Развитие детской одаренности на уроках icon

Развитие детской одаренности на уроках



НазваниеРазвитие детской одаренности на уроках
Потворова Елена Валентиновна
Дата17.10.2016
Размер
ТипЗадача



Развитие детской одаренности на уроках

русского языка в условиях сельской


школы


Автор: Потворова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Кокинская СОШ Выгоничского района Брянской области.


Содержание





  1. Разграничение понятий "одаренные дети" и "детская одаренность".




  1. Особенности обучения в сельской школе в современных условиях.




  1. Система диагностики, приемы и методы выявления и развития детской одаренности.




  1. Описание опыта работы.




  1. Литература.




  1. Приложение. Работы учащихся.



1. Разграничение понятий "одаренные дети" и "детская одаренность"


Задача выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. «Мы теряем уровень образования в школах и университетах. Поэтому сейчас нам как никогда нужны грамотные учителя и талантливые дети», - отметил ректор МГУ В.А.Садовничий в Санкт-Петербурге на открытии Года Учителя. Осознавая это, в последние 10-15 лет наше общество уже постепенно начало осуществлять переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной, “центростремительной” модели (центром является ребенок). От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.

Специфическая сложность заключается в том, что само понятие одаренности (одаренного ребенка) является очень общим: оно охватывает и рано, и поздно проявляющиеся способности, и малышей, и юношество, и быстроту логических операций, и наглядную образность мышления, и волевые личностные качества, и пластику, и ментальность, и аффективную сферу, и зрелость суждений, и определенную социальную отрешенность. Каждый ребенок имеет определенные задатки и, следовательно, обладает одаренностью. Они могут проявляться в различных сферах: интеллектуальной, физической, коммуникативной.

Знакомясь с работами Богоявленской Д.Б, Панова В.И. и др современных психологов я узнала, что в течение 1990-х годов стал преобладать несколько иной подход, согласно ему одаренность рассматривается как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. «Она изначально не задана генотипом, и не зависит фатально от условий среды. При этом особо подчеркивается, что одаренность — динамическая характеристика. Динамический подход в значительной мере лишает идею одаренности налета элитарности.» (10, 57)

Руководствуясь этим, и стала планировать работу по развитию детской одаренности .


2. Особенности обучения в сельской школе в современных условиях


Реформирование системы образования в начале 90-х годов привело к дифференциации образовательных учреждений, возникновению инновационных школ, позволяющих более целенаправленно организовать работу с одаренными детьми. Появились разные виды элитных учебных заведений, расположенных в большинстве своем в городах. Сельская общеобразовательная школа оказалась в конце этого рейтинга.

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В сельских школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

В «Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» указываются проблемы сельской школы, требующие кардинального решения. К данным проблемам относятся: устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для организации подвоза обучающихся к школе, низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности не могут дать обучающимся качественное образование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Одним из способов преодоления данной проблемы является вовлечение учащихся к участию в программах повышенного уровня посредством дистанционного обучения, создания для сельских школьников ситуации успеха, развитие детской одаренности.


3. Система диагностики, приемы и методы выявления и развития детской одаренности


Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей наряду с усвоением знаний во всех предметных областях является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Задача учителя состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных учащихся.

«Диагноз» и «прогноз» — сфера деятельности психолога, а развитие и обучение — обязанность социума и прежде всего педагогов и родителей. Эпизодическая (не говоря уже о разовой), существующая автономно от образовательной практики диагностика, далеко не всегда позволяет объективно решать как саму задачу выявления уровня детской одаренности, так и тем более задачу прогнозирования развития. Методики диагностики одаренности для педагогов качественно отличаются от методик для психологов. В отечественной прикладной науке они разрабатываются мало. Поныне не существует системы диагностики, культивирования, контроля и защиты, которая позволяла бы выделять одаренных детей и создавать условия для их развития, которая предусматривала бы объединение усилий педагогов, воспитателей, родителей и создавала бы соответствующий механизм реализации в рамках нашей образовательной системы.

«Большинство педагогов способны оценивать основные параметры одаренности, опираясь на имплицитные (скрытые, подразумеваемые, невыраженные) знания. Но при этом они, как правило, не склонны учитывать эти сведения в своей практической деятельности.

Наиболее значимо влияющими на процесс диагностики детской одаренности педагогами оказались факторы наличия высокого уровня интеллектуальных способностей и креативности у самих педагогов, а также фактор продолжительности времени работы с данными детьми. Именно они повлияли на адекватность оценки самого большого количества компонентов интеллектуальных и творческих способностей детей,» - отмечает в своей работе А.И.Савенков. (9, 101)

Главная задача, таким образом, постепенно смещается с развития общей одаренности на поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности. Психологи выделяют «сферу горизонтального обогащения учащихся (например, различные элективные курсы) и сферу вертикального обогащения: осуществление образовательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме; сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимального расширения круга интересов, доминирования собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; ориентация на интеллектуальную инициативу; актуализации лидерских возможностей, информационного обогащения среды; активизации трасформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость в использовании времени, средств, материалов; сочетания индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с её коллективными формами.» (9, 18)

Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности.


4. Описание опыта работы


Несколько лет назад, стараясь заинтересовать своих учеников изучением русского языка, создать для них реальную ситуацию успеха, поднять их самооценку, предлагала им принять участие в различных лингвистических конкурсах, попробовать провести языковые исследования. Чаще всего приходилось работать с учениками индивидуально после уроков. Соглашались единицы, а довести дело до логического завершения удавалось не всем, поэтому и возникла необходимость структурировать свою работу и применять поэтапно накопленный материал, постоянно его корректируя.

Цели и задачи своей работы в данном направлении вижу следующие:

- развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

- формирование у учащихся мотивации в освоении навыков работы с материалом повышенной трудности;

- развитие творческих задатков личности;

- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

- интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);

- обогащение духовной культуры.

В системе своей работы по развитию детской одаренности сельских учащихся по русскому языку выделяю три этапа:

Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся. Средства: использование ИКТ и интерактивной доски с современными ЦОР и использование технологии РКМЧП.

Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.

Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.

Рассмотрим детальнее описание каждого этапа, формы, методы и приемы работы, его эффективность для перехода к работе на следующем этапе.

^ Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся. Средства: использование ИКТ и интерактивной доски с современными ЦОР и использование технологии РКМЧП.

«Компьютерные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций обработки различного рода учебной информации; расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся; вариативность видов учебной деятельности.» (9, 21)

Оснащение кабинета русского языка и литературы необходимым оборудованием (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска «Trace board») позволяет мне значительно активизировать развитие познавательных и творческих способностей учащихся, повысить интерес к изучению русского языка, мотивацию. Создание презентаций учащимися к различным темам стало традиционным приемом работы. Уже имеется коллекция детских презентаций, которая постоянно пополняется и используется в последующих классах как наглядые пособия. Помимо этого постоянно использую диски с интерактивными заданиями по русскому языку, тестирование, ЦОР.

Применение интерактивных досок на уроке открывает немало дополнительных возможностей. Появляется возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы, позволяющие тестировать учащихся с моментальным выводом на доску полученных результатов, демонстрировать тематические видеоматериалы и многие другие полезные функции ИД. Используя разнообразные функции экранного меню, ученики выполняют и привычные задания по русскому языку: вставляют пропущенные буквы, подчеркивают и выделяют необходимые слова.

В последние годы в своей работе стараюсь использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). РКМЧП предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира. Эта технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество. Технология РКМЧП рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение, поэтому ее применение и способствует решению поставленных нами целей и задач. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:

- подготовительный – стадия вызова;

- собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

- присвоение информации – стадия рефлексии.

В зависимости от типа и темы урока использую такие педагогические приемы:

^ На стадии вызова:

1. “Линия времени”. Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

2. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

3. Вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме поможет опора на жизненный опыт ученикм.. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

4. “Кумир”. На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

5. “Профи”. Исходя из будущей профессии, объясни, зачем нужно изучение этой темы?

6. "Автор”. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?

На стадии рефлексии:

1. Предлагаю заполнить таблицу:




2. Образовательная стратегия. Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”? Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.

Как определить уровень развития языковой компетенции личности школьника? Можно наблюдать за живой разговорной речью, анализировать письменные тексты: это потребует много времени и усилий. Можно предложить более экономный экспериментальный путь: несколько специальных заданий, которые дадут «концентрированный» материал, который позволит оценить развитие языковой личности. Исходя из темы и типа уроков по русскому языку, предлагаю ученикам следующие задания:

Задание 1

Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Предлагаются наиболее частотные слова, имеющие большое количество синонимов. Проверяется владение синонимическими и стилистическими возможностями родного языка.

Задание 2

Дайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправданно. Проверяются речевая и языковая рефлексия, умение сопоставлять языковые явления родного и иностранного языков, владение родным языком.

Задание 3

Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок из художественного текста.

Проверяются речевая рефлексия, «языковой вкус» – умение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно отвечающее условиям коммуникации (в данном случае – жанру, стилю, эстетическим задачам художественного текста).

Задание 4

Самодостаточная лингвистическая задача на материале иностранного языка. Проверяются знание системы родного языка, языковая рефлексия, мышление.

Задание 5

Перевод незнакомого текста с близкородственного (неродного) языка. Для русского языка это может быть древнерусский, старославянский, белорусский, украинский, сербский, хорватский и др. Проверяются умение анализировать и сопоставлять языковые явления с опорой на знание родного языка и языковую догадку, языковая рефлексия.

Задание 6

Сформулируйте какую-либо современную, актуальную проблему изучения русского языка, которая интересует вас (она может касаться любого языкового уровня: от фонетики до текста, любых областей использования языка, выходить за рамки школьной программы), поясните, почему она важна и интересна. Проверяются языковая рефлексия, знание языка и знания о языке, владение коммуникативными навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, выбирать адекватно стиль и жанр для раскрытия мысли. Некоторые задания предлагаю выполнить всему классу во время урока, более сложные, требующие привлечения дополнительных источников или большего времени, задаю на дом. Затем на уроке выделяю время, чтобы ученик рассказал и представил свое решение. Некоторые школьники, не уверенные в своих силах, после урока сами просят дать им аналогичное задание и пробуют искать пути его решения.

Задания для решения поставленных целей я беру из различных источников: Всероссийский Ломоносовский турнир, конкурсы «Познание и творчество», олимпиадные задания различных уровней, специальная литература по предмету.

Вот примеры заданий:

1.Решите пропорцию, найдите х1, х2, х3.

Мать : сын = тетя : племянник = бабушка : внук = х1 :дядя = дедушка : х2 = х3 : отец

2. Лингвистическая задача

«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

Решение (ответ шестиклассницы): Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки — это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть и т.д.

3. Задания творческого характера

Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

– Она черная?

– Нет, красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

Ответ: Диалог ведется о смородине (которая бывает красной и черной). В основе шутки лежат два языковых явления: а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (ср. полный вариант вопроса: Это у вас черная смородина?); б) перенос значения: слово зеленый в данном контексте употреблено в значении «незрелый».

Пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательную деятельность.

^ Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.

Такой поэтапный подход позволяет ученикам поверить в свои силы, и уже психологически более подготовленные они участвуют в программах повышенного уровня, пишут исследовательские работы. Об эффективности такого поэтапного подхода говорят количественные и качественные результаты их деятельности в данном направлении.

Достижения учащихся в 2008-2009 учебном году:

- 5 победителей в Ломоносовском турнире в номинации «Лингвистика»

- 18 лауреатов конкурса «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык»

- 3 в номинации «Слово – отражение души» по литературе

- 2 в конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку».

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности по русскому языку.

Лингвист Лев Владимирович Щерба в 1904 году говорил, имея в виду преподавание фонетики: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком».

«В организации исследовательской деятельности учащихся преломляется личностно-деятельный подход, так как, во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми он владеет. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате своей работы.» (11, 39) Конечно, исследовательская деятельность учащихся - это индивидуальная работа, не массовая. Но, приобретая определенные навыки, многие ученики способны провести мини-исследования на лингвистическую тему.

Темы исследовательских работ моих учеников, отмеченные грамотами и дипломами областного и всероссийского уровня:

- Происхождение моей фамилии.

- Микротопонимика п.Кокино и близлежащих деревень.

- Изучение возможности коррекции ненормативной лексики в среде сельских подростков.

- Русский смс-язык.

- Ассоциативный словарь школьников.

- Старинные названия предметов одежды и быта в современных изданиях произведений устного народного творчества.

- Домашние животные во фразеологизмах русского языка.

- Образ Тараса Бульбы в живописи.

- Структурно-семантический анализ фразеологизмов по теме «Нравственность»

Эффективность любой технологии определяется по конечным результатам. Достижения учащихся:

- призеры областных конкурсов исследовательских работ учащихся 2000г

- призер Всероссийской олимпиады по школьному краеведению 2002г.

- лауреаты Всероссийских юношеских чтений им.Вернадского 2004г.

- победители Всероссийского Ломоносовского турнира 2007г.

- лауреаты олимпиады «Я знаю русский язык» всероссийской программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 2008г.

- победитель викторины «Говорим по-русски» журнала «Сельская новь» 2007г

- участник Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» 2006г.

- лауреаты Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку» 2009г.

Работа по вовлечению учащихся к участию в программах повышенного уровня ведется постоянно, начиная с 5 класса. В текущем учебном году уже есть призеры всероссийских заочных конкурсов и олимпиад, ведется работа над исследовательскими проектами «Особенности синтаксиса русского рока (по творчеству группы»Люмен»)», «Жаргонизмы в средствах массовой коммуникации», «Говорящие фамилии» в рассказах А.П.Чехова».

Конечно, эта работа важна и актуальна в современных условиях, но она ведется параллельно с традиционными формами работы по орфографии, пунктуации, развитию речи.


5. Литература


1. Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5–8-х классах: Пособие для учителя. М., 2003.

2. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников: 5–8-е кл.: Пособие для уч-ся. М., 2001.

3.Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995.

4. Журнал «Исследовательская работа школьников».

5. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., 1983.

7. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы. М., 2000.

8. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: Для олимпиад, викторин и самообразования. Мн.,2004

9. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.

10. Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.

11.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2003, № 4.

12.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.

www.researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников


6. Приложения


Исследовательская работа "Происхождение моей фамилии"

Автор: Михно А., учащаяся 9 А класса

Руководитель: Потворова Е.В., учитель русского языка и литературы


СОДЕРЖАНИЕ


^ 1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.


2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.


3. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИМЕНИ МИХАИЛ НА РУСИ.


4. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.


^ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРНИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

МОЕЙ ФАМИЛИИ.


6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.


7. ЛИТЕРАТУРА.


8. ПРИЛОЖЕНИЕ.


- СХЕМА "Некоторые способы образования уменьшительных имен"

- КАРТА современных юго-западных районов Брянской области


^ 1.ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Каждому человеку всегда интересна история жизни членов его семьи,различные семейные традиции. Меня заинтересовало происхождение моей фамилии Михно. Тем более, что встречается она не часто. Начав заниматься исследованием в этой области, я узнала больше о своих родственниках, расширила свои знания по истории, краеведению, лингвистике. В написании работы мне помогала преподаватель русского языка и литературы Кокинской средней школы Потворова Елена Валентиновна. Под ее руководством я составила план, определила цели и задачи своей работы, она направляла мою поисковую деятельность до завершения исследования.

Главная цель этой исследовательской работы - всестороннее рассмотрение возможных вариантов появления фамилии Михно. Выяснить способ ее образования, определить , каким путем попала фамилия Михно на Брянщину, изучить историю ее появления - вот основные задачи, которые были поставлен. С этими вопросами я и обратилась к моей бабушке Михно Валентине Наумовне. Из ее рассказа я узнала, что мой дедушка Михно Иван Васильевич родился в селе Чопово Почепского района Брянской области в 1931 году в крестьянской семье, с ранних лет дедушка был приучен к труду. Когда началась война, ему было всего 10 лет. Его отца забрали на фронт, и дедушка остался в семье старшим из мужчин. Вся тяжелая мужская работа легла на его детские плечи. Особенно трудно стало, когда в село пришли немцы. Они забирали большую часть продуктов. К счастью, "похоронка" обошла их дом стороной, и отец дедушки вернулся живым. Семья вновь занялась мирным трудом. Основали село Чопово люди, с ее слов, приехавшие с Украины. Их называли казаками. Среди них и были семьи Михно. Отсюда и началось распространение моей фамилии. Для дальнейших исследований я изучила определенную литературу по антропонимике и краеведению, работала со словарями, топографическими картами, изучила распространенность моей фамилии на Брянщине.


^ 2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.

В результате этой работы я поняла, что исследованием происхождения фамилий занимались многие ученые-лингвисты. Имеется довольно большое количество специальных книг, научно - популярных очерков, отдельных статей, посвященных вопросам антропонимики. Однако всесторонне происхождение моей фамилии Михно не рассматривается ни в одной работе. Б.О.Унбегаун в книге " Русские фамилии " и А.М.Селищев в статье" Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ " из сборника" Избранные труды " обращают внимание на словообразовательный аспект происхождения русских фамилий. Мы узнаем, что фамилия Михно образована от древнееврейского имени Михаил. В книге А.В.Суперанской "Как вас зовут ? Где вы живете ? " находим примеры образования уменьшительных имен и сведения о появлении византийских имен на Руси. Л.Успенский отмечает, что самыми распространенными у нас являются фамилии "патрономического", "отчественного" происхождения ( "Ты и твое имя "). Н.А.Петровский в " Словаре русских личных имен " выделяет определенные модели образования уменьшительных форм. В работе А.М.Родионовой-Нащокиной "Об особенностях фонетики говоров Брянской области " в сборнике "Брянские говоры " рассмотрены особенности фонетики говоров Брянской облас-

ти. Миграция фамилий с суффиксом -хно прослежена в книге В.А.Никонова "География фамилий". В книгах Я.Д.Соколова "Седая Брянская старина", В.В.Крашенинникова "Взгляд через столетия", учебном пособии авторского коллектива БГПУ "История Брянского края" можно найти сведения, помогающие понять исторические, социальные процессы, влиявшие на формирование

фамилий у нас на Брянщине.


3. ^ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИМЕНИ МИХАИЛ НА РУСИ.

Все знают о крупном событии века - крещении Руси, имевшем место в годы правления киевского князя Владимира Святославича. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с византийской царевной Анной, способствовало упрочению связей Руси, помогало русским знакомиться с мировой, особенно византийской культурой. Одновременно из Византии были заимствованы и

христианские имена, которые стали даваться людям. Эти имена были узаконены церковью, объявлены настоящими, "правильными" и записаны в специальных книгах " Святцах". Все прочие имена считались неканоническими (имена людей, исповедующих другую религию) или просто языческими (имена идолопоклонников). Греки византийской эпохи собрали у себя лучшие по нарицательному значению, с их точки зрения, благозвучные имена тех народов, с которыми поддерживали торговые и культурные отношения. Большое количество древнееврейских личных имен было принято греческой православной церковью и таким образом попало к славянам, где эти имена давались при крещении. Фамилии, производные от таких слов, рассматриваются как исконно русские.

К именам древнееврейского происхождения относится и имя Михаил, которое означает "богоподобный", "божественный".Это имя принадлежало многим русским князьям, таким как последний великий князь тверской Михаил Борисович, князь черниговский Михаил Всеволодович,великий князь владимирский Михаил Ярославович.Это имя носил первый русский царь из рода Романовых Михаил Федорович. Имя Михаил прославили известные во всем мире ученые, поэты, писатели, композиторы, например: Михаил Ломоносов, Михаил Лермонтов, Михаил Булгаков, Михаил Глинка, и др.. Это имя давалось как людям с высоким социальным происхождением, так и простым крестьянам.


^ 4. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.


Исследуя различные возможные варианты происхождения и образования моей фамилии Михно, я пришла к выводу, что она является уменьшительной формой имени Михаил. Заимствованные имена постепенно начинали подчиняться тем же законам словообразования и словоизменения, что и слова русского языка ,от них стало образовываться множество уменьшительных и ласкательных имен. Производная уменьшительная форма имени - это форма имени, образованная от основы документального имени или его народного, разговорного, просторечного вариантов путем "усечения" или с помощью различного рода суффиксов. Такие имена были просто обиходными или внутрисемейными. Между прочим, такого обилия уменьшительных имен не знает никакой другой язык, в который заимствовались византийские канонические имена.Как считает А.В.Суперанская, объяснить это можно только влиянием богатейшей словообразовательной системой неканонических русских имен.

Количество производных уменьшительных форм неодинаково для разных имен. Больше их у имен, широко распространенных, с одной стороны, и давно бытующих , с другой. Как отмечает Н.А.Петровский, некоторые имена имеют более ста производных форм. Например, для имени Михаил В.О.Унбенгаун выделяет следующие возможные уменьшительные формы: Михай, Михайлик, Михайлушка, Михаль, Михалец, Михаля, Михалка, Михалко, Миханко, Михаша, Михнец, МИХНО, Михря, Миша, Мишаня, Мишатка, Мишечка, Мишень, Мишеник, Мишеня, Мишенька, Мишенко, Мишинка, Мишка, Мишкун, Мишук, Мишуля, Мишур, Мишура, Мишута, Мишутка, Мишутушка. У нас в Вы-гоничском районе Брянской области используется еще вариант Мишача.

В результате моего исследования я выделила два возможных способа образования уменьшительной формы Михно. Первый способ - это добавление суффикса -н-, поддерживаемого гласным -о- к основе имени, оканчивающейся на -х. Мих-но < Михаил. Второй способ - это прибавление суффикса -хно к основе, состоящей из двух начальных букв личного имени. Ми-хно < Михаил. Из книги В.О.Унбенгауна "Русские фамилии" мы узнаем, что не-которые суффиксы составляют специфическую особенность крестильных имен. Они могут быть простыми или составными. Простых суффиксов, специфических для крестильных имен, немного. Составные суффиксы обычно возникают в результате соединения последнего согласного базового имени с простым суффиксом. Сфера действия этих суффиксов ограничивается только крестильными именами. Из "Словаря русских личных имен" Н.А.Петровского мы узнаем, что образование производных уменьшительных форм подчинено строгим законам и происходит по определенным моделям. В пределах одного имени в производящей основе происходят значительные изменения, которые делают ее неузнаваемой. Так, она может состоять:

1) из целого имени, к которому присоединяются суффиксы (Авдей - Авдейка - Авдеюшка)

2) из 2-х, 3-х, и более начальных букв имени (Алексей - Алеха, Мария - Мара, Маруся)

3) из одного начального имени (Иван - Иша, Ишка, Мария - Муся, Мура).

Учитывая данную информацию, я пришла к выводу, что для уменьшительной формы Михно наиболее вероятным является второй способ образования, выделенный мной выше, а именно: прибавление составного суффикса -хно к начальному слогу имени Михаил. Ми - хно < Михаил. Анализируя дальнейшие возможные этапы формирования фамилии, наиболее вероятным , на мой взгляд, является переход производной уменьшительной формы Михно от крестильного имени Михаил без каких-либо патрономических (образованных от имени отца) суффиксов в фамилию. Это было свойственно украинской модели, где не только крестильное имя само по себе, но и любое производное от крестильного имени могло использоваться как фамилия. И все

уменьшительные формы были способны производить фамилии путем добавления патрономического суффикса. Изучив распространенность родственных фамилий, я обнаружила, что чаще встречаются фамилии, образованные от уменьшительных имен с патрономическими суффиксами. Фамилии, которые перешли от имени без изменений, чрезвычайно редки. Например, из 47 196 фамилий телефонного справочника Брянской области (1994 год ) Михеев -31, Михеенко - 9 , Михнович - 1, Михнин - 1. Фамилии Михно не было вообще.


^ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ

КОРНИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ.

Согласно семейному преданию, как я уже упоминала, фамилию Михно принесли с собой казаки, переселившиеся с Украины и обосновавшиеся в селе Чопово в окрестностях г.Почепа. Я проанализировала эту легенду, постаравшись ответить на возникшие передо мной вопросы: откуда в окрестностях Почепа появились казаки, когда и почему произошло это переселение ? После изучения краеведческой литературы и картографического материала я пришла к следующим выводам.

На протяжении нескольких столетий (XV – XVIII в.в.) города Брянской области: Стародуб, Почеп, Погар, Мглин и др. являлись то окраиной русского государства, то окраиной польско-литовского государства, то пограничьем или спорными территориями. Именно такое положение и дало им название окраина (Украина).

К XVIII в. западная часть Брянщины вместе с левобережной Украиной входила в состав Гетманщины. С 1708 года Гетманщина стала основной частью Киевской губернии, позже преобразованной в Малороссийскую губернию, которая делилась на полки и сотни. Северную часть губернии составил Стародубский полк, занимавший не только всю западную Брянщину, но и часть современной Украины. На этой территории находились Погарская , Мглинская, Бакланская, Почепская и другие сотни. К концу XVIII века административное устройство западной Брянщины уже не отличалось от других частей России. В 1796 году она вошла в состав Малороссийской губернии , а в 1802 году в Черниговскую.

Что касается национального состава населения, то оно было смешанным: преобладали украинцы, имелись белорусы и русские. С конца XVII века наблюдалось появление евреев.

Пограничное положение края, постоянные войны отразились на появлении еще в XV веке военно-служилого сословия "доспешные слуги ", "щитные слуги ". Вероятно, на его основе и возникло позднее сословие казаков, которое и стало одной из основных категорий населения юго-западной Брянщины. По ревизии 1764 года в Стародубском полку было 7 тысяч выборных казаков и около 18 тысяч подпомощников, то есть общее число казаков и членов их семей в это время было приблизительно 50 тысяч человек. Жили они как в городской, так и в сельской местности. К концу XYII века казаки были приравнены к государственным крестьянам или мещанам, казацкая старшина - к дворянам.

Таким образом, моя фамилия Михно вполне может иметь украинское и казацкое происхождение. Но в тоже время она, несомненно , возникла на Брянщине , так как во время ее формирования западная часть Брянщины и являлась той самой Украиной и исконным местом проживания казачества. А на легенду " о переселении ", вероятно, повлияло наше современное представление понятия и территории Украины. Коренное происхождение фамилии Михно доказывается и тем, что она нашла отражение в местной топонимике. Одна из деревень в современном Погарском районе Брянской области носит название Михновка. Подтверждение тому , что мои рассуждения верны, я нашла у В.А.Никонова в книге "География фамилий" : "Сопоставление данных по многим территориям позволяет проследить и нити миграций. Несомненно, с западнорусских территорий принесен суффикс -хно". Частью западнорусских территорий в данном случае и являются юго-западные районы Брянщины.


^ 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

1. Моя фамилия Михно произошла от имени Михно, представляющего собой уменьшительную форму древнееврейского имени Михаил, которое обозначает "божественный", "богоподобный".

2. Уменьшительная форма крестильного имени Михаил - Михно образована от производящей основы Ми-, состоящей из двух начальных букв имени, путем прибавления суффикса -хно.

3. Уменьшительное имя Михно без изменений его формы используется как фамилия, что свойственно украинской модели образования фамилий.

4. Фамилия Михно по национальным признакам является украинской. Она сформировалась в среде казачества, издавна проживавшего в юго -западных районах современной Брянской области. Это позволяет считать фамилию Михно коренной брянской. По мере обрусения местного населения фамилия Михно перешла в современный русский язык.


7.ЛИТЕРАТУРА.

1. Брянские говоры. Выпуск II. Сборник научных статей. Л.,1975

2. Горбачев О.В. и другие. История Брянского края. Брянск,

БГПУ,2000.

3. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, 1990.

4. Никонов В.А. География фамилий. М, 1988.

5. Никонов В.А.Словарь русских фамилий. М, 1993.

6. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М, 1966.

7. Селищев А.М. Избранные труды. М,1968.

8. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Изд. "Дебрянск",2000

9. Суперанская А.В. Как вас зовут ? Где вы живете ? М,1964.

10. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М, 1989

11. Успенский, Лев. Слово о словах. Ты и твое имя. Л, 1962.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Производящая основа







Один начальный звук имени


Мария > Муся

Целое имя


Михаил >Михайлушка


2,3 и более начальных букв
Алексей > Алеха

суффиксы

Ми-хно < Михаил

Мих-н(о) < Михаил



Похожие:

Развитие детской одаренности на уроках iconРазвитие детской одарённости в начальной школе
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального...
Развитие детской одаренности на уроках iconОписание необходимых условий для открытия стажировочной площадки на базе маоу-гимназии №47 Екатеринбурга
«Одаренность без границ»: модель образовательного учреждения, обеспечивающего качественное образование через развитие детской одаренности...
Развитие детской одаренности на уроках iconТеоретические вопросы детской одаренности в психолого-педагогической литературе
В статье хотелось бы рассмотреть наиболее перспективные и современные методы работы с одаренными детьми. Главной целью данной статьи...
Развитие детской одаренности на уроках icon2011-2012 учебный год Цель шмо
Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на фгос...
Развитие детской одаренности на уроках iconПлан работы шмо учителей начальных классов по изучению фгос на 2012 2013учебный год
«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на...
Развитие детской одаренности на уроках iconПсихологическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории младших школьников
В рамках фгос ноо должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки детской одаренности, а также их сопровождения в...
Развитие детской одаренности на уроках icon«Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность»
Тема: «Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность»
Развитие детской одаренности на уроках iconСлоговая структура слова. Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре
Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы...
Развитие детской одаренности на уроках iconПлан работы городского методического объединения дши миасского городского округа на 2012 2013 учебный год
Осмыслить теоретические основы детской художественной одарённости, выработать стратегии обучения, методики развития, посредством...
Развитие детской одаренности на уроках iconТема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты