Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка icon

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка



НазваниеСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество



Система оценки достижения планируемых результатов


освоения основной образовательной программы


начального общего образования


МБОУ СОШ с.Каменское


Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;

2) Приказа МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3) ,А. Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009;

4) Примерной основной образовательной программы основного общего образования. -М.: Просвещение, 2011.

Цель: выявление и оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования

Особенности:

• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

• оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

• использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

• использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений;

• «безотметочное» обучение в 1 классе.






^ Оценка результатов

Объект

личностных

метапредметных

предметных

УУД:

1. самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

2. смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

^ 3.морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные), т.е. направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею:

• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно

преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

• способность к осуществлению логических операций сравнен™, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий._

способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Содержание

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса -

уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.


Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оиенки метапредметных результатов на ступени

начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты

накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы

начального общего

образования является

достижение

предметных и

метапредметных

результатов

начального общего

образования,

необходимых для

продолжения

образования.


Методы

(процедуры) инструмент

1) Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования специалистами, не работающими в

школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. 2) оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио

*Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность

воспитательной и образовательной деятельности школы.

решение задач творческого и поискового характера,

- учебное проектирование,

- проверочные работы,

- комплексные работы на межпредметной основе,

- мониторинг сформированности основных учебных умений.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые

комплексные работы -система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

^ В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью

диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ - по русскому языку, родному языку, математике - и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.





Формы контроля и учета достижений обучающихся


Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учёта достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

-письменная самостоятельная работа

- диктанты

-контрольное списывание

-тестовые задания

- изложение

-доклад

-творческая

работа

-посещение уроков

диагностическая контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

анализ динамики

текущей

успеваемости

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио



Формы представления образовательных результатов:

• табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

• тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

• устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

• портфолио (Приложение 1);

• результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД

Критерии оценивания:

• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

• динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Способы оценочной деятельности можно посмотреть в Приложении 2.


^ Мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП.



Предмет оценки

Форма оценки (или инструментарий)

Сроки

Ответственный

Форма представления результата

Предметные результаты

Текущая аттестация Промежуточная аттестация Итоговая Аттестация

4 класс

Учитель


Тесты, диктант, проверочная работа, справка, журнал, табель

Познаватель­ные УУД

Проверочная работа. Карта наблюдений

Не чаще 2 раз в год

Учитель

Карта наблюдений, справка

Регулятивные УУД

Групповая работа Наблюдение. Диагностическая карта

Проба на внимание (Г.Я. Галперин)

2 раза в год

Учитель

Справка

Коммуникатив ные УУД

Наблюдение Анкетирование Работа в парах (Задание

«Рукавичка» - Г.А. Цукермана)

постоянно

Учитель

Анализ анкет справка

Личностные

УУД

Анкета для ученика, «Оцени поступок» (Е А. Кургановой) Портфель достижений, Методика «Кто я?» (модификация Куна)

2 раза в год

Учитель

Анализ анкет, портфель достижений


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Организация накопительной системы оценки.

^ Портфель достижений.


Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.

Портфель достижений - это современная эффективная форма оценивания и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, -протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.


Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Мой мир»


  • мой портрет (знакомьтесь: это - я)

  • место для фото (или автопортрета)

  • моя семья

Нарисуй портрет своей семьи

  • родословное дерево

  • мои друзья

Рисунки, фотографии


Страницы раздела «Моя учёба»


  • лист диагностики

  • контрольные, проверочные работы

  • сведения об успеваемости


Страницы раздела «Мои увлечения»


  • кружки, секции

  • расписание занятий


Страницы раздела «Моя общественная работа»


  • поручения

  • добровольческая работа

  • благотворительные акции



По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Способы оценочной деятельности.


^ 1 класс. Безотметочное оценивание

1. За правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение универсальных учебных действий и активность на уроке) учащиеся получают устную оценку.

2. Начиная со второго полугодия, каждую неделю в «тетрадь успехов» (дневник) ученик анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.

3. Периодически учителем совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

^ В ходе анализа можно определить:

-на каких уроках ребёнок в большей степени активен;

-какой предмет ребёнку интереснее других;

-какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика);

-каково качество усвоения учащимися отдельных тем;

- какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

-каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц, четверть, год).

^ В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются: -учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги); -ребёнок (работает с «тетрадью успехов» (дневником) и видит свои результаты); -родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка).

Поэтому в последующих классах(2-4)оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.


^ 2-4классы. Трёхстороннее критериальное оценивание.

Процедура оценки:

1. В оценивании результатов учебной работы участвуют все субъекты учебного процесса: учащиеся, учитель и родители.

2. Для оценки результатов учебной деятельности применяется принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания.


^ Критерии оценки


Качественная оценка

Отметка - баллы успешности (б.у.)

5-балльная отметка

Не достигнут даже необходимый

уровень

(менее 50%)

.1 б. у. - частичное освоение

2(неудовлетворительно). Возможность исправить!

Необходимый уровень (50% - 65%)

2 б. у. - неполное освоение

3 (удовлетворительно). Возможность исправить!

3 б. у. - полное освоение

Программный уровень (65%- 80%)

4 б. у. - приближенный к максимальному

4 (хорошо). Право изменить.

Максимальный уровень (более 80% -100%)

5 б. у. - выход на максимальный уровень

5 (отлично).


3. Оценочная деятельность педагога связана с выделением целей учебного задания, определением требований к нему, формулировкой критериев оценки и последующим анализом результатов в соответствии с предусмотренными критериями. Критерии оценивания результатов учебной деятельности по отдельным учебным предметам прописаны в рабочей программе педагога.

4. Самооценка учеником результатов учебной работы осуществляется также в соответствии с критериями оценки данного вида учебной деятельности. Учащиеся выполняют работу в соответствии с критериями - требованиями, которые в ходе работы служат им ориентирами для самоконтроля. Требования фиксируются на доске, и в ходе выполнения работы ученик проверяет её на соответствие этим критериям. Когда работа выполнена, по предложенным критериям (как по плану) учащиеся могут дать развёрнутую характеристику результатов собственной деятельности и результатов деятельности друг друга.

Прозрачность критериев обеспечивает адекватность самооценки и ясность тех задач, которые ученику предстоит решить в дальнейшем, что способствует развитию самостоятельности учащихся в учебной деятельности. В процесс оценивания во 2-4 классах включаются:

• учитель (оценивает работу ученика, наблюдает за прогрессом учащихся в учебной деятельности с помощью диагностического исследования);

• учащиеся (оценивают результаты своей учебной деятельности, исходя из оценочных критериев);

• родители (знакомятся с результатами учебной деятельности детей и по возможности помогают им в решении проблем).

Трехстороннее критериальное оценивание позволяет:

• привлечь к процессу оценивания всех субъектов учебного процесса;

• информировать родителей о содержании и результатах учебной деятельности учащихся;

• обеспечить со стороны родителей контроль и своевременную помощь ребёнку при выполнении домашних заданий;

• развивать у учащихся способность самоанализа и самооценки своей деятельности;

• объективно оценивать учебные достижения школьников.



Похожие:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования общие положения
Тижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования моу сош №5 п. Маго представляет...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Ки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconIX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка icon1. 3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош с. Каменское Пояснительная записка icon8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты