Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста icon

Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста



НазваниеПояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

c:\users\беа\desktop\documents\scanned documents\основная общеобразовательная программа.png


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

  3. Инвариантная часть

  • Организация режима пребывания детей в ДОУ

  1. Режим дня

  2. Предметно-развивающая среда

  3. Формы работы с детьми

  • Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

  • Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей

  • Первая младшая группа

  1. Режим дня в первой младшей группе

  2. Реализация образовательных областей в разных формах работы

  3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

  • Вторая младшая группа

  1. Режим дня в первой младшей группе

  2. Реализация образовательных областей в разных формах работы

  3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

  • Средняя группа

  1. Режим дня в первой младшей группе

  2. Реализация образовательных областей в разных формах работы

  3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

  • Старшая группа

  1. Режим дня в первой младшей группе

  2. Реализация образовательных областей в разных формах работы

  3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

  • Подготовительная к школе группа

  1. Режим дня в первой младшей группе

  2. Реализация образовательных областей в разных формах работы

  3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

  • Итоговые результаты освоения программы

  1. Интегративные качества

  2. Освоение образовательных областей

  1. Система мониторинга детьми планируемых результатов освоения программы

  2. Содержание коррекционной работы

  3. Вариативная часть программы

  • Приоритетное направление деятельности ДОУ

  • Особенности организации образовательного процесса

  • Перечень методическое литературы

  • Условия реализации образовательной программы

  • Взаимодействие с другими учреждениями

  • Создание и обновление предметно-развивающей среды

  • Инновационная и экспериментальная работа

  • Преемственность в работе ДОУ и школы

  • Формы сотрудничества с семьей

  1. Приложение

  • Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы


Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный период – яркая, неповторимая страниц в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях детского сада (группы).

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности развивается понимание речи. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей, к 3 годам словарный запас составляет примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, конструирование, рисование, лепка.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами с предметами-заместителями.

Появление собственной изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой – либо предмет.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное, то есть проблемные ситуации в жизни ребенка разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей характерна неосознанность мотива, импульсивность и зависимость и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.

Вторая младшая группа ( от 3 до 4 лет)

Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными запретами, могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.

В 3 года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина, дети адекватно идентифицируют себя и других людей с представителями своего пола, возраста.

У нормально развивающегося малыша есть все возможности овладения навыками самообслуживания.

В этот период высока потребность ребенка в движении, он начинает осваивать основные движения. 3-4 года благоприятный период для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств ( ловкость, гибкость координация, гибкость, выносливость).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом.

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты, группы в детском саду, участка, где гуляют. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления.

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены его непосредственным опытом.

Внимание детей непроизвольно, однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течении 10-15 минут привлекательным занятием.

Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий.

Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами.

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.

Дети успешно овладевают различными способами игровой деятельности- игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. К 4 годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В младшей группе ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности.

Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, умеет отвечать на простые вопросы.

Развитие трудовой деятельности связано с освоением процессуальной стороны труда. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретичный характер.

В младшем возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.


Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Дети 4-5 лет социальные нормы и правила еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо (не надо) себя вести. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят вежливые слова, обращаются к нему.

Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Происходит взаимодействие игровых и реальных взаимодействий детей.

В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых прочесов.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Ведущим в общении со взрослым является познавательный мотив.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов.

Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленном и анализирующим. Связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

Внимание к 5 годам становится все более устойчивым, в отличии от возраста 3 лет, к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В данном возрасте преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах, встречаются в мультфильмах и т. д.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается важна его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. В группах начинают выделяться лидеры, появляются конкурентность, соревновательность, что способствует дальнейшему развитию образа Я ребенка, его детализации.


Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Ребенок 506 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор, начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте формируется возможность саморегуляции, дети сами начинают предъявлять себе требования, которые им раньше предъявлялись взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

На шестом году жизни происходят изменения в представлениях ребенка о самом себе. Повышается избирательность и устойчивость взаимодействий со сверстниками.

В 5-6 лет формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. Дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

Дети могут уже распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети контролируют друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Дети начинают осваивать реальные социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся более для них привлекательными, чем другие.

Вне игры общение становится менее ситаутивным.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок способен к освоению сложных движений. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться, укрепляются мышцы и связки, развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании.

К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течении 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-действенное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств.

Данный период характеризуется как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение всех звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета , пользоваться прямой и косвенной речью, описательным и повествовательным монологом.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентричной позиции.

Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные раннее виды детского труда выполняются качественно, быстро и самостоятельно.

Происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, средств выразительности, композиторах, формируются этические суждения и оценки.

В изобразительной деятельности дети могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Рисунки приобретают сюжетный характер, детализируются и более пропорциональны.

Дети конструируют по условиям, замыслу, схеме заданным взрослым. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности, формируются обобщенные способы действий и представлений о конструируемых ими объектах.

Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги , овалы, треугольники из квадратов.

Так изобразительная деятельность в старшем возрасте отличается высокой продуктивностью и усвоением обобщенных способах работы.


Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дошкольник уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, навыками личной гигиены, определяет состояние своего здоровья, готов оказать себе и другим элементарную помощь. ( обработать ранку, промыть , обратится к взрослому.

Мотивационная сфера расширяется за счет развития познавательных, просоциальных (побуждающие делать добро) мотивов, и мотивов саморегуляции. Ребенок самостоятельно оценивает свои поступки, под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного детства у детей формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести , но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому- пользу, радость и д.п.

Развитие общения со взрослыми к концу седьмого года жизни становится богаче и сложнее. С одной стороны ребенок становится более ситуативным и свободным в общении, с другой – очень зависим от авторитета.

Общение со сверстниками носит избирательный характер, именно в этот период зарождается детская дружба; дети делятся впечатлениями, эмоционально сопереживают рассказам друг друга.

К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие половой роли, владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложные, обретают особенный смысл. Игровое пространство усложняется, в нем появляется несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Дети могут брать по ходу игры на себя две роли, переходя от исполнения одной, к исполнению другой.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются основные виды движений, психофизические качества.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом повторение.

Воображение детей, с одной стороны становится богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным. При придумывании сюжета игры, темы рисунка и д.п. дети не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно- образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают звуки и слова. Развивается связная речь детей. В высказываниях детей отражается как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующийся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. в результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. Он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства.

Художественно- эстетический опыт позволяет детям понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснить использование средств выразительности, эстетически оценить результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предметов и явлений, им становятся доступны приемы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы.

В аппликации дошкольники осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной гармошкой, пополам.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки, создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

Ребята проявляют интерес к коллективным работами могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


^ Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

1) Организация режима пребывания детей в ДОУ

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

^ Режим дня в первой группе


Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Совместная деятельность с родителями по реализации основной образовательной программы ДОУ

7.00-8.20

Прием детей, игры, самостоятельная деятельность

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

8.05- 8.20

Игры ,самостоятельная деятельность детей

8.20-9.00

Организованная образовательная деятельность

8.45-9.00-9.15

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

9.15- 11.20

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11.20-11.40

Подготовка к обеду, обед

11.40-12.00

Подготовка ко сну

12.00- 12.15

Дневной сон

12.15-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.25

Игры, самостоятельная деятельность детей


Организованная совместная образовательная деятельность

15.25-16.15 15.45- 16.00-16.15

Подготовка к прогулке, прогулка

16.15-17.15

Возвращение с прогулки, игры

17.15-17.25

Подготовка к ужину, ужин

17.25-17.35

Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность

17.35-18.00

Прогулка

18.00-19.00

Совместная деятельность с родителями по реализации основной образовательной программы

17.00-19.00

Дома

Возвращение с прогулки

19.00-20.00

Легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.00-20.30

Укладывание, ночной сон

20.30-6.30(7.30)



2)Реализация образовательных областей в разных формах работы

1.Физическая культура (4-5 лет)

Программное содержание:

  • Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества;

  • Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

  • Добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений (ОРУ, ОД, СУ);

  • Учить воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения;

  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве.




^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Игровая беседа с элементами движений

Чтение

Рассматривание

Дидактическая игра

Утренняя гимнастика

Экспериментирование

Подвижная игра

Интегративная деятельность

Контрольно-диагностическая деятельность

Совместная деятельность тематического характера

Аналогичные формы работы во всех компонентах режима дня


Во всех видах самостоятельной деятельности детей

Двигательная активность в течении дня Подвижная игра

Игровые упражнения

Самостоятельные игры

Разъяснения совместное чтение литературы о спорте

Совместные физкультурные праздники и досуги

Просмотр фильмов о спорте



2.Здоровье

Программное содержание:

  • Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций;

  • Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, умения заботиться о своем здоровье;

  • Воспитывать и совершенствовать навыки самостоятельности;

  • Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека, развивать умение заботиться о своем здоровье.




^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Продуктивная деятельность

Чтение

Проблемные ситуации

Беседа

Проектная деятельность

Рассматривание

Дидактические игры

День здоровья

Игры

Беседы

Досуги

Проблемные ситуации

Беседы

Чтение

Досуги

Интегративная деятельность

Просмотр фильмов

Рассматривание иллюстраций

Во всех видах самостоятельной деятельности

Объяснения информационные блоки

Чтение

Беседа

Консультации

Совместные дни здоровья

Просмотр фильмов


3. Социализация

Программное содержание:

  • Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей, развитию компонентов детской игры;

  • Развивать умение понимать окружающих людей, проявлять доброжелательные отношения;

  • Приобщать дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения;

  • Углублять представления о семье, о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем;

  • Поддерживать и воспитывать интерес к родному краю.




^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Чтение

Совместная игра

Экскурсия

Беседа

Наблюдение

Проблемные ситуации

Праздники и развлечения

Ситуация морального выбора

Индивидуальная игра

Ситуативный разговор

Педагогическая ситуация

Беседа (нравственная, этическая)


Во всех видах самостоятельной деятельности

Индивидуальная игра

Совместная игра

Беседа

Консультация

Совместные конкурсы и выставки

Рассматривание

Участие в праздниках и развлечениях


4. Труд

Программное содержание:

  • Учить целостно выполнять трудовые процессы;

  • Учить пользоваться всеми простейшими способами анализа для использования предметов в разных видах детской деятельности;

  • Воспитывать бережное отношение к предметному миру;

  • Помочь ребенку в освоении соответствующего словарного запаса, в умении точно и ясно выразить свои суждения и предположения.




^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Совместные действия

Наблюдения

Игра

Дежурство

Чтение

Беседа

Игра

Рассматривание

Экскурсия

Интегративная деятельность

Аналогичные формы работы во всех режимных моментах

Во всех видах самостоятельной детской деятельности, создание соответствующей предметно-развивающей среды

Индивидуальные консультации

Семинары

Беседы

Экскурсии

Проектная деятельность

Информационные блоки


5. Безопасность

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду, на улице, дома;

  • Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о специальных видах транспорта;

  • Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх, при использовании спортивного инвентаря;

  • Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными.




^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Совместные действия

Наблюдения

Игра

Чтение

Беседа

Игра

Рассматривание

Экскурсия

Проектная деятельность

Аналогичные формы работы во всех режимных моментах

Во всех видах самостоятельной детской деятельности, создание соответствующей предметно-развивающей среды

Индивидуальные консультации

Совместный активный отдых

Организация выставок

Проектная деятельность

Информационные блоки


^ 6. Чтение художественной литературы

Программное содержание:

  • Учить внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;

  • Учить при рассматривании иллюстраций, воспроизводить по ним текст рассказа или сказки;

  • Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать героям произведений;

  • Познакомить с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.



^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Чтение

Обсуждение

Рассказ

Беседа

Игра

Инсценировка

Рассматривание иллюстраций

Чтение

Ситуативный разговор

Продуктивная деятельность

Беседа по содержанию

игра

Игра

Продуктивная деятельность

Самостоятельная деятельность в уголке книги и театра

Экскурсия в библиотеку

Консультации

Рекомендации

Передвижная библиотечка

Совместные конкурсы


7. Коммуникация

Программное содержание:

  • Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

  • Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь, элементарные формы объяснительной речи;

  • Обогащать и активизировать словарный запас;

  • Закрепить умение составлять простые предложения;

  • Учить эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи.




^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Беседа

Чтение

Рассказ

Игровая ситуация

Разучивание стихов

Пересказ

Игра-драматизация

Театрализованная деятельность

Интегративная деятельность

Чтение

Ситуативное общение в ходе режимных моментов

Словесные игры

наблюдения

интегративная деятельность

дидактические игры

Сюжетно-ролевая игра

Все виды самостоятельной детской деятельности

Общение со сверстниками и взрослыми

Анкетирование

Тренинги общения

Родительские собрания

Консультации логопеда

Педагогические ситуации

Участие в праздниках и развлечениях


8. Познание

Программное содержание:


  • Учить сравнивать, обобщать, соотносить группы предметов, называть их свойства и качества;

  • Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

  • Обогащать знания и представления детей о многообразии животного и растительного мира, о сезонных изменениях в природе;

  • Способствовать развитию исследовательской деятельности ребенка;

  • Продолжать работу по сенсорному воспитанию в разных видах деятельности.




^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Конструирование

Экскурсия

Чтение

Рассказ

Проблемная ситуация

Исследовательская деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание

Наблюдение

Экспериментирование

Конструирование

Развивающие игры

Проблемно-поисковая ситуация

Ситуативный разговор

Во всех видах самостоятельной детской деятельности

Консультации

Открытые занятия

Анкетирование

Экскурсии

Маршруты выходного дня

Беседы

Проектная деятельность

9.Музыка

Программное содержание:

  • Развивать музыкальный слух – интонационный, мелодический, гармонический, ладовый;

  • Воспитывать умение общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;

  • Развивать координации слуха и голоса, певческие навыки детей;

  • Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизации.

^ Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

^ Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Слушание соответствующей возрасту народной, детской, классической музыки

Экспериментирование со звуками

Музыкально-дидактическая игра

Беседа интегративного характера

Совместное индивидуальное и музыкальное исполнение

Музыкальные упражнения

Попевка, распевка

Творческие задания

Танцевальные этюды

Творческие задания

Концерты-импровизации

Слушание музыки сопровождающей режимные моменты

Музыкальные подвижные игры

Интегративная деятельность

Концерт-импровизация

Создание соответсвующей предметно-развивающей среды

Самостоятельные игры детей в музыкальном центре

Участие в праздниках и развлечениях

Беседы

Консультации музыкального руководителя

Музыкально-литературные вечера

Посещение концертов



Похожие:

Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы»
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/, образовательной программы доу в соответствии...
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconИнформационная справка 2 Пояснительная записка 3
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста – 45
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconВозрастные особенности детей 2-3 лет
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют...
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconТема: "Особенности формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста. "

Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconПоложение о районном этапе областного конкурса «Экоколобок» для детей дошкольного возраста
По отношению к юным участникам: создание условий для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, развития...
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconПояснительная записка. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №27 «Семицветик»
Рабочая программа кружка «Аэробика для малышей» предназначена для осуществления физического воспитания детей дошкольного возраста...
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconРеализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
В рамках работы по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста была разработана и проведена система занятий...
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconПриёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться),...
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconФормирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Доу, в котором я работаю, является районной опытно- экспериментальной площадкой по теме «Взаимодействие субъектов, формирующих культуру...
Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста iconФормирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру
Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты