Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Факультет физкультуры и спорта

УТВЕРЖДАЮ

Декан_________________ факультета

__________________(ФИО декана факультета)

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Физическая культура


Специальность 030503 «Правоведение»


Форма обучения

очная


Нижний Новгород

2011 год

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психологической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматриваются решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП


Согласно основной образовательной программы дисциплина «Физическая культура» взаимосвязана с другими частями ООП. В схемах 1, 2, 3 отображаются логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими дисциплинами (модулями).


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура»


В ходе реализации учебной программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 400 часов, должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент):

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;

- основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

- общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

- спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Указанный обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончании курса обучения по данной учебной дисциплине;

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общефизической и спортивно-технической подготовке);

- приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных и профессиональных целей.


^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Физическая культура»



Виды учебной работы

Всего

часов

Семестры

1

2

3

4

^ Общая трудоемкость дисциплины

157

32

42

26

24

Аудиторные занятия

124

32

42

26

24

Лекции

4

2

-

2

-

Практические занятия (ПЗ)

120

30

42

24

24

Самостоятельна работа

33

9

8

8

8

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

зачет

зачет

зачет



Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного

минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа и стиля жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

- практический, состоящий из двух подразделов:

  • методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;

  • учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента:

- обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности;

- вариативный, опирающийся на базовый, дополняющей его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции.

На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.


^ 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Раздел дисциплины

Аудиторные

занятия

Лекции

ПЗ

Всего




^ Первый курс (обязательная тематика)










1

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

2

36

38

2

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья




36

36




Всего часов на 1 курсе (1,2 семестры)

2

72

74




^ Второй курс (обязательная тематика)










3

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

2

24

26

4

Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений




24

24




Всего часов на 2 курсе (3,4 семестры)

2

48

50



^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Теоретический

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента

- Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.


^ 2. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья

- Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования ЗОЖ. Основные требования к организации ЗОЖ. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в ЗОЖ. Критерии эффективности ЗОЖ.


^ 3. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений

- Понятие спорта как явления культурной жизни. Особенности и условия занятий спортом студентами технического университета. Мотивы выбора студентами вида спорта или системы физических упражнений. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Классификация соревновательных упражнений, ее структура. Студенческий спорт. Планирование подготовки спортсменов в вузе. Универсиады и Олимпийские игры. Студенческие спортивные соревнования. Краткая психологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. Системы физических упражнений: краткая характеристика, условия занятий и требования к занимающимся.


^ 4. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

- Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

- Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающегося. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестра) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.


^ Раздел 2. Практический


Учебные материалы раздела направлены на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта, направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятий преподаватель заблаговременно выдает студентам задания по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указанию по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий, связанных с лекционным курсом.


^ Для студентов первого курса

1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).

2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для направленной коррекции.

3. Методика составления индивидуальных программ самовоспитания с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).

4. Основы методики самомассажа.

5. Методика коррегирующей гимнастики для глаз.

6. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.


Для студентов второго курса

1. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

2. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и т.д.).

3. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

5. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

6. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.

7. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

Практический учебный материал для специального учебного отделения. Учебный материал имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. При его реализации применяется индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянно-патологическими факторами.

Студенты специального отделения, занимающиеся в группах ЛФК, освобожденные от практических занятий пишут рефераты.


^ Контрольный раздел

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума – регулярности посещения обязательных занятий: обязательных и дополнительных тестов.

- Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы.

- ^ Текущий – позволяет оценить степень освоения разделов темы, виды учебной работы.

- Итоговый контроль (зачеты, экзамены) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней через комплексную проверку занятий, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студентов, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

^ 5. Лабораторный практикум


Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателя с целью четкого определения последовательности решения задач овладения техникой различных физических упражнений повышения уровня функциональной подготовленности организма. Перспективное планирование самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 5 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физического спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижения различных результатов по годам обучения в Вузе. Данный план отражает различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы.

Планирование самостоятельных занятий физическими упражнений направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами медицинских групп, - сохранение хорошего здоровья, поддержание высоко уровня физической и умственной работоспособности.

Положительного результата в занятиях физической культурой можно добиться только при многолетних непрерывных занятиях, основанных на учёте закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта). При планировании и проведении многолетних занятий за основу берется годичный тренировочный цикл.

Студентам при планировании и проведении самостоятельных занятий учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность объем самостоятельных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха. При многолетнем цикле самостоятельных тренировочных занятий общая тренировочная нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению. Только при этом условии будет, происходит укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, а для занимающихся спортом - повышение состояния тренированности и уровня спортивных результатов.

Определение индивидуальных особенностей занимающегося - состояние здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортивных интересов условий питания, учебы и быта, его волевых и психических качеств и т.д. В соответствии с ними определяется реально достижимая цель занятия. Например, если студент имеет отклонения в состоянии здоровья и ему определена специальная медицинская группа, то целью его самостоятельных занятий будет укрепление здоровья и закаливание организма. Для студентов практически здоровых, но не занимавшихся ранее спортом, целью занятий будет повышение уровня физической подготовленности.

Правила организации и гигиены самостоятельных занятий физической культурой включают в себя, прежде всего, здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания. Кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж.

Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и тс же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), и в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены.

В структуре каждого учебного занятия, как правило, выделяют три его составные части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия. В учебных занятиях целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию двигательных качеств силы, быстроты, выносливости и гибкости. Различают общую и специальную разминку.

Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.

Задача специальной разминки – углубленная подготовка тех суставов, связок, мышц (или частей тела) и функциональных систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия.

В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки.

Если занятие проводится на улице, в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку на 0,5-1,5 км, а затем комплекс обще-подготовительных упражнений. Методическая последовательность выполнения таких упражнений обычная: «сверху-вниз», т.е. сначала разминаются мышцы шеи и пояса верхних конечностей, а затем туловища и ног. После этого можно выполнять упражнения на гибкость.

Если занятие проводится в спортивном зале, то его также желательно начать с различных видов ходьбы и бега, обще-развивающих упражнений в движении и на месте, а закончить – специально-подготовительными упражнениями и растягиванием мышц.

Даже после интенсивной разминки, когда выполнена пробежка, комплексы обще- и специально – подготовительных упражнений, а мышцы уже достаточно разогреты и в основном готовы к специфической скоростно-силовой или сложно-координированной работе, связки и суставы не всегда бывают подготовлены к выполнению движений с предельной амплитудой. Эффективным средством, устраняющим такой «недостаток», и являются статические упражнения на растягивание.

Отдельные «блоки» подготовительных упражнений, в том числе махи и растяжки, рекомендуется включать и в основную часть занятия, проводя, таким образом, специальную разминку перед выполнением в полную силу скоростно-силовых и координационно-сложных движений.

Описанные варианты разминки можно использовать и в качестве отдельных, самостоятельных тренировок на занятиях по физической культуре восстановительной направленности, на утренней физической зарядке. При этом желательно лишь увеличить продолжительность пробежки до 4-6 км (20-35 минут бега со скоростью 5-6 мин на 1 км).

Основная часть тренировочного занятия. В основной части занятия решаются главные задачи физического воспитания. В зависимости от соответствующей направленности на развитие и совершенствование того или иного качества, будет изменяться и структура основной части. Занятие состоит из одного или нескольких последовательных и логически взаимосвязанных «блоков» нагрузки разной направленности. Здесь лишь необходимо дополнительно остановиться на рекомендуемых сочетаниях нагрузок направленности:

1. После аэробной работы малого объёма (разминка, зарядка) можно выполнять упражнения любой направленности;

2. После аэробной работы большого объёма (например, бега на 6-10 км) рекомендуется выполнить только лёгкую разминку и быть осторожным при выполнении упражнений на растягивание;

  1. После большого объёма координационно-сложной работы на разучивание и совершенствование техники движений можно выполнять упражнения на растягивания, быстроту и силу;

4. Упражнения на быстроту, как правило, выполняются в начале основной части занятия, после них можно выполнять силовую работу;

5. Упражнения для развития специальной (гликолитической) выносливости выполняются после скоростно-силовых упражнений или отдельной тренировкой; после них нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме небольшой аэробной разминки.

Заключительная часть занятия. Смысл её – в обеспечении переключения функциональных систем организма на восстановительный режим, т.е. на ускорение восстановительных процессов. Плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком прекращении напряжённой тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Содержание обычно составляют упражнения невысокой интенсивности, а также дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения, в восточных единоборствах - плавное и медленное выполнение комплексов формальных упражнений. В наиболее простом варианте это может быть просто медленный трусцой на 400-800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упражнений можно включить встряхивание мышц, самомассаж наиболее нагруженных мышечных массивов и психорегулирующие воздействия. Продолжительность обычно составляет 10-15 минут.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Физическая культура»

а) Основная литература

1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. – М.: изд-во РУДН, 1999.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

3. Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры. Учебное пособие – Н.Новгород: изд-во Нижегородского госуниверситета, 2005.

4. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФИС, 1991.

5. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Коваленко. – М.: изд-во АСВ, 2000.

6. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под общей ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999.

7. Курс лекций по физической культуре. Учебно-методическое пособие./ Под общей ред. В.Г. Кузьмина. – Н.Новгород: изд-во РИУ ННГУ, 2010.

б) Дополнительная литература

1. Виленский М.Я., Горшкова А.Г. основы здорового образа жизни студента.// Среднее профессиональное образование, 1995 - № 4,5,6; 1996 - № 1,2,3.

2. Вайбаум Я.С., Ковалев В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебное пособие – М.: изд. Центр «Академия», 2002 г.

3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

4. Попов В.Д. 1001 упражнение для здоровья и физического развития. – М.: ООО «изд-во Арстрель», ООО «изд-во АСТ», 2002.

5. Смирнов В.И., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

6. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. – М.: ФАНР-ПРЕСС, 2001.

7. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. – М., ВЕЧЕ, 2001.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Физическая культура»

Учебный процесс обеспечивается спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для проведения практических занятий по физической культуре в спортивных залах и стадионе.

Каждый вид спорта и система физических упражнений обеспечена методическими рекомендациями для студентов. Они представлены в напечатанном и электронном виде.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 030503 «Правоведение».

Автор (ы) ___________________________ Кутасин А.Н.

Рецензент (ы) ________________________Кузьмин В.Г.

Заведующий кафедрой_________________________ Кутасин А.Н.

Программа одобрена на заседании кафедры ОФСД

от 15.03.2011 года, протокол № 6.





Схема 1. Физическая культура в системе дисциплин специальности «Юриспруденция»



Концепции современного естествознания




Информатика и математика







Уголовное право





Схема 2. Физическая культура в системе общих математических и естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.




Схема 3. Физическая культура в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.




Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon«Формирование образовательного поля для субъектов инновационной деятельности» Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconСовременные методы формирования научного мировоззрения обучаемых на уроках физики корнилова Евгения Анатольевна Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уссурийский государственный педагогический институт»,
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уссурийский государственный педагогический институт»,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова» Мероприятие 35. 3
...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова» Мероприятие 35. 3
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты