Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания icon

Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания



НазваниеХарактеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

  1. Понятие о синтаксисе. Общая характеристика единиц синтаксиса.

Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка.Синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними. Синтаксис изучает предложениожение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система – это связи и отношения элементов. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложениожения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях.


^ 2. Синтаксическая связь и ее виды. Сочинительная и подчинительная связь.

Одно из ключевых понятий из раздела "синтаксиса" - синтаксическая связь.- между компонентами синтаксических конструкций.

Разграничивается предикативная и непредикативная связи.

Предикативная связь возникает между - и =.

Непредикативна связь возникает во всех остальных случаях. Она может быть союзной и бессоюзной.

Союзная связь делиться на : подчинительную и сочинительную.

Синтаксическая связь

Предикатив. Непредикатив.

Союзн. Бессоюзн.

Сочинит. Подчинит.


Отличия сочинительной связи от подчинительной связи.

1.Сочинительная связь соединяет равноправные, независимые друг от друга компоненты (слова, части сложного предложениожения)

При подчинительной связи один компонент синтаксической конструкции зависит от другого, от главного компонента к зависимому компоненту можно задать вопрос.

*идти быстро

2. Сочинительная связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Подчинительная связь выражается с помощью подчинит. союзов, а также союзных слов. В словосочетании подчинит. св. выражается формой зависимого слова. Показатель подчинит. св. обязательно принадлежит к зависимому компоненту. Например, словосочетание, показателем м.б. окончание зависимого слова.

Союз и союзн.слово входит в придаточную св. сложноподчиненного предложениожения.

При сочинит. св., показатель м.б. в равной степени относиться к обоим частям речи.


Бессоюзная св. реализуется м/у однород. членами пред, либо м/у частями сложного пред.

Иное название бессоюз.св.- интонационная.

В БСП нет показателя грамматич. зависимости одной части от др. части такого предложениожения грамматически равноправны. Зависимость м.б. только смысловой, от одной части к другой можно задать вопрос.


  1. ^ Словосочетание. Синтаксические отношения

Синтаксические отношения между членами словосочетания строятся на основе подчинительной синтаксической связи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием. Согласование - это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего.Если уподобление происходит во всех общих формах, то соглас.-полное(город Киров;зеленая трава),если не во всех-частичное(город Москва;наша врач).

Управление-вид связи,суть кот.в том,что зависимое слово становится в опред.падеже. Словосочетания, построенные по типу управления, всегда выражают соотношение с предметом. В зависимости от наличия или отсутствия предложениога в управляемой форме м.б.управление предложениожное(любовь к родине) и беспредложениожное(послать письмо). Управление может быть сильным и слабым.

Примыкание-вид связи,при кот.завис.сл.не изменяется.Завис.сл.выражено нареч.,деепр.,формой инфинит.(идти медленно).

слово

Словосоч.

предложени

Обозн.предмет,действие или действия без их конкретизации

Обозн.предмет,действия,признак с их конкретиз.

Несет i о факте действит-ти

Сл.состоит из морфем

Словосоч.состоит из значим.слов

Состоит из одн.слова,рода слов и целых словесных блоков(сложн.пред.)

Не явл-ся интонационн.оформленным

Не явл.инт.оформленным

Явл.интон.оформл.(замкнутым)

Выпол-т номинат.ф-ю

Номинат.и строевую ф-ю

Комуник.и строевую ф.(из предложени.строится текст)



Это смысл.отн.м/у гл.и завис.сл.

1)объектные-завис.сл.обознач.предмет,по отнош-ю к кот.осущ-ся действие или проявл.пр-к.Завис.компоненту задаются вопр.косв.падежей.

2) Субъектные-а)завис.сл.обозн.производителя действия к этому слову,вопр.ЧЕЙ(свист соловья);б)зав.сл.обозн.носителя состояния к этому сл.,вопр.ЧЕГО(свежесть воздуха);

3)определительные(атрибутивные)-зав.сл.обозн.пр-к предмета,названного гл.словом,воп.КАКОЙ,КОТОРЫЙ,ЧЕЙ(третий удар);

4)обстоятельственные-завис.сл.обозн.время,место,причину,цель,условие и др.х-ки действия,пр-ка,назван.гл.словом.ГДЕ,КОГДА,ПОЧЕМУ(прийти до обеда);

5)отн.восполнения(комплетивные)-отн.,кот.встреч-ся в синтакс.несвоб.словосоч.а)колич.-именные(двое друзей);б)местоимен.-имен.(кажд.из нас);в)глагольно-имен.(сойти за умного);г)словосоч.с завис.словом-инфинит.(надо согласиться)


^ 4. Предложениожение и его частные категории.

Предложениожение - языковая ед-ца,кот.сообщает о каком-л.факте действ-ти,либо устанавливает отнош-я м/у фактами дейст-ти.Обладает законченной интонацией,выпол.коммуник.ф-ю.Предложени.хар-ся коммун-тью,предикативностью,модальностью.

Коммуникативность-категория предложениожения,информирующая о завершенности мысли говорящего и передающего данные значения с помомощью интонации.Делит предложени.на вопросит.,повеств.,побудит.

Предикативность-категория,выражающая соотнесенность бытийного признака с предметом грамматически независимым.Ср-ва выражения пред-ти: -и= в двусоставных предложениожениях; единственный гл.член в односост.предложениодении. С точки зрения пред-ти,разганичивают предложениодения простые,сложные,двусост.и односост.

Модальность-катег.,отображ-я общ.различия в отн-ии сознания чела к обознач.предложением.событию.Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),либо как желательное(требуемое).Предложения.с реал.модальностью- =или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-=или гл.член употр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр.


Предложение -языковая ед-ца,кот.сообщает о каком-л.факте действ-ти,либо устанавливает отнош-я м/у фактами дейст-ти.Обладает законченной интонацией,выпол.коммуник.ф-ю.

Ком-ть-категор.предложени.,информирующая о завершенности мысли говорящего и передающего дан.знач-е с пом.интонации.Дел.предложени.на вопросит.,повеств.,побудит. Повествовательные - назыв.предложения.,заключ-щие в себе сообщение о каком-л.факте действ-и,явлении, событии и т.д.(утверждаемом или отрицаемом).

Побудительные - .назыв.предложениожения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Вопросительные - предложени.,в кот.говорящий стремиться что-л.узнать от собеседника,получить от него i,цель их-познавательная. Вопр.предложени.дел.на собственно вопросительные:общевопр.(вы смотрели фильм),частновопр.(какие фильмы вы смотрели в послед.время?),вопр.-побудвопр.-ритор.(повеств.). Вопросительно-побудительные предложениожения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопр.(вы не могли бы гов.потише?). В вопр.-ритор.предложени. не требуют ответа, т.к.он заключен в самом вопросе(скоко можно повторять одно и тоже?!). Восклицательными называются предложени., эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.Эмоцион.окраску могут иметь различные типы пред.: повеств.,вопр.,побудит.

Грамматич.ср-ва оформления воскл.предложени.:

1) интонация, передающая разнообр.чувства: радость, досаду, огорчение, гнев и др.

2) междометия (Ух!.. хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!; Тьфу, господи, прости!)

3) воскл.частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоц.окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., напр.:Что за глазки!


^ 5. Главные члены двусост. Предложения. Виды предикативной связи

Двусоставные предложения - это предложения.с 2гл.членами –и=.

Подл.-гл.член двусост.пр.,обозначающий предмет,пр-к кот.назван в=.

Сказ.-гл.член пр.,обоз.бытийный пр-к,действие,св-во,состояние,его отн-е к предмету.Чаще всего выраж.глаг.формами.-и=образуют грам.ядро предложения,грам.основу.

Типы=:

1.простое глаг.сказ.-состоит из 1го слова глагола,либо из фразеолог.сочет-я. это формы глаг.любого наклонения, времени и лица.

2.составное глаг.сказ.-состоит из вспом.глаг.,имеющего ослаб.лекс.знач.и неопр.ф.глаг.,несущего основную смысл.нагрузку.Не явл.сост.гл.сказ.сочетания,в кот.инфинитив и глаг.в лич.форме(в пр.вр.)относятся к разн.производителям действия-это будут разн.члены прдл.(Враг посоветовал нам подождать).

3.составное имен.сказ.-включ.в себя глаг.-связку,лекс.знач.кот.ослабленно или отсутствует вообще,и именную часть,в кот.чаще исп-ся имен.части речи.В роли гл.-связки выступ.:быть,казаться,оказываться,становиться…(Жур-т д.б.объективным;Бобры живут семействами).Прост.и сост.=придает динамизм речи,выраж.бытийность.Широко исп-ся в инф.жанрах ж-ки.Авторы часто исп-т такие гл-сказ. как сообщил,сказал,заявил,информировал.Сост.имен.-не редко явл.оценочным и засчет этого делает речь экспрессивной.


^ 7 Второстеп.члены пред. Обособление, определений, дополнений, обстоятельств+ общ. условия обособления.

Чл.пред.- компонент пред.(синтаксич. категория), кот. Занимает зависимую, полузависим, и независим. позицию в пред. Грам-ки независим. позицию занимает -, полузависим. -, = в соотношении с -. Второстеп. чл. пред. заним. зависим. позицию. Второстеп.: дополн, определ, обст-во. Они распр-т как глав. чл. пред., так и второстеп. Ср-вом разгранич-я второстеп. чл. служат логич. ударения и формы слов.

Дополнение- член пред., обознач. грам. зависимый предмет и выраж. Это знач-е прежде всего в форме косвен. падежей. Резличают: приглагольн, приимен, принареч. и т.д.

Приглаг. доп. м.б. прямыми и косв. 1. Прям. доп-е зависит от чл. пред, выраж. переход. глаг, обознач. предмет, на кот. направлено доп. и выраж. это знач-е формой В.п. без предложениога. В 2-х случаях прям. доп. выраж-ся формой Р.п.: а) при отриц. ( Он не сказал главного) б)при обознач. Части целого ( Он купил хлеба) 2. Все остальн.- косвенные. Приимен. и принареч. доп-я всегда косвен.

Определение - втор. чл. пред, выраж. небытийный признак предмета и выражающ. это знач-е формами прил, сущ, прич. Различают: согласов. и несогласов. определения. 1. Согл. опред. - связаны с главным словом по средствам согласования.( Ей подарили красные розы) 2. Несоглас. - по средствам управл-я примыкания.(Ей купили платье из ситца)

Обстоятельство - втор.чл. пред., обознач. признак доп-я, состояния признака и выраж. это знач-е нареч, косв. падежами, инфинит, дееприч, сущ, времени и т.д.


8 Обособление

Обособление - это смысловое и интонационное выделение втор. чл. пред. Основной причиной обособл-я явл-ся : особая смысловая роль, кот. выполняет второст. член пред.

^ Общие условия обособления таковы:

1.Изменение обычного порядка слов: а) положение перд опред-мым словом или после него. б) контактное или дистактное расположение определяемого слова или опред-щнго.

2. Морфологич. выраженность опред-ого слова. Если опред-ое слово выражено мест, нареч, то это способствует++

3. Морфологич. выраженность второст. чл. тоже м. влиять на обособ-я, а именно обстоят-ва, выражен-е дееприч. Обстоят-во выражено дееприч.

4. Степень распространенности второст. чл. пред.

5.Наличие др. втор. чл. осложняющих структуру дан. пред.


^ 9 Однородные члены пред.

Однородными наз-ся такие главные и втор. чл. пред, кот. обладают одним и тем же значением, выполняют одну и туже синтаксическую ф-цию и соединены сочинит. союзами, либо интонацией перечислений.

При употреблении однор. чл. пред. надо остерегаться логических ошибок. Однород. чл. чаще всего м.б. выражены од. и той же части речи, но это условие не обяз-но.* Он труслив(кр.прил.), да и лжец(сущ) к тому же. Сущ. 2 случая однородности согласов. определ-й: 1. Опред-я хар-ют с од. и той же стороны, однотипные, но разные предметы т.е. в одном предмете такие признаки не совмещаются.* Глиняная, деревянная посуда 2. Однор. явл-ся определения, хар-щие од. и тот же предмет с нескол. разных стороны, но при этом признаки взаимосвязаны. * Красивое, нарядное платье.

Явно не однород. явл-ся те согласован. опред., кот. не обозначают признака, не связанные м/у собой, не зависящие др. от др.* Высокая(кач), стройная(кач) девка


^ 10 Вводные слова и вставные конструкции

ввод.сл.и конструкции-это слова и конструкции,выражающие отн-я автора речи к тому о чем он сообщает и не являющиеся членами предложени.Отн-е автора к сообщаемому м.б.разн.Поэтому выдел.группы вводных компонентов:1.вв.компоненты,выраж-ие уверенность/неув.,сомнение,предполож.(конечно,м.б.)2.вв.компоненты,отличающие степень обычности/необыч.происходящего(как правило,как обычно)3.комп.,выражающ.ссылку на чье-л.мнение,указывающ.на ист-к.4.комп.,передающие эмоции автора речи,эмоционал.оценку события(к счастью,увы)5.вв.комп.,выраж-ие порядок изложения мыслей(во-первых,итак,значит)6.комп.,хар-ие сп-б оформления мысли,акцентирующие внимание собеседника на тех или иных моментах(кстати,честно признаться,видите ли).7.вв.комп.уточняющего хар-ра(точнее сказать).На письме они выдел.запятыми.Вставные конструкции-конструкции,грамматически не связанные с членами предложени.,в кот.они входят,они комментируют содержание предложени.или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения.они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложениожения.Они интонационно разрывают предложени.На письме эта интонация передается ( );-. Вставки в силу своего назначения в речи - передавать дополнительные сведения - могут располагаться лишь в середине предложениожения или в конце. Начинать пред.они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложениожений.


^ 11. Односоставные предложения и их классификации. Нечленимые предложения. Односоставные - это предложени.,в кот.отсутсвует гл.и второст.член,необходимый в структурном или смысловом отн-ии.

3типа:

1. Контекстуальными называются неполные предложениожения с неназванными членами предложениожения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).(Слово не воробей:вылетит не поймаешь.)

2. Ситуативными называются неполные предложениожения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой.Свойственна после непринужденного общения людей,когда сама ситуация подсказывает,что говорить(На следующей остановите!;три двадцать за картофель).

3.Эллиптический тип-предложени.,кот.полные по смыслу,но в них отсутствует сказ.,выражен.глаг.бытия.( За домом – сад, залитый солнцем.)

4.Комбинированное-неполное предложени.,в кот.исп-ся диалог.


Нечленимые предложения состоят или из одного слова, отсюда традиционное название "слова-предложения", или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.
Среди нечленимых предложений различают утвердительные типа Да, Конечно, отрицательные типа Нет, Еще чего, вопросительные: Неужели? Разве?, побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!, эмоционально-оценочные: Ура! Увы! Э-э-эх!
Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т.п., которые некоторыми учеными рассматриваются в составе междометий. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

- Вы спите?
- Нет, - ответил гость (Ч.). Или

- Становитесь по местам. Пора. Луна восходит?
- Точно так (Ч.).
- А преконфузно, однако же, должно быть, если откажут.
- Еще бы! (Г.).

Нечленимые предложения следует отличать от некоторых односоставных и неполных предложений. Для этого следует быть внимательным к контексту. Например:
    - Вон! Вон отсюда! (Т.). Здесь 2-ое предложение является односоставным, в котором роль главного члена (эквивалента сказуемого) выполняет междометие (оно употребляется в значении 'уходите!'), при котором есть распространяющий член - обстоятельство места. А 1-ое предложение имеет синкретичный характер. В изолированном виде по цели выказывания это побудительное простое предложение, по структуре нечленимое, выраженное междометием вон. Однако в данном контексте, поддержанное конструкцией Вон отсюда!, разбираемое предложение может быть охарактеризовано как односоставное, в котором позицию главного члена занимает междометие вон в функции сказуемого.


^ 12. Неполные предложения.

Это предложени.,в кот.грам.основа представлена единств.гл.членом.Односост.пр.позвол-т автору речи сосредоточить все вним-ие либо то-ко на действии,состоянии,либо то-ко на предмете,бытие,кот.констатируется.Поэтому односост.пр.разделяются на процессуальные(личн.,инфин.,безл.)и предметные(номинат.и вокативные).

  1. Определен.-лич.:предложени.,в кот.сообщается о действиях,совершаемых говорящим или его собеседником.Выражены гл.члены-гл.1,2лицо,мн.,ед.ч.(Прекрасно вас понимаю).

  2. Неопр.-лич.:предложени.,в кот.сообщается о действиях,имеющих производителя,но по разным причинам этот произ-ль не назыв-ся.Выраж.гл.3лица ед.ч.;в пр.вр.и условного накл-я остается то-ко форма мн.ч.(Говорили,что будет дождь).

  3. Безлич.:односост.пр.,в кот.сообщается о пассивных процессах,либо состояниях,не имеющих производителя.Главн.член выр-н безл.глаг.,категорией состояния(+,- инфинитив),либо отрицат.конструкция(Смеркается.Стало холодно.Надо исправлять ошибки-кат.сост.+инфинит.)

  4. Инфинит.пр.:пр.,в кот.сообщ-ся о возм-ти/невозм-ти,необх-ти,желательности действия как имеющего,так и не имеющего производителя.Гл.член выражен грам.независ.инфинитивом.(Не разговаривать!).

  5. Обобщенно-лич.:гл.член м.б.выражен гл.1и2 лица ед.ч.;3л.мн.ч.обозначаемое глаголом действие в таких предложени.в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно(Любишь кататься - люби и саночки возить).

  6. Номинат.:пр.,в кот.сооб-ся о существовании грам.независ.предмета.Гл.член выр-н сущ.или метом-ем в Им.п.

Среди номин.предложени.выд-ся след.:

    1. Собственно бытийные пр.выражают наличие называемого явления, мыслимого во временной протяженности(Изморось. Сумерки.)

    2. Предметно-бытийные предложени.называют предметы, расположенные в пространстве, и передают идею их существования(Кустарник. Мох).Указательные пр., кроме значения бытия, существования, содержат указание на имеющиеся предметы и явления. Структурным пр-ком явл-ся указательные частицы вот (вот и), вон(Вот и лес). Оценочно-бытийные-значение бытийности сопровождается оценкой. Структурной особенностью явл-ся эмоционально-экспрессивные частицы: ну, то-то, тоже мне, а еще, да и, и же, что за(А еще и дворянин).

  1. Вокативные:пр.,сближающиеся по форме с номинативными,т.к.их гл.член,выраж-ый сущ.в Им.п.,сходные с нечленимыми.Сигнализируют об эмоцион.или болевых сост-х авторов речи.(Официант!)

В газет.речи ОЛП позвол-т избежать повторов личн.мест-й.В газет.речи НЛП употр-ся,когда автор по этическим или др.соображением не хочет указывать на ист-к i,на конкр.лицо,совершившее действие.Безл.пр.исп-ся в описательных фрагментах текста(пассивное состояние прир.).Инфинит.пр.для передачи авторских рассуждений,размышлений.Номин.пр.исп-ся для создания экспрессивности,также они важны для краткого описания события.Вокат.пр.исп-ся в разг.речи.


^ 13. Сложные предложения. Его значение, элементы структуры.

Это коммуникативная ед-ца,состоящая из 2х или более предикатив. частей, интонационно и по смыслу образующих одно целое.В СП устанавлив-ся отн-я м/у фактами действ-ти.Знач-ие СП вытекает из хар-ра отн-й м/у предикативными частями.

В структуре СП выдел-ся эл-ты:

1.интонация-в СП она одна.

2.союзы(сочин.и подчин.)

3.союз.слова-то-ко в СПП(что,который,где)

4.соотносительные слова-встречаются то-ко в некот.видах СПП(Куда он,туда и я).Без них стр-ра невозможна.

5.Порядок следования частей-если части СП можно менять местами,стр-ра явл-ся гтбкой,если нельзя-негибкой.

6.соотношение форм,вида,времени,наклонения глаг.,входящих в предикативные основы.Такое соотношение назыв-ся парадигматикой СП.

7.Устойчивые компоненты фразеологированных конструкций,т.е.конструкций,имеющих устойчивую,регулярно воспроизводимую стр-ру.Такие СП отлич-ся особой степенью частей.

Предложени.одинак.стр-ры имеют одинак.знач-е,а предложени.разн.стр-ры-разное.СП м.б.минимальной и усложненной стр-ры.СП min стр-ры состоит из 2х предикат.частей.СП услож.стр-ры более 2х.

СП бывают 3вида:ССП;СПП;БСП.


16 СП- Это коммуникативная ед-ца,состоящая из 2х или более предикатив.частей,интонационно и по смыслу образующих одно целое. бывают 3вида:ССП;СПП;БСП.БСП-это СП,кот.соединены с пом.бессоюзной связи,кот.именуется также интонационной.ССП-это СП,части кот.соединены с пом.союзов и равноправны м/у собой.СПП-это СП,состоящие из главной независимой(придат.)частей,кот.связаны м/у собой при пом.подчинит.союзов,бессоюзных слов;доп.ср-во связи-интонация.Многообразна синонимия СП.Здесь возм-ны разн.случаи:1.ССП со знач-ем перечисления и БСП с таким же знач.2.БСП с изъяснит.знач.и СПП с придат.изъяснит.3.БСП со знач.причины во 2й части и СПП с придат.причины.4.СПП и БСП.причем отн-я м/у предикатив.частями м.б.причинно-следств.или условно-следств.5.ССП с соединит.-распростр.,БСП с распростр.-присоед.знач.,ССП с придаточным присоединительным.

БСП имеют наиб.размытую семантику.СПП наименее размытую.ССП наход-ся посередине.


^ 14. Сложно-сочиненное предложение.

ССП- это сложное пред., части кот. соединены сочинит. союзами и равноправные м/у собой. Кроме сочинит. союзов играет роль интонации, но это дополнительное ср-во связи. Знач. ССП определяется хар-ом сочинит. союза входящего в структуру данного пред. Бывают: сочинит., противител., присоедин., раздел., сопоставит., пояснит.

1.ССП с соединит. союзами: в этих пред. м.б.следующие смысловые отн-я. а)соединит.-перечисл. б)соединит.-следствен. пред. (соединит.-результативные) в)соединит.-распростр.(И) г)соединит.-отождествит. (сопоставит.)

2.ССП с разделит. союзами: в них выражаются отн-я исключения, чередование. *Или вы меня выслушиваете, или я уйду.(отн-е иск.)

3.ССП с противит. союзами:а)противит.-ограничит. отн-е (один факт ограничивает проявление др.) б)противит.-уступител. отн-е (в одно событие происходит вопреки др.) (НО)*Он часто врал, однако я ему верил. в)противит.-возместит. отн-я (один факт компенсирует др.) (ЗАТО) г)противит.-сопоставит. отн-е

4.ССП с сопоставит. союзами КАК,ТАК; НЕ ТОЛЬКО, НО И)

5.ССП с пояснит. союзами (А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ)

6.ССП с присоединит. союзами (А ТО=А НЕ ТО, ДА И)


^ 15. Классификация СПП.

СПП- это сложное пред., состоящее из главн. и завис. (придаточной)частей, кот. связаны м/у собой при помощи подчинит. союзов или союзных слов; дополнительным ср-ом связи явл-ся - интонация. В совр. классифмкации СПП кот. наз-ся логико-грамматич., различаются 6 типов СПП:

1.СПП с придат. изъяснител. (придаточн. части отвечают на вопросы косв. падежей, ср-ами связи м/у глав. и придат. частями явл. союзы:ЧТО,ЧТОБЫ,БУДТО; союзн. слова:ЧТО,ГДЕ,КАК. Среди придат. изъяснит. есть особая разновидность- это пред. с изъяснит.-сравнит.знач. *Рано умереть лучше, чем жить до 100 лет.

2.СПП с придат. изъяснит.( придат. отвеч. на вопр. КАКОЙ?; ср-во связи- союзн. слова: ЧТО,ГДЕ,КАКОЙ,КОТОРЫЙ,ЧЕЙ) Ср-ом связи м.б.союз- если, при этом в глав. части должны использ-ся словосоч.(В ТОМ СЛУЧАЕ, ПРИ ТОМ УСЛОВИИ). Так же ср-ом связи м.б. союз-ЧТО, то в глав. част испол. местоим. -ТАКОЙ

3.СПП с придат. обстоят.( придат. отвеч. на вопр. обстоят-в; по вопросам определяется конкретное знач. придат-х - образа действия, причины, цели, времени, меры степени, условия, уступки) Ср-ом связи явл. союзы;союзн. слова встреч. в уступительных придаточных. Придат. изъяснит., определит., обстоят. хар-ся тем, что к ним задаются логич. вопр.

4.СПП с придат. следствия (вопр. не задаются, придат. часть в постпозиции). Ср-во связи- союз:ТАК ЧТО. *Я устал так что мне есть не хотелось.

5.СПП с придат. сопоставит. (ср-ом связи: сложн. союзы:МЕЖДУ ТЕМ КАК; В ТО ВРЕМЯ КАК)

6.СПП с прид. присоединит. (придат. часть содержит добавочное сообщение: вывод, оценку того, о чем говориться в главн. части. Ср-ом связи: союзн.слова: ЧТО,ОТЧЕГО; ЗАЧЕМ). СПП с придат. присоединит. синонимичны ССП с присоединит. распр. И БСП с распр.- соединит. знач.


^ 16. БСП . Его значение, знакики препинания между частями.

БСП-это слож.пред., части которого соединены с помощью бессоюзной связи, кот.именнуется так же интонационной.

Части БСП явл-ся грам-ки равноправными формальн. показателями завис-ти одной части от др.-нет. Зависимость м.б.только смысловой. Это проявляется в том, что от одной части к др. можно задать логич. вопрос. Самое важное то, что граммат. Показатели зависимости отсутствуют.(нет союзов и союз. слов)

Виды БСП:

1.Пред.со знач-ем перечисления *Травка зеленеет, солнышко блестит

М/у предикатив. Частями ставится-(,) если они сильно распространены-(

2.Пред. со знач. сопоставления, либо противопоставления. Сообщение,кот.заключается в перв. Части сопост-ся с сообщение во второй части или же противопоставление ему. *Справа был лес,слева горы(сопостав) Здесь возможнои (,)и (-)

3.Пред. с распространительно-присоединительным значением. 2-ая часть распространяет один из Эл-ов 1-ой, либо всю 1-ую часть. Во 2-ой части испол-ся след-ие комоненты: а)местоим. ОН и его формы, местоименные нареч: ТАМ, ТУДА,ОТТУДА. Эти компоненты заменяют соответств. Слова использующ-ся в 1-ой части. *Мы приехали на вокзал,ТАМ нас ждали(ТАМ замена на вокзал). Можно ставить (,)и (-). б)местоим.ЭТО,ТАКОЙ,ТАКОВ; сочетание слов:ВОТ ЧТО.Ставится (-).Перед ЭТО ставить (,)и (-).

4.Пред. с пояснител. знач. 2-ая часть раскрывает содержание 1-ой. Перед 2-ой частью м. поставить союзы: А ИМЕННО,ТО ЕСТЬ. Знак препинания м/у частями (

5.Пред. с изъяснительным знач. 2-ая часть дополняет содержание 1-ый обязательный элемент, кот.глаг. со знач. чувственного восприятия, речевого действия и определ. психолог. состояния. Глаголы: видеть, слышать, чувствовать, говорить, понимать и др. Перед 2-ой частью таких пред. м.поставить союз ЧТО, т.е.эти бессоюзные конструкции синонимичны. СПП с придаточн. изъяснительными. *Смотрю на часы:все идет о плану(изъясн.знач). В 1-ой части м.б.использован глаг. ВИЖУ, в пред. подобного рода м.ставить не только ( , но и (-),в остал. случ. (

6.Пред. с условно-следственным знач. Эти пред. синонимичны. СПП с придаточным условием. В 1-ой части содер-ся условия того, о чем говориться дальше. Во 2-ой части заклюк. Следствие, кот. возможно при осуществлении это условия. Знак препинания (-) *Буду нужен- зовите. Среди БСП с таким знач. много пословиц и поговорок.

7.Пред. со знач. времени. Синонимичны СПП с придаточным времени. 1-ая часть указывает время, в кот. происходило, названное во 2-ой части события. *Сыр выпал- с ним была плутовка такова. Знак (-). В нек. бессоюз. конструкциях знач. 1-ой части м. использовать и как временное и как условие. *Увидишь Петю- передавай привет. Более четко временное знач. проявляется в тех случаях, когда глаг., входящие в предикат. основы имеют форму прош. вр. *Хотел уехать- не получилось.

8.Пред. со знач. причины и следствия: а)БСП со знач. причины 2-ой части. Перед 2-ой частью м. поставить союзы: ТАК КАК; ПОТОМУ ЧТО. Знак ( *Вас не обманешь: вы умные. б)БСП со знач. причины в 1-ой части и следствие , во 2-ой части перед 2-ой ч. м. поставить союз: ТАК ЧТО: нареч. ПОЭТОМУ. Знак (-). *Он осознал свою ошибку- наказания не последует. БСП сочетается пред-ие с нареч. ПОЭТОМУ во 2-ой части. Тогда м/у частями ставиться(,) *Студент боялся получить двойку, поэтому он не пошел на экз.


^ 17. Порядок слов в рус. яз,его ф-ции

Порядок слов в рус.яз. можно считать свободным по сравнению с англ., где сущ-ют жесткая модель: подлеж, сказ, дополнение. Таких жестких моделей в р.яз. нет, тем немение следует различать прямой порядок слов и инверсию,т.е. изменение, нарушение прямого порядка слов.

Прямой пор.слов предполагает след-щее распол-е пор. слов:

1. Подлеж. предшествует сказ-му.

2. В составном сказ. сначало использ-ся вспомагател. глаг, затем инфинитив(Он начал спорить);глаг.связка, затем именная часть(Она была красива).

3. Согласование опред-е стоит перед определяемым словом, несогласов. после него.

4. Прямое дополнение ставитьсяпосле глагола-сказ.


Ф-ции порядка слов:

1. Смысловая в расположение компонентов пред. помогают выразить те или иные смысловые отн-я м/у этими отн-ями. Эта ф-ция отчетливо осознается при нарушении порядка слов, тогда и возможны ошибки.

2. Стилистическая, она обнаруживается при имитации так называемого разговорного или фольклорного порядка слов. !Для разговорного стиля харак-но такое построение пред., когда говорящий сначала произносит наиболее важное для него слово(слова), затем добавляет к нему остальные члены пред.* И мне(инверсия) произной купите билет. В разг. стиле часто наблюдается инверсия прямого дополнения согласованного опред-я. !Фольклорный порядок слов подразумевают обрамления подлежащего однородными сказ. Это создает особый ритм, динамизм и вместе с тем плавность речи. Благодаря такому порядку слов создается экспрессивность (поразительность). Фолькл. порядок слов испол. в сказ. * Приплыла(однор.сказ) к нему рыбка и спросила.

3.Грамматич. ф-ция (разграничение членов пред.)


^ 18.Актуальное членение пред.

АЧП-это коммуникативные членения пред. в речи, его деление на 2-е неравноценные в информативном плане части тема и ремо.

^ Тема(Т)- это исходная часть высказывания, это то о ком(чем) сообщается.

Ремо(R)-это то, что сообщаетсяо теме, та инф-я радиопередачи, которой автор и строит свое высказывание. *[Ныняшняя молодежь-Т] [любит красивую жизнь- R]

Синтагма-это интонационные смысл. Отрезки(в речи), заключенные м/у2 паузами произношения. Синтагма м.б.в составе темы и ремо.

^ Средства выражения АЧП

Основными ср-вами явл-ся: порядок слов и интонация.

Если речь экспрессина(т.е.выразительна,эмоц.), то встречается субъективный порядок слов, при кот. R предшествует Т. *[Хороши-R] летние вечера!(экспр)

В нейтральной неэкспрес. Речи, порядок слов,Т предшествует R. *Летние вечера хороши.(неэкспр)

Интонационным АЧП относятся логические ударения и милодика(т.е.повышение и понижение тона). Особую роль играет логич. ударение, кот.падает на R, т.е.на центральное ее слово.

Дополнительным ср-вом АЧП м.б.актуализаторы(частицы).


^ 19. Чужая речь. Способы ее передачи. Высказывание другого лица, включенное в авторское повествование, образует чужую речь. Чуж.речь, воспроизведенная дословно, с сохранением не только ее содержания, но и формы, называется прямой речью.

Чужая речь, воспроизведенная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания, называется косвенной.

1.Прям.речь.Исп-ся в бессоюз.пр.В одной части(автор.словах)устан-ся сам факт чье-л.речи и назыв-ся ее ист-к.В др.части вопроизв-ся чья-л.речь.Это часть назыв.прямой речью.Авторские слова по отн-ю к пр.речи могут занимать препозицию,постпозицию,интерпозицию(пр.речь разрывается).

«П,-а,-п.» «П?-а.-П.» Если в автор.части есть слово/словосоч.,указывающее на то,что речь будет продолжена,после слов автора ставится : и -,а 1ое слово 2ой ч.пр.речи пишется с пропис.буквы. «П,-а:-П.».Автор.слова могут разрыв-ся пр.речью. А: «П,»-а.

2.Косв.речь-исп-ся в СПП,в придат.изъяснит-ом.Гл.часть содержит слова автора,а придаточная передает чью-л.речь(эта часть назыв.косвен.).Косв.р.иногда передается в БСП.Пр.речь может заменить косв.р.,и наоборот.

3.Несобственно-прям.речь-это такой СП-б,при кот.совмещаются св-ва речи прям.и косв.С одной стор.,несобсв.прям.р.сохр-т особенности лексики и синтаксиса говорящего,а с др.,не оформляется на письме вовычками,передается от имени автора,а не того кто произнес высказ-ие.Голос автора сливается с голосом персонажа,в этом и заключ-ся особ-ти несобсв.-прям.речи.


^ 21. Сложное синтаксическое целое.

Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложениожение. Это наиб.крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство.Это сочетание нескольких взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложениожений,представляющих более полное по сравнению с отдельным предложени.развитие мысли. сложное целое отличается смысловой завершенностью. Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениожениями в составе единств обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная (последовательная). При параллельной связи в предложениожениях имеется перечисление, сопоставление или противопоставление; в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. При цепной связи (наиболее распространенной) части предшествующих предложениожений повторяются в последующих или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложениожения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного целого, образуя смешанный тип. большую роль в структуре сложного синтаксического целого играет первое предложениожение - .зачин. Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами единства. Зачин - первое предложениожение, основная тема сообщения. зачин в сложном синтаксичском целом несет основную информацию.


^ 22. Явление экспрессивного синтаксиса


1. Парцелляция — это уникальное явление экспрессивного, актуализирующего синтаксиса, обладающее набором дифференциальных признаков, связанных с особым статусом парцеллированных конструкций в ряду смежных с ними синтаксических построений: присоединения, сегментации, усеченных конструкций и обрыва. Выделяясь интонационно в устной речи и точкой на письме, парцеллят образует с базовой частью грамматическое, смысловое и коммуникативное единство, лишь в совокупности с ней выполняя информативные и воздействующие функции. За счет этого осуществляется четкое деление высказыва-
ния на актуализированную и неактуализированную (активную и инак-тивную) части, причем парцеллят, будучи особой интонационной единицей, представляет собой квант дискурса, соответствующий особому фокусу сознания внутри целого высказывания.
2. Парцелляция представляет собой универсальное явление полифункционального характера, обладающее потенциальной возможностью реализации разнообразных иллокутивных замыслов автора. Проблема типологии структурно-семантических и функциональных разновидностей парцеллированных конструкций в языке современных СМИ является частью коммуникативной, функционально-семантической и когнитивной проблемы выбора экспрессивных синтаксических конструкций, отличающегося от особенностей выбора их в художественном тексте. В основу типологии положены следующие факторы: характер синтаксических конструкций, степень связности базовой части и пар-целлята, семантические, грамматические и контекстуальные условия, облегчающие и затрудняющие парцелляцию, характер контекста, виды повторов, актуальное членение.
3. Структура, семантика и коммуникативные возможности парцеллированных конструкций соответствуют основным функциям современных СМИ, а именно функции усиленного эмоционально-интеллектуального воздействия на читательскую аудиторию и вместе с тем представления определенного объема информации. Это объясняется богатыми потенциальными возможностями парцеллированных конструкций в плане выражения целого спектра эмоциональных состояний и оценочно-модальных значений, что позволяет автору использовать их в конкретных прагматических целях, основываясь на их информативных и воздействующих потенциях.
4. Парцелляция предикативных частей сложного предложения не безразлична к их структурно-семантическому статусу, что в ряде случаев переводит их в разряд переходных синтаксических явлений, способствуя
обогащению их смысла.


1.Парцелляция. Суть этого приема в том, что часть простого или слож. пред. выступает в роли отдельного самостоятельного пред.

2.Лексический повтор с синтаксич. распространением. Суть в том, что во 2-ом пред. повторяется слово из 1-ого пред. И это слово распространяется зависимым компонентов(компонентами)

3.Вопрос на ответные конструкции в монологич. речи.

4.Цепочка номинативн. пред. *1987(номинат) я родилась.

5.Конструкции называющие предмет для дальнейшего о нем рассуждении. Именительные пред. Именительн. представления.

6.Экспрессивный порядок слов. Широко используется инверсия.

7.Период или кольцо. Это слож. пред., кот. делится на 2 интонационных отрезка. В 1-ом отрезке используется однородные синтаксич. конструкции. Он произносится с высок. тона, 2-ой отр. после паузы с низк. тона.

8.Паралелльные синтаксические конструкции в тексте. Параллелизм в разн. пред.

9.Не собственная прямая речь.


^ 23. Синонимимия. Ее использование в публицистической речи.

Прежде всего гов. о син-ии на лексич. ур-не при этом имеется в виду смысловая общность слов. Также можно гов. о смысловой общности синтаксич. конструкции, имеющих разное строение. Напр. синоним. словосоч.:*Турнир шахматный(управл) *Шахматный турнир(согласов). Синон-я встречается и на уровне пред.в частности эквивалентны двусоставные и односостав. простые пред. *Я не могу заснуть(двусост.,полн.) *Мне не спиться(односост.,безличн.)

Многообр-а синон-я сложн. пред.

Здесь возможны совершенно разные случаи:

1.ССП с знач. перечислениями бессоюзным с таким же знач.

2.БСП с изъяснит. знач. и СПП с придаточ. изъяснит.

3.БСП со знач. причины во 2-ой части и СПП с придат. причины.

4.Сложносочинен. бессоюзн. и сложноподчин. со знач. следст-я отн-я м/у предикативными частями м.б.причино-следств. и условно-следств-ые.

5.СПП с соединит.-распрст. и БСП с распр.-соединит. СПП с придаточ. присоедин.

Синтаксич. синонимия позволяет сделать речь более разнообразной, способствует созданию экспрессивности.

БСП имеют наиболее размытую семантику. СПП наименее размыта. ССП находиться по середине.


^ 24. Знаки препинания.

Знаки препинания либо отделяют части текста друг от друга, либо выделяют какие-либо отрезки внутри частей. Отделительными знаками являются точка, восклицательный и вопросительный знаки, точка с запятой, двоеточие, многоточие, абзац (в данном случае термин используется в значении абзацного отступа). К выделительным знакам относятся скобки и кавычки. Знаки запятая и тире выступают в роли отделяющих (при единичности употребления) и в роли выделяющих (при парном употреблении, например, при обособлении, при выделении вводных и вставных конструкций). запятая (отделительная), точка с запятой, точка членят письменный текст на значимые в смысловом и грамматическом отношении части. части, членимые посредством запятой и точки с запятой, менее самостоятельны, они представляют собой отрезки внутри одного предложениожения; точка же обозначает законченность мысли. Одиночная запятая, как и точка с запятой, всегда стоит между синтаксически равнозначными частями текста. Парные запятые-выделить в предложениожении особо значимые части его; такие запятые употребляются при обособлении, при выделении обращений, вводных конструкций, междометий. Скобки Как выделительный знак они используются в синтаксических единицах, больших, чем предложениожение.Многоточие - знак, передающий недосказанность мысли, недоговоренность, а также прерывистость и даже затрудненность речи. Двоеточие - знак, предупреждающий о последующем разъяснении и пояснении. Тире -означает всевозможные пропуски - пропуск связки в сказуемом, пропуски членов предложениожения в неполных и эллиптических предложениожениях, пропуски противительных союзов; тире компенсирует эти пропущенные слова. передает значение условия, времени, сравнения, следствия в тех случаях, когда эти значения не выражены союзами.передает эмоциональное значение: динамичность речи, резкость, быстроту смены событий. Знаки вопросительный и восклицательный фиксируют конец предложениожения, а также передают вопросительность и восклицательность интонации. Кавычки служат выделению: выделяют необычно употребленные слова, названия, чужую речь, цитаты и т.д.



Похожие:

Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconТема: Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение
Цель: провести обобщающее повторение основных понятий синтаксиса простого предложения; сделать краткое сообщение о результатах диктанта...
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconПрограмма по информатике для IX класса распределение часов по темам
Методы описания языка. Лексика и синтаксис языка программирования высокого уровня
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconСинтаксических единиц
Синтаксис начинается со связей языковых средств и отношений, которые возникают на основе этих связей. В зависимости от того, что...
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь...
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconТема Синтаксис як розділ мовознавства. Місце синтаксису в мові як системі систем

Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconТема Синтаксис и пунктуация (4 часа)
Развивать у школьника речевую и письменную деятельность. Помочь овладеть языком как средством познания
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconМетодика изучения синтаксиса сложного предложения в школе
Первый систематизированный опыт методической работы по синтаксисурусского языка предложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе«Преподавание...
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconII. Творческий диктант. Практическое применение. 5 класс «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» Тема
Задание: в данный текст введите сказуемые. (Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»)
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconПо букве и духу Работу выполнила Ученица 6 «В» класса мбоу «сош №2» Кириллова Анастасия Субботина В. Ю., учитель русского языка и литературы. Чебоксары 2012. Введение
Изучению функционирования фразеологических единиц в речи в лингвистике уделяется все большее внимание. Фразеология сравнительно новая...
Характеристика единиц синтаксиса. Синтаксис применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка. Синтаксис это раздел языкознания iconРабота с текстом на уроках русского языка. Подготовка к егэ. Панькина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Черлакская муниципальная гимназия»
Одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших классах это обучение сочинению-рассуждению. Этот вид работы...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты