Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет icon

Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет



НазваниеПрограмма предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Курс «Инновации в культуре и социокультурное проектирование» рассчитан на студентов V курса (специальность «Культурология»). Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет.

.


1. Введение

2. Рабочая программа

3. Тематика и планы семинарских занятий

4. График текущего и промежуточного контроля

5. Литература к курсу

6. Программные статьи

7. Социокультурные проекты для самостоятельного анализа

8. Важнейшие интернет-ресурсы

9. Вопросы к зачету

Введение.



Цель изучения дисциплины.

Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. Цель курса «Инновации в культуре и социокультурное проектирование» – обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.
^
Требования к знаниям и умениям по дисциплине.

  • владение приемами анализа конкретной социокультурной ситуации;

  • умение практически реализовывать принципы проблемно-целевого проектирования;

  • знание основных бюрократических моментов (оформление документов, заявки на финансирование, спонсорских писем и т.п.).


к началу документа

^

Рабочая программа.



Тема 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования. Теоретические основания социокультурного проектирования. Социально-культурная деятельность как объект проектирования. Культура как область проектной деятельности (содержание понятия). Социально-культурная сфера как область проектирования. Принципы социально-культурного проектирования.
^

Лекции: 2 часа. Самостоятельная работа: 3 часа (знакомство с литературой по теме).


Тема 2. Технология анализа социокультурной ситуации. Сущность проблемно-целевого анализа. Понятие и структура ситуации. Социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы жизнедеятельности). Образ жизни как элемент анализа ситуации. Типы проблем и технология их анализа. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем.
^

Лекции: 4 часа. Практические занятия: 4 часа. Самостоятельная работа: 3 часа (знакомство с литературой по теме).


Тема 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики. Встроенность региональных программ в Федеральный план культурного развития. Этапы разработки региональных социально-культурных программ. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры.
^

Лекции: 4 часа. Практические занятия: 4 часа. Самостоятельная работа: 3 часа (знакомство с литературой по теме).


Тема 4. Методика формирования локальных проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности. Специфика проектной деятельности в сфере социальной педагогики и прикладной культурологии. Логика и технология обоснования замысла целевого проекта. Структура и содержание проектов. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ.
^

Лекции: 4 часа. Практические занятия: 4 часа. Самостоятельная работа: 3 часа (знакомство с литературой по теме).


Тема 5. Игровые методы социально-культурного проектирования. Типология и характеристика методов игрового проектирования. Проективные возможности инновационных игр. Принципы игрового проектирования. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр. Опыт организации инновационной игры по разработке городской программы поддержки и развития культуры.
^

Лекции: 2 часа. Самостоятельная работа: 3 часа (знакомство с литературой по теме).


Тема 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников). Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ. Внебюджетные источники финансирования.
^

Лекции: 2 часа. Практические занятия: 4 часа. Самостоятельная работа: 3 часа (знакомство с литературой по теме).



20 часов самостоятельной работы отводится на подготовку и оформление индивидуального проекта.


к началу документа


^

Тематика и планы семинарских (практических) занятий (16 часов).





  1. Анализ социокультурной ситуации.

  2. Технология разработки социально ориентированных проектов.

  3. Анализ Федеральной программы культурного развития.

  4. Анализ проектов (на основе литературы):

    • инновационная деятельность музея;

    • виртуализация музея;

    • интернет-кафе в музее;

    • региональный музей в организации культурного туризма;

    • информационные технологии и межрегиональное музейное сотрудничество;

    • интерпретация промышленного ресурса региона в деятельности музея;

    • «специальные события» в музее: «немузейные» мероприятия как способ привлечения дополнительного финансирования;

    • проект «Ивановское телевидение»;

    • проект «Ивановское радио»;

    • развитие вуза;


к началу документа


Семинар 1. Анализ социокультурной ситуации.


  1. Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций (самостоятельно).

  2. Определить приоритетные области проектирования и приоритетные категории населения.

  3. Подготовить сводную таблицу проблем, характеризующих основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы жизнедеятельности и образ жизни.

  4. Проранжировать проблемы по степени их значимости.

  5. Дать общую характеристику социокультурной ситуации путем анализа основных проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности, образа жизни и на этой основе определить: а) приоритетные сферы проектирования и б)приоритетные категории и группы населения (потенциальную аудиторию программ).


^ Результаты задания представляются в форме доклада подгрупп и последующей межгрупповой дискуссии.


Литература:

  1. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1997.

  2. Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы. М., 1986.

  3. Теоретические основания культурной политики. М., 1996.

  4. Справочник руководителя учреждения культуры (журнал выходит 12 раз в год).


к началу документа


Семинар 2. Технология разработки социально ориентированных проектов.


Индивидуальное задание:

  1. Познакомиться с условиями подачи заявки.

  2. Разработать замысел проекта в соответствии с требованиями программы по следующей структуре:

а) Аудитория проекта (т.е. характеристика проблем целевой группы и лиц, непосредственно получающих пользу от проекта).

б) Цели и задачи проекта.

в) Содержание проекта.

г) Организация-исполнитель (или форма реализации проекта).

д) Планируемые результаты и критерии эффективности.


Групповое задание:

  1. Доработка в команде лучшего проекта.

Защита проектов проходит в режиме игры (групповые роли: оптимисты, пессимисты, реалисты).

  1. Устранение ошибок и окончательная доработка индивидуальных проектов.

  2. Защита и экспертиза проектов:

— защита трех лучших проектов (экспертами в данном случае выступают все команды в рамках своих групповых ролей — оптимисты, пессимисты, реалисты).

— обсуждение трех худших (т.е. получивших наименьшее количество баллов в процессе анонимной групповой экспертизы).

Литература:

  1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. СПб., 2002.

  2. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., 1999.

  3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1997.

  4. Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы. М., 1986.

  5. Теоретические основания культурной политики. М., 1996.

  6. Справочник руководителя учреждения культуры (журнал входит 12 раз в год).


к началу документа


Семинар 3. Анализ Федеральной программы культурного развития.


  1. Проанализировать и сравнить содержание программ 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг.: группы проблем, основные акценты программ, тенденции.

  2. Критика содержания программ: «плюсы» и «минусы» культурной политики.

  3. Групповое задание: региональные проблемы социокультурного развития в Федеральной программе.


Литература:

  1. Справочник руководителя учреждения культуры. №8, №9 – 2004; №1 – 2005.

  2. Лорд Барри, Лорд Гейл Д. Менеджмент в музейном деле. Учебное пособие. М., 2002.

  3. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков. М., 2001.


к началу документа


Семинар 4. Анализ проектов (на основе литературы).


  1. Критически представить содержание программы (по выбору студента).

    • инновационная деятельность музея;

    • виртуализация музея;

    • интернет-кафе в музее;

    • региональный музей в организации культурного туризма;

    • информационные технологии и межрегиональное музейное сотрудничество;

    • интерпретация промышленного ресурса региона в деятельности музея;

    • «специальные события» в музее: «немузейные» мероприятия как способ привлечения дополнительного финансирования;

    • проект «Ивановское телевидение»;

    • проект «Ивановское радио».

  1. Групповое задание: доработка в команде лучшего проекта. Защита проектов проходит в режиме игры (групповые роли: оптимисты, пессимисты, реалисты).


Литература:

  1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. СПб., 2002.

  2. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., 1999.

  3. Лорд Барри, Лорд Гейл Д. Менеджмент в музейном деле. Учебное пособие. М., 2002.

  4. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб., 2001.

  5. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков. М., 2001.

  6. Справочник руководителя учреждения культуры.


к началу документа

^

График текущего и промежуточного контроля.



1 рейтинговая точка – 15 баллов:

    • работа на семинарах (10 баллов)

    • письменная работа «Принципы социально-культурного проектирования» (5 баллов)


2 рейтинговая точка – 15 баллов:

    • работа на семинарах (10 баллов)

    • письменная работа «Принципы игрового проектирования» (5 баллов)


3 рейтинговая точка – 20 баллов:

    • работа на семинарах (5 баллов)

    • защита индивидуального проекта (15 баллов)


к началу документа

^

Литература к курсу.



Основная литература:

  1. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1997.

  2. Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы. М., 1986.

  3. Справочник руководителя учреждения культуры (журнал выходит 12 раз в год).

  4. Теоретические основания культурной политики. М., 1996.


Дополнительная литература:

  1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. СПб., 2002.

  2. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., 1999.

  3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. Учебное пособие. М., 2004.

  4. Лорд Барри, Лорд Гейл Д. Менеджмент в музейном деле. Учебное пособие. М., 2002.

  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.

  6. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб., 2001.

  7. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. Учебник для вузов. М., 2000.

  8. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков. М., 2001.

  9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.,1998.


к началу документа

^

Программные статьи.


  • Абанкина И., Абанкина Т., Высоковский А. Городская среда и культурные индустрии // 60 параллель, 2005, №3.

  • Абанкина Т., Гнедовский С., Прянишников Н. Культурные индустрии и управление развитием // 60 параллель, 2005, №4

  • Вуд Фил. Круговорот городского творчества / пер. с англ. Марины Хрусталевой

  • Гнедовский М. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития

  • Донова Д.А. Маркетинг в театре. Технология выживания театра в условиях рынка // Справочник руководителя учреждения культуры (СРУК), 2005, №2, с. 55-61.

  • Зеленцова Е. Творческий город // 60 параллель, 2006, №4.

  • Золотова Л. Спонсорство и фандрейзинг в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта

  • Калякина А.В. Проектные технологии в сфере культуры // СРУК, 2004, №12, с. 64-68.

  • Карасев В.И. Государственная политика в сфере культуры // СРУК, 2004, №11, с. 5-14.

  • Концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» // СРУК, 2004, № 8, с. 88-95; 2004, №9, с. 102-110.

  • Лаврук М.В. Обоснование проекта. Заявка на финансирование в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 гг.)» // СРУК, 2005, №1, с. 69-77.

  • Лаптева Г.Я. Культурные индустрии. От ресурсов к политике

  • Левшина Е.А. Культурные индустрии. Новые грани культурного процесса // СРУК, 2005, №8, с. 44-49.

  • Лэндри Чарльз. Творческий город // 60 параллель, 2004, №3.

  • Прянишников Н. Оксюморон устойчивого развития // 60 параллель, 2006, №3

  • Прянишников Н. Присвоение истории // 60 параллель, 2006, №4

  • Скрипкина Л.И. Социальная миссия музея. Проектирование деятельности историко-краеведческих музеев в контексте современных реформ // СРУК, 2005, №7, с. 50-59.

  • Смирнов В.В. Принципы формирования ФЦП «Культура России (2001-2005 гг.)» // СРУК, 2004, №9, с. 12-24.

  • Современные практики фандрейзинга и спонсорства: рекомендации по результатам сравнительного исследования

  • Юсим Г.Е. Фандрайзинговая деятельность Лицея искусств // СРУК, 2005, №7, с. 62-66.


к началу документа

^

Социокультурные проекты для самостоятельного анализа.


  • Belle vue или Пейзаж взаймы

  • Дорога вечности и вечной суеты

  • Карельские каникулы: проект музейно-информационной сети

  • Музейная Долина

  • Музейный трамвай «Хакодатэ-Владивосток»

  • Помой-ка!

  • Событие века

  • Соровские озера: ищем наследников


к началу документа

^

Важнейшие Интернет-ресурсы.


Ассоциация менеджеров культуры:

http://acm.org.ru/


Журнал 60 параллель:

http://magazine.60parallel.org/ru


Институт Культурной Политики:

http://cpolicy.ru/


Культура в Вологодской области - областной web-портал культуры:

http://www.cultinfo.ru/index_r.htm


Культура: Политика. Планирование. Менеджмент:

http://www.culturalmanagement.ru/


Музей будущего:

http://www.future.museum.ru/


к началу документа

^

Вопросы к зачету.

  1. Социально-культурная деятельность как объект проектирования.


  2. Сущность проблемно-целевого анализа.

  3. Социокультурная ситуация и ее составляющие.

  4. Принципы анализа социокультурной ситуации.

  5. Анализ Федеральной программы культурного развития.

  6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования.

  7. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики.

  8. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры (на примере Ивановской области).

  9. Типология и характеристика методов игрового проектирования.

  10. Принципы игрового проектирования.

  11. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ.

  12. Инновационные стратегии социокультурного проектирования.

  13. Анализ проекта: инновационная деятельность музея.

  14. Анализ проекта: виртуализация музея.

  15. Анализ проекта: региональный музей в организации культурного туризма.

  16. Анализ проекта: информационные технологии и межрегиональное музейное сотрудничество.

  17. Анализ проекта: «специальные события» в музее: «немузейные» мероприятия как способ привлечения дополнительного финансирования.

  18. Ресурсы Интернет в проектной деятельности.


к началу документа



Похожие:

Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconРабочая программа зав кафедрой по курсу (дисциплине) "Математический анализ " ­­­­ для студентов фмф (
2010 г. Общий объем учебного курса 68 часов, из них: лекций 34 часа, практических занятий 34 часа
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconРабочая программа курса «Технология, икт» в 1 классе «А» 2012 – 2013 учебный год
Количество часов по учебному плану 33ч (из них 15 часов икт) Количество часов в неделю 1ч
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconПримерный перечень экзаменационных вопросов по предмету «Трудовое право Российской Федерации»
За усвоением студентом материала курса является зачет (экзамен), который проводится в устной, либо в письменной форме. Зачет (экзамен)...
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconПрограмма курса лекций: «философские проблемы областей научного знания»
«История и философия науки» («Философия науки»), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации №697 от 17....
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconПояснительная записка к рабочей программе Данная рабочая программа курса «Русский язык»
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа...
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconПояснительная записка программа курса русского языка
Федеральных государственных образовательных стандартов, сделавших упор на формирование ууд, на использование приобретенных знаний...
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconПрограмма по окружающему миру 1 класс Пояснительная записка
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир...
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconФедеральное агентство по образованию фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт кафедра русского языка и теории языка
Количество аудиторных часов 10, из них лекций 6, практических – 4, самостоятельная работа
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconФедеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт кафедра русского языка и теории языка
Количество аудиторных часов 36, из них лекций 18, практических – 18, самостоятельная работа – 36
Программа предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет iconПлан курса Общие проблемы философии науки Дорожкин А. М. Объем курса 36 часов
Наука как объект философского исследования. Предметное поле философии науки. 6 часов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты