Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка icon

Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка



НазваниеДисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР И АНТИЧНОСТИ

Кафедра истории и филологии Дальнего Востока


Рабочая программа дисциплины

Материальная культура ЯПОНИИ


по направлению № 032100 Востоковедение и африканистика

бакалавриат

Профиль: Языки и литературы стран Азии и Африки

(Язык и литература Японии)


Москва 2011


Аннотация к курсу «Материальная культура Японии»


Для студентов 3 курса направления подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (ИВКА) , профиль: Языки и литературы стран Азии и Афр­и­ки (Язык и литература Японии)


^ Цель дисциплины

Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка.

Цель данного курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с характерными чертами материальной культуры традиционной и современной Японии, такими, как особенности жилища, утвари, предметов материальной культуры, сопровождающих отправление ритуалов и использующихся в повседневной жизни, выявить истоки тех или иных предметов быта и культа и описать процесс исторического изменения бытования предметов в связи с изменениями как в области духовной культуры, так и в освоении материально-технической базы.


Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпуск­ника:

  • ОК-1 (способность научно анализировать социально значимые про­бле­мы и процессы, умение использовать на практике методы гума­ни­тарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах професси­ональной и социальной дея­тель­ности, связанной с изучением Востока);

  • ОК-2 (способность использовать в познавательной и профессиональ­ной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культуро­логии; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) офор­мить его результаты на родном, западном и восточном языках);

  • ОК-8 (способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач);

  • ОК-9 (способность и готовность к практическому анализу логики раз­личного вида рассуждений, владение навыками публичной речи, ар­гументации, ведения дискуссии и полемики);

  • ОК-16 (способность понимать культуру социальных отношений, кри­ти­че­ски переосмысливать свой социальный опыт, готовность уважи­те­ль­но относиться к историческому наследию и культурным традици­ям);

  • ПК-1 (владеть теоретическими основами организации и планирования научно-исследовательской работы);

  • ПК-2 (способность применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир);

  • ПК-3 (способность понимать, излагать и критически анализировать информацию о Востоке, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточ­ный язык тексты культурного, научного, политико-экономического и религиозно-философского характера);

  • ПК-4 (владеть понятийным аппаратом востоковедных исследований);

  • ПК-12 (способность использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формирова­нии политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира);

  • ПК-15 (способность использовать знание этнографических, этнолин­гви­стических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета);

  • ПК-16 (способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам разви­тия афро-азиатского мира, решение которых способствует укрепле­нию дипломатических позиций, повышению экономической безопас­ности и конкурентоспособности Российской Федерации).



Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных работ, зачет на 3 курсе обучения (5 семестр).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы — 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены следующие занятия: лекции — 12 часов, семинары — 14 часов, самостоятельная работа студента — 46 часов.

^ Рабочая программа дисциплины


Пояснительная записка


Предмет дисциплины — изучение важнейших аспектов материальной культуры традиционной и современной Японии в историческом срезе.

Цель дисциплины — заключается в том, чтобы познакомить студентов с характерными чертами материальной культуры Японии, многие из которых возникли в глубокой древности и претерпели длительное развитие. В своей совокупности они образуют специфический облик этого народа.

Задачи дисциплины предполагают:

—Ознакомление с основными теоретическими концепциями изучения материальной культуры;

— Ознакомление с особенностями материальной культуры смерти в Японии, особенностями функционирования предметов культа и повседневности в ритуалах смерти, строения постоянных погребений и временных помещений

— Ознакомление с особенностями развития жилища и различными историческими типами жилого пространства, с жилищем татэана, со стилями синдэн-дзукури и сёин-дзукури, с планировкой поместья аристократа и жилища самурая, а также замковой и храмовой архитектурой

— Ознакомление с различными типами осветительных приборов наружного и внутреннего освежения (как то: лампы периода Дзёмон, очаг камадо, фонари торо, светильники андон, кантэра, свечи росоку) в связи с эволюцией жилища, а также с ролью освещения в различных социальных и культурных контекстах (в чайной церемонии, театре Но, похоронной церемонии)

— Ознакомление с предметами меблировки и интерьера: спальное место, ширмы, токонома, кухонная утварь, приспособления для сидения, отхожее место, стеллажи для свитков, сундуки

— Ознакомление с особенностями традиционной одежды, обуви, головных уборов различных исторических эпох представителей различных социальных групп (аристократов, воинов), с особенностями повседневного, служебного и праздничного одеяния

— Ознакомление с традицией изготовления бумаги и письменных принадлежностей, способами изготовления туши, различными способами нанесения текста, развитием книгопечатания и бытованием свитков


^ Место дисциплины в структуре ООП ВПО: дисциплина «Материальная культура Японии» является частью профес­си­онального цикла Б.3 по направлению подготовки Востоковедение и афри­ка­ни­сти­ка, реализу­емой в Институте восточных культур и античности ка­фед­рой Ис­тории и филологии Дальнего Востока.

Дисциплина является курсом по выбору вариативной части профессио­нального цикла дисциплин (Б.3), читается в 5 семестре.

Данная дисциплина логически, содержательно и методически связана с дис­циплинами: Введение в востоковедение, История Японии, Исто­рия литературы Японии, История религий Японии, Введение в японоведение.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:


знать:

— основные термины и понятия, которые используются при изучении различных сторон материальной культуры (ПК-4);

— основные аспекты традиционной материальной культуры Японии (ПК-4);

— общие и различные черты материальной и духовной культуры Японии и стран дальневосточного культурного ареала (ПК-12);

уметь:

— пользоваться полученными знаниями при проведении исследования предметов материальной культуры традиционной Японии (ОК-1);

— соотносить те или иные аспекты материальной культуры с опре­деленными Японии государствами (ОК-9);

— применять полученные знания в собственной научно-исследовательской деятель­ности в области исследования предметов материальной культуры Японии (ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-16);

владеть:

— навыками чтения и анализа публикаций (статей в специальных журналах и монографий), в которых описываются результаты исследований предметов материальной культуры (ОК-8, ПК-3).


^ Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины: 5 семестр — 2 зачётные единицы (72 ча­са). Из них: аудиторная работа — 26 часов, самостоятельная работа студентов — 46 часов, в т. ч. подготовка к семинарским занятиям, выполнение контрольного задания и аттестации (зачет с оценкой).






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

лек­ции

прак­ти­ческие

занятия

семи­нары

самостоятельная

работа

1

Введение. Основные теоретические концепции изучения материальной культуры.

5




2




2

4

Подготовка к семинарам.

2

Характеристика материальной культуры смерти в Японии. Диалектика материальной и духовной культуры на примере ритуалов смерти

5




2




2

4

Подготовка к семинарам.

3

Основные особенности традиционных жилых построек. Архитектурные стили. Историческое развитие форм жилища.

5




2




2

6

Подготовка к се­ми­на­рам. Кон­троль­ная работа.

4

Осветительные приборы: от древности к современности. Масляные лампы, фонари, светильники андон, керосиновые лампы кантэра

5




2




2

4

Подготовка к семинарам.

5

Предметы меблировки и украшения интерьера. Мебель, постель, стеллажи для свитков, сундуки, токонома, ширмы, кухонная утварь.

5




2




2

6

Подготовка к семинарам.

6

Традиционный японский костюм. Исторические, социальные и гендерные аспекты функционирования одежды.

5




2




2

6

Подготовка к семинарам.

7

Бумага, тушь и тушечница в Японии. История свитка. Появление книгопечатания. Письменные принадлежности.

5










2

6

Подготовка к семинарам.

8

Итоговая аттестация.

5













10

Зачет с оценкой.




Всего







12




14

46






Похожие:

Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconПедагогический институт дидактические возможности сетевых ресурсов в преподавании языковых дисциплин (страноведения, литературы страны изучаемого языка)
Дидактические возможности сетевых ресурсов в преподавании страноведения изучаемого языка
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconКонкурс «Эрудит» 6 -7 классы; 3 Заключительный вечер в форме игры «Слабое звено» для учащихся 8-11 классов
Цели: Формирование уважительного отношения к немецкому языку и культуре страны изучаемого языка
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconРоль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку
Стандарт основного общего образования по иностранному языку гласит: «социокультурная компетенция- приобщение учащихся к культуре,...
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №122» Московского района города Казани Мастер-класс Работа по индивидуальной научно-методической теме как важный аспект подготовки учителя к введению фгос ноо
Работа по индивидуальной научно-методической теме как важный аспект подготовки учителя
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconТематическое планирование в старшей группе
Расширить представления о труде работников детского сада. Уточнить и расширить представления детей об игрушках и их назначении; их...
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconПроект «Страны изучаемого языка: взгляд из России»
В результате выполнения проекта предполагается формирование у студентов следующих компетенций
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconОрганизация проектной деятельности студентов в процессе преподавания физики
Немаловажную роль в подготовке такого специалиста играет освоение студентами базовых дисциплин
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconЛитература Японии) Москва 2011 Аннотация к курсу «Музыкальная культура Японии» Для студентов 4 курса направления подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (ивка)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconКультура речи: общие и частные проблемы языка тартынских Вера Васильевна
Коммуникативное намерение автора – познакомить с некоторыми особенностями обучения культуре речи в рамках дисциплины «Русский язык...
Дисциплина «Материальная культура Японии» при подготовке специалиста-японоведа составляет важный аспект дисциплин, призванных расширить представления о культуре и традициях страны изучаемого языка iconНаименование дисциплины : Русский язык и культура речи
Целями освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является: ознакомление слушателей с понятийным аппаратом; формирование...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты