Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» icon

Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах»



НазваниеТема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Министерство образования Республики Коми

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»


Секция «Культурное наследие Коми края»


Тема: «История школьного музея К.Жакова в событиях и лицах»


Авторы:

Лобанов Владислав,

Ильчукова Мария,

ученики МОУ «СОШ №24»


Руководители:

Есева А.М., учитель

коми языка МОУ «СОШ №24»

Мануилова Т.Н.,

заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №24»


город Сыктывкар - 2012 год

Введение

Интерес к истории родного края всегда был достаточно высок в молодёжной среде. Не исключение и наше время. Во многих школах Республики Коми ведутся такие предметы, как «Краеведение», «Коми язык», «Коми литература», кружки и факультативы краеведческой направленности, на уроках по другим учебным дисциплинам вводятся элементы так называемого национально-реги-онального компонента. С целью формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии современных молодых людей, в школах создаются музеи. В нашей школе №24 города Сыктывкара тоже есть школьный музей известного энциклопедиста, просветителя, учёного начала ХХ века Каллистрата Фалалеевича Жакова. Школьный музей, на наш взгляд, является одним из действенных средств расширения кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков полезной деятельности.

Тема нашей работы - «История школьного музея К.Жакова в событиях и лицах».

История школьного музея К. Жакова началась 10 лет тому назад. В те годы мы, авторы данной работы, ещё не ходили в школу, и музей начинался без нас. Сегодня мы, да и, наверное, все ученики школы №24 знают, почему музей носит имя К.Жакова. Этот уникальный человек, профессор, учёный-энциклопе-дист, философ - наш земляк, уроженец местечка Давпон. Наша школа постророена недалеко от того места, где когда-то находилось родовое гнездо Жаковых. Мы, авторы данной работы, занимаемся в музее недолго, всего 2 года. И нас очень заинтересовало, кто стоял у истоков школьного музея К.Жакова, с чего музей начинался, что сделано ребятами под руководством взрослых за 10 лет существования музея.

Цель нашей работы - рассказать об уникальном школьном музее К.Жакова, единственном в городе Сыктывкаре, об этапах его становления, привлечь внимание всех, кому небезразлична культура родного края, к личности учёного К.Ф.Жакова, к его творчеству и жизненной философии.

В своей работе мы опирались на воспоминания первых активистов музея и интервью с ними, интервью со старожилами м.Давпон, опросы учащихся школы №24, анализировали архивные материалы (фотографии, документы, переписку с родственниками К.Ф.Жакова, творческие работы учащихся школы).

Актуальность данной работы в том, что это первая попытка рассказать о школьном музее за 10 лет его существования, раскрыть его уникальность и неповторимость.

Свою работу мы посвящаем 90-летию Республики Коми, 145-летию со Дня рождения К.Ф.Жакова, 20-летию школы №24 города Сыктывкара и 10-летию школьного музея К.Жакова. Все эти даты отмечались в 2011 году.

^ Основная часть

У школьного музея К.Жакова есть своя символическая предыстория.

Год 1990: началось строительство новой школы в Сыктывкарском районе Давпон. К концу года строительство практически завершилось. В это же время, в декабре 1990 года, из далёкой Латвии привезли для перезахоронения прах учёного К.Ф. Жакова. Символично – новая школа в Давпоне, на родине забытого учёного! Может, «лёд тронулся»?

Год 1991: года новая школа №24 распахнула свои двери, она открылась… (см. фото. Приложение, с.1) Красивая, уютная, оригинальная по архитектуре…В этом же году в Сыктывкаре была проведена региональная научная конференция финно-угорских народов, где центральное место было отведено теме «Наследие К. Ф. Жакова». И это после 65-летнего молчания, полного забвения его имени?! И опять символично – заработала новая школа,.. и вспомнили на родине забытого сына своего! Ничего случайного в мире не бывает!

Школа действует, комплектуется учениками, учителями, нарабатывает свои традиции, учебно-воспитательную систему, создаёт микроклимат и т.д. А вокруг имени К.Жакова снова 10-летнее затишье…Но в школе есть предмет «Коми литература» (в переводе на русский язык). На этих уроках от учительницы Есевой Антониды Михайловны (сегодня Антонида Михайловна руководит музеем Жакова, см. фото. Приложение, с.1) ученики впервые услышали о своём земляке Жакове, родившемся и выросшем в их родном Давпоне. И сразу же возникли вопросы:

- в каком доме он родился и сохранился ли этот дом?

- живут ли в настоящее время в Давпоне родственники учёного и где его потомки сейчас?

- насколько широко известно имя Жакова и чем интересно его творчество современным людям?

Эти вопросы дали начало первым исследованиям в м.Давпон, (см. фото. Приложение, с.2) а исследования стали первыми кирпичиками будущего школьного музея. Ребятам удалось встретиться с уроженкой Давпона, бывшей учительницей Киселёвой Людмилой Евлогиевной, которая рассказала о «зырянском подвижнике науки», о внучке учёного Любови Вадимовне, проживающей тогда в Ярославле, показала примерное место, где родился и провёл свои детские годы К.Ф.Жаков. Более подробное знакомство с биографией и творчеством знаменитого земляка у учащихся школы № 24 началось в феврале 2001 года после встречи с членами общественной организации «Сыктывкар» журналистом Леонидом Александровичем Лыткиным и доктором математических наук, профессором Сергеем Ивановичем Худяевым (см. фото. Приложение, с.3). Именно они предложили ученикам продолжить изучение личности Жакова, его философии и творчества и побороться за право называться школой К.Жакова.

Началась интенсивная работа по изучению жизненного и творческого пути необычно интересного человека. Прочитали в библиотеках города литературные сведения о Жакове, нашли личный его фонд в архиве. По собранным сведениям написали творческие отчёты, рефераты… и решили, что о К. Ф. Жакове должно знать как можно больше людей, проживающих в Республике Коми, гордиться им, как выдающейся личностью, изучать его творчество. И в первую очередь – весь коллектив школы №24. Так возникла идея создания комнаты-музея, посвящённой Каллистрату Фалалеевичу Жакову. Администрация школы выделила учебный класс для реализации серьёзных, почти недетских, задач – познакомить учащихся с именем Жакова, пропагандировать его творчество и … добиться, чтобы школе присвоили имя профессора К. Ф. Жакова. (см. фото. Приложение, с.5)

2001 год был объявлен общественной организацией «Сыктывкар» во главе с журналистом Л. А. Лыткиным годом К. Ф. Жакова в связи 135-летием со дня рождения видного мыслителя Коми. Днём открытия комнаты-музея считается 18 октября 2001 года – день проведения в школе № 24 научно-практической конференции старшеклассников города Сыктывкара под названием «Возвращение Гараморта», посвящённой 135-летию со дня рождения К. Ф. Жакова. (см.фото. Приложение, с.4)

С того времени прошло 10 лет. Можно уже подвести какие-то итоги в работе школьного музея имени К. Ф. Жакова, вспомнить наиболее яркие события, более значимые факты.

За 10 лет работы в музее:

- оформлено 11 экспозиционных стендов и предметных уголков, освещающих различные события, связанные не только с биографией, личность и творчеством К.Жакова, но и отражающие некоторые явления коми национальной культуры: «Трагедия жизни - вечная спутница моя» (основные этапы биографии К.Ф.Жакова), «Душа моя разбита на две части: на сказку и на звёздное небо…» (сказки К.Жакова, их особенности), «Так кто же он? Писатель. Учёный. Просветитель», «Память о людях ушедших должны возрождать здравствующие» (исследователи культурного наследия К.Жакова, видные представители ХХ века), «Жаков - основоположник коми просвещения и литературы», «К.Ф.Жаков в кругу выдающихся мыслителей земли Коми», «Карта путешествий учёного К.Жакова», «Генеалогическое древо К.Ф.Жакова», «Потомки учёного», «Красный угол в горнице Фалалея» (предметный уголок), «Кабинет учёного» (предметный уголок) (см. фото. Приложение, с.7). Все стенды и предметные уголки созданы на основе фотографий из архива родственников К.Ф.Жакова, а также воссозданы по биографическим произведениям Жакова «Сквозь строй жизни», «Под шум северного ветра». Экспозиция «Земное странствие Гараморта», в которую вошли вышеназванные предметные уголки, была создана на средства гранта, завоёванного в результате победы на конкурсе, объявленном Ассоциацией попечительских советов в 2006 году. А сегодня в связи с юбилеем К.Жакова готовятся новые стенды: «Историко-географические места К.Жакова» и «Философия лимитизма».

- разработано более 20 тематических экскурсий. Тематика большинства экскурсий аналогична тематике стендов, кроме этого - «Символ коми культуры ХХ века», «Традиционный быт коми» (жилище, одежда, пища), «Обрядность народа коми» (свадебный обряд), «Народное искусство» (орнамент, ткачество, вязание, резьба по дереву), «Детские годы «доброго воина» Каллистрата», «Путешествие по великому Северу» (по очеркам К.Жакова), «К.Ф.Жаков - исследователь языка и быта народов Севера», «Любопытнейшая фигура» (Жаков и Горький), «Последние рукописи зырянского Фауста» и др. Содержательно экскурсии опираются на исследовательскую работу учащихся, в основе которой лежат мотивы автобиографических произведений К.Жакова, письменные воспоминания очевидцев, таких как Маргер Зариньш, латышский журналист, Райда Каллистратовна Жакова-Тимука, дочь учёного, Игнатий Мосшегов, коми-пермяцкий писатель и других.

- создано и представлено зрителям 5 литературно-музыкальных композиций следующей тематики: «Кудесник и чародей слова и мысли» (по биографии К. Жакова), «Вспомним добрым словом», «Зырянский подвижник», «Цветы и музыка над пеплом Ленинграда» (о внучке Жакова Любови Вадимовне в блокадные годы Ленинграда), «В те роковые времена. Вадим и Нина Жаковы в воспоминаниях и письмах» (о репрессированном сыне Жакова Вадиме Каллистратовиче). (см. фото. Приложение, с.7)

- создан спектакль «Детские годы сына Пармы» (см. фото. Приложение, с.8) Спектакль составлялся учащимися под руководством учителя коми языка А.М.Есевой на основе автобиографических произведений К.Жакова, роли в нём исполняли сами учащиеся. Спектакль был показан не только ученикам, учителям, родителям школы, но и ветеранам микрорайона, представителям общественных организаций.

- инсценированы сказки К.Жакова: «Золотая сказка», «Сказка серебряная», «Гулень на небе» (см. фото. Приложение, с.8)

- открыта картинная галерея «Путешествие по сказкам К.Жакова» (иллюстрации к «Золотой сказке», «Сказке серебряной» и мифу «Бегство северных богов» созданы силами учащихся школы разных лет (см. фото) Картинная галерея за годы своего существования обновлялась несколько раз. Руководит творческой работой учащихся учитель изобразительного искусства Ирина Евгеньевна Плаксина (см.фото. Приложение, с.9)

- в 2010 году учащимися школы реализован проект «Снежная королева». Учениками-активистами музея при содействии руководителя А.М Есевой был создан мюзикл «Горячее сердце в ледяной красоте», посвящённый 205-летию со дня рождения Х.К.Андерсена и 165-летию его сказки «Снежная королева». В мюзикле были использованы мелодии финно-угорских народов, песни и стихи на коми языке, которые исполняли сами ребята.

- в 2010 же году к 65-летию Великой Победы в музее создана экспозиция «В наш дом вошла война когда-то…» Основу экспозиции составили экспонаты, предоставленные музею учениками школы, родителями, жителями микрорайона Давпон. Данную экспозицию посетило более 500 учащихся школы, родителей, ветеранов микрорайона. (см. фото. Приложение, с.10)

- в течение всего времени существования музея велась и ведётся до сих пор переписка с родственниками К.Ф.Жакова: Любовью Вадимовной Жаковой, внучкой учёного, правнуками Михаилом Львовичем Жаковым, Евдокией Львовной Жаковой, родственниками второй жены Вадима Каллистратовича, сына Каллистрата Фалалеевича, Кирой Платоновной и Ладой Викторовной Матвеевыми. На основе переписки составлены литературно-музыкальные композиции «Цветы и музыка над пеплом Ленинграда» и «В те роковые времена. Вадим и Нина Жаковы в воспоминаниях и письмах», оформлена экспозиция «Жизнь продолжается», а также разработаны экскурсии.

Музей К.Жакова давно уже стал центром просветительской работы не только в школе, но и в микрорайоне Давпон и даже в городе. Здесь проводится внеурочная работа, связанная с изучением жаковского наследия (классные часы, встречи, линейки, экскурсии), уроки по предметам гуманитарного и естественно-географического цикла, творческие занятия по изобразительному искусству, музыке, технологии. На базе музея проводят свои занятия кружки по краеведению, занимаются научной работой ученики школы и бывшие ученики, ныне студенты ВУЗов.

Мы заинтересовались, насколько часто ученики школы бывают в музее, и провели небольшой опрос (опрошено 350 учащихся 4-8 классов, результаты опроса см. на диаграмме. Приложение, с.12) Опрос показал, что каждый ученик школы из числа опрошенных посетил музей хотя бы один раз, более 80% опрошенных посещали музей не менее двух раз, более 50% учащихся бывали в музее 3 и более раз. Этот факт говорит о том, что музей востребован, он пользуется популярностью у учащихся школы.

Ежегодно в музее проводится от 30 до 50 экскурсий. Кроме учеников школы №24, музей посетили более 2000 человек. Это школьники города Сыктывкара, родители учеников школы №24, студенты колледжей и ВУЗов столицы, педагоги города и республики, слушатели курсов при КРИРОиПК, ветераны мес-течка Давпон и города Сыктывкара, представители общественных организаций города, учёные, журналисты. Особо гордится школа тем, что в 2002 году в наш музей приезжал из Санкт-Петербурга правнук учёного Михаил Львович Жаков с дочерью Александрой, сыном Михаилом и внучкой Елизаветой. (см. фото. Приложение, с.11)

Большим событием для коллектива учеников и учителей стал визит правительственной делегации во главе с Торлоповым Владимиром Александровичем, министром просвещения Изьяновым А.Т., министром культуры Рожкиным и с мэром города Сыктывкара Катуниным С. М. (2004 год) Высокие гости посетили и школьный музей и высоко оценили работу учеников-активистов музея.

Говоря о результатах деятельности школьного музея К.Жакова, нельзя не вспомнить тех, кто внёс неоценимый вклад в дело развития музея. В первую очередь это вдохновители нашего музея, члены историко-мемориальной общественной организации «Сыктывкар», ныне здравствующий журналист Леонид Александрович Лыткин и уже ушедший из жизни доктор математических наук, профессор СГУ Сергей Иванович Худяев. (см. фото. Приложение, с.3) Много внимания, сил отдала музею директор школы тех лет А. В. Кузиванова. (см. фото. Приложение, с.3) Немало было сделано первыми школьными активистами во главе с учителями-единомышленниками школы Есевой А. М., Вязовой Е. Н., Плаксиной И. Е. Первые юные исследователи Кустов А., Пидцерковная Н., Чужмарова А., Козлова Е., Трофимова К., Мануилова А. и др. уже выпустились из стен родной школы. Но в их памяти светлым воспоминанием осталась работа по возвращению доброго имени Жакова. (см. фото. Приложение, с.6)

В школе стало уже традицией два раза в год отмечать Дни памяти Жакова с чтением стихов, возложением цветов и зажиганием свеч у памятника на его могиле на городском кладбище. Это 30 сентября – в день его рождения, и 20 января – в день его смерти. На таких мероприятиях в разное время присутствовали такие видные люди Республики Коми, как Афанасьева Л.Л., Марков В.П., Безносиков А.С., Петрунев А.А. и др. (см. фото. Приложение, с.11) Частыми гостями бывают учёные, журналисты радио и телевидения, ветераны Давпона.

Заключение

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, знакомство с историей нашего музея помогает нам, активистам музея, лучше узнать историю родного края и историю школы. Мы знакомимся с выдающимися людьми своей родины, ребятами-патриотами своей школы, и это вызывает огромное чувство гордости и уважения к памяти прошлых поколений земляков, к школьному сообществу, без чего нельзя воспитать любовь к своему Отечеству.

Школьный музей продолжает свою работу. Нам хочется думать, что наша школа, музей стали своеобразными памятниками великому коми учёному К.Ф.Жакову, а активисты музея внесли свою небольшую лепту в развитие Республики Коми.


f:\локальный диск (d)\мои рисунки\изображение\школа\school.jpg

^ Здание школы №24 г.Сыктывкара. Современный вид. Фотограф Кустов Александр,

2002г. (из фонда школьного музея)


f:\локальный диск (d)\мои рисунки\изображение\школа\mem.jpg d:\фотографии\фото наташи 9б\s6000674.jpg

Мемориальная доска на здании школы. Антонида Михайловна Есева, руководитель

Скульптор народный художник РК В.А.Рохин. музея К.Жакова. ^ Фотограф Бурнучян Аршак,

Фотограф Кустов Александр, 2002г. 2009г. (из фонгда школьного музея)

(из фонда школьного музея)


Давпон. Встречи со старожилами

копия dsc00098.jpg dsc00094.jpg

Вид м. Давпон. Предполагаемое место родового гнезда Жаковых.

Фотограф Кустов Александр, 2002г. (из фонда школьного музея)



^ Копии снимков из семейного архива Жаковой Л.В., внучки учёного (авторы неизвестны,

примерная дата 1991г.)



^ В день открытия мемориальной доски на здании школы. Слева направо:

А.В.Кузиванова, директор школы №24, С.А.Пуртова, зам. директора по ВР,

Л.А.Лыткин, С.И.Худяев, представители ОО «Сыктывкар, 21 октября 2002г.

Фотограф Кустов Александр, 2002г. (из фонда школьного музея)


изображение1 023.jpg


^ Совет общественной организации «Сыктывкар». Первый ряд слева направо: второй – Л.А.

Лыткин, четвёртый – С. И. Худяев, пятая – Э.А. Налимова.

Из книги «Сыктывкар и сыктывкарцы», Сыктывкар, 2004


c:\documents and settings\j\мои документы\мои рисунки\изображение\документы (3)\изображение 045.jpg


Копия из нормативных документов школьного музея


К. Ф. Жаков в Киеве. 1896г.

Копия снимка из архива Жаковой Л.В. из фонда школьного музея.


c:\users\dr_bacik\documents\экскурсия бегство сев. богов\о жакове\100_7576.jpgc:\users\dr_bacik\documents\экскурсия бегство сев. богов\о жакове\005[1].jpg


^ К. Ф. Жаков в Петербурге, 1910г.

Копия снимка из архива Жаковой Л.В. из фонда школьного музея.


d:\мои рисунки\изображение\события и встречи\копия изображение 005.jpg

^ Первые активисты музея вместе с Есевой А.М., руководителем музея, и учителем

коми языка Вязовой Е.Н. Слева направо: Козлова Екатерина, Пидцерковная Надежда,

^ Теплякова Светлана, Новикова Анастасия, Козлова Екатерина.

Фотограф Кустов Александр, 2006г. (из фонда школьного музея)


c:\documents and settings\j\мои документы\мои рисунки\изображение\новая папка (2)\копия (2) изображениеb.jpg

^ Первые активисты музея у могилы К.Жакова на городском кладбище в день памяти

30 сентября 2002г. Слева направо: Козлова Екатерина, Теплякова Светлана, Эфендиева Фатима, Кустов Александр, Боле Евгений, Новикова Анастасия.

^ Фотограф Пидцерковная Надежда, 2002г. (из фонда школьного музея)


копия (2) изображение 016.jpg копия изображение 016.jpg

Экскурсия «По жизненному пути К. Жакова».

Экскурсоводы: Бурнучян Аршак и Черных Анна

Фотограф Голомидов Никита, 2007г. (из фонда школьного музея)


img_0028.jpg c:\documents and settings\j\мои документы\мои рисунки\фото к роковым\img_0013.jpg

Литературно-музыкальная композиция «В те роковые времена», посвящённая репрессированному сыну К.Жакова Вадиму Каллистратовичу и его жене Нине Александровне.

Фотограф Голомидов Никита, 2008г. (из фонда школьного музея)


копия (2) изображение 019.jpg копия (2) изображение 025.jpg

«Детские года Сына Пармы» (сцены из спектакля)

Каменев Илья в роли Каллистрата в детстве, Сорокин Илья в роли Афоньки, друга Каллистрата.

^ На втором фото слева направо: Каменев Илья, Ложкин Андрей, Бурнучян Аршак, Эфендиева Фатима, Салпагаров Рамазан, Сорокин Илья, Чистяков Максим, Панова Яна.

Фотограф Голомидов Никита, 2007г. (из фонда школьного музея)


d:\фотографии\инсценировка сказки гулень\img_0004.jpg d:\фотографии\инсценировка сказки гулень\img_0012.jpg

d:\фотографии\инсценировка сказки гулень\img_0015.jpg

Инсценирование сказки «Гулень на небе». Роли исполняют ученики 2б, 4б и 4в классов.

Фотограф Сорокин Семён, 2009г. (из фонда школьного музея)

Выставки детских рисунков по произведениям К.Жакова

копия (3) изображение 047.jpg


копия копия изображение 046.jpg

Фотограф Голомидов Никита, 2005г. (из фонда школьного музея)


Из экспозиции «В наш дом вошла война когда-то…»


c:\documents and settings\j\мои документы\мои рисунки\изображение\из альбома о войне\изображение 063.jpg f:\локальный диск (d)\мои рисунки\изображение\из альбома о войне\изображение 058.jpg

копия (2) изображение 064.jpg изображение 060.jpg


Фотограф Сорокин Семён, 2010г. (из фонда школьного музея)

c:\documents and settings\j\мои документы\мои рисунки\изображение\новая папка (2)\копия изображениеb.jpg





^ В гостях в музее К.Жакова его потомки. Лето 2002г. Ю.В.Спиридонов на могиле К.Жакова

Фотограф Жакова Александра Михайловна, на городском кладбище.

праправнучка К.Жакова Фотограф Лисовский (из фонда школьного музея) 2001г.




копия изображение 045.jpg


Незабываемые встречи с гостями. Попова В.М.,

Петрунев А.А., Лисовская Г.К.

Фотограф Кустов Александр, 2003г.

(из фонда школьного музея)


Л.А. Лыткин и Л.Л.Афанасьева в

гостях в музее К.Жакова

Фотограф Кустов Александр, 2005г.изображение 044.jpg

(из фонда школьного музея)




Похожие:

Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconРоль школьного музея в развитии личности ребенка
Сама организация школьного музея — одна из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный ими музей становится...
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconПлан работы школьного музея на 2012 -2013 учебный год
Школьный музей работает по программе развития музея «Из истории школы». Для выполнения программы по учебным годам составлены с 2009-2014...
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconАнализ деятельности школьного краеведческого музея «Летопись» моу большекошинской сош за 2012-2013 учебный год
Особая роль при этом отводится общему и дополнительному образованию школьников, структурным компонентом которого является деятельность...
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconCоздание школьного краеведческого музея
Отечественной войны. Организация поисковой деятельности учащихся школы поможет восстановить по крупицам страницы истории родного...
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconПрограмма создана на основе рекомендаций руководителя школьного музея лицей №34 города Тюмени Гавриловой В. П. Основные педагогические принципы работы музея
Программа создана на основе рекомендаций руководителя школьного музея лицей №34 города Тюмени Гавриловой В. П
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconПлан работы школьного исторического музея «Социальная память» на 2010/2011 учебный год
Проведение городского семинара на опыте работы музея школы по теме: Исследовательская работа с учащимися
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconТема: Первые руководители школьного краеведческого музея
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Любимовская основная общеобразовательная школа»
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconЕ. В. Медиапедагогика в лицах // Вестник Воронежского университета. 2011. № С. 196-197. Удк 378 медиапедагогика в лицах рец на кн.: Федоров А. В. Медиапедагогн России: энциклопедический справочник
Калач Е. В. Медиапедагогика в лицах // Вестник Воронежского университета. 2011. № С. 196-197
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconТема: Роль школьного музея в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника
Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей
Тема: «История школьного музея К. Жакова в событиях и лицах» iconИстория и культура финно-угорских народов в лицах
Осмысление студентом образа науки в финно-угорском мире, являющегося квинтэссенцией доминирующих в обществе представлений о ее социальном...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты