М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок icon

М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок



НазваниеМ. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок
М.Е. учитель русского языка и литературы высшей категории <> <>
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок


Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей.

Карпенко М.Е. учитель русского языка

и литературы высшей категории

ГБОУ лицей №395 г.Санкт-Петербург


Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема «Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных и коммуникативных умений».

Учебный проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции старшеклассников:

- анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка проблемы, постановка задач;

- целеполагание и планирование деятельности;

- самоанализ и рефлексия;

- презентация деятельности;

- оформление материала для проведения презентации в наглядной форме;

- поиск необходимой информации, ее систематизация и структурирование;

- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;

- выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

- проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализации и обобщения).

Но моей задачей в качестве учителя, классного руководителя и руководителя проектов было не только формирование вышеперечисленных компетенций у учащихся, но и вовлечение в наши проекты родителей своих учеников. Проект ребенка, классного коллектива должен стать интересным и родителям моих учеников. И если мы говорим о формировании и укреплении в сознании учащихся таких понятий как семейные ценности, то специально разработанные проекты, как мне кажется, смогли объединить не только отдельно взятую семью, но и семьи всего классного коллектива.

Одним из первых таких проектов стал проект под названием «История моей фамилии», разработанный и проведенный учениками 8 класса.

Актуальность проблемы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, своего рода. Ведь порою именно в значении фамилии можно найти свои корни. Кроме того изучение фамилий позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Фамилии — своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей — история трудовых семей ничуть не менее интересна, чем история семьи привилегированной.

Объектами исследования стали русские фамилии, собственная фамилия учащихся.

Цели исследования были обозначены следующим образом:

  1. Рассмотреть причины возникновения фамилий, их формирование.

  2. Классифицировать русские фамилии по их происхождению.

  3. Проанализировать происхождение собственной фамилии.

  4. Проанализировать этимологию фамилий.

Эта работа объединила не только весь класс, но и семьи моих учеников. Чтобы узнать о происхождении своей фамилии ребята связывались не только со своими родителями, бабушками и дедушками, но и дальними родственниками по всей стране, просматривали сведения из семейных архивов, собирали семейные фотографии.

В ходе данного исследования были проанализированы 24 фамилии. Работа по данной теме показала, что недостаточно одного значения того или иного слова, поскольку в разных областях оно могло иметь разные значения. Чтобы точно узнать происхождение той или иной фамилии, нужно знать историю своей семьи, своего рода, так как крупные города объединяют людей со всех концов нашей необъятной страны. В течение времени со словами могли происходить фонетические и грамматические изменения, поэтому важно проследить пути миграции своих предков, узнать сведения об исторической родине. Это позволит дать наиболее точное толкование многих интересных фамилий.

Этот проект стал для многих моих учеников и их родителей открытием свое семейной истории. Способствовал укреплению семейных традиций.

Он был представлен на Лицейских чтениях и районной научно-практической конференции по русскому языку «За строкой учебника».


Еще одним из интересных проектов можно назвать проект, разработанный для 6 класса, связанный с изучением темы «Лексика». Он назывался «Профессионализмы в речи моей семьи».

Никто из учеников не остался в стороне. Ведь ни для кого не секрет, что дети порою очень мало знают о профессиях своих родителей. Собирая материал, учащиеся открыли для себя много нового и интересного о профессиях не только своих родителей, но и бабушек и дедушек. Многие узнали о профессиональных семейных династиях.

Родители класса оказались людьми самых разных профессий: психолог, милиционер, логопед, водитель в морском порту, экономист, дизайнер корпусной мебели, футбольный тренер, военный, врач и т.д. Не менее интересными оказались профессии бабушек и дедушек.

В процессе работы над темой был не только пополнен словарь профессиональных слов, созданы семейные профессиональные словари, но и каждый из ребят ощутил чувство гордости за свою семью, всю сложность и ответственность работы своих старших членов семьи, а многие настолько заинтересовались профессиями своих близких, что и сами захотели продолжить семейную традицию.

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

В связи с этим по поручению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахова во всех школах страны в сентябре этого года были проведены «Уроки семьи и семейных ценностей» с целью воспитания бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

В рамках подготовки к этому уроку учащиеся 7 класса участвовали в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ученика.

Целью: способствование закрепления интереса к своей семье, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй.

Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, учащихся и родителей, сплочению семьи.

Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, ответственность перед ними и детьми.

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив класса более сплочённым, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками.

Практическая значимость результатов исследования определяется в том, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Методика работы над этим проектом имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности.

Все мероприятия способствовали развитию творческих инициатив детей и их родителей по изучению рода.

Если говорить о районных и городских проектах, связанных с воспитанием семейных ценностей и сохранением семейных традиций, то это участие старшеклассников нашего лицея в районном конкурсе компьютерных презентаций «Люди разные. Земля одна», который проходил в рамках программы «Толерантность» и способствовал формированию толерантного отношения к национальным семейным традициям, знакомству с многонациональными семьями учащихся.

Семья в традициях разных культур всегда признавалась важнейшей жизненной ценностью для человека. Знакомство с национальными традициями, культурой, музыкой, литературой, рецептами национальной кухни, которые бережно сохраняются в семьях, дает возможность представить все многообразие культур семей наших учеников. Свои работы представили ученики 9а класса Сулейман Шах Александр, который рассказал о традициях своей русско-афганской семьи, воспитывающей троих детей, и Фасахов Роман, ученик 10в класса, представивший свою семью, которая объединила две национальности: татарскую и башкирскую. На конкурсе они заняли 1 и 2 места соответственно. И вот к каким выводам пришли ребята:

Признание, равенство и уважение

Взаимодействие, дружба, галантность

Вера любая без принуждения –

Это и многое есть толерантность.

А ведь это не только толерантность, но те самые семейные ценности, которые составляют основу настоящей, крепкой семьи.

Все это присутствует в их семьях, которые держатся на любви, верности и уважении. Многонациональные семьи – это соединение культур, религий, традиций и обычаев, но это не мешает им быть вместе, заботиться друг о друге, уважать своих бабушек и дедушек, быть счастливыми.

В рамках Всероссийского конкурса «Почта России» учащиеся 10в класса

Куров Андрей, Тарасова Анастасия, Синицын Андрей участвовали в номинации «Истории и легенды моей семьи». Это были письма, рассказывающие о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны.

Вот отрывки из этих писем: «Я очень горжусь тем, что в моей семье был такой человек, как мой прадед, Соловьев Николай Иванович. И я, и мои будущие дети всегда будут помнить, и уважать его, как героя, как защитника Родины и как своего прадеда!» (Тарасова Анастасия 10в класс)

« Я смотрю на доброе, любящее лицо моей бабушки, сплошь покрытое морщинами, и думаю: «Сколько же ты, моя дорогая, пережила и сохранила жизнелюбие, душевность, чувство юмора... Сколько стонов, плача, глухих рыданий было в каждом доме, в каждой семье…»

Хочется от всей души сказать «спасибо» всем тем, кто перенес тяжелые дни войны в плену, в тылу, проявил мужество и бесстрашие на полях боев и в тылу врага, защищая свободу и независимость Родины, пронес знамя Победы сквозь страшные военные годы, тем, кого с нами уже нет, и тем, кто живет рядом.» (Синицын Андрей 10в класс)

«Вся семья гордится нашим «семейным» героем, Савеловым Василием Львовичем, мы чтим его память, храним немногие фотографии, которые остались в семейном архиве, и стараемся передавать рассказы о нем из поколения в поколение» (Куров Андрей 10в класс)

Участие в таких конкурсах обогащает детей, способствует передаче от одного поколения к другому особой духовно-нравственной, отечественной традиции, сближает семьи, укрепляет любовь, вселяет в души близких людей взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Ведь именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

А наша учительская задача – стараться всячески способствовать развитию интереса ребенка к истории своей семьи, ее истокам.



Похожие:

М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconМодульно-рейтинговая система как технология мониторинга компетентностно ориентированного образования в профильном обучении карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Лицей №1»
Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» г. Березники
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconПлан работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год
Куляндина Е. В. учитель русского языка и литературы высшей категории
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconЩербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы. Тема опыта: Использование элементов театрализации на урок
Сведения об образовании: высшее, Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова, 1990 год, учитель русского...
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconСистема работы по подготовке к егэ на уроках русского языка
Учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу «сош№17» п. Солнечнодольска
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования брюховецкий район «формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время»
Автор опыта Погорелая Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории моу сош №1 станицы...
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за 2009-2010 учебный год
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconКабинет русского языка и литературы мбоу «Ляховская сош» Меленковского района Владимирской области
Заведующая кабинетом: Баранова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconОтчёт по предмету учителя русского языка и литературы
В школе №10 я работаю с 2004 года учителем русского языка и литературы. В 2005/2006 учебном году я работала в 5-ом, 6-ом и 11-ом...
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы учреждений образования г. Новополоцка на 2012/2013 учебный год
Тема: Предупреждение типичных ошибок и затруднений учащихся при освоении содержания русского языка и литературы
М. Е. учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу лицей №395 г. Санкт-Петербург Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема Проектная деятельность учащихся на урок iconРабота с текстом на уроках русского языка. Подготовка к егэ. Панькина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Черлакская муниципальная гимназия»
Одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших классах это обучение сочинению-рассуждению. Этот вид работы...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты