Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» icon

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»



НазваниеРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Н.Я. Дмитриевой
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2010г.) и авторской программы курса «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010. – 272с

Целями обучения окружающему миру являются:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окру­жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование по­требности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

 на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

 в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучить безопасному поведению в природе и обществе;

 формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

 воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.


Изучая курс «Окружающий мир», младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

Широкая содержательная область дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. В 3 классе дети подводятся к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с историей России.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

  • Дмитриева Н.Я. Окружающий мир: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2008

  • Дмитриева Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2008. -176с.

  • Дмитриева Н.Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» 3 класс. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.

^ Место предмета в учебном плане

В учебном плане на предмет «Окружающий мир» в учебном году отведено всего 68 часов (2 часа в неделю), в том числе предусмотрены нетрадиционные виды уроков.

^ Формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

  • Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения и форм уроков. Традиционных: комбинированных, обобщающих, закрепляющих и т.д. А также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-путешествий, уроков-викторин, практических занятий и другие. Обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности с использованием новых методов обучения: исследование и проект.

  • Формы организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

^ II.Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны

иметь представление:

_ об истории человека в древние времена;

_ об истории родного края;

устанавливать связи:

_ между неживой природой и живыми организмами;

_ внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;

_ между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

_ осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

_ подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);

_ проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

_ оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

_ оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;


_ выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);

_ пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

_ оформлять результаты исследовательской работы;

знать/понимать:

_ наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;

_ характерные признаки сезонов года родного края;

_ названия основных сообществ (лес, луг, водоем);

_ названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

_ названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

_ правила поведения в природе;

_ правила безопасности в лесу и на водоемах;

_ имена выдающихся российских государственных деятелей

(в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;

уметь:

_ определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;

_ узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

_ приводить примеры растений и животных природных сообществ;

_ узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;

_ называть характерные признаки сезонов года родного края;

_ фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;

_ устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.

В программе курса «Окружающий мир» выделяются 5 блоков, каждый из которых соответствует целям обучения:

  • «Природные условия Земли»

  • «Человек в далёком прошлом»

  • «Земли восточных славян»

  • «Московское государство»

  • «Путь от Руси к России»

Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.


III. Календарно-тематическое планирование (см. Приложение)


^ IV. Содержание программы

68 часов

«Природные условия Земли»

Особенности планеты Земля.

Ознакомление с масштабом карт.

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.

Почва. Состав почвы. Свойства почвы. Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

^ Практические работы. Нахождение на физической карте материков, океанов, тепловых поясов: чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и её изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон

«Человек в далёком прошлом»

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие)

^ Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы…) в жизни людей.

Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей.

«Земли восточных славян»

Природа умеренного пояса. Единство почв, растительности и животного мира в степях. Сезонные изменения в природе степи. Единство почв, растительности и животного мира степи. Единство почв, растительности и животного мира в зоне лесов. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелётные и зимующие птицы. Сохранение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Земли восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

^ Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов.

Экскурсии в краеведческий музей, музей народной культуры.

«Московское государство»

Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Освобождение от ордынского ига.

Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.

Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности Москвы.

^ Практические работы. Ориентирование на физической карте мира, на исторических картах; составление цепей питания; моделирование вариантов вмешательства человека в природное сообщество и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоёмов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке.

«Путь от Руси к России»

Расширение пределов страны, дальнейшее освоение Сибири. Особенности природы Севера: тундра, Арктика. Коренное население Сибири.

Краеведение. Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.


  1. ^ Формы и средства контроля

Для контроля над освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Контроль над уровнем достижений учащихся по окружающему миру производится в форме письменных работ:

  • Практических работ – 7

  • Проверочных работ – 3

  • Контрольных работ – 2

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.

  2. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 2-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 96с.



^ Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Практическая работа

2

1

2

2

Экскурсия

1

2

2

1

Проверочная работа




2

1




Контрольная работа




1




1


^ VI. Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2008

  2. Дмитриева Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2008. -176с.

  3. Дмитриева Н.Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» 3 класс. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.


Дополнительная литература

  1. Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. 1 часть\авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2007

  2. Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. 2 часть\авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2007



Оборудование и приборы

  1. Таблицы к основным разделам:

    1. Пищеварительная система человека.

    2. Дыхательная система человека.

    3. Круговорот воды в природе.

    4. Дикие птицы.

    5. Насекомые.

    6. Домашние и дикие животные.

    7. Культурные и дикорастущие растения.

  2. Карты:

  1. Белгородской области

  2. Физическая карта мира.

  3. Россия (полезные ископаемые)

  4. Природные зоны России (2).

  5. Климатическая карта России.

  6. Политическая карта мира.

  1. Аудиозаписи

Голоса птиц

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык, математика, окружающий мир.3 класс. 2009

  2. Мультимедийные презентации

Календарно-тематическое планирование


по предмету окружающий мир


3 класса «В»


68 часов


2012-2013 учебный год




п/п

Тема урока

Тип урока

Основное содержание работы

Используе

мые пособия к уроку

Дата проведения

Пла

нируемая

Корректи

ровка

(указать причину, исходный номер документа)

Фак

тическая

^ Природные условия

(10 часов)



Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля
(обобщение знаний предыдущих лет обучения)

Урок получения новых знаний

Природных условия Земли. Взаимодействие людей и природы.


Географическая карта «Природные зоны»

4.09




4.09



Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля
(обобщение знаний предыдущих лет обучения)

Урок комбинированный

Природных условия Земли. Взаимодействие людей и природы.


Географическая карта «Природные зоны»

6.09




6.09



Масштаб. Лента времени.

Комбинированный

Понятие о масштабе и его использовании, историческом времени.

Единицы времени, понятия век, эра

Географическая карта, глобус, атлас

11.09




11.09



Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки. Экскурсия в парк.

Урок комбинированный

Характерные признаки сезонов года родного края

Термометр, барометр

13.09




13.09



Народные приметы погоды

Урок-исследова

ние

Народные приметы о погоде. Приметы погоды из собственных наблюдений.

Презентации детей

18.09




18.09



Представление о климате.

Урок получения новых знаний

Основные климатические пояса. Основные причины образования разных климатов.

Карта тепловых поясов

20.09




20.09



Практическая работа «Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов, фиксация показателей погоды»

Урок-практикум

Материки. Различные географические карты.


Глобус, карта, рабочая тетрадь на печатной основе

25.09




25.09



Почва. Состав почвы (практическая работа)

Урок-практикум

Состав почвы. Опыты.

Алгоритм выполнения опытов. Образцы почв, стакан, бумажные салфетки, металлические пластины, спиртовка, фильтр, блюдце

27.09




27.09



Образование почв
на Земле. Плодородие почв. Охрана почв

Урок получения новых знаний

Состав почв и их образование.

Грунт, перегной, схема «Состав почв»

2.10




2.10



Природные зоны
суши Земли.

Комбинированный

Природные зоны Земли.

Карта природных зон Земли

4.10




4.10

Человек в далёком прошлом (10 часов)



Особенности Африки

Комбинированный

История человека в древние времена.

Повесть
Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика»

9.10




9.10



Особенности Африки

Урок обобщения и систематизации

Что общего и чем отличаются люди и животные

Учебник, рабочая тетрадь

11.10




11.10



Родина человечества

Урок получения новых знаний

Гипотезы появления человека.


Физическая карта и карта природных зон

16.10




16.10



Как появился человек. Особенности жизни древних людей

Урок получения новых знаний

Особенности жизни человека в древние времена

Наборы иллюстраций «Жизнь древнего человека»

18.10




18.10



Древние государства

Урок получения новых знаний

Древние государства.

Наследие Древнего мира – письменности, технике, искусстве

Презентация по теме «Древние государства», рабочая тетрадь

23.10




23.10



Античность

Комбинированный

Древние государства.

Наследие Древнего мира – письменности, технике, искусстве

рабочая тетрадь

25.10




25.10



Расширение знаний
о Европе

Урок обобщения и систематизации

Роль и значение путешественников древнего мира

Физическая карта, карта полушарий

6.11









Расширение знаний
об Азии

Урок обобщения и систематизации

Роль и значение путешественников древнего мира

Историческая карта

8.11









Наследие Древнего мира

Урок обобщения и систематизации

Роль и значение путешественников древнего мира

Физическая карта, карта полушарий. Историческая карта

13.11









Экскурсия в краеведческий музей

Урок экскурсия

Наблюдения и рассуждения о Древнем мире.

Экспонаты музея

15.11







^ Земли восточных славян (16 часов)



Восточно-Европейская равнина

Урок получения новых знаний

История человека,

гипотезы о происхождении восточных славян.


Физическая карта, контурная карта

20.11









Природная зона степи. Растительность.

Урок получения новых знаний

Единство почв, растительности степи

Гербарий, подбор загадок, пословиц и поговорок о природе, дружбе

и труде человека, рисунок-схема

22.11









Животный мир

Урок получения новых знаний

Единство почв, растительности и животном мире степи

Подбор загадок, пословиц и поговорок о природе, дружбе

и труде человека, рисунок-схема

27.11









Сезонные изменения в степях

Урок получения новых знаний

Единство почв, растительности и животном мире степи

Учебник, рабочая тетрадь

29.11









Население степей. Земледельцы и кочевники

Урок получения новых знаний

Единство почв, растительности и животном мире степи

Учебник, рабочая тетрадь

4.12









Обобщающий урок по теме «Степи». Проверочная работа.

Урок обобщения и систематизации

Единство почв, растительности и животном мире степи

Карточки

6.12









Лесостепь. Лесная зона

Урок получения новых знаний

Особенности лесостепи, лесной зоны.

Таблица «Связь между неживой природой»

11.12









Смешанные леса.
Растительность
и животный мир. ^ Практическая работа.

Урок получения новых знаний

Ориентация
на карте природных зон.

Животные лесной зоны

К. Паустовский о значении леса

13.12









Сезонные изменения в лесу. ^ Проверочная работа «Зона лесов».

Урок обобщения и систематизации

Взаимосвязи смены времен года и изменениях в природе

Картинки, иллюстрации учебника

18.12







30.

Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу

Комбинированный

Взаимосвязь смены времен года и изменениях в природе




20.12







31.

Контрольная работа за 1 полугодие

Урок контроля и проверки знаний




Материалы контрольной работы

25.12







32.

Ядовитые растения леса. ОБЖ. Знание ядовитых растений
и грибов

Комбинированный

Ядовитые растения, опасные для человека

Сообщения, подготовленные детьми

27.12







33.

Как жили наши далекие предки

Урок получения новых знаний

Жизнь далёких предков

Иллюстрации учебника

15.01







34.

Жизнь славян в лесах

Урок получения новых знаний

Жизнь славян.

Репродукции учебника

17.01







35.

Торговые связи
с соседями

Комбинированный

Ориентация
по исторической карте

Материалы для практической работы

22.01







36.

Обожествление природы

Комбинированный

Причины обожествления природы предками

Материалы для практической работы

24.01







^ Образование древнерусского государства (8 часов)

37.

Первые русские князья

Урок получения новых знаний

Имена первых русских князей

Историческая карта

29.01







38.

Принятие Русью христианства

Урок получения новых знаний

Имена первых русских князей

Историческая карта, энциклопедия

31.01







39.

Древнерусская культура:

1. Зодчество.

2. Памятники архитектуры.


Комбинированный

Основные понятия культуры: зодчество, прикладное искусство, народное творчество, первые письменные исторические источники.

Учебник, рабочая тетрадь

5.02







40.

Устное народное творчество. Экскурсия в музей народной культуры.

Комбинированный

Основные понятия культуры




7.02







41.

Как учили школьников на Руси. Практическая работа.

Урок получения новых знаний

Жизнь и учёба детей на Руси

Учебник, рабочая тетрадь

12.02







42.

Проверочная работа «Образование Древнерусского государства».

Урок контроля и проверки знаний




Материалы проверочной работы

14.02







43.

Ордынское нашествие

Урок получения новых знаний

Сведения о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами

Историческая карта

19.02







44.

Ледовое побоище.

Урок получения новых знаний

Эпизоды защиты Родины от иноземных захватчиков, о полководческом таланте князя Александра Невского

Карта «Ледовое побоище», иллюстрация П. Корил «А. Невский»

21.02







^ Объединение русских земель вокруг Москвы (11 часов)

45.

Залесская земля

Урок получения новых знаний

Сведения о Залесской Земле

Иллюстрации в учебнике, рабочая тетрадь,

26.02







46.

Природное сообщество. Закон лесной жизни

Комбинированный урок

– названия основных сообществ (лес, луг);

– наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России;

– правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме.


Иллюстрации в учебнике, рабочая тетрадь, таблицы.

28.02







47.

Экологические проблемы

Урок-исследование

– правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме.


Картинки «Детская энциклопедия»

5.03







48.

Природное сообщество луг. Человек
и сообщество луг

Урок получения новых знаний

луг как природное сообщество

Гербарии лу-говых трав, плакаты с изо-

бражением различных лугов

7.03







49.

Природное сообщество озеро. ^ Экскурсия
к водоему


Комбинированный

Озера нашей Родины, естественные
и искусственные водоемы

Иллюстрации:

животные
и растения

обитателей озер

12.03







50

Животные, обитающие в озере и по его берегам. Правила поведения у водоема

Урок получения новых знаний

Экологические проблемы водоемов

Энциклопедия

14.03







51.

Сообщество поле. ^ Практическая работа.

Урок получения новых знаний

Природное сообщество «Поле», животный
и растительный мир полей

Иллюстрации: животные и растения поля, гербарий

19.03







52.

Возвышение Москвы

Урок получения новых знаний

Исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы.


Иллюстрация М. Авилова «Поединок на Куликовском поле»

21.03







53.

Освобождение Руси от монгольского ига

Урок получения новых знаний

Основные моменты

Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском

Карта, иллюстрации в учебнике

4.04







54.

Создание Московского государства

Урок получения новых знаний

Сведения о причинах возвышения Москвы.


Учебник, рабочая тетрадь.

9.04







55.

Русская культура. ^ Экскурсия в краеведческий музей.

Урок комбинированный

Особенности ориентирования по физической карте и карте природных зон


Карта с маршрутами первопроходцев, карта похода

11.04







^ Какая она, Азия (6 часов)

56.

Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь

Урок получения новых знаний

Разнообразие природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.


Физическая карта России,

карты природных зон,

климатических поясов.


16.04







57.

Азия

Комбинированный

Разнообразие природы Азии


Физическая карта России.


18.04







58.

Тайга

Комбинированный

Разнообразие природы Тайги


Физическая карта России.


23.04







59.

Экологические проблемы тайги

Комбинированный

Экологические проблемы


Энциклопедия

23.04







60.

Сообщество болото. Практическая работа.

Комбинированный

Разнообразие природы болота


Учебник, рабочая тетрадь

25.04







61.

Природа Индии

Урок получения новых знаний

А. Никитин, его путешествии в Индию.


Физическая карта

30.04







^ Россия в XVII веке (7 часов)

62.

Россия в XVII веке. Смутное время.

К. Минин и Д. Пожарский

Урок получения новых знаний

Сведения о борьбе русского народа против иноземных захватчиков XVII века

Иллюстрации

2.05







63.

Сквозь сибирские дебри

Урок получения новых знаний

Сведения о разнообразии природы Севера

Учебник, рабочая тетрадь

7.05







64.

Природа тундры. Практическая работа.

Урок получения новых знаний

Сведения о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика.

Физическая карта

14.05







65.

Люди в тундре

Комбинированный

Сведения о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Население Сибири

Энциклопедия

14.05







66.

Арктическая пустыня

Урок получения новых знаний

Сведения о разнообразии природы Арктической пустыни.

Учебник, рабочая тетрадь

16.05







67.

Россия накануне реформ. Обобщение по разделу

Комбинированный

Реформы в России

Карта Руси конца
XVII века

21.05







68.

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

Урок контроля и проверки знаний




Материалы контрольной работы

23.05









Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы Поглазова О. Т. «Окружающий мир»...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост....
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconПрограмма по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» умк «Гармония»
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе основной образовательной программы моу сош с. Кириллово
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Русский язык»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconОбщая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты