Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей icon

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей



НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа

Детский сад №8


Формирование социальной

компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество ДОУ с семьей

(из опыта работы)


Павлова Светлана Александровна

воспитатель первой

квалификационной категории


2012 г.

В.А.Сухомлинский

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, - всё это отзывается в сердце другого человека.



На разных этапах общественного развития менялось отношение государства к семье и к семейному воспитанию.

В 20-е годы писали, что семейное воспитание - это отсталое воспитание, отмечалась ограниченность кругозора родителей, бессистемность их воздействия на детей.

В тоже время педагоги Н.К.Крупская, Д.В.Менджерицкая, А А.В.Суровцева, Е.И.Тихеева, А.П.Шохина и др. считают, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями.

Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. В каждом дошкольном учреждении знают те семьи, в которых заложен передовой опыт семейного воспитания.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе “Об образовании” в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

В Методических рекомендациях по проведению педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования», которые являются приложением к письму от 8 мая 2008 г. № 03-946, в части III «Облик современной модели образования к 2020 г.». …При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей».

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, я выяснила, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные требования, несоответствующие их возрасту. Кроме того, оказалось, что информации о воспитании и обучении детей, получаемой в ДОУ, предлагаемой ранее воспитателем недостаточно для понимания родителями того, какими видами деятельности дети занимаются в детском саду. Несмотря на обилие педагогической литературы, большинство родителей совершенно не владеют элементарными педагогическими знаниями. Все это явилось для возникновения моего опыта. Поэтому данная система создает другие условия по работе с семьей.

Родитель выступает не в роли пассивного слушателя и исполнителя, а он должен быть сообщником, сотрудником в вопросах пропаганды здорового образа жизни, изучении закономерностей развития ребёнка (особенностях физического и психического развития на разных возрастных этапах).

дидактические цели:

  • Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья».

  • Создание условий через сотрудничество с семьёй для формирования у детей социальной компетентности.

  • Обогащение развивающей среды социально – значимыми объектами.

Для эффективного сотрудничества с родителями был составлен социологический паспорт семей, в котором отражены данные об образовании родителей, социальном статусе семьи, возрастном цензе родителей, о количестве детей в семье .

дидактические задачи:

  • Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

  • Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми, между родителями и воспитателями.

  • Сохранение физического и психологического здоровья детей.

Запросы, интересы, пожелания родителей, касающиеся вопросов здоровья, воспитания, образования детей, изучались при помощи анкетирования родителей. Изучив анкетные данные, был составлен план работы с семьёй. Направления в работе менялись с возрастом детей и потребностями родителей. Направление определяло и форму работы с семьёй которые проводились из года в год:

-«круглый стол»;

-деловая игра;

-консультация;

-беседа;

-родительское собрание;

-вечера-развлечения;

-решение проблемных педагогических задач;

-тестирование;

-досуговые формы общения детей и взрослых;

-вечер вопросов и ответов;

Но в связи с изменениями, происходящими в дошкольном образовании которые направляли нас на поиски новых форм работ с родителями мы остановились на следующих:

-изготовление поурочных книг для родителей:

. 1 урок «Воспитания родительской любви»;

. 2 урок «Путешествие на остров здоровья»;

. 3 урок «Кодекс семейной безопасности».

-проводим оповещение родителей на страничке нашего сайта «Всё о наших детях ;

-родительский уголочек «Про сыновей и дочек» систематически обновлялся новым материалом:

- дневники наблюдения;

- индивидуальные «Портфолио успеха»;

- диагностику продуктов деятельности детей.

«Портфолио успеха» дошкольника включает разделы:

  • Информация родителей

  • Информация педагога

  • Информация ребёнка


«Информация родителей»содержит сведения о ребенке, ожидания родителей, достижения ребенка, которые отметили сами родители.

«Информация педагогов»включает записи наблюдений за ребенком, проявление его инициативы, самостоятельности, осознанного поведения в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

«Информация ребенка»рисунки, игры, которые он сам придумал, рассказы («Рассказы о себе», «Мои друзья», «Мои игрушки»), различные поделки, которые сфотографированы.


Но какая бы форма не применялась, обязательно должен быть взаимный контакт и сотрудничество между воспитателем и родителями, между воспитателем, родителями и детьми. Должен идти творческий процесс, во время которого каждая из сторон получает ответы на интересующие вопросы и уходит с занятия с ясной для себя целью.

Я считаю активный метод сотрудничества с семьёй:

Родительский клуб:

  • «Школа молодых родителей»

-Организация родителей по интересам


Так, в младшей группе в «Школе молодых родителей» родители получили ответы на темы “Здоровье”, “Приобщение ребёнка к окружающему миру “, “Учим общению”. В средней группе «Как вырастить ребёнка здоровым”, “Как развить познавательные и сенсорные способности у ребёнка”, “Психологическое развитие детей”, “Учим общению, учимся общению”. В старшей группе вопросы психологического и познавательного развития и отдельно был выделен вопрос “Готовность ребёнка к школе”.


На занятии “Как вырастить ребёнка здоровым” выносились вопросы о причинах частых заболеваний ОРВИ у детей, о проведении закаливающих мероприятий в детском саду и дома, которые включали в себя и точечный массаж, и гимнастику для глаз, и дыхательную гимнастику. Родителям предлагались мнения учёных о качественном проведении прогулок с детьми. Родители знакомились со спортивным оборудованием, имеющимся в детском саду, с задачами физического воспитания детей. Воспитатели и медсестра давали рекомендации по ведению здорового образа жизни в семье, проводились спортивные праздники. Родители в свою очередь делились своим опытом и познаниями в этой сфере.

При проведении анализа заболеваемости родителям было предложено заполнить анкеты, которые включали личные вопросы. Из данных анкетирования выяснилось, что высокой заболеваемости детей способствуют разные факторы риска из жизни и быта семьи.

Занятия “Учим общению, учимся общению” включали в себя проведение праздников и развлечений, которые стали традицией в группе, а именно, “День именинников”. На этих праздниках дети, родители, воспитатели являются самыми активными участниками. В подготовке праздников задействованы и родители, и сотрудники группы. Завершается праздник обязательным чаепитием, проведение которого должно уже начинаться с самого младшего возраста. Во время чаепития дети осваивают навыки общения за столом, приобретают умение вести беседу, закрепляют приобретённые навыки культуры еды. В старшем возрасте вводится новая форма общения детей, родителей, воспитателей - родители приглашаются в детский сад в дневное и вечернее время для проведения бесед с детьми о своей профессии, рассказа о своём увлечении, для проведения экскурсий, прогулок, или просто для активного общения с детьми.

На занятиях “Развитие познавательных интересов и сенсорных способностей” рассматривались вопросы о способах активизации мыслительной деятельности детей, о приёмах и методах, побуждающих детей к поисковой деятельности, о развитии творчества в изодеятельности. На таких занятиях родители были не просто слушателями, им предлагалось испытать свои силы и способности в лепке, рисовании, ручном труде, аппликации, тем самым лучше понять и почувствовать своих детей.

Вопросы развития восприятия, памяти, мышления, воображения, речи у детей дошкольного возраста рассматривались на занятиях “Психологическое развитие детей”. Родители знакомились с различными диагностиками, способами активизации и развития психических процессов, учились проведению элементарной диагностики в виде наблюдения за детьми, ведению записей в дневнике.

Родители чаще всего неверно понимают то, как подготовить ребёнка к поступлению в школу. Они включают в это понятие умение ребёнка читать, считать, писать. Да, такие умения ребёнка не будут лишними. Но задача дошкольного учреждения, прежде всего, подготовить ребёнка к школе физически, эмоционально, психологически. А значит, каждый дошкольник должен быть здоровым, чтобы его организм мог справляться с нагрузками, связанными с обучением в школе, у детей необходимо сформировать положительные эмоции к процессу обучения, у ребенка должна быть хорошо развита речь, память, внимание, восприятие, мышление, воображение, сформировано умение общаться с детьми, с взрослыми. Вопросы такого характера рассматривались на занятиях “Готовность ребёнка к школе”.

План работы составляется в перспективе на учебный год. Это дает возможность родителям определиться в выборе посещения того или иного занятия. Работа распределяется по кварталам, одно занятие – в месяц.

Без сотрудничества ДОУ с семьёй трудно решать вопросы воспитания, развития и обучения ребёнка. Важным механизмом формирования социальной компетентности у детей является

- сотрудничество с семьёй;

- создание социализирующей развивающей среды;

- расширение социального окружения детей.

Если в ДОУ и семье к детям не предъявляются единые требования, даётся разная оценка его поведения, используются разные подходы к воспитанию, то у ребёнка затрудняется формирование навыков поведения, привычек, представлений, эмоциональной и познавательной сферы.

Для расширения социального окружения дошкольников регулярным стало посещение детей других возрастов в ДОУ, активизировалась работа по сотрудничеству с ближайшим социальным окружением, а именно, библиотекой, школой, Домом культуры. Родители в этом направлении работы стали первыми помощниками.

В системе работы обязательным условием является проведение двух родительских собраний в каждой возрастной группе. Первое проводится в начале учебного года, на котором мы знакомят родителей с задачами воспитания и развития детей на предстоящий год. Второе - в конце учебного года, где подводятся итоги по достигнутым успехам детей.

Одним из решающих факторов успешной работы с семьёй я считаю должно быть постоянное побуждение родителей к сотрудничеству с воспитателями. В качестве таковых я использовала объявление благодарности родителям за оказанную помощь ДОУ на информационном стенде, поздравление родителей с праздниками, днём рождения, со знаменательными событиями в семье, поздравление с днём рождения детей с вручением им памятной открытки.

Данная система работы с семьёй имеет большие преимущества:

  1. родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому работа в секциях выстраивалась с учётом индивидуальных особенностей развития личности ребёнка.

  2. ДОУ- помощник, добрый советчик и мягкий корректировщик для семьи в вопросах физического, социального и психологического развития детей.

  3. родители принимают активное участие в “жизни” группы и ДОУ. Проявляют инициативу по созданию развивающей среды: изготовлены уголки социализации, установлены спортивные уголки. Принимают участие в конкурсах, проводимых в детском саду.

  4. родители оказывают добровольное и осмысленное содействие педагогу в вопросах воспитания детей.

  5. сотрудники ДОУ и родители предъявляют единые требования к личности ребёнка, что ведёт к её гармоничному развитию.


Воспитанники принимают активное участие в проводимых городских конкурсах:

1)в конкурсе «Зелёный огонёк»

2)в конкурсе детского творчества «Весенняя капель»

3)в конкурсе рисунков «Любимое животное»

4)в конкурсе детской песни «Росинка»

Так же участвуют в совместных мероприятиях с объектами социального окружения:

библиотекой –

участвовали в утреннике «Поэзия доброты» ;

принимали участие в экологической акции «Сбережём лес»;

школой –

а) дети подготовительной к школе подгруппы участвовали в предметной неделе трудового обучения детей под девизом «Без труда нет добра»:

1.занимательный час «Путешествие в мир профессий»

2. экскурсия по школе

3.посещение выставки изделий учащихся.


Мой опыт работы с семьёй используется на практике сотрудниками нашего детского сада. Коллеги применяют в работе с родителями разнообразные формы.

Отсутствие в ДОУ психолога, логопеда вызывает затруднения в объективной оценке детско-родительских отношений в семье и выборе наиболее эффективных методов работы с неблагополучными семьями. Риски – возможность ошибиться в динамике отношения родителей к применяемым способам обращения с ребёнком с точки зрения их этичности, гуманности, возрастной целесообразности, безопасности и комфортного самочувствия ребёнка, которое изучается на основе бесед с детьми и анализа проблемных ситуаций родителями.

В дальнейшем работа в этом направлении будет продолжена по расширению круга сотрудничества с социальными объектами муниципального и регионального уровня, по привлечению специалистов (психологов, логопедов) к диагностике и обработке данных по развитию детей, по расширению педагогических знаний родителей в сфере воспитания и обучения детей дошкольного возраста.


Методическим обеспечением работы является:

интеграции комплексной и парциальных программ

1.Комплексная программа «Радуга» Т.Дороновой и др.М.:Просвещение,1996г.

2.Программа «ОБЖ детей дошкольного возраста» Р.Стёркина и др.М.:АСТ,1998г.

Дополнительная литература:

1. Воспитатели и родители. / Под ред. Загик Л.В., Ивановой В.Н. – М., 1985.

2. Воспитателю о работе с семьей / Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др./ Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М., 1989.

3. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания – 1996.

4. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей / Управление ДОУ, 2002, №4.


5. Детский сад и семья. / Под ред. Котырло В.К., Мадывир С.А. – Киев, 1984.

6. Детский сад и семья. / Под ред. Марковой Т.А. – М., 1986.

7. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей / Дошкольное воспитание, 2000, №3.

8. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /Для детей от 3 до 6 лет/ - «Детство – Пресс», 2008.-384 с.

9.Алёшина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. Л., 1990.



Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconСоциализация детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconФормирование предпосылок к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с зпр
...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №116 г. Томска. Проект «Повышение икт – компетентности педагогов доу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №116 г. Томска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconКруглый стол для педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №146 городского округа Самара
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconРаботы по развитию диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с зпр
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №43
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска «Формирование...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconРазработка содержания мероприятия Круглый стол для родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №146 городского округа Самара
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №116 г. Томска. Проект «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности доу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №116 г. Томска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей iconРазвитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №160 (мбдоу №160)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей icon«Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ладушки»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты