – уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединения слов с словосочетания и предложения (например, стакан – молоко).



  • Синтагматические связи характерны для младших школьников. С 9-10 лет преобладает категориальное мышление, а значит – парадигматические связи.



  • Парадигматические связи – различные уровни грамматических, фонетических и др. парадигм.



Включают не только формальный уровень лексико-грамматических парадигм (т.е. на уровне различных форм слова), но и семантические поля и микросистемы, куда входят синонимы, антонимы и т.д.

  • Включают не только формальный уровень лексико-грамматических парадигм (т.е. на уровне различных форм слова), но и семантические поля и микросистемы, куда входят синонимы, антонимы и т.д.



        • Для формирования лексического навыка установление прочных парадигматических связей слов абсолютно необходимо, поскольку именно эти связи обеспечивают прочность запоминания, а значит и мгновенный вызов слова из долговременной памяти.


Индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику.

  • В основе индивидуальных семантических полей лежит возраст, социальная среда, образование, профессия, особенности психики, пол и т.д. Кроме этого, оно тесно связано и информационным запасом.



  • Слово «дерево» у биолога, краснодеревщика, лесника, писателя-сказочника и школьника будет иметь различное семантическое поле.

  • Важно построить работу над новой лексикой таким образом, чтобы объем семантического поля не только на ИЯ, но и на родном языке увеличивался качественно и количественно.



Факторы, позволяющие расширить семантическое поле

  • Определенный контекст (чем обширнее ассоциации, тем выше % запоминания слова)

  • Связи слова в различных контекстах (возможно установление парадигматических связей слов как по формальному признаку, так и смысловых связей на уровне контекста употребления в определенных ситуациях)



Факторы, позволяющие расширить семантическое поле

  • Соединение смежных семантических полей (природа – книги – национальная кухня – природный календарь – священные животные и т.д.

  • Успех творения зависит от того, какую речевую задачу поставит учитель. Характер речевой установки способен в корне изменить характер и объем семантического поля.



Проблемный характер речевой установки (животные – музыкальные инструменты).

  • Проблемный характер речевой установки (животные – музыкальные инструменты).

  • Например, нам предстоит написать зоологическую симфонию, небольшое либретто к ней. Какие животные могли бы стать главными персонажами, как бы вы определили их роль и каким музыкальным инструментам отдали бы их партии?



Постоянная актуализация выученной лексики и максимальная ротация

  • Постоянная актуализация выученной лексики и максимальная ротация

  • Гораздо проще увеличивать активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения уже изученной в новых контекстах.



^ ПОСМОТРИТЕ НА СХЕМУ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРИРОДА» В 5 КЛ. СФОРМУЛИРУЙТЕ РЕЧЕВЫЕ УСТАНОВКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЕДИНЕНИЕ СМЕЖНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ГРУПП И МИКРОПОЛЕЙ.

  • КОСМОС

  • ЛЮДИ

  • ^ ВРЕМЕНА ГОДА ФЛОРА И ФАУНА

  • ЦВЕТА В ПРИРОДЕ ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ

  • ЖИВОТНЫЕ

  • ПРАЗДНИКИ ЕДА

  • ВОДА, СУША, ВОЗДУХ

  • ЧУДЕСА ПРИРОДЫ



Активный словарь - ….

  • Активный словарь - ….

  • Пассивный словарь - …



Активный словарь – лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении



  • Пассивный словарь – слова узнаваемы при чтении и аудировании, но не используются в речи.



Одноязычные способы семантизации лексики:

  • Использование наглядности (усиливает ассоциативную базу усвоения):

  • предметная,

  • изобразительная,

  • действием,

  • звуковая.

  • С помощью синонимов/антонимов (beautiful, ugly; house, home и т.д.)



С использованием известных способов словообразования:

  • С использованием известных способов словообразования:

  • суффиксально-префиксальный

  • suffixation: e.g. -er/or, animator; -y(-ie), weepy; -ism, capitalism; -ee, interviewee; -man, linkman.

  • prefixation: e.g. -mini, minidocumentary; -multi, multiscreen; etc.

  • Словосложение (televangelist, sci-fi movie, sitcom, adman, etc.)

  • Конверсия (lineup, round-up, etc.).



Переводные способы семантизации лексики:

  • Перевод слова (если в дальнейшем предполагается активная тренировка данного слова в различных контекстах)

  • Нахождение слова в словаре



  • Развитие языковой догадки через контекст

  • (от дефиниции на ИЯ до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов)



Владение словом – важная предпосылка говорения.

  • Для употребления слов в РЕПРОДУКТИВНЫХ видах речевой деятельности необходимо:

  • Найти слово в памяти

  • Произнести его (знание фонетической формы)

  • Включить в сочетание на основе смысловой совместимости (знание грамматической нормы)

  • Включить сочетание в предложение



Для РЕЦЕПТИВНЫХ видов речевой деятельности нужно:

  • Ассоциировать графический (звучащий) образ слова с его лексическим значением

  • Определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.



Во всех случаях необходимо обучать словарной стороне речевых видов деятельности таким образом , чтобы учащиеся постоянно ощущали напряженность коммуникативной задачи (то, что слова нужны им для выражения мыслей и их распознания)

  • Во всех случаях необходимо обучать словарной стороне речевых видов деятельности таким образом , чтобы учащиеся постоянно ощущали напряженность коммуникативной задачи (то, что слова нужны им для выражения мыслей и их распознания)

  • Только ясная речевая перспектива обеспечивает мотивированность и успешность овладения словарем



Выбор приема семантизации определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности учащихся.

  • Выбор приема семантизации определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности учащихся.

  • Наряду с семантизацией следует развивать у учащихся стремление осуществлять самостоятельное знакомство со словом.



При этом следует обеспечить учащихся рациональными приемами работы.

      • Например, учащиеся должны знать, что надо исчерпать все возможности иноязычного текста, использовать анализ слова по составу, и если значение не прояснится, то обратиться к словарю.


^ Для самостоятельной работы лучше подходит текст, предъявляемый в графической форме (Г.В. Рогова, 1989, 2000).

  • Ознакомление со словом завершается выделением его из текста и рассмотрением его как самостоятельной единицы.

  • Тренировка реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой свместимости



Все лексические упражнения делятся на две категории:

  • 1. Упражнения, направленные на запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой

  • Например:

  • назвать изображенные на картинке предметы,

  • выбрать из ряда слов только относящиеся к теме,

  • дополнить предложение,

  • употребить синоним и т.д.



  • Для лучшего запоминания следует пользоваться рифмовками, песнями. Важно мобилизовать специальные приемы запоминания слов (проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-то мотив)



2. Упражнения, направленные на формирование сочетаний слов смыслового характера

  • Какие глаголы можно употребить со словами

  • Соотнесите слова в колонках, чтобы получились правильные сочетания (глагольного или атрибутивного характера)

  • Подберите из «разбросанных» слов сочетания



  • Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т.д.

  • Дополните предложения за счет определений к выделенным существительным



  • Далее можно подключать грамматические тренировочные упражнения и упражнения в применении новых лексических единиц и их сочетаний в речи (группировка слов, нацеленных на будущее высказывание)



  • Самостоятельная группировка слов позволяет научить учащихся управлять семантикой своего высказывания. Эта работа связана с подготовленной формой речи.

  • Упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор, для которых создаются ситуации, мотивирующие высказывания



Работа над пассивным словарем

  • Громкое чтение и последующий перевод нового слова в различных синтагмах, предложениях (обогащение значения данного слова);

  • Заполнение пробелов в тексте при чтении (развитие способности прогнозирования)

  • Заполнить пропуски словами, разными по значению, образ которых учащиеся путают (lie-lay; sent-scent) – тренировка внимания



Потенциальный словарь

  • Носит индивидуальный характер и возникает на основе самостоятельной семантизации неизученной лексики в момент чтения.

  • Его объем и лексический навык находятся в зависимости от степени овладения каждым учащимся активным и пассивным минимумами



Потенциальный словарь складывается:

  • на основе слов, состоящих из знакомых элементов,

  • и слов, значение которых выводимо по конверсии (winter – to winter; free – to free; taste – to taste; love – to love; taxi – to taxi)



Возможные упражнения закрепления потенциального словаря

  • Определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных аффиксов

  • Определить значение интернациональных слов

  • Определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов



Задания на развитие языковой догадки

  • Прочти текст и подчеркни приметы времени, места, определи значение выделенных слов

  • Прочти текст и определи, о чем он. Это поможет выяснить значение выделенных слов

  • Выдели устойчивое сочетание из текста, сделай дословный перевод. Это поможет тебе найти соответствие ему в родном языке.



Лексические упражнения:

  • На уровне слова

  • вырази то же самое с помощью одного слова,

  • подобрать синонимы/антонимы,

  • выбрать слова с наиболее общим значением,



расположить слова по определенному принципу или признаку,

  • расположить слова по определенному принципу или признаку,

  • определить слово, не подходящее к данной группе,

  • образовать как можно больше однокоренных слов



На уровне словосочетания – подобрать к словосочетаниям как можно больше определений …

  • На уровне словосочетания – подобрать к словосочетаниям как можно больше определений …



На уровне предложения и сверхфразового единства

  • На уровне предложения и сверхфразового единства

  • вопросы к выделенным словам,

  • закончить фразу,

  • комментировать пословицу,

  • сравнить героев,

  • составить рассказ и т.д.



Особенности обучения лексике второго ИЯ (немецкого) на базе английского (И.Л.Бим, 2001)

  • Восприятие лексики на слух в речи учителя

  • Самостоятельная работа школьников с коллажем, постановка вопросов учителю по содержанию рисунков, предположения, о чем будет речь в разделах новой главы

  • Чтение новой лексики или текста, в котором дается новая лексика; раскрытие значения с помощью языковой догадки или сравнения со сходным явлением в АЯ или при помощи рисунков и подписей к ним, сносок или словаря



Контроль лексико-грамматических навыков в системе национальных экзаменов по ИЯ

  • Раздел «Грамматика и лексика» ЕГЭ по ИЯ включает 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. При выполнении заданий с кратким ответом учащиеся должны самостоятельно записать ответ в соответствующем месте работы. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 3 – 40 минут.



Пример 1 (9 класс)

  • Пример 1 (9 класс)

  • Прочитайте текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами B3–B9 так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию B3–B9.



11 класс

  • Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами B4–B10, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы B4–B10.



  • Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В11–В16, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами.



  • Таким образом, контроль сформированности лексической стороны речи направлен на выявление умений и навыков школьников использовать продуктивную лексику в речи для решения коммуникативных задач, а также на ее узнавание и понимание при чтении и аудировании.



Совершенствование лексической стороны английской речи в школах с углубленным изучением ИЯ, в 9 кл. (Сафонова В.В., 2003, 2009)

  • Сопоставление объема соотносимой лексики на родном и на АЯ;

  • Определение значений (включая контекстуальные) слов в связном аутентичном тексте;

  • Составление тематических, ситуативных лексических опор для диалогических, монологических высказываний

  • Опознание лингвострановедческих реалий в иноязычной устной и письменной речи



Коммуникативно-ориентированные лексические упражнения

  • Лексическое дополнение или завершение диалога, монолога

  • Драматизация учебных тематических диалогов и монологов

  • Прогнозирование возможных ситуаций общения по предлагаемым ключевым словам

  • Проигрывание тематических ситуаций в заданных речевых обстоятельствах





Похожие:

Формирование лексических навыков иноязычной речи iconФормирование грамматических навыков иноязычной речи
Как сделать отработку грамматических навыков интересной и личностно значимой для учащихся?
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconОтзыв на пособия: «Формирование и развитие навыков письменной речи на начальном этапе обучения»
«Формирование и развитие навыков письменной речи на начальном этапе обучения», «Формирование и развитие навыков письменной речи на...
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconМетоды и приемы формирования грамматических навыков на нод по развитию речи
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей,...
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconТематическое планирование по иностранному языку (английский, немецкий, французский) подчеркнуть умк (указать автора, год издания) Верещагина И. Н., Афанасьева О. В. (2004г.) Класс
Коммуникативные и учебные цели(сопутствующие задачи): отработка навыков диалогической речи, повторение лексического материала по...
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconФормирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» г. Липецка
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconИстоки общения. Развитие коммуникативных навыков дошкольников с речевыми нарушениями в разных видах деятельности
Одним из важнейших направлений работы педагогов коррекционных групп для детей с недоразвитием речи является формирование коммуникативных...
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconСистема упражнений для обучения студентов полиграфических специальностей профессионально ориентированной устной речи
Еязыковых вузах состоит в формировании у студентов иноязычной профессионально направленной коммуникативной компетентности – умений...
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconФормирование грамматических навыков речи на уроках английского языка в средней школе
Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов...
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconДанной работы «Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку». Выбор данной темы обусловлен методической темой, изучаемой мною по месту работы
Тема данной работы – «Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку». Выбор данной темы обусловлен методической темой,...
Формирование лексических навыков иноязычной речи iconИгра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты