Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания icon

Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания



НазваниеФормирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

- -

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образования администрации Борисовского района»

Информационно – методический кабинет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова"


Формирование активной жизненной позиции

через исследовательскую деятельность обучающихся

на уроках обществознания


Амелькина Елена Васильевна

учитель обществознания

МБОУ " Борисовская средняя общеобразовательная школа

имени Кирова "


Борисовка


2013


Содержание.


Условия становления опыта 3

Актуальность и перспективность опыта 4

Ведущая педагогическая идея 6

Теоретическая база опыта 6

Новизна опыта 8

Технология опыта 8

Результативность 14

Библиографический список 16

Приложения к опыту 17


^ Автор опыта: Амелькина Елена Васильевна, учитель обществознания МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова»

Образование: высшее

Стаж работы: 11 лет

^ Квалификационная категория: первая

Тема опыта: Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания


^ Условия становления опыта.

Опыт возник в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова», расположенного в поселке Борисовка, Борисовского района, Белгородской области.

Работая над вышеуказанной проблемой, я пришла к выводу, что самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, глубже разбираются в причинах различных явлений, продуктивнее работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.

Становление опыта проходит в условиях перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам, главной особенностью которых является системно-деятельностный подход. Стандарты – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Семья заботится о личностной, социальной и профессиональной успешности, общество и государство определяют социально-значимые качества личности и уровень знаний, необходимый членам общества.

В условиях необходимости выполнения заказа семьи, общества и государства наша школа работает над методической темой «Дифференцированный подход в обучении как средство повышения эффективности образовательного процесса». В рамках работы над этой темой я определяю свою методическую тему «Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания».

Новые образовательные реалии заставляют переосмыслить весь процесс преподавания обществознания. Поэтому возникла необходимость создать комплекс методических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих развитие исследовательских навыков через различные формы организации работы (анкетирование, анализ документов, интервьюирование, социологический опрос, беседы).

Необходимость продолжать работу по проблеме опыта особенно актуальна в свете подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ и дальнейшей социализации выпускников.


^ Актуальность и перспективность опыта.

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности. Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира является одной из задач современного российского образования. Именно такие члены нашего общества будут определять успехи России в будущем.

В мире постоянно увеличивается объем знаний, происходит огромное количество открытий и достижений, быстро устаревают уже имеющиеся сведения, каждому человеку необходимо, но не всегда просто, ориентироваться во всевозрастающем потоке информации – все это заставляет задуматься о том, что источник новых знаний следует искать непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов.

На мой взгляд, одним из таких источников сейчас становится то, что называется исследовательской деятельностью учащихся. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека. Проведение социологических исследований, анализ их результатов и обсуждение итогов, а так же выработка собственной точки зрения и составление перспективных прогнозов по тому или иному вопросу способствует осознанию значимости деятельности человеческого общества и стремлению что- то сделать для людей. При непосредственном участии в исследовании того или иного общественного явления и выяснении реального состояния его, школьники чувствуют себя причастными к решению социологической проблемы, что не оставляет их равнодушными к состоянию дел в населенном пункте, где они живут, в районе, где расположено их село или город, к региону и в конце концов к стране.

Практика моей работы показала, что для учащихся исследовательская деятельность помогает познакомиться со структурой и методами научного исследования, совместно со сверстниками искать темы для исследования, самостоятельно планировать свою деятельность, учиться искусству дискуссии, что является основой становления активного образа мышления и способности овладеть системой постоянных и строго определенных действий, то есть алгоритмом, который поможет им в дальнейшем правильно ориентироваться в сложном и непростом современном мире информации.

Использование ученических социологических исследований, как одной из форм исследовательской деятельности, в процессе обучения обществознанию способствует более полному усвоению учащимися учебного материала, формированию исследовательских умений, выработке лично значимой и обоснованной оценки общественного явления, события, дает определенный ориентир в жизненном выборе и формировании активной жизненной позиции.

^ Работая над темой, я выявила следующие противоречия, наиболее остро проявившиеся в практической деятельности за последние два года. Эти проблемы можно условно разделить на общесоциальные или общепедагогические и частные, т.е. непосредственно касающиеся преподавания обществознания.

^ Общесоциальные проблемы:

    • Ужесточение требований социальных заказчиков (работодатель, армия, ВУЗы и т. д.) к выпускнику средней школы.

    • Необходимость создания «образа» современного выпускника.

    • Резкое увеличение доли выпускников, стремящихся к получению высшего образования и овладению навыками самообразования.

    • Реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Необходимость развития и широкого распространения знаний, направленных на человека, его деятельность, механизм познания, уважение личности и человеческого достоинства.

    • Необходимость широкого распространения научных подходов к решению проблем возникающих в современном обществе.

Частные проблемы:

  • Сложность освоения программы по обществознанию из-за интегрированности курса (политология, экономика, социология, культурология, гносеология).

  • Увеличение объёма информации о жизнедеятельности всех сфер жизни общества.

  • Слабое развитие способности учащихся получать, интерпретировать, оценивать и принимать увеличившиеся потоки информации об общественной жизни.

  • Несоответствие школьной программы по обществознанию требованиям, предъявляемым ВУЗами к абитуриентам.

Анализ данных проблем позволил сформулировать ключевое противоречие: между имеющейся системой преподавания интегрированного курса обществознания, основанной на знаниевой парадигме, на всё возрастающем объёме информации о функционировании и развитии всех сторон жизни общества, и необходимостью формирования научного мышления, как основы стабильной мировоззренческой позиции личности в развивающемся обществе, основы формирования компетентностной парадигмы.

^ Актуальность решаемой проблемы определяется тем, что национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает стратегию непрерывного образования. При этом актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.


^ Цель:

Формирование активной жизненной позиции через различные формы организации исследовательской деятельности

Задачи:

Проанализировать литературу по данной теме.

Изучить опыт работы педагогов по теме «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках обществознания».

Создать и апробировать методику организации различных форм работы, обеспечивающих развитие исследовательских навыков обучающихся (анкетирование, анализ документов, интервьюирование, социологический опрос, беседы)


^ Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии личности ученика на основе познания мира, себя и себя в этом мире

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать общественные явления, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения различных источников.

Важнейшая цель курса обществознания – выработать у обучающихся умение самостоятельно формировать представление о мире и о самом себе.

Организация исследовательской работы с учащимися при изучении данного предмета дает возможность решить ряд задач:

– осуществить более глубокое и прочное усвоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся;

– познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

– включить ребенка в контекст научного исследования;

– научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

– приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.


^ Теоретическая база опыта.

В основе опыта лежат идеи Л.С. Выготского (теория развития мышления), В.В. Давыдова (теория развивающего обучения), Ш.А. Амонашвили (принципы гуманистической педагогики), И.С. Якиманской (личностно-ориентированный подход), Т.М. Давыденко (рефлексивный подход), А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, Н.Г. Алексеева (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззрения).

Теоретическую основу опыта представляют идеи «Концепции развития исследовательской деятельности учащихся», разработанной Алексеевым Никитой Глебовичем, член-корреспондентом РАО, доктором психологических наук; Леонтовичем Александром Владимировичем директором Дома научно-технического творчества молодёжи г. Москвы; Обуховым Алексеем Сергеевичем, кандидатом психологических наук; Фоминой Людмилой Филипповной, главным специалистом Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Министерства образования РФ. Данная Концепция определяет ряд направлений внедрения исследовательской деятельности учащихся в образование как вклад в общекультурное развитие Российской Федерации.

Под исследовательской деятельностью учащихся авторы понимают – процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью методов научной работы, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей.

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении и понимании действительности. Касаясь этимологического анализа слова «исследование», авторы отмечают, что под этим типом деятельности понимается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Авторы подчеркивают исключительное значение этой ценности для исследовательского, научного типа мышления. Ценность установки на истину в исследовательской деятельности имеет две особенности: во-первых, её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, т. е. истина должна быть обнаружена самим учеником через организацию своей собственной деятельности, а не доведена до него как имеющийся факт; во-вторых, лёгкость «технической» развёртки установки на истину применительно к индивидуальному педагогическому стилю учителя, т.е. учитель, стремящийся привести ученика к истине, сам выбирает удобный путь.

Основным методологическим подходом в организации исследовательской деятельности в рамках общеобразовательной школы является разделение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности.


^ Линия сравнения

Научно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Цель исследования

Производство новых знаний в общекультурном значении.

Приобретение учащимися навыков исследования как способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является самостоятельное приобретение новых, личностно-значимых знаний

Направленность исследования

Исследование - как способ получения результата, продукта.

Исследование - как средство ориентации в окружающем мире

Организация деятельности

Опирается на нормы, выработанные в сфере науки за несколько последних столетий. Жёстко нормируется выработанными научным сообществом традициями.

Может моделироваться учителем с опорой на научные традиции, но с учётом специфики учебного заведения, предмета и объекта исследования, личности исследователя. Нет жёстких норм.

Субъект-объектные связи

Связь непосредственная: учёный – объект исследования.

Связь опосредованная: ученик – учитель – объект исследования. Субъект-субъект-объектная связь, передача навыков практической деятельности от учителя ученику.

Методология

Наличие стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от предметной области: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, обобщение, собственные выводы, представление результата.


Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Именно поэтому в основе опыта лежат идеи и принципы педагогической деятельности И. С. Якиманской. Это опора на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей урока, организация субъект-субъектных связей на уроке, создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, постоянная рефлексия внутреннего состояния ученика. Данная технология открывает самые широкие возможности для освоения учеником универсальной методологии исследования с его чётко определёнными и устоявшимися этапами на основе конкретного субъектного опыта, сугубо индивидуально, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.


^ Новизна опыта.

В ходе работы над данной проблемой я создаю среду, способствующую активизации познавательной деятельности обучающихся, организовываю общение в режиме сотрудничества, что позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным.


^ Технология опыта.

Цели ученического социологического исследования и его значение.

Социологическое исследование, проводимое учениками, является одним из видов школьного исследования, относительно самостоятельное изучение учащимися социальных проблем средствами социологической науки в условиях совместной деятельности учителя, учащихся и родителей.

Ученическое социологическое исследование преследует ряд целей, при успешной реализации которых, обществоведческие знания учащихся превращаются в осознанную практическую деятельность учащихся и навыки, которые используются учащимися в дальнейшей жизни. Цели определяются как:

  • Выяснение учениками реального состояния изучаемого общественного явления.

  • Самостоятельная оценка того или иного социологического исследования.

  • Формирование исследовательских умений и навыков

  • Выработка лично значимой и обоснованной оценки общественного события и получение ориентира в жизненном выборе.

  • Глубокое и прочное усвоение программного материала по обществознанию

Значение ученического социологического исследования в современных условиях трудно переоценить. Оно отличается от научного исследования целью, которая определяется как формирование навыков социологического исследования и прочного усвоения программы по обществознанию. Не исключено, что в процессе исследовательской работы учащиеся получат какие – то новые данные, но они не будут носить характер научного открытия.

Однако, мой опыт показывает, что при использовании в процессе обучения обществознанию ученических социологических исследований учащиеся более глубоко усваивают учебный материал, получают навыки исследовательской работы, определяются с выбором жизненных ориентиров. При использовании этой формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся интерес к обществознанию как учебной дисциплине возрастает, что показало анкетирование учащихся старших классов. Школьники стали больше интересоваться дискуссиями по социальным проблемам по телевидению и в средствах массовой информации, а так же социологической информацией, применять ее на других предметах в качестве иллюстрации своих знаний. В анкетах учащиеся дали оценку их исследованиям, назвав это интересным и увлекательным средством изучения нового материала, помощью при ориентировании в информационном потоке, научной базой для формирования собственной позиции по исследуемой проблеме.

Так как методы социологического исследования требуют в основном коллективной работы, то это способствует социализации учащихся, получению опыта совместной работы и ответственности не только за свой результат, но и за коллективный труд. Групповое ученическое социологическое исследование сплачивает коллектив учащихся, развивает чувство дружбы и взаимопомощи.

Методическая модель ученического социологического исследования

Модель представляет собой совокупность трех блоков, которые основаны на ролевых характеристиках и действиях учителя, учащихся и родителей в ходе проведения исследования.

Методическая модель включает в себя алгоритм действий учителя, учащихся и родителей, что составляет ее функциональное значение.

  1. БЛОК - деятельность учителя.

Учитель - исследователь:

  • знакомит учащихся с методами социологии и построением исследования;

  • устанавливает соответствие элементов содержания обществоведческого курса с базисной программой и учебно-воспитательными задачами;

  • выявляет наиболее значимые для учащихся элементы содержания обществоведческого курса;

  • организует исследование методами социологии: опрос, интервью, интерпретация, социологическая информация;

  • выявляет интерес учащихся к социологической проблеме, способности к исследованию и формирует исследовательскую группу;

  • знакомит учащихся со структурой ученического социологического исследования (инструктаж);

  • организует подведение итогов первоначального ознакомления с темой по анкетированию;

  • помогает провести анализ собранного материала и его систематизации;

  • проводит урок с использованием материалов ученического социологического исследования;

  • оценивает самостоятельную работу участников исследовательской группы.

  1. БЛОК – деятельность учащихся.

Учащийся – исследователь:

  • проявляют интерес к проблеме или предлагают тему интересующего их социологического исследования;

  • участвуют в совместном поиске тем для исследования, содержание которых отвечает их познавательным интересам и ценностным ориентирам;

  • знакомятся со структурой и методами научного исследования;

  • объединяются в группы по интересам для исследования интересующей их проблемы;

  • составляют план самостоятельной исследовательской работы по избранной теме;

  • проводят исследование в соответствии с разработанным планом действий;

  • делают выводы и обобщения, подводят итоги проведенного исследования;

  • формулируют дискуссионные вопросы для дальнейшего обсуждения их на учебном занятии или на внеклассном мероприятии;

  • участвуют в итоговой дискуссии и отстаивают свою точку зрения;

  • выполняют итоговую контрольную работу по исследовательской теме с целью проверки полученных знаний и умений;

  • готовят письменный отчет о проведенном исследовании с использованием таблиц и диаграмм.

  1. БЛОК – деятельность родителей.

Родители – помощники:

  • проявляет интерес к исследовательской теме, которую выбрал их ребенок;

  • помогает материально: обеспечивает бумагой, письменными принадлежностями;

  • предоставляет свободное время, освобождая школьника от части домашних обязанностей;

  • отвечает на вопросы анкеты, которую предлагает им участник социологического исследования;

  • может, если желает, принять участие в учебном занятии с использованием собранного материала исследования его ребенком.

При помощи указанной модели я и мои коллеги организовываем ученическое социологическое исследование, самостоятельную работу учеников на достаточно высоком уровне. Учащиеся овладевают алгоритмом, то есть системой постоянных и строго предписанных действий научного исследования.

Технология реализации идеи, этапы ученического социологического исследования. Инновация опыта.

Исследование избранной социологической проблемы происходит в пять этапов, в процессе которых используются:

- логика научного социологического исследования,

- логика ученического социологического исследования,

- учебные проекты учащихся.

1. Актуализация темы, формирование стимула к работе.

Тему исследования могут предложить сами учащиеся на основе своего жизненного опыта или по совету родителей. На практике, чаще тему предлагает учитель в соответствии с учебным разделом, темой или курсом. Появляется тема из ключевых проблемных вопросов, на которые учащиеся должны найти ответ, чтобы прочно усвоить тот или иной материал. Учитель до мелочей продумывает педагогические цели и задачи, которые необходимо достигнуть в результате социологического исследования.

2 Работа с литературой по проблеме.

Учитель определяет сроки работы над темой, рекомендует специальную литературу. Учащиеся в общем виде формулируют тему исследования, ищут в рамках темы свою проблему, вопрос, обозначают свой вклад в исследование, составляют вопросы для анкетирования.

3. Образование исследовательских групп.

Группы формируются по два – три человека. Работать можно как в группе, так и индивидуально.

На опыте проверен наиболее оптимальный состав группы:

ЛИДЕР – наиболее эрудированный и авторитетный школьник, который способен мыслить ассоциативно, самостоятельно развивать идеи, предложенные другими членами группы, предлагать свои и уметь аргументировать предложенный вариант.

КОММУНИКАТОР - учащийся, способный провести опрос, взять интервью, выступить перед аудиторией с докладом, сообщением, информацией.

АНАЛИТИК - школьник, выполняющий аналитическую работу,

Математические подсчеты, статистическую обработку полученного в ходе социологического исследования материала.

В одной группе может быть по несколько аналитиков и коммуникаторов с разным уровнем способностей для того, чтобы помогать учиться тем, кто только что включился в исследовательскую работу. В среде коммуникаторов и аналитиков появляются лидеры и ведомые для слаженности и результативности работы.

4.Организация социологического исследования.

Группа обсуждает тему и ход работы в результате е деятельности:

- составляется план (программа) исследования;

- формулируются цели;

- определяются задачи;

- выбираются методы осуществления работы:

(анкетирование, анализ документов, интервьюирование, социологический опрос, беседы);

- выдвигается гипотеза, которая затем проверяется в ходе социологического исследования.

Социологическое исследование осуществляется в соответствии с принятой всеми участниками программой. На нее ориентируются все исследовательские группы. Исследовательская деятельность проходит в рамках учебных занятий: лабораторные, практические, семинарские занятия в соответствии со временем, отведенным на ту или иную тему, а так же во внеурочное время: консультации, факультативы, спецкурсы, элективные курсы, библиотека, интернет.

Задачи учителя на этом этапе работы:

  • разъяснить содержание социологического исследования;

  • отметить специфику ученического социологического исследования;

  • предоставить учебно – методическую базу, обеспечивающую полноту охвата изучаемой проблемы;

  • консультировать при возникающих трудностях;

  • оказывать помощь при формулировании гипотезы и выводов, анализе информации и составление итоговых схем и диаграмм.

5.Дискуссионное занятие по исследуемой проблеме.

Заключительный урок может проходить в форме проблемного семинара, дискуссии, диспута, конференции и т.д.

Структура такого урока обычно выглядит так:

1.Вводное слово учителя, общая информация по теме.

2. Поочередное выступление руководителей исследовательских групп.

3.Обсуждение проблемы, дискуссионная часть урока.

4. Подведение итогов исследования, выставление оценок.

Итоговая рефлексия выявляет, что удалось и не получилось, кто какой вклад внес в решение проблемы, каковы перспективы развития темы, чему научились, над чем надо работать, каковы предложения и пожелания.

Примерная структура урока по результатам ученического социологического исследования.

Структурные элементы дискуссионного урока могут быть самых разных вариаций. Предлагается один из примеров такого типа занятия.

1.Вводное слово учителя содержит тему, обоснование выбора исследовательского поля, актуализацию избранной проблемы, задачи и план урока. При необходимости коротко восстанавливается материал предыдущих уроков, который связан с содержанием ученического социологического исследования.

Затем учитель или подготовленный им ученик (а так же это может быть родитель или представитель общественности), знакомит присутствующих с основными аспектами проблемы, различными точками зрения по ней, официальным и неофициальным мнением по исследуемому вопросу, определяет задачи, стоящие перед участниками дискуссии, уточняет условия ее проведения.

ВАЖНЕЙШИЕ педагогические задачи этапа:

- обеспечение постоянного внутреннего контроля за классом;

- регулярное стимулирование интереса к теме;

- поддержание активности мышления;

- учет мнения каждого выступающего; ученического социологического исследования.

- выдерживание темпа, соблюдение регламента;

- создание доброжелательной атмосферы при обсуждении.

2. Информация руководителей исследовательских групп содержит результаты проведенного исследования, выводы и предложения.

Выступление групп может сопровождаться презентацией своей исследовательской работы, компьютерной демонстрацией схем, графиков, диаграмм, таблиц и т.д.

Наиболее проблемные вопросы выписываются на доске или выносятся на индивидуальные листы и раздаются всем участникам дискуссии, а так же могут проецироваться на экран до их полного обсуждения.

Это способствует тому, что соблюдается логичность обсуждения проблемы, устойчивость внутренней структуры, исключение хаотичности, беспорядка и неопределенности.

3. Обсуждение (полемика, дискуссия, диспут) – основная часть урока, который организовывается следующим образом:

- выступление заранее подготовившихся оппонентов по обсуждаемым вопросам;

- собеседование с участниками дискуссии по тезисам, которые выдвигаются в ходе обсуждения;

- использование таблиц, плакатов, видеоматериалов, презентаций для убедительности и доказательности, инсценирование наиболее ярких моментов своими силами или использование фрагментов художественных произведений;

- привлечение к разговору приглашенных учителей, классного руководителя, родителей, представителей администрации, общественности.

4. Заключительная часть содержит подведение итогов изучения темы на основе ученического социологического исследования, формулировку выводов, к которым пришли участники исследования.

При подведении итогов следует подчеркнуть основные моменты правильного понимания проблемы, показать ошибочность некоторых выступлений, неправильные и несостоятельные позиции по отдельным вопросам исследования. Эти моменты помогают если не переубедить ученика, то хотя бы позитивно изменить ход мыслей и подтолкнуть к раздумьям.

4. Итоги занятия. Заключительное слово учителя дает оценку как индивидуальной, так и коллективной работе учащихся. Особое внимание обращается на содержание выступлений, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, понимание сущности явлений. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать разнообразные способы доказательства и опровержения, применять различные средства ведения спора.

Итоговая проверка знаний по изучаемой проблеме осуществляется во время зачета, контрольной работы или письменного отчета о проведенном социологическом исследовании.




Результативность.

Роль и значение социологических исследований в процессе обучения состоит в том, что с их помощью формируется общественное сознание у подрастающего поколения, решается проблема более глубокого изучения учащимися социальных процессов и явлений. Молодые люди на практике убеждаются в том, что для выработки собственной позиции по важным общественным проблемам очень нужно обладать широкой и разносторонней информацией: знать факты и уметь оперировать ими, оценивать существующие по конкретной проблеме точки зрения; уметь собирать эмпирическую информацию, использовать социологические методы исследования (анкетирование, интервью); правильно интерпретировать полученные данные, делать соответствующие выводы.

Ученическое социологическое исследование применяется систематически, то есть ежегодно по наиболее важным проблемам и при изучении всего обществоведческого курса. Определяю, когда это необходимо, в зависимости от уровня подготовленности классов. Обычно слабо подготовленные классы, в которых есть группа лидеров, способных увлечь работой слабых учеников. Интерес и социологическому исследованию проявляется даже у тех школьников, которые казалось бы не интересуются ничем. Результативность участия ребят в социологическом исследовании сказывается на том, что до 50% учащихся выбирают в качестве итоговой аттестации экзамен по обществознанию и используют знания, полученные при исследовательской работе

Учащиеся достаточно успешно сдают ЕГЭ и поступают на гуманитарные специальности в вузы области: 50% выпускников, сдававших обществознание, набрали баллы на уровне и выше среднеобластного показателя.


Библиографический список

  1. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. – М., 2002. - 112 С.

  2. Давыденко Т. М., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения. – Белгород, 2003. –104 С.

  3. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., – 2001, – 48 С.

  4. Кларин М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем // Школьные технологии. 1999. № 1.

  5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся.- М., 2002. -168 С.

  6. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии. 1999.№ 1-2.

  7. Леонтович А.В, Алексеев Н. Г., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.

  8. Локк Дж. Избранные философские произведения. – М., 1960. Т.1. –286 С.

  9. Обухов А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Школьные технологии. 1999. № 1-2.

  10. Тонков Е. В., Тамбовцев Г. А., Сердюкова Н. С. Организация исследовательско-творческой деятельности учителя. – Белгород, 2001. – 112 С.

  11. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987. – 260 С.

  12. Файн Т. А. Исследовательскийц подход к обучению // Практика административной работы. 2003. № 6.


Интернет ресурсы

  1. Internet-сайт портала Исследовательской деятельности учащихся

http://www.researcher.ru/

  1. Internet-сайт портала «Образование: исследовано в мире»

http://www.oim.ru/


Приложения

к описанию опыта работы учителя обществознания

Амелькиной

Елены Васильевны

Приложение № 1
^
Анкета «Исследовательская культура учащихся 10-11-х классов»


Инструкция: Оцените уровень владения вами исследовательскими умениями и навыками. По каждому из перечисленных ниже умений и навыков постарайтесь определить:

владеете-3, частично владеете-2, не владете-1, затрудняюсь ответить-0

Компоненты исследовательской культуры

Само-оценка учащихся

Оценка учителем

Общий балл

^ 1. Мыслительные умения и навыки:










  • анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно-познавательной работе;

  • умение самостоятельно устанавливать в ответе межпредметные связи;

  • выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

  • составление сложных планов, тезисов, конспектов;

  • составление моделей сравнения;

  • делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам;

  • обобщать данные, полученные в процессе сравнения;

  • понимать предложенную проблему;

  • оценивать проблемную ситуацию;

  • формулировать проблему, аналогичную данной;

  • на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу;

  • осуществлять доказательство сформулированной гипотезы;

  • строить план решения задачи;

  • комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные альтернативы;

  • сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых;

  • переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем внутрипредметного и межпредметного характера в домашнюю и другую внеклассную работу познавательного характера.










^ 2. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:










  • самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему;

  • выполнять задания воспроизводяще-творческого характера с преобладанием творческих элементов;

  • устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;

  • использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;

  • умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;

  • владение приемами доказательства;

  • умение определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);

  • использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики);

  • писать рецензии на книгу, фильм, спектакль.










^ 3. Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:










  • владение навыками диалогической речи;

  • излагать отобранный и систематизированный материал;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • ставить встречные вопросы;

  • анализировать смысл и характер вопросов;

  • развивать мысль в логике поставленного вопроса;

  • аргументировать свою позицию;

  • умение строить доказательство и опровержение;

  • применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;

  • логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса;

  • применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;

  • рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно);

  • критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;

  • делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле- и радиопередач);

  • готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат, ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов;

  • писать сочинения разных видов; тексты докладов, рефератов, рецензий, аннотации к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам;

  • делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом;

  • вести записи за докладчиком, учителем, ректором;

  • пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);

  • редактировать свой и чужой текст;

  • составлять заявление, расписку, автобиографию.












^

Приложение № 2

Основные понятия научно-исследовательской работы


Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует, прежде всего, усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт. Основу языка науки составляют термины и понятия, некоторые из которых мы приведем ниже.

Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.
Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.
Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Информация:

обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.
Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования)- устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.
Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Историография - научная дисциплина, изучающая историю науки.
Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Концепция-система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового. Является орудием получения научных фактов.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.
Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.
Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.
Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.
Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Понятие - есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Принцип - основное, исходное положение какой либо теории, учения, науки.
Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Различают следующие виды проблем:

исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка — «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).
Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Фактографический документ - научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета, исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Формула изобретения - описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.
Формула открытия - описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.


^ Приложение №3.

Приём: построение структурно-логической схемы «Направления и формы развития общества».


Менее развитое общество, примитивные технологии, ручной труд.

Более развитое общество, сложные технологии, машинный труд.

^ Ученику предлагается построить схему из разрозненных элементов (каждый блок схемы существует отдельно) и установить связь между этими элементами.

Деградация

Модернизация

Упадок

Революция

Реформа

Застой
^

РАЗВИТИЕ

ИЗМЕНЕНИЕ


(переход системы из одного состояния в другое)

РЕГРЕСС

ПРОГРЕСС






Изучать

Искать

Думать

Сотрудни-чать

Делать

Рефлекси-ровать

Основные направления и формы развития общества.

Находить внутренние и внешние связи (закономерности) между ключевыми понятиями, находить логическое объяснение связям.

Размышлять над тенденцией развития современ-ного общества, многообра-зием форм развития, об основных направле-ниях.

Уметь быть лидером при работе в группе, уметь договари-ваться и обсуждать, идти на компромисс.

Построить структурно-логическую схему. Разместить понятия так, что бы были ясны связи между явлениями.

Уметь самостоятельно находить решения, понимать - как использовать данный материал в другой предметной области.



Приложение № 4.

Приём: построение таблицы многоуровневого межпредметного сравнения трёх типов общества.

^ Науки

Предмет

Традиционное общество

Индустриальное общество

Информационное общество

Общественные

Экономика

Аграрный тип, натуральное хозяйство, ручной труд, примитивные технологии, решение основных экономических вопросов с опорой на мифологическое мышление и традиции.

Промышленный тип, автоматизация производства и управления, опора на научно-технический прогресс, направленность на широкий рынок, интеграционные процессы в производстве.

Доминирование третичной сферы экономики – сферы услуг и информации, высокие и точные технологии, развитие информационных сетей и мобильных систем управления технологическими процессами.


История


Ученику предлагается таблица, в которой заполнены только две строки. Подбор фактов для заполнения всей таблицы производится самостоятельно с опорой на схему этапов исследовательской деятельности.



География


Естественные

Физика


Химия


Астрономия


Точные

Математика


Информатика

Отсутствует как предметная область.

Изобретение процессора, переход от ЭВМ к высокотехнологичным ПК. Внедрение компьютера в производство. Активное создание и широкое распространение программных продуктов.

Резкий скачок в развитии программного обеспечения и ПК. Активное использование глобальной информационной сети. Создание высокоточных и мобильных систем способных заменить разум человека. Внедрение информационных технологий в быт человека.



Изучать

Искать

Думать

Сотрудничать

Делать

Рефлексировать

Проявление общественных явлений сквозь призму научных дисциплин, состояние науки на определённом этапе развития общества

Связь между предметами, внутреннюю логику в развитии предметной области, факты, доказывающие реальное состояние науки и общества

Над взаимосвязью прошлых и настоящих событий, над важностью системного подхода к изучению общества, над зависимостью наук друг от друга.

Уметь взаимодействовать с другими людьми, договариваться, находить помощников. В группе – уметь распределить дела.

Наполнить содержанием таблицу. Найти убедительные факты, Сделать общий целостный вывод.

Оценивать смысловую значимость работы. Анализировать ход работы и своё состояние на конкретном этапе исследования.



Приложение №5.

Приём: системно-функциональный анализ органов государственной власти РФ.


^ ПРЕЗИДЕНТ РФ

ВСФ



Ф У Н К Ц И О Н А Л Ь Н Ы Е С В Я З И
Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и на международной арене, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти

^ Федеральное собрание

Правительство

Высшие суды

ГД

СФ

Министерства

КС

ВАС

Функ-ция ???

Функ-ция ???


Функция


???


Функ-ция ???


Функ-ция ???


Функ-ция ???


С опорой на имеющуюся схему и текст Конституции РФ (гл. 4 – 7) учащемуся предлагается провести системно-функциональный анализ, т. е. по тексту определить функции каждого элемента системы органов государственной власти и сделать вывод о функциональных связях между органами. Грамотное выполнение задания позволит сделать вывод о наличии СИСТЕМЫ и чётких связях органов через выполняемые властные ФУНКЦИИ.



Изучать

Искать

Думать

Сотрудни-чать

Делать

Рефлекси-ровать

Полномочия органов государственной власти РФ, предмет ведения и объём обязанностей

Находить в тексте нормативного акта, конкретные примеры; искать связи органов через их деятельность; варианты и поводы для взаимодей-ствия властей.

Над связью элементов системы, о её целостности, конструиру-емой через единство основных направлений реализации власти.

Взаимодействовать с учителем, найти аналогии работы системы органов власти с работой над этим заданием в группе.

Проанализи-ровать документ, структури-ровать функции, уметь обсудить публичное представле-ние результата работы с учителем.

В ходе работы находить ассоциации в смысловой системе «Я и власть».

Приложение № 6.

^ Приём работы с текстом: локальный и целостный анализ текста «Всеобщей декларации прав человека».


Учащимся предлагается проанализировать текст по алгоритму, обобщить полученные данные и сделать вывод о реализации конкретных идей в нормативно-правовом акте (локальный) или об общем значении «Декларации» (целостный).



Под локальным анализом понимается анализ конкретных частей (статей, разделов, глав) текста или общий анализ текста с целью создания обобщённого вывода по конкретной, узкой, специфичной проблеме, которая задаётся для анализа.

Целостный анализ позволяет сделать вывод об общем значении текста, его направленности и роли в том или ином общественном явлении процессе, месте в системе других документов.

^ Локальный анализ текста

Целостный анализ текста

  1. Внимательно прочти содержание задания.

  2. Подумай, почему важно выполнить это задание лично для тебя.

  3. Определи главную проблему.

  4. Найди ассоциации, которые помогут тебе раскрыть содержание вопроса.

  5. Прочти текст, пытаясь выявить содержательное сходство проблемы с тем, что ты читаешь.

  6. Выдели нужные места текста.

  7. Прочти их ещё раз.

  8. Выпиши основные идеи, касающиеся твоей проблемы.

  9. Установи логическую связь между этими идеями.

  10. Сравни содержание темы в тексте с теми знаниями, которые ты имел по этой проблеме до изучения документа.

  11. Сделай вывод об отражении этой проблемы в тексте.

  1. Внимательно прочти содержание задания.

  2. Подумай, почему важно выполнить это задание лично для тебя.

  3. Определи ключевую проблему задания.

  4. Прочти текст, пытаясь понять его общий смысл.

  5. Вспомни, читал ли ты когда-либо подобные или похожие тексты.

  6. Найди аналогии, которые могли бы помочь соединить прочитанный текст с уже известными тебе знаниями по этой теме.

  7. Прочти текст, выделяя главные моменты.

  8. Выпиши главные мысли в тетрадь и проанализируй их.

  9. Подумай, к каким сферам жизни общества относится этот текст, для чего он создан и что регулирует.

  10. Сделай вывод об общем значении текста для людей в целом и тебя лично.



Изучать

Искать

Думать

Сотрудни-чать

Делать

Рефлекси-ровать

Содержание основных прав и свобод человека, ценности демократического общества.

Отражение конкретного содержания в тексте, главные мысли и идеи.

Искать связь содержания «Декларации» с Конституцией РФ.

Над важностью проблемы, над собственным мотивом деятельности, алгоритмом работы и способом подачи материала.

Сотрудничество с самим собой. Главное - принять алгоритм работы и заставить себя довести работу до конца.

Читать текст, находить главное, выписывать идеи и переводить их в актуальную зону, анализировать и самостоятельно делать вывод.

Определять личную заинтересованность в решении проблемы, осознавать себя ЧЕЛОВЕКОМ, имеющим права и свободы



Похожие:

Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconИсследовательская деятельность учащихся по географии
Основная цель современного творческого подхода к образованию развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование...
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconПоложение о проведении районного конкурса
Формирование активной, инициативной и самостоятельной жизненной позиции учащихся
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconПоложение о проведении школьного конкурса
Цель проведения мероприятия «Минута Славы» является раскрытие талантов учеников мбоу сош №2 г. Турана, воспитание и формирование...
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconПроектно-исследовательская деятельность
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого...
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconОдной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconСправка о реализации авторской программы
Целью программы является формирование стереотипа положительного общественного поведения и активной жизненной позиции учащейся молодежи,...
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Новозоринская средняя общеобразовате6льная школа»
Цель игры: формирование активной жизненной позиции выпускников школы, развитие интереса к знаниям, общественной жизни, развитие творческих...
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания icon«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания»
Объект исследования: процесс активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconВнеклассное мероприятие по избирательному праву для учащихся 8-9-х классов
России, пропаганда избирательного права среди школьников, воспитание у подростков активной жизненной позиции, формирование умения...
Формирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания iconРазвитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты