Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока icon

Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока



НазваниеЦели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема. Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.


Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки

Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Европейская литература со времен Ренессанса обращается к Античности. Огромное количество произведений всех направлений художественной литературы создано под влиянием античных мотивов или включает в себя сравнения и образы богов и героев Древней Греции и Рима. Чтобы понять образы русской культуры и литературы, имеющие античные корни, важно дать школьникам почувствовать обаяние и красоту древности. Учитель не может поставить перед собой задачу изучить с шестиклассниками все мифы Древней Греции, но может пробудить интерес к этой удивительной стране и ее культуре, желание узнать о ней как можно больше. Важно познакомить детей с книгами, с помощью которых они смогут приблизиться к пониманию этой эпохи.


I. Определение мифа и мифологии

Проверка домашнего задания

Во время проверки домашнего задания школьники пересказывают статью о мифах, отвечают на вопросы учебника. Обратим внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Учитель может пояснить, что во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы — бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, воспринимали мир нерасчлененно. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Отвечая на 4-й вопрос учебника, кратко запишем в тетради определение мифа. Для этого можно воспользоваться статьей учебника и «Кратким литературоведческим словарем» (с. 309, ч. 2), вычленив в них необходимое для того, чтобы дети понимали сущность мифа.

* Мифы (греч.) — предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

— Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?

* Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.

Отвечая на 2-й вопрос учебника, ученики (в зависимости от уровня класса) могут перечислить вам различные мифы Древней Греции или показать знание мифологии других народов.

После записи определений объясним, что у каждого народа есть своя мифология — совокупность мифологических представлений, но мифы — произведения устного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII—VII вв. до Рождества Христова) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

При обращении к древней истории мы часто страдаем аберрацией дальности: например, мы воспринимаем всю эпоху Древней Греции как одно целое. Для того чтобы предотвратить возникновение такого впечатления у детей, нарисуем небольшую хронологическую схему, которая покажет то, что мы называем временем Древней Греции, на самом деле представляет огромный период в полторы тысячи лет. Культ большинства греческих богов сложился еще в крито-микенский период, к середине второго тысячелетия до Рождества Христова. За столетия со времени своего возникновения мифы не оставались неизменными: они развивались, дополнялись, отражали новые понятия и представления людей. Добавим в тетрадь еще одну запись:

* Мифы развиваются вместе с развитием народного сознания.


II. Боги, люди и герои в Древней Греции

Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.

Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла — Гея (Земля) и Тартар — глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались только по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, — это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки.

— Каких древнегреческих богов вы знаете?


Зéвс — верховный бог, бог грома и молнии.

Гéра — супруга Зевса.

Посейдóн — бог моря.

Аúд — бог подземного царства.

Афродúта — богиня любви.

Артемúда — богиня охоты.

Демéтра — богиня плодородия.

Афúна — богиня мудрости, покровительница городской жизни и мирного труда, защитница, воительница.

Аполлóн — бог — покровитель искусств.

Гéлиос — бог Солнца.

Арéс — бог войны и военного дела.

Очень важно для ребенка с первого же урока окунуться в атмосферу древнегреческой культуры. Учитель покажет иллюстрации, слайды (в зависимости от возможностей кабинета литературы), на которых изображены скульптуры, изображающие богов, и храмы, созданные в их честь.

Эллины поклонялись богам и героям. Запишем в тетради:

* Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.

* Люди смертны, зависят от воли богов.

* Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.


III. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия»

Читаем короткую статью учебника «Подвиги Геракла» (с. 203—204, ч. 2).

У детей обычно возникает вопрос: почему Геракл, такой могучий и храбрый, должен был служить трусливому царю Эврисфею?

Расскажем им, что богиня Гера ненавидела Геракла с момента рождения героя. Когда он совершил несколько подвигов и женился, у него родились дети. Гера наслала на него безумие, и он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание и прибывает в Дельфы, где был знаменитый оракул. Оракул провозглашает волю богов и приказывает ему поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею и за 10 лет совершить 12 подвигов. Если Геракл исполнит все это, то станет бессмертным, как боги.

Учитель должен иметь в виду, что мифологи указывают различный порядок подвигов Геракла, и очищение конюшен Авгия часто указывается как 5-й подвиг.

Учитель читает миф «Скотный двор царя Авгия».

«Скотный двор царя Авгия».

I. «Скотный двор царя Авгия»

Проверка домашнего задания

Попросим учеников пересказать миф «Скотный двор царя Авгия».


Беседа

— Почему Авгий согласился на предложение Геракла очистить за один день весь скотный двор?

— Каким образом Геракл справился с работой?

— Какие качества ему пришлось проявить при этом?

Во-первых, это находчивость, изобретательность: Геракл предложил использовать силу воды для очистки скотного двора, и это была новая идея. Во-вторых, с помощью своей богатырской силы он сломал стену.

— Как вы объясните выражение авгиевы конюшни? Когда его употребляют в речи?

Выражение авгиевы конюшни употребляют, когда говорят о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало чрезвычайно грязным, так что привести его в порядок очень трудно.

— Как объясняется в мифе о Геракле учреждение Олимпийских игр? Что вы знаете об Олимпийских играх? Кто в них участвовал? Как они проходили?

Хорошо, если учитель сможет показать школьникам иллюстрации, на которых изображено место проведения игр у горы Олимп. Подчеркнем, что греки вели счет времени по Олимпийским играм. На вопрос «когда?» они отвечали: «Во время такой-то Олимпиады». Таким образом, Геракл дал эллинам летоисчисление.


II. «Яблоки Гесперид»

Обучение выразительному чтению

Читаем вслух миф «Яблоки Гесперид». Просим детей объяснить происхождение и смысл выражения прикоснуться к земле, как Антей.

По пути через Ливию Геракл встретил великана Антея, который потребовал, чтобы герой боролся с ним. Антей получал силы от своей матери, богини Земли Геи, как только он прикасался к ней. Гераклу удалось победить Антея только тогда, когда он оторвал его от земли и поднял на воздух. Выражение прикоснуться к земле, как Антей, употребляется, когда говорят о человеке, которому требуется восстановить силы в сражении с врагом, обратившись к самому родному, что есть у него.


Беседа

— Почему 12-й подвиг Геракла был самым трудным? (3-й вопрос рубрики учебника «Разберемся в прочитанном», с. 211, ч. 2.)

12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла, потому что ему надо было дойти до края света, где простой физической силой нельзя было добиться победы, так как там властвовали уже другие законы. Прежде чем достичь края Земли, Гераклу пришлось преодолеть множество опасностей: найти Нерея, напасть на него и удержать, сражаться в Ливии с Антеем, быть связанным по приказу царя Египта Бусириса (Бусирис хотел принести Геракла в жертву Зевсу), затем держать небесный свод вместо Атласа.

Нечеловеческие силы и помощь богини Афины помогли Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с золотыми яблоками.

— Найдите в тексте мифа рассказ о том, как Геракл держал небесный свод. Прочитайте слова и выражения, подчеркивающие нечеловеческое напряжение героя.

— Как вы думаете, почему Афина вернула яблоки Гесперидам? Почему яблоки должны были вечно оставаться в садах дочерей Атласа?


III. Отличие мифа от сказки

Чтобы подойти к рассуждениям об отличии мифа от сказки, спросим детей:

— В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы принести оттуда какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как называется эта страна в русских сказках?

Дети назовут сказки «Финист — ясный сокол», где Марьюшка идет в тридевятое царство, в тридесятое государство, «Царевна-лягушка», где в путешествие отправляется Иван-царевич. Особое место занимает сказка «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», где герой должен совершить невыполнимое. Напомним, что никто не знал пути к Гесперидам и Атласу, и Гераклу пришлось долго блуждать по миру.

Сделаем вывод, что эти сказки и миф о Геракле имеют сходный сюжет.

— Чем отличаются эти сказки от мифа?

Миф не просто развлекает слушателя: он объясняет устройство мира и причину молодости богов. Место, куда стремится Геракл, четко определено: сады Гесперид. Земля — плоская поверхность, ее омывает Океан. На краю Земли великий титан Атлас держит на плечах небесный свод; небесный свод твердый, его надо держать над землей, а то он может упасть. Так мы знакомимся с представлениями эллинов о мире.

С помощью определения мифа, записанного в тетради, и определения сказки в «Кратком словаре литературоведческих терминов» (с. 312, ч. 2) приходим к выводу:

* Сказка схожа с мифом в том, что они созданы фантазией народа.

— Мы знаем три типа сказок: сказки о животных, бытовые и волшебные. Сказки какого типа более всего близки к мифу?

Ученики ответят: волшебные.

— Чем отличается миф от сказки?

Отличие мифа от сказки в том, что миф передает бытовавшие в историческом времени представления народа о происхождении мира, рассказывает о богах и героях. Народ — создатель мифа — понимает, что сказка — это вымысел, но он верит в истинность мифа.

II. Мифы о богах и героях Древней Греции

Задание III в учебнике направлено на расширение словарного запаса и повышение общекультурного уровня учащихся. Спрашивая, какие мифы прочитали шестиклассники, мы проведем работу по выяснению значения фразеологических оборотов.

Титанúческая борьба — бескомпромиссная борьба огромных сил (титáны — великаны, дети Геи, олицетворяющие стихийные силы природы).

Панúческий страх — животный страх, слепой ужас (Пан — козлоногий обитатель леса).

Олимпúйское спокойствие — божественное, абсолютное спокойствие, свойственное богам — обитателям горы Олимп.

Муки Тантáла (или Тантáловы муки) — муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого (к чему бы ни прикасался Тантал, все обращалось в золото, даже простая пища).

Сизúфов труд — напрасный, бесполезный труд, который не достигает результата (Сизиф вкатывал на гору камень, который у самой вершины срывался и катился вниз, и все начиналось сначала).


Домашнее задание

Прочитать все мифы о подвигах Геракла по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции

Подготовить ответы на вопросы и задания пункта II (1—4), пункта III (с. 211, ч. 2).

Подготовить ответы на вопросы и задания 1—3 рубрики «Разберемся в прочитанном» (с. 210—211, ч. 2)


ТЕМА. Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе» Отличие мифа от легенды.


^ ХОД УРОКА.

Организационный момент.


I. Легенда. Отличие мифа от легенды

В начале урока проведем опрос (устный или письменный): что такое сказка, миф? В чем отличие мифа от сказки?

Если опрос был письменный, после него обязательно попросим ученика дать определение мифа или сами вслух проговорим его. Затем обращаемся к статье учебника «Легенда» (с. 312) и читаем ее вслух.

Можно пояснить, что древние греки любили рассказывать гостям о подвигах и деяниях своих предков. Старейшины рода принимали гостей и родичей, угощали их и непременно рассказывали о славе и могуществе своего рода. Но память не могла сохранить всех событий в точности. Получались и преувеличения, и прямые искажения. Историческое зерно, послужившее основой рассказа, тонуло в массе сказочных элементов. Таким образом, рассказ о каком-то конкретном событии в устах народа постепенно превращался в легенду.

Слово легенда имеет латинский корень.

— Из какого языка заимствовано слово миф?

Читаем в учебнике определение легенды (с. 212). Выписываем его (возможно, в сокращенном виде) в рабочую тетрадь.


II. Геродот. «Легенда об Арионе»

Сначала учителю следует сказать о том, кто записал эту легенду.

Геродот — первый древнегреческий историк. Жил в V веке до Рождества Христова. Совершая дальние путешествия, он собирал и записывал рассказы о прошлом. Геродот побывал на местах многих крупных сражений и написал историю греко-персидских войн. Большое место он уделял местным мифам и сказаниям. Римский оратор Цицерон назвал Геродота «отцом истории».

Перед чтением легенды обратим внимание детей на слова, данные в сносках, и познакомим с их значением.

Читает текст легенды учитель. Дети не сразу понимают содержание легенды, поэтому по прочтении ответим на вопросы учебника (с. 214).


Обучение краткому пересказу

При ответе на 2-й вопрос учебника от ученика, по существу, требуется краткое устное изложение «Легенды об Арионе». Казалось бы, шестиклассники должны уметь кратко пересказывать текст. Однако многие из них, как и в начальной школе, стремятся к детализации, не умеют выделять главное. Примером пересказа легенды может быть следующий:

Арион родился в Мемфинах и был «несравненным кифаредом», то есть выдающимся музыкантом, играющим на кифаре. Он создал жанр дифирамба и обучил его исполнению хор в большом городе Коринфе. Бóльшую часть своей жизни он прожил в Коринфе, а затем решил отплыть в Италию и на Сикелию, то есть Сицилию. С богатством он решил возвратиться в Коринф и в городе Таранте сел на коринфский корабль. Но корабельщики решили его ограбить и предложили Ариону самому прыгнуть в море. Арион решил погибнуть с честью, надел полный наряд певца, спел и сам прыгнул в море. Он спасся: его вынес дельфин.


Беседа

В ходе беседы обращаем внимание учителя на то, чтобы ответы учеников были полными.

— Почему Арион хотел спеть в «полном наряде певца»?

Арион хотел спеть в полном наряде певца, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз, что для него важнее не богатство, которое он нажил, а его искусство певца. Он хотел, чтобы корабельщики поняли, что они лишают жизни не просто богатого человека, а лучшего в то время музыканта. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь и не захотят гибели такого искусного музыканта.

— Какие еще герои производят впечатление реально существовавших людей? (3-й вопрос учебника.)

Впечатление реально существовавших людей производят Периандр, тиран Коринфа, и лживые корабельщики. (Попросим детей обосновать свое мнение.)

— Почему это повествование называется легендой? (4-й вопрос учебника.)

Это повествование называется легендой, потому что оно записано Геродотом на основе устного предания, существовавшего в Коринфе и на острове Лесбос. Повествование рассказывает о реальных людях. Сказочное обогащение Ариона в Италии и на Сикелии и спасение его дельфином могут восприниматься как фантастические события.

5-й вопрос учебника посвящен устному иллюстрированию. Проводя работу по развитию речи, обращаем внимание на то, чтобы ученики, описывая предполагаемую иллюстрацию, употребляли слова и выражения из текста, например: величайшее диво, несравненный кифаред своего времени, нажил великое богатство, коринфские мореходы, задумали злое дело, догадавшись об их умысле, спеть в полном наряде певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь и т. д.


Итоги уроков по теме «Мифы Древней Греции»

Мифы и легенды появились в древности. Люди создавали их, чтобы найти объяснение непонятных явлений природы и возникновение мира, рассказать другим о необыкновенных событиях.

Вывод: легенды, мифы и сказки — произведения устного народного творчества. Во всех этих повествованиях есть фантастические элементы.


Домашнее задание

Подготовить пересказ «Легенды об Арионе» с сохранением стилистических особенностей текста.

Индивидуальное задание

Подготовить краткий рассказ о содержании поэм «Илиада» и «Одиссея».

^ ТЕМА. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС. СЛОВО О ГОМЕРЕ. «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» КАК ГЕРОИЧЕСКИЕ И ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ.


«Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы. Древнегреческие аэды. Рассказ о Гомере. «Одиссей на острове циклопов» — один из ключевых эпизодов поэмы возвращения


Целью уроков, посвященных Гомеру, может стать создание у шестиклассников представления о творчестве аэдов, на которое можно будет опираться впоследствии при изучении «Слова о полку Игореве», и общего представления о поэмах «Илиада» и «Одиссея».

Рассказ о встрече Одиссея с Полифемом рассматривается в этом случае как один из ключевых эпизодов поэмы «Одиссея».

На первом уроке важно создать интригу, основанную на восприятии в Новое время поэм Гомера как фантастических, не имеющих реальной фактической базы, и передать атмосферу великого открытия, связанного с раскопками Генриха Шлимана. С помощью такой интриги мы сможем вызвать у детей интерес к поэмам Гомера и к культуре Древней Греции вообще. Хорошо, если в ходе урока учитель будет использовать карту Древней Греции.

В учебнике выпуска 2007 года даны, в отличие от прежнего, два отрывка: «Изготовление оружия» (отрывок из песни восемнадцатой «Илиады» в переводе В. В. Вересаева) и уже привычный учителям отрывок «Одиссей на острове циклопов. Полифем» из «Одиссеи». Отрывок «Изготовление оружия» описательный: мы читаем о том, что было изображено на щите Ахилла. Автор перечисляет различные сцены из жизни и быта древних греков; в тексте употребляется множество слов, незнакомых детям (только некоторые из них объясняются в сносках), описываются сцены, шестиклассникам непонятные (например: «Тяжба / Там меж двоих из-за пени была за убитого мужа»).

Мы советуем отрывок из «Илиады» Гомера предложить детям для самостоятельного чтения (для его подробного разбора потребуется около двух часов, которые будет трудно изыскать, а пропустить такой сложный текст на уроке — значит проявить неуважительное отношение к выдающемуся произведению).

Отрывок из «Одиссеи», несмотря на непривычный детям гекзаметр, хорошо воспринимается шестиклассниками, так как в нем ясный и захватывающий сюжет. Предлагаем учителю сосредоточить внимание на этом отрывке.


I. Проверка домашнего задания

Слушаем пересказ «Легенды об Арионе» с сохранением стилистических особенностей текста.


II. «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы. Древнегреческие аэды. Гомер


Слово учителя


Когда мы говорим о Древней Греции, мы в первую очередь вспоминаем Гомера и его великие поэмы — «Илиаду» и «Одиссею». В первой говорится о военном походе ахейцев на Трою (город на полуострове Малая Азия), во второй — о возвращении домой одного из участников похода — Одиссея, царя Итаки. Эти поэмы были знакомы всем жителям Эллады. Уже в VI веке от Рождества Христова в Афинах были приняты регулярные исполнения поэм Гомера. Есть рассказ, что особая комиссия записала текст поэм со слов рапсодов. Рапсоды не были создателями поэм, они были исполнителями и декламировали поэмы на торжественных праздниках. Многие из них знали текст каждой поэмы наизусть. Греческие и римские писатели считали «Илиаду» и «Одиссею» созданиями непревзойденного мастера.

В Средние века было мало людей, которые знали древнегреческий язык и могли читать эти поэмы. В эпоху Возрождения в Европе стала особенно популярной античная мифология, но к поэмам Гомера стали относиться как к сказкам. Но их красота и выразительность привлекали к себе сердца людей. Друг А. С. Пушкина Н. И. Гнедич перевел на русский язык «Илиаду». Он писал: «Творение Гомера есть превосходнейшая энциклопедия древности». Многие поэты использовали образы Гомера для создания своих стихотворений. Но никто не мог сказать, что лежит в основе поэм: правда или вымысел.

Этот вопрос не давал покоя археологу-самоучке Генриху Шлиману (1822—1890). Он на свои деньги организовал несколько экспедиций в Грецию и на полуостров Малая Азия, в 1873 году он нашел остатки города Трои, затем — остатки кремля в Микенах и в Тиринфе. Это была настоящая сенсация. Воодушевление охватило археологов, и следом за открытиями Шлимана было совершено множество других открытий. Вскоре стало ясно, что поход ахейцев на Трою действительно был! Ученые нашли большое количество надписей, в которых встречались имена героев гомеровских поэм. Затем последовали еще более удивительные находки, полностью соответствующие гомеровским описаниям: нашли кубок Нестора, ручки которого украшены изображениями голубок, распростерших крылья; шлем Одиссея, унизанный зубами вепрей; огромные щиты, покрывающие все тело — «словно башня», у Гектора и у Аякса; застежку, которая была на плаще Одиссея (см.: Радциг С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. — М.: Высшая школа, 1982. — С. 41).

Таким образом, с помощью поэм Гомера удалось открыть крито-микенскую культуру (культуру III—II тысячелетия до Рождества Христова, центрами которой были остров Крит и город Микены), узнать о многих событиях древней истории, о том, как жили, во что верили, что любили люди Древней Греции.

Итак, в начале XII века до Рождества Христова ахейцы (данайцы), заселявшие полуостров Пелопоннес, задумали военный поход на город Трою, находившийся в Малой Азии. Причиной похода Гомер называет похищение троянцами Елены, жены царя Спарты Менелая. Греческие роды объединились под руководством царя Агамемнона и начали осаду Трои. Десять лет длилась осада. То одни побеждали, то другие. Наконец Одиссей придумал хитрость. Он посоветовал ахейцам сделать вид, что они покидают Трою, построить деревянного коня и подарить его троянцам. Внутри коня спрятались воины. Когда троянцы втащили коня в город, воины дождались ночи, вылезли и открыли ворота города. Войско ворвалось в город, и Троя пала. Вожди с добычей возвратились домой. Только возвращение Одиссея задержалось на 10 лет.

— Как вы думаете, сказание о Троянской войне — это миф или легенда? Почему?

Легендарные сказания в Древней Греции исполняли аэды.

Аэ́ды — профессиональные певцы. Они обрабатывали народные предания и исполняли поэмы под аккомпанемент струнного инструмента (лиры или кифары).

Мастерство аэдов передавалось из поколения в поколение. Существовали целые роды профессиональных певцов, например род Гомеридов. Во время праздников греки очень любили слушать сказания о героях в исполнении аэдов. К сочинителям и исполнителям поэм в Древней Греции относились с большим почтением.

Гомер был величайшим аэдом Греции.

Подчеркнем, что никаких исторических данных о Гомере не существует. О времени жизни Гомера нет сведений. Достоверно только то, что в VII веке до Рождества Христова поэмы были известны в Афинах. Значит, поэмы были написаны до этого времени. Они стали самыми любимыми произведениями Древней Греции, и само существование этих поэм доказывает существование их автора.


III. «Одиссей на острове циклопов» — один из ключевых эпизодов поэмы возвращения

Возможны два варианта дальнейшей работы:

— содержание поэм кратко пересказывает ученик (ученики), выполнявший индивидуальное задание;

— коллективное чтение вслух краткого содержания поэм (с. 219—220 учебника) (дети читают по очереди).

Должно остаться время на чтение эпизода «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Дополним сообщение учебника.

Когда Троянская война кончилась, участники похода стали возвращаться на родину. Некоторые благополучно доплыли до своих родных мест, другие погибли в пути, а царь острова Итака Одиссей (по совету которого и была разрушена Троя) не мог достигнуть родной земли. Десять лет по воле разгневанного бога морей Посейдона Одиссей то скитался по морским волнам, то попадал в плен к необыкновенным существам.

На одном из островов, куда выбросило Одиссея, жили фиакийцы. Их царь Алкиной обещал помочь Одиссею, устроил для него пир, и на пиру Одиссей рассказал о своей встрече с циклопом.

Почему же Посейдон разгневался на Одиссея? Причиной его гнева стало ослепление Одиссеем циклопа Полифема, который был сыном бога морей. Рассказ об Одиссее начинается с того, что боги собираются на Олимпе и решают наконец помочь Одиссею вернуться домой, где он не был уже 20 лет (10 лет шла Троянская война, 10 лет Одиссей скитался по миру). Все спутники Одиссея погибли. Он строит плот и плывет к Итаке. Но Посейдон замечает его и насылает бурю. Одиссею удается выплыть на берег острова, где живет народ феакийцев. Утром царская дочь со своими служанками идет на берег стирать белье и находит Одиссея. Герой не говорит, кто он, но царь острова по обычаю тех времен устраивает в честь гостя пир. На пиру аэд исполняет песни об осаде Трои и о деяниях Одиссея. Царь Алкиной замечает, что его гость заплакал, узнает его имя и просит рассказать о своих приключениях. Гость соглашается, поэтому рассказ о встрече с Полифемом ведется от имени Одиссея.


Выразительное чтение

Эпизод «Одиссей на острове циклопов» читает учитель, стараясь передать мерный, торжественный ритм гекзаметра и одновременно динамичность повествования. Хорошо, если в оставшееся время урока будет прочитан отрывок до слов: «...Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно».

— Какое впечатление вызывает у вас ритм поэмы?

Прочитайте вслух вместе с учениками (коллективное чтение) небольшой отрывок, чтобы они почувствовали ритм поэмы и смогли дома самостоятельно прочитать о встрече ахейцев с Полифемом.

Домашнее задание

Прочитать до конца эпизод «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Вопросы и задания 1—7 (с. 248 учебника).

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о приключениях Одиссея на пути домой, на Итаку, по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».


ТЕМА. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Комментированное чтение фрагментов поэмы.


Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, хитроумие Одиссея. «Одиссея» Гомера — песнь о героических подвигах, мужественных героях


I. «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Обучение выразительному чтению

Начнем урок с чтения небольшого отрывка от слов: «Муж великанского роста...» до слов: «...над другими воздвигшейся грозно» (всего шесть строк, с. 232 учебника). Поможем ученикам почувствовать ритм гекзаметра, научиться правильно распределять дыхание на непривычно длинной строке, научим выразительному чтению описания циклопа.

После этого приступим к чтению эпизодов, рассказывающих о пребывании Одиссея у Полифема (читают дети). Учитель обращает внимание на то, насколько шестиклассникам удается передать ритм поэмы.


II. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, хитроумие Одиссея

Беседа

^ Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал? (1-й вопрос, с. 248 учебника.)

В тексте нет прямого ответа на этот вопрос. Рассуждая, дети могут ответить так: когда Одиссей увидел пещеру циклопа, его насторожило, что она была огромная и в ней жил свирепый великан. Одиссей велел большинству спутников остаться на корабле и сторожить его неусыпно. Одиссей испытывал чувство близкой опасности.

Предложим ответить на 2-й вопрос:

^ Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа?

Напомним им, что греки верили, будто все в мире совершается по воле богов, что все живущие должны чтить эту волю. Считалось, что боги требуют соблюдать закон гостеприимства и тот, кто нарушает его, может прогневить небожителей. Возможно, Одиссей остался на острове и ждал циклопа, надеясь на богатый подарок, который по обычаю преподносили путешественникам, чтобы не разгневать богов.

Вспомним, что такое сравнение и эпитет, и ответим на 3-й вопрос:

^ Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками?

Циклопа Полифема характеризуют такие эпитеты и сравнения:

...был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;

Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.


Работая с текстом, находим ответ на 4-й вопрос:

— Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвел на них? ...

У каждого замерло милое сердце:

Голос гремящий и образ чудовища в трепет привел нас.


Учитель может обратить внимание класса на противопоставление: «милое сердце» и «образ чудовища», показать, что это сочетание противоположных образов помогает представить себе ужас и трепет путешественников.

Говоря о Полифеме, можно рассмотреть иллюстрации (с. 240, 247 учебника), обратить внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.

Отвечая на два следующих вопроса, приходим к выводу, что Одиссей предстает перед нами храбрым, умным, осмотрительным. Особенно подчеркивается его хитроумие.

Вопрос 7-й предлагает сравнить Одиссея и Геракла. Вспоминая подвиги Геракла, ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что Одиссей и Геракл — герои, но Геракл действует в основном силой, а Одиссей — хитростью.

Обращая внимание на поэтику «Одиссеи» Гомера, отметим повторения как особенность поэмы (9-й вопрос).

Люди мои собралися и, севши на лавках у весел,

Разом могучими веслами вспенили темные воды...

Сел он и маток доить принялся надлежащим порядком,

Коз и овец; подоив же, под каждую матку ее он

Клал сосуна.


Повторения отмечают периодические действия: наступление утра, отплытие корабля, доение животных.

— Вспомните, в каких уже изученных произведениях вы встречали повторения.

Ученики назовут русские народные сказки, сказки Пушкина, скажут, что поэмы Гомера древние греки учили наизусть, и эпизоды с повторениями легче было запомнить. Повторения — характерная черта устного народного творчества.

— Что лежит в основе «Одиссеи» Гомера — миф или легенда?

Запишем вывод:

* Поэмы Гомера имеют легендарную основу.

— Какие сказания в книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» являются легендами, а какие — мифами?

Мифы посвящены богам (Зевсу, Гере, Аполлону, Артемиде, Афине-Палладе, Гермесу, Дионису, Пану и другим) и героям (Персею, Гераклу, Тесею, Орфею и другим).

Из легендарных сказаний состоит древнегреческий эпос: «Цикл об Аргонавтах», «Троянский цикл», «Одиссея», «Сказания об Агамемноне и сыне его Оресте», «Фиванский цикл».


III. «Одиссея» Гомера — песнь о героических подвигах, о мужественных героях

Ученики, выполнявшие дома индивидуальное задание, рассказывают о приключениях Одиссея на пути домой, на Итаку.


IV. Анализ сочинений учащихся об одном из подвигов Геракла

Учитель уважительно отнесется к высказанным в сочинениях мнениям учеников. Цель сочинения не контроль, а обучение размышлению на заданную тему, поэтому особое внимание обратим на аргументированность высказанных точек зрения.


Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение (наизусть — на усмотрение учителя) отрывка — описания циклопа (11-й вопрос, с. 248 учебника).

Для самостоятельного чтения

Отрывок из «Илиады»: «Изготовление оружия» (с. 222— 230 учебника).








Похожие:

Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconКультура Древней Месопотамии Эгейская культура Античная культура Древней Греции Искусство Древней Греции. От мифа к реальности литература

Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconИз перечисленного назовите этапы развития художественной культуры Древней Греции
Архитектурная система, разработанная в Древней Греции и построенная на сочетание несущих и несомых частей, носит название…
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconПояснительная записка в первом полугодии 7 класса мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ»
За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом...
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconТема: «День Знаний в 1 классе»
Цели: познакомить детей с учителем, одноклассниками, правилами поведения в школе; с историей школы в Древней Греции и России
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconНаука и искусство Древней Греции и Древнего Мира

Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconТема Миф как архаическая форма верований
Формальность архетипа и внешние детерминанты мифологической системы. Двойственная природа архетипа и проблема диалога культур. Миф...
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconСистема модулей учебного курса лекций «История языкознания»
Языкознание в Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель, учение стоиков, александрийские грамматисты)
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconЦели: изучить историю возникновения вышивки шёлковыми лентами; изучить опыт применения вышивки в современном творчестве; Для достижения цели наметила выполнение следующих задач
Многое влечет нас к рукоделию, но, наверное, сильнее всего – это жажда творчества
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconТема: "Решение задач по развитию речи детей в музыкальной деятельности"
Музыкотерапия это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали...
Цели: изучить определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки Ход урока iconТребования к современному уроку
Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты